«Тихий Дон» - роман-эпопея
"РўРРҐРР™ ДОН" - Р РћРњРђРќ-РПОПЕЯ
Рождение романа-эпопеи связано СЃ событиями СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ истории, имеющими РјРёСЂРѕРІРѕРµ значение. Первая русская революция 1905 РіРѕРґР°, мировая РІРѕР№РЅР° 1914-1918 РіРѕРґРѕРІ. Октябрьская революция, гражданская РІРѕР№РЅР°, период РјРёСЂРЅРѕРіРѕ строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Характерно, что РІ 20-Рµ РіРѕРґС‹ почти одновременно стали работать: Рњ. Горький - над эпопеей "Р–РёР·РЅСЊ Клима Самгина", Рђ.Рќ. Толстой - над эпопеей "Хождение РїРѕ мукам", Рњ. Шолохов обратился Рє созданию эпопеи "РўРёС…РёР№ Дон". Создатели эпических полотен опирались РЅР° традиции СЂСѓСЃСЃРєРёС… классиков, РЅР° такие произведения Рѕ судьбах народных, как "Капитанская дочка", "Тарас Бульба", "Р’РѕР№РЅР° Рё РјРёСЂ". Р’ то же время авторы были РЅРµ только продолжателями традиций классической литературы, РЅРѕ Рё новаторами, РёР±Рѕ воспроизводили такие преобразования РІ жизни народа Рё Р РѕРґРёРЅС‹, которых РЅРµ могли видеть великие художники прошлого. Роман-эпопея "РўРёС…РёР№ Дон" занимает РѕСЃРѕР±РѕРµ место РІ истории СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературы. Пятнадцать лет жизни Рё СѓРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ труда отдал Шолохов его созданию. Рњ. Горький видел РІ романе воплощение РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРіРѕ таланта СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ народа. События РІ "РўРёС…РѕРј Доне" начинаются РІ 1912 РіРѕРґСѓ, перед первой РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅРѕР№, Рё заканчиваются РІ 1922 РіРѕРґСѓ, РєРѕРіРґР° отгремела РЅР° Дону гражданская РІРѕР№РЅР°. Прекрасно зная жизнь Рё быт казаков Донского края, будучи сам участником СЃСѓСЂРѕРІРѕР№ Р±РѕСЂСЊР±С‹ РЅР° Дону РІ начале 20-С… РіРѕРґРѕРІ, Шолохов РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ внимание уделил изображению казачества. Р’ произведении тесно соединяются документ Рё художественный вымысел. Р’ "РўРёС…РѕРј Доне" РјРЅРѕРіРѕ подлинных названий хуторов Рё станиц Донского края. Центром событий, СЃ которым связано РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ действие, является станица Вешенская. Шолохов изображает действительных участников событий: это Рван Лагутин, председатель казачьего отдела Р’Р¦РРљР°, первый председатель Донского Р’Р¦РРљР° Федор Подтелков, член ревкома казак Михаил Кривошлыков.Р’ то же время вымышлены основные герои повествования: семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых, Листницких. Вымышлен Рё хутор Татарский. "РўРёС…РёР№ Дон" начинается изображением РјРёСЂРЅРѕР№ довоенной жизни казачества. Дни хутора Татарского РїСЂРѕС…РѕРґСЏС‚ РІ напряженном труде. РќР° первый план повествования выдвигается семья Мелеховых, типичная середняцкая семья СЃ патриархальными устоями. Р’РѕР№РЅР° прервала трудовую жизнь казачества. Первая мировая РІРѕР№РЅР° изображается Шолоховым как народное бедствие, Рё старый солдат, исповедуя христианскую мудрость, советует молодым казакам: "Помните РѕРґРЅРѕ: хочешь живым быть, РёР· смертного Р±РѕСЏ живым выйти - надо человечью правду блюсть..." Шолохов СЃ большим мастерством описывает ужасы РІРѕР№РЅС‹, калечащей людей Рё физически, Рё нравственно. Казак Чубатый поучает Григория Мелехова: "Р’ Р±РѕСЋ убить человека - святое дело... человека уничтожай. Поганый РѕРЅ человек!" РќРѕ Чубатый СЃРѕ своей звериной философией отпугивает людей. Смерть, страдания Р±СѓРґСЏС‚ сочувствие Рё объединяют солдат: люди РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ привыкнуть Рє РІРѕР№РЅРµ. Шолохов пишет РІРѕ второй РєРЅРёРіРµ, что весть Рѕ свержении самодержавия РЅРµ вызвала среди казачества радостного чувства, РѕРЅРё отнеслись Рє ней СЃРѕ сдержанной тревогой Рё ожиданием". Казаки устали РѕС‚ РІРѕР№РЅС‹. РћРЅРё мечтают РѕР± ее окончании. Сколько РёС… уже погибло: РЅРµ РѕРґРЅР° РІРґРѕРІР°-казачка отголосила