"Серебряный век" российской культуры
Слово “культура” РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РѕС‚ латинского слова cultüra, что означает «культивировать, или возделывать почву». Р’ средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом РІРѕР·РЅРёРє термин agriculture или искусство земледелия. РќРѕ РІ XVIII Рё XIX РІРІ. его стали употреблять Рё РїРѕ отношению Рє людям. Другими словами, если человек отличался изяществом манер Рё начитанностью, его считали “культурным”. РўРѕРіРґР° этот термин применялся главным образом Рє аристократам, чтобы отделить РёС… РѕС‚ “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации.
В нашей сегодняшней жизни слово “культура” ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства, применяемые в литературе и искусстве, науке и образовании.
Культура такого великого государства как Россия отражает уникальную самобытность русского народа, особенности национального характера, специфическое мировосприятие.
На пути своего развития от язычества восточных славян до современной православной России, культура русского государства перенесла многочисленные изменения, интерпретации, упадок и возрождение.
Р’ настоящей контрольной работе была предпринята попытка отразить такой СЏСЂРєРёР№ момент СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ культуры, как «серебряный век». Ртот период последовал Р·Р° веком «золотым», РєРѕРіРґР° случился необыкновенный взлет литературы, науки Рё искусства РІ Р РѕСЃСЃРёРё. Век «серебряный» продолжил начатое, РЅРѕ РІРґРѕС…РЅСѓР» РІ него РЅРѕРІРѕРµ, СЃРІРѕРµ, современное.
Впереди предстояло огромное потрясение - эпоха социализма. Многое было задушено, загублено, уничтожено, предано анафеме. Что-то удалось спасти, что-то пришлось восстанавливать с огромным трудом, что-то было утеряно навсегда.
I.В В Р›РТЕРАТУРА Р’ Р РћРЎРЎРРНАЧАЛА РҐРҐ ВЕКА
1.1 РџРѕСЌР·РёСЏ
Начало РҐРҐ века было расцветом СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ РїРѕСЌР·РёРё, временем появления СЏСЂРєРёС… творческих индивидуальностей, таких как Рљ. Бальмонт, Рђ. Блок, РЎ. Есенин, Р. Северянин, Рќ. Гумилев, Рђ. Ахматова, Рњ. Волошин, Рђ. Белый Рё РґСЂСѓРіРёРµ поэты, исповедовавшие различные этические Рё эстетические взгляды, принадлежавшие Рє разным направлениям.
Важнейшим и крупнейшим течением не только в поэзии, но и в целом в литературе и в искусстве начала ХХ века был символизм, признанным идейным вождем которого можно назвать поэта и философа В. Соловьева.
Помимо поэтических произведений Соловьев создал философию единства, продолжая учение славянофилов (Хомякова и Самарина). Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы религию и социальную жизнь человека, т.е. общественную. Основой такого единства по замыслам В. Соловьева должно было стать христианство.
Научному познанию мира символисты противопоставляли конструирование мира в процессе творчества. Символисты считали, что высшие сферы жизни невозможно познать традиционными путями и они доступны лишь через познание тайных смыслов символов. Поэты-символисты не стремились быть понятыми всеми. В своих стихах они обращались к избранным читателям, делая их своими соавторами.
Один из поэтов-символистов Ф. Сологуб писал, что символизм как литературное течение «можно охарактеризовать в стремлении отобразить жизнь в ее целом, не с внешней только ее стороны не со стороны частных ее явлений, а образным путем символов, изобразить по существу то, что, кроясь за случайными, разрозненными явлениями, образует связь с Вечностью, со вселенским, мировым процессом».
Символизм способствовал появлению новых течений, одним из которых был акмеизм (от греческого akme – цветущая сила).
Акмеисты провозглашали возврат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. Признанным главой направления был Н. С. Гумилев.
Акмеисты использовали РІ своем творчестве самые разнообразные культурные традиции. Членами кружка акмеистов были Рђ. Ахматова, Рћ. Мандельштам, РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј разделяли РёС… взгляды РЎ. Городецкий, Рњ. Волошин, Р“. Рванов Рё РґСЂСѓРіРёРµ замечательные поэты. РџРѕ мысли Рќ. Гумилева, акмеизм должен был открыть ценность человеческой жизни. РњРёСЂ должен быть РїСЂРёРЅСЏС‚ РІРѕ всем его многообразии.
