«Песня про купца Калашникова» и «Мцыри»
Татьяна Скрябина
Рдеал личности РІ поэмах Рњ.Р®.Лермонтова
РџРѕСЌРјР° — излюбленный жанр Лермонтова, РёРј было написано около тридцати РїРѕСЌРј (1828–1841), РЅРѕ опубликовал Лермонтов только три РёР· РЅРёС…: «Песню РїСЂРѕ царя Рвана Васильевича, молодого опричника Рё удалого купца Калашникова», «Тамбовскую казначейшу» Рё «Мцыри». «Хаджи Абрек» был напечатан РІ 1835 РіРѕРґСѓ без ведома автора. Такая взыскательность вполне оправдана: среди лермонтовских РїРѕСЌРј немало довольно беспомощных, ученических произведений, РјРЅРѕРіРѕ подражаний, заимствований — особенно РёР· Пушкина («Черкесы», «Кавказский пленник», «Преступник», «Две невольницы»), Байрона, Шиллера. Р’Рѕ время учения РІ Школе гвардейских подпрапорщиков Рё кавалерийских юнкеров Лермонтов писал фривольные, юнкерские РїРѕСЌРјС‹ — «Гошпиталь», «Петербургский праздник», «Уланша». Создавались РёРј Рё ироничные “повести РІ стихах” («Сашка»), которые Лермонтов также РЅРµ считал достойными печати. РќРµ увидел свет Рё «Демон», над которым Лермонтов работал СЃ 1828 РіРѕРґР°.
РџРѕСЌРјС‹ Лермонтова тесно взаимосвязаны СЃ его лирикой. Р’ большинстве РёР· РЅРёС… герой — РѕРґРёРЅРѕРєРёР№, надменный бунтовщик, “странный человек”, напоминающий лирического героя ранних стихотворений («Последний сын вольности», В«Рсповедь», «Боярин Орша»). Так, РїРѕСЌРјР° В«Рсповедь» перекликается СЃРѕ стихотворением В«1831. РСЋРЅСЏ 11-РіРѕ РґРЅСЏВ». Демоническая тема одновременно развивается РІ РїРѕСЌРјРµ «Демон» Рё РІ стихотворениях «Мой демон», «Я РЅРµ для ангелов Рё рая…». РџРѕСЌРјС‹, как Рё лирика Лермонтова, носили исповедальный характер, часто РѕРЅРё представляли СЃРѕР±РѕР№ монолог или диалог героев, становились психологическим портретом исключительной личности. РќРѕ РІ отличие РѕС‚ лирики, лиро-эпический жанр давал редкую возможность показать героя РІ действии, СЃРѕ стороны, РІ самой гуще жизни. Предметом изображения, особенно РІ поэмах 30-С… РіРѕРґРѕРІ, становится столкновение героя СЃ РјРёСЂРѕРј, романтический конфликт. «Мцыри» РЅРµ только раскрывает перед нами внутренний РјРёСЂ, “тайник души” юноши-монаха, РЅРѕ Рё изображает его Р±СѓРЅС‚, конфликт СЃ действительностью. «Мцыри» РЅРµ сводился только Рє исповеди, созданию психологического портрета — РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ лежало повествование Рѕ побеге Мцыри, Рѕ трёх счастливых РґРЅСЏС… блужданий Рё Р±РѕСЂСЊР±С‹. Р’ «Мцыри» множество пейзажей, красочных картин РјРёСЂР°, жанровых сцен.
Р РІСЃС‘ же главным РІ поэмах оставалась РЅРµ “гуща жизни”, Р° выдающаяся исключительная личность, вступающая РІ противоборство СЃ РјРёСЂРѕРј, СЃСѓРґСЊР±РѕР№, людьми. РќРµ случайно РІ заглавия вынесены имена героев: «Джюлио», «Корсар», В«Рзмаил Бей», «Хаджи Абрек», «Мцыри». Юношеские РїРѕСЌРјС‹ Лермонтова РЅРµ столько повествовательные, “сколько лирические, малые РїРѕ объёму, СЃ небольшим числом действующих лиц Рё СЃ мятежным героем, противостоящим окружающей среде” (Р’.Рђ.Мануйлов).
Р’ ранних поэмах РІ поисках исключительного героя Лермонтов обращался Рє неистощимой кавказской теме, искал неординарные ситуации. Так появилась цыганка Гюльнара РІ РїРѕСЌРјРµ «Две невольницы» (1829–1830), молодой черкес Аджи, убивающий муллу («Каллы», начало 30-С… РіРѕРґРѕРІ), бесстрашный мститель Хаджи Абрек («Хаджи Абрек», 1833), губящий СЋРЅСѓСЋ красавицу лезгинку. Кавказский быт, этнографические подробности, фольклор, обычаи, Р° главное — сам герой-горец отличали РїРѕСЌРјС‹ Лермонтова РѕС‚ западноевропейских образцов романтизма. Хотя РїРѕСЌРјС‹ пестрят эпиграфами, цитатами, реминисценциями РёР· Байрона, РІ РЅРёС… РІРёРґРЅРѕ “самобытное нравственное отношение автора Рє предмету” (Р›.Толстой). РќРёРєРѕРіРґР° РЅРµ бывавший Р·Р° границей, Лермонтов РЅР° западноевропейском материале написал всего РґРІРµ РїРѕСЌРјС‹ — «Джюлио» (1830), В«Рспанцы» (1830): кавказская тема вдохновляла его гораздо больше.
