"Серебрянный век" русской культуры
Первое десятилетие XX века вошло РІ историю СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ культуры РїРѕРґ названием «серебряного века». Рто было время небывалого расцвета всех РІРёРґРѕРІ творческой деятельности, рождения новых направлений РІ искусстве, появления плеяды блестящих имен, ставших гордостью РЅРµ только СЂСѓСЃСЃРєРѕР№, РЅРѕ Рё РјРёСЂРѕРІРѕР№ культуры.
Художественная культура рубежа веков – важная страница РІ культурном наследии Р РѕСЃСЃРёРё. Рдейная противоречивость, неоднозначность были присущи РЅРµ только художественным направлениям Рё течениям, РЅРѕ Рё творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Рто был период обновления разнообразных РІРёРґРѕРІ Рё жанров художественного творчества, переосмысления, «всеобщей переоценки ценностей», РїРѕ выражению Рњ. Р’. Нестерова. Неоднозначным становилось отношение Рє наследию революционных демократов даже РІ среде прогрессивно мыслящих деятелей культуры. Серьезной критике СЃРѕ стороны РјРЅРѕРіРёС… художников-реалистов подвергся примат социальности РІ передвижничестве.
Р’ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ художественной культуре конца XIX – начала XX РІ. получило распространение «декадентство», обозначающее такие явления РІ искусстве как отказ РѕС‚ гражданских идеалов Рё веры РІ разум, погружение РІ сферу индивидуалистических переживаний. Рти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась «уйти» РѕС‚ сложностей жизни РІ РјРёСЂ грез, ирреальности, Р° подчас Рё мистики. РќРѕ Рё таким образом РѕРЅР° отражала РІ своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни.
Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям.
Понятие «модернизм» (фр. тое1егпе – современный) включало многие явления литературы и искусства ХХ в., рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются «рамки» реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма ХIХ столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма.
Р’ начале XX РІ. существовало множество литературных направлений. Рто Рё символизм, Рё футуризм, Рё даже эгофутуризм РРіРѕСЂСЏ Северянина. Р’СЃРµ эти направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, РЅРѕ сходятся РѕРЅРё РІ РѕРґРЅРѕРј: работать над ритмом, словом, довести РёРіСЂСѓ звуками РґРѕ совершенства.
Вместе с тем начал звучать голос предъявлявшего свой счет представителям реализма нового поколения, протестовавшего против главного принципа реалистического искусства — непосредственного изображения окружающего мира. По мнению идеологов этого поколения, искусство, являясь синтезом двух противоположных начал — материи и духа, способно не только «отображать», но и «преображать» существующий мир, творить новую реальность.
Глава 1. Просвещение
Процесс модернизации предусматривал не только коренные изменения в социально-экономической и политической сферах, но и существенное повышение грамотности, образовательного уровня населения. К чести правительства, эта потребность им учитывалась. Государственные расходы на народное образование с 1900г. по 1915г. увеличились более чем в 5 раз.
Основное внимание уделялось начальной школе. Правительство имело намерение ввести в стране всеобщее начальное образование. Однако школьная реформа проводилась непоследовательно. Сохранилось несколько типов начальной школы, наиболее распространенными были церковно-приходские (в 1905г. их насчитывалось около 43 тыс.). Выросло число земских начальных училищ (в 1904г. их было 20,7 тыс., а в 1914г. — 28,2 тыс.) В 1900г. в начальных школах Министерства народного просвещения обучалось более 2,5 млн. учащихся, а в 1914г. — уже около 6 млн.
Началась перестройка системы среднего образования. Росло число гимназий и реальных училищ. В гимназиях увеличивалось количество часов, отводимых на изучение предметов естественно-математического цикла. Выпускникам реальныхучилищ было дано право, поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи экзамена по латинскому языку на физико-математические факультеты университетов.
По инициативе предпринимателей создавались коммерческие (7-8-летние) училища, которые давали общеобразовательную и специальную подготовку. В них, в отличие от гимназий и реальных училищ, было введено совместное обучение юношей и девушек. В 1913г. в 250 коммерческих училищах, находившихся под покровительством торгово-промышленного капитала, обучалось 55 тыс. человек, в том числе 10 тыс. девушек. Возросло количество средних специальных учебных заведений: промышленных, технических, железнодорожных, горных, землемерных, сельскохозяйственных и др.