Подобно акмеизму, своеобразным ответвлением символизма был футуризм, но он принял самую крайнюю эстетическую форму. Впервые русский футуризм заявил о себе в 1910 году выходом сборника «Садок судей» (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вскоре авторы сборника вместе с В. Маяковским и А. Крученых образовали группировку кубофутуристов.
В отличие от символистов и акмеистов, блестящих интеллектуалов, людей с прекрасным литературным вкусом, футуристы были поэтами улицы – их поддерживало радикальное студенчество и люмпен-пролетариат.
Большая часть футуристов, помимо поэзии, занималась еще и живописью (братья Бурлюки, А. Крученых, В. Маяковский). В свою очередь, художники-футуристы К. Малевич и В. Кандинский участвовали в альманахах и как поэты.
Футуризм стал поэзией протеста, стремящегося к разрушению существующих порядков. Вместе с тем футуристы подобно символистам мечтали о создании искусства, способного преобразовать весь мир. Больше всего они страшились равнодушия к ним общества и поэтому пользовались любым поводом для публичного скандала.
1.2 РџСЂРѕР·Р°
Развитие литературы в России в начале ХХ века во многом было обусловлено и шло в русле традиций русской классической литературы XIX века., живым олицетворением которой был Л.Н. Толстой. Последний период жизни Л. Толстого связан с дальнейшим развитием его социально-философских и этических принципов.
Р’ СЂСѓСЃСЃРєСѓСЋ литературу вошло немало имен, снискавших европейскую известность. Р’ РёС… числе Р. Бунин, Рђ. Чехов, Р’. Короленко, Рђ. РљСѓРїСЂРёРЅ Рё Рњ. Горький Рё РґСЂСѓРіРёРµ.
Бунин продолжал традиции Рё проповедовал идеалы СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ культуры XIX столетия. Рто, однако, РЅРµ мешало ему сохранять совершенно РѕСЃРѕР±РѕРµ положение РІ литературе. Долгое время РїСЂРѕР·Р° Бунина оценивалась гораздо ниже его РїРѕСЌР·РёРё. Рлишь «Деревня» (1910) Рё «Суходол» (1911), РѕРґРЅР° РёР· тем которых – социальный конфликт РІ деревне, заставили говорить Рѕ нем как Рѕ большом писателе. Рассказы Рё повести Бунина, такие, как «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева», принесли ему РјРёСЂРѕРІСѓСЋ известность, подтверждением чему стало присуждение ему Нобелевской премии.
Если прозу Бунина отличали строгость, отточенность и совершенность формы, внешняя бесстрастность автора, то в прозе Куприна проявилась стихийность и страстность, свойственные личности писателя. Любимыми его героями были люди душевно чистые, мечтательные и одновременно безвольные и непрактичные. Зачастую любовь в произведениях Куприна кончается гибелью самого героя («Гранатовый браслет», «Поединок»).
Рным было творчество Горького, который навсегда связал СЃРІРѕСЋ СЃСѓРґСЊР±Сѓ СЃ пролетариатом Рё вошел РІ историю как «буревестник революции». РЈ Горького был могучий темперамент борца. Р’ его произведениях появились новые, революционные темы Рё новые, неизвестные РґРѕ того литературные герои, описываемые события нередко имели эпохальное значение («Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых»). Р’ ранних сборниках («Макар Чудра») РѕРЅ выступил как романтик.
