"Новые люди" и проблемы будущего России в поэзии и прозе революционных демократов
"Новые люди" и проблемы будущего России в поэзии и прозе революционных демократов
1860-е годы вошли в историю нашей страны как годы высокого подъема демократического движения. Уже во время Крымской войны нарастает волна крестьянских выступлений против произвола помещиков. Политическое положение в стране особенно обострилось после 1855 года. Поражение царизма в Крымской войне, обнаружившее глубокий кризис феодально-крепостнического строя, невыносимый помещичий гнет, ложившийся всею своею тяжестью на плечи миллионов крестьян, и полицейский произвол, царивший в стране, - породили революционную ситуацию. В эти годы, во время подготовки и проведения "крестьянской реформы" 19 февраля 1861 года, крестьянское движение получает особенно широкий размах. Наиболее крупным было выступление крестьян во главе с Антоном Петровым в селе Бездне Казанской губернии в апреле 1861 года, жестоко подавленное царскими войсками. На 1861 год падают также серьезные выступления студентов в Петербурге и в некоторых других городах, носившие ярко выраженный демократический характер. В 1861 году возникает и развертывает свою деятельность революционная организация "Земля и воля". Составляются и распространяются прокламации, обращенные к демократической молодежи, крестьянам, солдатам и призывающие к восстанию, к сопротивлению царским властям и крепостникам-помещикам. "Колокол" Герцена и Огарева и другие издания бесцензурной печати широко распространяются в России и способствуют развитию демократического движения.
В эти годы важнейшим вопросом для революционеров-демократов является вопрос о подготовке демократической крестьянской революции, о слиянии разрозненных выступлений крестьян и демократической молодежи в общее наступление против существующего строя. К этому и готовили демократические силы общества идейные руководители развернувшегося движения - Чернышевский и Добролюбов.
Рћ своеобразии СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературной критики. "РџРѕРєР° жива Рё Р·РґРѕСЂРѕРІР° наша РїРѕСЌР·РёСЏ, РґРѕ тех РїРѕСЂ нет причины сомневаться РІ глубоком Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ народа",- писал критик Рќ. Рќ. Страхов, Р° его единомышленник Аполлон Григорьев считал СЂСѓСЃСЃРєСѓСЋ литературу "единственным средоточием всех наших высших интересов". Р’. Р“. Белинский завещал СЃРІРѕРёРј РґСЂСѓР·СЊСЏРј положить ему РІ РіСЂРѕР± номер журнала "Отечественные записки", Р° классик СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ сатиры Рњ. Р•. Салтыков-Щедрин РІ прощальном РїРёСЃСЊРјРµ Рє сыну сказал: "Паче всего люби СЂРѕРґРЅСѓСЋ литературу Рё звание литератора предпочитай РІСЃСЏРєРѕРјСѓ РґСЂСѓРіРѕРјСѓ". РџРѕ словам Рќ. Р“. Чернышевского, наша литература была возведена РІ достоинство общенационального дела, объединившего наиболее жизнеспособные силы СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ общества. Р’ сознании читателя XIX века литература была РЅРµ только "изящной словесностью", РЅРѕ Рё РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ бытия нации. Р СѓСЃСЃРєРёР№ писатель относился Рє своему творчеству РїРѕ-РѕСЃРѕР±РѕРјСѓ: РѕРЅРѕ было для него РЅРµ профессией, Р° служением. "Учебником жизни" называл литературу Чернышевский, Р° Лев Толстой впоследствии удивлялся, что эти слова принадлежат РЅРµ ему, Р° его идейному противнику. Художественное освоение жизни РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ классической литературе РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ превращалось РІ СЃСѓРіСѓР±Рѕ эстетическое занятие, РѕРЅРѕ всегда преследовало живую РґСѓС…РѕРІРЅРѕ-практическую цель. "Слово воспринималось РЅРµ как Р·РІСѓРє пустой, Р° как дело - чуть ли РЅРµ столь же "религиозно", как Рё древним карельским певцом Вейнемейненом, который "делал пением лодку". Рту веру РІ чудодейственную силу слова таил РІ себе Рё Гоголь, мечтая создать такую РєРЅРёРіСѓ, которая сама, силой лишь высказанных РІ ней, единственно Рё неоспоримо верных мыслей должна преобразовать Р РѕСЃСЃРёСЋ",- замечает современный литературовед Р“. Р”. Гачев. Вера РІ действенную, преобразующую РјРёСЂ силу художественного слова определяла Рё особенности СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературной критики. РћС‚ литературных проблем РѕРЅР° всегда поднималась Рє проблемам общественным, имеющим РїСЂСЏРјРѕРµ РѕС‚-(*4)ношение Рє СЃСѓРґСЊР±Рµ страны, народа, нации. Р СѓСЃСЃРєРёР№ критик РЅРµ ограничивал себя рассуждениями Рѕ художественной форме, Рѕ мастерстве писателя. Анализируя литературное произведение, РѕРЅ выходил Рє вопросам, которые ставила перед писателем Рё читателем жизнь. Ориентация критики РЅР° широкие РєСЂСѓРіРё читателей делала ее очень популярной: авторитет критика РІ Р РѕСЃСЃРёРё был велик Рё его статьи