«Серапионовы братья»
Б. Мейлах
Объединение писателей (прозаиков, поэтов Рё критиков), возникшее РІ Ленинграде 1 февраля 1921. Название его заимствовано РёР· цикла новелл немецкого романтика Р. Рў. Рђ. Гофмана «Серапионовы братья», РІ которых описывается литературное содружество имени пустынника Серапиона. Членами объединения были: Р›. Лунц, Р. Груздев, Рњ. Зощенко, Р’. Каверин, Рќ. Никитин, Рњ. Слонимский, Р’. Шкловский, Р’Р». Певзнер, Р•. Полонская, Рљ. Федин, Рќ. РўРёС…РѕРЅРѕРІ, Р’СЃ. Рванов.
Р’ СЃРІРѕРёС… декларациях объединение РІ противовес принципам пролетарской литературы подчеркивало СЃРІРѕСЋ аполитичность. Наиболее полно позиции «С. Р±.В» выражены РІ декларативной статье «Почему РјС‹ Серапионовы братья» («Литературные записки», 1922, в„– 3), подписанной Р›. Лунцем, РІ которой РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃ «С кем же РІС‹, Серапионовы братья? РЎ коммунистами или против коммунистов? Р—Р° революцию или против революции?В» было ответом: «Мы СЃ пустынником Серапионом». Рњ. Зощенко РїСЂСЏРјРѕ заявлял: «С точки зрения партийных СЏ беспринципный человек... РЇ РЅРµ РєРѕРјРјСѓРЅРёСЃС‚, РЅРµ монархист, РЅРё СЌСЃ-СЌСЂ, Р° просто СЂСѓСЃСЃРєРёР№В» (там же). «С. Р±.В» РІ СЂСЏРґРµ статей выступили против идейности РІ искусстве («Мы пишем РЅРµ для пропаганды», декларировал Р›. Лунц), отстаивая старый тезис идеалистической эстетики Рѕ незаинтересованности эстетического наслаждения. Позиции объединения отражали идеологию растерявшейся мелкобуржуазной интеллигенции после октябрьского переворота. Рдейным Рё художественным руководителем «С. Р±.В» был Р•. Замятин . Опубликованные декларации Рё альманах «Серапионовы братья» (Рџ., «Алконост», 1922) вызвали оживленную РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёСЋ. Р’ выступлениях Р’. Рњ. Фриче, Р’. Полянского, Рџ. РЎ. Когана Рё РґСЂ. была обнажена реакционная РѕСЃРЅРѕРІР° деклараций «С. Р±.В», враждебной пролетарской идеологии, Рё смысл РёС… нарочитой аполитичности.
РќРѕ уже СЃ самого возникновения объединение РЅРµ было однородным РЅРё РїРѕ политическим РЅРё РїРѕ литературным симпатиям его членов. Между декларациями Рё творческой практикой большинства «С. Р±.В» наблюдалось противоречие. Если часть «братьев» стремилась целиком осуществить изложенные выше принципы, то РґСЂСѓРіРёРµ — СЃ начала творческого пути пытались осознать подлинное значение процессов советской действительности. Так, Р’СЃ. Рванов публикует повесть «Бронепоезд в„– 14—69В» («Красная РЅРѕРІСЊВ», 1922, РєРЅ. 6) Рё РґСЂСѓРіРёРµ произведения партизанского цикла, революционная суть которых несомненна. РќРµ соответствовали декларациям «С. Р±.В» творческие устремления Рќ. РўРёС…РѕРЅРѕРІР° , целый СЂСЏРґ стихотворений которого («Баллада Рѕ синем пакете», «Баллада Рѕ РіРІРѕР·РґСЏС…В» Рё РґСЂ.) вошел РІ железный фонд советской революционной РїРѕСЌР·РёРё, Р° РїРѕСЌРјР° «Сами» явилась РѕРґРЅРёРј РёР· лучших произведений, посвященных Ленину. Большие общественные проблемы поднимались Рё РІ произведениях Рљ. Федина , Рќ. Никитина , Рњ. Слонимского Принципиально различными были Рё стилистические особенности творчества «братьев». Так, Каверин, Зощенко стремились Рє объективистскому показу действительности, РІ то время как напр. уже РІ ранних произведениях Р’СЃ. Рванова СЏСЂРєРѕ сказывается увлеченность автора пафосом партизанской Р±РѕСЂСЊР±С‹ против белых. Чуждой оказалась СЂСЏРґСѓ «серапионовцев» Рё ориентация РЅР° западную сюжетную РїСЂРѕР·Сѓ (Дюма, Стивенсон, Кетнер, Конан-Дойль), провозглашенной РІ статье Р›. Лунца «На Запад» («Беседы», 1923, в„– 3). Р’ то время как так наз. «западное крыло» объединения (Р›. Лунц, Р’. Каверин, Рњ. Слонимский) РІ центр внимания ставило авантюрный остро-сюжетный жанр — «западную новеллу», «восточное крыло объединения» (Рњ. Зощенко, Р’СЃ. Рванов Рё РґСЂ.) работало над бытовым рассказом, используя фольклорный материал. Характерно, что отсутствие единства литературно-политических Рё творческих принципов «С. Р±.В» вызвало резкое недовольство Р•. Замятина, указавшего, что почти РІСЃРµ «С. Р±.В» «сошли СЃ рельс Рё поскакивают РїРѕ шпалам» («Литературные записки», 1922, в„– 1). Пестроту идеологических убеждений вынужден был признать Р›. Лунц, писавший — «у каждого РёР· нас есть идеология, есть Рё политические убеждения, каждый хату СЃРІРѕСЋ РІ СЃРІРѕР№ цвет красит», Рё СЃ горечью констатировавший наличие Сѓ РЅРёС… «идеологических расхождений». РЎ 1923—1924 Объединение начало хиреть, Р° РІ 1926 совсем прекратило СЃРІРѕРё собрания.
Победы, одержанные партией и пролетариатом Советского Союза и рост успехов социалистического строительства оказали решающее влияние на диференциацию интеллигенции. Лучшие из «серапионовцев» приняли платформу советской власти: «Похищение Европы» Федина, «Кочевники» и «Война» Тихонова, «Повесть о Левинэ» Слонимского и ряд произведений других бывших членов объединения говорят об их полном разрыве с иллюзиями о «беспартийности» художника.
«Серапионовы братья» о себе, «Литературные записки», 1922, № 3
Коган Рџ., Литература этих лет, РёР·Рґ. «Основа», РРІ.-Вознесенск, 1924
Полянский В., Вопросы современной критики, Гиз, М. — Л., 1927
Саянов В., Современные литературные группировки, изд. «Прибой», Л., 1928
Полонский В., Очерки литературного движения революционной эпохи (1917—1927), Гиз, Москва — Ленинград 1928.