«Серапионовы братья»: теория и практика
Р’ феврале 1919 РіРѕРґР° РїСЂРё петроградском издательстве «Всемирная литература» открылась Студия художественного перевода, которая должна была готовить квалифицированных переводчиков. Однако РІСЃРєРѕСЂРѕ выяснилось, что молодежь, пришедшая РїРѕ объявлению Рѕ наборе, хочет овладеть РЅРµ только искусством художественного перевода, Р° вообще литературным мастерством. Р’СЃРєРѕСЂРµ переводческая студия переехала РІ открывшийся 19 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1919 РіРѕРґР° «Дом Рскусств» Рё преобразовалась РІ Литературную студию. Здесь молодые авторы слушали лекции известных писателей Рё филологов - Р’.Рњ.Р–РёСЂРјСѓРЅСЃРєРѕРіРѕ, Рђ.Белого, Р’.Р‘.Шкловского, Рљ.Р.Чуковского, посещали семинары, которыми руководили Р•.Р.Замятин (РїСЂРѕР·Р°), Рќ.РЎ.Гумилев (РїРѕСЌР·РёСЏ), Рњ.Р›.Лозинский (стихотворный перевод). Прошло определенное время, прежде чем РёР· массы способных людей выделились те, кто составил СЏРґСЂРѕ РіСЂСѓРїРїС‹ «Серапионовы братья». Почти сразу прием новых членов был ужесточен, Р° затем Рё прекращен РІРѕРІСЃРµ. «Канонический» состав РіСЂСѓРїРїС‹ запечатлен РЅР° фотографии 1921 РіРѕРґР°. Рто Р›.Рќ.Лунц, Рќ.Рќ.Никитин, Рњ.Р›.Слонимский, Р.Рђ.Груздев, Рљ.Рђ.Федин, Р’.Р’.Рванов, Рњ.Рњ.Зощенко, Р’.Рђ.Каверин, Р•.Р“.Полонская, Рќ.РЎ.РўРёС…РѕРЅРѕРІ (перечислены авторы примерно РІ том же РїРѕСЂСЏРґРєРµ, как РѕРЅРё были приняты).
Целенаправленная организационная работа по созданию группы относится к январю 1921 года. На этом этапе главными были не столько литературные способности участников, сколько дружеские связи.
Члены РіСЂСѓРїРїС‹ – вместе Рё РїРѕСЂРѕР·РЅСЊ – выступали СЃ чтением собственных произведений. РР· таких публичных выступлений следует упомянуть РґРІР° литературных вечера, проведенных РІ Доме Рскусств. Первый состоялся 19 октября 1921 (читали СЃРІРѕРё произведения Федин, Слонимский, Рванов, Каверин), второй – 26 октября 1921 (читали Полонская, Рќ.Чуковский, Зощенко, Никитин, Лунц), СЃРѕ вступительным словом РЅР° РѕР±РѕРёС… вечерах выступил Шкловский.
Ртак, литературная РіСЂСѓРїРїР° «Серапионовы братья» (РїРѕ названию кружка друзей РІ одноименном романе Р.Рў.Рђ. Гофмана. 1819-1821, 4 тома) возникла 1 февраля 1921 РіРѕРґР° РІ Петрограде (Ленинграде) РїСЂРё Доме искусств.
В книге Гофмана группа друзей встречается после долгой разлуки, и один из них - Киприан - рассказывает о своей встрече с безумным графом П. Граф вообразил себя пустынником Серапионом, который при римском императоре Деции бежал в Фиваидскую пустынь, а позже принял мученическую смерть в Александрии. Все попытки друзей переубедить его наталкивались на непоколебимую уверенность графа, что весь окружающий нас мир - иллюзия и создание человеческого духа.
Для Гофмана был важен этот отказ героя от объективной действительности и уход в мир свободного воображения. Всего в сборнике Гофмана насчитывается 22 истории, которые рассказывают друг другу названые братья. Среди этих историй такие известные, как «Щелкунчик и мышиный король», «Мастер Мартин-бочар и его подмастерья», «Мадам Скюдери» и многие другие.
Для группы молодых писателей, объединившихся в Петрограде в 1921 году, главным в этой книге был принцип свободы воображения, порождающего новую реальность.
Рљ области «серапионовского» фольклора, породившего немало легенд, относится РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ происхождении названия РіСЂСѓРїРїС‹. РџРѕ свидетельству Шкловского (которого РёРЅРѕРіРґР° относили Рє числу участников РіСЂСѓРїРїС‹), первоначально мыслилось название «Невский проспект», которое предполагает РґРІРѕСЏРєСѓСЋ трактовку. Р’Рѕ-первых, отсылку Рє «петербургскому мифу», отразившемуся РІ творчестве молодых авторов, (влияние Рќ.Р’.Гоголя можно найти едва ли РЅРµ Сѓ всех «серапионов»). Р’Рѕ-вторых, эмблема серапионовского быта – комната Слонимского, которая долгое время оставалась местом встречи «серапионов», единственным РѕРєРЅРѕРј выходила РЅР° Невский проспект. Р РІСЃРµ-таки предпочтение было отдано РґСЂСѓРіРѕРјСѓ названию. Толкователи возводили его Рє одноименному роману Р.Рў.Рђ.Гофмана (как уже было отмечено), Р° мемуаристы безнадежно пытались вспомнить, кто первый предложил такое название (РѕРґРЅРѕ время РЅР° авторство претендовал Слонимский, впоследствии отказавшийся РѕС‚ этого). РР· области «фантастики» – Рё серапионовские «субботы», день, РєРѕРіРґР° проходили еженедельные заседания. РќР° самом деле, РІ разные периоды встречи бывали Рё РІРѕ вторник, Рё РІ среду, Рё РІ пятницу.
