"Симплициссимус" Г. Гриммельсгаузена как роман воспитания
«Симплициссимус» - это ярчайший образец немецкого романа XVII века, роман автобиографический, поэтому есть все основания для того, чтобы вспомнить некоторые моменты из жизни автора этого произведения.
Ганс Гриммельсгаузен родился РІ 1622 РіРѕРґСѓ (РїРѕ некоторым данным РІ 1621) РІ местечке Гельнхаузен, РІ семье крестьянина. Р’ возрасте десяти лет был похищен проходившими гессенскими солдатами, участвовал РІ Тридцатилетней РІРѕР№РЅРµ; служил денщиком, затем мушкетером РІ протестантских войсках; РїРѕ окончании РІРѕР№РЅС‹ СЃ 1648 РіРѕРґР° странствовал РїРѕ Европе, поступил РЅР° службу Рє епископу страсбургскому Францу РРіРѕРЅСѓ фон Фюрстенбергу.
В 1667 году Гриммельсгаузен был назначен деревенским старостой в деревне Ренхен в Баденском княжестве. Оказавшись на этой должности, занялся литературным трудом, стремясь изложить свой бродяжнический и военный опыт.
Рменно РІ результате этого РІ 1668 РіРѕРґСѓ свет увидел автобиографический роман Рѕ Симплициссимусе, созданный РїРѕ образцу испанского плутовского романа. Роман описывает приключения Симплициссимуса РІ условиях опустошительной Тридцатилетней РІРѕР№РЅС‹.
Проблеме романа воспитания посвящена обширная литература, в которой рассматриваются вопросы генезиса этого жанра, его специфики как романа различных литературных эпох (эпоха Просвещения, Романтизма, реализма XIX века, литература XX века).
В качестве теоретического материала нами были использованы работы немецких исследователей романа воспитания Рольфа Зельбманна, Карла Моргенштерна, Вильгельма Дильтея и другие, в которых исследуется теория жанра романа и рассматривается сам термин «роман воспитания». Были использованы также работы отечественных ученых: М. Бахтина, А. Морозова, Б. Пуришева, А. Диалектовой и др.
Творчество Гриммельсгаузена представляет собой художественный синтез всего предшествующего развития немецкой повествовательной прозы и разнообразных иноязычных литературных влияний, прежде всего испанского плутовского романа. Романы Гриммельсгаузена — яркий пример своеобразия немецкого барокко.
РљРЅРёРіРё Гриммельсгаузена, пережив краткий период успеха Сѓ СЃРІРѕРёС… современников, РІ СЌРїРѕС…Сѓ Просвещения были почти полностью забыты, хотя великий Лессинг выделял РёС… как живую часть наследия немецкой литературы XVII столетия. Подлинное возрождение интереса Рє творчеству Гриммельсгаузена произошло РІ СЌРїРѕС…Сѓ романтизма. Р›. РўРёРє, Рђ. РђСЂРЅРёРј, Рљ. Брентано, Р. Рйхендорф, братья Гримм были восторженными почитателями тогда еще анонимного автора «Симплициссимуса». РћРЅРё заимствовали Сѓ него темы, мотивы, образы Рё развивали РёС… РІ СЃРІРѕРёС… произведениях. Немецкие романтики вызвали Рє жизни многочисленные исследования Рѕ творчестве Гриммельсгаузена.
Своеобразным памятником Гриммельсгаузену явилось основание РІ 1896 Рі. РІ Мюнхене сатирического журнала «Симплициссимус», РІ котором сотрудничали Рў. Манн, РЇ. Вассерман, Рљ. Гамсун. Выдающиеся представители немецкой литературы XX РІ. (Рў. Манн, Р‘. Брехт, Р. Бехер, Р“. Гессе) видели РІ Гриммельсгаузене великого народного немецкого писателя Рё признавали РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ силу воздействия романа «Симплициссимус» РЅР° современного читателя. Всемирно известной стала антифашистская Рё антивоенная драма Бертольда Брехта «Матушка Кураж Рё ее дети» (1941), прообразом главной героини, которой послужил персонаж романа Гриммельсгаузена. РњРЅРѕРіРёРµ представители РЅРѕРІРѕРіРѕ поколения прогрессивных писателей ГДРи ФРГ, пришедшие РІ литературу после второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹, считают Гриммельсгаузена СЃРІРѕРёРј литературным учителем (Р“. Кант, Рњ.-Р’. Шульц, Р“. Грасс). Роман Гриммельсгаузена «Симплициссимус» РїРѕ праву занимает место РІ РѕРґРЅРѕРј СЂСЏРґСѓ СЃ выдающимися шедеврами всемирной литературы.
Романы Гриммельсгаузена нашли РІ конце XVII РІ. РЅРµ только восторженных почитателей, РЅРѕ Рё подражателей. Появляются интересные романы - «симплициады», авторы которых берут Р·Р° образец роман «Симплициссимус»: «Всесветский симплицианский зевака, или Затейливый РЇРЅ Ребху» (1677—1679) Роганна Беера, «Венгерский или Дакийский Симплициссимус» (1682) Даниеля Шпеера Рё РґСЂСѓРіРёРµ.
