"Серебряный век" в русском искусстве
1. Новая концепция искусства
2. Художественные направления и представители течений
3. Литература, музыка, театр, соединение видов искусства
Заключение
Литература
Введение
В России первой трети прошлого века произошел мощный духовный всплеск, вбросивший в сокровищницу мировой культуры немало значительных идей и произведений в сферах религиозной и философской мысли, всех видов искусства. На взлет творческой активности Серебряного века повлияло постоянно укрепляющееся ощущение наиболее чуткими мыслителями и художниками нарастающего, глобального, никогда не случавшегося еще в истории человечества кризиса всего: культуры, искусства, религии, духовности, государственности, самого человека и человечества, и одновременно - напряженное ожидание некоего небывалого воспарения духовности, культуры, самого бытия человека к чему-то принципиально новому, непреодолимо влекущему, великому, к "мировому расцвету", - по словам П. Филонова. Апокалиптические настроения абсолютного конца сталкивались с не менее сильными чаяниями принципиально новых революционных преобразований(1).
Три направления интеллектуально-художественно творчества того времени: религиозная философия, символизм и авангард явились основными столпами культуры Серебряного века(2).
После могучего взлета СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ культуры, обозначенного РІ науке как "Серебряный век", актуально попытаться прояснить его основные параметры Рё характеристики, СЃ позиций современного видения этого феномена, понять проблемы, волновавшие творцов Рё мыслителей того удивительного, РґСѓС…РѕРІРЅРѕ Рё художественно насыщенного времени, выявить созданные РёРјРё ценности. В В В В
РњРЅРѕРіРѕРµ уже делается РІ этом направлении, особенно РІ плане изучения литературы, искусства, религиозной философии. Поэтому, РІ замысле работы - обобщить наиболее ценные данные Рё заключения современных исследователей, Рё РІ тоже время максимально обратиться Рє оригинальным шедеврам Серебряного века. Р, РїРѕРґРІРѕРґСЏ итог анализу материала этого периода, СЌСЃРєРёР·РЅРѕ наметить главные очертания вырисовывающейся картины интеллектуально-художественно творчества.
Цель работы: раскрыть основные достижения в русском искусстве периода "Серебряного века".
1. Новая концепция искусства
Новый стиль в русском искусстве возник в 80-е гг. XIX в. под большим влиянием французского импрессионизма. Его расцвет отмечен рубежом XIX и ХХ вв.
В течение нескольких десятилетий после своего заката (уже к концу 10-х гг. ХХ столетия стиль модерн в русском искусстве, с которым ассоциируется Серебряный век, уступает свою главенствующую роль новым направлениям) искусство Серебряного века воспринималось как декаданс и безвкусие.
Но ближе к концу второго тысячелетия оценки стали меняться. Дело в том, что существует два типа расцвета духовной культуры. Для первого характерны мощные новации и великие достижения. Яркие примеры тому – греческая классика V–IV вв. до н.э. и особенно европейский Ренессанс.
Еще в середине XIX в. представители романтизма мечтали о создании единого стиля, который мог бы окружить человека красотой и тем самым преобразовать жизнь. Средствами искусства преобразить мир – такую задачу ставили перед творцами прекрасного Рихард Вагнер и прерафаэлиты. А уже в конце XIX в. Оскар Уайльд утверждал, что «скорее жизнь подражает искусству, нежели искусство жизни». Происходила явная театрализация поведения и быта, игра стала определять не только характер художественной культуры, но и стиль жизни ее создателей(3).
Серебряный век РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ культуре – Рто РЅРµ только живопись Рё архитектура модерна, РЅРµ только символистский театр, воплотивший идею синтеза искусств, РєРѕРіРґР° над постановкой спектакля вместе СЃ режиссерами Рё актерами работали художники Рё композиторы, это Рё литература символизма, Рё особенно РїРѕСЌР·РёСЏ, которая РІ историю РјРёСЂРѕРІРѕР№ литературы вошла РїРѕРґ названием «поэзия Серебряного века». Рто стиль СЌРїРѕС…Рё, образ жизни.
Сделать РёР· своей жизни РїРѕСЌРјСѓ – сверхзадача, которую ставили перед СЃРѕР±РѕР№ герои Серебряного века. Так, символисты, прежде всего, РЅРµ хотели отделять писателя РѕС‚ человека, литературную биографию РѕС‚ личной. Символизм РЅРµ хотел быть только литературным течением, РЅРѕ  порывался стать жизненно творческим методом. Рто был СЂСЏРґ попыток найти безукоризненно верный сплав жизни Рё творчества, своего СЂРѕРґР° философский камень искусства.