Ко многим штампам “массовой культуры” (которых, надо признать, в поэмах Лермонтова немало) поэт подошёл самобытно, подчёркивая роковую обречённость, бунт героев, тему мести и преступления.
Р’ СЃРєСѓРїРѕР№ РЅР° РїРѕСЌР·РёСЋ петербургский период Лермонтов написал три юнкерские РїРѕСЌРјС‹, впоследствии СЃСѓСЂРѕРІРѕ осуждённые философом, религиозным мыслителем Владимиром Соловьёвым Р·Р° нечистоту Рё “полное отсутствие той лёгкости, игривости, грации, какими отличаются, например, подлинные произведения Пушкина РІ этой области”. Рменно “юнкерские поэмы” побудили Владимира Соловьёва назвать РјСѓР·Сѓ Лермонтова “лягушкой, засевшей РІ тине”. Однако РІ «Гошпитале», «Петербургском празднике», «Уланше» Лермонтов обратился РЅРµ Рє экзотическому РјРёСЂСѓ Кавказа, Р° Рє современности — то был “головокружительный прыжок СЃ «небес» романтической РїРѕСЌР·РёРё РЅР° грешную землю” (РЎ.Р. Кормилов).
На “грешную землю” переносит нас и ироническая поэма «Сашка» (1835–1836), в которой Лермонтов то насмешливо, то сочувственно изображает молодого человека с “большой склонностью к разрушению”, “много жившим сердцем” и “гордой душою”. «Сашка» был лишён трагического накала кавказских поэм: в поэме много фривольных, “лёгких мест”, конкретики, современного Лермонтову быта.
Одна из особенностей творчества Лермонтова — ирония над собой, над трагическими ситуациями, над высоким героем романтизма. Параллельно с поэмой «Демон» Лермонтов создавал “сниженную” «Сказку для детей» (1838–1840), в любовной ситуации «Тамбовской казначейши» пародировал любовь Тамары и Демона, воссоздавал любовный треугольник «Песни…» без намёка на героическую торжественность.
Концепция героической личности РІ «Песне РїСЂРѕ царя Рвана Васильевича, молодого опричника Рё удалого купца Калашникова»
Первой опубликованной РїРѕСЌРјРѕР№ Лермонтова стала «Песня РїСЂРѕ царя Рвана Васильевича, молодого опричника Рё удалого купца Калашникова» (1837, напечатана РІ 1838-Рј), которая была написана РІ РѕРґРёРЅ РіРѕРґ СЃРѕ «Смертью поэта», Р° вышла наряду СЃ «Тамбовской казначейшей», отражающей её высокий трагизм РІ РєСЂРёРІРѕРј зеркале современности. Рљ СЂСѓСЃСЃРєРѕРјСѓ средневековью Лермонтов обращался Рё раннее — РІ «Последнем сыне вольности», «Литвинке», «Боярине Орше», противопоставляя высокий РґСѓС… прошлого низменному безвременью 30-С…. Р СѓСЃСЃРєРѕРµ средневековье, как Рё кавказская экзотика, представляло для Лермонтова неистощимый кладезь героики, возвышенных образов, самобытных характеров. РџРѕ меткому замечанию Белинского, Лермонтов предпочитал прошлое настоящему, поэтизировал его. РР· РіСЂСѓР±РѕР№ действительности прошедшего, согласно Белинскому, Лермонтов вынес “вымышленную быль, которая достовернее РІСЃСЏРєРѕР№ действительности, несомненнее РІСЃСЏРєРѕР№ истории”.
«Песня…» была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе — “от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволявшей ему выходить из комнаты” (свидетельство А.А.Краевского). Так, не выходя из комнаты, Лермонтов переносится во времени, становится свидетелем давно минувших событий, усваивает склад старинной речи, подслушивает биение пульса иной эпохи. Поэма Лермонтова до сих пор является единственной в своём роде стилизацией фольклора в большой эпической форме, стих «Песни…» приближен к народной поэзии, в ней использованы характерные для фольклора эпитеты, зачины, “перехваты”, повторы.