Целью квалификационной работы является исследование романа Г. Гриммельсгаузена "Симплициссимус" как романа воспитания.
Задачи: 1) Проследить становление Рё формирование романа воспитания; 2) Рассмотреть предпосылки рождения романа воспитания РІ Германии;3) Рзучить особенности немецкого романа воспитания.
Структура: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Первая глава "Роман воспитания как теоретическая проблема" посвящена изучению романа воспитания как теоретической проблемы, исторических, литературных и философских предпосылок зарождения романа воспитания. Во второй главе "Симплициссимус: проблемы и характеры" исследуется специфика немецкого романа воспитания на примере романа "Симплициссимус", рассматривается история создания романа "Симплициссимус", исследуются форма романа и ее смысл.
Глава 1. Роман воспитания как теоретическая проблема
РћРґРЅРёРј РёР· обстоятельных документов исследования романа воспитания является РєРЅРёРіР°, составленная западногерманским ученым Рольфом Зельбманном «К истории немецкого романа воспитания». Р’ ней ставятся РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ генезиса понятия Bildungsroman (роман воспитания), Entwicklungsroman (роман развития), Erziehungsroman (воспитательный) роман. Сам Зельбманн прослеживает историю этих понятий РѕС‚ Бланкенбурга РґРѕ Гегеля, рассматривает литературоведческие РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёРё (1).В В В В В В В
Р . Зельбманн напоминает, что впервые термин Bildungsroman стал употреблять РІ СЃРІРѕРёС… работах дерптский профессор эстетики Карл Моргенштерн РІ 20-Рµ РіРѕРґС‹ XIX века(2). Ученый написал три работы Рѕ сущности, истории Рё происхождении немецкого романа воспитания. РџРѕ мысли Моргенштерна, «романом воспитания можно называть эту разновидность, РІРѕ-первых, вследствие конкретной организации ее материала, РёР±Рѕ этот роман изображает формирование героя РѕС‚ начала жизни РґРѕ определенной ступени зрелости; РІРѕ-вторых, благодаря тому, что это формирование способствует воспитанию читателя»(3). Ртак, романом воспитания может называться только тот роман, который, РІРѕ-первых, изображает индивидуальный СЂРѕСЃС‚ Рё становление героя СЃ начала Рё РґРѕ определенного СѓСЂРѕРІРЅСЏ совершенства, Р° РІРѕ-вторых, РѕРЅ способствует нравственному образованию читателей.
Роман Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера» рассматривается им как «парадигма жанра, как превосходнейший его вид, рожденный из нашего времени и для времени»(4). Начало углубленного исследования романа воспитания, по мнению Зельбманна, связано с работами известного немецкого историка культуры и философа Вильгельма Дильтея (1833-1911). Романами воспитания он называет произведения «школы Вильгельма Мейстера», которые показывают «человеческое формирование на различных ступенях, образах, эпохах жизни»(5).
Р’. Дильтей выделяет три РІРёРґР° романа воспитания: романы «школы Вильгельма Мейстера», романы романтической РіСЂСѓРїРїС‹ (Фр. Шлегель, РўРёРє, Вакенродер, Новалис) Рё романы Рѕ художнике. Р’ РѕСЃРЅРѕРІРµ концепции романа воспитания Р’. Дильтея лежат аналогии СЃ теорией естественной эволюции. Вслед Р·Р° Шлегелем, Моргенштерном Рё Гегелем, Р’. Дильтей сравнивает этапы развития органического РјРёСЂР° Рё ступени «созревания» героя. РљСЂРѕРјРµ того, ученый уделяет РѕСЃРѕР±РѕРµ внимание роли повествователя, которая доминирует РІ этом жанре, РІРІРѕРґРёС‚ вспомогательное понятие «образовательная история». Рто понятие занимает, РїРѕ его мнению, «промежуточное положение между мотивом образования Рё романом воспитания РІ его классической форме»(6). Основные тенденции романа воспитания трактуются РёРј РІ религиозно-католическом РґСѓС…Рµ. Так, «процесс воспитания героя жизнью, интерпретируется как этапы РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ преображения человека. Человек РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ путь РѕС‚ недобровольного изгнания РёР· райского прасостояния через враждебный, полный искушений РјРёСЂ, Рє идеалу очищения Рё возрождения» (7). Поэтому, замечает Р’. Дильтей, РІ подтексте романа постоянно присутствует тема «потерянного рая» Рё «настойчивого стремления Рє его возвращению». Отсюда - резюмирует философ - Рё тема «блаженных сумерек души» чистого, неискушенного героя РІ начале романа Рё его сладкая мечта Рѕ вожделенной гармонии.
Немецкий литературовед Г. Г. Борхерд вычленяет «три фазы» романа воспитания: «юные годы», «годы странствий» и «очищение», «облагорожение». «Первый этап развития связан с показом воспитания героя вдали от мира и его нравов. Раскрытие заложенных природой задатков и формирование личности начинается со странствий героя по различным областям жизни, причем любовь и дружба оказываются решающей движущей силой»(8). В последней же фазе происходит окончательное формирование героя. Анализируя «Годы учения Вильгельма Мейстера», исследователь разрабатывает, таким образом, схему-триаду(9).
