"Сильмариллион" Джона Толкина: взгляд христианина
«СРЛЬМАРРЛЛРРћРќВ» ДЖОНА ТОЛКРРќРђ: ВЗГЛЯД РҐР РРЎРўРРђРќРРќРђ
аналитическая статья
к 117 – летию со дня рождения Джона Толкина
Алексей Колесов.
Член общества В«Рнглинги».
РљРѕРіРґР° входишь РІ квартиру, РіРґРµ живет баптистская семья, то РЅР° книжной полке можно увидеть массу РєРЅРёРі: апологетика, труды богословов, РІСЂРѕРґРµ Билли Грэма или Филиппа Енси, СЃР±РѕСЂРЅРёРєРё РіРёРјРЅРѕРІ Рё песнопений. Рзредка встречается художественная литература: «Камо грядеши» Генрика Сенкевича, «Бен-Гур» Лью Уоллеса, «Пилигрим» Джона Беньяна, «Письма баламута» Рё РґСЂСѓРіРёРµ христианские труды Клайва Стэплза Льюиса, современная РїСЂРѕР·Р° христианских авторов.
Но редко, или почти никогда, в библиотеке евангельских христиан баптистов не обнаружить Пауло Коэльо с его «Пятой горой», «Хроник Нарнии» Клайва Льюиса и произведений Джона Рональда Руэла Толкина. А ведь все это многолетние труды глубоко верующих людей, философов и эстетов христианской веры. Я никак не могу понять, почему братья и сестры, считают эти произведения недостойными их библиотек?
Р’ статье СЏ хочу показать, насколько удивителен Рё прекрасен РјРёСЂ Толкина, насколько РѕРЅ многообразен Рё талантлив. Ведь РІ его произведениях РІ знаковой форме заключена христианская мудрость Рё тот, образ жизни, который заповедовал нам РРёСЃСѓСЃ Христос. РЇ РЅРµ претендую РЅР° объективность данной статьи, Р° просто хочу, чтобы читатель увидел РІ творениях Профессора, как часто называют его, РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ Божью любовь Рё радость бытия.
Ртак, начнем!
Жили-были в старой и доброй Англии, а точнее в городке Лидс, два очень умных профессора филологии и английской литературы: Джон Толкин и Клайв Льюис. Они дружили семьями, вместе обсуждали новости, делили скорби и печали. Только одно различие имелось у них – один был католиком, а другой исповедовал англиканскую веру.
Рвот однажды они поспорили на бочку эля, в шутку, конечно же, кто лучше из них напишет сказку с использованием библейских мотивов.
Клайв Льюис написал и выпустил в 1950 году аллегорический цикл романов под названием «Хроники Нарнии», а Джон Толкин «Хоббит, или туда и обратно», «Властелин колец» и «Сильмариллион».
Кто из них победил и одержал верх в споре, рассудит время, моей же задачей является показать, как глубокая вера во Христа повлияла на творчество Джона Толкина.
Основной труд писателя – «Сильмариллион», был опубликован после его смерти. Ро нем – то, а не о раскрученном «Властелине колец», я и хочу поговорить.
Роман начинается СЃ «музыки айнур». Явлены Бог Рё валары. Последние являются ангелическими силами, функция которых – осуществлять делегированную власть РІ СЃРІРѕРёС… сферах (правления Рё руководства, РЅРѕ нетворения, созидания или переделывания). РћРЅРё «божественны», то есть изначально пришли «извне» Рё существовали РґРѕ сотворения РјРёСЂР°. РС… могущество Рё мудрость проистекают РёР· Знания сущности бытия Рё его конечности.
Обратимся к тексту:
В« Был РСЂСѓ, Единый, которого РІ РђСЂРґРµ (раю) Р·РѕРІСѓС‚ Рлуватар. Сначала РѕРЅ мыслью своей РїРѕСЂРѕРґРёР» айнуров, Священных; Рё РѕРЅРё были СЃ РЅРёРј, РєРѕРіРґР° РґСЂСѓРіРёС… созданий еще РЅРµ существовало».
