"Счастье не в счастье, а в его достижении..." Ф.М.Достоевский. (По одному из произведений русской литературы)
"Счастье не в счастье, а в его достижении..." Ф.М.Достоевский.
(По одному из произведений русской литературы — Бажов "Малахитовая шкатулка")
РџРѕРёСЃРєРё счастья — основная тема РјРЅРѕРіРёС… произведений СЂСѓСЃСЃРєРёС… писателей Весьма своеобразно рассказано РѕР± этом РІ переработанных Бажовым преданиях уральских мастеров. Уральцы РЅРµ приняли официального, чуждого РёРј Бога, лицемерную Рё агрессивную политику византийских "святош". РС… языческие поклонения были гораздо ближе простому народу.
Например, Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей.
Детали красочного портрета намекают на связь героини с миром природы. "Девка небольшого росту, из себя ладная, и уж такое крутое колесо — на месте не посидит... Коса не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце — ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь".
Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во впадения Хозяйки. Другой — не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.
Вот как описывается Бажовым встреча Степана с Хозяйкой: "Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло — "Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей... Вот, — думает парень, — беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила".
Творчеству народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных мест в сказах Бажова. Неутомимый поиск характеризует мастера Данилу и его сына Митю, стремящихся раскрыть красоту камня, чтоб "сердце радовалось" у людей при взгляде на их работу — в этом они видят истинное счастье.
Непрост путь к овладению мастерством. Настоящему художнику неинтересно работать по бездушному барскому чертежу, вырезать узор, не считаясь со свойствами камня: "А где, спрашиваю, красота камня? Тут прожилка прошла, а ты на ней дырки сверлишь да цветочки режешь. На что тут они? Порча ведь это камня А камень-то какой! Первый камень!" Не приносит удовлетворения и копирование дурман-цветка.
Трудный путь Данилы продолжает Митюнька, отданный, как в свое время и отец, в учение к опытному мастеру. "Митюнька весь этот установ перенять перенял, а нет-нет и придумает по-своему". Успех приносит тонкая ювелирная обработка простого материала — змеевика да шлака. Не застывшая, а живая красота "хрупкой веточки" передана в его изделии: "В каждойягодке ровно зернышки видно и листочки живые, даже маленько с изъянами: на одном дырки жучком будто проколоты, на другом опять ржавые пятнышки пришлись".
Но не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное — "сколько камни стоят". Узнав, что недорог материал, разгневанный барин раздавил и в пыль растоптал Митину "дорогую выдумку". Как и Данила, исчез Митя: "Так и найти не могли, а поделку его и потом люди видали. Кто понимаю-щи, те узнавали ее".
Рсторическое прошлое Урала вплетается РІ сказы Бажова РЅРµ только эпизодами освоения горных богатств, постройки Рё расширения заводов. Поэтическая история "Ермаковы лебеди" дает уральскую версию предания Рѕ покорении РЎРёР±РёСЂРё Ермаком. РћРЅР° насыщена местными поверьями, РѕРґРЅРѕ РёР· РЅРёС… — Рѕ неприкосновенности лебедей, СЏРєРѕР±С‹ РєРѕРіРґР°-то указавших богатые ископаемыми места.
Народ всегда приписывал своим любимым героям особую удачливость и неуязвимость от пуль, а иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов. Чудесные силы природы, не только Хозяйка Медной горы, но и волшебная кошка с горящими ушами, как в сказке, помогают смельчакам. "Стреляли, конечно, в Дуняху не один раз, да она, видно, на это счастливая уродилась, а в народе еще сказывали, будто перед стрелком кошачьи уши огнями замелькают, и Дуняхи не видно станет".
РќРѕ та же волшебная кошка РіСѓР±РёС‚ незадачливого добытчика, барского прихвостня Ваньку Сочня. Посмеялась над РЅРёРј Рё РҐРѕР·СЏР№РєР° Медной РіРѕСЂС‹, пообещав, что РѕРЅ "РЅР° РІСЃСЋ жизнь будет доволен" ее подарком. "Наградил" его приказчик РёР· СЃРІРѕРёС… СЂСѓРє зуботычиной, Р° "РѕС‚ казны" прибавили розгами, после того как зеленые камешки обратились РІ прах РІ руках барина. РќРµ помогают чудесные помощники РЅРё Яшке Р—РѕСЂРєРѕ, РЅРё РљСѓР·СЊРєРµ Двоерыл-РєРѕ, жадным Рё корыстным людям. Р’СЃРµ РёС… усилия овладеть секретами добычи горных богатств, найти "С…РѕРґРѕРє" или "травяную западенку" тщетны. Неспроста, РІРёРґРЅРѕ, сказы-то были "тайными"! РС… хранили РІ тайне РѕС‚ барских прислужников, передавали РёР· поколения РІ поколение только РІ семьях потомственных рабочих.