Тем РЅРµ менее, РјРЅРѕРіРёРµ литературоведы утверждают, что «братья» встречались именно РїРѕ субботам. Участники литературной РіСЂСѓРїРїС‹ собирались для чтения Рё обсуждения СЃРІРѕРёС… произведений. Собрания проходили РІ атмосфере строгой взыскательности, РІ острых, принципиальных спорах РѕР± искусстве. Выпустили единственный совместный СЃР±РѕСЂРЅРёРє – «Серапионовы братья» РІ 1922 РіРѕРґСѓ (следует отметить, что РІ том же РіРѕРґСѓ РѕРЅ был переиздан РІ Берлине, РЅРѕ уже дополненный статьей Р. Груздева «Лицо Рё маски». Ртот СЃР±РѕСЂРЅРёРє относительно недавно переиздали, РЅРѕ статья Груздева была исключена). Уже Рє середине 20-С… РіРѕРґРѕРІ встречи «братьев» становятся редкими, хотя Рё продолжаются вплоть РґРѕ 1929 РіРѕРґР°.
Лидером группы был совсем молодой 20-летний Лев Лунц, который и написал манифест нового литературного объединения.
Однако состав Рё традиции РіСЂСѓРїРїС‹ оформились достаточно быстро. Протоколы заседаний РЅР° первых порах отчасти ориентировались РЅР° стилистику протоколов «Арзамасского общества безвестных людей», объединявшего литераторов пушкинского РєСЂСѓРіР°. Шуточные прозвища, которые давали РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ «серапионы», –дань литературной традиции, связанной СЃ «Арзамасом». РћРґРёРЅ РёР· основателей РіСЂСѓРїРїС‹, впоследствии известный французский литератор, Р’.Познер РІ РїРёСЃСЊРјРµ Рє Рђ.Рњ.Ремизову упоминает некоторые РёР· РЅРёС…: «братья: Груздев – брат настоятель, Никитин – брат канонарх, Лунц – брат СЃРєРѕРјРѕСЂРѕС…, Шкловский – брат скандалист, СЏ – молодой брат. Без прозвища – Р’С‹, Ахматова, Анненков, Замятин, Зощенко, Одоевцева, Коля Чуковский». Упоминание Ахматовой, Шкловского Рё иных авторов, официально РЅРµ входивших РІ РіСЂСѓРїРїСѓ, объясняется тем, что Сѓ молодых литераторов имелось немало друзей Рё единомышленников, РјРЅРѕРіРёРµ РёР· РЅРёС… регулярно посещали «серапионовские» собрания, участвовали РІ обсуждении новых произведений. РќРµ являясь «серапионами» РІ полном смысле слова, РЅРµ были РѕРЅРё Рё «гостишками» – так именовали людей случайных или РЅРµ слишком близких РіСЂСѓРїРїРµ, допускавшихся РЅР° открытые собрания (РёРЅРѕРіРґР° заседания проходили РІ СѓР·РєРѕРј РєСЂСѓРіСѓ, РіРґРµ присутствовали РѕРґРЅРё «братья»). РљСЂРѕРјРµ того, существовал так называемый «институт серапионовских девиц», который составляли Рњ.Алонкина, Р.Каплан-Рнгель (впоследствии – Слонимская), Р›.Сазонова, Р›.Харитон, Р—.Гацкевич (впоследствии – Никитина).
Рстория появления фразы «Здравствуй, брат! Писать очень трудно», которую принято считать традиционным серапионовским приветствием, Р° Каверин РІР·СЏР» РІ качестве названия РѕРґРЅРѕР№ РёР· СЃРІРѕРёС… мемуарных РєРЅРёРі, также легендарна. Появилась эта фраза РІ РїРёСЃСЊРјРµ Федина, адресованном Рњ.Горькому, РіРґРµ автор РіРѕРІРѕСЂРёР» Рѕ сложности литературного ремесла: «Все прошли какую-то неписаную науку, Рё науку эту можно выразить так: «писать очень трудно». Фраза была СЃ восторгом подхвачена адресатом: «Писать очень трудно» – это превосходный Рё мудрый лозунг». РћР± РѕСЃРѕР±РѕРј серапионовском приветствии упомянуто РІ статье, напечатанной РІ бельгийском журнале В«Disque vertВ» (1923 РіРѕРґ) РїРѕРґ заглавием: Группа «Серапионовы братья». Неопубликованное РїРёСЃСЊРјРѕ Максима Горького. РќР° СЂСѓСЃСЃРєРѕРј языке РѕРЅР° вышла РІ петроградском журнале «Жизнь искусства» (1923 РіРѕРґ).
Р’ статье отразился отнюдь РЅРµ случайный интерес знаменитого писателя Рє молодым собратьям РїРѕ перу. Стараниями Горького литературная РіСЂСѓРїРїР° РЅРµ только формировалась (РѕРЅ рекомендовал Рванова Рё Федина), РЅРѕ Рё РІ РїСЂСЏРјРѕРј смысле выжила. Так, благодаря РіРѕСЂСЊРєРѕРІСЃРєРѕРјСѓ ходатайству «серапионам» были оформлены продуктовые пайки, выдавали одежду, РїРѕ его рекомендации РёРј высылались посылки РђР Рђ. РљСЂРѕРјРµ того, Горький оказывал писателям денежную помощь, пропагандировал творчество «серапионов» Р·Р° границей, договаривался Рѕ переводе РёС… произведений РЅР° иностранные языки Рё следил Р·Р° соблюдением авторских прав. Упоминавшаяся выше статья имела также целью защитить «Серапионовых братьев» РѕС‚ критических нападок РІ Р РѕСЃСЃРёРё. Горький стоял Сѓ истоков затевавшегося альманаха 1921, РєСѓРґР° должны были войти произведения «серапионов», Рё даже набросал возможный план издания. Альманах РІ свет РЅРµ вышел (среди РґСЂСѓРіРёС… РЅРµ осуществленных РїРѕ разным причинам серапионовских начинаний – журнал «Двадцатые годы», еженедельная газета, посвященная вопросам литературы Рё искусства, книжная лавка).
РћРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ роль сыграл РІ истории РіСЂСѓРїРїС‹ Шкловский. Его статья Серапионовы братья («Книжный угол», 1921РіРѕРґ) оказалась первым упоминанием Рѕ «серапионах» РІ печати Рё стала, РїРѕ словам Полонской, РёС… «метрическим свидетельством». Р’ ней РѕРЅ РЅРµ только охарактеризовал настоящее положение молодых литераторов, РЅРѕ парадоксальным образом предсказал будущее: «Видели ли РІС‹, как перед поднятым стеною пролетом Дворцового моста скапливаются люди? <…> Так невозможность печататься собрала воедино Серапионовых братьев». Хотя критик тут же оговаривался: «…конечно, РЅРµ РѕРґРЅР° невозможность, РЅРѕ Рё РґСЂСѓРіРѕРµ – культура письма». Действительно, распад РіСЂСѓРїРїС‹ наметился сразу после того, как ее члены получили возможность публиковаться (Р’.Рванов, Рљ.Федин, Рќ.Никитин Рё Рњ.Зощенко РІСЃРєРѕСЂРµ стали известными писателями, тогда как Р›.Лунца Рё Р’.Каверина почти РЅРµ печатали).
В той же статье Шкловский называл источники, влияние которых различимо в творчестве «серапионов». С одной стороны, это линия «от Лескова через Ремизова и от Андрея Белого через Евгения Замятина», с другой – западный авантюрный роман. Таким образом Шкловский отметил разделение внутри группы на «правых» и «левых», «западников» и «восточников», подхваченное критикой. В частном письме, относящемся к тому же периоду, Шкловский выразился еще определеннее: члены группы делятся на «бытовиков» и «сюжетников». Благодаря деятельному вмешательству Шкловского вышел в свет сборник «Серапионовы братья. Альманах первый» (1922). Он появился в апреле 1922 и был посвящен М.С.Алонкиной, одной из «серапионовских девиц», секретарю литературной студии, где занимались будущие «серапионы».
Небольшая по объему (чуть меньше 4 печатных листов) и очень скромно оформленная книга, изданная, однако, серьезным по тому времени тиражом (в выходных данных указано 4000 экземпляров), так и осталась единственным серапионовским сборником. Впоследствии увидевшая свет книга «Серапионовы братья. Заграничный альманах» (Берлин, «Русское творчество», 1922) была лишь расширенным вариантом русского издания – добавлены стихи Полонской, Тихонова, статья Груздева «Лицо и маска», а рассказ Никитина «Дэзи» заменен его же рассказом «Пес». Сборник дает возможность судить о стилистических тенденциях, характерных для авторов, об их работе над формой.
Рассказы Рванова «Синий зверюшка» Рё Зощенко «Виктория Казимировна» посвящены современности (Сѓ Зощенко действие разворачивается РІ период Первой РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹) Рё написаны РІ традициях сказовой либо орнаментальной РїСЂРѕР·С‹. Рассказ Лунца «В пустыне» представляет достаточно вольную интерпретацию библейского СЌРїРёР·РѕРґР° РёСЃС…РѕРґР° евреев РёР· Египта, тогда как рассказ Слонимского «Дикий» построен РЅР° соотношении РґРІСѓС… линий – современной, РіРґРµ существуют портной Авраам Рпштейн, его жена Рё человек, влюбленный РІ его жену, – Рё вневременной, РіРґРµ РёРјСЏ Авраам прочитывается как РёРјСЏ библейского патриарха, родоначальника еврейского народа. Рассказы Никитина «Дэзи» Рё Федина «Песьи души» – попытки взглянуть РЅР° человеческий РјРёСЂ глазами зверя, тигрицы или собаки. Р’ первом случае автор использовал прием литературного монтажа, соединяя псевдо-документ («газетную заметку», «телеграмму»), отрывки РїСЂРѕР·С‹ Рё С‚.Рґ., РІРѕ втором – перед читателем классически СЏСЃРЅРѕРµ Рё психологически выверенное повествование, продолжающее линию «звериных» рассказов Р.Рђ.Бунина («Сны Чанга») Рё Рђ.Рџ.Чехова («Каштанка»), РѕР±Р° произведения – Рѕ современности. Рассказ Каверина «Хроника РіРѕСЂРѕРґР° Лейпцига Р·Р° 18… РіРѕРґВ» отсылает Рє творчеству Р.Рў.Рђ.Гофмана Рё РґСЂСѓРіРёС… немецких романтиков. РќР° выход альманаха благожелательными рецензиями откликнулись Замятин («Литературные записки», 1922, в„– 1) Рё Р®.Рќ.Тынянов («Книга Рё революция», 1922).
Но даже благожелатели и друзья резко отрицательно оценили появившиеся в № 3 журнала «Литературные записки» за 1922 год автобиографии «серапионовых братьев». Написанные с иронией, доходящей порой до ерничества, они прозвучали фальшиво и неубедительно. Например, краткая заметка за подписью Груздева гласила, что Никитина сейчас нет в Петрограде, а Груздев не знает, в каком году Никитин родился. В автобиографической заметке, озаглавленной «О себе, об идеологии и еще кое о чем» М.Зощенко нарочито преувеличивал свою политическую инфантильность, что вовсе не соответствовало действительности (заметка эта была в 1946 году упомянута А.Ждановым в докладе, с которого начались государственные гонения на писателя).
Резким диссонансом прозвучала опубликованная в том же номере журнала заметка Лунца, где, словно полемизируя с другими «серапионами», он заявлял: «Глупо писать автобиографию, не напечатав своих произведений. А лирических жизнеописаний с претензией на остроумие я не люблю». Вслед за тем была помещена его статья «Почему мы Серапионовы братья», вызвавшая полемику в печати и многие десятилетия именуемая не иначе, как серапионовским «манифестом».