Первые страницы Сильмариллиона – это образное осмысление первой главы библейской РєРЅРёРіРё бытия, Рё «тут нет ничего удивительного, потому что Средиземье РІ начальном Рё конечном счете – наш РјРёСЂВ». Толкин мыслит очень ортодоксально. Хотя РѕРЅ наделяет СЃРІРѕР№ РјРёСЂ собственным Творцом, РСЂСѓ Рлуватаром, Р·Р° РЅРёРј легко узнается христианский Бог. РћРЅ всеблаг, всесправедлив Рё всемудр. Первые творения РСЂСѓ – айнуры. РћРЅРё являются чем-то РІСЂРѕРґРµ библейских ангелов Рё архангелов. Однако среди РЅРёС… был такой, кто, будучи «более всех РђР№РЅСѓСЂ … одарен мудростью Рё силой» Рё владея «частицами открытого каждого РёР· братьев», «обрел РґСѓРјС‹ РЅРµ похожие РЅР° РґСѓРјС‹ собратьев». Ртот айнур, Мелькор, толкиновская интерпретация дьявола, был «охвачен нетерпением» Рё «жажда дать Бытие собственным творениям владела РёРјВ». Затем, РєРѕРіРґР° айнуры, сами того РЅРµ зная, РІ процессе пения творят РјРёСЂ, Мелькор, пытается возвеличить СЃРІРѕСЋ роль РІ творении. РСЂСѓ помогает остальным айнурам победить его, РЅРѕ «Мелькор исполнился стыда, РёР· которого произошел скрытый гнев».
Таким образом, Толкин уже РІ начале произведения закладывает идею всеблагости творца Рё бессмысленности сопротивления божественному замыслу. Мелькор силен, РјРЅРѕРіРёС… РѕРЅ подавляет своей силой Рё заставляет замолчать, Р° некоторые «стали вторить его музыке Рё изменили СЃРІРѕРё помыслы». Далее Мелькору удается соблазнить РІСЃРµ больших. Мелодия Мелькора была «громкой, блестящей», РЅРѕ «пустой Рё негармоничной, мелодия РСЂСѓ прекрасна Рё полноценна, РЅРѕ грустна. Рта грусть РёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР· того, что Творцу известна СЃСѓРґСЊР±Р° РјРёСЂР°, Рё РѕРЅ сочувствует тем, кто будет жить там, однако РЅРµ хочет остановить творение. Мелькор – зло, то, что противоречит Творцу. РќРѕ это РЅРµ значит, что Мелькор РЅРµ часть замысла РСЂСѓ. РљРѕРіРґР° РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ Р±РѕСЂСЊР±Р° музыки РСЂСѓ Рё музыки Мелькор, мотив последнего «тщился заглушить РґСЂСѓРіСѓСЋ музыку неистовством своего голоса – РЅРѕ самые победные Р·РІСѓРєРё его вплетались, захваченные ею РІ ее скорбный СѓР·РѕСЂВ». РСЂСѓ РіРѕРІРѕСЂРёС‚: «А ты, Мелькор, увидишь, что нет темы, истоки коей РЅРµ лежали Р±С‹ РІРѕ РјРЅРµ, равно как ничто РЅРµ может изменить музыки РјРЅРµ назло. РР±Рѕ тот, кто попытается сделать это, окажется лишь РјРѕРёРј инструментом РІ создании вещей более дивных, чем РѕРЅ сам РјРѕРі Р±С‹ представить себе». Толкин утверждает, что РІСЃРµ начинается РІ Боге, Р° попытка найти что-то РёРЅРѕРµ РЅРµ только РЅРµ даст результатов, РЅРѕ будет злом. Однако Рё зло, хотя Рё против своей воли, РЅРѕ служит Богу, С‚.Рє. является необходимой частью творения. Рпоэтому РІСЃРµ помыслы Мелькора «лишь часть целого Рё данники его славы». Мелькор создает жестокий, убийственный холод, РЅРѕ Рлуватар РіРѕРІРѕСЂРёС‚: «Взгляни же РЅР° снег Рё коварную работу мороза», Мелькор создает «зной Рё необоримое пламя», Р° РСЂСѓ РіРѕРІРѕСЂРёС‚: «Взгляни же РЅР° высоту Рё величие облаков Рё вечно меняющиеся туманы: услышь, как падает РЅР° землю дождь!В».
