"Смоляга"
А. Никольский
А в переулке забор дощатый,
Дом в три окна и серый газон.
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!
Н. С. Гумилев
«Малой родиной» моего послевоенного детства был довольно четко очерченный во времени и пространстве район Москвы около Смоленской площади. Мы, аборигены, так и звали его - «Смоленкой», а чаще - «Смолягой».
Географически этот район, а точнее, «микрорайон» по «широте» располагался между Садовым кольцом и Москвой-рекой, а по «долготе» - между идущей от Арбата к Бородинскому мосту Смоленской и Краснопресненской улицами. Застроен он был в большинстве своем разнообразными дореволюционными доходными домами, как, например, длинный пятиэтажный дом купца Оборина в Ново-Песковском переулке. Люди жили в полуподвалах и даже в подвалах: вечерами все приямки, куда выходили подвальные окна, светились. Выселять из подвалов стали только в середине 1950-х годов с появлением «хрущоб».
В те времена все дома были связаны системой проходных дворов. Заборы если и существовали, то со многими дырами. В школу или в магазины по улицам не ходили - дворами быстрее. Не всегда, однако, это было безопасно. Район «Смоляги» - как, впрочем, и другие районы Москвы - довольно густо населяла шпана, маячившая в бесчисленных подворотнях и дворах, имевших у местных подростков весьма характерные названия: «Волчатник», «Оборинка» и тому подобные. Криминогенная, как теперь говорят, обстановка еще больше усугубилась после амнистии 1953 года. Логичным дополнением картины являлась расположенная в начале Новинского переулка женская тюрьма. Не в пример знаменитым замкам Бутырки или Таганки она была скромна, но ее тоже окружал высокий кирпичный забор с воротами со стороны Садовой.
Рвот в это море скромных домов и дворов вклинилось несколько суперсовременных многоэтажных гигантов. Прежде всего - знаменитый двенадцатиэтажный девятиподъездный дом 9/12 на углу Новинского переулка и Смоленской набережной (архитекторы А. В. Щусев и А. К. Ростковский). По слухам, его строила для себя Сельскохозяйственная академия. Но в 1938 году в Москву перевели из Ленинграда Артиллерийскую академию, начальник которой, молодой выдвиженец генерал А. К. Сивков, дерзко попросил у Сталина жилье для своих людей - и получил четыре новых больших дома: на улице Горького, на Таганке, на Мещанской и этот - на Смоленской набережной. В нем-то моему приемному отцу, преподавателю кафедры стрельбы полковнику Сергею Митрофановичу Пашковскому дали отдельную квартиру...
Наш дом много лет, подобно гигантскому кораблю, рассекал окружающие трущобы. Но когда в начале 1960-х годов пробили Новый Арбат (Калининский проспект) и построили Новоарбатский мост, он оказался одной стороной точно на красной линии проспекта, что, как выяснилось, предусматривалось Генеральным планом развития Москвы 1935 года.
Вторая сторона дома выходила на Смоленскую набережную, но не к самой воде. Прямо под нашими окнами стояли многочисленные бараки. Поверх них хорошо просматривался фарватер Москвы-реки со всем судоходством. Пузатые грузовые колесные пароходы тащили баржи с песком, лесом или наливные. Реже проходили речные трамваи. В летнее время я подолгу наблюдал в полевой бинокль жизнь речников. На буксирах жили семьями, там же готовилась пища, сушилось белье. На противоположном - еще земляном - берегу был «Шанхай». Лишь позднее, когда возникла высотка гостиницы «Украина» и ее окружение, берег преобразился.
Рядом с нашим домом на набережной притулилась мрачноватая трехэтажка, в которой, о чем знал любой местный житель, квартировали уголовники всех мастей. В 1960-х годах здесь даже снимался художественный фильм про них - «Стучись в любую дверь»; пародийно его называли «Влезай в любое окно».