Рмеется РґРІР° направления, РІ которых трактуется обозначения романа как В«BildungsromanВ»: Сѓ Фридриха фон Бланкенбурга Рё Сѓ Гегеля Рё его последователей.
«Бланкенбург РІ своей работе В«Versuch über den RomanВ» (1774), РІ которой описываются главные направления развития теории романа, определяет «современный» тип романа РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ В«Рстории Агатона» Виланда. РћРЅ подразделяет роман РЅР° РґРІР° РІРёРґР°: либо роман основан РЅР° каком-либо событии либо РЅР° развитии характера героя»(10). РћРЅ предпочитает последний тип первому: роман, РІ котором герой подчиняется обстоятельствам, вопреки РїСЂРёСЂРѕРґРµ вещей.
Другим важным направлением в теории романа в начале 19 века была теория Гегеля. По его мнению, современный тип романа представляло собой произведение Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера».
Первый теоретический труд РІ отечественном литературоведении посвящен исследованию жанра романа воспитания. РћРЅ принадлежит Рњ. Бахтину, который создает собственную классификацию романов воспитания. Так, Рњ. Рњ. Бахтин РІ РєРЅРёРіРµ «Вопросы литературы Рё эстетики» рассматривает проблематику романа воспитания. Рсследователь сопоставляет «роман испытания» Рё «роман воспитания», подчеркивая, что первый «исходит РёР· готового человека Рё подвергает его испытанию СЃ точки зрения также готового уже идеала», тогда как роман воспитания «противопоставляет ему становление человека... Р–РёР·РЅСЊ СЃ ее событиями служит уже РЅРµ пробным камнем Рё средством испытания готового героя... Теперь жизнь СЃ ее событиями, освещенная идеей становления, раскрывается как опыт героя, школа, среда, впервые формирующие характер героя Рё его мировоззрение»(11). Таким образом, РїРѕ мысли Рњ. Рњ. Бахтина, роман воспитания - это художественная структура, основным организующим центром которой является идея становления. РџСЂРё этом автор правомерно отмечает зыбкость границ, отделяющих роман испытания РѕС‚ романа воспитания, поскольку основополагающие идеи обеих родственных разновидностей взаимосвязаны.
Р’ монографии В«Рстетика словесного творчества» Рњ. Рњ. Бахтин прослеживает эволюцию нескольких романных разновидностей: роман странствий, роман испытания героя, роман биографический Рё автобиографический, роман воспитания. Ученый подчеркивает, что РІ романе странствий, «временные категории разработаны крайне слабо», «становления, развития человека роман РЅРµ знает»(12), РІ романе испытания «герой дан всегда как готовый Рё неизменный. Р’СЃРµ качества его даны СЃ самого начала Рё РЅР° протяжении романа лишь проверяются Рё испытываются», однако РІ этом типе романа «дается развитый Рё сложный образ человека, имевший громадное влияние РЅР° последующую историю романа».(13) Важной особенностью романа испытания, РїРѕ мнению Рњ. Бахтина, является разработка категории времени - «психологическое время». РќРѕ РІСЃРµ же «между героем Рё РјРёСЂРѕРј нет подлинного взаимодействия; РјРёСЂ РЅРµ способен изменить героя», «проблема взаимодействия субъекта Рё объекта, человека Рё РјРёСЂР° РІ романе испытания РЅРµ поставлена». (14)
В «биографическом романе» отсутствует принцип становления, развития. «Меняется, строится жизнь героя, его судьба, но сам герой остается, неизменным». Бахтин выявляет понятие «биографического времени». По мнению ученого «события формируют не человека, а его судьбу (хотя бы и творческую)» (15).
Наконец, роман воспитания дает «динамическое единство образа героя»(16), РЅРѕ сам герой, его характер - это переменная величина РІ формуле этого романа. Рзменение самого героя приобретает «сюжетное значение», «время вносится вовнутрь человека, РІС…РѕРґРёС‚ РІ самый образ его», «становление человека совершается РІ реальном историческом времени СЃ его необходимостью, СЃ его полнотой, СЃ его будущим, СЃ его глубокой хронотопичностью»(17).
Рњ. Рњ Бахтин показывает, что роман воспитания - роман синтетический, подготовленный развитием романа странствий, романа испытания, биографического романа. Ртот роман дает образ становящегося человека. Р’ нем впервые появляется «подлинный хронотоп», времяпространство. Формирование личности героя, динамический тип становления Рё развития героя, хронотоп - важнейшие открытия романа воспитания. Р’ дальнейшем эти понятия оказали большое значение для всего развития романа.
В Рсследуя роман Гриммельсгаузена, Вальтер Буш РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему заключению, что «путь развития героя можно разделить РЅР° четыре основных момента»(18). Ркаждый РёР· этих периодов жизни Симплициссимуса характеризуется книгами Рё интересами, которые Рё влияют РЅР° жизнь героя РІ целом.