Были РІ этом стремлении Рё теневые стороны. Рзлишне манерная речь Рё жестикуляция, шокирующий костюм, наркотики, спиритизм – РЅР° грани веков РІСЃРµ это носило признаки избранности Рё порождало своеобразный СЃРЅРѕР±РёР·Рј.
Литературно-художественная богема, резко противопоставлявшая себя массе, искала новизны, необычности, остроты переживаний. Магия, спиритизм и теософия привлекали символистов-неоромантиков не только в качестве колоритного материала для художественных произведений, но и как реальные пути расширения собственных духовных горизонтов.
В России появилась новая генерация литературно-художественной интеллигенции; она заметно отличалась от поколения «шестидесятников» не только творческими интересами; разительны были и внешние различия.
Ртак, единый стиль, зародившийся РІ Р РѕСЃСЃРёРё Рё ставший СЃРёРЅРѕРЅРёРјРѕРј понятия Серебряный век, был действительно универсальным, РёР±Рѕ – пусть РЅР° короткий СЃСЂРѕРє – РѕРЅ охватил РЅРµ только РІСЃРµ сферы творчества, РЅРѕ Рё непосредственно жизнь людей СЌРїРѕС…Рё fin de siecle. Таким является РІСЃСЏРєРёР№ большой стиль(4).
В Рстетика Серебряного века СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ культуры РІ совокупности СЃРІРѕРёС… самых разных, часто диаметрально противоположных направлений, движений, СЏСЂРєРёС… авторских находок подвела итоги РјРЅРѕРіРёРј исканиям классической эстетической мысли, особенно РІ выявлении метафизической сущности эстетического Рё художественности искусства. Наряду СЃ этим, РјРЅРѕРіРёРµ мыслители, писатели, художники, теоретики искусства того времени РІ атмосфере хорошо ощущавшегося РёРјРё РєСЂРёР·РёСЃР° Культуры Рё искусства более или менее единодушно пришли Рє выводу Рѕ необходимости существенного расширения сферы эстетического опыта Р·Р° рамки, ограничивавшие его РІ классической эстетике. Осознали, что искусство РІ его новоевропейском понимании автономного "изящного искусства" завершает СЃРІРѕРµ бытие, Рё художник должен выйти Р·Р° его пределы РІ реальную жизнь Рё там активно работать РїРѕ эстетическим законам над ее преобразованием. Сегодня очевидно, что эстетика Серебряного века - это эстетика великих утопий, маньеристского эстетизма, смелых Рё радикальных экспериментов Рё серьезных открытий(5). Рстетический опыт Рё эстетические теории того времени стоят Сѓ истоков РјРЅРѕРіРёС… современных радикальных процессов РІ сфере художественной практики Рё знаменуют этап формирования неклассической Рё постнеклассической эстетик, которые активно выходят РЅР° эксплицитный уровень РІ начале РЅРѕРІРѕРіРѕ тысячелетия.
2. Художественные направления и представители течений
Утверждение РЅР° рубеже веков приоритета художественных форм, лишь косвенно отражающих реальность, выразилось РІ поляризации художественных СЃРёР» РІ начале XX РІ.: Рљ.Малевич (супрематизм),В В Р’.Кандинский (абстракционизм), СЂСѓСЃСЃРєРёРµ импрессионисты (Рљ. РљРѕСЂРѕРІРёРЅ, Р.Грабарь, Р’.Серов).  Появляется творческое объединение «Мир искусства» (его основатели Рђ. Бенуа Рё РЎ. Дягилев). Отказ РѕС‚ реализма Рё утилитаризма XIX РІ., провозглашение пути «чистого искусства», освобожденного РѕС‚ РѕРєРѕРІ «общественного служения» накладывают отпечаток РЅР° живопись. Рдеалы служения красоте Рё гармонии выражаются РІ творчестве членов объединения (Рљ.РЎРѕРјРѕРІР°, Р‘.Кустодиева, Рњ.Добужинского, Р›.Бакста, Рќ.Рериха, Р’.Серова, Рњ.Нестерова, Р. Левитана). Заслуги «Мира искусства» проявились также РІ  создании РёРј высокохудожественной книжной графики, эстампа РЅРѕРІРѕР№ критики, широкая издательская Рё выставочная деятельность.