воспринимались как оригинальные произведения, пользующиеся успехом наравне СЃ литературой. Русская критика второй половины XIX века развивается более драматично. Общественная жизнь страны РІ это время необычайно усложнилась, возникло множество политических направлений, которые спорили РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј. Пестрой Рё многослойной оказалась Рё картина литературного процесса. Поэтому Рё критика стала более разноголосой РїРѕ сравнению СЃ СЌРїРѕС…РѕР№ 30-40-С… РіРѕРґРѕРІ, РєРѕРіРґР° РІСЃРµ многообразие критических оценок покрывалось авторитетным словом Белинского. РџРѕРґРѕР±РЅРѕ Пушкину РІ литературе, Белинский РІ критике был своеобразным универсалом: РѕРЅ совмещал РІ оценке произведения Рё социологические, Рё эстетические, Рё стилистические РїРѕРґС…РѕРґС‹, охватывая единым РІР·РѕСЂРѕРј литературное движение РІ целом. Р’Рѕ второй половине XIX века критический универсализм Белинского оказался неповторимым. Критическая мысль специализировалась РїРѕ отдельным направлениям Рё школам. Даже Чернышевский Рё Добролюбов, критики наиболее разносторонние, обладавшие широтой общественного взгляда, уже РЅРµ могли претендовать РЅРµ только РЅР° охват литературного движения РІРѕ всей его полноте, РЅРѕ Рё РЅР° целостную интерпретацию отдельного произведения. Р’ РёС… творчестве преобладали социологические РїРѕРґС…РѕРґС‹. Литературное развитие РІ целом Рё место РІ нем отдельного произведения раскрывалось теперь всей совокупностью критических направлений Рё школ. Аполлон Григорьев, например, СЃРїРѕСЂСЏ СЃ добролюбовскими оценками Рђ. Рќ. Островского, подмечал РІ творчестве драматурга такие грани, которые ускользали РѕС‚ Добролюбова. Критическое осмысление творчества Тургенева или Льва Толстого нельзя свести Рє оценкам Добролюбова или Чернышевского. Работы Рќ. Рќ. Страхова РѕР± "Отцах Рё детях" Рё "Р’РѕР№РЅРµ Рё РјРёСЂРµ" существенно углубляют Рё уточняют РёС…. Глубина понимания романа Р. Рђ. Гончарова "Обломов" РЅРµ исчерпывается классической статьей Добролюбова "Что такое обломовщина?": Рђ. Р’. Дружинин РІРЅРѕСЃРёС‚ РІ осмысление характера Обломова значительные уточнения.
Литературно-критическая деятельность революционеров-демократов. Общественный, социально-критический пафос статей позднего Белинского СЃ его социалистическими убеждениями подхватили Рё развили РІ шестидесятые РіРѕРґС‹ революционно-демократические критики Николай Гаврилович Чернышевский Рё Николай Александрович Добролюбов. Рљ 1859 РіРѕРґСѓ, РєРѕРіРґР° правительственная программа Рё взгляды либеральных партий прояснились, РєРѕРіРґР° стало очевидно, что реформа "сверху" РІ любых ее вариантах будет половинчатой, революционеры-демократы РѕС‚ шаткого СЃРѕСЋР·Р° СЃ либерализмом перешли Рє разрыву отношений Рё бескомпромиссной Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ РЅРёРј. РќР° этот, второй этап общественного движения 60-С… РіРѕРґРѕРІ падает литературно-критическая деятельность Рќ. Рђ. Добролюбова. Обличению либералов РѕРЅ посвящает специальный сатирический отдел журнала "Современник" РїРѕРґ названием "Свисток". Здесь Добролюбов выступает РЅРµ только как критик, РЅРѕ Рё РІ роли сатирического поэта. Критика либерализма насторожила тогда Рђ. Р. Герцена, (*11) который, будучи РІ эмиграции, РІ отличие РѕС‚ Чернышевского Рё Добролюбова, продолжал надеяться РЅР° реформы "сверху" Рё переоценивал радикализм либералов вплоть РґРѕ 1863 РіРѕРґР°. Однако предостережения Герцена РЅРµ остановили революционеров-демократов "Современника". Начиная СЃ 1859 РіРѕРґР° РѕРЅРё стали проводить РІ СЃРІРѕРёС… статьях идею крестьянской революции. РЇРґСЂРѕРј будущего социалистического мироустройства РѕРЅРё считали крестьянскую общину. Р’ отличие РѕС‚ славянофилов, Чернышевский Рё Добролюбов полагали, что общинное владение землей держалось РЅРµ РЅР° христианских, Р° РЅР° революционно-освободительных, социалистических инстинктах СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ мужика. Добролюбов стал основателем оригинального критического метода. РћРЅ видел, что большинство СЂСѓСЃСЃРєРёС… писателей РЅРµ разделяют революционно-демократического образа мыслей, РЅРµ РїСЂРѕРёР·РЅРѕСЃСЏС‚ РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂР° над жизнью СЃ таких радикальных позиций. Задачу своей критики Добролюбов усматривал РІ том, чтобы РїРѕ-своему завершить начатое писателем дело Рё сформулировать этот РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂ, опираясь РЅР° реальные события Рё художественные образы произведения. РЎРІРѕР№ метод осмысления творчества писателя Добролюбов называл "реальной критикой". Реальная критика "разбирает, возможно ли Рё действительно ли такое лицо; нашедши же, что РѕРЅРѕ верно действительности, РѕРЅР° переходит Рє СЃРІРѕРёРј собственным соображениям Рѕ причинах, породивших его, Рё С‚. Рґ. Если РІ произведении разбираемого