Рто была героическая, гуслярная, застольная песня, которая соседствовала РІ творчестве Лермонтова СЃ ангельскими “тихими песнями”, юношескими “романсами” Рё стилизациями («Колокол стонет», «Не знаю, обманут ли был СЏВ», «Светлый призрак дней минувших»). Р’ истории СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ РїРѕСЌР·РёРё «Песня РїСЂРѕ царя Рвана Васильевича, молодого опричника Рё удалого купца Калашникова» занимает РѕСЃРѕР±РѕРµ место — наряду СЃ “вакхическими песнями” Пушкина, «Тихими песнями» РРЅ. Анненского, музыкальным началом Сѓ Блока, «Песней последней встречи» Ахматовой….
«Песня…» описывает страшное для Р СѓСЃРё время опричнины, кровавого правления Рвана Грозного, “бездну ужасов тиранства” (Рќ.Рњ.Карамзин). XVI век — РѕРґРёРЅ РёР· самых СЏСЂРєРёС… Рё трагических периодов РІ истории Р РѕСЃСЃРёРё. Р—Р° РіРѕРґС‹ царствования РванаIV страна изменилась: почти РІ полтора раза увеличилась её территория, были завоеваны Казань, Астрахань, РЎРёР±РёСЂСЊ, Р СѓСЃСЊ упрочила СЃРІРѕС‘ политическое влияние РІ РјРёСЂРµ. РќРѕ цена, которую народу пришлось заплатить Р·Р° эти преобразования, была велика. Рван Грозный утопил РІ РєСЂРѕРІРё РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґ, сотни людей были казнены или насильно пострижены РІ монахи, гнев тирана падал РЅР° целые семьи. Р’ своей В«Рстории государства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕВ» Рќ.Рњ.Карамзин пишет РѕР± “адских вымыслах тиранствах”, Рѕ “всех способах терзать человечество”, Рѕ жестоких пытках непокорных СЂРѕСЃСЃРёСЏРЅ: “Смерть казалась тогда уже лёгкою: жертвы часто требовали её как милости… были сделаны для РјСѓРє особенные печи, железные клещи, острые ногти, длинные иглы; разрезывали людей РїРѕ суставам, перетирали тонкими верёвками надвое, сдирали кожу, выкраивали ремни РёР· спины…” Дружины опричников СЃ собачьими головами Рё мётлами РЅР° сёдлах наводили ужас РЅР° СЂСѓСЃСЃРєРёРµ РіРѕСЂРѕРґР°.
Мрачным было правление Рвана Грозного, мрачной была Рё его жизнь: РванIV утопал РІ разврате, беспрерывно менял жён, РІ приступе ярости СѓР±РёР» старшего сына, постоянно подозревал измену.
Р’ РїРѕСЌРјРµ Лермонтова РЅРµ отражены эти факты, как Рё сведения Рѕ похищениях красивых жён знатных людей, которые поощрял Грозный. Рсторический Грозный конфисковывал имущество казнённых, Р° РЅРµ заботился Рѕ благосостоянии РёС… семей, как это РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІ «Песне…». XVI век РІ изображении Лермонтова — высокое героическое прошлое: РІ РїРѕСЌРјРµ нет РЅРё РѕРґРЅРѕРіРѕ СЏСЂРєРѕ выраженного отрицательного персонажа, ужасы опричнины остаются “за кадром”. Вместе СЃ тем достоверна вседозволенность Кирибеевича, ужас, охвативший Алёну Дмитриевну РїСЂРё его словах Рѕ происхождении РёР· “славной семьи РёР· Малютиной”, нарушение царём своей клятвы помиловать победителя. Да Рё РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ конфликт РїРѕСЌРјС‹ — конфликт между удалым, благородным, независимым Калашниковым Рё кромешником, “лукавым рабом” царя Кирибеевичем, — безусловно, прочитывается РІ контексте “лютого времени”. Проблематика РїРѕСЌРјС‹ РЅРµ сводится Рє противопоставлению века незаурядных людей Рё унылой современности.
Р’ центре «Песни» — РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ чести Рё бесчестии, ключевой РІРѕРїСЂРѕСЃ лермонтовских произведений. Желая уничтожить своего врага, Арбенин предаёт его честь РЅР° поругание («Маскарад»). Рћ клятве верности Рё чести РіРѕРІРѕСЂРёС‚ солдат-артиллерист РІ стихотворении «Бородино». Печорин ставит честь превыше жизни. Примечательно, что Рє роману Рѕ Пугачёве Пушкин также выносит эпиграф, связанный СЃ честью: “Береги честь смолоду”. Рто понятие является для Пушкина, Р° затем Рё для Лермонтова мерилом поступков Рё нравственности героев. «Песня» создавалась РІ РѕРґРёРЅ РіРѕРґ СЃРѕ стихотворением «Смерть поэта», которым Лермонтов откликнулся РЅР° гибель Пушкина, пожертвовавшего жизнью ради чести семьи. Р’ «Песне…», отстоящей РѕС‚ событий 1837 РіРѕРґР° РЅР° три столетия, сходная тема — гибель бесстрашного человека Р·Р° вечные ценности, Р·Р° неприкосновенность священных понятий: РґРѕРј, семья, очаг.