В.Серов(1865–1911)
Среди мирискусников Валентин Серов был ближе всех к реалистической традиции. Пожалуй, он был самым значительным из русских портретистов Серебряного века. Он создавал портреты-картины, где персонаж представлен в активном взаимодействии с жизненной средой. Рон же основной создатель живописной эстетики мирискусников.
Ртому принципу соответствует Рё РѕРґРЅР° РёР· лучших его работ последнего периода – портрет РєРЅСЏРіРёРЅРё Ольги Константиновны Орловой. Здесь РІСЃРµ построено РЅР° симметрии Рё контрастах, приведенных, правда, РІ определенную гармонию. Так, голова Рё РєРѕСЂРїСѓСЃ портретируемой переданы очень объемно, Р° РЅРѕРіРё даны силуэтом, почти плоским. Треугольник, РІ который вписана фигура, опирается РЅР° острый СѓРіРѕР»; рамы картин агрессивно нацелены РЅР° голову модели. Однако СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕРµ, абсолютно уверенное выражение лица, обрамленного РѕРіСЂРѕРјРЅРѕР№ шляпой, как Р±С‹ останавливает резкие движения предметов богатого интерьера. РЎСѓРґСЏ РїРѕ всему, Серов довольно иронично относился Рє портретируемой.
Врубель (1856 –1910)
«Шестикрылый серафим» – одна из последних работ Врубеля. Он писал ее в больнице, в тяжелом душевном состоянии. В своих последних живописных работах Врубель отходит от реализма в изображении фигур и пространства. Он вырабатывает совершенно особую, свойственную только ему мозаичность мазка, что усиливает декоративность пластического решения. Создается ощущение вибрации духовного света, пронизывающего всю картину.
«Шестикрылый серафим», РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, навеян знаменитым стихотворением Рђ.РЎ.Пушкина «Пророк». Картина воспринимается РІ РѕРґРЅРѕРј СЂСЏРґСѓ СЃ «Демоном» Рё выводит Рє более РїРѕР·РґРЅРёРј – «Голова Пророка» Рё «Видение РїСЂРѕСЂРѕРєР° Резекииля»(6).
 Рерих (1874 –1947)
Николай Рерих был РЅРµ только художником, РЅРѕ Рё историком. Рзвестен Рё его интерес Рє археологии. Рто нашло отражение РІ его искусстве. Особенно интересовала художника славянская языческая древность Рё раннее христианство. Рериху близок духовный РјРёСЂ людей далекого прошлого, В Рё РёС… способность словно растворяться РІ РјРёСЂРµ РїСЂРёСЂРѕРґС‹. Определяющую роль РІ изображении играют контурные линии Рё локальные цветовые пятна(7).
Бакст (1866 –1924)
Лев Бакст больше, чем РґСЂСѓРіРёРµ РјРёСЂРёСЃРєСѓСЃРЅРёРєРё, приблизился Рє европейскому варианту модерна. Гибкий контур, обобщенная трактовка формы, лаконичность цвета Рё плоскостность изображения свидетельствуют Рѕ влиянии РЅР° Бакста таких западных художников, как Рдвард РњСѓРЅРє, Андрес Цорн Рё РґСЂСѓРіРёРµ.
Моделью для изображенной Бакстом дамы послужила супруга Александра Бенуа – Анна Карловна. «Стильная декадентка... черно-белая, как горностай, с таинственной улыбкой а-ля Джоконда», – писал о героине писатель и философ Василий Розанов(8).
Сомов (1869 –1939)
Константин Сомов – один из самых ярких художников петербургского объединения «Мир искусства». Он был мастером изысканного колорита и утонченной графики.
Картина «Арлекин Рё дама» выполнена художником РІ нескольких вариантах. Р’ работах 1910-С… РіРі. РЎРѕРјРѕРІ нередко повторяет РѕРґРЅРё Рё те же композиционные приемы Рё световые эффекты. РћРЅ увлечен искусством XVIII столетия – «галантного века». Р’ его картинах часто фигурируют персонажи итальянской комедии масок. Р’РѕС‚ Рё здесь: дерево-кулиса РЅР° переднем плане, СЂСЏРґРѕРј освещенные фейерверком фигуры главных героев, затем просвет РІ глубину, РіРґРµ суетятся маленькие силуэты ряженых кавалеров Рё дам. Рзящный театр искусства для искусства.