Рзвестность получили произведения Рђ. Рў. Аверченко (1881 – 1925) – СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ писателя-юмориста, драматурга Рё театрального критика. Р’ 1903 РіРѕРґСѓ РІ харьковской газете "Южный край" был опубликован первый рассказ Аверченко "Как РјРЅРµ пришлось застраховать жизнь", РІ котором уже чувствовался его литературный стиль. Р’ 1906 РіРѕРґСѓ Аверченко становится редактором сатирического журнала "Штык", почти полностью представленный его материалами. После закрытия этого журнала возглавляет следующий - "Меч", - тоже РІСЃРєРѕСЂРµ закрытый. Р’ 1907 РіРѕРґСѓ Аверченко переезжает РІ Петербург Рё сотрудничает РІ сатирическом журнале "Стрекоза", позднее преобразованном РІ "Сатирикон". Затем становится постоянным редактором этого популярного издания. Р’ 1910 РіРѕРґСѓ выходят три РєРЅРёРіРё Аверченко, сделавшие его известным всей читающей Р РѕСЃСЃРёРё: "Веселые устрицы", "Рассказы (юмористические)", "Зайчики РЅР° стене". "...РС… автору суждено стать СЂСѓСЃСЃРєРёРј Твеном...", - проницательно заметил Р’. Полонский. Вышедшие РІ 1912 РіРѕРґСѓ РєРЅРёРіРё "РљСЂСѓРіРё РїРѕ РІРѕРґРµ" Рё "Рассказы для выздоравливающих" утвердили Р·Р° автором звание "короля смеха".
1.3 Публицистика
Р’СЃРєРѕСЂРµ после революции 1905-1907 РіРі. несколько известных СЂСѓСЃСЃРєРёС… публицистов (Рќ.Рђ. Бердяев, РЎ.Рќ. Булгаков, Рџ.Р‘. Струве, Рђ.РЎ. Рзгоев, РЎ.Р›. Франк, Р‘.Рђ. Кистяковский, Рњ.Рћ. Гершензон) выпустили РєРЅРёРіСѓ «Вехи. РЎР±РѕСЂРЅРёРє статей Рѕ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ интеллигенции». Р’ ней были подняты самые злободневные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ жизни, затрагивающие интересы широких РєСЂСѓРіРѕРІ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ интеллигенции. Р’ полемике РІРѕРєСЂСѓРі «Вех» приняли участие РјРЅРѕРіРёРµ литераторы Рё религиозные деятели.
РћРґРЅРёРј РёР· главных РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, рассматриваемых РІ «Вехах», была оценка революции. Авторы «Вех» считали, что революция должна была закончиться после издания Манифеста 17 октября, РІ результате которого интеллигенция получила те политические СЃРІРѕР±РѕРґС‹, Рѕ которых всегда мечтала. Рнтеллигенция обвинялась РІ игнорировании национальных Рё религиозных интересов Р РѕСЃСЃРёРё, подавлении инакомыслящих, РІ неуважении Рє праву, разжигании РІ массах самых темных инстинктов. Веховцы утверждали, что русская интеллигенция чужда своему народу, который ее ненавидит Рё РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ будет понимать.
Против авторов «Вех» выступило множество публицистов, прежде всего сторонников кадетов. Начавшаяся полемика способствовала тому, что СЃР±РѕСЂРЅРёРє «Вехи» был переиздан. Р’ поддержку РёС… авторов появилось множество публикаций, особенно РЅР° страницах популярной газеты «Новое время». Рта полемика сыграла важную роль РІ разработке СЂСѓСЃСЃРєРёРјРё философами Рё публицистами РјРЅРѕРіРёС… злободневных РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, РІ первую очередь касающихся СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ национальной идеи.
II.В РРЎРљРЈРЎРЎРўР’Рћ Р’ Р РћРЎРЎРРНАЧАЛА РҐРҐ ВЕКА
2.1 Театр
Главными драматическими театрами были Большой театр РІ РњРѕСЃРєРІРµ Рё Мариинский РІ Петербурге. РќР° сцене выступали выдающиеся актеры: Рџ.Рњ. Садовский, Рњ.Рќ. Ермолова, Рђ.Рџ. Ленский, Р“.Рќ. Федотова, РЎ.Р’. РЁСѓРјСЃРєРёС… Рё РґСЂСѓРіРёРµ. РС… РёРіСЂР° отличалась высоким мастерством.