Мелькор РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ тот же путь, что Рё Люцифер, путь «к озлоблению Рё уничтожению всего, что только возможно, РёР· сотворенного Рлуватаром». Сравним толкиновского Мелькора СЃ описанием, данным Люциферу Р’.Рќ. Лосским: «Зло имеет СЃРІРѕРёРј началом грех РѕРґРЅРѕРіРѕ ангела. Рэта позиция Люцифера обнажает перед нами корень РІСЃСЏРєРѕРіРѕ греха – гордость, которая есть Р±СѓРЅС‚ против Бога. РўРѕС‚, кто первым был призван Рє обожению РїРѕ благодати, захотел быть Р±РѕРіРѕРј сам РїРѕ себе. Корень греха – это жажда самообожения, ненависть Рє благодати. Оставаясь независимым РѕС‚ Бога РІ самом своем бытии, РёР±Рѕ бытие его создано Богом, мятежный РґСѓС… начинает ненавидеть бытие; РёРј овладевает неистовая страсть Рє уничтожению, жажда какого-то немыслимого небытия».
Здесь очевидна параллель Мелькора с Люцифером.
Далее РІ РР°, РјРёСЂРµ сущем, РЅР° свет появляются РґРІР° племени: эльфы Рё люди – Дети Рлуватара. Р РІСЃРµ дальнейшее повествование строится РЅР° РІРѕР№РЅРµ между Мелькором Рё Детьми Рлуватара Р·Р° обладание сильмариллами, райскими камнями. Толкин сам замечал, что противостояние СЃ Мелькором – это духовная РІРѕР№РЅР°, каждого человека СЃРѕ злом, который несет Люцифер.
Толкин РІ соответствии СЃ христианскими заповедями отрицает РІСЃСЏРєРѕРµ противление замыслу Бога. Р’ «Сильмариллионе» есть такой СЌРїРёР·РѕРґ, РєРѕРіРґР° РѕРґРёРЅ айнур, Ауле, следуя самым благим намерениям, пытается создать РіРЅРѕРјРѕРІ, которых РЅРµ существовало РїРѕ замыслу творца. РќРѕ Ауле это РЅРµ удается – Сѓ него получаются своеобразные марионетки, которые «могут жить лишь этим бытием» Рё действовать лишь РїРѕ приказу РёС… сотворившего. РСЂСѓ указывает Ауле РЅР° его просчет. Р, хотя Ауле, уже любит СЃРІРѕРё творения, РѕРЅ готов уничтожить РёС… РїРѕ слову Рлуватара. РўРѕРіРґР° РСЂСѓ «увидел смирение Ауле Рё сжалился над РЅРёРјВ» Рё даровал гномам собственную жизнь. Ртот СЌРїРёР·РѕРґ подчеркивает сразу несколько мыслей Толкина: идея безграничной доброты Бога, идея невозможности творить что-либо вопреки замыслу Творца, идея награды Р·Р° отказ РѕС‚ всего РІРѕ РёРјСЏ Бога.
РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ РєРѕСЂРїСѓСЃ преданий «Сильмариллиона» посвящен падению одареннейшего СЂРѕРґР° эльфов, изгнанию РёС… РёР· Валинора (некое РїРѕРґРѕР±РёРµ Рая) РЅР° окраинном Западе, РёС… возвращению РІ Средиземье, землю, РіРґРµ РѕРЅРё родились, РЅРѕ РіРґРµ давно уже господствует Враг, РёС… Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ РЅРёРј. Название РєРЅРёРіРё объясняется тем, что связующей нитью для всех событий становится СЃСѓРґСЊР±Р° Первозданных Самоцветов, или Сильмариллов. Сильмаррилы – это символических образ трех составов души, которую даровал нам Господь: мудрости, знания Рё любви. Действие РєРЅРёРіРё разворачивается РІ Р±РѕСЂСЊР±Рµ Р·Р° обретение Сильмариллов. Сильмарилы были похищены Мелькором. РќРѕ, РІ конце концов, РєРѕРіРґР° силы людей Рё эльфов оказались РЅР° РёСЃС…РѕРґРµ, Валары (преобразованные после изгнания Мелькора ангелы-айнуры), пришли Рё, заточив Мелькора РІРѕ тьму, изменили Рё реорганизовали РјРёСЂ. Здесь прослеживается идея Великого Потопа, люди потеряли три состава души Рё начали очень РјРЅРѕРіРѕ грешить. «Самого же Мелькора валары низвергли через Врата Ночи Р·Р° Стены РњРёСЂР°, РІ Безвременную Бездну; Рё стража встала навеки РЅР° тех стенах, Рё Рарендил хранит грань небес. Однако ложь, которую Мелькор, могучий Рё проклятый, посеял РІ сердцах эльфов Рё людей, - та ложь есть семя бессмертное Рё неуничтожимое; РІРЅРѕРІСЊ Рё РІРЅРѕРІСЊ прорастает РѕРЅРѕ Рё будет приносить черные плоды вплоть РґРѕ последних дней».
