"Последний день приговоренного к смерти" В. Гюго в свете экзистенциальной философии
Глава I. Ркзистенциализм. Рстоки. Основные положения
Глава II. "Существование"
Глава III. "Рспытание"
Глава IV. "Познание"
Глава V. Обретение сущности"
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что человечество всегда волновал вопрос о смысле жизни, об оправданности испытаний, праве убивать и умирать.
Цель: Найти новые грани романтического произведения путем его переосмысления в свете одного из важнейших философских течений XX века.
Задачи:
Обосновать элементы сходства между романтическим произведением В. Гюго "Последний день приговоренного к смерти" и основными положениями философии экзистенциализма.
Сделать попытку их систематизации.
Воссоздать на практике полученные доводы, путем написания литературного произведения (сценарий).
Предметом изучения стал текст В. Гюго "Последний день приговоренного к смерти".
Объектом - проблематика смысла жизни и смерти в культурном сознании.
Виктор Гюго (1802-1885) - крупнейший французский романтик, самый яркий представитель французского романтизма, его теоретик. Он сыграл выдающуюся роль в создании романтического романа, в реформе французской поэзии, в создании романтического театра.
В своих произведениях он обосновывает право художника на свободу творчества, критикует догматизм классицистов. Нужно отметить, что Гюго делает попытку показать зависимость внутреннего мира человека от обстоятельств его жизни. Великие произведения ("Собор Парижской богоматери", "Отверженные", "Человек, который смеется") подтверждают это.
По-своему интересен путь, который прошел писатель от реакционных убеждений юности до демократизма в зрелости. Ранние произведения ("Ганн исландец", "Кромвель") уже тогда были отмечены ненавистью к правящим кругам и озабоченностью судьбой простого человека. Но среди всех этих творений молодого Гюго особое место занимает повесть "Последний день приговоренного к смерти".
Рто произведение было написано РІ 20С… годах XIX века. Французское общество изначально РЅРµ приняло эту повесть. РћРЅРѕ обвиняло молодого писателя РІ РґСѓСЂРЅРѕРј РІРєСѓСЃРµ, РІ отступлении РѕС‚ канонов классицизма (романтизм РІРѕ Франции РІ то время еще только зарождался), Р° недоброжелатели увидели РІ нем даже призыв Рє революции. Р’ последствии, РєРѕРіРґР° романтизм вступил РІ СЃРІРѕРё законные права, Р° слава романов Гюго затмила РІСЃРµ предыдущее написанное РёРј, то эта повесть была отодвинута РЅР° второй план, Р° затем Рё РІРѕРІСЃРµ забыта. РќРѕ написанная так давно, повесть поражает своей актуальностью сегодня.
Гюго рассказывает историю приговоренного к смерти человека. При этом писатель не сообщает о конкретной вине преступника, а делает акцент на его внутреннем мире, переживаниях и мыслях (повествование ведется от лица приговоренного). Как говорил сам Гюго, его роль здесь - "роль ходатая за всех возможных подсудимых, виновных или невинных, перед всеми судами и судилищами, перед всеми присяжными, перед всеми вершителями правосудия".
Приговоренный - человек без имени, без настоящего и будущего. Такой обреченности, такого одиночества, наверное, больше и не встретить во всех остальных произведениях великого Гюго.
"Последний день приговоренного Рє смерти" выпадает РёР· общего числа романтических произведений французского писателя. РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны "Последний день…" - романтизм, Р° СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ - РІСЂРѕРґРµ Р±С‹ Рё нет. РЈР¶ очень неоднозначна Рё загадочна эта повесть. РќРѕ некоторая недоговоренность, недосказанность - обязательное условие Рё художественного текста Рё философского произведения. Рто РІС…РѕРґРёС‚ РІ логику романтического направления, следовательно, метод экзистенциального анализа приложим Рє анализу романтического произведения.
Таким образом, вполне естественной Рё логичной представляется попытка осмысления этого произведения РІ свете экзистенциальной философии. Рменно РІ такой постановке проблемы видится РЅРѕРІРёР·РЅР° исследования.
Работа состоит из V глав. В I главе дается краткий обзор основных понятий экзистенциальной философии. Главы с II по V непосредственно посвящены самому исследованию основных положений экзистенциализма в их ретроспективном сопоставлении с текстом романтического произведения. Приложение представляет собой обоснование на практике (написание сценария) полученных в ходе исследования доводов.