По всему виделось, что от «артиллерийского» дома застройку собирались каким-то образом продолжать дальше по Смоленской набережной в принятом тогда «фасадном» стиле. В конце 1940-х годов отрыли глубокий и широкий котлован. Зимой мы, мальчишки, скатывались по его склонам на санках и лыжах. Много лет это место представляло собой просто пустырь, и только на рубеже XXI века на нем построили наконец новое английское посольство.
РќРµ менее значительным для района, чем наш, был гигантский РґРѕРј РЅР° Садовом кольце, возведенный после РІРѕР№РЅС‹ РїРѕ проекту академика Р. Р’. Жолтовского пленными немцами (смутно РїРѕРјРЅСЋ РёС… шеренги Р·Р° воротами) - СЃ «архитектурными излишествами» Рё обширными холлами. Достался РѕРЅ работникам госбезопасности. РС… дети учились РІ нашей 637-Р№ школе, так что доводилось РёРЅРѕРіРґР° РІ этом РґРѕРјРµ бывать. РќР° первом этаже располагались поликлиника, библиотека Рё почта. РЁРёСЂРѕРєРёР№ тротуар вдоль РЅРёС… РЅР° Садовом кольце, хорошо освещенный РІ темное время суток, служил своего СЂРѕРґР° «Бродвеем» «Смоляги», РіРґРµ РїРѕ вечерам прогуливалась «золотая молодежь» района. РќРѕ уже завернув Р·Р° СѓРіРѕР» Проточного переулка, РІС‹ оказывались как Р±С‹ РІ РґСЂСѓРіРѕРј РјРёСЂРµ, полумрак которого РЅРµ могли рассеять качающиеся РЅР° проводах редкие фонари. Вдали РІ темноте периодически вспыхивали СЏСЂРєРёРµ трамвайные РѕРіРЅРё.
В конце 1950-х годов на Смоленской набережной появился еще один элитный, впечатляющий своей роскошью дом. Если в нашем обитали полковники и генералы, то здесь - даже маршалы (например, маршал Баграмян). Дом так и звали - «маршальским». У него со стен слетала керамическая облицовка, поэтому на уровне второго этажа подвесили широкую металлическую сетку - ради безопасности пешеходов.
Но хватит пока о домах. Главной связующей артерией «Смоляги» являлась трамвайная линия, замысловато петляющая по переулкам. До войны трамваи ходили по Садовому кольцу, но потом их оттуда решили убрать, сохранив в принципе основные маршруты, главным из которых был маршрут «Б». Рвот трамвайные пути мучительно запетляли по улочкам, получив крайне сложный план и профиль. Трели звонков, натужный скрежет колес на кривых и вой тяговых двигателей на подъемах сопровождали наше бытие неотступно. Помимо кольцевого «Б» существовало еще множество маршрутов - в разные концы Москвы. Мальчишками лет с десяти мы методически объезжали их: трамвайные путешествия были для нас и развлечением, и способом познания московской жизни. 31-й маршрут увозил почти на природу - в Филевский парк, 52-й - к Новодевичьему монастырю, 29-й - в паровозный мир Савеловского вокзала и дальше аж до Лихобор, к дымам Окружной дороги...
Тут самое время рассказать о тогдашних трамвайных вагонах - довольно разнообразных, но объединенных общим дизайном, идущим с дореволюционных времен - от бельгийских типа «Ф» с фонарной крышей до советских типа КМ. Хотя техника и была старой, с архаичными атрибутами, вроде веревки, посредством которой кондуктор сообщался с вожатым, и работала с полной нагрузкой (трамваи ходили большей частью переполненными), содержалась она на удивление хорошо. Меня впечатляла в трамваях их эстетика, резко контрастировавшая с окружающей убогостью. Представьте: висит на подножке какой-нибудь урка типа Мустафы с цыгаркой в зубах - и все это на фоне ярко-красного глянцевого борта вагона с безукоризненно нанесенной двойной желтой цифровкой!
