"Поэзия Фета - сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу…"
"…"
(К.Д.Бальмонт)
Распахни мне объятья твои,
Густолистый, развесистый лес!
Движение реализма в русском искусстве было настолько мощным, что все выдающиеся художники испытали на своем творчестве его влияние. В поэзии А. А. Фета это влияние реализма в особенности сказалось в стихах о природе.
Фет - один из замечательнейших русских поэтов-пейзажистов. В его стихах во всей своей красоте предстает и русская весна - с цветущими деревьями, первыми цветами, с журавлями, кричащими в степи. Мне кажется, образ журавлей, так любимый многими русскими поэтами, впервые обозначил Фет. В поэзии Фета природа изображена детально. В этом плане он новатор.
До Фета в русской поэзии, обращенной к природе, царило обобщение. В стихах Фета мы встречаем не только традиционных птиц с привычным поэтическим ореолом - как соловей, лебедь, жаворонок, орел, но и таких как бы простых и непоэтичных, как сыч, лунь, чибис, стриж.
Например: Рслышу СЏ РІ изложине росистой Вполголоса скрыпят коростели - Знаменательно, что здесь РјС‹ имеем дело СЃ автором, который РїРѕ голосу различает птиц Рё более того - замечает, РіРґРµ эта птица находится. Рто, конечно, РЅРµ просто следствие хорошего знания РїСЂРёСЂРѕРґС‹, Р° любовь Рє ней поэта, давняя Рё обстоятельная. РџРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, РІ работе над стихами Рѕ РїСЂРёСЂРѕРґРµ автор должен обладать незаурядным РІРєСѓСЃРѕРј. Потому что РІ РёРЅРѕРј случае РѕРЅ тут же рискует впасть РІ подражание народной РїРѕСЌР·РёРё, которая изобилует такими вариантами.
Прав С. Я. Маршак в своем восхищении свежестью и непосредственностью фетовского восприятия природы: "Его стихи вошли в русскую природу, стали ее неотъемлемой частью, чудесными строками о весеннем дожде, о полете бабочки, проникновенными пейзажами". На мой взгляд, Маршак точно заметил и еще одну особенность поэзии Фета: "Природа у него - точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ... Если назойливая современность и вторгается иной раз в этот замкнутый мир, то она сразу же утрачивает свой практический смысл и приобретает характер декоративный".
Как важную грань Фета-пейзажиста хочу отметить его импрессионизм. Рмпрессионист РЅРµ чурается внешнего РјРёСЂР°, РѕРЅ Р·РѕСЂРєРѕ вглядывается РІ него, изображая его таким, каким РѕРЅ представляется его мгновенному взгляду. Рмпрессиониста интересует РЅРµ предмет, Р° впечатление: Лишь ты РѕРґРЅР° скользишь стезей лазурной; Недвижно РІСЃРµ окрест... Да сыплет ночь своей бездонной СѓСЂРЅРѕР№ Рљ нам мириады звезд. Читателю СЏСЃРЅРѕ, что внешний РјРёСЂ изображается здесь РІ том РІРёРґРµ, какой ему придало настроение поэта.
РџСЂРё всей конкретности описания деталей РїСЂРёСЂРѕРґР° РІСЃРµ равно как Р±С‹ растворяется Сѓ Фета РІ его лирическом чувстве. РџСЂРёСЂРѕРґР° Сѓ поэта очеловечена, как РЅРё Сѓ РѕРґРЅРѕРіРѕ его предшественника. Цветы Сѓ него улыбаются, звезды молятся, РїСЂСѓРґ грезит, березы ждут, РёРІР° "дружна СЃ мучительными снами". Рнтересен момент "отклика" РїСЂРёСЂРѕРґС‹ РЅР° чувство поэта: ...РІ РІРѕР·РґСѓС…Рµ Р·Р° песнью соловьиной Разносится тревога Рё любовь. РћР± этом двустишии Лев Толстой писал: "Роткуда Сѓ этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?"
Надо полагать, что Лев Николаевич Толстой, одновременно "ворча", признал в Фете великого поэта. Он не ошибся. Фет крепок и в любовной лирике. Его пейзажный багаж пригодился ему в его романтических стихотворениях о любви. Я бы сказал, что он всегда выбирал темой для своих стихов только красоту - в природе, в человеке. Сам поэт был уверен: "без чувства красоты жизнь сводится к кормлению гончих в душно-зловонной псарне". Красота его ритмов и пейзажей всегда будет украшать нашу жизнь.