Расширилась сеть высших учебных заведений: новые технические вузы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове был открыт университет, новые технические вузы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. Для обеспечения реформы начальной школы в Москве и Петербурге открывались педагогические институты, а также свыше 30 высших женских курсов, положивших начало массовому доступу женщин к высшему образованию. К 1914г. насчитывалось около 100 высших учебных заведений, в которых обучалось примерно130 тыс. человек. При этом свыше 60% студентов не принадлежали к дворянскому сословию. Высших Государственных Чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях-лицеях.
Тем не менее, несмотря на успехи в деле образования, 3/4 населения страны оставалось неграмотным. Средняя и высшая школа из-за высокой оплаты за обучение была недоступна значительной части жителей. На просвещение тратилось 43 коп. на душу населения, в то время как в Англии и Германии — около 4 руб., в США — 7 руб. (в перерасчете на наши деньги).
Глава 2. Наука
Вступление России в эпоху индустриализации знаменовалось успехами в развитии науки. В начале XX в. страна внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван «революцией в естествознании», так как сделанные в этот период открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире.
Физик Лебедев П. Н. впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.), сделал иные открытия в области физики волн. Он создал первую в России физическую школу.
Ряд выдающихся открытий в теории и практике самолетостроения сделал Жуковский Н. Е. Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик Чаплыгин С. А.
РЈ истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии Циолковский Рљ. Р. Р’ 1903Рі. РѕРЅ опубликовал СЂСЏРґ блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов Рё определявших пути достижения этой цели.
Выдающийся ученый Вернадский Р’. Р. получил РјРёСЂРѕРІСѓСЋ известность благодаря энциклопедическим трудам, послужившим РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ для появления новых научных направлений РІ геохимии, Р±РёРѕС…РёРјРёРё, радиологии. Его учения Рѕ биосфере Рё ноосфере заложили РѕСЃРЅРѕРІСѓ современной экологии. Новаторство высказанных РёРј идей РІ полной мере осознается только теперь, РєРѕРіРґР° РјРёСЂ очутился РЅР° грани экологической катастрофы.
Небывалым всплеском характеризовались исследования РІ области биологии, психологии, физиологии человека. Павлов Р. Рџ. создал учение Рѕ высшей нервной деятельности, РѕР± условных рефлексах. Р’ 1904Рі. ему была присуждена Нобелевская премия Р·Р° исследования РІ области физиологии пищеварения. Р’ 1908Рі. Нобелевскую премию получил биолог Мечников Р. Р. Р·Р° труды РїРѕ иммунологии Рё инфекционным заболеваниям.
Начало XX века — время расцвета Российской исторической науки. Крупнейшими специалистами в области отечественной истории были Ключевский В.О., Корнилов А.А., Павлов-Сильванский Н.П., Платонов С. Ф. Проблемами всеобщей истории занимались Виноградов П.Г., Виппер Р. Ю., Тарле Е. В. Мировую известность получила русская школа востоковедения.
Начало века ознаменовалось появлением трудов представителей оригинальной СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ религиозно-философской мысли (Бердяев Рќ. Рђ., Булгаков Рќ.Р., Соловьев Р’. РЎ., Флоренский Рџ. Рђ. Рё РґСЂ.). Большое место РІ трудах философов занимала так называемая русская идея — проблема самобытности исторического пути Р РѕСЃСЃРёРё, своеобразия ее РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ жизни, РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ предназначения Р РѕСЃСЃРёРё РІ РјРёСЂРµ.
Р’ начале XX века были популярны научно-технические общества. РћРЅРё объединяли ученых, практиков, любителей-энтузиастов Рё существовали РЅР° РІР·РЅРѕСЃС‹ СЃРІРѕРёС… членов, частные пожертвования. Некоторые получали небольшие правительственные СЃСѓР±СЃРёРґРёРё. Самыми известными были: Вольное экономическое общество (РѕРЅРѕ было основано еще РІ 1765Рі.), Общество истории Рё древностей (1804Рі.), Общество любителей СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ словесности (1811Рі.), Географическое, Техническое, Физико-химическое, Ботаническое, Металлургическое, несколько медицинских, сельскохозяйственных Рё С‚.Рґ. Рти общества РЅРµ только являлись центрами научно-исследовательской работы, РЅРѕ Рё широко пропагандировали научно-технические знания среди населения. Характерной чертой научной жизни того времени были съезды естествоиспытателей, врачей, инженеров, юристов, археологов Рё С‚.Рґ.