Мелькор – Дьявол заключен в пустоту, и люди живут, не зная искушений на острове Нуминор, но приходит Люцифер уже не в облике Мелькора, а его слуги Саурона (Дьявол - Антихрист).
Последняя глава «Сильмариллиона» Акаллабет посвящена падению людского рода и Древнего мира.
Низвержение отчасти является результатом внутренней слабости в людях, - следствия, если угодно, первого Падения: люди раскаялись, но окончательно исцелены не были. Падение свершилось благодаря тому, что Саурон коварно воспользовался этой слабостью. Сам Толкин в письме к У. Мильтону писал: «Центральной темой здесь является Запрет данный Богом людям, который они нарушили».
Нуменорцы живут Сѓ предела видимости бессмертной земли Ррессэа; Рё поскольку РѕРЅРё единственные РёР· людей РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ РїРѕ-эльфийски, РѕРЅРё постоянно общаются СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё давними РґСЂСѓР·СЊСЏРјРё Рё союзниками. Таким образом, РѕРЅРё сделались Рё РІРёРґРѕРј, Рё даже способностями почти неотличимы РѕС‚ эльфов, однако Р¶, оставались, смертны, хотя наградой РёРј стал тройной Рё более чем тройной СЃСЂРѕРє жизни. Награда оборачивается для РЅРёС… гибелью – или орудием искушения. РС… долгая жизнь способствует достижениям РІ искусстве Рё умножению мудрости, РЅРѕ порождает собственническое отношение Рє тому Рё Рє РґСЂСѓРіРѕРјСѓ; Рё РІРѕС‚ РѕРЅРё уже жаждут больше времени РЅР° то, чтобы всем этим наслаждаться. Отчасти, предвидя это, Валары (трансформированный Толкином образ Святой Троицы) СЃ самого начала наложили РЅР° нуменорцев запрет: РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ плавать Рє Ррессеа Рё РЅР° запад. Людям РЅРµ дозволялось ступать РЅР° бессмертные земли, чтобы те РЅРµ пленились бессмертием: сама РёС… РїСЂРёСЂРѕРґР°, РїРѕ сути дела, бессмертия РЅРµ выдержала Р±С‹.
В отпадении нуменорцев от благодати можно проследить три фазы. Сперва – покорность, послушание свободное и добровольное, пусть и без полного понимания. Затем на протяжении долгого времени они повинуются неохотно, ропща, все более и более открыто. Под конец они восстают – возникает раскол между людьми.
На первой стадии, будучи народом мирным, Нуменорцы помогают другим людям.
На второй стадии, во дни Гордыни и Славы, и недовольства Запретом, они стали стремиться, скорее, к богатству, нежели к благоденствию. Желание спастись от смерти породило культ мертвых; богатства и искусства расточались на гробницы и монументы. Теперь они основали поселения на западном побережье, но поселения эти становились, скорее крепостями и «факториями» владык, взыскующих богатств; Нуменорцы превратились в сборщиков дани и увозили за море на своих огромных кораблях все больше и больше добра. Нуменорцы принялись ковать оружие и строить машины.
Со вступлением на трон тринадцатого короля Тар-Калиона Золотого, самого могущественного и гордого из всех королей, эта фаза закончилась и началась последняя. Узнав, что Саурон присвоил себе титул Короля Королей и Владыки мира, Тар-Калион решил усмирить узурпатора. В ореоле мощи и величия он отправляется в Средиземье, и столь громадна его армия, и столь ужасны Нуменорцы в день своей славы, что слуги Саурона не смеют противостоять им. Саурон смиряется, преклоняется перед Тал-Калионом и отвезен в Нуминор в качестве заложника и пленника. Но там, благодаря своему коварству и познаниям, он стремительно возвышается от слуги до главного королевского советника и своими лживыми наветами склоняет ко злу короля и большинство нуменорцев. Он отрицает существование Бога, утверждая, что Единый – это лишь выдумка завистливых Валар (совокупный образ апостолов и учеников Христа), оракул их собственных желаний. А главный Бог – тот, что обитает в пустоте, тот, что, в конце концов, одержит победу и создаст в пустоте бесчисленные королевства для своих слуг (то есть Мелькор, символический образ Дьявола). Запрет же – не более чем обманная уловка, подсказанная страхом и рассчитанная на то, чтобы не позволить людям отвоевать для себя жизнь вечную и соперничать с ангелами. Я думаю, здесь всякие комментарии окажутся лишними.