Носитель чести в «Песне...» — московский купец Калашников, человек независимого, свободного сословия. Жизненные и нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает:
А зовут меня Степан Калашников,
А я родился от честного отца,
Ржил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью тёмною,
Не таился от свету небесного.
Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов “стоять за правду до последнева”. Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, “народу русскому”, выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям.
Выходя РЅР° поединок, Калашников выполняет РїСЂРѕСЃСЊР±Сѓ жены Рѕ заступничестве: “Ты РЅРµ дай меня, СЃРІРѕСЋ верную жену, злым охульникам РЅР° поругание!” Степан Парамонович выступает здесь защитником СЂРѕРґР°, семьи — РІ случае своей смерти РѕРЅ наказывает братьям вступиться Р·Р° его честное РёРјСЏ. Рто РЅРµ просто месть, наказание “бусурманскому сыну”, это Рё РЅРµ страх “злых охульников”: Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. Рђ ведь РѕРЅ РјРѕРі, услышав Рѕ “славной семье” Скуратова, РїРѕРЅСЏРІ, что Кирибеевич — опричник, повести себя иначе. РњРЅРѕРіРёРµ обесчещенные опричниками жёны возвращались РїРѕ домам — Рё семья смирялась СЃ фактом своего бесчестья.
Калашников РЅРµ раскрыл подлинных причин поединка, сказав царю, что СѓР±РёР» Кирибеевича “вольной волею”, то есть без РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ РїРѕРІРѕРґР°, предпочёл плаху обнародованию семейной беды. Р’ этом поступке — безусловное право РЅР° сохранение суверенности, тайны перед лицом власти. Кирибеевич РЅРµ постеснялся РЅР° РїРёСЂСѓ РїРѕ приказу Рвана Грозного разоблачиться перед всеми РІ личном, интимном переживании — любви Рє Алёне Дмитриевне, РЅРѕ вольный купец РЅРµ признаёт вмешательства РІ СЃРІРѕСЋ внутреннюю, сокровенную жизнь. Р’ СЌРїРѕС…Сѓ бесчестья Рё террора Калашников отстаивал честное РёРјСЏ Рё неприкосновенность семьи. Р—Р° это РѕРЅ был казнён Рё погребён РЅРµ РїРѕ христианскому РѕР±СЂСЏРґСѓ, Р° как разбойник — промеж трёх РґРѕСЂРѕРі. РќРѕ, несмотря РЅР° РїРѕР·РѕСЂРЅСѓСЋ казнь Рё погребение РІ “безымянной могиле”, Калашников оставил РїРѕ себе РґРѕР±СЂСѓСЋ память:
Пройдёт стар человек — перекрестится,
Пройдёт девица — пригорюнится.
А пройдут гусляры — споют песенку.
Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и “оклеветанный молвой”, становится народным героем.
Антагонист Калашникова — Кирибеевич. Кирибеевич — опричник, ревностный слуга Рвана Грозного. Опричники (кромешники) — дружина, РІРѕ главе которой стояли Малюта Скуратов, Алексей Басманов Рё РґСЂСѓРіРёРµ любимцы РванаIV. РћС‚ опричников требовалось “не знать РЅРё отца, РЅРё матери, знать единственного государя”, доносить РЅР° изменников, “не дружиться СЃ земскими” (то есть СЃРѕ всеми, РЅРµ записанными РІ опричнину). Р—Р° это Грозный наделял РёС… властью, жаловал РёРј собственность сосланных РґРІРѕСЂСЏРЅ. Рќ.Рњ.Карамзин РІ В«Рстории государства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕВ» пишет: “Скоро увидели, что Роанн предаёт РІСЃСЋ Р РѕСЃСЃРёСЋ РІ жертву СЃРІРѕРёРј опричным: РѕРЅРё были всегда правы РІ судах, Р° РЅР° РЅРёС… РЅРµ было РЅРё СЃСѓРґР°, РЅРё управы. Опричник, или кромешник, — так стали называть РёС…, как Р±С‹ извергов тьмы кромешной, — РјРѕРі безопасно теснить, грабить соседа Рё РІ случае жалобы брал СЃ него пеню Р·Р° бесчестье <...> Затейливый СѓРј Роаннов изобрёл достойный СЃРёРјРІРѕР» для СЃРІРѕРёС… ревностных слуг: РѕРЅРё ездили всегда СЃ собачьими головами Рё мётлами, привязанными Рє сёдлам, РІ ознаменование того, что грызут лиходеев царских Рё метут Р РѕСЃСЃРёСЋ!”