Глава I. Ркзистенциализм. Рстоки. Основные положения
Философия экзистенциализма возникла РІ Германии РІСЃРєРѕСЂРµ после первой РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹, РІ условиях, РєРѕРіРґР° РїРѕРґ влиянием существенных социальных перемен происходили резкие изменения РІ общественном сознании. Смутное сознание конца исторической СЌРїРѕС…Рё породило апокалипсические настроения, общую неуверенность Рё тревогу, перемещающие центр тяжести философских интересов РёР· теории познания Рё логики научного исследования РЅР° проблемы человека, общества, истории. Ркзистенциализм РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ остается наиболее распространенной Рё даже господствующей формой современного иррационализма.
Основоположники и основные представители экзистенциализма в Германии: Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс; во Франции: Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мерло-Понти.
В мировоззрении экзистенциализма сливаются три философские тенденции: философско-теологические размышления Кьеркегора, иррациональная "философия жизни" от Ницше до Дильтея и феноменология Гуссерля и Шиллера. (2). Свою цель экзистенциалисты находят в познании каждым человеком своей "сущности" через испытание собственного "я". Причем экзистенциалист в субъективном познании стремится к свободе внешней и внутренней. Огромную роль в жизни человека играет его "выбор", который обуславливает поведение, мировоззрение, отношение к обществу и в конечном итоге к самому себе. Таким образом, в своем исследовании я приняла за основные и исходные следующие экзистенциальные понятия:
"Существование".
"Рспытание".
"Выбор".
"Познание".
"Сущность".
Глава II. "Существование"
Существование (позднелат. - ex (s) istentia) - центральное понятие Р., определяется как специфически человеческий СЃРїРѕСЃРѕР± существовать РІ РјРёСЂРµ: РІ отличие РѕС‚ простого (самотождественного) бытия вещи, человек есть несовпадение СЃ самим СЃРѕР±РѕР№, присутствие СЃ СЃРѕР±РѕР№ Рё СЃ РјРёСЂРѕРј; РѕРЅ РЅРµ некая "устойчивая субстанция", Р° "беспрерывная неустойчивость", "отрыв всем телом РѕС‚ себя", постоянное выступание РІРѕРІРЅРµ, РІ РјРёСЂ. Человек должен постоянно делать себя человеком, его бытие есть постоянная постановка себя РїРѕРґ РІРѕРїСЂРѕСЃ, Рё РѕРЅ "должен быть тем, что РѕРЅ есть", Р° РЅРµ "просто быть". Сложная Рё противоречивая жизнь человека РЅРµ поддается усилиям рассудка осмыслить ее, результатом чего является "бессилие мысли", настоящий "скандал для рассудка", Р° отсюда переход Рє мифу. Рными словами, человеческое существование, "экзистенция" неподвластна разуму. Ркзистенциализм РІРѕСЃРїСЂРёРЅСЏР» также ницшевское принижение мысли, разума как того, что принадлежит РЅРµ индивидуальному существованию человека, Р° его общественной, стадной РїСЂРёСЂРѕРґРµ, Р° потому выражает РІ человеке обобщенное, поверхностное, усредненное Рё посредственное. (2)
Обращаясь к произведению Гюго, можно обнаружить, что жизнь приговоренного как таковую можно разделить на две части: существование до заключения и непосредственно существование во время заключения.
1) Существование до заключения. О существовании героя в мирной жизни мы можем узнать из следующих сцен:
Детские воспоминания (гл. XXXIII).
РЎРѕРЅ (РіР». XLII).
Встреча с дочерью (гл. XLIII).
РЎСѓРґ (РіР». II).
В главе XXXIII в памяти героя всплывают воспоминания о его детстве, о первой любви, когда он, будучи ребенком, гулял по аллее сада.