В 1951 году на нашем 52-м маршруте появился трамвай с другим дизайном (тип МТВ-82) - так называемая «коробочка». Он был хотя и более современным, но менее удобным: вагоны и окна низкие, если вы стояли в проходе, то уже не видели, где едете.
При избыточной «населенности» трамваев поездки на них редко оказывались комфортными, особенно зимой, так как все виды вагонов практически не отапливались и в морозы промерзали насквозь. Зато в летнее время открытые входы и площадки давали возможность прямого, а не через стекло, общения с миром. Летом мы катались много, хотя порой кончалось это плохо. У всех на слуху в нашем доме была фамилия мальчика, которому трамваем отрезало ногу.
Р’ РёСЋРЅРµ 1955 РіРѕРґР° (РјРЅРµ исполнилось тогда 15 лет) СЏ возвращался РґРѕРјРѕР№ РЅР° трамвае СЃРѕ стороны Пресни. Ехал РЅР° задней площадке первого вагона - старинного типа «Ф» СЃ открытыми площадками. Народу было мало. РЈ зоопарка РЅР° площадку ввалилась РіСЂСѓРїРїР° блатных. РЇ стоял лицом Рє улице Сѓ правого РєРѕСЃСЏРєР° двери, РѕРЅРё болтали Р·Р° моей СЃРїРёРЅРѕР№. РЎРєРѕСЂРѕ СЏ почувствовал, что РІ правый карман РјРѕРёС… Р±СЂСЋРє, РіРґРµ лежал кошелек, довольно нагло лезет СЂСѓРєР°. РЇ прижал бедро Рє поручню, перекрыв СЂСѓРєРµ дальнейшее продвижение. Очевидно, это РЅРµ могло РРњ понравиться. Трамвай несся РЅР° полной скорости РїРѕ окруженному заборами Горбатому переулку, уже показался РјРѕР№ РґРѕРј. РџРѕРєР° СЏ тупо соображал, что делать, сзади последовал резкий удар РІ шею, выбросивший меня РёР· вагона. Хорошо, приземлился СЏ РЅРµ РЅР° булыжную мостовую, Р° РЅР° СѓР·РєСѓСЋ полосу РјСЏРіРєРѕРіРѕ грунта, идущую вдоль рельсов, РЅРµ получив никаких повреждений Рё ушибов Рё избежав попадания РїРѕРґ колеса прицепного вагона. Вожатая, вероятно, видела РјРѕРµ падение, потому что последовало резкое торможение. РќРѕ поскольку СЏ быстро вскочил РЅР° РЅРѕРіРё, трамвай СЃРЅРѕРІР° рванул Рё умчался дальше вместе СЃ блатными, Р° СЏ зашагал Рє РґРѕРјСѓ, радуясь сохраненным кошельку Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ.
В 1950-х годах на трамваях начали ставить автоматические выдвижные двери и открытые площадки исчезли. Кстати, о трамвайных водителях. Если кто не помнит, раньше они носили гордое звание «вагоновожатый», и были это почти исключительно женщины. Сейчас такого звания не существует.
Самым сложным участком трамвайной сети «Смоляги» являлся конец 1-го Смоленского переулка, упирающийся в трехэтажный жилой дом Проточного переулка. Перед домом путь резко поворачивал влево - на 90 градусов, вдобавок здесь был очень крутой и довольно длинный уклон. Верх по 1-му Смоленскому трамваи еле вползали на последней позиции контроллера, зато вниз шли с отключенными двигателями на тормозах. Для проверки тормозов перед этим ответственным местом существовал специальный пост - деревянная будка, перед которой все трамваи останавливались. Дважды на моей памяти проверка не помогла, и вагоны устремлялись вниз без тормозов.