Лунц настоятельно подчеркивал – члены РіСЂСѓРїРїС‹ РЅРµ выступают против идеологии, РЅРѕ Сѓ каждого РёР· РЅРёС… СЃРІРѕСЏ идеология. РќР° риторический РІРѕРїСЂРѕСЃ: «С кем же РјС‹, Серапионовы братья? – отвечал: «Мы СЃ пустынником Серапионом. РњС‹ верим, что литературные химеры – особая реальность, Рё РјС‹ РЅРµ хотим утилитаризма. РњС‹ пишем РЅРµ для пропаганды. Рскусство реально, как сама жизнь. Р, как сама жизнь, РѕРЅРѕ без цели Рё без смысла: существует, потому что РЅРµ может РЅРµ существовать». Ситуация оказалась двусмысленной. Сказанное Лунцем РЅРµ противоречило взглядам «Серапионовых братьев» РЅР° искусство Рё политику, РЅРѕ РїРѕРґРѕР±РЅРѕРµ выступление СЏРІРЅРѕ нарушало серапионовскую этику. Автор статьи РЅРµ РѕР±СЃСѓРґРёР» ее предварительно СЃ членами РіСЂСѓРїРїС‹ (почему - неизвестно), Рё хотя высказывал собственное мнение, употреблял местоимение «мы» Рё РіРѕРІРѕСЂРёР» как Р±С‹ РѕС‚ лица всех «серапионов».
Ответа не пришлось долго ждать. В дискуссии, спровоцированной не столько автобиографиями, сколько лунцевской статьей, участвовали такие крупные государственные деятели, как А.В.Луначарский и Л.Д.Троцкий. Отечески журя или жестко выговаривая молодым писателям, высокопоставленные критики неизбежно сводили возражения к тому, что выступления «серапионов» в «Литературных записках» – юношеская бравада, между тем как за спиной авторов – большой жизненный и боевой опыт (к молодым Лунцу и Каверину это, конечно, не относилось).
Задача тех, кто имел непосредственное отношение Рє власти, состояла РІ том, чтобы, неявно разделив «серапионов», подчинить РіСЂСѓРїРїСѓ своему влиянию. Рто хорошо РІРёРґРЅРѕ хотя Р±С‹ РёР· частного РїРёСЃСЊРјР° Р’РѕСЂРѕРЅСЃРєРѕРіРѕ Рє Р’.Р.Ленину (похожего РЅР° партийный отчет), РіРґРµ перечисляются фамилии даровитых молодых писателей. Среди прочих названы Никитин Рё Федин, Рё сделан недвусмысленный вывод: В«Рмейте РІ РІРёРґСѓ, что Всеволод Рванов это первая Р±РѕРјР±Р°, разорвавшаяся уже среди Зайцевых Рё Замятиных». Р’ качестве поощрения наиболее перспективные, СЃ партийной точки зрения, «серапионы» получали возможность печататься. Р’ частности, некоторые были приняты РІ писательскую артель «Круг» (артель, как выяснилось РёР· недавно опубликованных документов, существовала РЅР° деньги партии Рё являлась хитроумной ловушкой для литераторов). Так государство использовало разнородность «серапионов», подчас незаметную самим членам РіСЂСѓРїРїС‹, РЅРѕ отмеченную еще РІ статье Шкловского Рё очевидную для любого внимательного наблюдателя. Например, РІ статье «Говорящие», рассуждая Рѕ «серапионах», Рњ.Рђ.РљСѓР·РјРёРЅ РїСЂСЏРјРѕ утверждал: В«Рто – РЅРµ литературная школа, Р° скорее кооперация или трест. РЎРѕСЋР· скорее наступательный, чем оборонительный, так как решительно никаким нападкам РѕРЅРё РЅРµ подвергаются, Р° наоборот окружены похвалами Рё поощрениями. РЇ РёС… воспринимаю каждого отдельно, РЅРѕ раз РѕРЅРё сами утверждают себя РіСЂСѓРїРїРѕР№, пусть будет так».
Члены РіСЂСѓРїРїС‹ пытались заявить Рѕ единстве РІ коллективном «Письме РІ редакцию» ( «Жизнь искусства», 1922 РіРѕРґ, 28 марта), которое явилось ответом РЅР° статью РЎ.Рњ.Городецкого, РїРѕ сути, противопоставлявшего Зощенко Рё Рванова. Центробежные тенденции были столь сильны, что 2 декабря 1922 РіРѕРґР° РЅР° очередном собрании Лунц выступил СЃ речью «На запад!В», опубликованной потом РІ РІРёРґРµ статьи. Р—Р° излюбленным лунцевским тезисом: русская литература «съедена» публицистикой, Р° потому надо учиться мастерству Сѓ литературы западной, использующей чистый литературный сюжет, следует неожиданный Рё жестокий вывод – «серапионы» «продали фабулу Р·Р° чечевичную похлебку литературного крикливого успеха». Надо учиться заново, надо РІСЃРµ начинать сначала.