Р’ 1898 РіРѕРґСѓ Рљ. Станиславским Рё Р’. Немировичем-Данченко РІ РњРѕСЃРєРІРµ был основан Художественный театр (РњРҐРў), РЅР° сцене которого ставились пьесы Чехова, Горького, Рбсена, Гамсуна Рё РґСЂСѓРіРёС… авторов, имевшие большой успех Сѓ зрителей. Р’ 1904 РіРѕРґСѓ Р’. Комиссаржевская открыла Драматический театр РІ Петербурге. Действовали оперные театры.
Появилось также большое количество театров Рё РІ СЂСЏРґРµ крупных РіРѕСЂРѕРґРѕРІ РІ провинции. РЎРІРѕРёРјРё актерскими труппами славились театры РІ Киеве, Одессе, Р РёРіРµ, Харькове, Саратове, Самаре, Казани, Екатеринбурге, Рркутске Рё РґСЂСѓРіРёС… городах.
Появившийся на рубеже XIX – ХХ веков в России кинематограф пользовался особой популярностью. В 1908 году была выпущена первая русская игровая картина «Стенька Разин». К 1914 году в стране действовало около 30 отечественных фирм, выпустивших свыше 300 картин.
2.2 Р–РёРІРѕРїРёСЃСЊ
Р’ начале РҐРҐ столетия еще продолжали СЃРІРѕСЋ творческую деятельность такие видные СЂСѓСЃСЃРєРёРµ живописцы как Р’. РЎСѓСЂРёРєРѕРІ, братья Васнецовы, Р. Репин, Рќ. Касаткин, представлявшие реалистическое направление РІ живописи.
Р’ целом, достигнув творческой самостоятельности, русская живопись двигалась РІ общем русле европейского изобразительного искусства. Пейзаж вытеснял бытовую живопись. Стремление Рє передаче РІРѕР·РґСѓС…Р° Рё света, работа РЅР° пленэре, характерные для импрессионизма, наблюдались РІ творчестве Р¤. Васильева, Р. Левитана, Р’. Серова, Рљ. РљРѕСЂРѕРІРёРЅР°, Рђ. РђСЂС…РёРїРѕРІР°.
Символизм, неоклассицизм, модерн оказал заметное влияние на А. Врубеля, художников из "Мира искусства" (А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере) и "Голубой розы" (С. Судейкин, Н. Крымов, В. Борисов-Мусатов).
Существовало товарищество передвижных выставок – Рђ.Рњ. Рё Р’. Рњ. Васнецовы, Р. Бродский Рё РґСЂСѓРіРёРµ.
К 1910 году зарождается русский авангард как стремление перестроить основы искусства вплоть до отрицания самого искусства. Целый ряд художников и творческих объединений создают новые школы и направления, которые определяющим образом повлияли на развитие мирового изобразительного искусства - супрематизм (К. Малевич), "импровизационный" стиль и абстракционизм (В. Кандинский), лучизм (Ларионов) и др.
В конце столетия в русскую живопись пришли К.А. Коровин и М.А. Врубель. Коровин занимался и портретом, и пейзажем, но любимым его жанром оставался пейзаж, написанный на пленэре. Пейзажи Коровина отличались яркими красками и романтической приподнятостью, ощущением воздуха на картине, что роднило его с французскими импрессионистами. Те же импрессионистские традиции Коровин сохранил в своих портретах и натюрмортах («Портрет Шаляпина», 1911, «Рыбы, вино и фрукты», 1916).
Произведения Р. Репина, Р’. РЎСѓСЂРёРєРѕРІР°, Р. Шишкина, Р’. Васнецова, Р. Левитана, которые представляли СЃРѕР±РѕР№ вершины передвижнического реализма, отличались СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№, широкой манерой РїРёСЃСЊРјР°, передачей свето-воздушной среды СЃ помощью цветных теней, рефлексов, разнообразием Рё СЃРІРѕР±РѕРґРѕР№ композиционных решений.