Возникает новая религия и поклонение Тьме, со своим храмом, выстроенным по наущению Саурона. Верных преследуют и приносят в жертву. Нуменорцы приносят зло и в Средиземье, становятся там жестокими и злыми владыками-некромантами, убивая и мучая людей.
Замысел Саурона – Антихриста осуществляется. Тар-Калион чувствует, как к нему подступают старость и смерть, прислушивается к последнему наущению Саурона и, построив величайшую из флотилий, отплывает на Запад, нарушая Запрет, и идет на Бога войной, дабы силой вырвать у него жизнь вечную. В итоге, Единый, обрушивает Нуминор.
Здесь очевидна параллель с пришествием в мир Антихриста и Страшным судом.
Но…Пусть каждый верующий в Сына Божия, судит по-своему усмотрению, я лишь пытаюсь подтолкнуть братьев и сестер к размышлениям.
«Сильмариллион» является одним из важнейших произведений Толкина. В нем содержаться глубокие размышления о Боге, о бытии, о назначении человека, о природе добра и зла, идеи самопожертвования и, в тоже время, умеренности в стремлении достичь свою цель.
Рв заключение, приведу несколько забавных моментов.
В книгах Джона Толкина много христианских образов и символики, коротко рассмотрим некоторые из них.
Каин и Авель. Всем нам с детства известна трагическая история Каина и Авеля. Брат убил брата только за то, что дары Авеля были приятнее Господу, нежели ожесточенное сердце Каина. В «Сильмариллионе» мы находим схожий момент. Феанор и Финголфин, два брата. У Финголфина чистое, доброе сердце, а у Феанора сердце и душа пламенное, завистливое и злое. Рв один прекрасный момент, Феанор, грозится убить брата, так как тот в глазах их отца любим. Но в отличие от библейской легенды, Феанор не убивает брата, а Валары просто изгоняют его из Валинора (Рая). Толкин переделывает легенду о Каине и Авеле в ином русле, задаваясь вопросом, а что было бы, если б Каин не убил Авеля? В итоге Феанор и Финголфин мирятся и уже не представляют жизни друг без друга. Есть еще момент: когда Феанор покидает Валинор, то он убивает своих родичей, тэллери, и навсегда покидает божественную землю. Однако, это еще не все, валары проклинают Феанора, также как и Бог проклял Каина никогда и негде не знать покоя.
РРёСЃСѓСЃ Христос. Образ Господа РРёСЃСѓСЃР° Христа, несет РІ себе Гэндальф Белый («Властелин колец»). Гэндальф гибнет РІ пещерах РњРѕСЂРёРё, Р° затем воскресает, так как дела его РЅР° земле еще РЅРµ окончены. РљРѕРіРґР° РІ душах людей угасла всякая надежда РЅР° спасение РѕС‚ злых СЃРёР» Саурона, Гэндальф появляется РІРЅРѕРІСЊ РІ РјРёСЂРµ. Р’ Зачарованном лесу Фангорн воскресший Гэндальф встречается СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё соратниками: Арагорном, Леголасом Рё Гимли. Большой интерес представляет фраза Гэндальфа, которую РѕРЅ РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Арагорну: «Я – Гэндальф, Гэндальф Белый, РЅРѕ Черный РїРѕРєР° сильнее меня…» - Враг еще РЅРµ побежден РґРѕ конца, Рё РѕРЅ появляется для того, чтобы укрепить сердца Рё души людей РІ вере, дать РёРј надежду, благодать. Гэндальф носитель света, жизни Рё христианской любви. Р’ сражении РЅР° Пелленорских полях, Гэндальф сам держит РѕР±РѕСЂРѕРЅСѓ Гондора, спасая людей, как мудрым словом, так Рё делом. Знаменателен РІ романе диалог Гэндальфа СЃ хоббитом Перегрином РўСѓРєРѕРј.
«- Я не думал о таком конце!