Р’ работе Р’.Рќ. Пашигорева представлен анализ романов «Агатон» Виланда, «Годы учения Вильгельма Мейстера» Р.Р’. Гете, «Генрих фон Офтердинген» Новалиса, «Зеленый Генрих» Р“. Келлера Рё РґСЂСѓРіРёРµ. РџРѕ мнению Р’.Рќ. Пашигорева, роман воспитания - это роман «о формировании мировоззренческой позиции героя РІ результате СѓСЂРѕРєРѕРІ жизни, практического опыта, Рѕ многотрудных Рё мучительных поисках смысла бытия, общественного идеала, положительной программы»(19).
Моноцентричность РІ построении романа воспитания выражается, РїРѕ мнению Р’.Рќ. Пашигорева, РІ биографизме Рё субъективно-лирическом начале. Второстепенные персонажи романа группируются РІРѕРєСЂСѓРі главного героя Рё выступают РІ роли своеобразных катализаторов его воспитательного процесса. Подчеркивается роль наставников, учителей жизни, способствующих РґСѓС…РѕРІРЅРѕРјСѓ развитию героя. «Немецкий роман воспитания показывает историю созидания личности изнутри, путь ее постепенного оформления Рё становления РЅР° протяжении сравнительно большого отрезка времени Рё пространства - РѕС‚ юных лет героя РґРѕ наступления РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ Рё физической зрелости - Рё через это созидание дает историю формирования целого общества, человеческого СЂРѕРґР° - филогенез через онтогенез»(20),- пишет Р’.Рќ. Пашигорев. РћРЅ классифицирует романы воспитания РїРѕ трем основаниям: концепция личности, характер конфликта романа, жизненная (итоговая) программа героя. Герои просветительских романов воспитания РІ своем развитии становятся полезными членами общества («Агатон» Виланда), РїСЂРёС…РѕРґСЏС‚ Рє осознанию необходимости практической деятельности. РС… «воспитание» завершается РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј РІ сфере полезного общественного труда («Годы учения Вильгельма Мейстера» Гете). Романтический герой может быть правильно РїРѕРЅСЏС‚ лишь РІ его бесконечной устремленности Рє идеалу, РІ постоянной незавершенности его характера. РЈ него РІ процессе воспитания наблюдается отчуждение РѕС‚ жизни; РѕРЅРѕ имеет двойственный характер: СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, это отчуждение обусловлено неприятием практицизма, Р° СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ - таит РІ себе опасность абсолютного отрыва РѕС‚ конкретной реальности Рё стремления Рє «мирам иным».
Рђ.Р’. Диалектова анализирует романы воспитания РІ литературе Германии середины XVIII века (Р.Р’. Гете «Вильгельм Мейстер», Рљ.Рњ. Виланда «Агатон», Новалиса «Генрих фон Офтердинген», Жан Поля «Титан»). Автор дает определение данной жанровой разновидности: «Под термином воспитательный роман, прежде всего, подразумевается произведение, доминантой построения сюжета которого является процесс воспитания героя: жизнь для героя становится школой, Р° РЅРµ ареной Р±РѕСЂСЊР±С‹, как это было РІ приключенческом романе».(21)
Рсследовательница выделяет целую систему признаков, характеризующих специфику романа воспитания. Рто внутреннее развитие героя; СѓСЂРѕРєРё жизни, которые герой получает РІ результате эволюции; изображение становления характера главного героя СЃ детства РґРѕ физической Рё РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ зрелости; активная деятельность центрального персонажа, направленная РЅР° установление гармонии Рё справедливости; стремление Рє идеалу, гармонически сочетающему физическое Рё РґСѓС…РѕРІРЅРѕРµ совершенство; принцип моноцентрической композиции, Рё ее стереотипность; движение героя РѕС‚ крайнего индивидуализма Рє обществу Рё РґСЂ. РџСЂРё этом автор СЃ самого начала оговаривает невозможность точного определения Bildungsroman, поскольку РѕРЅ, как Рё РІСЃРµ РІРёРґС‹ Рё жанры, находится РІ процессе непрестанного изменения Рё развития. Автор отмечает РѕСЃРѕР±СѓСЋ трудность определения жанра. РћРЅР° считает, что можно говорить только Рѕ целой системе признаков воспитательного романа, которая, Рє сожалению, РЅРµ дает четкого представления Рѕ жанровой специфике романа воспитания.
Таким образом, в отечественном литературоведении очень мало работ, посвященных теории романа воспитания. В основном проводился анализ отдельных произведений в их соотнесенности с романом воспитания.
Разновидности романа воспитания.