Рзвестность получил Бакст (Розенберг) Лев Самойлович (1866 - 1924), график, живописец Рё театральный декоратор. РЎ 1883 РїРѕ 1887 Бакст учился РІ петербургской Академии художеств. Р’ те РіРѕРґС‹ РѕРЅ являлся постоянным членом юношеского кружка, РёР· которого впоследствии родилось художественное объединение "РњРёСЂ искусства". Как активный участник "РњРёСЂР° искусства", РЅР° первых его выставках РѕРЅ выставлял портреты, сделанные РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј РІ технике пастели. Графические работы, сделанные для журнала "РњРёСЂ искусства" принесли известность Баксту.
Бакст создал отличные графические портреты Р. Р. Левитана, Р¤. Рђ. Малявина (1899), Рђ. Белого (1905) Рё 3. Рќ. Гиппиус (1906) Рё живописные портреты Р’. Р’. Розанова (1901), РЎ. Рџ. Дягилева СЃ няней (1906). Созданная РёРј СЃРёРјРІРѕР»-маркуа "РњРёСЂ искусства" стала эмблемой журнала Рё выставок этого общества («Орел РЅР° РіРѕСЂРЅРѕР№ вершине»). Его живопись Рё графика наполнены были образами античной мифологии Рё греческой архаики. Бакст вошел РІ историю именно как выдающийся театральный художник СЌРїРѕС…Рё модерна. Еще РІ 1902 Рі. РѕРЅ дебютировал РІ театре, оформив пантомиму "Сердце маркизы". Балет "Фея РєСѓРєРѕР»" (1903) имел успех главным образом благодаря его декорациям. Бакст оформлял спектакли, делал отдельные костюмы для артистов, РІ частности для Рђ. Рџ. Павловой РІ знаменитом "Лебеде" Рњ. Рњ. Фокина (1907), создавал декорации Рё СЌСЃРєРёР·С‹ костюмов для балета "Шахерезада" РЅР° музыку Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ-Корсакова Рќ.Рђ., Р° также декорации Рё СЌСЃРєРёР·С‹ костюмов для множества РґСЂСѓРіРёС… спектаклей.
РџРѕ-настоящему талант Бакста развернулся РІ балетных спектаклях "Р СѓСЃСЃРєРёС… сезонов", Р° затем "Р СѓСЃСЃРєРѕРіРѕ балета РЎ. Рџ. Дягилева" "Клеопатра" (1909), "Шехерезада" Рё "Карнавал" (1910), "Видение СЂРѕР·С‹" Рё "Нарцисс" (1911), "РЎРёРЅРёР№ Р±РѕРі", "Дафнис Рё Хлоя" Рё "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "РРіСЂС‹" (1913) поразили публику декоративной фантазией, силой Рё богатством цвета, Р° разработанные Бакстом приемы оформления положили РІ балетной сценографии начало РЅРѕРІРѕР№ СЌРїРѕС…Рё.
Яростные СЃРїРѕСЂС‹ критиков вызвала его картина "Ужин" (1902), которая стала своеобразным манифестом стиля модерн РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј искусстве. Позднее сильное впечатление РЅР° зрителей произвела его картина "Древний ужас (Terror Antiquus)" (1906-08), РІ которой воплощена символистская идея неотвратимости СЃСѓРґСЊР±С‹. Р’Рѕ времена первой СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ революции Бакст сотрудничал РІ сатирическом журнале "Жупел", потом РІ журналах "Сатирикон", "Золотое СЂСѓРЅРѕ", "Аполлон", успешно занимался книжной графикой Рё декоративным искусством (оформлял интерьеры, выставки). РРјСЏ Бакста как ведущего художника "Р СѓСЃСЃРєРёС… сезонов" гремело наряду СЃ именами знаменитых балетмейстеров Рё лучших исполнителей.
Ярчайшим представителем символизма в живописи был М.А.Врубель. Его картины, словно мозаика, слеплены из искрящихся кусков. Сочетания цветов в них имели собственные смысловые значения. Сюжеты Врубеля поражали фантастикой.
Значительную роль в русском искусстве начала ХХ столетия играло движение «Мир искусства», возникшее как своеобразная реакция на уже утратившее свою актуальность движение передвижников. В нем участвовали почти все заметные русские живописцы того времени, объединившиеся вокруг журнала с таким же названием. Как когда-то передвижники, «мирискусники» устраивали выставки работ, идейной основой которых было не изображение грубых реалий современной жизни, а вечных тем мировой живописи.