автора эти причины указаны, критика пользуется РёРјРё Рё благодарит автора; если нет, РЅРµ пристает Рє нему СЃ ножом Рє горлу - как, дескать, РѕРЅ смел вывести такое лицо, РЅРµ объяснивши причин его существования?" Критик берет РІ этом случае инициативу РІ СЃРІРѕРё СЂСѓРєРё: объясняет причины, породившие то или РёРЅРѕРµ явление, СЃ революционно-демократических позиций Рё затем РїСЂРѕРёР·РЅРѕСЃРёС‚ над РЅРёРј РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂ. Добролюбов положительно оценивает, например, роман Гончарова "Обломов", хотя автор "РЅРµ дает Рё, РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, РЅРµ хочет дать никаких выводов". Достаточно того, что РѕРЅ "представляет вам живое изображение Рё ручается только Р·Р° сходство его СЃ действительностью". Для Добролюбова подобная авторская объективность вполне приемлема Рё даже желательна, так как объяснение Рё РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂ РѕРЅ берет РЅР° себя сам. Реальная критика нередко приводила Добролюбова Рє своеобразному перетолковыванию художественных образов писателя РЅР° революционно-демократический лад. Получа-(*12)лось, что анализ произведения, перераставший РІ осмысление острых проблем современности, РїСЂРёРІРѕРґРёР» Добролюбова Рє таким радикальным выводам, которые никак РЅРµ предполагал сам автор. РќР° этой почве, как РјС‹ СѓРІРёРґРёРј далее, произошел решительный разрыв Тургенева СЃ журналом "Современник", РєРѕРіРґР° статья Добролюбова Рѕ романе "Накануне" увидела РІ нем свет. Р’ статьях Добролюбова оживает молодая, сильная натура талантливого критика, искренне верящего РІ народ, РІ котором РѕРЅ РІРёРґРёС‚ воплощение всех СЃРІРѕРёС… высших нравственных идеалов, СЃ которым РѕРЅ связывает единственную надежду РЅР° возрождение общества. "Страсть его глубока Рё СѓРїРѕСЂРЅР°, Рё препятствия РЅРµ страшат его, РєРѕРіРґР° РёС… нужно одолеть для достижения страстно желанного Рё глубоко задуманного",- пишет Добролюбов Рѕ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј крестьянине РІ статье "Черты для характеристики СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ простонародья". Р’СЃСЏ деятельность критика была направлена РЅР° Р±РѕСЂСЊР±Сѓ Р·Р° создание "партии народа РІ литературе". Ртой Р±РѕСЂСЊР±Рµ РѕРЅ посвятил четыре РіРѕРґР° неусыпного труда, написав Р·Р° такое короткое время девять томов сочинений. Добролюбов буквально сжег себя РЅР° подвижнической журнальной работе, подорвавшей его Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ. РћРЅ умер РІ возрасте 25 лет 17 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1861 РіРѕРґР°. Рћ преждевременной смерти молодого РґСЂСѓРіР° проникновенно сказал Некрасов: РќРѕ слишком рано твой ударил час Рвещее перо РёР· СЂСѓРє упало. Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! Спад общественного движения 60-С… РіРѕРґРѕРІ. РЎРїРѕСЂС‹ между "Современником" Рё "Р СѓСЃСЃРєРёРј словом". РќР° закате 60-С… РіРѕРґРѕРІ РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ общественной жизни Рё критической мысли совершаются драматические перемены. Манифест 19 февраля 1861 РіРѕРґР° РѕР± освобождении крестьян РЅРµ только РЅРµ смягчил, РЅРѕ еще более обострил противоречия. Р’ ответ РЅР° подъем революционно-демократического движения правительство перешло Рє открытому наступлению РЅР° передовую мысль: арестованы Чернышевский Рё Р”. Р. Писарев, РЅР° восемь месяцев приостановлено издание журнала "Современник". Положение усугубляется расколом внутри революционно-демократического движения, РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ причиной которого явились разногласия РІ оценке революционно-социалистических возможностей крестьянства. Деятели "Р СѓСЃСЃРєРѕРіРѕ слова" Дмитрий Рванович Писарев Рё Варфоломей Александрович Зайцев выступили СЃ резкой критикой "Современника" Р·Р° (*13) его СЏРєРѕР±С‹ идеализацию крестьянства, Р·Р° преувеличенное представление Рѕ революционных инстинктах СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ мужика. Р’ отличие РѕС‚ Добролюбова Рё Чернышевского, Писарев утверждал, что СЂСѓСЃСЃРєРёР№ крестьянин РЅРµ готов Рє сознательной Р±РѕСЂСЊР±Рµ Р·Р° СЃРІРѕР±РѕРґСѓ, что РІ массе своей РѕРЅ темен Рё забит. Революционной силой современности Писарев считал "умственный пролетариат", революционеров-разночинцев, несущих РІ народ естественнонаучные знания. Рти знания РЅРµ только разрушают РѕСЃРЅРѕРІС‹ официальной идеологии (православия, самодержавия, народности), РЅРѕ Рё открывают народу глаза РЅР° естественные потребности человеческой РїСЂРёСЂРѕРґС‹, РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ которых лежит инстинкт "общественной солидарности". Поэтому просвещение народа естественными науками может РЅРµ только революционным ("механическим"), РЅРѕ Рё эволюционным ("химическим") путем привести общество Рє социализму. Для