Не умея объяснить местонахождение и расположение природных богатств, в особенности золота, его форму — от крупинок до больших самородков-"лапотков", люди населили подземное царство, кроме Хозяйки, живущей в юрах, другими могущественными существами. В сказах Бажова владыкой сокровищ является Золотой Полоз, отец золотокосой дочери по имени Золотой Волос. Башкирский охотник Айлып, увидав ее однажды, потерял покой: "Глядит, а за кустом на белом камешке девица сидит красоты невиданной, неслыханной, косу через плечо перекинула и по воде конец пустила. А коса-то у ней золотая и длиной десять сажен. Речка от той косы так горит, что глаза не терпят" .
Другими чудесными персонажами, связанными СЃ золотыми месторождениями, являются Огневушка-поскакушка Рё бабка Синюшка, способная девицей обернуться. Рљ таким же персонажам принадлежит Рё козлик Серебряное копытце, Рё чудесные мураши (муравьи), Рё голубая змейка. Рти сказы Бажова ближе сказкам, РѕРЅ Рё сам РёС… так РёРЅРѕРіРґР° называл. Р’ этих сказах золото Рё РґРѕСЂРѕРіРёРµ камни часто открываются детям, РІ особенности сиротам, обездоленным, тем, РєРѕРјСѓ издавна сочувствует народная сказка.
Дети бескорыстны, им свойственны любознательность, стремление увидеть невиданное, узнать новое и неведомое, испытать свои силы, приобщиться к труду. С достоинством отвечает Дениска испытывающему его Жабрею: "Милостину не собираю. Вырос — свой хлеб ем". Когда же раззадоренный его упорством Жабрей бросил ему под ноги золотой самородок, Дениска поглядел только да сказал: "Такой бы лапоток самому добыть лестно, а чужого мне не надо". Подросший Денис отправляется по следам Жабрея на добычу золота. Путь ему указывают муравьи-мураши. Подвели они его к ходку, два камня лежат — ни дать ли взять губы. Старателю нужны и смелость, и смекалка, умение не только найти, но и добыть: "Денис живо привесился, очистил место и давай из песка золотые лапотки выковыривать. Много нарыл и больших и маленьких. Только глядит — темней да темней стает, губы закрываются. Денис и смекает: "Видно, я пожадничал, куда мне столько? Возьму две штуки. Одну Никите на помин, а другую себе — и хватит". Надумался так — губы и раскрылись: выходи, дескать. С каелкой по какому хочешь скату вылезти просто" .
Рв сказе "Голубая змейка" волшебница Змейка помогает ребятишкам не только добыть золото, но и понять мудрые законы справедливости, взаимной выручки и поддержки. Доброта и бескорыстие в сказах, как и в сказках, всегда вознаграждаются.
Произведения Павла Петровича Бажова, основанные на фольклоре, общенародные по содержанию, гуманные по идеям, глубоко народны и по языку, и по стилю. Положительные герои фольклора, добрый молодец и красная девица, должны быть обязательно красивы, а красота их описывается в соответствии с представлениями народа. Сходные красочные описания находим в сказах Бажова: "Глаза звездой, брови дугой, губы — малина, и руса коса трубчатая через плечо перекинута, а в косе лента синяя".
Сказка с ее мудростью не принадлежит одному человеку и одному народу. Она не знает границ во времени и не знает границ между странами и языками. Сказка всегда нравственна, ее дидактика не выпячивается в назидание, она учит в игре.
Главные герои сказов — простые люди. Люди, для которых счастье в мастерстве Рбожественные существа, помогающие этим людям в достижении счастья, не требуют от них аскезы или фанатичного поклонения Напротив, только честность, добросовестность и умелость открывают тайники Медной горы.