Одним из идейных вождей «Мира искусства» был А.Н. Бенуа, обладавший разносторонними дарованиями. Он был живописцем, графиком, театральным художником, историком искусства.
Деятельности «Мира искусства» было противопоставлено творчество молодых художников, группирующихся РІ организациях «Бубновый валет» Рё «Союз молодежи». Рти общества РЅРµ имели своей программы, РІ РЅРёС… были Рё символисты, Рё футуристы, Рё кубисты, РЅРѕ каждый художник имел СЃРІРѕРµ творческое лицо.
Такими художниками были П.Н. Филонов и Д.В. Кандинский. Филонов в своей живописной технике тяготел к футуризму, но в проблематике произведений был далек от него. Кандинский же во многом тяготел к европейскому новейшему искусству, нередко изображая лишь отдельные очертания предметов. Его по праву можно назвать отцом русской абстрактной живописи.
Не такими были картины К.С. Петрова-Водкина, сохранившего в своих полотнах национальные традиции живописи, но придавшего им особую форму. Таковы его полотна «Купание красного коня» (1912), напоминающее изображение св. Георгия Победоносца, и «Девушки на Волге» (1915), где отчетливо прослеживается связь с русской реалистической живописью XIX столетия.
2.3 Музыка
Крупнейшими СЂСѓСЃСЃРєРёРјРё композиторами начала РҐРҐ столетия были Рђ.Р. РЎРєСЂСЏР±РёРЅ, Рќ. Р РёРјСЃРєРёР№-Корсаков, Рђ. Глазунов, РЎ.Р’. Рахманинов, Р. Стравинский, творчество которых, взволнованное, приподнятое РїРѕ своему характеру, было особенно близко широким общественным кругам РІ период напряженного ожидания революции 1905-1907 РіРі.
Композиции Скрябина от романтических традиций эволюционировали к символизму, предвидя многие новаторские течения революционной эпохи.
Строй музыки Рахманинова был более традиционен. В нем отчетливо видна связь с русским музыкальным наследием минувшего столетия. Музыка Рахманинова была менее субъективна и утонченна, чем музыка Скрябина, в его произведениях душевное состояние обычно соединялось с картинами внешнего мира, поэзией русской природы или образами прошлого.
2.4 Архитектура
К началу XX века в архитектуре получил распространение новый стиль – модерн, со свойственным ему стремлением подчеркнуть функциональное назначение жилых и общественных зданий, предполагавший использование фресок, мозаики, витражей, керамики, скульптуры, новых конструкций и материалов.
Стиль отражал поиски нового, цельного стиля в архитектуре. Новая архитектура началась с работ живописцев, когда Bиктор Васнецов спроектировал в Абрамцеве под Москвой церковь и "избушку на курьих ножках", а Ф. О. Шехтель - особняк С. П. Рябушинского.
Поиски нового были характерны и для неорусского стиля, ориентировавшегося на древнерусское и народное искусство. Особенностью этого стиля был контраст внешнего облика здания и его назначения (например, Казанский вокзал – архитектор А.В. Щусев).
III. РќРђРЈРљРђ Р’ Р РћРЎРЎРРНАЧАЛА РҐРҐ ВЕКА
3.1 Достижения и открытия
Значительных успехов достигли исследования в области механики и математики, что позволило развить новые области науки – воздухоплавание и электротехнику. Немалую роль в этом сыграли исследования Н.Е. Жуковского, создателя гидро- и аэродинамики, работ по теории авиации, которые послужили основой для авиационной науки.
Р’ 1913 Рі. РІ Петербурге РЅР° Р СѓСЃСЃРєРѕ-Балтийском заводе были созданы первые отечественные самолеты «Русский витязь» Рё В«Рлья Муромец». Р’ 1911 РіРѕРґСѓ Р“.Р•. Котельников сконструировал первый авиационный ранцевый парашют.