того чтобы этот "химический" переход совершался быстрее Рё эффективнее, Писарев предложил СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ демократии руководствоваться "принципом СЌРєРѕРЅРѕРјРёРё СЃРёР»". "Умственный пролетариат" должен сосредоточить РІСЃСЋ энергию РЅР° разрушении духовных РѕСЃРЅРѕРІ существующего ныне общества путем пропаганды РІ народе естественных наук. Р’Рѕ РёРјСЏ так понимаемого "РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ освобождения" Писарев, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ тургеневскому герою Евгению Базарову, предлагал отказаться РѕС‚ искусства. РћРЅ действительно считал, что "порядочный С…РёРјРёРє РІ двадцать раз полезнее РІСЃСЏРєРѕРіРѕ поэта", Рё признавал искусство лишь РІ той мере, РІ какой РѕРЅРѕ участвует РІ пропаганде естественнонаучных знаний Рё разрушает РѕСЃРЅРѕРІС‹ существующего строя. Р’ статье "Базаров" РѕРЅ восславил торжествующего нигилиста, Р° РІ статье "Мотивы СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ драмы" "сокрушил" возведенную РЅР° пьедестал Добролюбовым героиню драмы Рђ. Рќ. Островского "Гроза" Катерину Кабанову. Разрушая РєСѓРјРёСЂС‹ "старого" общества, Писарев опубликовал скандально знаменитые антипушкинские статьи Рё работу "Разрушение эстетики". Принципиальные разногласия, определившиеся РІ С…РѕРґРµ полемики между "Современником" Рё "Р СѓСЃСЃРєРёРј словом", ослабляли революционный лагерь Рё являлись симптомом спада общественного движения. Общественный подъем 70-С… РіРѕРґРѕРІ. Рљ началу 70-С… РіРѕРґРѕРІ РІ Р РѕСЃСЃРёРё наметились первые признаки РЅРѕРІРѕРіРѕ общественного подъема, связанного СЃ деятельностью революционных народников. РЈ второго поколения революционеров-демократов, осуществивших героическую попытку поднять крестьян РЅР° (*14) революцию "хождением РІ народ", были СЃРІРѕРё идеологи, РІ новых исторических условиях развивавшие идеи Герцена, Чернышевского Рё Добролюбова. "Вера РІ особый уклад, РІ общинный строй СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ жизни; отсюда - вера РІ возможность крестьянской социалистической революции,- РІРѕС‚ что одушевляло РёС…, поднимало десятки Рё сотни людей РЅР° героическую Р±РѕСЂСЊР±Сѓ СЃ правительством",- писал Рѕ народниках-семидесятниках Р’. Р. Ленин. Рта вера РІ той или РёРЅРѕР№ степени пронизывала РІСЃРµ труды вождей Рё наставников РЅРѕРІРѕРіРѕ движения - Рџ. Р›. Лаврова, Рќ. Рљ. Михайловского, Рњ. Рђ. Бакунина, Рџ. Рќ. Ткачева. Массовое "хождение РІ народ" завершилось РІ 1874 РіРѕРґСѓ арестом нескольких тысяч человек Рё последовавшими затем процессами 193-С… Рё 50-ти. Р’ 1879 РіРѕРґСѓ РЅР° съезде РІ Воронеже народническая организация "Земля Рё воля" раскололась: "политики", разделявшие идеи Ткачева, организовали СЃРІРѕСЋ партию "Народная воля", провозгласив главной целью движения политический переворот Рё террористические формы Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃ правительством. Летом 1880 РіРѕРґР° народовольцы организуют взрыв РІ Зимнем дворце, Рё Александр II чудом спасается РѕС‚ гибели. Рто событие вызывает шок Рё смятение РІ правительстве: РѕРЅРѕ решает пойти РЅР° уступки назначением либерала Лориса-Меликова полномочным правителем Рё обращением Рє либеральной общественности страны Р·Р° поддержкой. Р’ ответ государь получает записки РѕС‚ СЂСѓСЃСЃРєРёС… либералов, РІ которых предлагается немедленно созвать независимое собрание РёР· представителей земств для участия РІ управлении страной "СЃ целью выработки гарантий Рё прав личности, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ мысли Рё слова". Казалось, что Р РѕСЃСЃРёСЏ стоит РЅР° РїРѕСЂРѕРіРµ принятия парламентской формы правления. РќРѕ 1 марта 1881 РіРѕРґР° совершается непоправимая ошибка. Народовольцы после многократных покушений убивают Александра II, Рё вслед Р·Р° этим РІ стране наступает правительственная реакция.
Писарев
Как раз на это время и падает наиболее напряженная литературная
деятельность Писарева. Он пришел в демократическое движение к концу революционной ситуации 1859-1861 годов. Вскоре после начала своей деятельности в демократической журналистике он подвергся длительному тюремному заключению. Его освобождение совпало по времени с еще более жестоким наступлением реакции после выстрела Каракозова в 1866 году. Журнал, в котором он до этого времени работал, был закрыт, на демократическую литературу посыпались новые репрессии. А всего через два года после выхода на свободу трагическая гибель оборвала жизнь молодого критика.
Тяжелые условия, в которых развернулась блестящая, но кратковременная деятельность Писарева в демократической печати, и особенно общая трудная для демократического движения обстановка, начиная с 1862 года, но могли не отразиться на направлении этой деятельности, не могли не сказаться в отдельных противоречиях, свойственных Писареву.