- Конец!? Нет, наш путь не кончается смертью. Смерть – это продолжение пути, начертанная всем. Серая как дождь завеса этого мира отдернется и откроется серебристое окно. Рты увидишь… Белые берега, и за ними далекие зеленые холмы под восходящим солнцем».
Гэндальф несет РІ себе те же внутренние качества, что Рё РРёСЃСѓСЃ Христос: РѕРЅ добродушен, милосерд, честен, справедлив, СЃРІСЏС‚. Сравните образ Христа, знакомый нам РїРѕ фильмам, СЃ образом Гэндальфа: «… Р° напротив него – старый маг РІ одежде, сияющей необыкновенной, как Р±С‹ изнутри идущей белизной, сгорбленный Рё РІСЂРѕРґРµ Р±С‹ дряхлый, РЅРѕ владеющий силой более могучей, чем власть королей».
Грех. Образ греха, безудержной власти и алчности во «Властелине колец», например, символизирует Кольцо Всевластия. Главный антагонист добра Саурон, верный прислужник злого Мелькора, вначале был одним из майаров (ангелических духов). Обманом, завоевав доверие эльфов, Саурон вместе с ними стал ковать Кольца Власти. Втайне от эльфов он выковал Первое Кольцо, могущественнее всех остальных.
Силе Кольца Всевластия противостоять не может никто – ни человек, ни эльф, ни другое живое существо. Читателям «Властелина Колец» наверняка памятен диалог Фродо и Гэндальфа в первой книге романа:
«- Да как же я! Ты, Гэндальф, ты и сильный и мудрый. Возьми у меня Кольцо, оно – тебе.
- Нет! – вскрикнул Гэндальф, отпрянув, - Будь у меня такое страшное могущество, я стал бы всевластным рабом Кольца… Ужасен Черный Властелин – а ведь я могу стать еще ужаснее. Кольцо знает путь к моему сердцу, знает, что меня мучает жалость ко всем слабым и беззащитным, а с его помощью – о, как бы надежно я их защитил, чтобы превратить потом в своих рабов. Не навязывай мне его!».
Кольцо Всевластья развращает любое живое существо и подчиняет его своей воле; зов Кольца настолько силен, что ему невозможно противиться; сила Кольца столь велика, что для владельца, кем бы тот ни был, очень сложно расстаться с ним хотя бы на мгновение; благодаря ему все представляется в искаженном, уродливом виде.
«Фродо неохотно вытащил Кольцо. Но едва Бильбо протянул к нему руку, Фродо испуганно и злобно отшатнулся. С неприязненным изумлением он внезапно заметил, что его друг Бильбо куда-то исчез: перед ним сидел сморщенный карлик, глаза у карлика алчно блестели, а костлявые руки жадно дрожали».
Фродо также воплощает РІ себе образ РРёСЃСѓСЃР° Христа. РћРЅ добровольно несет Рє Р РѕРєРѕРІРѕР№ Горе Кольцо, чтобы уничтожить его Рё спасти людей РѕС‚ греха, алчности Рё безграничной власти. Как Рё РРёСЃСѓСЃ, Христос, РѕРЅ несет РЅРµ себе грехи всего человечества, которые заключены РІ Кольце, чтобы раз Рё навсегда уничтожить Рё омыть РёС….
Рскушение Кольцом РїСЂРѕС…РѕРґСЏС‚ РІСЃРµ герои – РѕС‚ хоббита РґРѕ Гэндальфа. РџСЂРё этом сила Кольца увеличивается СЃ расширением границ царства Чёрного Властелина. Только СЃ уничтожением Кольца исчезает природная Рё душевная тьма РёР· Смертных Стран. РўРѕ, что Зло РЅРµ лежит РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ РјРёСЂРѕРІРѕР№ гармонии, доказывает СЌРїРёР·РѕРґ СЃ древнейшим обитателем Средиземья Нарванном Бен-Адаром, или РўРѕРјРѕРј Бомбадилом: Кольцо РЅРµ имеет над РЅРёРј власти, как РЅРµ имеет ее над скалой или деревом.
Во «Властелине Колец», у зла есть конкретное олицетворение – Черный Властелин Саурон. Каждый раз, идя на поводу у страха, злости, алчности, герои слабеют, навлекают на себя и окружающих невиданные бедствия. Саурон же на каждом шагу искушает их, предлагает легкий выход из ситуации. Тем, кого он не может соблазнить полностью, предаться злу, Саурон предлагает совершить мелкое злодейство, ведущее, казалось бы, к добру. Однако для Толкина нет компромиссов. Совершенное зло приведет к еще большему злу. На зле нельзя построить добро.