"…Видится РјРЅРµ, как СЏ, ребенком, веселым, румяным школьником, вместе СЃ братьями играю Рё бегаю РїРѕ большой зеленой аллее запущенного сада, РіРґРµ прошли РјРѕРё ранние РіРѕРґС‹; …Спустя четыре РіРѕРґР° СЏ СЃРЅРѕРІР° там, РІСЃРµ еще мальчиком, РЅРѕ уже мечтательным Рё пылким. Р’ пустынном саду СЃРѕ РјРЅРѕСЋ вместе девочка-подросток. …На душе Сѓ меня было как РІ раю. Ртот вечер СЏ Р±СѓРґСѓ помнить РІСЃСЋ жизнь. Р’СЃСЋ жизнь!" (1)
Такая экспрессивная и эмоциональная концовка свидетельствует об эмоциональном состоянии, о переживаниях героя, связанных с сожалением и невозможностью больше что-то изменить в своей жизни. Безусловно, герой ностальгирует по своему прошлому существованию. Но это было ровно текущее существование.
Р’ главе XLII идет речь Рѕ СЃРЅРµ заключенного. Ртот СЃРѕРЅ РїРѕ сути можно назвать пророческим Рё символическим, так как здесь присутствуют недвусмысленные признаки смерти Рё СЃСѓРґСЊР±С‹: свеча, золоченые рамы РЅР° красных РѕР±РѕСЏС…, старуха. Рљ тому же здесь герой упоминает Рѕ СЃРІРѕРёС… РґСЂСѓР·СЊСЏС….
"…Я сижу в своем кабинете с двумя-тремя друзьями; Мы с друзьями шепотом разговариваем о чем-то страшном". (1) (см. Приложение ч.2)
Отсюда возникает ощущение, что приговоренный мог состоять в числе какой-то шайки преступников, а может быть и в какой-либо политической оппозиционной партии, которые были весьма распространены во времена Гюго во Франции. Правда, это все только предположения, поскольку мы не знаем, какое именно преступление совершил герой.
Сцена, описанная РІ главе XLIII, является РѕРґРЅРѕР№ РёР· важных, ключевых сцен повествования. Здесь рассказывается Рѕ встрече героя-отца СЃ его дочерью. Рта сцена очень сильна РїРѕ своей смысловой Рё эмоциональной нагрузке.
"…Она удивленно смотрела на меня и безропотно терпела ласки, объятия, поцелуи, только время от времени с беспокойством поглядывала на свою няню, которая плакала в уголке…. Она забыла мое лицо, интонации голоса. …Значит, она уже не помнит меня!... Значит, я уже не отец!... Последняя нить, связывавшая меня с жизнью, порвана. Я готов ко всему, что со мной собираются сделать". (1)
Оказывается, что у нашего героя есть семья: мать, жена, дочь. На протяжении всего произведения он часто о них упоминает. Но мы видим, что искреннюю привязанность и любовь приговоренный испытывает лишь к своей маленькой дочке.
О сцене в суде поговорим немного ниже, в связи с необходимостью задержать на ней взгляд и разобрать более подробно.
Таким образом, мы можем составить портрет приговоренного: молодой человек (двадцати с лишним лет), женат, имеет ребенка, состоял в какой-то серьезной, по всей видимости, подпольной организации, совершил преступление, за которое был приговорен к смертной казни.
2) Существование РІРѕ время заключения. Само заключение Рё существование героя РІ нем вернее было Р±С‹ отнести Рє следующему этапу жизни, который РІ соответствии СЃ экзистенциальным учением может быть определен как "испытание", поскольку именно здесь герой ставится РІ СЂСЏРґ экстремальных ситуаций, разрешение которых РЅРµ зависит РѕС‚ него самого. Рменно этот фрагмент жизни РѕРЅ проведет наедине СЃ самим СЃРѕР±РѕР№, отгороженный РѕС‚ остального РјРёСЂР° толстой Рё крепкой тюремной стеной.
