«Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора»
«» (по повести В.П. Астафьева "Людочка")
Рстина – противоположность лжи; РІСЃРµ, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть. Рменно так, без прикрас, показывает современную действительность РѕРґРёРЅ РёР· «писателей - деревенщиков» - Р’.Рџ. Астафьев. Основная тема его произведений – человек Рё РїСЂРёСЂРѕРґР°, Р° его герои – выходцы РёР· СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ глубинки. РњРЅРѕРіРёРј знакомы такие его произведения, как «Царь – рыба», «Печальный детектив», «Последний поклон». Рљ этой же теме можно отнести , РїРѕ – моему мнению, рассказ РїРѕРґ названием «Людочка». РЎРѕ страниц небольшого РїРѕ объему произведения встает целая жизнь обычной деревенской девушки.
«Людочка»… Читаешь название и понимаешь, что речь пойдет о чем – то близком, дорогом писателю. Болью наполнены строки Владимира Соколова, которые вынесены в эпиграф:
Ты камнем упала.
Я умер под ним.
Р’ этом же эмоциональном ключе написано Рё вступление рассказа. РћРЅРѕ буквально переполнено риторическими вопросами, умолчаниями, Р·Р° которыми чувствуется переживание автора, его желание найти истину. Рчитатель уже настроен: речь пойдет Рѕ чем – то необычном, СЏСЂРєРѕРј, Рё, может быть, поэтому столь контрастно звучит рассказ Рѕ жизни обыкновенной девушки: «Людочка родилась РІ небольшой угасающей деревеньке РїРѕРґ названием Вычуган. Мать ее была колхозницей, отец – колхозником». РљРѕРіРґР° РјС‹ вспоминаем СЃРІРѕРµ детство, РІ памяти всплывают самые СЏСЂРєРёРµ события. Рђ что могла вспомнить Людочка? Астафьев, рассказывая Рѕ детстве девушки, подчеркивает, через детали, что ничего запоминающегося РІ ее жизни РЅРµ происходило: «… росла, как вялая, примороженная трава, мало играла, редко пела Рё улыбалась, РІ школе РЅРµ выходила РёР· троечниц, РЅРѕ была молчаливо – старательная Рё РґРѕ сплошных двоек РЅРµ опускалась».Через эти строки писатель РґРѕРЅРѕСЃРёС‚ РґРѕ нас ту реальность, РіРѕСЂСЊРєСѓСЋ правду, РІ которой росла девочка.Читатель постоянно натыкается РЅР° такие слова, как «незаметно», «ни хорошо, РЅРё плохо». Чувствуется какая – то дисгармония, нарушено то, что каждому РёР· нас привычно: ребенка надо любить. Людочка РЅРµ ощущает даже материнской любви, ее РЅРµ понимают. Чужим для нее является Рё СЂРѕРґРЅРѕР№ РґРѕРј. Рпоэтому так хочется вырваться РёР· серой обыденности. РљРѕРјСѓ РЅРµ понятна мечта девушки уехать РІ РіРѕСЂРѕРґ, чтобы РІСЃРµ, РІСЃРµ изменить. РЛюдочка как РІСЃРµ «… ехала РІ РіРѕСЂРѕРґ – устраиваться». РќРµ знаю как вам, РЅРѕ РјРЅРµ врезались РІ память строки Рѕ «новой жизни» Людочки: «… первую ночь провела РЅР° вокзале». Девочка, ничего РЅРµ знавшая РєСЂРѕРјРµ своей деревеньки, РЅРµ могла РЅРµ чувствовать себя РѕРґРёРЅРѕРєРѕР№. Город встречает ее равнодушно, давая понять, что РѕРЅР° лишняя РІ нем. Психологически тонко Астафьев показывает желание Людочки стать как РІСЃРµ, приспособиться Рє «новой жизни»: «… приводила себя РІ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ РІРёРґ, сделала завивку, маникюр». РќРѕ РјРЅРµ почему – то было жалко ее РІ этот момент: никакие внешние перемены РЅРµ могли РІ ней скрыть простую деревенскую девочку: «Тихая, РІСЂРѕРґРµ Р±С‹ РїРѕ-деревенски скованная, РЅРѕ РїРѕ-крестьянски сноровистая, РѕРЅР° предложила подмести волосья РЅР° полу, РєРѕРјСѓ – мыло развела, РєРѕРјСѓ – то салфетку подала…». Может быть , именно поэтому среди всех выделила Людочку старая парикмахерша Гавриловна. Астафьев нам РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ РЅРµ рассказывает Рѕ жизни Гавриловны, РЅРѕ Р·Р° незначительными фразами, фрагментарными описаниями встает еще РѕРґРЅР° СЃСѓРґСЊР±Р°, Рё читатель понимает, что привлекает Гавриловну РІ Людочке. РћРЅР° осень похожа РЅР° нее, ведь РєРѕРіРґР° – то эта женщина сама приехала РІ РіРѕСЂРѕРґ Р·Р° счастьем. Симпатии Астафьева всегда РЅР° стороне деревенских людей, привыкших мыслить просто Рё СЏСЃРЅРѕ Рё РЅРµ способных РЅР° зло, умеющих любить Рё уважат людей РІРѕРєСЂСѓРі себя. РЈ этих людей СЃРІРѕРµ понимание совести, РІ РЅРёС… есть какая – то природная сила. Законы, РїРѕ которым РѕРЅРё живут, просты Рё человечны: Р·Р° РґРѕР±СЂРѕ нужно платить РґРѕР±СЂРѕРј, нужно РјРЅРѕРіРѕ трудиться, уважать старших, РЅРµ брать чужого. Р’ РіРѕСЂРѕРґРµ это РЅРµ цениться. Автор рассказывает нам Рѕ РґРІСѓС… студентках, живших РєРѕРіРґР° – то Сѓ Гавриловны: «…крашенные, курящие…», «… постоянно воспитывали Гавриловну…», «… РЅРµ различали СЃРІРѕРµ Рё чужое…». Рто полный контраст представлениям Рѕ жизни деревенских людей. Город калечит человеческие души – РІРѕС‚ основная идея произведений Астафьева. Люди забывают СЃРІРѕРµ прошлое, теряют себя. Наверное, поэтому Сѓ всех, РєСЂРѕРјРµ Гавриловны Рё Людочки, РІ рассказе нет имен. Некоторых автор просто называет «мать», «отчим», «студентки», Р° некоторым (как животным!) дает клички («Артемка – мыло», «Стрекач»). Р’. Астафьев известен как мастер портретных характеристик. «Ликом РѕРЅ Рё РІ самом деле смахивал РЅР° черного узкозадого жука, летающего РїРѕ деревенской рухляди Рё что-то там или РєРѕРіРѕ-то там длинными хрусткими усами терзающего». Прочитав эту цитату, трудно догадаться, что речь идет Рѕ человеке. РќРѕ тем РЅРµ менее именно таким предстает СЃРѕ страниц рассказа Стрекач – РіСЂРѕР·Р° местных жителей, человек, лишенный РІСЃСЏРєРёС… нравственных принципов, олицетворение зла. Астафьев РЅРµ случайно описывает бесчинство Стрекача: «… ломом крушил РѕРєРЅР°, веранду, Р±РёР» РїРѕСЃСѓРґСѓ, растаптывал скарб, рвал постели, мочился РІ банки СЃ РєСЂСѓРїРѕР№ Рё мукой…». Что же позволяет этому нравственному СѓСЂРѕРґСѓ чувствовать себя С…РѕР·СЏРёРЅРѕРј? Безразличие Рё страх окружающих, РёС… нежелание вмешиваться. Ропять Астафьев РїСЂРѕРІРѕРґРёС‚ мысль Рѕ том, что РІ РіРѕСЂРѕРґРµ люди живут разрозненно, каждый сам Р·Р° себя. Волчьи законы царят РІРѕРєСЂСѓРі. Рти нравственные проблемы существовали СЃ древнейших времен – СЃ тех РїРѕСЂ, как только начало складываться человеческое общество. Рто Рё есть реальность, РѕС‚ которой РЅРёРєСѓРґР° РЅРµ уйти. Рто истина, которую, РїРѕСЂРѕР№, трудно осознать, воспринять.
РџРѕ-моему, главную роль РІ понимании РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ идеи рассказа играет описание парка Р’СЌРїСЌРІСЌСЂР·Рµ. Р’СЃРµ РјС‹ привыкли Рє тому, что парк – это место, РіРґРµ человек может почувствовать себя наедине СЃ РїСЂРёСЂРѕРґРѕР№, отдохнуть РѕС‚ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ суеты. РќРѕ РІ рассказе Астафьева «Людочка» РІСЃРµ иначе. Отвращение вызывает описание парка: «Вдоль канавы, вламываясь РІ сорные заросли, стояли скамейки…», «из РіСЂСЏР·РЅРѕР№ канавы Рё пены торчали Рё гудели горлами бутылки разных форм Рё мастей…», «всегда тут, РІ парке, стояла РІРѕРЅСЊ, потому что РІ канаву бросали щенят, котят, дохлых поросят…». Рлюди ведут себя РїРѕ-звериному: «Бесилась, неистовствало стадо, творя… телесный срам Рё стыд». Рђ ведь это описание танцплощадки. Рменно здесь столкнулись зло Рё незащищенность, цинизм Рё наивность.