Особенно обострилась ситуация РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ публикацией заметки «Пролетарские писатели памяти тов. Ленина» («Петроградская правда», 1924, 27 января). Уже РїРѕРґРїРёСЃРё, РІ том РІРёРґРµ, как РѕРЅРё были проставлены РїРѕРґ заметкой, показывали, что единой РіСЂСѓРїРїС‹ РЅРµ существует. Так, РїРѕРґРїРёСЃСЊ Груздева стояла среди подписей писателей РІРЅРµ объединений, Рванов фигурировал как член Объединения ленинградских писателей, Р° как «серапионовы братья» поименованы были Никитин, Федин, Зощенко, РўРёС…РѕРЅРѕРІ, Полонская, Слонимский Рё Каверин (Лунц находился РЅР° лечении Р·Р° границей Рё РѕР± инциденте узнал РёР· газет). Кто Рё РїРѕ каким причинам расставил РїРѕРґРїРёСЃРё именно так, РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ РЅРµ выяснено, РЅРѕ если судить РїРѕ серапионовской переписке, РіРґРµ происходящее обсуждалось Р±СѓСЂРЅРѕ Рё РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ, разрешение поставить РїРѕРґРїРёСЃРё «серапионов» РїРѕРґ заметкой дал Никитин. Суть конфликта заключалась РЅРµ РІ том, что «серапионы» демонстративно РЅРµ хотели откликаться РЅР° смерть вождя революции, Р° РІ том, что кто Р±С‹ то РЅРё было РЅРµ имел права единолично решать Р·Р° РІСЃСЋ РіСЂСѓРїРїСѓ, серьезные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ обсуждались РЅР° закрытых серапионовских собраниях коллективно.
Конец этого периода истории РіСЂСѓРїРїС‹ отмечен смертью двадцатитрехлетнего Лунца, случившейся 9 мая 1924. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ намерением издать СЃР±РѕСЂРЅРёРєРё его произведений Рё воспоминаний Рѕ нем (РЅРё то, РЅРё РґСЂСѓРіРѕРµ РІ свет РЅРµ вышло), Федин писал Горькому: «Конечно, каждый РёР· нас переболел РїРѕ-своему утрату. РќРѕ РјС‹ связаны теперь прошлым Рё личной дружбой, Р° РЅРµ той литературной РїРѕСЂСѓРєРѕР№, которая скрепила РІ СЃРІРѕРµ время братство. РњС‹ РЅРµ распались, потому что Серапионы существуют РІРЅРµ нас. РћРґРЅРѕ это РёРјСЏ, живущее своей жизнью, держит нас вместе, РїРѕРјРёРјРѕ нашей воли, Р° для некоторых Рё против воли. < … > Рдаже смерть РєРѕРіРѕ-РЅРёР±СѓРґСЊ РёР· нас, как смерть Лунца… ничего РЅРµ изменит РІ «литературном обществе Серапионовы братья». Рто общество дифференцировалось, братья стали подрастать, приобретать привычки, оттачивать характеры. РњС‹ часто бываем вместе, РјС‹ любим бывать вместе, РЅРѕ наши встречи обусловлены привычкой, дружбой, необходимостью, РЅРѕ РЅРµ потребностью. Потребность жить Рё работать РІ братстве исчезла СЃ условиями Рё романтикой голодного Петербурга».
Группа РЅРµ была официально распущена, Р° дружеские либо приятельские СЃРІСЏР·Рё бывшие «серапионы» поддерживали РґРѕ конца жизни. РћРЅРё выступали РІ литературе единым фронтом (альманахи «Ковш» Рё В«Рздательство писателей РІ Ленинграде» расценивались современниками, как чисто серапионовские начинания). «Годовщины» «Серапионовых братьев» регулярно праздновались вплоть РґРѕ 1929 РіРѕРґР°, постепенно перерождаясь РёР· дружеских встреч СЃ неизменными сатирическими стенгазетами Рё «кинематографом» (своеобразными «живыми картинами», которые придумал Лунц Рё виртуозно конферировал Р•.Р›.Шварц) РІ обычные приятельские РїРѕРїРѕР№РєРё. Намерение выпустить альманах Рє пятилетию РіСЂСѓРїРїС‹ так Рё осталось благим намерением. РќР° юбилейный вечер, устроенный 3 февраля 1926 РіРѕРґР° РІ ленинградском Доме печати, Зощенко РЅРµ явился.
Попытка возродить группу в конце 1929 года (состоялось несколько заседаний) не увенчалась успехом. Сама идея группы изжила себя, а время не способствовало существованию литературных группировок, окончательно упраздненных с появлением единого Союза писателей. Впрочем, короткая история «Серапионовых братьев» была столь бурной, а личные связи бывших «серапионов» так широко известны, что в партийном постановлении 1946 года «О журналах «Звезда» и «Ленинград», а также в докладе А.Жданова, его толковавшем, о группе было упомянуто. Следствием этого стали различной тяжести санкции против бывших «серапионов» – Зощенко, Слонимского и Тихонова.
Л. ЛУНЦ
ПОЧЕМУ РњР« СЕРАПРРћРќРћР’Р« БРАТЬЯ (статья)
I.
«Серапионовы братья» - роман Гофмана. Значит, мы пишем под Гофмана, значит, мы - школа Гофмана.
Ртот вывод делает РІСЃСЏРєРёР№, услышавший Рѕ нас. Р РѕРЅ же, прочитав наш СЃР±РѕСЂРЅРёРє или отдельные рассказы братьев, недоумевает. «Что Сѓ РЅРёС… РѕС‚ Гофмана? Ведь, вообще, единой школы, единого направления Сѓ РЅРёС… нет. Каждый пишет РїРѕ-своему».
Да, это так Мы не школа, не направление, не студия подражания Гофману.
Рпоэтому-то мы назвались Серапионовыми Братьями.
Лотар издевается над Отмаром: «Не постановить ли нам, Рѕ чем можно Рё Рѕ чем нельзя будет говорить? РќРµ заставить ли каждого рассказать непременно три острых анекдота или определить неизменный салат РёР· сардинок для ужина? Ртим РјС‹ РїРѕРіСЂСѓР·РёРјСЃСЏ РІ такое РјРѕСЂРµ филистерства, какое может процветать только РІ клубах. Неужели ты РЅРµ понимаешь, что РІСЃСЏРєРѕРµ определенное условие влечет Р·Р° СЃРѕР±РѕСЋ принуждение Рё СЃРєСѓРєСѓ, РІ которых тонет удовольствие?В».
Мы назвались Серапионовыми Братьями, потому что не хотим принуждения и скуки, не хотим, чтобы все писали одинаково, хотя бы и в подражание Гофману.