Глава 3. Литература
Наиболее показательно образ «серебряного века» проявился РІ литературе. РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, РІ произведениях писателей сохранялись устойчивые традиции критического реализма. Толстой РІ СЃРІРѕРёС… последних художественных произведениях поднимал проблему сопротивления личности закоснелым нормам жизни («Живой труп», «Отец Сергий», «После бала»). Его РїРёСЃСЊРјР°-обращения Рє Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью Рё тревогой Р·Р° СЃСѓРґСЊР±Сѓ страны, стремлением воздействовать РЅР° власть, преградить РґРѕСЂРѕРіСѓ злу Рё защитить всех притесняемых. Основная мысль публицистики Толстого — невозможность устранить зло насилием. Антон Павлович Чехов РІ эти РіРѕРґС‹ создал пьесы «Три сестры» Рё «Вишневый сад», РІ которых отразил происходившие РІ обществе важные изменения. Социально заостренные сюжеты были РІ чести Рё Сѓ молодых писателей. Рван Андреевич Бунин исследовал РЅРµ только внешнюю сторону процессов, происходивших РІ деревне (расслоение крестьянства, постепенное отмирание дворянства), РЅРѕ также Рё психологические последствия этих явлений, то, как РѕРЅРё влияли РЅР° души СЂСѓСЃСЃРєРёС… людей («Деревня», «Суходол», цикл «крестьянских» рассказов). РљСѓРїСЂРёРЅ Рђ. Р. показал неприглядную сторону армейского быта: бесправие солдат, опустошенность Рё бездуховность «господ офицеров» («Поединок»). РћРґРЅРёРј РёР· новых явлений РІ литературе стало отражение РІ ней жизни Рё Р±РѕСЂСЊР±С‹ пролетариата. Зачинателем этой темы стал Максим Горький («Враги», «Мать»).
Лирика «серебряного века» многообразна и музыкальна. Сам эпитет «серебряный» звучит, как колокольчик. Серебряный век- это целое созвездие поэтов. Поэтов - музыкантов. Стихи «серебряного века» - это музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту поставленной точки. Все продуманно, четко и музыкально.
В первое десятилетие XX века в русскую поэзию пришла целая плеяда талантливых «крестьянских» поэтов — Сергей Есенин, Николай Клюев, Сергей Клычков.
Зачинателями РЅРѕРІРѕРіРѕ направления РІ искусстве стали поэты-символисты, которые объявили РІРѕР№РЅСѓ материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия — краеугольный камень человеческого бытия Рё искусства. РћРЅРё считали, что поэты наделены способностью, приобщаться Рє запредельному РјРёСЂСѓ посредством художественных символов. Первоначально символизм РїСЂРёРЅСЏР» форму декаданса. РџРѕРґ этим термином подразумевали настроение упадничества, тоски Рё безнадежности, резко выраженный индивидуализм. Рти черты были свойственны ранней РїРѕСЌР·РёРё Бальмонта Рљ.Р”., Александра Блока, Брюсова Р’. РЇ.
После 1909Рі. наступает новый этап РІ развитии символизма. РћРЅ окрашивается РІ славянофильские тона, демонстрирует презрение Рє «рационалистическому» Западу, предвещает гибель западной цивилизации, представленной, РІ том числе Рё официальной Россией. Вместе СЃ тем РѕРЅ обращается Рє стихийным народным силам, Рє славянскому язычеству, пытается проникнуть РІ глубины СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ души Рё РІРёРґРёС‚ РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ народной жизни РєРѕСЂРЅРё «второго рождения» страны. Рти мотивы особенно СЏСЂРєРѕ звучали РІ творчестве Блока (поэтические циклы «На поле Куликовом», «Родина») Рё Рђ. Белого («Серебряный голубь», «Петербург»). Р СѓСЃСЃРєРёР№ символизм стал явлением РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ масштаба. Рменно СЃ РЅРёРј связано, прежде всего, понятие «серебряный век».
