"Пасхальные яйца" мастерской Сергея Ткаченко
М.В.Нащокина, кандидат архитектуры
Конец 1998 РіРѕРґР° творческий коллектив архитектурной мастерской Сергея Борисовича Ткаченко (РЎ.Р‘.Ткаченко - руководитель, Рћ.Р›.Дубровский, Р.Р.Вознесенский, Рђ.Р’.Кононенко) ознаменовал выпуском серий необычных проектов жилых РґРѕРјРѕРІ Рё офисных зданий. Р’СЃРµ РѕРЅРё так или иначе варьируют форму яйца.
Еще несколько лет назад подобные проекты могли бы существовать только в сфере "бумажной" архитектуры. Сегодня они стали фактом реальной архитектурной практики. Хорошо это или плохо?
В "бумажных" проектах формальную или функциональную идею, не оглядываясь на тяготы ее воплощения, обычно доводят до абсолюта - максимально точного и лаконичного выражения. Озабоченность же реализацией идеи, напротив, заставляет идти на многочисленные компромиссы. Здесь, бесспорно, есть свои плюсы и минусы.
Коллизия столкновения архитектурных фантазий СЃ реальностью легко обнаруживает РёС… жизнеспособность или бесплодность. Рто делает попытки воплощения необычных объемно-пространственных замыслов чрезвычайно интересными. Р’ самом деле, вольно извергать фантастические идеи РЅР° безответную бумагу, РЅРµ считаясь СЃ законами статики Рё СЃ запросами заказчика, Р° РїРѕРїСЂРѕР±СѓР№-РєР° учесть РёС…, оставаясь всецело оригинальным! Собственно, этой целью Рё задался коллектив мастерской Ткаченко.
Первоначальный образ РІРѕР·РЅРёРє случайно. Получив заказ РЅР° проектирование РґРѕРјР° Сѓ Патриарших РїСЂСѓРґРѕРІ, будущие авторы отправились ознакомиться СЃ территорией. РЎРёРґСЏ РІ скверике, вспомнили Булгакова, его "Роковые яйца", Рё... уже РІРЅРµ РІСЃСЏРєРёС… литературных ассоциаций РІРґСЂСѓРі подумали Рѕ РґРѕРјРµ-яйце. Ртому способствовал Рё характер места - тесного углового участка РЅР° пересечении Малой Бронной Рё Ермолаевского переулка. Так родилась идея Millenium house - Дома Тысячелетия, который мастерская сейчас проектирует.Между избранной формой Рё семантикой Дома Тысячелетия (его возведение планируется РЅР° 2000 РіРѕРґ), несомненно, прочитывается глубинная знаковая СЃРІСЏР·СЊ. Здание должно как Р±С‹ "открывать" третье тысячелетие. Яйцо же - древний СЃРёРјРІРѕР» начала РЅРѕРІРѕР№ жизни. Египтяне клали яйца СЂСЏРґРѕРј СЃ саркофагами умерших, греки СЃ благоговением возлагали РёС… РЅР° могилы.Размышления Рѕ символике яйца заставили авторов вспомнить сравнительно недавнюю затею Марата Гельмана (СЃ РЅРёРј Сѓ мастерской Ткаченко давние Рё крепкие творческие СЃРІСЏР·Рё) выстроить родильный РґРѕРј РІ Вифлееме. РРІСЂРёРєР°! Там СЂРѕРґРґРѕРј может быть только РІ форме яйца. Рта остроумная Рё образно
Боковой фасад офисно-жилого комплекса на ул. Машкова.Вариант. 1998 год.
привлекательная идея была немедленно разработана мастерской Ткаченко в серии рисунков, причудливо помещавших многоэтажное яйцо на подставке из античных колонн в библейский пейзаж. Трудно сказать, будет ли разработка когда-нибудь воплощена, но в архитектурной истории Москвы конца ХХ века она, думается, останется. В ней присутствуют заостренная символика формы, элементы интеллектуального гротеска и в то же время некоторой образной прямолинейности - качества, по которым стосковалась наша архитектура, тонущая в море приторной, напыщенной и пустой эклектики.