У каждого из нас свое лицо и свои литературные вкусы. У каждого из нас можно найти следы самых различных литературных влияний. «У каждого свой барабан», - сказал Никитин на первом нашем собрании.
Но ведь и гофманские шесть братьев не близнецы, не солдатская шеренга по росту. Сильвестр - тихий и скромный, молчаливый, а Винцент - бешеный, неудержимый, непостоянный, шипучий. Лотар - упрямый ворчун, брюзга, спорщик, и Киприан - задумчивый мистик. Отмар - злой насмешник, и, наконец, Теодор - хозяин, нежный отец и друг своих братьев, неслышно руководящий этим диким кружком, зажигающий и тушащий споры.
А споров так много. Шесть Серапионовых Братьев тоже не школа и не направление. Они нападают друг на друга, вечно не согласны друг с другом, и поэтому мы назвались Серапионовыми Братьями.
В феврале 1921 года, в период величайших регламентации, регистрации и казарменного упорядочения, когда всем был дан один железный и скучный устав, - мы решили собираться без уставов и председателей, без выборов и голосований. Вместе с Теодором, Отмаром и Киприаном мы верили, что «характер будущих собраний обрисуется сам собой, и дали обет быть верными до конца уставу пустынника Серапиоиа».
II.
А устав этот, вот он.
Граф П. объявил себя пустынником Серапионом, тем самым, что жил при императоре Деции. Он ушел в лес, там выстроил себе хижину вдали от изумленного света. Но он не был одинок Вчера его посетил Ариосто, сегодня он беседовал с Данте. Так прожил безумный поэт до глубокой старости, смеясь над умными людьми, которые пытались убедить его, что он граф П. Он верил своим виденьям... Нет, не так говорю я: для него они были не виденьями, а истиной.
Мы верим в реальность своих вымышленных героев и вымышленных событий. Жил Гофман, человек, жил и Щелкунчик, кукла, жил своей особой, но также настоящей жизнью.
Рто РЅРµ РЅРѕРІРѕ. Какой самый захудалый, самый низколобый публицист РЅРµ писал Рѕ живой литературе, Рѕ реальности произведений искусства?
Что ж! Мы не выступаем с новыми лозунгами, не публикуем манифестов и программ. Но дом нас старая истина имеет великий практический смысл, непонятый или забытый, особенно у нас в России.
Мы считаем, что русская литература наших дней удивительно чинна, чопорна, однообразна. Нам разрешается писать рассказы, романы и нудные драмы, - в старом ли, в новом ли стиле, - но непременно бытовые и непременно на современные темы.
Авантюрный роман есть явление вредное: классическая и романтическая трагедия - архаизм или стилизация; бульварная повесть - безнравственна. Поэтому: Александр Дюма (отец) - макулатура; Гофман и Стивенсон - писатели для детей.
А мы полагаем, что наш гениальный патрон, творец невероятного и неправдоподобного, равен Толстому и Бальзаку, что Стивенсон, автор разбойничьих романов, - великий писатель; и что Дюма - классик, подобно Достоевскому.
Рто РЅРµ значит, что РјС‹ признаем только Гофмана, только Стивенсона. Почти РІСЃРµ наши братья как раз бытовики. РќРѕ РѕРЅРё знают, что Рё РґСЂСѓРіРѕРµ возможно. Произведение может отражать СЌРїРѕС…Сѓ, РЅРѕ может Рё РЅРµ отражать, РѕС‚ этого РѕРЅРѕ хуже РЅРµ станет. Р РІРѕС‚ Всев. Рванов, твердый бытовик, описывающий революционную, тяжелую Рё кровавую деревню, признает Каверина, автора бестолковых романтических новелл. Рђ РјРѕСЏ ультраромантическая трагедия уживается СЃ благородной, старинной лирикой Федина.
Потому что мы требуем одного: произведение должно быть органичным, реальным, жить своей особой жизнью.
Своей особой жизнью. Не быть копией с натуры, а жить наравне с природой. Мы говорим: Щелкунчик Гофмана ближе к Челкашу Горького, чем этот литературный босяк к босяку живому. Потому что и Щелкунчик, и Челкаш выдуманы, созданы художником, только разные перья рисовали их.
III.
Реще один великий практический смысл открывает нам устав пустынника Серапиона.
Мы собрались в дни революционного, в дни мощного политического напряжения. «Кто не с нами, тот против нас», - говорили нам справа и слева. - С кем же вы, Серапионовы Братья? С коммунистами или против коммунистов? За революцию или против революции?
С кем же мы, Серапионовы Братья?
Мы с пустынником Серапионом.
Значит, ни с кем? Значит - болото? Значит, эстетствующая интеллигенция? Без идеологии, без убеждений, наша хата с краю?
Нет.
У каждого из нас есть идеология, есть политические убеждения, каждый хату свою в свой цвет красит. Так в жизни. Ртак в повестях, рассказах, драмах. Мы же вместе, мы - братство - требуем одного: чтобы голос не был фальшив, чтоб мы верили в реальность произведения, какого бы цвета оно ни было.
Слишком долго и мучительно правила русской литературой общественность. Пока сказать, что некоммунистический рассказ может быть бездарным, но может быть и гениальным. Рнам все равно, с кем был Блок - поэт, автор «Двенадцати», Бунин - писатель, автор «Господина из Сан-Франциско».
Рто азбучные истины, РЅРѕ каждый день убеждает нас РІ том, что это надо говорить СЃРЅРѕРІР° Рё СЃРЅРѕРІР°.
С кем же мы, Серапионовы Братья?
РњС‹ СЃ пустынником Серапионом. РњС‹ верим, что литературные химеры особая реальность, Рё РјС‹ РЅРµ хотим утилитаризма. РњС‹ пишем РЅРµ для пропаганды. Рскусство реально, как сама жизнь. Р, как сама жизнь, РѕРЅРѕ без цели Рё без смысла: существует, потому что РЅРµ может РЅРµ существовать.