Глава III. "Рспытание"
Рспытание. Ркзистенциальное рассмотрение бытия РЅРµ сводится Рє утверждению, что существование есть совокупность ощущений или что РѕРЅРѕ есть понятие, как считали Беркли Рё Гегель. Более того, "то, что РІСЃСЏРєРѕРµ наличное бытие есть сознание, РЅРµ означает, что РІСЃРµ есть сознание, РЅРѕ лишь что для нас существует только то, что вступает РІ сознание, которому РѕРЅРѕ является" (Ясперс). Следовательно, существует бытие РІ себе: РјС‹ только РЅРµ можем его знать. Р’ то же время РјС‹ осознаем бытие только как бытие РІ сознании, РЅРѕ РЅРµ РІ познающем, безличном, "чистом" сознании науки, Р° РІ эмоционально напряженном, "экзистенциальном" сознании. "Ркзистенциальность" этого сознания, РІ которой мысль Рё разум выступают лишь как отчужденные его моменты, обусловливает иррациональность картины РјРёСЂР°, общества Рё РёРЅРґРёРІРёРґСѓСѓРјР°, рисуемой экзистенциализмом. (2) Ситуация испытания (без возможности совершить выбор) Сѓ Гюго актуализирует проблему соотношения бытия Рё человека.
Жизнь за решеткой ставит приговоренного именно в эмоционально напряженное состояние, вызванное рядом испытаний. Вот основные и самые важные из них:
Рспытание физической несвободой.
Рспытание одиночеством.
Рспытание оставшимся РґРѕ казни временем.
Физическая, или реальная несвобода является основным и исходным испытанием в существовании приговоренного во время заключения. Человека вырывают из внешней среды, изолируют от общества, помещают в темную маленькую камеру, в которой ему придется сидеть вплоть до исполнения приговора. Таким образом, заключенный остается наедине с самим собой, наедине со своими ощущениями и со своими мыслями. (см. Приложение ч.3)
"…Я замурован в четырех голых холодных каменных стенах; я лишен права передвигаться и видеть внешний мир, …я все время один на один с единственной мыслью, с мыслью…о наказании и смерти". (Гл. VI). (1)
Ощущение одиночества, столь характерное для экзистенциализма, не покидает приговоренного на протяжении всего действия. Можно сказать, это "сквозное" ощущение, которым пропитан весь текст повести от начала и до самого конца.
"…Почему бы мне в моем одиночестве не рассказать себе самому обо всем жестоком и неизведанном, что терзает меня. …Кстати, единственное средство меньше страдать - это наблюдать собственные муки и отвлекаться, описывая их…". (Гл. VI). (1)
Безусловно, одиночество - это не состояние, а испытание. Рприговоренный проходит это испытание. Он находит средство против него - наблюдать, упиваться этим ощущением пока это возможно. В итоге, приговоренный в полной мере понимает всю свою ничтожность, понимает то, что он - не хозяин своей судьбы и, что самое главное и страшное, не знает, сколько дней ему осталось жить.
Приговоренный не знает и не имеет возможности узнать о своем будущем. Рэта неосведомленность, загадка вызывает у него чувство страха, страха перед завтрашним днем. Приговоренный живет в готовности и в страхе смерти.
Ркзистенциалистские категории "страха", "заботы" выражают трагическое положение современного человека РІ разорванном отчужденном обществе. Р’ "человеческом существовании" превратно отражаются его реальные противоречия, его заботы, страхи Рё опасения, его обреченность.
Рнтересная особенность. Вместо того чтобы дать человеку лозунг Р±РѕСЂСЊР±С‹, экзистенциалист РіРѕРІРѕСЂРёС‚ ему: "Перестань бороться, РІСЃСЏ твоя Р±РѕСЂСЊР±Р° - пустяки". Ркзистенциализм предпочитает Р±РѕСЂСЊР±Рµ познание. (2) (СЃРј. Приложение С‡.2)
Таким образом, приговоренный обречен на испытание и познание.
Глава IV. "Познание"
Познание - одно из ключевых понятий экзистенциализма, где во главу угла ставится "человеческий субъект", познающий через страдания (испытания) свою сущность. Фактически же экзистенциализм рисует картину социального субъекта.
Познание включает в себя важный элемент-понятие - "Выбор".
IV.I.
"Выбор".
Ркзистенциалистам человеческое общество Рё тем более история представляется неким безликим бесформенным потоком, стремящимся Рє небытию Рё несвободе. Чтобы выйти РёР· этого потока, надо стать свободным, Р° чтобы стать свободным, надо, прежде всего, сделать выбор. Причем для каждого человека РѕРЅ СЃРІРѕР№. Р’СЃРµ экзистенциалисты считали, что РїРѕ-настоящему независимым Рё верным выбор будет тогда, РєРѕРіРґР° субъект делает его перед лицом смерти. Рэто суждение еще Рё еще раз невольно заставляет обратиться Рє Гюго.