Но при всем том Писарев был характерным "человеком шестидесятых годов", передовым борцом демократического движения. Основное, что бросается в глаза в его работах, написанных нередко под живым впечатлением тяжелых потерь, поражений и трудностей, переживаемых демократическим движением, - это чувство глубокого, боевого оптимизма, твердое убеждение в неизбежности движения вперед, уверенность в конечной победе сил демократии, постоянный боевой дух и молодой задор борца.
Нас не может не поразить интенсивность литературной деятельности Писарева, разнообразие его интересов как мыслителя и критика, столь показательные вообще для революционно-демократических писателей 1860-х годов. За семь с небольшим лет работы в демократической печати им было написано более пятидесяти крупных статей и очерков, не считая рецензий, а между тем за это время журнальная деятельность его дважды прерывалась.
РќР° протяжении всей своей деятельности РІ 1861-1868 РіРѕРґС‹ Писарев оставался РІ рядах сознательных борцов Р·Р° лучшее будущее своей СЂРѕРґРёРЅС‹ Тургенев РћРЅ начал как РїРѕСЌС‚. Р’. Р“. Белинский, СЃ которым Тургенев позднее подружился Рё который оказывал РЅР° него РґСѓС…РѕРІРЅРѕРµ влияние, высоко ценил его поэтическое творчество. Первым одобренным критикой поэтическим произведением стала РїРѕСЌРјР° «Параша» (1843 Рі.). Р’ 1844 - 1845-С… годах Тургенев пишет первые повести, пробует СЃРІРѕРё силы РІ драматургии. Р’ пьесах «Нахлебник», «Провинциалка», «Месяц РІ деревне» Тургенев касается тем, Рє которым РѕРЅ обратится позднее: причудливость человеческих судеб, мимолётность человеческого счастья. Рти пьесы СЃ успехом шли РЅР° сцене, Рѕ РЅРёС… благосклонно отзывалась критика. «Тургенев делал попытку возвысить драму РґРѕ той вершины, РіРґРµ РѕРЅР° соприкасается СЃ областью трагедии повседневности», - писал спустя РіРѕРґС‹ историк СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ театра Рќ. Рќ. Долгов.
Белинский в разговорах постоянно убеждал писателя обратиться к изображению крестьянской жизни. «Народ - почва, - говорил он, - хранящая жизненные соки всякого развития; личность - плод этой почвы». Тургенев летние месяцы проводил в деревне, занимаясь охотой, общаясь с крестьянами-охотниками, которые сохраняли чувство собственного достоинства, независимый ум, чуткость к жизни природы, раскрывали перед писателем повседневную жизнь простого народа. Тургенев пришел к выводу, что крепостное право не уничтожило живых народных сил, что «в русском человеке таится и зреет зародыш будущих великих дел, великого народного развития». Охота превратилась для писателя в способ изучения всего строя народной жизни, внутреннего склада народной души, не всегда доступной стороннему наблюдателю.
Р’ начале 1847 РіРѕРґР° РІ журнале «Современник» вышел небольшой очерк Тургенева «Хорь Рё Калиныч», который издатель напечатал РїРѕРґ заголовком В«РР· записок охотника». Успех очерка был велик Рё неожидан для автора. Белинский РѕР±СЉСЏСЃРЅСЏР» его тем, что РІ этом произведении Тургенев В«...зашел Рє народу СЃ той стороны, СЃ какой РґРѕ него Рє нему никто РЅРµ заходил». Хозяйственный РҐРѕСЂСЊ СЃРѕ «складом лица» древнегреческого философа Сократа, СЃ практическим смыслом Рё практической натурой, СЃ крепким Рё ясным СѓРјРѕРј, Рё поэтически одаренный «идеалист» Калиныч - РґРІР° полюса крестьянского РјРёСЂР°. РћРЅРё явились РЅРµ просто представителями своей среды, РЅРѕ СЏСЂРєРёРјРё Рё своеобразными характерами. Р’ РЅРёС… писатель показал коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы ее дальнейшего роста Рё становления.
Тургенев решил написать еще рассказы, объединенные в общем цикле «Записки охотника», большая часть из которых была написана за границей. Они были изданы отдельной книгой в 1852 году и стали не только литературным событием. Они сыграли заметную роль в подготовке общественного мнения к будущим реформам в России. Читатели увидели в книге Тургенева резкую критику помещичьего быта России. «Записки охотника» убеждали их в необходимости уничтожения крепостничества как основы всего общественного строя России. Цензор, пропустивший книгу в печать, был отстранен от должности, а сам писатель сначала был арестован: формально – за нарушение цензурных правил при публикации статьи, посвященной памяти Гоголя, истинно – за «Записки охотника» и связи с прогрессивными кругами революционной Европы – Бакуниным, Герценом, Гервегом. Позднее он был сослан в Спасское-Лутовиново.
Тургенев не был первым из русских писателей, кто писал о народе. Но подлинно художественным открытием стало изображение простого русского мужика личностью, «человеком». Крестьянские герои Тургенева – люди отнюдь не идеализированные, неотделимые от своего жизненного уклада со своими заботами и нуждами, и вместе с тем всегда неповторимые, а нередко и яркие индивидуальности. Писатель с огромной симпатией изобразил простых крестьян, показал, что в условиях нищеты и угнетения крестьяне умели сохранить ум, чувство собственного достоинства, поэтическую и музыкальную одаренность, веру в лучшую жизнь. Вместе с тем Тургенев открыл в русской литературе тему противоречия и контрастов в сознании и морали русского крестьянства. Бунтарство и лакейство, мечты о воле и преклонение перед господской властью, протест и покорность, душевная одаренность и равнодушие к собственной судьбе, житейская сметливость и полная безынициативность - все эти свойства существовали бок о бок, часто переходя одно в другое.