Борисов-Мусатов (1870 –1905)
Во всех картинах Борисова-Мусатова находит выражение романтическая мечта о прекрасной гармонии, абсолютно чуждой современному ему миру. Он был истинным лириком, тонко чувствующим природу, ощущающим слиянность человека с природой.
«Водоем», быть может, наиболее совершенное произведение художника. Все основные мотивы его творчества присутствуют здесь: старинный парк, «тургеневские девушки», общая статичная композиция, спокойный цвет, повышенная «гобеленная» декоративность... В образах героинь «Водоема» запечатлены сестра и жена художника.
В своем шедевре Борисову-Мусатову удалось изобразить вневременное состояние. Обобщенно-нейтральное название «Водоем» вызывает образ всеобщего гармоничного природно-человеческого единства – неразделенности, а само изображение превращается в знак, требующий молчаливого созерцания(9).
 3. Литература, музыка, театр, соединение видов искусства
Наиболее показательно образ "серебряного века" проявился в литературе. С одной стороны, в произведениях писателей сохранялись устойчивые традиции критического реализма. Толстой в своих последних художественных произведениях поднимал проблему сопротивления личности закоснелым нормам жизни ("Живой труп", "Отец Сергий", "После бала"). Основная мысль публицистики Толстого - невозможность устранить зло насилием.
А. П. Чехов в эти годы создал пьесы "Три сестры" и "Вишневый сад", в которых отразил происходившие в обществе важные изменения.
Социально заостренные сюжеты были РІ чести Рё Сѓ молодых писателей. Р. Рђ. Бунин исследовал РЅРµ только внешнюю сторону процессов, происходивших РІ деревне (расслоение крестьянства, постепенное отмирание дворянства), РЅРѕ также Рё психологические последствия этих явлений, то, как РѕРЅРё влияли РЅР° души СЂСѓСЃСЃРєРёС… людей ("Деревня", "РЎСѓС…РѕРґРѕР»", цикл "крестьянских" рассказов). Рђ. Р. РљСѓРїСЂРёРЅ показал неприглядную сторону армейского быта: бесправие солдат, опустошенность Рё бездуховность "РіРѕСЃРїРѕРґ офицеров" ("Поединок"). РћРґРЅРёРј РёР· новых явлений РІ литературе стало отражение РІ ней жизни Рё Р±РѕСЂСЊР±С‹ пролетариата. Зачинателем этой темы стал Рђ. Рњ. Горький ("Враги", "Мать")(10).
В первое десятилетие XX в. в русскую поэзию пришла целая плеяда талантливых "крестьянских" поэтов - С. А. Есенин, Н. А. Клюев, С. А. Клычков.
Вместе с тем начал звучать голос, предъявляющий свой счет представителям реализма нового поколения, протестовавшего против главного принципа реалистического искусства - непосредственного изображения окружающего мира. По мнению идеологов этого поколения, искусство, являясь синтезом двух противоположных начал - материи и духа, способно не только "отображать", но и "преображать" существующий мир, творить новую реальность.
Основоположники РЅРѕРІРѕРіРѕ направления РІ искусстве поэты-символисты, объявили РІРѕР№РЅСѓ материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия - краеугольный камень человеческого бытия Рё искусства. РћРЅРё считали, что поэты наделены способностью приобщаться Рє запредельному РјРёСЂСѓ посредством художественных символов. Первоначально символизм РїСЂРёРЅСЏР» форму декаданса. РџРѕРґ этим термином подразумевали настроение упадничества, тоски Рё безнадежности, резко выраженный индивидуализм. Рти черты были свойственны ранней РїРѕСЌР·РёРё Рљ. Р”. Бальмонта, Рђ. Рђ. Блока, Р’. РЇ. Брюсова. После 1909 Рі. наступает новый этап РІ развитии символизма. РћРЅ окрашивается РІ славянофильские тона, демонстрирует презрение Рє "рационалистическому" Западу, предвещает гибель западной цивилизации, представленной, РІ том числе Рё официальной Россией. Вместе СЃ тем РѕРЅ обращается Рє стихийным народным силам, Рє славянскому язычеству, пытается проникнуть РІ глубины СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ души Рё РІРёРґРёС‚ РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ народной жизни РєРѕСЂРЅРё "второго рождения" страны. Рти мотивы особенно СЏСЂРєРѕ звучали РІ творчестве Блока (поэтические циклы "РќР° поле Куликовом", "Р РѕРґРёРЅР°") Рё Рђ. Белого ("Серебряный голубь", "Петербург"). Р СѓСЃСЃРєРёР№ символизм стал явлением РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ масштаба. Рменно СЃ РЅРёРј связано, прежде всего, понятие "серебряный век".