Для жанра романа воспитания, РІ частности, характерен образ становящегося человека. Автор изображает героя как переменную величину, которая зависит РѕС‚ внешних обстоятельств - пространства Рё времени. Р’ зависимости РѕС‚ характера освоения реального пространства Рё времени выделяется несколько разновидностей романа воспитания. Р’ ограниченном пространстве СЂРѕРґРЅРѕР№ земли СЃРѕ всеми ее уголками, полями, лесами, реками, СЃ родным РґРѕРјРѕРј путь человека - это путь РѕС‚ рождения Рє смерти, РѕС‚ юности Рє зрелости Рё старости. Автор показывает, как СЃ изменением возраста совершаются изменения РІ характере героя. Такой тип становления Рњ.Бахтин назвал идиллическим. Для идиллического романа воспитания характерно единство места, преобладание СЂРѕРґРѕРІРѕРіРѕ над индивидуальным (жизнь РїРѕ завету отцов). Важнейшие события РІ романе этого типа - любовь, брак, рождение детей, смерть, труд. Рти события находятся РІ тесной СЃРІСЏР·Рё СЃ жизнью РїСЂРёСЂРѕРґС‹. Для РґСЂСѓРіРѕР№ разновидности романа воспитания характерно изображение жизни "как опыта, как школы, через которую должен пройти РІСЃСЏРєРёР№ человек..."(22).
В результате он должен приобрести трезвое, правильное или закономерное знание о самой жизни, о людях. Начальной точкой в движении героя является обычно юношеский идеализм, восторженная мечтательность, а конечной - житейская мудрость в той или иной разновидности (скептицизм, приспособленчество, трезвое приятие жизни). Основные события в романе этой разновидности - столкновения героя с определенным укладом жизни, с "реальностью". В третьей разновидности романа воспитания становление героя происходит в изменяющемся мире: "он становится вместе с миром, отражает в себе историческое становление самого мира". "Меняются устои мира, и человеку приходится меняться вместе с ними. Понятно, что в таком романе становления встают проблемы действительности и возможности человека, свободы и необходимости и проблема творческой инициативности"(23). К этой разновидности романа воспитания можно отнести "Симплициссимус" Гриммельсгаузена. Во всех разновидностях романа воспитания автор по отношению к герою выступает как "историк", хроникер его жизни и комментатор его слов и поступков.
1.1 Немецкое барокко XVII века
Долгое время считалось, что литература немецкого барокко появилась как РІРёРґ творчества, отражающий идеологию верхов общества. Однако это далеко РЅРµ соответствует действительности. Собственно немецкое барокко сложилось РІ XVII веке РІ Гамбурге РїРѕ окончании Тридцатилетней РІРѕР№РЅС‹. Патрицианский Гамбург занимал РІ РІРѕР№РЅРµ нейтральную позицию, поэтому РЅРµ только РЅРµ разорился, РЅРѕ Рё расцвел Р·Р° время ее продолжения. Бюргерство Гамбурга Рє 1640 РіРѕРґСѓ стало самым мощным РІ Германии. Рменно СЃ бюргерской культурой связано возникновение Рё развитие барокко РІ Германии. РћРґРЅРёРј РёР· первых немецких поэтов барочного направления был пастор Роганн Р РёСЃС‚ – «типичный представитель реакционно-бюргерского лютеранства XVII века».(24) РћРЅ смотрел РЅР° РїРѕСЌР·РёСЋ как РЅР° «подчиненную правилам украшенного изложения разработку ясных Рё разумных мыслей».(25)
Характерные черты немецкого барокко СЏСЃРЅРѕ проступают РІ творчестве Филиппа фон Цесена, который отличался страстью Рє странным этимологиям, чем вызывал насмешки СЃРѕ стороны ученых мужей. Цесен пытался доказать, что РІСЃРµ древнейшие языки РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґСЏС‚ РѕС‚ германского, СЃ него начинается процесс «формалистического перерождения»(26) бюргерской РїРѕСЌР·РёРё, которая утрачивает СЃРІРѕРµ национальное Рё общественное содержание. Немецкая литература становится почвой для насаждения РїСЂРёРґРІРѕСЂРЅРѕ-аристократического искусства Рспании Рё Рталии XVII века (маринизма Рё РіРѕРЅРіРѕСЂРёР·РјР°).
Вторым центром барочной литературы Германии XVII века был Нюрнберг, который, хотя Рё сильно пострадал РІ Тридцатилетней РІРѕР№РЅРµ, пришел РІ упадок РЅРµ сразу, Р° сохранял СЃРІСЏР·Рё СЃ севером Германии Рё СЃ Австрией. Главой нюрнбергских поэтов был, начиная СЃ 30-С… РіРѕРґРѕРІ, Георг Гарсдерфер, который презирал старую немецкую РїРѕСЌР·РёСЋ, Р° высшим искусством считал манерную аристократическую литературу Рталии XVII века. РЎРІРѕСЋ приверженность итальянской традиции Гарсдерфер доказал еще раз, основав РІ 1644 РіРѕРґСѓ «Достохвальный Пегницкий пастушеский Рё цветочный орден», являвшийся копией итальянской литературной академии. Гарсдерфер являлся автором «Поэтики», которая РЅРµ только регламентировала сочинительство, РЅРѕ Рё содержала рассуждения Рѕ немецком языке, который признавался вполне благозвучным Рё мелодичным, РЅРµ уступающим РІ этом итальянскому. Здесь же излагалась типичная для барокко теория отношения РїРѕСЌР·РёРё Рє соседским искусствам: РїРѕСЌР·РёСЏ есть говорящая живопись, РїРѕСЌС‚ должен писать красками. РљСЂРѕРјРµ того, РїРѕСЌР·РёСЏ должна сближаться СЃ музыкой путем нежного Рё РіСЂРѕРјРѕРІРѕРіРѕ звучания стиха. Представители нюрнбергской школы предпочитали творить РІ жанре пасторали, которая позволяла РёРј уйти РѕС‚ неприглядной Рё неутешительной действительности РІ РјРёСЂ условный Рё идеализированный. Целью эстетики нюрнбергского барокко (как Рё барокко, вообще) было создать зрелище, иллюзию, противоположную реальности.