IV.
Братья!
К вам мое последнее слово.
Есть еще нечто, что объединяет нас, чего не докажешь и не объяснишь, - наша братская любовь.
Мы не сочлены одного клуба, не коллеги, не товарищи, а -
Братья!
Каждый из нас дорог другому как писатель и как человек. В великое время, в великом городе мы нашли -друг друга, - авантюристы, интеллигенты и просто люди, как находят друг друга братья. Кровь моя говорила мне: «Вот твой брат!». Ркровь твоя говорила тебе: «Вот твой брат!». Рнет той силы в мире, которая разрушит единство крови, разорвет союз родных братьев.
Ртеперь, когда фанатики-политиканы и подслеповатые критики справа и слева разжигают в нас рознь. бьют в наши идеологические расхождения и кричат: «Разойдитесь по партиям!» - мы не ответим им. Потому что один брат может молиться Богу, а другой - диаволу, но братьями они останутся. Рникому в мире не разорвать единства крови родных братьев.
Мы не товарищи, а –
Братья!
1922
“Серапионовы братья” РЅРµ приняли художественного РјРёСЂР° Клюева, оценив, РЅРѕ, вероятно, РІСЃСЋ его историческую Рё формальную подлинность. РќРѕ то же самое произошло РїРѕ отношению Рє РЅРёРј Рё СЃ его стороны, Рѕ чем, например, свидетельствует высказанное РІ 1924 РіРѕРґСѓ суждение Клюева Рѕ “новых прозаиках”, преимущественно “Серапионовых братьях”: “Глядишь РЅР° новых писателей: Никитин РІ очках, Всев<олод> Рванов РІ очках, Пильняк тоже. Рочки РЅРµ как Сѓ людей — стекла луковицей, оправа гуттаперчевая. РќРµ писатели, Р° какие-то водолазы. Только РЅРµ достать РёРј жемчугов СЃРѕ РґРЅР° РјРѕСЂСЏ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ жизни. РўРёРЅР°, гнилые водоросли, изредка пустышка-раковина — РёС… добыча. Жемчуга же РІ ларце, РІ РјРѕСЂСЏС… морей, РёС… рыбка-одноглазка сторожит”. Рзмерением истинных духовных ценностей Сѓ Клюева неизменно выступает образ глубины, приобретающий РІ его творчестве исключительно богатую семантику. Присутствует РѕРЅ, как РІРёРґРёРј, Рё здесь, РІ рассуждении Рѕ “нынешних” прозаиках, — однако лишь РІ ироническом смысле: современная литература, занятая РІ лице СЃРІРѕРёС… “новых” представителей только отображением текущей действительности, без обращения Рє поддонным слоям национального РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ бытия, РїРѕ мысли поэта, становится попросту мелковатой.
Просуществовав всего восемь лет, группа распалась в 1929 году.
Рстория «Серапионовых братьев» РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ РІСЃРµ еще недостаточно изучена, Рє сожалению, некоторые события известны лишь РїРѕ мемуарным свидетельствам, некоторые подробности узнать РЅРµ удастся уже РЅРёРєРѕРіРґР°. РњРЅРѕРіРёРµ «серапионы» стали впоследствии классиками советской литературы, Рё потому цензурные запреты действовали СЃ удвоенной силой: историки советской литературы стремились нарисовать картину идеализированную Рё бесконфликтную. Другая причина недокументированности – СЃ самого начала заявленная СЃРІРѕР±РѕРґР° РѕС‚ каких-либо инструкций Рё уложений. «…в период величайших регламентаций, регистраций Рё казарменного упорядочения, РєРѕРіРґР° всем был дан РѕРґРёРЅ железный Рё скучный устав, – РјС‹ решили собираться без уставов Рё председателей, без выборов Рё голосований», – рассказывал РІ статье «Почему РјС‹ «Серапионовы братья» Р›.Лунц. «Серапионовы братья» – едва ли РЅРµ единственная литературная РіСЂСѓРїРїР°, РЅРµ выступившая СЃ декларацией либо манифестом, зафиксировавшим РёС… творческие принципы.
Стремясь к художественному воплощению современности, «братья» не чуждались эксперимента, нередко навлекая на себя обвинения в формализме, много внимания уделяли естественному для молодых писателей освоению технологии искусства в самом широком диапазоне: от русского психологического романа до остросюжетной прозы Запада. Отвечая на критику, они нарочито подчеркивали свою аполитичность, заявляли, что тенденция безразлична искусству. Всё это объяснялось главным образом издержками полемики и существенно не затрагивало собственного творчества «Серапионовых братьев».
Уже РІ начале 20-С… РіРѕРґРѕРІ РІ «Партизанских повестях» Рванова, романтических балладах РўРёС…РѕРЅРѕРІР°, сатирических рассказах Зощенко, романе Федина «Города Рё годы», РІ СЂСЏРґРµ РґСЂСѓРіРёС… произведений писателей- «серапионов» революционная СЌРїРѕС…Р° нашла самобытное Рё разностороннее отражение.
Лунц Лев Натанович (1901—1924)
Ьеллетрист Рё драматург первых лет пооктябрьской СЌРїРѕС…Рё, идеолог литературной РіСЂСѓРїРїС‹ «Серапионовы братья» (СЃРј.). Р . РІ Петербурге, РІ 1918 окончил гимназию, РІ 1922 — университет, РїСЂРё котором был оставлен для научной работы 636РїРѕ кафедре западно-европейских литературы. Образцами публицистической деятельности Р›. являются его статьи: «Почему РјС‹ „Серапионовы братья“, «О публицистике Рё идеологии», «На Запад», послесловие Рє трагедии «Бертран РґРµ Борн». РР· художественных произведений Лунца наиболее известны: трагедии «Бертран РґРµ Борн» Рё «Вне закона», РёР· рассказов — В«Рсходящая в„– 37В» Рё «В пустыне». Лунц умер РѕС‚ воспаления РјРѕР·РіР° РІ Гамбурге.