Оппонентами символистов выступали акмеисты (РѕС‚ греч. «акме»-высшая степень чего-либо, цветущая сила). РћРЅРё отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной жизни, призывали возвращать словам РёС… изначальный смысл, РѕСЃРІРѕР±РѕРґРёРІ РѕС‚ символических толкований. Основным критерием оценки творчества акмеистов (Гумилев Рќ. РЎ., РђРЅРЅР° Ахматова, Рћ. Р. Мандельштам)
безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова.
Русская художественная культура начала XX века испытывала влияние зародившегося РЅР° Западе Рё охватившего РІСЃРµ РІРёРґС‹ искусства авангардизма. Рто течение вобрало РІ себя различные художественные направления, объявившие Рѕ своем разрыве СЃ традиционными культурными ценностями Рё провозгласившие идеи создания «нового искусства». РЇСЂРєРёРјРё представителями СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ авангарда были футуристы (РѕС‚ лат. «футурум»-будущее). РС… РїРѕСЌР·РёСЏ отличалась повышенным вниманием РЅРµ Рє содержанию, Р° Рє форме поэтической конструкции. Программные установки футуристов ориентировались РЅР° вызывающую антиэстетичность. Р’ СЃРІРѕРёС… произведениях РѕРЅРё использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката Рё афиши. РЎР±РѕСЂРЅРёРєРё стихов футуристов носили характерные названия: «Пощечина общественному РІРєСѓСЃСѓВ», «Дохлая Луна» Рё РґСЂ. Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРёР№ футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. Наиболее СЏСЂРєРёРµ имена собрала петербургская РіСЂСѓРїРїР° «Гилея» — Р’. Хлебников, Р”. Р”. Бурлюк, Владимир Маяковский, Рђ. Р•. Крученых, Р’. Р’. Каменский. Ошеломляющим успехом пользовались СЃР±РѕСЂРЅРёРєРё стихов Рё публичные выступления Р. Северянина
Особенно, в этом преуспели футуристы. Футуризм напрочь отказался от старых литературных традиций, «старого языка», «старых слов», провозгласил новую форму слов, независимую от содержания, т.е. пошло буквально изобретение нового языка. Работа над словом, звуками становилась самоцелью, тогда как о смысле стихов совершенно забывалось. Взять, например, стихотворение В. Хлебникова «Перевертень»:
Кони, топот, инок.
Но не речь, а черен он.
Рдем молод, долом меди.
Чин зван мечем навзничь.
Голод чем меч долог?
Пал а норов худ и дух ворона лап ...
Смысла в этом стихотворении никакого, но оно замечательно тем, что каждая строчка читается и слева направо, и справа на лево.
Появлялись, изобретались, сочинялись новые слова. РР· РѕРґРЅРѕРіРѕ лишь слова «смех» родилось целое стихотворение В« Заклятие смехом»:
О, рассмейтесь смехачи!
О, засмейтесь смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешек надсмеяльных - смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно сих надсмейных смеячей!
Смейво, смейво,
Усмей, осмей, смешки, смешки,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи.
Глава 4. Живопись
Сходные процессы протекали Рё РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ живописи. Прочные позиции удерживали представители реалистической школы, действовало Общество передвижников. Репин Р. Р•. закончил РІ 1906Рі. грандиозное полотно «Заседание Государственного совета». Р’ раскрытии событий прошлого РЎСѓСЂРёРєРѕРІР° Р’. Р. РІ первую очередь интересовал народ как историческая сила, творческое начало РІ человеке. Реалистические РѕСЃРЅРѕРІС‹ творчества сохранялись Рё Сѓ Нестерова Рњ. Р’..