По рассказам очевидцев, в первый раз вожатая, поняв, что пневматические тормоза не держат (не знаю, использовала ли она полностью ручной тормоз), выскочила на площадку, бодро объявила: «Спасайся, кто может!» - и выпрыгнула из вагона. Кто успел, попрыгали следом. Дальше произошло следующее: набрав большую скорость, трамвай не вписался в кривую, вылетел с рельсов, врезался в дом, продавил кирпичную стену и въехал прямо в чью-то комнату. О жертвах я не слышал, хотя ушибленные, несомненно, были. Рассказывали, что в комнате в тот момент сидела за ужином семья... Но стену залатали, и жизнь пошла своим чередом.
Через пару лет все повторилось в точности! Я как раз шел от метро «Смоленская» домой и видел толпу, оцепление и уткнувшийся в дом трамвай. В толпе говорили: жильцы, дескать, возмущены и собираются жаловаться... В конце концов их переселили. А еще через несколько лет Новый Арбат пресек трамвайное сообщение в этом районе окончательно и бесповоротно. Заметный след в истории «Смоляги» оставило строительство Новоарбатского моста. Началось оно в 1951 году. Огромные земляные насыпи подняли уровень подъезда к берегу метров на пятнадцать. Со стороны «Трехгорки» подошла железнодорожная ветка - паровоз «Овечка» подвозил по ней вертушки с материалами и грунтом.
Р РІРґСЂСѓРі РІСЃРµ надолго замерло, оставив обширный пустырь СЃ горами вывороченной земли, рядами непонятных железобетонных конструкций, деревянными бараками-времянками - раздолье для собак Рё мальчишек. РџРѕРјРЅСЋ, как РјС‹ СЃ РґСЂСѓРіРѕРј катали РїРѕ ржавым покосившимся рельсам колесную пару Рё переводили стрелку... РќРѕ РІРѕС‚ строительство возобновили параллельно СЃ прокладкой проспекта. Рсчезла Собачья площадка Рё путаница переулков Р·Р° ней, исчезли некоторые добротные РґРѕРјР° - например, РѕСЃРѕР±РЅСЏРє РІ начале РќРѕРІРёРЅСЃРєРѕРіРѕ переулка («дом Ляминой»), старинное здание Верховного СЃСѓРґР° РСФСР...
Мост вместе с проспектом был открыт в 1957 году. Адрес нашего дома изменился. Теперь мы жили не в исчезнувшем Новинском переулке, а на Кутузовском проспекте, начинавшемся от Садового кольца. Позднее весь новый проспект назывался Калининским (до 1992 года).
РЇ уехал РёР· своего РґРѕРјР° РІ 1979 РіРѕРґСѓ. Аборигенов РІ нем осталось совсем мало. Рзредка СЏ навещаю «Смолягу» - почти неузнаваемую. Недавно обнаружил РІ 1-Рј Смоленском переулке сказочно возникший красно-золотой храм. Оказалось - святителя Николая чудотворца РЅР° Щепах. Рточно, вспоминаю: были такие неприметные Николо-Щеповские переулки! РЇ почти РІСЃСЋ жизнь С…РѕРґРёР» РїРѕ РЅРёРј РёР· метро РґРѕРјРѕР№, огибая некое странноватое здание СЃ почти крепостной стеной - заводик «Ремкуз». Рљ нему, кстати, после СѓС…РѕРґР° РІ отставку прикрепили РїРѕ партийной линии РІ качестве пропагандиста моего отчима РЎ. Рњ. Пашковского, сына (РёСЂРѕРЅРёСЏ СЃСѓРґСЊР±С‹!) сельского священника. Так РІРѕС‚, оказывается, завод размещался РІ церкви, закрытой РІ 1930-С… годах! Теперь РѕРЅР° преобразилась, засияла золотом куполов, РІРЅРѕРІСЊ обрела колокольню. Что Р¶, РёР· всех новоделов «Смоляги» этот, несомненно, - самый достойный!