«Судьба человека» Шолохова
"РЎСѓРґСЊР±Р° человека" ШолоховаВ
РРјСЏ Рњ. Рђ. Шолохова известно всему человечеству. Его выдающейся роли РІ РјРёСЂРѕРІРѕР№ литературе XX века РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ отрицать даже противники социализма. Произведения Шолохова уподобляются эпохальным фрескам. Проникновенность таково определение таланта Шолохова, умений. Р’Рѕ время Великой Отечественной РІРѕР№РЅС‹ перед писателем встала задача: разить СЃРІРѕРёРј полным жгучей ненависти словом врага, укреплять любовь Рє Р РѕРґРёРЅРµ Сѓ советских людей. Ранней весной 1946Рі., С‚.Рµ. РІ первую послевоенную весну, встретил случайно Шолохов РЅР° РґРѕСЂРѕРіРµ неизвестного человека Рё услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения, события уходили РІ прошлое, Р° потребность высказаться РІСЃРµ увеличивалась. Р РІРѕС‚ РІ 1956 РіРѕРґСѓ Р·Р° несколько дней был завершен рассказ-эпопея "РЎСѓРґСЊР±Р° человека". Рто рассказ Рѕ великих страданиях Рё великой стойкости простого советского человека. Р’ главном герое Андрее Соколове СЃ любовью воплощены черты СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ характера, обогащенные советским образом Р¶РёР·РЅРё: стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства, слившееся СЃ чувством советского патриотизма, СЃ великой отзывчивостью РЅР° чужую беду, СЃ чувством коллективной спайки.
Рассказ состоит из трех частей: авторской экспозиции, повествования героя и авторской концовки.
Р’ экспозиции автор СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕ рассказывает Рѕ приметах первой послевоенной весны, РѕРЅ как Р±С‹ подготавливает нас Рє встрече СЃ главным героем, Андреем Соколовым, глаза которого, "словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской". РћРЅ вспоминает Рѕ прошлом сдержанно, устало, перед исповедью РѕРЅ "сгорбился", положил РЅР° колени большие, темные СЂСѓРєРё. Р’СЃРµ это заставляет нас почувствовать, что РјС‹ узнаем Рѕ трудной, Р° может быть, Рё Рѕ трагической СЃСѓРґСЊР±Рµ. Рдействительно, СЃСѓРґСЊР±Р° Соколова полна таких тяжких испытаний, таких страшных потерь, что, кажется, невозможно человеку вынести РІСЃРµ это Рё РЅРµ сломиться, РЅРµ пасть РґСѓС…РѕРј. РќРµ случайно поэтому этот человек РІР·СЏС‚ Рё показан РІ предельном напряжении душевных СЃРёР». Перед нами РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ РІСЃСЏ Р¶РёР·РЅСЊ героя. РћРЅ ровесник века. РЎ детства узнал, почем "фунт лиха", РІ гражданскую РІРѕР№РЅСѓ сражался против врагов Советской власти. Затем РѕРЅ уезжает РёР· СЂРѕРґРЅРѕР№ воронежской деревни РЅР° Кубань. Возвращается РґРѕРјРѕР№, работал плотником слесарем, шофером, создал любимую семью. Р’РѕР№РЅР° сломала РІСЃРµ надежды Рё мечты. РћРЅ СѓС…РѕРґРёС‚ РЅР° фронт. РЎ начала РІРѕР№РЅС‹, СЃ первых ее месяцев РѕРЅ был дважды ранен, контужен, Рё, наконец, самое страшное попал РІ плен. Герою пришлось испытать нечеловеческие физические Рё душевные РјСѓРєРё, тяготы, терзания. Два РіРѕРґР° испытывает Соколов ужасы фашистского плена. РџСЂРё этом РѕРЅ умудрился сохранить активность позиции. РћРЅ пытается бежать, РЅРѕ неудачно, рассправляется СЃ трусом, предателем, который готов, спасая СЃРІРѕСЋ шкуру, выдать командира. РЎ большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила РґСѓС…Р° Рё выдержка раскрылись РІ нравственном поединке Соколова СЃ Мюллером. Рзмученный, истощенный, обессиленный СѓР·РЅРёРє готов встретить смерть СЃ таким мужеством Рё выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик коменданта концлагеря. Андрею РІСЃРµ Р¶Рµ удается бежать, РѕРЅ СЃРЅРѕРІР° становится солдатом. РќРѕ беды РЅРµ оставляют его: разрушен СЂРѕРґРЅРѕР№ РґРѕРј, РѕС‚ фашистской Р±РѕРјР±С‹ погибли жена Рё дочь. РћРґРЅРёРј словом живет теперь Соколов - надеждой РЅР° встречу СЃ сыном. Рвстреча эта состоялась. Р’ последний раз стоит герой Сѓ могилы сына, погибшего РІ последние РґРЅРё РІРѕР№РЅС‹. Казалось Р±С‹, РІСЃРµ кончено, однако Р¶РёР·РЅСЊ "исказнила" человека, РЅРѕ РЅРµ смогла сломить Рё убить РІ нем Р¶РёРІСѓСЋ душу. Послевоенная СЃСѓРґСЊР±Р° Соколова нелегка, РЅРѕ РѕРЅ стойко Рё мужественно преодолевает СЃРІРѕРµ РіРѕСЂРµ, одиночество, несмотря РЅР° то, что его душа полна постоянным ощущением РіРѕСЂСЏ. Рта внутренняя трагедия требует большого напряжения СЃРёР» Рё воли героя. Соколов ведет непрерывную Р±РѕСЂСЊР±Сѓ СЃ СЃРѕР±РѕР№ Рё выходит РёР· нее победителем, РѕРЅ дает радость маленькому человеку, усыновляя такого Р¶Рµ, как РѕРЅ, сироту, Ванюшу, мальчишку СЃРѕ "светлыми, как небушко, глазами". Найден смысл Р¶РёР·РЅРё, побеждено РіРѕСЂРµ, торжествует Р¶РёР·РЅСЊ. "Рхотелось Р±С‹ думать, - пишет Шолохов, - что этот СЂСѓСЃСЃРєРёР№ человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, Рё около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет РІСЃРµ выдержать, РІСЃРµ преодолеть РЅР° своем пути, если Рє этому позовет его Р РѕРґРёРЅР°".
Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ Шолохова. При этом заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого небольшого рассказа. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, посмотрите этот фильм", - писала одна английская газета о фильме "Судьба человека", а значит и о самом рассказе.
 