Рљ этой дружине Рё принадлежит Кирибеевич — верный опричник, “лукавый раб”. Рабство Кирибеевича — РІ его безусловном подчинении царскому закону, над которым РѕРЅ РЅРµ признаёт РЅРё совести, РЅРё чести. РћРЅ РЅРµ стыдится раскрыть РЅР° скоморошьем РїРёСЂСѓ СЃРІРѕСЋ “думу крепкую”, обнажить душу перед толпой. Выходя РЅР° Р±РѕР№, РѕРЅ кланяется только царю — РЅРµ поминая РЅРё Бога, РЅРё народа. Для него Р±РѕР№ — потеха РІ царскую СѓРіРѕРґСѓ: “Лишь потешу царя нашего, батюшку”. РќРѕ это РЅРµ мешает Кирибеевичу лукавить перед царём: РЅР° РїРёСЂСѓ РѕРЅ скрывает РѕС‚ Роанна, что Алёна Дмитриевна замужем, Рё заручается его поддержкой.
Отличительная черта натуры Кирибеевича — желание покрасоваться, “нарядом похвастаться”, “показать удальство своё”. Рабская натура, угодничество Кирибеевича порождают в нём желание властвовать, ни в чём не знать отказа. Алёну Дмитриевну он выбирает не только за красоту: его уязвляет её независимость, безразличие к нему, “царскому опричнику”:
У ворот стоят у тесовых
Красны девушки да молодушки,
Рлюбуются, глядя, перешёптываясь,
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается.
Соблазняя Алёну Дмитриевну, Кирибеевич прельщает её завидным положением, богатством: “Станут все тебе завидовать…” Слова Кирибеевича перед поединком звучат дерзким вызовом уверенного в своей победе царского любимца.
Как и положено опричнику, Кирибеевич лишён честного имени — он “бусурманский сын”, без роду, без племени, не случайно Лермонтов величает Калашникова по имени-отчеству, а Кирибеевича — только Кирибеевичем.
Вместе с тем Кирибеевич по-своему незаурядная, яркая личность. Его не назовёшь безликим прихлебателем, в нём, как и в Калашникове, есть удалое начало.
«Песня…» — ответ Лермонтова бескровной, ничтожной современности. Белинский справедливо заметил: “Поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенёсся в историческое прошедшее”. Но и в современной Лермонтову действительности были те, кто “жадною толпой” стояли у трона, были и “невольники чести”. В достойную великую эпоху, как и в “железный” девятнадцатый век, как и в наше время, конфликт чести и бесчестия, независимой гордой личности и “лукавого рабства” не утрачивает своей остроты.
“Огненная душа” Мцыри
Поэма «Мцыри» (1839) явилась последней романтической поэмой Лермонтова. Замысел «Мцыри», как и замысел «Демона», Лермонтов вынашивал в течение нескольких лет. Но если Демон — непримиренный гордый дух, то Мцыри — человек, вступающий в схватку с судьбой, рвущий оковы предопределённости.
Белинский назвал «Мцыри» любимым идеалом поэта. Почему? Что ценит Лермонтов РІ человеке, что возвеличивает? Белинский определил это так: “огненная душа”, “могучий дух”, “исполинская натура”. “Огненная душа” делает юношу-монаха страстным существом. “Могучий дух” проявляется РІ бесстрашной схватке Мцыри СЃ барсом. “Рсполинская натура” СЂРѕРґРЅРёС‚ Мцыри СЃ “людьми прежних дней”, РІ страну которых РѕРЅ мечтает вернуться.
Образ Мцыри сложен: это Рё бунтовщик, Рё чужестранец, Рё беглец, Рё “естественный человек”, Рё жаждущий познания РґСѓС…, Рё сирота, мечтающий Рѕ РґРѕРјРµ, Рё юноша, вступающий РІ РїРѕСЂСѓ столкновений Рё конфликтов СЃ РјРёСЂРѕРј. Однако таким Мцыри явился РЅРµ сразу. «Мцыри» предшествовали сходные РїРѕ сюжету Рё замыслу РїРѕСЌРјС‹: В«Рсповедь» (1831) Рё «Боярин Орша» (1835–1836). Р’СЃРµ три РїРѕСЌРјС‹ — исповеди: герой исповедуется, Р° значит, РїРѕРґРІРѕРґРёС‚ итоги своей жизни, оглядывается назад, анализирует — что вообще очень характерно для РїРѕСЌР·РёРё Лермонтова. Рсповедь — это Рё возглас, упрёк, РІРѕРїСЂРѕСЃ, который исповедующийся обращает перед смертью Рє живым. Примечательно, что испанец-монах (В«Рсповедь»), Арсений («Боярин Орша»), Мцыри исповедуются перед старцами: юность РіРѕРІРѕСЂРёС‚ перед опытом, желание перед отрешённостью, гордый РґСѓС… перед смирением. Рсповедующийся осознаёт тщету СЃРІРѕРёС… усилий: “А душу можно ль рассказать?”, РЅРѕ исповедь даёт ему возможность “жить, хоть мысленно опять”. Подобным образом Печорин РІРЅРѕРІСЊ переживает события своей жизни, занося РёС… РІ журнал («Герой нашего времени» создавался одновременно СЃ «Мцыри»).