Р¤. Р. Тютчев, прочитав «Записки охотника», РѕСЃРѕР±Рѕ подчеркивал присущее РєРЅРёРіРµ «сочетание реальности РІ изображении человеческой жизни СЃРѕ всем, что РІ ней есть сокровенного, Рё сокровенного РїСЂРёСЂРѕРґС‹ СЃРѕ всей ее поэзией». РџСЂРёСЂРѕРґР°, действительно, второй, равноправный СЃ человеком герой РєРЅРёРіРё. РћРЅР° увенчивает живой, целостный образ народной Р РѕСЃСЃРёРё. Давно отмечена точность тургеневского пейзажа, его объемность. Р’ «Записках охотника» описание РїСЂРёСЂРѕРґС‹ обусловлено, РІРѕ-первых, сюжетом – РјС‹ смотрим РЅР° РІСЃРµ как Р±С‹ глазами автора-«охотника», РІРѕ-вторых – собственно тургеневской философией РїСЂРёСЂРѕРґС‹: крестьянин живет СЃ РїСЂРёСЂРѕРґРѕР№ РѕРґРЅРѕР№ жизнью, крестьянское бытие неразделимо связано СЃ ней; РІСЃСЏ РїСЂРёСЂРѕРґР° – живая, РІ каждой травинке – особый РјРёСЂ, РІ котором СЃРІРѕРё законы Рё СЃРІРѕРё тайны. Лучшие герои РєРЅРёРіРё РЅРµ просто изображаются «на фоне» РїСЂРёСЂРѕРґС‹, Р° выступают как продолжение ее стихий.
Антикрепостнический пафос «Записок охотника» заключается в том, что к гоголевской галерее мертвых душ писатель добавил галерею душ живых. Крестьяне в «Записках охотника» - крепостные, зависимые люди, но крепостное право не превратило их в рабов: духовно они свободнее и богаче своих жалких хозяев. Существование сильных, мужественных, ярких народных характеров превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несопоставимое с нравственным достоинством русского человека. Дико и страшно выглядит тот официальный порядок, при котором сильными и одаренными людьми владеют жестокие, бесчеловечные и ограниченные самодуры-помещики. Вместе с тем в последующих повестях («Муму», «Постоялый двор») Тургенев отмечает, что века крепостной неволи отучили народ чувствовать себя хозяином родной земли, гражданином, что русский крестьянин готов смириться перед злом. Рэто еще одна из причин обличения крепостничества.
В «Записках охотника» противопоставлены две России: официальная, крепостническая, мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянская, живая и поэтическая – с другой стороны. Но образ «России живой» в социальном отношении не однороден. Есть целая группа дворян, наделенных национально-русскими чертами характера. В книге неоднократно подчеркивается, что крепостное право враждебно как человеческому достоинству мужика, так и нравственной природе дворянина, что это общенациональное зло, пагубно влияющее на жизнь того и другого сословия.
В «Записках охотника» Тургенев впервые ощутил Россию как единое художественное целое. Центральная мысль книги – гармоническое единство жизнеспособных сил русского общества. Его книга открывает 60-е годы в истории русской литературы, предвосхищает их. Прямая связь от «Записок охотника» идет к «Запискам из Мертвого дома» Достоевского, «Губернским очеркам» Салтыкова-Щедрина, «Войне и миру» Толстого.
Диапазон творчества Тургенева необычайно широк. РћРЅ пишет произведения (романы, повести, пьесы), РІ которых освещает жизнь различных слоев СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ общества. Писатель ищет пути, ведущие Рє преобразованию общественного устройства Р РѕСЃСЃРёРё. Воля Рё СѓРј, праведность Рё доброта, открытые РёРј РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј крестьянине, уже кажутся ему недостаточными для этой цели. Крестьянство отходит РЅР° периферию его творчества. Тургенев обращается Рє людям РёР· образованного класса. Р’ романе «Рудин», написанном РІ 1855 РіРѕРґСѓ, его герои относятся Рє интеллигенции, которая увлекалась философией, мечтала Рѕ светлом будущем Р РѕСЃСЃРёРё, РЅРѕ практически ничего РЅРµ могла для этого сделать, Р° главный герой РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј автобиографичен: РѕРЅ получил хорошее философское образование РІ Берлинском университете. Р СѓРґРёРЅ блестящий оратор, РѕРЅ покоряет общество блестящими философскими импровизациями Рѕ смысле жизни, Рѕ высоком назначении человека, РЅРѕ РІ обыденной жизни РѕРЅ РЅРµ умеет выясняться СЏСЃРЅРѕ Рё точно, плохо чувствует окружающих. Рто роман Рѕ несостоятельности РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕРіРѕ идеализма.
Еще раз пытается Тургенев найти героя своего времени в дворянском обществе в романе об исторической судьбе русского дворянства «Дворянское гнездо», написанном в 1858 году, когда революционеры-демократы и либералы еще вместе боролись против крепостного права, но между ними уже наметился раскол. Тургенев резко критикует дворянскую беспочвенность – отрыв сословия от родной культуры, от народа, от русских корней. Например, отец героя романа Лаврецкого провел всю свою жизнь за границей, во всех своих увлечениях бесконечно далек от России и русского народа. Он является сторонником конституции, но при этом не переносит вида «сограждан» - крестьян. Тургенев опасался, что дворянская беспочвенность может причинить России много бед, предостерегал о катастрофических последствиях тех реформ, которые «не оправданы ни знанием родной земли, ни верой в идеал».