Однако законодателем РјРѕРґС‹ стал стиль, получивший название «модерн». Модернистские искания затронули творчество таких крупных художников-реалистов, как РљРѕСЂРѕРІРёРЅ Рљ. Рђ., Серов Р’. Рђ.. Сторонники этого направления объединились РІ обществе «Мир искусства». РћРЅРё заняли критическую позицию РІ отношении передвижников, считая, что последние, выполняя РЅРµ свойственную искусству функцию, нанесли вред живописи. Рскусство, РїРѕ РёС… мнению, — это самостоятельна сфера деятельности, Рё РѕРЅРѕ РЅРµ должно зависеть РѕС‚ социальных влияний. Р—Р° длительный период (СЃ 1898 РїРѕ 1924Рі.) РІ «Мир искусства» входили почти РІСЃРµ крупнейшие художники — Бенуа Рђ. Рќ., Бакст Р›. РЎ., Кустодиев Р‘. Рњ., Лансере Р•. Р•., Малявин Р¤. Рђ., Рерих Рќ. Рљ., РЎРѕРјРѕРІ Рљ. Рђ.. «Мир искусства» оставил глубокий след РІ развитии РЅРµ только живописи, РЅРѕ Рё оперы, балета, декорационного искусства, художественной критики, выставочного дела. Р’ 1907Рі. РІ РњРѕСЃРєРІРµ была открыта выставка РїРѕРґ названием «Голубая роза», РІ которой приняли участие 16 художников (Кузнецов Рџ. Р’., Сапунов Рќ. Рќ., Сарьян Рњ. РЎ. Рё РґСЂ.). Рто была ищущая молодежь, стремившаяся обрести СЃРІРѕСЋ индивидуальность РІ синтезе западного опыта Рё национальных традиций. Представители «Голубой розы» были связаны СЃ поэтами-символистами, выступление которых являлось современным атрибутом вернисажей. РќРѕ символизм РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ живописи РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ был единым направлением. РћРЅ включил РІ себя, например, таких разных РїРѕ своей манере художников, как Врубель Рњ. Рђ., Петров-Р’РѕРґРєРёРЅ Рљ. РЎ. Рё РґСЂСѓРіРёРµ.
Ряд крупнейших мастеров — Кандинский В. В., Лентулов А. В., Шагал М. 3., Филонов П.Н. и другие — вошли в историю мировой культуры как представителе уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с русскими национальными традициями.
Глава 5. Скульптура
Творческий подъем переживала Рё скульптура. Ее пробуждение РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј было связано СЃ тенденциями импрессионизма. Значительных успехов РЅР° пути обновления достиг Трубецкой Рџ. Рџ.. РЁРёСЂРѕРєСѓСЋ известность получили его скульптурные портреты Толстого, Витте, Шаляпина Рё РґСЂ. Важной вехой РІ истории СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ монументальной скульптуры стал памятник Александру III, открытый Петербурге РІ октябре 1909Рі. РћРЅ был задуман как некий антипод РґСЂСѓРіРѕРјСѓ великому монументу — «Медному всаднику» Р. Фальконе.
Соединением тенденций импрессионизма Рё модерна характеризуется творчество Голубкиной Рђ. РЎ.. РџСЂРё этом РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ чертой ее произведений является РЅРµ отображение конкретного образа, Р° создание обобщенного явления: «Старость» (1898), В«Рдущий человек» (1903), «Солдат»(1907) «Спящие» (1912) Рё РґСЂ.
Значительный след в русском искусстве оставил Коненков С.Т., Его скульптура стала воплощением преемственности традиций реализма в новых направлениях. Он прошел через увлечение творчеством Микеланжело («Самсон»), русской народной деревянной скульптурой («Лесовик»), передвижническими традициями («Камнебоец»), традиционным реалистическим портретом («А.П.Чехов»). Рпри всем при этом Коненков оставался мастером яркой творческой индивидуальности. В целом же русская скульптурная школа была мало затронута авангардными тенденциями, не развернула столь сложную гамму новаторских устремлений, характерную для живописи.
Глава 6. Архитектура
Р’Рѕ второй половине XIX века новые возможности открылись перед архитектурой. Рто было связано СЃ техническим прогрессом. Быстрый СЂРѕСЃС‚ РіРѕСЂРѕРґРѕРІ, РёС… промышленное оснащение, развитие транспорта, перемены РІ общественной жизни требовали новых архитектурных решений. РќРµ только РІ столицах, РЅРѕ Рё РІ провинциальных городах строились вокзалы, рестораны, магазины, рынки, театры Рё банковские здания. Вместе СЃ тем продолжалось Рё традиционное строительство дворцов, РѕСЃРѕР±РЅСЏРєРѕРІ, усадеб. Главной проблемой архитектуры стали РїРѕРёСЃРєРё РЅРѕРІРѕРіРѕ стиля. Ртак же как РІ живописи, РЅРѕРІРѕРµ направление РІ архитектуре получило название «модерн». РћРґРЅРѕР№ РёР· особенностей этого направления стала стилизация СЂСѓСЃСЃРєРёС… архитектурных мотивов — так называемый неорусский стиль.