Можно сказать, что, именно совершив преступление, приговоренный сделал свой выбор. Он догадывался, к каким последствиям этот шаг может привести, но в то же время приговоренный внутренне не готов ни к одному из возможных исходов, кроме, разумеется, оправдания. В главе II подробно описывается сцена суда над ним во время вынесения судебного приговора.
Приговоренный внутренне спокоен, он едва ли не с надеждой и детской доверчивостью ждет вынесения вердикта. Доказательством этому служит его внимание к окружающей обстановке. Приговоренный с удовольствием подмечает, что за окном стоит хорошая погода, слышит и упивается звуками города. "…Откуда было взяться мрачной мысли посреди таких ласкающих впечатлений? Упиваясь воздухом и солнцем, я мог думать только о свободе; этот сияющий день зажег во мне надежду; и я стал ждать приговора так же доверчиво, как ждет человек, чтобы ему даровали свободу и жизнь…". (1)
Встает вопрос: а осознанно ли приговоренный сделал свой выбор? Кажется, что нет. Потому легкомысленной выглядит эта беспечность на суде.
Можно сказать, что это легкомыслие связано с никогда не покидающим героя устремлением к позитивному исходу, которое живет внутри него наряду с постоянным ощущением своей ничтожности и одиночества. Для экзистенциалистов всякое проявление надежды является признаком слабости. Действительно, приговоренный мог бы принимать ситуацию абсолютно однозначно и покориться ей, но он этого не делает. Рвсе-таки это не является утверждением того, что приговоренный слаб. Просто он является всего-навсего образчиком "обыкновенного человека".
IV. II.
"Приговоренный - "обыкновенный человек".
В зависимости от того, какой модус времени оказывается выдвинутым на первый план, - будущее, направленность к смерти, или настоящее, обреченность вещам, - в зависимости от этого человеческое бытие будет подлинным или неподлинным. Неподлинное бытие выражается в том, что "мир вещей" заслоняет от человека его конечность. Поскольку в качестве сущего, с которым встречается человек в мире, могут выступать или вещи, или другие люди и поскольку та среда, в которую погружается человек, является или вещественно-природной, или социальной, то неподлинное бытие представляет собой такой способ существования, при котором человек оказывается целиком поглощенным своей средой, предметной или социальной.
Неподлинное существование коренится в самой структуре "заботы", "страха", а потому оно не может быть устранено каким бы то ни было преобразованием среды.
Характерной особенностью неподлинного, "отчужденного" бытия человека, является своеобразная структура его отношений с другими людьми. При неподлинном существовании этот момент совместного бытия имеет особый характер.
Р’Рѕ-первых, поскольку человек рассматривает себя РїРѕ аналогии СЃ РґСЂСѓРіРёРј человеком, то возникает так называемый объективный взгляд РЅР° личность, РїСЂРё котором РѕРЅР° оказывается вполне заменимой любой РґСЂСѓРіРѕР№ личностью. Рта взаимозамещаемость называется РїРѕ Хайдеггеру феноменом усредненности. Появляется некая фикция "среднего", простого, "обыкновенного" человека, которая ставится РЅР° место действительного человека Рё принимается Р·Р° такового.
Во-вторых, поскольку индивиды становятся взаимозаменяемыми, то "другой" не есть уже кто-то вполне определенный, а, напротив, "любой другой", "другой" вообще. По сути дела это - отчужденный человек повседневности, которого Ясперс называл носящим "скорлупу", вросшим в нее.
"Подлинное существование" выступает, по существу, как осознание, познание человеком своей историчности, конечности, свободы. Анализ этого состояния раскрывает глубочайшие тайны человеческого существования и превращает отчуждение как факт "неподлинного" существования в познание его, т.е. в отчуждение как "подлинность". (2)
Таким образом, приговоренный является образцом "обычного" человека, потому что он:
Не направлен к смерти.
Полностью поглощен в окружающую среду.
Рспытывает страх, "заботу".
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· этого, можно сказать, что существование приговоренного РІРѕ время заключения является СЃ точки зрения экзистенциализма "неподлинным".
За день до казни приговоренный впадает в некоторый гомеостаз, его охватывает какое-то созерцательное спокойствие, и даже кажется, что герой встал на "истинный", "подлинный" путь.