Форма яйца - РѕРґРЅР° РёР· самых простых Рё совершенных РІ РїСЂРёСЂРѕРґРµ, РЅРѕ ее РЅРµ просто ввести РІ архитектуру, РіРґРµ господствует эстетика РїСЂСЏРјРѕРіРѕ угла. РџРѕ этой причине РѕРЅР°, вероятно, Рё отсутствует РІ европейском архитектурном языке. РљСѓРїРѕР», РїРѕСЂРѕР№ весьма сходный РїРѕ абрису СЃ половинкой яичной скорлупы, здесь РЅРµ РІ счет. Рто устойчивый архетип классического зодчества, имеющий многовековой возраст. Бригада молодых архитекторов поставила перед СЃРѕР±РѕР№ дерзкую задачу - РїРѕ сути, создать новый архетип.
Здесь-то и вспомнили о пасхальных яйцах. Как известно, яйца с росписями на религиозные сюжеты существовали уже в XIII веке. Традиция обмена художественно оформленными пасхальными яйцами сформировалась в XVI веке. Роскошные позолоченные и расписные яйца было принято дарить при всех западноевропейских королевских дворах. Ркак тут не сказать о пасхальных яйцах конца
РСЃРєРёР· СЂРѕРґРґРѕРјР° РІ Вифлееме. 1998 РіРѕРґ.
XIX - начала РҐРҐ века работы РїСЂРёРґРІРѕСЂРЅРѕРіРѕ ювелира СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ императорского РґРІРѕСЂР° Карла Фаберже! Рти изящные пасхальные игрушки великого мастера, начавшие широко экспонироваться совсем недавно, сперва поразили воображение сегодняших СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… ювелиров, Р° потом Рё архитекторов. Выразительность Рё одновременно доступность для неискушенного восприятия этой формы - РІРѕС‚ что привлекало. Р’ самом деле, что может быть наряднее Рё "народнее", чем изукрашенное яйцо - непременный атрибут пасхального стола даже Сѓ самых безнадежных атеистов.
Пасхальные игрушки Фаберже подсказали главное - форма яйца может иметь бесконечное количество стилистических вариаций. У Фаберже есть яйца в стиле Ренессанса, в стиле Людовика XVI, в стиле модерн и так далее. Рв мастерской Ткаченко появились многочисленные эскизы: "барочные" яйца с крутыми волютами и резкой светотенью, и ордерные композиции с античными аркадами, и прозрачные конструкции a la Шухов, и стилизация под московский дом Константина Мельникова... Увлечение изделиями Фаберже вскоре получило и полнокровное проектное, а не только эскизное воплощение в проекте офисно-жилого здания на улице Машкова. Пятиэтажный яйцеподобный объем, вместивший несколько эксклюзивных квартир, максимально приближен к своему ювелирному прообразу. Рэто не случайно.
Район, где предполагается строительство, на редкость скучен в архитектурном отношении: преобладает безликая эклектическая жилая застройка, в которой тонут редкие старинные особняки и респектабельные доходные дома начала ХХ века. Так что дом-яйцо - вполне уместная здесь "средовая игрушка", привлекательная и с точки зрения своего антиурбанизма. Кроме того, его уникальность отчасти ложится в русло московской традиции. В самом деле, ну где еще, кроме Москвы, могла родиться идея постройки гигантского "пасхального яйца"? Москва застраивалась мозаично, каждый из домовладельцев хотел выделиться, пофрантить. "Амбициозность" московских застройщиков обусловила удивительное архитектурное разнообразие столицы. Положение "Яйца Фаберже" на улице Машкова будет сродни положению дома
Millenium house. Вариант
Московский характер избранной образности, безусловно, придает и "пасхальность" сооружения. Можно сказать, что архитектурная молодежь мастерской Ткаченко внесла свой вклад в поиски "московского стиля", инициированные мэром Москвы. Его призывы на этот счет, встречающие весьма неоднозначные отклики со стороны архитекторов, сформировали в архитектурной практике последних лет несколько полярных стилистических тенденций - от подражания московским высоткам 1950-х годов до стилизаций в виде Кутафьей башни, от воскрешения московского конструктивизма до самой пошлой эклектики.
В этом ряду неожиданный гротеск мастерской Ткаченко выглядит довольно экстравагантно. Нельзя не признать, что выдвинутая идея совершенно самостоятельна и далека от "чего изволите?" Напротив, авторам приходится бороться, доказывать заказчикам ее правомерность.
Рассмотренные проекты сейчас находятся на стадии разработки. Пожелаем мастерской С.Б.Ткаченко их воплощения в жизнь.