"Снегурочка"
""
Очерк Б. Асафьева.
Нежный цвет СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ оперы - "Снегурочка" Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ-Корсакова звучит для всех, РєРѕРјСѓ РґРѕСЂРѕРіРѕ СЂРѕРґРЅРѕРµ искусство, так Р¶Рµ убедительно, как великие названия: "Руслан", "РљРЅСЏР·СЊ РРіРѕСЂСЊ", "Борис Годунов". РќРµ равноценно, может быть, РЅРѕ убедительно, как своеобразное, одиночное, глубоко оригинальное Рё непосредственно созданное произведение. Своеобычный нрав музыки "Снегурочки", ее свежесть, ее приветливость Рё мудрая простота привлекают Рё сейчас, через 40 лет, протекших СЃ того светлого РІ Р¶РёР·РЅРё РїРѕРєРѕР№РЅРѕРіРѕ композитора времени, РєРѕРіРґР° РѕРЅ задумал Рё осуществил РІ порыве юношеского пламенения Рё увлечения СЃРІРѕР№ замысел: оперу РЅР° сюжет пьесы Рђ. Рќ. Островского "Снегурочка" (летом РІ Стелеве РІ 1880 РіРѕРґСѓ СЌСЃРєРёР·С‹ оперы были созданы РІ РґРІР° СЃ половиной месяца). Великолепный сюжет, конечно, был мощным импульсом Рё послужил точкой РѕРїРѕСЂС‹ как схема Рё как канва, РЅРѕ РјРѕР¶РЅРѕ сказать убежденно, что этот сюжет как РІ своей сущности, так Рё РІ разработке Островского допускает РІ своем огненном язычестве Рё страстности вознесение РґРѕ мифа Рё РґРѕ тех пределов преображения мифа РІ музыке, какие были достигнуты Вагнером. Словом, "Снегурочка" Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ-Корсакова РЅРµ есть окончательное Рё единственное решение проблемы Рѕ Снегурочке, данной РІ сказке Островского. Говорю это РЅРµ РІ умаление музыки, Р° РІ сознании ее инакости Рё прелести ее чар, приковывающих Рє себе так, что забываешь РІ созерцании тихого света Рё нежных красок утренней Рё вечерней весенней зари, разлитых РІ музыке, Рѕ мужественной жестокости Рё силе замысла самой сказки.
Вот основные вехи этого замысла: за весной должно прийти лето, за цветением - зрелость, за влюбленностью - страстный алчный порыв. Земля и люди ждут солнца. Все, что цвело, должно опасть, на смену вступает созревание плода. Нежное хрупкое цветение подснежников, фиалок, ландышей, боязливо прячущихся в траве от лучей горячего солнца, истаивает и исчезает. Всякая пассивность, отказ от борьбы, от закала преследуется: солнце жжет безжалостно. Таков закон жизни, такова смена или чреда жизненного развития. Ртак должно быть. Но человек хочет в вечном и неустанном стремлении своем через искусство и посредством искусства закрепить и сохранить для постоянного и произвольного любования все то, чем он пленен в природе. Ресли иные творцы музыки идут вместе с великим течением жизни, не помышляя ни о какой кристаллизации, а нервно и порывисто вычерпывая свои мысли, грезы и переживания, считаясь не с данной в отдельности слуховой ценностью или неценностью каждого мига, а лишь с эмоциональной правдивостью и искренностью создаваемого (Вагнер, Чайковский), то иные, наоборот, не менее любя жизнь, идут навстречу ей, выбирают любимые и дорогие мгновения, любовно преображают их в звучащие образы и силой любви навеки вплавляют их в свой личный мир творческих концепций.
Каждому музыканту ведомо, как трудно РїСЂРё восприятии музыки Вагнера РЅРµ отдаться стихийному Р·РѕРІСѓ его воли, РєРѕРіРґР° мысль РЅРµ РІ состоянии остановиться РЅР° созерцании прелести тех или иных отдельных звучаний самих РїРѕ себе. Наоборот, очарование музыки Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ-Корсакова - РІ непрестанном созерцании прелести звучаний. Сам композитор нежно любил Рё лелеял каждый Р·РІСѓРє, каждое созвучие. РС… нежные Рё зыбкие плетения РІ его произведениях развертываются перед слушателем РІ наиболее пленительных красках Рё свете. РќРµ забыто РЅРё РѕРґРЅРѕ РёР· свойств, увеличивающих слуховую ценность звучащего образа Рё уготовляющих восторг перед РґРёРІРЅРѕР№ красотой звенящих далей Рё пространств. Мудрая СЌРєРѕРЅРѕРјРёСЏ материала Рё мудрая расчетливость РІ его распределении РЅРµ должны пугать: это РЅРµ РѕС‚ скупости СЃРєСЂСЏРіРё Плюшкина, Р° РѕС‚ влюбленности РІ огненный блеск металла РЎРєСѓРїРѕРіРѕ рыцаря!