Кольцо, как и Саурон – символ зла. РЧерный Властелин, и оно играют почти ту же роль,, что дьявол в Библии. Злые силы находят самую короткую дорожку к сердцу героев. Кольцо «подсказывает ложь», помогая завладеть собой, - и вот герой ввергнут в пучину страшных событий, кардинально меняющих его жизнь. Кольцо предлагает сделать героя невидимым, спрятать от врагов, но, послушав совет кольца, герой, оказывается сразу замечен, и почти смертельно ранен слугами Властелина. Кольцо является сильнейшим соблазном, сеет вокруг себя раздоры и несчастья, и единственный способ избежать его пагубного влияния – даже не допускать мысль о том, чтобы воспользоваться злой силой.
Как истый христианин, Толкин отрицает РІСЃСЏРєРѕРµ возмездие Р·Р° неправедные дела. Кто РЅРµ читал РєРЅРёРіРё, Р° просто посмотрел знаменитый фильм Питера Джексона, может припомнить СЌРїРёР·РѕРґ, РєРѕРіРґР° Фродо, РіРѕРІРѕСЂРёС‚: «… неужели РІС‹ пощадили Голлума после всех его черных дел? РћРЅ заслужил смерть». РќРѕ Гэндальф отвечает: «Заслужить-то заслужил, СЃРїРѕСЂСѓ нет. Р РѕРЅ, Рё РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ, РёРјСЏ РёРј – легион. Рђ посчитай-РєР° таких, РєРѕРјСѓ надо Р±С‹ жить, РЅРѕ РѕРЅРё мертвы. РС… ты можешь воскресить – чтобы СѓР¶ всем было РїРѕ заслугам? Рђ нет – так РЅРµ торопись РЅРёРєРѕРіРѕ осуждать РЅР° смерть. РР±Рѕ даже мудрейшим РЅРµ дано провидеть все». Таким образом, Толкин утверждает, что РЅРµ может простой смертный решать, жить РєРѕРјСѓ-то или нет. Рто удел высших СЃРёР». Р–РёР·РЅСЊ дается каждому только РѕРґРёРЅ раз, Рё Сѓ каждого только РѕРґРёРЅ шанс прожить ее правильно. Никто РЅРµ РІ праве отнимать этот шанс Сѓ человека, пусть сам РѕРЅ РЅРµ раз лишал РєРѕРіРѕ-то жизни. Сюжет «Властелина Колец» подтверждает эту мысль Толкина. Р’ конце произведения именно Голлум, хотя Рё невольно, предрешает победу РґРѕР±СЂР°.
Вскоре после публикации «Властелина Колец», в одном из писем Толкин говорил: «Я – христианин, как можно догадаться по моим произведениям, и принадлежу к римско-католической церкви. О последнем факте догадаться по моим текстам можно едва ли…». Вероисповедание, и что важнее – соответствующее ей мировоззрение Толкина не были тайной для критиков и большинства исследователей биографии и творчества писателя.
Кстати, вторая часть фамилии Джона Рональда Руэла Толкина, Руэл – библейского происхождения.
Откроем Библию – это всегда полезно. Моисей бежал РёР· Египта, Рё женился там, РЅР° красавице Циппоре РёР· племени кочевников-кенитов. Ее отец, Ртро, был жрецом народа РњРёРґСЏРЅ. РћРЅ РЅРѕСЃРёР» также РёРјСЏ Рэуэль, то есть «друг Бога». Р’ английской традиции это РёРјСЏ звучит В«ReuelВ», Р° читается: Р СѓСЌР», СЃ ударением РЅР° первом слоге.
Ртак, СЏ надеюсь, РјРЅРµ удалось достаточно полно изложить христианские мотивы РІ творчестве Толкина Рё РјРѕРµ РёС… понимание. Произведения Толкина сложны Рё интересны. Единственный СЃРїРѕСЃРѕР± максимально приблизится Рє пониманию РєРЅРёРі Толкина – это прочесть Рё осознать РёС… самому. Его произведения содержат очень интересные мысли, касающиеся Бога Рё дьявола, РґРѕР±СЂР° Рё зла, человека, его СЃСѓРґСЊР±С‹ Рё смысла жизни.