Барокко РІ РїРѕСЌР·РёРё нюрнбергской школы, как отмечается РІ В«Рстории немецкой литературы»(27) РЅРѕСЃРёС‚ характер формального эксперимента. Рто ранняя стадия его развития: через СЃРІРѕРµ многословие, велеречивость РїРѕСЌС‚ хочет добиться внешнего эффекта. Рто идейно бессодержательная РїРѕСЌР·РёСЏ, девиз которой: «Поэта цель исторгнуть изумление».
Другое направление немецкой поэзии барокко связано с иррационализмом и мистикой, порожденными страхом перед реальностью, разрывом между сознанием и бытием, между идеалом и жизнью. «Политическая и культурная реакция, усугубленная в Германии общественной катастрофой Тридцатилетней войны, способствует широкому развитию мистики, протестантской и католической, как некого иллюзорного средства спасения о невыносимых условий реальной общественной жизни» (28). Несмотря на религиозную растерянность, - поясняет В.Х. Гильманов – эпоха барокко является последней эпохой «воли к Богу»(29). Он же говорит о том, что поэзия барокко проникнута апокалиптическими видениями, в поэзии барокко доминируют мотивы конца света. Сам язык поэзии барокко пропитан религиозной образностью.
Родоначальником немецкой мистики XVII века считают РЇРєРѕР±Р° Беме, разработавшего учение Рѕ возможности непосредственного общения человека СЃ Богом, Рѕ внутреннем источнике истины. Несмотря РЅР° то, что учение Беме призывало Рє бегству РѕС‚ действительности РІ РјРёСЂ внутреннего опыта, РѕРЅРѕ сыграло большую роль РІ развитии немецкой Рё РјРёСЂРѕРІРѕР№ философии, являясь первой попыткой преодолеть традиционный дуализм религиозного сознания. Для трудов Беме характерен живой немецкий язык, Р° РЅРµ латынь, традиционная РІ научной области того времени. РС… отличает большой интерес Рє слову, необычные СЏСЂРєРёРµ сравнения, типичные для поэтов барокко.
Р, наконец, последним этапом РІ становлении немецкого барокко была так называемая вторая силезкая школа. Ее центр находился РІ Бреславе, экономической Рё культурной столицы Силезии. Школа была представлена РґРІСѓРјСЏ крупными поэтами – Лоэнштейном Рё Гофмансвальдау. Некоторые современные немецкие ученые называют эту школу образцом «высокого» барокко. Однако авторы В«Рстории немецкой литературы»(30) считают, что творчество этих поэтов демонстрирует пример типичного разложения литературного стиля. Поэты «второй силезкой школы» являются последователями «Пастушеского Рё цветочного ордена» Рё испанско-венской школы барокко, традиции которых наиболее полно отражает творчество Гофмансвальдау. «Его РїРѕСЌР·РёСЏ РїСЂРё внутренней бессодержательности отличается крайней формалистической изощренностью: РѕРЅ РіСЂРѕРјРѕР·РґРёС‚ антитезы, двустишия, стихи-формулы, упражняется то РІ стиле, сжатом РґРѕ загадочности, то РІ формах безбрежного варьирования той же темы сменой разнообразных метафор».(31)
Помимо поэзии, в немецкой литературе XVII века был широко представлен жанр романа с «характерными чертами антиреалистической эстетики»(32), заимствованной из французской литературы. Среди немецких дворян был популярен французский аристократический роман всех видов: пасторальный, галантный, псевдорыцарский, псевдовосточный, псевдоисторический, историко-государственный.