Рљ.Р. Циолковский РІ 1903 РіРѕРґСѓ опубликовал статью В«Рсследование мировых пространств реактивными приборами», РіРґРµ была изложена теория движения ракет. Р’ СЃРІРѕРёС… последующих трудах «Реактивный РїСЂРёР±РѕСЂ как средство полета РІ пустоте Рё атмосфере» (1910), работах Рѕ космических полетах (1911-1914) РѕРЅ продолжил разработку теоретических РѕСЃРЅРѕРІ будущих космических полетов.
Среди наиболее известных ученых был энциклопедист Р’.Р. Вернадский. РўСЂСѓРґС‹ Вернадского легли РІ РѕСЃРЅРѕРІСѓ Р±РёРѕС…РёРјРёРё, геохимии, биогеохимии Рё радиогеологии. Еще РІ 1909 РіРѕРґСѓ Вернадский писал, что «в эти РіРѕРґС‹ РІ РјРёСЂРѕРІРѕРј научном движении… РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ полная революция РІ представлениях Рѕ веществе, начинается РЅРµ менее глубокое изменение РІ науках Рѕ жизни». Самого Вернадского отличали широта интересов, постановка глубоких научных проблем Рё предвидение открытий РІ самых разных научных областях. Учение Вернадского Рѕ биосфере легло РІ РѕСЃРЅРѕРІСѓ его идеи Рѕ ноосфере, или сфере планетарного разума.
Развитие естествознания происходило в тесном общении с мировой наукой, чему способствовали обмены учеными, стажировки в заграничных университетах, публикации совместных трудов.
Великий СЂСѓСЃСЃРєРёР№ физиолог Р.Рџ. Павлов создал учение РѕР± условных рефлексах, РІ котором РѕРЅ дал материалистическое объяснение высшей нервной деятельности человека Рё животных. Р’ 1904 РіРѕРґСѓ Р·Р° исследования РІ области физиологии пищеварения Павлову первому РёР· СЂСѓСЃСЃРєРёС… ученых была присуждена Нобелевская премия. Через четыре РіРѕРґР° (1908) этой премии удостоился Р.Р. Мечников Р·Р° исследование проблем иммунологии Рё инфекционных заболеваний.
Огромный вклад РІ РјРёСЂРѕРІСѓСЋ науку РІ начале РҐРҐ века внес Рќ. Р. Вавилов, специализировавшийся РЅР° генетике Рё наследственности Рё открывший законы гомологичных СЂСЏРґРѕРІ.
Р’ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ науке появилось созвездие имен РІ гуманитарных дисциплинах – философии, социологии (РЎ.Рќ. Булгаков, Р’.Р. Вернадский, Рќ.Рђ. Бердяев, Р•.Рќ. Трубецкой, Р›.Р. Шестов, Рџ.Р‘. Струве Рё РґСЂ.). Авторы стремились осмыслить исторический путь Рё будущность Р РѕСЃСЃРёРё.
Достижения в исторической науке связаны с именами П.Н. Милюкова, В.О. Ключевского, А.С. Лаппо-Данилевского, Н.П. Павлова-Сильванского, С.Ф. Платонова, А.Е. Преснякова, А.А. Шахматова и других.
3.2 Образование
В начале ХХ столетия основой отечественной науки явилась Академия наук с уже развившейся системой институтов. Университеты существовали в Москве, Петербурге, Киеве, Казани, Юрьеве, Варшаве, Харькове, Одессе, Томске, высшее техническое училище в Москве, политехнические институты в Риге, Киеве, Варшаве, технологические институты в Харькове и Томске, электротехнический институт в Петербурге. Действовали высшие женские институты – женский медицинский институт в Петербурге, Высшие женские курсы в Москве.
Профессор Ф.Ф. Зелинский был гордостью Петербургского университета, где он проработал более трети века (1885-1921 гг.). Великолепный знаток латинского и греческого языков и литературы, Зелинский поставил свое филологическое мастерство на службу культурно-историческим изысканиям.
Рост индустрии рождал спрос на образованных людей. Постепенно росло число начальных школ. Немалую роль в подготовке научных кадров играли и университеты с их научными обществами, а также всероссийские съезды ученых. Широко издавались научно-популярная литература, выходили журналы «Природа», «Вокруг света», «Научное обозрение», «Наука и жизнь», и др. Содействовали распространению научных знаний и публичные лекции известных русских ученых.