Наиболее известным архитектором, творчество которого во многом определило развитие русского, особенно московского модерна, был Ф. О. Шехтель. В начале своего творчества он опирался не на русские, а на средневековые готические образцы. В этом стиле был построен особняк фабриканта С. П. Рябушинского (1900-1902). В дальнейшем Шехтель не раз обращался к традициям русского деревянного зодчества. В этом отношении весьма показательно здание Ярославского вокзала в Москве (1902--1904). В последующей дельности архитектор все больше приближается к направлению, получившему название «рационалистический модерн», которое характеризуется значительным упрощением архитектурных форм и конструкций. Самыми значительным зданиями, отражающими эту тенденцию, были банк Рябушинских (1903), типография газете «Утро России» (1907).
Вместе СЃ тем наряду СЃ архитекторами «новой волны» значительные позиции удерживали поклонники неоклассицизма (Р. Р’. Жолтовский), Р° также мастера, использующие прием смешения различных скульптурных стилей (эклектику). Наиболее показательным РІ этом было архитектурное решение здания гостиницы «Метрополь» РІ РњРѕСЃРєРІРµ (1900), сооруженной РїРѕ проекту Р’. Р¤. Валькотта.
Глава 7. Музыка, балет, театр, кинематограф
Начало XX века — это время творческого взлета великих СЂСѓСЃСЃРєРёС… композиторов-новаторов Рђ. Рќ. РЎРєСЂСЏР±РёРЅР°. Р. Р¤. Стравинского, РЎ. Р. Танеева, РЎ. Р’. Рахманинова. Р’ своем творчестве РѕРЅРё пытались выйти Р·Р° рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы Рё образы. Достигла значительного расцвета Рё музыкальная исполнительская культура. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся оперных певцов Р¤. Р. Шаляпина, Рђ. Р’. Неждановой, Р›. Р’. РЎРѕР±РёРЅРѕРІР°,3. Ершова.
Рљ началу XX РІ. СЂСѓСЃСЃРєРёР№ балет занял ведущие позиции РІ РјРёСЂРѕРІРѕРј хореографическом искусстве. Русская школа балета опиралась РЅР° академические традиции конца XIX РІ., РЅР° ставшие классикой сценические постановки выдающегося балетмейстера Рњ. Р. Петипа. Р’ то же время СЂСѓСЃСЃРєРёР№ балет РЅРµ избежал Рё новых веяний. Молодые постановщики Рђ. Рђ. Горский Рё Рњ. Р. Фокин РІ противовес эстетике академизма выдвинули принцип живописности, РІ соответствии СЃ которым полноправными авторами спектакля становились РЅРµ только балетмейстер композитор, РЅРѕ Рё художник. Балеты Горского Рё Фокина ставились РІ рациях Рљ. Рђ. РљРѕСЂРѕРІРёРЅР°, Рђ. Рќ. Бенуа, Р›. РЎ. Бакста, Рќ. Рљ. Рериха.
Русская балетная школа «серебряного века» дала миру плеяду блестящих танцоров — Анну Павлову, Т. Карсавину, В. Нижинского и др.
Примечательной чертой культуры начала XX РІ. стали работы выдающихся театральных режиссеров. Рљ. РЎ. Станиславский, основатель психологической актерской школы, считал, что будущее театра — РІ углубленном психологическом реализме, РІ решении сверхзадач актерского перевоплощения. Р’. Р. Мейерхольд вел РїРѕРёСЃРєРё РІ области театральной условности, обобщенности, использования элементов народного балагана Рё
театра масок. Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.
В начале XX века все отчетливее проявлялась тенденция к соединению различных видов творческой деятельности. Во главе этого процесса стоял «Мир искусства», объединявший в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. В 1908-1913 гг. С. П. Дягилев организовал в Париже, Лондоне, Риме и других столицах Западной Европы «Русские сезоны», представленные балетными и оперными спектаклями, театральной живописью, музыкой и т. д.