Рспанец, Арсений, Мцыри — монахи, РЅРѕ РІ РЅРёС… мало монашеского, это эмоциональные, страстные натуры. РќРµ для РЅРёС… суровый закон монастыря, против которого бунтует сердце:
Пусть монастырский ваш закон
Рукою Бога утверждён,
Но в этом сердце есть другой,
Ему не менее святой.
Объединяет трёх героев лермонтовских РїРѕСЌРј Рё романтический конфликт СЃ РјРёСЂРѕРј: Мцыри чужд людям, Арсений окружён врагами, испанец “ничего РЅРµ ждёт РѕС‚ людей”. РќРѕ РІ отличие РѕС‚ В«Рсповеди» Рё «Боярина Орши» РІ «Мцыри» РЅРµ упоминается любовь как сила, направляющая героя. “Яд любви” РЅРµ отравил сердце Мцыри: юноша стремится обрести Р РѕРґРёРЅСѓ, “припасть Рє РіСЂСѓРґРё родной”.
Р’ юношеской РїРѕСЌРјРµ Лермонтова В«Рсповедь» герой нарушил монастырский закон ради женщины. Р’Рѕ РёРјСЏ любви РѕРЅ совершает таинственное, неведомое читателю преступление, его СЃСѓРґСЏС‚ “за чем, Р·Р° что РЅРµ знал Рё знать РЅРµ РјРѕРі никто”. Осуждённый монах отказывается молить Рѕ спасении, РЅРµ сожалеет Рѕ своей участи. Минуты человеческого, наполненного радостями земной любви бытия для него дороже “жизни без радости Рё бед”. Герой отказывается РѕС‚ рая, если это рай без возлюбленной, без осуществления его жгучих желаний:
Что без неё земля и рай?
Пустые, звонкие слова,
Блестящий храм без божества.
Ресли б рай передо мной
Открыт был властью неземной.
Клянусь, я прежде, чем вступил,
У врат священных бы спросил,
Найду ли там, среди святых,
Погибший рай надежд моих?
Любовь заставляет совершать преступления и Арсения («Боярин Орша»): он вкушает запретной любви, становится разбойником, изменяет своим соотечественникам, переходя на сторону литовцев. Арсений наделён демоническими чертами, чертами “странного человека”, бунтаря и ожесточённого одиночки. Бунт Арсения имеет в поэме символический смысл: он не может смириться не только с собственной участью, но и вообще с судьбой, участью человека, обречённого превращаться в прах. Вместо “чистого сердца” возлюбленной герой находит на её ложе громаду костей:
Так вот всё то, что я любил!
Холодный и бездушный прах!
Обвиняя Арсения, игумен обращается к нему с такими словами:
Безумный, бренный сын земли!
Злой дух и страсти привели
Тебя медовою тропой
К границе жизни сей земной.
Здесь звучит важная для Лермонтова тема “медовой тропы”. “Медовый путь”, РІ понимании игумена, это путь греховного познания сладости жизни, которая запретна для человека Рё оттого ведёт Рє страданию. Герой, вступивший РЅР° “медовую тропу”, стремится увидеть РјРёСЂ, насладиться любовью, вкусить плоды земных удовольствий. РќРѕ вместе СЃ тем “медовый путь” — особый путь, РѕРЅ знаменует РІ РїРѕСЌРјРµ разрыв СЃ законом, выход Р·Р° границу допустимого знания. Рменно так это понято РІ «Мцыри». Лермонтов поставил эпиграфом Рє «Мцыри» библейскую строку: “Вкушая, РІРєСѓСЃРёС… мало мёда Рё СЃРµ аз умираю”. Мцыри искал РЅРµ столько “мёда” наслаждений, сколько СЃРІРѕР±РѕРґС‹, познания, родства. Р’СЃСЏ РІРёРЅР° юноши-монаха — РІ его возвышенных стремлениях: РѕРЅ РЅРµ совершал преступлений, РЅРµ упивался любовью.
В своей последней романтической поэме Лермонтов усложняет и даже переосмысливает намеченные им ранние традиционные образы. Не случайно исследователи подчёркивают сложную синтетическую форму романтической поэмы Лермонтова.
Поэма «Мцыри» имела многолетнюю историю создания. Поводом к её написанию послужила встреча Лермонтова, странствовавшего по Военно-Грузинской дороге в 1837 году, с одиноким монахом, последним обитателем монастыря — бэри. Ребёнком он был пленён генералом Ермоловым. Ермолов вёз его с собой, но мальчик, оторванный от семьи и родного селенья, заболел по дороге. Генерал оставил заболевшего ребёнка монастырской братии, но горец не смог смириться с монастырём, делал попытки к бегству, после одной из таких попыток оказался на краю могилы. Поэма была навеяна и грузинским фольклором, восхищавшим Лермонтова. Так эпизод битвы с барсом восходит к древней грузинской песне «Юноша и барс».