"…Ну что ж! Соберем все мужество перед лицом смерти и прямо взглянем ей в глаза. Пусть ответит нам, что это такое и чего от нас хочет, со всех сторон рассмотрим эту жестокую мысль, постараемся расшифровать загадку и заглянуть в могилу…". (Гл. XLI). (1)
Кажется, что приговоренный идет на встречу смерти, кажется, что он побеждает сидящего внутри него "среднего" человека. Рэто короткое по длительности состояние можно сравнить с так называемой экзистенциальной "тошнотой".
"Тошнота" - это предшествующий "обретению сущности" итог, итог "испытания" и "познания". Характеризуется экзистенциалистами как некоторое относительно ровное, спокойное состояние субъекта.
Но "тошнота" быстро пройдет, поскольку приговоренный так до конца и не сможет оторваться от окружающей реальности. В его душе снова поселится страх смерти.
Глава V. Обретение сущности"
Ртог жизни приговоренного неоднозначен Рё может быть двуполярным, поскольку повесть Гюго имеет открытый финал.
Два полюса, два исхода:
Героя казнят.
Героя оправдывают.
Прежде чем раскрыть эти предположения стоит ввести расширенное экзистенциальное понятие "свободы".
"Свобода" - ключ ко всему мировоззрению экзистенциализма, как в его теоретических построениях, так и в практических выводах. Свобода ставит человека вне закономерности и причинной зависимости, она выражает метафизический разрыв с необходимостью как в ее объективном материалистическом понимании, так и с логической необходимостью. Настоящее не находится в закономерной связи с прошлым, а будущее с настоящим. Свобода предполагает независимость по отношению к прошлому, отрицание его, разрыв с ним. "Свобода - это человеческое существо, выводящее свое прошлое из игры…" (Сартр). Человек может свободно примириться со своей зависимостью. При этом он будет столь же свободен, когда он не приемлет ее, побеждая свою несвободу. (2)
Таким образом, при всех исходах приговоренный останется несвободным. Он не обретет свою настоящую, "подлинную" сущность.
При первом исходе, если бы героя казнили, можно сказать, что его уход не имел бы никакого отношения к обретению внутренней свободы, так как приговоренный, как выяснилось выше, боится смерти и сам не видит в ней способа освобождения.
При втором исходе, если бы героя помиловали, внешняя свобода также бы ничего не говорила об обретении свободы внутренней. Выйдя бы из тюрьмы, герой не смог бы жить в этом мире. Научившись страдать в тюрьме, он бы продолжал страдать и дальше, находя во всей остальной жизни лишь одни противоречия и разочарования. Приговоренный рано или поздно покончил бы жизнь самоубийством, уже в этот раз, обретя настоящую, "подлинную" свободу. (см. Приложение ч.4)
Заключение
Сделав попытку переосмыслить романтическое произведение РІ свете экзистенциальной философии Рё найдя РјРЅРѕРіРѕ общего между повестью "Последний день приговоренного Рє смерти" Рё этим философским учением, СЏ пришла Рє выводу, что это произведение Р’. Гюго, написанное РёРј РЅР° заре его литературной деятельности РІ 20С… годах XIX века РІРѕ Франции, РіРґРµ романтизм еще только-только вступал РІ СЃРІРѕРё права, является анахронизмом (греч. "несоответствующий", "перенесение РІРѕ времени"). Рными словами, эту повесть надо воспринимать РЅРµ как что-то "устаревшее", "забытое", Р°, наоборот, "несоответствующее" своей СЌРїРѕС…Рµ, поскольку - опередившее ее.
В. Гюго опередил свое время, написав это произведение. Вполне логичным было бы его появление в XX веке из-под пера (кто знает?) экзистенциалистов. Я считаю, что эта повесть не по праву загнана в "темный" угол, потому что, как мне кажется, "Последний день приговоренного к смерти" не хуже знаменитых романов доказывает великое мастерство В. Гюго.
Список литературы
1. Гюго Р’. Последний день приговоренного Рє смерти. Рњ., "РР” Флюид", 2005.
2. Современная буржуазная философия. Под ред. А.С. Богомолова. М., "Высшая школа", 1978.