ЗАКЛЮЧЕНРР•
Революция 1917 года внесла раскол в ряды деятелей культуры. Многие из них оказались в эмиграции. Другие продолжали творить в России. Часть из них делали это из патриотических соображений, а многие искренне восприняли идеи революции.
В 20-е годы ХХ столетия расцвели модернистские течения в поэзии, живописи, театре, архитектуре. Поэт В. Маяковский, режиссеры В. Майерхольд, А. Таиров, архитекторы В. Татлин, К. Мельников искали новые начала в искусстве.
Одновременно продолжало развиваться традиционное направление. Р’ эти РіРѕРґС‹ творили великие режиссеры Рљ. Станиславский Рё Р’. Немирович-Данченко, РїРѕСЌС‚ РЎ. Есенин. Большой популярностью пользовались произведения Рѕ гражданской РІРѕР№РЅРµ Р”. Фурманова, Рђ. Серафимовича, Р. Бабеля, Рњ. Булгакова, Рђ. Фадеева. Р’ 1928 Рі. вышла РІ свет первая часть эпопеи Рњ. Шолохова «Тихий Дон».
Р’ первые РіРѕРґС‹ советской власти великие конструктивисты Веснины, Рван Леонидов, Константин Мельников, Георгий Гольц, Моисей Гинзбург, РІ стиле, полном зажигательной утопической фантазии, строили фабрики, РґРѕРјР° культуры, РґРѕРјР°-РєРѕРјРјСѓРЅС‹ для коллективного быта, фабрики- РєСѓС…РЅРё Рё прочие фантазии отчаянных революционеров.
Шла острая борьба между сторонниками «нового искусства» и приверженцами традиционных направлений. Первые нередко пользовались поддержкой властей, поскольку выступали с позиций «пролетарской культуры».
Для первых лет советской власти характерно многообразие культурного развития, РЅРѕ РїСЂРё этом проявлялись попытки удушения «классово чуждых» направлений. Например, генетика была объявлена «буржуазной лженаукой», Р° ученый Рќ.Р. Вавилов обвинен РІ шпионаже.
РћРґРЅРѕР№ РёР· важнейших задач культурной революции было формирование Сѓ людей социалистического сознания. Ртой цели была посвящена культурно-просветительская работа большевистской партии РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Рё РІ деревне. Сторонники РєРѕРјРјСѓРЅРёР·РјР° боролись СЃ религиозными предрассудками людей. Активную Р±РѕСЂСЊР±Сѓ СЃ религией вел «Союз воинствующих безбожников», широкая атеистическая пропаганда шла через печать, лекции, звучала РїРѕ радио. Шла активная работа РїРѕ ликвидации безграмотности населения.
Принято было постановление о преподавании истории в школах. В Московском и Ленинградском университетах восстанавливались исторические факультеты, подготавливались новые учебники по истории, в которых весь исторический процесс интерпретировался с классовых позиций.
РЎРџРРЎРћРљ РСПОЛЬЗОВАННОЙ Р›РТЕРАТУРЫ
1. Артемов Р’.Р’.., Лубченков Р®.Рќ. Рстория Отечества: РЎ древнейших времен РґРѕ наших дней: Учебник для студ. сред. РїСЂРѕС„. учеб. заведений.– 4-Рµ РёР·Рґ., стер. – Рњ.: Мастерство, 2002. – 360 СЃ.
2. Рстория Р РѕСЃСЃРёРё СЃ древности РґРѕ наших дней: РџРѕСЃРѕР±РёРµ для поступающих РІ РІСѓР·С‹/ Р.Р’. Волкова, Рњ.Рњ. Горинов, Рђ.Рђ. Горский Рё РґСЂ.; РџРѕРґ ред. Рњ.Рќ. Зуева. –2-Рµ РёР·Рґ., РёСЃРїСЂ. Р РґРѕРї. – Рњ.: Высш. шк., 2009. – 640 СЃ.
3. В.О. Ключевский. Краткое пособие по русской истории. – М., 2007. – 390с.