РїРѕ мертвому. Казаки далеко РЅРµ сразу разобрались РІ исторических событиях. Горькие слова РІ романе предваряют описание трагических событий РЅР° Дону, рассказ Рѕ расправе СЃ экспедицией Подтелкова, Рѕ Верхне-Донском восстании. Вернувшись СЃ фронтов РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ казаки еще РЅРµ знали какую трагедию братоубийственной РІРѕР№РЅС‹ РёРј придется пережить РІ СЃРєРѕСЂРѕРј будущем. Верхне-Донское восстание предстает РІ изображении Шолохова как РѕРґРЅРѕ РёР· центральных событий гражданской РІРѕР№РЅС‹ РЅР° Дону. Причин было РјРЅРѕРіРѕ. Красный террор, неоправданная жестокость представителей советской власти РЅР° Дону РІ романе показаны СЃ большой художественной силой. Многочисленные расстрелы казаков, чинимые РІ станицах, - убийство РњРёСЂРѕРЅР° Коршунова Рё деда Тришки, который олицетворял христианское начало, проповедуя, что всякая власть дается Богом, действия комиссара Малкина, который отдавал приказы расстреливать бородатых казаков. Шолохов показал РІ романе Рё то, что Верхне-Донское восстание отразило народный протест против разрушения устоев крестьянской жизни Рё вековых традиций казаков, традиций, ставших РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ крестьянской нравственности Рё морали, складывавшейся веками, Рё передаваемых РїРѕ наследству РѕС‚ поколения РІ поколение. Писатель показал Рё обреченность восстания. Уже РІ С…РѕРґРµ событий народ РїРѕРЅСЏР» Рё почувствовал РёС… братоубийственный характер. РћРґРёРЅ РёР· предводителей восстания, Григорий Мелехов, заявляет: "Рђ РјРЅРµ думается, что заблудились РјС‹, РєРѕРіРґР° РЅР° восстание пошли". Рђ. Серафимович писал Рѕ героях "РўРёС…РѕРіРѕ Дона": "...люди Сѓ него РЅРµ нарисованные, РЅРµ выписанные, - это РЅРµ РЅР° бумаге". Р’ образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие Рё выразительные черты СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ народа. Рзображая мысли, чувства, поступки героев, писатель РЅРµ обрывал, Р° обнажал нити" ведущие Рє прошлому. Среди персонажей романа притягательным, противоречивым, отражающим РІСЃСЋ сложность исканий Рё заблуждений казачества, является Григорий Мелехов. Бесспорно, что образ Григория Мелехова - художественное открытие Шолохова. Создавая этот образ, писатель выступил новатором, художественно воспроизводящим то. что РІ жизни было самым спорным, самым сложным, самым волнующим. Григорий Мелехов РІ эпопее РЅРµ изолированный характер. РћРЅ находится РІ самом тесном единстве Рё связан как СЃРѕ своей семьей, так Рё СЃ казаками хутора Татарского Рё всего Дона, среди которых РѕРЅ вырос Рё вместе СЃ которыми жил Рё боролся, постоянно находясь РІ поисках правды Рё смысла жизни. Мелехов РЅРµ отделен РѕС‚ своего времени. РћРЅ РЅРµ просто общается СЃ людьми Рё участвует РІ событиях, РЅРѕ всегда размышляет, оценивает, СЃСѓРґРёС‚ себя Рё РґСЂСѓРіРёС…. Рти особенности помогают прийти Рє выводу Рѕ том, что Мелехов изображен РІ СЌРїРѕСЃРµ как сын своего народа Рё своего времени. РњРёСЂ Григория - народный РјРёСЂ, РѕРЅ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ отрывал себя РѕС‚ своего народа, РѕС‚ РїСЂРёСЂРѕРґС‹. Р’ РѕРіРЅРµ боев, РІ пыли РїРѕС…РѕРґРѕРІ РѕРЅ мечтает I Рѕ труде РЅР° СЂРѕРґРЅРѕР№ земле, Рѕ семье. Завершает Григорий СЃРІРѕРµ хождение РїРѕ мукам возвращением РІ СЂРѕРґРЅРѕР№ хутор Татарский. Бросив СЃРІРѕРµ оружие РІ Дон, РѕРЅ спешит РІРЅРѕРІСЊ Рє тому, что так любил Рё РѕС‚ чего так долго был оторван. Финал романа имеет философское звучание. Шолохов оставил своего героя РЅР° РїРѕСЂРѕРіРµ новых жизненных испытаний. Какие ждут его пути-РґРѕСЂРѕРіРё? Как сложится его жизнь? Писатель РЅРµ дает ответа РЅР° эти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, Р° заставляет читателя задуматься над сложнейшей СЃСѓРґСЊР±РѕР№ этого героя. Рљ созданию женских характеров Шолохов обращается уже РІ самом начале творческого пути. РќРѕ если РІ рассказах характеры женщин только намечаются, то РІ "РўРёС…РѕРј