В отношении к сюжету "Снегурочки" различие подхода дает сильное различие в трактовке. Реалист и лирик быта Островский влечет нас навстречу солнцу к лету. Рмы жаждем вместе с ним и с Берендеем, и с Бермятой, и со всем людом Берендеева царства смены весны на зрелую пору и хотим, чтобы солнце обратило гнев свой на милость:
Даруй, бог света, теплое лето, Краснопогодное, лето хлебородное!
Снегурочка гибнет, ибо должны же погибнуть подснежник и даже позднее его живущий ландыш (недаром и царь Берендей сравнивает Снегурочку с ландышем); Мизгирь гибнет, как всякий, кто хочет жить только с весной, в жажде вечного существования только одной весны. Он изменил лету и солнечности: крепкий и сильный человек, он идет против природы и разливает свою страстную энергию на призрачную видимость! Но должны жить Купава и Лель, и недаром, вопреки формальным требованиям, конец пьесы ничего не говорит нам о конечной судьбе их: перед ними еще лето, осень, зима. Они живут с природой. Такова мысль ("слава солнцу"!) "Снегурочки" Островского.
Рным веет РѕС‚ "Снегурочки" Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ-Корсакова, РѕС‚ сказки, рассказанной РІ музыке. Р’ ней выявлено истинно Рё глубоко человечное (даже РІ своем противлении вечной текучести всего, разлитой РІ РїСЂРёСЂРѕРґРµ, глубоко человечное), вызванное любовью Рє пробуждающейся весной Р¶РёР·РЅРё стремление сохранить Рё запечатлеть РІ музыке РІСЃРµ очарование весенней РїСЂРёСЂРѕРґС‹, Рє тому Р¶Рµ СЂРѕРґРЅРѕР№ северной, близкой Рё РґРѕСЂРѕРіРѕР№ нам, СЂСѓСЃСЃРєРёРј. Хотя Рё РІ опере царь Берендей как жрец Рё священник Р±РѕРіР° Солнца возвещает, что РЅРёРєРѕРіРѕ РЅРµ должны тревожить РЅРё печальная кончина Снегурочки, РЅРё гибель РњРёР·РіРёСЂСЏ; хотя великолепный ритуальный заключительный С…РѕСЂ мощно славит наступление лета - РІСЃРµ это РЅРµ обманет слушателя: скорбная повесть Рѕ житии Рё печальной кончине девушки Снегурочки, СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, Р° СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ - обольстительно претворенные РІ звучаниях ласка, нега, СЃРєРѕСЂР±СЊ, томление Рё зыбкость весенних настроений РЅР° фоне изумительной Р·РІСѓРєРѕРїРёСЃРё весенней РїСЂРёСЂРѕРґС‹ создают столь устойчивые Рё вкоренившиеся впечатления, что никакой торжественный ритуал Рё никакие убеждения РІ том, что РІСЃРµ свершается, как быть должно, Рё идет своей чередой, РЅРµ уверят нас РІ справедливости возмездия Солнца, РІ необходимости наступления лета Рё РІ том, что РІСЃСЏ музыка оперы ведет нас Рє этой "славе". Нам жалко Снегурочки, жалко минувшей весны СЃ ее нежными Р·РѕСЂСЏРјРё, тихим светом вечерним Рё скромными белыми ландышами. Люди РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ РЅРµ сожалеть Рѕ весне даже Рё потому, что как РЅРё хорошо лето, РЅРѕ Р·Р° РЅРёРј ведь РІСЃРµ Р¶Рµ идет осень!..
Великое значение и неповторяемая прелесть весенней сказки Римского-Корсакова светится именно в ее весеннести, звучащей магически убедительно и призывно. Композитор ведет нас от первых веяний и кличей весенней поры, от первой поступи пробуждающейся жизни, когда вот "только что на проталинках весенних показались ранние весенние цветочки", от робкого и неясного гула к весеннему пению природы и к весенним песням людским. Весна, жизнь весенней природы - сущность всей этой музыки. Снегурочка - воплощение хрупкой преходящей красоты и чуткой скорби весенней, скорби о неминуемости гибели.
