«Славься» — династический гимн М. Глинки
Грачев В. Н.
30-е годы XIX в. оказались благодатными для появления славильных песнопений. Трагические события Отечественной войны 1812 г., восстание декабристов в 1825 г., возрождение православной духовности и благотворное воздействие личности императора Николая Павловича, сумевшего сплотить вокруг себя Россию в смутное время — все это оказалось необходимым историческим фоном, позволившим русским людям утвердить православный идеал Родины. На историческом перепутье между республиканской и православно самодержавной концепцией государства вслед за А. Львовым и В. Жуковским свой выбор сделал М. Глинка, всей мощью своего выдающегося дарования поддержавший идеал православного патриотизма.
Р’ 1836 Рі. состоялась премьера оперы В«Рван Сусанин» Рњ. Глинки, РЅР° которой присутствовал император Николай Павлович Рё весь Петербургский Свет. Опера СЃ первых тактов захватила слушателей РЅРµ только РЅРѕРІРёР·РЅРѕР№ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ народной интонации РІ опере, РЅРѕ Рё могучим зарядом РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ патриотизма, пронизавшим каждый такт удивительного сочинения. Рто была РЅРµ просто опера, РЅРѕ словно Р±С‹ православная месса СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ патриотизма. Рли — целая опера-РіРёРјРЅ... Перед потрясенными слушателями РІ музыкально-сценических образах РІРѕ весь СЂРѕСЃС‚ вставал сам Рдеал Р СѓСЃСЃРєРѕР№ государственности (Православие. Самодержавие. Народность.), подаваемый СЃ наиболее чувствительного ракурса. РЎ точки зрения его восприятия Р СѓСЃСЃРєРёРј народом. Крестная жертва РїРѕРґРІРёРіР° Рвана Сусанина безоговорочно подтверждала: СЂСѓСЃСЃРєРёР№ народ — СЃРѕ СЃРІРѕРёРј царем, Р° РЅРµ СЃ иноземцами (аналогия СЃ современностью была весьма прозрачна). Рдейной кульминацией оперы был славильный кант-молитва «Славься, славься, Р СѓСЃСЃРєРёР№ Царь» РІ эпилоге, почти целиком посвященном прославлению великого СЂРѕРґР° Романовых. Созданный РІ традициях петровских виватных кантов-молитв, СЃ РѕРїРѕСЂРѕР№ РЅР° церковный хорал Рё юбиляционный мелос, простой Рё доступный РїРѕ музыке, С…РѕСЂ «Славься» восхитил всех присутствующих небывалым зарядом патриотизма, воплощенным РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ опере.
После окончания оперы растроганный царь пригласил М. Глинку к себе в ложу, выразил ему свою признательность за замечательное сочинение и предложил переименовать оперу в «Жизнь за царя». В знак высочайшего одобрения сочинения император вручил русскому композитору драгоценный перстень, который всю жизнь, как величайшую святыню, хранил М. Глинка.
Хор «Славься, Русский Царь» постепенно стал неофициальным династическим гимном России. Так как М. Глинка немного запоздал с премьерой оперы, его «Славься» не мог быть утвержден государственным песнопением официально. «Боже, Царя храни» А. Львова уже был принят в качестве Народного гимна за три года до премьеры оперы Глинки. Однако прекрасная талантливая музыка в сочетании с патриотическим текстом сделали «Славься» очень популярным у всех русских людей — от царя до простолюдина.
РҐРѕСЂ «Славься, Р СѓСЃСЃРєРёР№ Царь» как неофициальный династический РіРёРјРЅ часто исполняли РїРѕ торжественным случаям, наряду СЃ «Боже, Царя храни», вплоть РґРѕ начала РҐРҐ РІ. РЎ конца XIX РІ. участились попытки использовать музыку Рњ. Глинки для воплощения чуждых идей. РџРѕРґ нее пытались прославить то «Свободный труд», то «Русский народ» Рё С‚. Рґ. Р’ то же время это помогло С…РѕСЂСѓ «Славься» Рњ. Глинки перешагнуть трагический рубеж 1917 Рі. После Октябрьского переворота РѕРЅ исполнялся как РІ Белой, так Рё РІ Красной армии, РЅРѕ СЃ разными словами. Славильный кант Глинки был очень популярен Рё РІ РЎРЎРЎР , особенно поле того, как РІ 30-Рµ РіРѕРґС‹ Сѓ оперы В«Рван Сусанин» появился новый текст РЎ. Городецкого, радикально изменивший предмет жертвенного РїРѕРґРІРёРіР° Сусанина: СЃ Царя РЅР° столицу государства — РњРѕСЃРєРІСѓ. «Славься» РІ обработке Р•. Макарова регулярно играли РЅР° парадах РІ оркестровом варианте как торжественный марш. Рпоныне его часто исполняют РїРѕ РѕСЃРѕР±Рѕ памятным Рё юбилейным датам. Только первоначальный текст, ради которого Рњ. Глинка создавал эту величественную музыку, напрочь забыт нынешними поколениями.