Отличительной чертой этих романов, РІРѕ-первых, необыкновенно большой объем, Р° РІРѕ-вторых, чрезвычайная сложность сюжета, насыщенного огромным количеством пересекающихся сюжетных линий, что можно объяснить РІРѕРІСЃРµ РЅРµ бездарностью авторов, Р° специфичностью РёС… художественной цели. Романисты стремились объять целый РјРёСЂ, охватить СЃРІРѕРёРј описанием широкую панораму. Поэтому РёС… совершенно РЅРµ занимала внутренняя жизнь героев, РІ этих романах РЅРµ было даже намеков РЅР° развитие характеров Рё психологизм. Рстетика барокко РЅРµ мыслила себе любви РІРЅРµ РІРѕР№РЅ, РїРѕС…РѕРґРѕРІ Рё побед, что влекло Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ неизбежное усложнение сюжета. Третьей характерной чертой барочных романов было наличие пространных ученых комментариев, примечаний, отступлений, рассуждений РѕР± истории, государственном устройстве Рё С‚.Рї. РР· аристократической среды роман постепенно «перекочевал» РІ бюргерскую Рё простонародную, РіРґРµ видоизменился, преобразовался РІ соответствии СЃ читательскими запросами. РќРѕ РІСЃРµ основные вышеперечисленные черты РѕРЅ сохранил. Высшим достижением романа «низового» барокко является «Симплициссимус» Гриммельсгаузена. РќРѕ роман Гриммельсгаузена – произведение сатирическое, своего СЂРѕРґР° пародия РЅР° жанр «высокого» аристократического романа. Р’ нем «сказалось развитие реалистических тенденций немецкой литературы».(33)
Хотелось бы добавить, что в XVII веке отношение к роману было неоднозначным. Роман подвергался критике со стороны кальвинистов. Как писал Готтхард Хайдеггер: «кто читает романы, тот читает ложь».(34) Только Библия является источником истины. Вторым аргументом, на который ссылались кальвинисты, это чтение романов. Оно отнимало у людей время («пустая трата времени») и мешало им исполнять то единственное предназначение, к которому они призваны самим Богом.
1.2 Гриммельсгаузен в контексте барокко
Даже Р СѓСЃСЃРµ Р–.РѕРґРёРЅ РёР· самых активных первооткрывателей барокко РІРѕ французской литературе, довольно СЃРєРѕСЂРѕ стал отдавать дань настроениям, окрашенным скептицизмом. РћРЅ пришел Рє выводу: "Рдея барокко относится Рє числу тех, что РѕС‚ нас ускользают; чем пристальнее ее рассматриваешь, тем менее ею овладеваешь; РєРѕРіРґР° приближаешься Рє произведениям, разнообразие поражает сильнее, чем черты сходства; достаточно несколько отойти, Рё РІСЃРµ растворяется РІ общих представлениях. Было основание утверждать, что это понятие расплывчато Рё его границы плохо очерчены"(35).
Р’ стиле барокко нашли СЃРІРѕРµ художественное воплощение различные, Р° РёРЅРѕРіРґР° Рё РїСЂСЏРјРѕ противоположные идейные устремления. Рто неудивительно. Литература барокко заключает РІ себе отзвуки мощных катаклизмов, сотрясавших европейское общество РІ конце XVI Рё РІ XVII веке, Рё тех глубоких СЃРґРІРёРіРѕРІ, как РІ социально-политическом укладе, так Рё РІ идеологической сфере Рё РІ художественном сознании, которые являлись следствием этих катаклизмов Рё сопутствовали РєСЂРёР·РёСЃСѓ ренессансных идеалов. Отзвуки эти носили весьма многообразный характер Рё исходили РёР· различных общественных РєСЂСѓРіРѕРІ. Точка зрения, согласно которой литература барокко предстает исключительно знаменем Контрреформации, детищем иезуитов или придворных аристократических сфер, безнадежно устарела. Однако СЃРІРѕСЋ несостоятельность обнажила Рё отвлеченно формальная интерпретация художественного своеобразия литературы барокко. РћРЅР° строилась зачастую РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ стилистических категорий, механически перенесенных РёР· области изобразительных искусств (живописность, избыточная декоративность, открытая форма Рё С‚. Рґ.), или же сводилась Рє оперированию самыми общими понятиями поэтики (повышенная метафоричность, гиперболичность Рё антитетичность, пристрастие Рє анафорам, асиндетонам Рё оксюморонам Рё С‚. Рґ.), что также делало очертания барокко как литературного стиля, чрезвычайно расплывчатыми, побуждая включать РІ его пределы РІСЃРµ, что СѓРіРѕРґРЅРѕ. Ртот Рё РґСЂСѓРіРѕР№ РїРѕРґС…РѕРґ РІ одинаковой мере схематизировал литературу барокко, РЅРµ позволяя понять принципиальную значимость ее идейно-стилистической многоликости.
Рту показательную особенность литературы барокко помогает оценить Рё осмыслить теоретическое разграничение, намеченное Р”. РЎ. Лихачевым (36). Анализируя РЅР° обширном историко-литературном материале (РІ том числе Рё западноевропейском) различие между стилями, которые РѕРЅ обозначает как "первичные" (таковы, например, РїРѕ мнению ученого, романский стиль, стиль ренессанс Рё классицизм) Рё "вторичные" (Рє РЅРёРј отнесены готика, барокко Рё романтизм), Р”. РЎ. Лихачев РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ выделенной РёРј второй РіСЂСѓРїРїС‹ стилей пишет: "Рта вторичность создает некоторый отрыв стиля РѕС‚ строгих идеологических систем... РћРЅР° связана СЃ появлением иррационализма, ростом декоративных элементов, отчасти дроблением стиля, появлением РІ нем стилистических разновидностей... Рто же может быть отмечено Рё РІ барокко, которое РІ отдельных СЃРІРѕРёС… разновидностях выражает идеологию Контрреформации (иезуитское барокко, например), Рё РІ РґСЂСѓРіРёС… - прогрессивные веяния СЌРїРѕС…Рё. Рто относится Рё Рє романтизму СЃ его различными идеологическими разновидностями" (37). Вывод Р”. РЎ. Лихачева, касающийся идеологической многоликости барокко Рё его внутреннего дробления как черты, типологически характерной для этого стиля, чрезвычайно важен.