Литературно-идеологическая концепция Лунца с наибольшей отчетливостью выразилась в указанных выше публицистических статьях. Он выступает в них в качестве воинствующего буржуазного индивидуалиста, для к-рого эпоха военного коммунизма представляется главным образом как период величайших регламентаций, регистраций и казарменного упорядочения. «Слишком долго правила русской литературой общественность», заявляет Л. и от этой общественности спасается в иллюзорный мир пустынника Серапиона. Последний должен, по мысли Л., уберечь писателя от ответа на сакраментальные вопросы: «С коммунистами или против коммунистов? За революцию или против революции?» Об ответе на этот вопрос самого Л. нетрудно догадаться по его неоднократным заявлениям о том, что «никому в мире не разорвать единства крови родных братьев», и о том, что «нам все равно, с кем был Блок-поэт, автор „Двенадцати“, Бунин-писатель, автор „Господина из Сан-Франциско“». По мысли писателя, одинаково заслуживают быть воспетыми «штурм Кронштадта и взятие Перекопа, и ледяной поход Корнилова, и партизанская война в Сибири!» Такое настойчивое стремление оторвать литературу от общественной жизни, желание во что бы то ни стало видеть искусство освобожденным от политической направленности, всемерное открещивание от идеологии, что в действительности принимало характер прямой враждебности к пролетарской идеологии — все указывало на буржуазное, реакционное мировоззрение писателя. Лунц был типичным выразителем идей либеральной буржуазной интеллигенции предоктябрьской формации; последняя была твердо уверена, что Октябрьская революция — скоропреходящее явление, и уже во всяком случае не понимала и решительно не принимала пролетарского содержания революционной действительности. Отсюда своеобразное высокомерие всех писаний Л., бравада писательской «независимостью», вызов власти, понимаемой Л., судя по всему, как непреложная категория угнетения. Социальная природа власти рабочего класса остается для Л. враждебной, несмотря на то, что торжество открытой контрреволюции пугало его (финальная сцена в пьесе «Обезьяны идут»).
Рронический рассказ В«Рсходящая в„–37В»:
«Высшая материя, РІ каковую должно превратить всех граждан, есть бумага... Р’Рѕ-первых, облегчается Р±РѕСЂСЊР±Р° РЅР° всех фронтах. Например, командир полка или даже целой армии может превратить СЃРІРѕРёС… красноармейцев РІ бумажки. Р, сложив РёС… РІ чемодан, прорваться РІ тыл белых разбойников, Рё, РІРЅРѕРІСЊ придав бумагам человеческий образ, напасть РЅР° врагов СЃ тыла. Р’Рѕ-вторых, разрешается продовольственный, экономический Рё топливный РєСЂРёР·РёСЃС‹, РёР±Рѕ бумага никаких потребностей свойственных человеку РЅРµ имеет. РџРѕРґ этот же РїСѓРЅРєС‚ РїРѕРґС…РѕРґСЏС‚ РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ СЃ преступниками Рё женщинами, РЅРµ приобщенными Рє труду... Р’-третьих, этим разрешается бумажный РєСЂРёР·РёСЃ, РёР±Рѕ граждане РјРѕРіСѓС‚ быть использованы как бумага РІ настоящем смысле этого слова».
Без комментариев. Нет, пожалуй, ограничимся только одним: бумага привычно стерпела бы этот абсурд, если бы персонаж изложил его в письменном виде и в реальности. А вообще, было бы неплохо добавлять в состав бумаги особый порошок. Напечатано вранье – газета покраснела, словно от стыда.
Михаил Михайлович Зощенко (9 августа 1894 – 22 июля 1958).
Родился РІ Петербурге РІ многодетной небогатой РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕР№ семье. Отец, Михаил Рванович Зощенко (1857-1907) — художник-передвижник, потомок архитектора РёР· Рталии, работавшего РІ Р РѕСЃСЃРёРё, РЅР° Украине (зодчий — Зодченко — Зощенко). Мать, Елена РћСЃРёРїРѕРІРЅР°, родилась РІ РЎСѓСЂРёРЅРµ (1875-1920), РІ молодости была актрисой, писала рассказы. Однако Рњ.Рњ.Зощенко РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ РіРѕРІРѕСЂРёР» РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ Рѕ своей семье, тем РЅРµ менее – РѕРЅР° была нормальной.
Биографии Гоголя и Зощенко отчасти похожи. Гоголь начал свое творчество с довольно веселых вещей («Вечера на хуторе…»). В «Петербургских повестях» все иначе: жизнь не так замечательна, а дьявольской силы всё больше и больше.
Первый период Зощенко: смех над персонажами. Потом он переходит к серьезным вещам, меньше смеется, предлагает избавиться от пороков. У Гоголя и Зощенко очень много общего, вплоть до здоровья. Однако в конце жизнь Гоголь отказывается от пищи, впрочем, Зощенко, после отравления газами на Первой мировой войне, тоже иногда не мог есть.
Следует заметить, что учился Зощенко плохо, особенно по русскому. На единицу написал сочинение о тургеневских героинях, после этого попытался покончить с собой. Всегда хотел быть писателем.
В 1913 после окончания гимназии 3ощенко поступил на юридический факультет Петербургского университета, проучился только год, сдал минимум (1 экзамен), в итоге был исключен через год из-за неуплаты за обучение, поскольку совершенно не было денег.. В 1914 году работал контролером на железной дороге на Кавказе. В 1-ю мировую войну на фронте — прапорщик, затем штабс-капитан; ранен, отравлен газами; стал кавалером 4 боевых орденов. При Временном правительстве — комендант Главного почтамта в Петрограде, затем адъютант дружи