Р’ первое десятилетие XX века РІ Р РѕСЃСЃРёРё, вслед Р·Р° Францией, появился новый РІРёРґ искусства — кинематограф. Р’ 1903Рі. возникли первые «электротеатры» Рё «иллюзионы», Р° Рє 1914-РјСѓ уже было построено около 4 тыс. кинотеатров. Р’ 1908Рі. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин Рё княжна», Р° РІ 1911-Рј — первый полно метражный фильм «Оборона Севастополя». Кинематография быстро развивалась Рё становилась очень популярной. Р’ 1914Рі. РІ Р РѕСЃСЃРёРё насчитывалось около 30 отечественных кинофирм. Рхотя РѕСЃРЅРѕРІРЅСѓСЋ массу кинопродукции составляли фильмы СЃ примитивными мелодраматическими сюжетами, появились деятели РєРёРЅРѕ СЃ мировыми именами: режиссер РЇ. Рђ. Протазанов, актеры Р. Р. Мозжухин, Р’. Р’. Холодная, Рђ. Р“. Коонен. Несомненной заслугой кинематографа была его доступность для всех слоев населения. Р СѓСЃСЃРєРёРµ кинокартины, создававшиеся РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј как экранизации классических произведений, стали первой ласточкой РІ формировании «массовой культуры» - непременного атрибута буржуазного общества.
Заключение
Как РјРЅРѕРіРѕ РЅРѕРІРѕРіРѕ внес «серебряный век» РїРѕСЌР·РёРё РІ музыку слова, какая огромная проведена работа, сколько создано новых слов, ритмов, кажется, произошло единение музыки СЃ поэзией. Рто действительно так, С‚.Рє. РјРЅРѕРіРёРµ стихи поэтов «серебряного» века переложены РЅР° музыку, Рё РјС‹ слушаем Рё поем РёС…, смеемся Рё плачем над РЅРёРјРё. . .
Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творчеством, новизна, напряженность, борьба, вызов.
В заключении словами Н.Бердяева хочется описать весь ужас, весь трагизм положения, в котором оказались творцы духовной культуры, цвет нации, лучшие умы не только России, но и мира.
«Несчастье культурного ренессанса начала XX века было РІ том, что РІ нем культурная элита была изолирована РІ небольшом РєСЂСѓРіРµ Рё оторвана РѕС‚ широких социальных течений того времени. Рто имело роковые последствия РІ характере, который приняла русская революция...Р СѓСЃСЃРєРёРµ люди того времени жили РІ разных этажах Рё даже РІ разных веках. Культурный ренессанс РЅРµ имел сколько-РЅРёР±СѓРґСЊ широкого социального излучения.... РњРЅРѕРіРёРµ сторонники Рё выразители культурного ренессанса оставались левыми, сочувствовали революции, РЅРѕ было охлаждение Рє социальным вопросам, была поглощенность новыми проблемами философского, эстетического, религиозного, мистического характера, которые оставались чуждыми людям, активно участвовавшим РІ социальном движении... Рнтеллигенция совершила акт самоубийства. Р’ Р РѕСЃСЃРёРё РґРѕ революции образовались как Р±С‹ РґРІРµ расы. Р РІРёРЅР° была РЅР° обеих сторонах, то есть Рё РЅР° деятелях ренессанса, РЅР° РёС… социальном Рё нравственном равнодушии...
Раскол, характерный для русской истории, раскол, нараставший весь XIX век, бездна, развернувшаяся между верхним утонченным культурным слоем и широкими кругами, народными и интеллигентскими, привели к тому, что русский культурный ренессанс провалился в эту раскрывшуюся бездну. Революция начала уничтожать этот культурный ренессанс и преследовать творцов культуры... Деятели русской духовной культуры в значительной своей части принуждены были переселиться за рубеж. Отчасти это была расплата за социальное равнодушие творцов духовной культуры»
1. Бердяев Н. Самопознание, М., 1990,
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Отечественная история, история государства и народов России, М, 2003.
3. Заичкин Р. Рђ., Почков Р. Рќ., Русская история РѕС‚ Екатерины великой РґРѕ Александра II,
4. Кондаков Р.Р’., Культура Р РѕСЃСЃРёРё, «КДУ», 2007.
5. Сахаров Рђ. Рќ., Рстория Р РѕСЃСЃРёРё