Что особенно бы хотелось отметить, это так называемая «теория мечты» в барокко. В XVII веке существовало три основные точки зрения(38):
1. Библейская или пророческая мечта,
2. Мифологическое пророчество,
3. Рмпирическое понятие мечты Аристотеля.
Ветхозаветные апокалипсические лица, пророчества берут начало РѕС‚ сокровенных знаний Бога, которые открывали РїСЂРѕСЂРѕРєРё Рё избранники Бога. Как утверждает Вальтер Буш, РІ XVII веке библейские герои еще служили прообразами. Будь то пастух или даже ребенок, РѕРЅРё могли быть призваны РЅР° совершение великих дел РІРѕ РёРјСЏ Бога. Рта концепция мечты стала важной для придворных Рё героических романов.
В отличие от библейской теории мифологическое пророчество объясняет себя само.
Мечта по аристотелевской традиции представляет собой те ощущения, которые компонуются в одну общую картину жизненных переживаний.
По мнению Вальтера Буша, Гриммельсгаузен соединяет в себе все эти три точки зрения.
«Высокая» литература немецкого барокко была вне живых реальных отношений. Действие в галантных и пастушеских романах происходило в условной, оторванной от жизни среде. Они как бы являлись проекцией идеализированного феодального общества и воплощали его государственные начала и добродетели»(39).
Гриммельсгаузен противостоял эстетике прециозной литературы. Он не только пародирует принципы словесного портрета барокко – репрезентативность и маринистическую красочность, но и сталкивает их с реальной действительностью.
Социальные позиции Гриммельсгаузена определили его отношение к внутреннему содержанию, мироощущению и художественным средствам галантного историко – героического и библейского романов. Он слишком близко стоял к народу, чтобы поддаться буколической лжи. Он видел и знал беспросветную нищету и темноту деревенской жизни, бесправие и беззащитность запуганной и разоренной войной крестьянской массы, сожженные дворы, полные опасности дороги, оторванность от жизни больших городов, бесконечное насилие и гнет.
Гриммельсгаузен отталкивается от прециозного стиля, но он не мог миновать барокко и избежать его влияния. Барокко окружало его со всех сторон. Рего собственные галантные романы – это отчаянная попытка самоучки из народа прорваться в «высокую литературу», доказать всему свету и самому себе, что он не лыком шит и способен писать такие же произведения, как знаменитые ученые и писатели.
Гриммельсгаузен не отказался от художественных средств, предоставленных ему его временем. Барочная поэтика и стилистика просачивалась в его творчество не столько из прециозной литературы, сколько из всей совокупности книжных источников, шли к нему от образованности, к которой он стремился всю жизнь.
Глава 2. Симплициссимус: проблемы и характеры.
2.1Литературно-фольклорные источники романа «Симплициссимус»
Сочинения Гриммельсгаузена свидетельствуют Рѕ его познаниях областях науки. Рзвестно, что Гриммельсгаузен был составителем народных календарей, поэтому определенный РєСЂСѓРі знаний ему был необходим.
Однако, мнения ученых по поводу уровня и степени образованности писателя различны. Одни исследователи полагают, что автор «Симплициссимуса», как и его герой, был, не слишком учен. Другие исследователи считают, что Гриммельсгаузен обладал незаурядной библиотекой, даже если не считать книг, которых он, скорее всего, не считал, а цитировал по общедоступным компиляциям.
А. Морозов пишет о том, что вряд ли у автора «Симплициммуса» было более десяти книг, к которым он постоянно обращался. Основой его познаний ученый считает «цепкую память»: «Гриммельсгаузен собирал свою «ученость по крохам»1. В романе «Симплициссимус» отчетливо выделяются мотивы народных шванков и суеверных россказней, заимствованных из устной традиции.
РљРЅРёРіРё СЌРїРѕС…Рё барокко ломились РїРѕРґ тяжестью РіСЂРѕРјРѕР·РґРєРѕР№ учености. Писатели щеголяли знанием древней истории, мифологии, РїРѕСЌР·РёРё. В«Рто было время кунсткамер, экзотических РґРёРєРѕРІРёРЅ Рё раритетов»(40). Полнота знаний понималась как РёС… накопление без глубокого проникновения РІ содержание, РІ подлинный смысл- это явление носило название полигисторства. Отдал ему дань Рё Гриммельсгаузен. Его настольной РєРЅРёРіРѕР№ была своего СЂРѕРґР° энциклопедия Томазо Гарцони В«Piazza universale…», служившая писателю неисчерпаемым источником. Рта весьма разносторонняя компиляция заменяла целую библиотеку. Р’ романе «Симплициссимус» Гриммельсгаузен использовал 17 РёР· 153 «дискурсов» Гарцони. Другой настольной РєРЅРёРіРѕР№ писателя, ставшей РѕРґРЅРёРј РёР· источников его романа, была В«OeconomiaВ» Роганна Колеруса, быв