Оппонентами символистов выступали акмеисты (РѕС‚ греч. "акме" - высшая степень чего-либо, цветущая сила). РћРЅРё отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной жизни, призывали возвращать словам РёС… изначальный смысл, РѕСЃРІРѕР±РѕРґРёРІ РѕС‚ символических толкований. Основным критерием оценки творчества для акмеистов (Рќ. РЎ. Гумилев, Рђ. Рђ. Ахматова, Рћ. Р. Мандельштам) был безупречный эстетический РІРєСѓСЃ, красота Рё отточенность художественного слова Рђ формалисты СЏСЃРЅРѕ Рё четко заявляли, что РёС… морфологический метод анализа искусства РІРѕР·РЅРёРє для изучения художественности искусства, С‚.Рµ. для выявления его эстетических качеств. РћРЅРё были убеждены, что "литературность", "РїРѕСЌР·РёСЋ", С‚.Рµ. художественную сущность произведения искусства можно выявить только путем морфологического анализа самого произведения искусства, Р° РЅРµ того, "отражением" чего РѕРЅРѕ является, кто Рё РїСЂРё каких условиях его создал, как РѕРЅРѕ воздействует РЅР° реципиента, какое имеет социальное, культурное Рё С‚.Рї. значение. Главными РІ РёС… категориальном аппарате стали термины материал (Рє нему относилось РІСЃРµ, РёР· чего художник делает произведение: слово, сам язык РІ его обыденном употреблении, мысли, чувства, события Рё С‚.Рї.) Рё форма (то, что придает материалу художник РІ процессе творчества). Само произведение называлось вещью, РёР±Рѕ РѕРЅРѕ РІ понимании формалистов РЅРµ творилось или создавалось, как полагала классическая эстетика, РЅРѕ делалось СЃ помощью системы приемов.
Русская художественная культура начала XX РІ. испытывала также влияние зародившегося РЅР° Западе Рё охватившего РІСЃРµ РІРёРґС‹ искусства авангардизма. Рто течение вобрало РІ себя различные художественные направления, объявившие Рѕ своем разрыве СЃ традиционными культурными ценностями Рё провозгласившие идеи создания "РЅРѕРІРѕРіРѕ искусства". РЇСЂРєРёРјРё представителями СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ авангарда были футуристы (РѕС‚ лат. "футурум" - будущее). РС… РїРѕСЌР·РёСЏ отличалась повышенным вниманием РЅРµ Рє содержанию, Р° Рє форме поэтической конструкции. Программные установки футуристов ориентировались РЅР° вызывающую антиэстетичность. Р’ СЃРІРѕРёС… произведениях РѕРЅРё использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката Рё афиши. РЎР±РѕСЂРЅРёРєРё стихов футуристов носили характерные названия: "Пощечина общественному РІРєСѓСЃСѓ", "Дохлая Луна" Рё РґСЂ. Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРёР№ футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. Наиболее СЏСЂРєРёРµ имена собрала петербургская РіСЂСѓРїРїР° "Гилея" - Р’. Хлебников, Р”. Р”. Бур-люк, Р’. Р’. Маяковский, Рђ. Р•. Крученых, Р’. Р’. Каменский. Ошеломляющим успехом пользовались СЃР±РѕСЂРЅРёРєРё стихов Рё публичные выступления Р. Северянина.
 Начало XX РІ. - это время творческого взлета великих СЂСѓСЃСЃРєРёС… композиторов-новаторов Рђ. Рќ. РЎРєСЂСЏР±РёРЅР°, Р. Р¤. Стравинского, РЎ. Р. Танеева, РЎ. Р’. Рахманинова. Р’ своем творчестве РѕРЅРё пытались выйти Р·Р° рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы Рё образы.