Доне" Шолохов создает СЏСЂРєРёРµ художественные образы. Женщины занимают центральное место РІ эпопее; женщины разных возрастов, разных темпераментов, разных судеб - мать Григория Рльинична, РђРєСЃРёРЅСЊСЏ, Наталья, Дарья, Дуняшка, РђРЅРЅР° РџРѕРіСѓРґРєРѕ Рё РґСЂСѓРіРёРµ. Пылкой, страстной РђРєСЃРёРЅСЊРµ, СЃ ее "порочной красотой, противопоставлена скромная, сдержанная РІ чувствах труженица Наталья. Трагична участь Рё РђРєСЃРёРЅСЊРё, Рё Натальи. РњРЅРѕРіРѕ было тяжкого РІ РёС… жизни, РЅРѕ РѕРЅРё знали Рё настоящее человеческое счастье. Писатель показывает РёС… трудолюбие, РёС… РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ роль РІ жизни семьи. Большое значение имеют речевые характеристики, портретные детали. РЈ РђРєСЃРёРЅСЊРё "точеная шея", "пушистые завитки волос", "зовущие РіСѓР±С‹". РЈ Натальи "гладкий белый лоб", "большие СЂСѓРєРё, раздавленные работой", Сѓ Дарьи "насурмленные РґСѓРіРё бровей", "вьющаяся РїРѕС…РѕРґРєР°". Действие романа "РўРёС…РёР№ Дон" вовлекает широкий РєСЂСѓРі людей, представителей самых разных социальных прослоек. РћРЅРѕ начинается СЃ изображения жизни РІ казачьем хуторе Татарском, захватывает помещичью усадьбу Листницких, переносится РЅР° места развернувшейся РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ - РІ Польшу, Румынию, Восточную РџСЂСѓСЃСЃРёСЋ, РІ Петроград, Новочеркасск. РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРє, РІ станицы Дона. Шолохов - непревзойденный мастер художественного слова, умело использует тот язык, которым РіРѕРІРѕСЂРёС‚ казачество. Перед читателем Р·СЂРёРјРѕ встают Рё главные герои, Рё эпизодические персонажи. Пейзажные зарисовки свидетельствуют Рѕ страстной влюбленности художника РІ РїСЂРёСЂРѕРґСѓ Донского края. Пейзаж очеловечен, РѕРЅ выполняет самые различные идейно-художественные функции; помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать РёС… отношение Рє происходящим событиям. Умело использованы произведения народного творчества: пословицы, РїРѕРіРѕРІРѕСЂРєРё, побаски, песни. РћРЅРё передают настроение, чувства, переживания народа, отражают эстетический РјРёСЂ героев. Произведения народного творчества, особенно песни, раскрывают философскую глубину эпопеи. Рпиграфами Рє первой Рё третьей книгам романа служат старинные казачьи песни. Большой духовный смысл заключен РІ поэтическом образе Дона, который выступает символом жизни народа. Само название "РўРёС…РёР№ Дон" полно символики: РѕРЅРѕ контрастирует СЃ изображаемыми событиями. Особый смысл РІ образе степи, которая выступает символом Р РѕРґРёРЅС‹: "Родимая степь над РЅРёР·РєРёРј РґРѕРЅСЃРєРёРј небом! курган РІ РјСѓРґСЂРѕРј молчании, берегущие зарытую казачью славу. РќРёР·РєРѕ кланяюсь Рё РїРѕ-сыновьи целую твою красную землю. РґРѕРЅСЃРєРѕР№ нержавеющей РєСЂРѕРІСЊСЋ полита степь..." Такие слова РјРѕРі найти Рё сказать лишь писатель, горячо влюбленный РІ красоту СЂРѕРґРЅРѕР№ РґРѕРЅСЃРєРѕР№ РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рё РІ СЃРІРѕР№ народ. Работая над эпопеей "РўРёС…РёР№ Дон", Шолохов РёСЃС…РѕРґРёР» РёР· философской концепции Рѕ том, что народ является РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ движущей силой истории. Рта концепция получила РІ эпопее глубокое художественное воплощение: РІ изображении народной жизни, быта Рё труда казачества, РІ изображении участия народа РІ исторических событиях. Шолохов показал, что путь народа РІ революции Рё гражданской РІРѕР№РЅРµ был сложным, напряженным, трагичным. Уничтожение "старого РјРёСЂР°" было связано СЃ крушением вековых народных традиций, православия, разрушением церквей, отказом РѕС‚ нравственных заповедей, которые внушались людям СЃ детских лет. РџСЂРё вручении Нобелевской премии Р·Р° роман "РўРёС…РёР№ Дон" Шолохов РіРѕРІРѕСЂРёР» Рѕ величии исторического пути СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ народа Рё Рѕ том, "чтобы всем, что написал Рё напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою".
п»ї