Замысел «Мцыри» намечен Лермонтовым РІ РѕРґРЅРѕР№ РёР· замет 1831 РіРѕРґР°. Лермонтову РІ ту РїРѕСЂСѓ 17 лет — Рё РѕРЅ размышляет Рѕ СЃСѓРґСЊР±Рµ семнадцатилетнего юноши-монаха, томящегося РІ монастыре: “Написать записки молодого монаха 17 лет. — РЎ детства РѕРЅ РІ монастыре; РєСЂРѕРјРµ священных, РєРЅРёРі РЅРµ читал. Страстная душа томится. — Рдеалы…” Р’ этих словах — существо трагедии Мцыри. Мцыри молод, РѕРґРЅР° РёР· черт СЋРЅРѕР№ души — жажда познания, открытия РјРёСЂР°. Мцыри же, “кроме священных, РєРЅРёРі РЅРµ читал”. Его сознание пробудилось, РЅРѕ РЅРµ имеет пищи. Как РѕРґРЅСѓ РёР· причин побега Мцыри называет желание “взглянуть РЅР° дальние поля, узнать, прекрасна ли земля, узнать, для веры иль тюрьмы РЅР° этот свет СЂРѕРґРёРјСЃСЏ мы”. Р’ то же время герой, “который РєРЅРёРі РЅРµ читал”, наделён первозданной чистотой — это “библейский человек”, близкий царству зверей Рё растений. Его РЅРµ страшат стихии, РѕРЅ ловит руками молнии Рё бежит РёР· монастыря РІ “час ночной, ужасный час”, РєРѕРіРґР° РІСЃСЏ братия РІ ужасе молится. Однако попытки Мцыри слиться СЃ РїСЂРёСЂРѕРґРѕР№ обречены РЅР° неудачу. Мцыри вступает РІ схватку СЃ “пустынным барсом” — играющей Рё СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ силой естественного РјРёСЂР°. Естественная среда, СЃ которой стремится слиться Мцыри, противостоит его монашескому воспитанию. Мцыри пытается перепрыгнуть пропасть Рё вернуться РІ совершенно РёРЅРѕР№ культурный РјРёСЂ, РєРѕРіРґР°-то СЂРѕРґРЅРѕР№ Рё близкий ему. РќРѕ разорвать СЃ привычным укладом жизни РЅРµ так просто: Мцыри отнюдь РЅРµ “природный человек”, РѕРЅ РЅРµ умеет ориентироваться РІ лесу, среди изобилия погибает РѕС‚ голода.
За судьбой Мцыри угадывается удел человека, бесконечно одинокого на земле среди “божьего сада природы”. Вокруг Мцыри — прекрасный сад со следами “небесных слёз”. Волшебные голоса ведут речь о “тайнах неба и земли”, и лишь голоса человека нет в этом хоре:
Рвсе природы голоса
Сливались тут, не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.
Сочетание естественности и отчуждённости от мира природы — не единственное противоречие Мцыри. В нём “юность вольная сильна”, и вместе с тем он “слаб и гибок, как тростник”. Бесстрашие, отчаянная смелость соседствуют в его душе с пугливостью. Он рвётся к свободе, но провёл большую часть жизни в тюрьме: “На мне печать свою тюрьма оставила”. Выражая своё восхищение свободным миром, Мцыри сравнивает выси горных хребтов с алтарём (“курились, как алтари”) — и мы сразу узнаём в этом вольном горце “во цвете лет” монаха. Мцыри мечтает обрести дом, но его влечёт в “чудный мир тревог и битв”. Разным началам, непримиримым противоречиям в душе Мцыри “не сойтись никогда”.
Жить для Мцыри значит испытывать сильные чувства, ненавидеть и любить, спускаться в “грозящую бездну”. Он говорит старому монаху: “Ты жил, старик! // Тебе есть в мире, что забыть, // Ты жил, — я также мог бы жить”. Жизнью Мцыри называет три дня, когда он любовался женщиной, сражался с барсом, блуждал в лесу, искал дорогу к дому.
РќРµ только страстная натура Рё жажда познания толкают Мцыри РЅР° побег: “...душа томится. Рдеалы”. Рдеал, РїРѕ которому томится душа Мцыри, — родная сторона. Лермонтов намеренно заменил РІ РїРѕСЌРјРµ слово “бэри” (“монах”) словом “мцыри”, что означает ещё Рё “чужестранец, пришелец”. Р РѕРґРёРЅР° для Мцыри — это детство души, доблестное героическое прошедшее, “люди прежних дней”. РќР° пути Рє идеалу Мцыри отвергает встреченные РёРј искушения: РѕРЅ минует “дружные сакли”, манящий дымок СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕРіРѕ жилья, отказывается РѕС‚ “тайн любви”. Как Рё его предшественник Арсений, Мцыри готов отказаться РѕС‚ райского блаженства:
Увы! За несколько минут
Между крутых и тёмных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял.