Молодые постановщики Рђ. Рђ. Горский Рё Рњ. Р. Фокин РІ противовес эстетике академизма выдвинули принцип живописности, РІ соответствии СЃ которым полноправными авторами спектакля становились РЅРµ только балетмейстер Рё композитор, РЅРѕ Рё художник. Балеты Горского Рё Фокина ставились РІ декорациях Рљ. Рђ. РљРѕСЂРѕРІРёРЅР°, Рђ. Рќ. Бенуа, Р›. РЎ. Бакста, Рќ. Рљ. Рериха. Русская балетная школа "серебряного века" дала РјРёСЂСѓ плеяду блестящих танцоров - Рђ. Рў. Павлову, Рў. Рў. Карсавину, Р’. Р¤. Нижинского Рё РґСЂ.
Примечательной чертой культуры начала XX РІ. стали работы выдающихся театральных режиссеров. Рљ. РЎ. Станиславский, основатель психологической актерской школы, считал, что будущее театра - РІ углубленном психологическом реализме, РІ решении сверхзадач актерского перевоплощения. Р’. Р. Мейерхольд вел РїРѕРёСЃРєРё РІ области театральной условности, обобщенности, использования элементов народного балагана Рё театра масок. Р•. Р‘. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.
В начале XX в. все отчетливее проявлялась тенденция к соединению различных видов творческой деятельности. Во главе этого процесса стоял "Мир искусства", объединявший в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. В 1908-1913 гг. С. П. Дягилев организовал в Париже, Лондоне, Риме и других столицах Западной Европы "Русские сезоны", представленные балетными и оперными спектаклями, театральной живописью, музыкой и т. д.
Заключение
Рскусство РІ контексте «Серебряного века» осмыслено как результат боговдохновенного творчества, Р° художник - как Богом избранный РїСЂРѕРІРѕРґРЅРёРє духовных образов, выражаемых исключительно РІ художественной форме, действиями которого СЂСѓРєРѕРІРѕРґСЏС‚ божественные силы.  Художественное творчество представлялось РІ русле этой эстетики идеальной РѕСЃРЅРѕРІРѕР№, РЅР° которой должна РЅРµ только строиться человеческая жизнь Рё культура будущего, РЅРѕ Рё завершаться процесс творения РјРёСЂР° усилиями художников-творцов-теургов. РџРѕ своему существу искусство здесь представляло СЃРѕР±РѕР№ новаторское развитие традиционных христианских эстетических ценностей РІ аспекте приближения РёС… Рє peaлиям современной жизни Рё СЃ ориентацией РЅР° духовные, научные, художественные РїРѕРёСЃРєРё Рё устремления человека XX столетия.
Большую роль РІ развитии эстетики Серебряного века сыграли СЂСѓСЃСЃРєРёРµ символисты. Символизм приобрел сильную национальную окраску Сѓ крупнейших младосимволистов Андрея Белого, Вячеслава Рванова, Александра Блока, Рллиса Рё РґСЂ. Вячеслав Рванов был убежден, что приближается принципиально новый этап художественного творчества, РєРѕРіРґР° РІСЃРµ искусства Р±СѓРґСѓС‚ объединены РІ некую художественно-религиозную мистерию - своеобразное синтетическое сакральное действо, РІ котором РїСЂРёРјСѓС‚ активное участие как подготовленные актеры, так Рё РІСЃРµ зрители. Рстинный художник-символист грядущего, согласно Рванову, должен творчески реализовать РІ себе СЃРІСЏР·СЊ "СЃ божественным всеединством", пережить РјРёС„ как событие личного опыта Рё затем выразить его РІ своем мистериальном творчестве. Для Андрея Белого сущность Рё смысл искусства имели теософско-религиозную окраску, Р° РІ теургии как главной цели символизма РѕРЅ видел возврат искусства РІ сферу религиозной деятельности РїРѕ преображению жизни.