Лаврецкий РІ финале романа приветствует молодое поколение: В«Рграйте, веселитесь, растите молодые силы…» Р’ то время такой финал воспринимался как прощание Тургенева СЃ РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРёРј периодом СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ освободительного движения Рё РїСЂРёС…РѕРґРѕРј ему РЅР° смену РЅРѕРІРѕРіРѕ, РіРґРµ главными героями становятся разночинцы. Рто – люди дела, борцы Р·Р° просвещение народа. РС… умственное Рё моральное превосходство перед представителями РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕР№ интеллигенцией неоспоримо. Тургенева называли «летописцем СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ интеллигенции». РћРЅ чутко улавливал подспудные движения, чувства Рё мысли «культурного слоя» СЂСѓСЃСЃРєРёС… людей Рё РІ СЃРІРѕРёС… романах воплощал РЅРµ только уже существующие типы Рё идеалы, РЅРѕ Рё едва нарождающиеся. Такие герои появляются Сѓ Тургенева РІ романах «Накануне» (1860 Рі.) Рё «Отцы Рё дети» (1862 Рі.): болгарский революционер Дмитрий Рнсаров Рё демократ-разночинец Евгений Базаров.
РЈ героя романа «Накануне» Дмитрия Рнсарова полностью отсутствует противоречие между словом Рё делом. РћРЅ занят РЅРµ СЃРѕР±РѕР№, РІСЃРµ его помыслы устремлены РЅР° достижение высшей цели: освобождение СЂРѕРґРёРЅС‹, Болгарии. Даже его любовь оказалась несовместимой СЃ этой Р±РѕСЂСЊР±РѕР№. Общественная проблематика – РЅР° первом плане РІ романе. «Заметьте, - РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рнсаров, - последний мужик, последний нищий РІ Болгарии Рё СЏ – РјС‹ желаем РѕРґРЅРѕРіРѕ Рё того же. РЈ всех Сѓ нас РѕРґРЅР° цель».
Роман «Отцы и дети» насыщен демократической идейностью. В нем Тургенев изобразил человека в многообразных и сложных связях с другими людьми, с обществом, затрагивая и социальный, и нравственный конфликты. В произведении сталкиваются не только представители разных социальных групп – либералы и революционные демократы, но и разные поколения. Центральное место в романе занимает конфликт идейных противников: Павла Петровича Кирсанова – представителя «отцов», и Евгения Базарова – представителя «детей». В образе главного героя Евгения Базарова – человека незаурядного ума и способностей, обладающего высокими моральными качествами и благородной душой – мы видим художественный синтез наиболее существенных сторон мировоззрения разночинной демократии. Вместе с тем Базаров – крайний индивидуалист, беспощадно отрицающий нравственность, любовь, поэзию. В романе он характеризуется как нигилист.
Тургенев мечтал об объединение общественных сил для подготовки грядущих перемен. Он писал эти романы с тайной надеждой, что русское общество прислушается к его предупреждениям, что «правые» и «левые» одумаются и прекратят братоубийственные споры, грозящие трагедией и им самим, и судьбе России. Он верил, что его романы послужат делу сплочения общественных сил. Расчет этот не оправдался. Революционные демократы истолковали эти романы по-своему. Публикация в журнале «Современник» статьи Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» с критикой романа «Накануне» привела к разрыву Тургенева с журналом, с которым он сотрудничал много лет. А появление романа «Отцы и дети» лишь ускорило процесс идейного размежевания русского общества, вызвав эффект, обратный ожидаемому. Тема двух поколений, двух идеологий оказалась очень актуальной, в печати развернулась бурная полемика. Друзья и единомышленники обвиняли Тургенева в возвеличивании Базарова и принижении «отцов», заискивании перед молодым поколением. Критик Писарев, наоборот, нашел в нем все лучшие и необходимые для молодого революционера черты, которому пока нет простора для его деятельности. В «Современнике» увидели в образе Базарова злую карикатуру на молодое поколение. В условиях мобилизации демократических сил для решительной борьбы с самодержавием критическое отношение Тургенева к идеям разночинной демократии, сказавшееся при разработке образа Базарова, воспринималось деятелями «Современника» как подчеркнуто враждебный акт. Оскорбленный грубой и бестактной полемикой, Тургенев уезжает за границу. Он намеревается завершить свою литературную деятельность и пишет последние повести – «Призраки» (1864 г.) и «Довольно» (1865 г.). Они проникнуты глубокой скорбью, мыслями о бренности любви, красоты и даже искусства.
Все произведения Тургенева утверждают веру в преобразующую мир силу красоты, в творчески-созидательную силу искусства. С Тургеневым не только в литературу, в жизнь вошел поэтический образ спутницы русского героя, «тургеневской девушки». Писатель избирает период расцвета женщины, когда в ожидании избранника встрепенется девичья душа, излучается такой переизбыток жизненных сил, какой не получит отклика и земного воплощения, но останется заманчивым обещанием чего-то бесконечно более высокого и совершенного, залогом вечности. Кроме того, все тургеневские герои проходят испытание любовью. Тургенев написал лирические, во многом автобиографические повести - своего рода трилогию о злом роке, преследующем влюбленных, о том, что влюбленный человек – раб своего чувства – повести «Ася» (1858 г.), «Первая любовь» (1860 г.) и «Вешние воды» (1872 г.). Надо сказать, во многих произведениях Тургенева над человеком торжествуют неизъяснимые высшие силы, распоряжающиеся его жизнью и смертью.