… Как всегда, Людочка шла «от трамвайной остановки до дома Гавриловны через парк Вэпэвэрзе, а в парке «Стрекач, свободный от дел, сидел… на бетонной скамейке…». А дальше ужасающе своей реалистичностью сцена изнасилования. Наверное, никто не мог остаться равнодушным к судьбе девушки, когда читал строки: «Людочка, слепо шаря по земле, по себе, ползала в бурьяне, натыкалась на кусты, между приступами рвоты чихала и все что-то искала…». Любое человеческое сердце содрогнется от сострадания, но мир, который описывает Астафьев, жесток. Оскорбленная, униженная девушка ни у кого не находит понимания. А и нужно то было – пожалеть. Не замечает страданий девушки и Гавриловна, уже привыкшая к оскорблениям и не видящая в них ничего особенного. Мать, самый близкий и родной человек для Людочки, не чувствует ее боли (и Астафьев вновь проводит мысль: там, где разорваны кровные узы, недалеко до беды).
Меня всегда поражало внимание Астафьева Рє деталям. РР· рассказа «Людочка» РјРЅРµ запомнилась та «пестренькая веревочка, туго затянувшаяся» РЅР° шее бедной, всеми отвергнутой девушки. Рта веревочка является символом, Рё автор несколько раз РІРІРѕРґРёС‚ эту деталь РІ текст («Вот РѕРЅР°, плотно скрученная веревочка! Мать сказывала, что привязывала ее Рє люльке». «Отчим Людочки плюнул РѕРєСѓСЂРѕРє, пошел было, РЅРѕ тут же вернулся, раздергал… веревочку, СЃРЅСЏР» ее СЃ тополиного обломка…»). РћС‚ люльки РґРѕ СЂРѕРєРѕРІРѕРіРѕ дерева, РѕС‚ начала жизни РґРѕ ее конца, протянулась веревочка. Что же нужно сделать, чтобы РЅРµ оборвалась эта нить, РЅР° которой держится самое РґРѕСЂРѕРіРѕРµ Рё С…СЂСѓРїРєРѕРµ – человеческая жизнь. Астафьев учит нас: надо вовремя сказать РґРѕР±СЂРѕРµ слово, вовремя остановит зло, вовремя РЅРµ растерять себя. Может быть отчим Людочки (ведь РЅРµ случайно Астафьев Рє нему РІ карман кладет веревочку) остановит зло Рё беспредел, царящие РІРѕРєСЂСѓРі. Несмотря РЅР° РІСЃСЋ трагичность произведения, Астафьев дает надежду: есть еще время опомниться! Рчитатель верит ему. «Дитя РЅРµ РІ тягость нам будет, хоть РјС‹ Рё старые, дитя нам будет СѓР¶ как Рё сын Рё дочь как РІРЅСѓРє Рё как внучка, РѕРЅРѕ скрепит нас, РЅР° плаву жизни удержит», - размышляет мать Людочки, возвращаясь РІ деревню после РїРѕС…РѕСЂРѕРЅ.
РџРѕ-моему, рассказ «Людочка» - РѕРґРЅРѕ РёР· лучших произведений современной литературы. Рменно РІ этом рассказе Астафьев поднимает РІРѕРїСЂРѕСЃ, уже давно волнующий людей. Сейчас, РІ двадцать первом веке, человек также РѕРґРёРЅРѕРє, как Рё раньше. Постоянно сталкиваешься СЃ безразличием, равнодушием РїРѕ отношению Рє РґСЂСѓРіРёРј людям. Рто РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє тому, что РІ безвыходной ситуации человек замыкается РІ себе Рё отдаляется РѕС‚ окружающих еще больше. Произведение служит предупреждением Рѕ том, что люди РЅРµ должны забывать СЃРІРѕРёС… близких Рё родных. Писатель призывает беречь тех, кто окружает нас. Только забота Рѕ РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіРµ Рё любовь Рє ближнему делает нас людьми. Р’ этой РєРЅРёРіРµ Астафьев очень точно изображает реальность. Рассказ заставляет задуматься РѕР± окружающем нас РјРёСЂРµ, Рѕ беспорядке, хаосе, безразличии, которые царят РІРѕРєСЂСѓРі. Р’ наших силах сделать этот РјРёСЂ лучше, чтобы, воспринимая реальность, РјС‹ РЅРµ приходили РІ ужас, Р° могли только радоваться жизни.