Для Мцыри потерянный и вновь обретённый рай родины дороже рая монастырских молитв. Человек пытается вернуться в первозданное, безгрешное состояние, обрести утраченную отчизну. В лирике Лермонтова — это “небо и звёзды”, в поэме — живущий в воображении и памяти Мцыри идеал родной земли. Попытка обречена на провал: природа, время, внутренние противоречия ставят человеку препоны. Его цветущая плоть обращается в прах (дочь боярина Орши), могучий дух заточён в слабое тело (Мцыри), время стирает все следы борьбы (прологи к поэмам). Рвсё же Мцыри не отрекается от своих исканий, не смиряется с жестоким роком. Он хочет найти идеал на земле, а не в заоблачном краю, как это было у героев ранней лирики Лермонтова.
Мцыри заплатил жестокую цену за своё стремление к совершенному, но не отказался от дерзаний. Перед смертью он желает услышать “родной звук”, увидеть вершины Кавказа. Его воображение, его дух не убаюкивает “золотая рыбка”, не усыпляет “сладостный бред”, сулящий “привольное житьё и холод и покой”. Он блуждал, спотыкался и так и не достиг цели. Вместо победы над судьбой он одержал победу над барсом. Но Мцыри не сожалеет о своих поисках, не проклинает, а благословляет свободу. В его образе, как и в образе Печорина, Лермонтов утверждает “вечное искание”, порыв к свободе, право на “беспокойное движение” духа.
Пролог и финал поэмы — космичны, в них участь Мцыри соотносится с вечностью. Монастырь, заведённый порядок, монахи — всё это давно кануло в небытие. Однако всепоглощающее время не может заставить нас сбросить со счёта человека. “Все тревоги и страдания частной судьбы остаются неразрешёнными, её порыв к свободе неудовлетворённым, и исчезновение человека — бесследное исчезновение! — с лица земли отзывается в нашем сознании <...> болезненным диссонансом”, — писал литературовед Ю.Манн.
Вопросы и задания
1. Вспомните определение жанра поэмы.
2. Что характерно для поэм Лермонтова? В чём их самобытность?
3. Владимир Соловьёв сурово осудил Лермонтова за “юнкерские поэмы”. В чём их значение для творчества поэта?
«Песня РїСЂРѕ царя Рвана Васильевича, молодого опричника Рё удалого купца Калашникова»
Подготовьте историческую справку РЅР° тему «Время правления Рвана Грозного. Опричнина». Пользуйтесь В«Рсторией государства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕВ» Рќ.Рњ. Карамзина.
Причины обращения Лермонтова Рє СЌРїРѕС…Рµ СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ средневековья. Какой предстаёт РІ РїРѕСЌРјРµ СЌРїРѕС…Р° правления Рвана Грозного?
«Песня…» датирована 1837 годом. Чем знаменателен этот год для Лермонтова? Какие произведения созданы Лермонтовым в этот период?
Подготовьте сравнительную характеристику Калашникова и Кирибеевича:
1) занятия;
2) жизненные и нравственные принципы;
3) происхождение;
4) поведение перед поединком;
5) отношение к власти;
6) смерть.
Почему конфликт Кирибеевича и Калашникова можно назвать вневременным?
Охарактеризуйте жанр «Песни…». Какие черты поэтики «Песни…» восходят к фольклору?
Прочитайте «Тамбовскую казначейшу». Какие ситуации, темы, конфликты «Песни…» спародированы в поэме?
«Мцыри»
Прочитайте РїРѕСЌРјС‹ Лермонтова В«Рсповедь» Рё «Боярин Орша». Почему РјРЅРѕРіРёРµ исследователи считают эти РґРІРµ РїРѕСЌРјС‹ Рё «Мцыри» этапами воплощения РѕРґРЅРѕРіРѕ замысла?
Почему Белинский называл Мцыри любимым идеалом Лермонтова? Что возвеличил Лермонтов в человеке?
Поясните слова Лермонтова: “Написать записки молодого монаха 17 лет. — РЎ детства РѕРЅ РІ монастыре; РєСЂРѕРјРµ священных, РєРЅРёРі РЅРµ читал. Страстная душа томится . — Рдеалы…”
Понятие Родины.… Что вкладывает в него Мцыри? Какие искушения отвергает герой на пути к родному дому?
Какие противоречия уживаются в душе Мцыри? Найдите подтверждения в тексте.
Подумайте над эпизодом схватки с барсом: его значение, символика, возникновение в художественном сознании Лермонтова.
Какую роль в поэме играет бред Мцыри?
Как вы понимаете эпиграф к поэме?
Смысл пролога «Мцыри». Для чего Лермонтов рисует картины запустения, говорит о разрушительном воздействии времени?
Охарактеризуйте художественные особенности «Мцыри» как поэмы-исповеди.
Почему удел Мцыри можно назвать “уделом человеческим”?
Назовите другие произведения Лермонтова, в которых прославляется “беспокойное движение” духа, порыв к свободе, “вечное искание”.