Последними крупными произведениями писателя стали романы «Дым» (1867 Рі.) Рё «Новь» (1876 Рі.). Р’ романе «Дым» проявились крайние западнические взгляды Тургенева, который высказал РІ монологах героя Потугина немало злых мыслей РѕР± истории Рё значении Р РѕСЃСЃРёРё, единственное спасение которой РІ том, чтобы неустанно учиться Сѓ Запада. Главному герою романа – Литвинову, наблюдающему РёР· РѕРєРЅР° вагона дым, РІРґСЂСѓРі показалось, что РІСЃС‘ СЂСѓСЃСЃРєРѕРµ, его собственная жизнь – это дым, который «исчезает бесследно, ничего РЅРµ достигая…». Ртот роман углубил непонимание между Тургеневым Рё СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ общественностью. Писателя обвиняли РІ клевете РЅР° Р РѕСЃСЃРёСЋ, критике революционной эмиграции.
В романе «Новь» Тургенев во всеуслышание высказался на злободневную тему: нарождение нового общественного движения – народничества. Главное в романе – столкновения разных партий и слоев русского общества, в первую очередь – революционеров-агитаторов и крестьян. Народники никогда не были близки к народу, но пытаются ему служить. Поэтому их попытки «разагитировать» дремучих крестьян, призвать их к бунту неизбежно приводят к горьким разочарованиям и даже к самоубийству одного из героев. По мнению Тургенева будущее не за нетерпеливыми смутьянами, а за трезвыми сторонниками медленных перемен, людьми дела.
В конце 60-х – начале 80-х годов Тургенев создал ряд повестей и рассказов, в которых он обращается к историческому прошлому России («Бригадир», «Степной король Лир», «Пунин и Бабурин»), таким загадочным явлениям человеческой психики, как гипноз и внушение («Клара Милич», «Песнь торжествующей любви»), дополнил «Записки охотника» несколькими рассказами, задуманными еще в 40-х годах («Конец Чертопханова, «Живые мощи», «Стучит!»), тем самым упрочив художественное единство книги.
Циклом «Стихотворений в прозе» (первая часть была опубликована в 1882 г.) Тургенев как бы подвел итог своей жизни и творчества. Все ведущие мотивы его творчества нашли отражение в лирических миниатюрах: от песни русской природе («Деревня»), раздумий о России, о любви, о ничтожности человеческого существования, об осмысленности и плодотворности страдания, до гимна русскому языку: «Но нельзя не верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» («Русский язык»).
Литературные заслуги Тургенева высоко ценили не только в России. Летом 1879 года он получил известие, что Оксфордский университет в Англии присвоил ему за содействие «Записками охотника» освобождению крестьян степень доктора философии.
Чернышевский
Чернышевский СЃ огорчением замечал, что после смерти Р’. Р“. Белинского, РІ СЌРїРѕС…Сѓ "мрачного семилетия", его бывшие РґСЂСѓР·СЊСЏ Рђ. Р’. Дружинин, Рџ. Р’. Анненков, Р’. Рџ. Боткин отошли РѕС‚ принципов революционно-демократической критики. Опираясь РЅР° эстетическое учение немецкого философа-идеалиста Гегеля, РѕРЅРё считали, что художественное творчество независимо РѕС‚ действительности, что настоящий писатель СѓС…РѕРґРёС‚ РѕС‚ противоречий жизни РІ чистую Рё СЃРІРѕР±РѕРґРЅСѓСЋ РѕС‚ суеты РјРёСЂСЃРєРѕР№ сферу вечных идеалов РґРѕР±СЂР°, истины, (*140) красоты. Рти вечные ценности РЅРµ открываются РІ жизни искусством, Р°, напротив, привносятся РёРј РІ жизнь, восполняя ее СЂРѕРєРѕРІРѕРµ несовершенство, ее неустранимую дисгармоничность Рё неполноту. Только искусство СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕ дать идеал совершенной красоты, которая РЅРµ может воплотиться РІ окружающей действительности. Такие эстетические взгляды отвлекали внимание писателя РѕС‚ РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ общественного переустройства, лишали искусство его действенного характера, его способности обновлять Рё улучшать жизнь. Р’ диссертации "Рстетические отношения искусства Рє действительности" Чернышевский выступил против этого "рабского преклонения перед старыми, давно пережившими себя мнениями". Около РґРІСѓС… лет РѕРЅ добивался разрешения РЅР° ее защиту: университетские РєСЂСѓРіРё настораживал Рё пугал "РґСѓС… СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ исследования Рё СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ критики", заключенный РІ ней. Наконец 10 мая 1855 РіРѕРґР° РЅР° историко-филологическом факультете Петербургского университета состоялось долгожданное событие. РџРѕ воспоминанию РґСЂСѓРіР° Рё единомышленника Чернышевского Рќ. Р’. Шелгунова, "небольшая аудитория, отведенная для диспута, была битком набита слушателями. РўСѓС‚ были Рё студенты, РЅРѕ, кажется, было больше посторон