Вдохновение Римского-Корсакова теплится ровным светом на всей опере, но в такие моменты как вступление (прилет весны), второе "жавороночное" ариозо Снегурочки (нежное томление и трепетные зовы весенней природы), третье ариозо Снегурочки (предчувствие неизбежности гибели), первое ариозо царя Берендея (созерцание весенней "ландышевой" красоты), весенняя ночь и утро в заповедном лесу, ток Снегурочки навстречу солнцу (любовный дуэт, нежно прозрачный) и, наконец, ее таяние - музыка углубляется до постижения лишь слышимых тайников и истоков жизни, о которых слово, будучи связано явью, невольно должно молчать. Рпотому только музыка могла так претворить сказку Островского, что приостановила естественное тяготение действия к солнцу, заменив его столь дивным пребыванием в мире вечно желанной весеннести.
Ресли в звучаниях музыкального искусства человечество стремится не только воссоздавать вечное становление вещей, но в уподобление явлению кристаллизации в природе запечатлевать текучий мир явлений в звучащих образах, то в "Снегурочке" Римским-Корсаковым последняя цель достигнута в наиболее желанной и привлекательной форме - через песенность (песня пронизывает всю оперу) и через весеннюю прозрачную нежную красочность инструментовки, где фарфоровая хрупкость и талая нежность звучаний удивительно сочетана с четкостью и ясностью рисунка и где веяние весенних ясных тонов сопоставлено с таинственной призрачностью фантастических образов неведомых сказочных существ.
Но рядом с природой и параллельно ей в "Снегурочке" действует, а вернее, боязливо чураясь, следует велениям природы, религии и быта "люд людской - Берендеи обоего пола и всякого возраста". Среди них выделяются как личности: царь Берендеи, торговый гость Мизгирь и девушка Купава. Царь - мудрец созерцатель - характеризован композитором мастерски: его старчество дано как осознание смысла всего совершающегося. Ни боязни смерти, ни уныния, ни изнеможения! Добродушная усмешка и незлобивый юмор пронизывают все его отношение к людям, и трезвая, даже суровая в своей простоте мудрость язычника-пантеиста наполняет его созерцания. Только красота, вызывая восторг пред ее выявлениями, рождает в Берендее песенную негу и сладкое томление!..
Мизгирь и Купава - два страстных существа, в упоении своей страстью презирающие уставы и пути бытового уклада, но стремления их противоположны. Сильного Мизгиря пленяет Снегурочка, холод которой он желает преодолеть, не подозревая, что ее холод - ее сущность, а не скрытая под стыдливой оболочкой страсть. В страстной Купаве ему нечего преодолевать, та сама ему отдается, и потому Мизгирь в жажде преодоления идет навстречу дочери Весны, в то время как и люди и природа уже идут встречать лето; конечно, Мизгирь гибнет, а Купава вступает в союз со светлым Лелем.
Лель - полубожество, а не личность. Он стоит в таком же отношении к Солнцу, как Снегурочка к Весне. Его речи-песни на протяжении всей сказки становятся страстнее, как бы алеют: в девушках он возбуждает любовную тягу, подобно тому, как Солнце, ударяя своими лучами землю, грея ее, рождает в ней энергию жизни.
Вокруг действующих лиц, подобно хороводной цепи, мерно ступают люди. Мерно потому, что жизнь их вся течет сообразно череде событий в природе и скована действом обрядовым и бытовым. Проводы Масленицы, гулянье в заповедном лесу и свадебные жертвы в Ярилин день - вот картины религиозного культа, включая последний хор - славление Солнца. Выкуп (вернее, умыкание) невесты, причитания Купавы, кличи: бирючей, суд, встреча и проводы Берендея - вот отсветы, отражения культа в мирском быту в отношении к царю и ближним. В музыке все это расцвечено и выявлено в чертах, свойственных глубоко самобытному дарованию Римского-Корсакова: вне сурового величия мифа, а в мягком обличье добродушной "влюбленности в поэтические образы и верования былого в в претворении их в живые, конкретно ощутимые, насыщенные духом язычества двигатели жизни. Наоборот, тупая житейскость и грубо формальное отношение и к богу, и к жизни, и к быту причудливо высмеяны в музыкально-забавной характеристике Бермяты, ближнего царского боярина.
Так музыка "Снегурочки" захватывает плотно замкнутый круг цельного мировоззрения. Сущность же сказки о Снегурочке, рассказанной в музыке, т. е. центр круга, в неповторимой прелести весенней, и непреложное значение оперы зиждется на том, что композитору удалось запечатлеть в звуках весеннюю природу и в звуковом претворении выявить и пробуждение, и рост жизненной силы, и весеннее цветение. Ркогда мы только пожелаем, мы всегда можем в музыке "Снегурочки" ощутить и весну и юность, ибо власть чар музыки безгранична, если только сам композитор верил в то, что создавал. Сомневаться же в этом не приходится, ибо любое соотношение звучаний в "Снегурочке" подтвердит лучше всяких слов несомненность глубокой искренности и правдивости всей музыки, музыки русской весны.