Представителей "РњРёСЂР° искусства" объединяли РґРІРµ главные идеи, РґРІРµ эстетические тенденции: 1) Стремление возвратить СЂСѓСЃСЃРєРѕРјСѓ искусству его главное, РЅРѕ основательно забытое РІ XIX РІ. качество - художественность, освободить его РѕС‚ любой тенденциозности (социальной, религиозной, политической Рё С‚.Рї.) Рё направить его РІ чисто эстетическое русло. Отсюда популярный РІ среде РјРёСЂРёСЃРєСѓСЃРЅРёРєРѕРІ  лозунг l'art pour l'art, искание красоты РІРѕ всем, неприятие идеологии Рё художественной практики академизма Рё передвижничества, интерес Рє романтическим Рё символистским тенденциям РІ искусстве. 2) Романтизация, поэтизация, эстетизация СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ национального наследия, интерес Рє народному искусству, Р·Р° что главные участники объединения получили РІ художественных кругах прозвище "ретроспективных мечтателей". Особенно этим отличались Рљ.Рђ. РЎРѕРјРѕРІ Рё Рђ.Рќ. Бенуа, стремившиеся воскресить Рё увековечить РІ искусстве жизнь прошлых столетий РІ ее сущности - красоте Рё "чудесной таинственности". Рђ Рерих РЅРµ без влияния европейского эзотеризма, популярного РІ то время Рё РІ Р РѕСЃСЃРёРё, устремил СЃРІРѕР№ духовный РІР·РѕСЂ РЅР° Восток Рё РІ его таинственной древней мудрости обрел то, чего РЅРµ находил РЅР° европейской почве. Р’ СЃРІРѕРёС… текстах Рерихи уделяли РѕСЃРѕР±РѕРµ внимание Красоте, Рскусству, Культуре как важнейшим Рё необходимым феноменам РЅР° пути РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ развития.
Мирискусники создали добротный русский вариант того эстетически заостренного движения рубежа столетий, которое культивировало высокий художественный вкус, тяготело к поэтике неоромантизма или символизма, к декоративности и эстетской певучести линии, и  в России получило название стиля "модерн". Сами участники движения (Бенуа, Сомов, Добужинский, Бакст, Лансере, Остроумова-Лебедева, Головин, Билибин) не были великими художниками, не создали художественных шедевров или выдающихся произведений, но вписали несколько заметных эстетских страниц в историю русского искусства, фактически показав миру, что и нашему искусству не чужд дух национально ориентированного эстетизма.
Литература
1. Арнольдов Рђ.Р. Цивилизация грядущего столетия.– Рњ.: «Грааль», 2007.– 328 СЃ.
2. Ахиезер А.С. Социокультурная динамика искусства в России //Полис.– 2001.– №5. 27-32с.
3. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры //Вопросы философии.– 2004.– №1. 41-53с.
4. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики, 2000. – 280 с.
5. Емельянов Р‘.Р’., РќРѕРІРёРєРѕРІ Рђ.Р. Русская философия Серебряного века: РљСѓСЂСЃ лекций. – Екатеринбург, 2005. – 320 СЃ.
6. РРѕРЅРёРЅ Р›.Р“. Социология культуры: путь РІ РЅРѕРІРѕРµ тысячелетие. – Рњ.: «Логос», 2000. – 432 СЃ.
7. Кондаков Р.Р’. Русская культура: краткий очерк истории Рё теории: Учебное РїРѕСЃРѕР±РёРµ для студентов РІСѓР·РѕРІ. – Рњ.: Книжный РґРѕРј «Университет»,2005. – 360 СЃ.
8. Кононенко Р‘.Р., Болдырева Рњ.Р“. Культурология: Учебное РїРѕСЃРѕР±РёРµ. – Рњ.: «Щит-РњВ», 2006. – 292 СЃ.
9. Кричевская Р®.Р . Модернизм РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературе: СЌРїРѕС…Р° серебряного века (учебное РїРѕСЃРѕР±РёРµ). – Рњ.: РўРћРћ В«РнтелТех», 2004. – 398 СЃ.
10. Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М.: Олимп, 2001.– 436 с.
11. Морозов Н.А. Пути России: модернизация неевропейских культур. – М.: Варна, 2001. .– 328 с.
12. Рапацкая Р›.Рђ. Рскусство серебряного века. – Рњ.: Р—РђРћ РР·Рґ-РІРѕ РРљРЎРњРћ-Пресс,2003. – 912 СЃ.
13. Сарычев Р’.Рђ. Рстетика СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ модернизма. – Воронеж, 1991. –244СЃ.
14. «Серебряный век» СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ РїРѕСЌР·РёРё. //РЎРѕСЃС‚. Р’.Дорожкина, Рў.РљСѓСЂРЅРѕСЃРѕРІР°. – Тамбов: РР·Рґ-РІРѕ РњРРќР¦, 2004. – 122 СЃ.
15. Червинская Рћ. Акмеизм РІ контексте Серебряного века Рё традиции. – Рњ.: Р“РР¦ ВЛАДОС, 2007. – 208 СЃ.