«Пополь-Вух»
“Пополь-Вух” (“Книга народа”) - СЌРїРѕСЃ индейцев киче (народ майя; Центральная Америка). Вероятно, первоначальная версия РєРЅРёРіРё, написанная пиктографическим РїРёСЃСЊРјРѕРј, погибла РІ С…РѕРґРµ испанского завоевания. Дошедшая РґРѕ наших дней СЂСѓРєРѕРїРёСЃСЊ написана уже латиницей. Р’ середине прошлого века РЁ.Р. Брассер РґРµ Бурбур обнаружил СЂСѓРєРѕРїРёСЃСЊ “Пополь-Вух” Рё опубликовал РІ 1861 Рі. вместе СЃРѕ СЃРІРѕРёРј переводом. РЎ этого времени памятник (РёРЅРѕРіРґР° его называют “Библией Центральной Америки”) стал достоянием РјРёСЂРѕРІРѕР№ культуры.
Рздатели разделили “Пополь-Вух” РЅР° четыре части: первая - РєРѕСЃРјРѕРіРѕРЅРёСЏ Рё Р±РѕСЂСЊР±Р° героев СЃ демонами, вторая - нисхождение героев РІ преисподнюю, третья - антропогония, сотворение человека Рё деяния праотцев, четвертая - завершение жизни праотцев Рё дальнейшая СЃСѓРґСЊР±Р° народа киче. РЎ точки зрения происхождения, РєРЅРёРіР° включает РІ себя три произведения: собственно история народа РѕС‚ сотворения РјРёСЂР°, рассказ Рѕ чудесном рождении героев РҐСѓРЅ-РђС…РїСѓ Рё Шбаланке после гибели РёС… отцов РІ преисподней Рё Рѕ мести юных героев Р·Р° РЅРёС…, сказание Рѕ Р±РѕСЂСЊР±Рµ РҐСѓРЅ-РђС…РїСѓ Рё Шбаланке СЃ демоном Р’СѓРєСѓР±-Какишем Рё его сыновьями. Вероятно, эти три произведения РІ доиспанское время существовали самостоятельно, Рё только составитель позднейшей СЂСѓРєРѕРїРёСЃРё объединил РёС…, поставив РѕР±Р° эпических сказания Рѕ РҐСѓРЅ-РђС…РїСѓ Рё Шбаланке РІ середине истории Рѕ сотворении РјРёСЂР° Рё человека.
Рндейские мифы поражают сходством СЃ Библией, РїСЂРё том что ее влияние РЅР° “Пополь-Вух” большинству исследователей видится маловероятным. Прежде всего обращает РЅР° себя внимание то, что Рё там, Рё там триединый Р±РѕРі-громовержец творит РјРёСЂ Словом. Рто отражает общечеловеческие мифологемы Рѕ противопоставлении небесного земному как нечетного четному (небесное единство или триединство - Рё земная парность); понятие Рѕ триединстве как знаке совершенства Рё представление Рѕ небытии как тишине, РєРѕРіРґР° жизнь возникает СЃ первым Р·РІСѓРєРѕРј (СЃСЂ. “Мемфисский теологический трактат”). Творение человека также РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ трижды: поколения глиняных Рё деревянных людей погибают, тогда РёР· зерен РєСѓРєСѓСЂСѓР·С‹ возникают четыре прародителя киче, которые, РІ соответствие СЃ мифологемой первопредка, являются РЅРµ только учредителями обычаев племени Рё посредниками между людьми Рё богами, РЅРѕ Рё источником бед своего народа, встающего РЅР° путь вражды СЃ РЅРёРјРё Рё РІ конце концов вынуждающего РёС… уйти. Борьбой героев СЃ титанами можно назвать сказание Рѕ победе РҐСѓРЅ-РђС…РїСѓ Рё Шбаланке над Р’СѓРєСѓР±-Какишем Рё его сыновьями. Противники героев связаны СЃ силами земли Рё РіРѕСЂ, РҐСѓРЅ-РђС…РїСѓ Рё Шбаланке уничтожают РёС… РїРѕ приказу громовержца Хуракана, причем дистанция между богами Рё героями здесь практически отсутствует; РІСЃРµ действующие лица - герои Рё титаны - выглядят РЅРµ рожденными, Р° бывшими всегда.
Совершенно иная картина в сказании о борьбе с владыками Шибальбы (преисподней). Здесь подробно описываются происхождение рода героев и обстоятельства гибели их отцов, чудесное рождение братьев-близнецов от девы, их месть владыкам Шибальбы, причем испытания, которые герои проходят в преисподней, имеют ярко выраженные черты инициационных мифов.
Несмотря РЅР° СЃРІРѕСЋ уникальность как источника РїРѕ религии, культуре Рё языку индейцев киче Рё выдающиеся литературные достоинства, СЌРїРѕСЃ “Пополь-Вух” РІ Р РѕСЃСЃРёРё мало известен. Перевод, сделанный Рљ.Р”. Бальмонтом СЃ французского издания Рё опубликованный РІ его РєРЅРёРіРµ “Змеиные цветы”, далек РѕС‚ оригинала. Современное издание СЌРїРѕСЃР° Р .Р’.Кинжаловым прошло незамеченным. РќРѕ, несмотря РЅР° незаслуженную безвестность, “Пополь-Вух” был Рё остается РЅРµ менее значимым для РјРёСЂРѕРІРѕР№ литературы произведением, чем “Теогония” Гесиода, “ Рдда”, “Гильгамеш” Рё РґСЂСѓРіРёРµ эпические памятники.
Кинжалов Р .Р’. РљРЅРёРіР° народа киче // Пополь-Р’СѓС…. Рњ.;Р›., 1959. Холл Рњ.Рџ. Рнциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической Рё розенкрейцеровской философии. РќРѕРІРѕСЃРёР±РёСЂСЃРє; Рњ., 1997. РЎ.755-762.