"РќРёРІС…Рё"
Впервые СЂСѓСЃСЃРєРёРµ услышали Рѕ нивхах весной 1640 РіРѕРґР°: РѕС‚ РѕРґРЅРѕРіРѕ пленника–эвена томский казак Р. Москвитин узнал Рѕ существовании реки РђРјСѓСЂ, РІ устье которой Рё РЅР° островах жили гиляки (устар. наименование РЅРёРІС…РѕРІ). Р’. РџРѕСЏСЂРєРѕРІ РІРѕ время своего амурского плавания обложил амурских РЅРёРІС…РѕРІ ясаком. Р’Рѕ второй половине 17 века непосредственные контакты СЂСѓСЃСЃРєРёС… СЃ нивхами прервались Рё были возобновлены лишь РІ середине 19 века, РєРѕРіРґР° Амурская экспедиция Р“. Невельского присоединила Сахалин Рє Р РѕСЃСЃРёРё. Ркономическое Рё культурное освоение нижнего РђРјСѓСЂР° Рё Сахалина сопровождалось изучением живущих этнических РіСЂСѓРїРї, РЅР° этих территориях. Поскольку СЃ начала двадцатого века РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ процесс размывания традиционной культуры РЅРёРІС…РѕРІ, большое значение имеют данные, собранные этнографами второй половины XIX - первой половины XX РІ. Рто, прежде всего, работы Р›.Р. Шренка Рё Р›.Р›. Штернберга. Некоторые материалы РІ трудах этих исследователей играют роль источников: приводимые РёРјРё тексты, диалоги, РѕРїСЂРѕСЃС‹, иллюстративный материал. РћРЅРё были опубликованы Шренком РІ его трехтомной работе «Об инородцах амурского края», Штернбергом - РІ работах «Образцы материалов РїРѕ изучению гиляцкого языка Рё фольклора», «Материалы РїРѕ изучению гиляцкого языка Рё фольклора».
 Хотя исследование Шренка не посвящено специально нивхам, он уделяет им особое внимание. Ученый собрал важные сведения по семейным отношениям, обычаям, магическим обрядам, календарю, праздникам. При изложении материала Шренк избегал теоретизирования, предпочитая описательный стиль. Основная его задача - сбор и классификация материала.
 Работы Л. Штернберга можно разбить на две группы: одна из них посвящена вопросам социального строя и религиозных верований, другая – фольклору и языку. Штернберг первым попытался дать системное описание нивхского этноса.
 Продолжили исследование нивхского этноса А. М. Золотарев и Е. Л. Крейнович.
 Крейнович выступил в печати с рядом статей, которые касались вопросов родовой собственности, группового брака, морского зверобойного промысла и верований нивхов.
 Наиболее крупное произведение Крейновича – «Нивхгу» - написано в стиле дневниковых записей по материалам, собранным в период учительства на Сахалине в 1920-х годах.
 Начатое Крейновичем изучение структуры нивсхского языка было продолжено В. З. Панфиловым. В ряде своих работ он выходит за рамки чисто филологических проблем и пробует выявить связи между языком и мышлением, впервые специально рассматривает данную проблему на материале нивхского этноса.
 В 1960 – 1980 гг. наиболее значительный вклад в изучение нивхской культуры внесли Ч. М. Таксами, Г. А. Отаина, В. М. Санги.
 В работах Ч. М. Таксами прослеживаются те же тенденции, что и в работах Крейновича. Таксами принадлежит наиболее подробное системное описание материальной и духовной культуры нивхского этноса (Таксами Ч. М. «Основные проблемы этнографии и истории нивхов»). Г. А. Отаина, будучи лингвистом, занималась проблемами отражения коллективных представлений в языке нивхов. Также эти проблемы нашли отражение в трудах П. Я. Гонтмахера.
Рзучение материальной Рё РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ культуры, языка, истории РЅРёРІС…РѕРІ Рё РґСЂСѓРіРёС… малых народов Р РѕСЃСЃРёРё является важной задачей, способствующей сохранению Рё возрождению этих этносов, находящихся сейчас РІ РєСЂРёР·РёСЃРЅРѕРј состоянии.
Общие сведения об этносе
РќРёРІС…Рё – малочисленная народность РІ РџСЂРёРјРѕСЂСЊРµ. Р’ переписи 2002 РіРѕРґР° указано 5162 человека. РќРёРІС…Рё своеобразны РІ антропологическом отношении. РћРЅРё образуют локальный расовый комплекс, названный амуро-сахалинским антропологическим типом. РћРЅ имеет метисное происхождение как следствие смешения байкальского Рё курильского (айнского) расовых компонентов. Вместе СЃ чукчами, коряками Рё РґСЂСѓРіРёРјРё народами Севера Рё Дальнего Востока РѕРЅРё РІС…РѕРґСЏС‚ РІ РіСЂСѓРїРїСѓ палеоазиатов. Старое название – гиляки. Ртот этноним широко употреблялся РґРѕ 30-С… РіРѕРґРѕРІ 20 века. РљСЂРѕРјРµ РЅРёРІС…РѕРІ гиляками СЂСѓСЃСЃРєРёРµ называли также ульчей, негидальцев Рё часть эвенков. Автоэтноним: РЅРёРІС… – «человек», РЅРёРІС…РіСѓ - «люди». Говорят РЅР° РЅРёРІС…СЃРєРѕРј языке, имеющем РґРІР° диалекта: амурский Рё восточно-сахалинский. РќРёРІС…СЃРєРёР№ язык занимает изолированное положение РїРѕ отношению Рє языкам РґСЂСѓРіРёС… народов РђРјСѓСЂР° Рё Сахалина, относится Рє палеоазиатским языкам. Среди РЅРёС… широко распространен СЂСѓСЃСЃРєРёР№ язык. Р’ 1989 Рі. РЅРёРІС…СЃРєРёР№ язык назвали родным лишь 23.3 % РЅРёРІС…РѕРІ. Письменность создана РІ 1932 Рі. РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ латинского алфавита, позднее переведена РЅР° СЂСѓСЃСЃРєСѓСЋ графику.
В РџРѕ территориальному признаку РЅРёРІС…Рё делятся РЅР° РґРІРµ РіСЂСѓРїРїС‹: материковую Рё островную (сахалинскую). Материковые РЅРёРІС…Рё живут РЅР° нижнем РђРјСѓСЂРµ, вдоль побережья РђРјСѓСЂСЃРєРѕРіРѕ лимана, Охотского РјРѕСЂСЏ Рё Татарского пролива. Островные РЅРёРІС…Рё живут РЅР° всей территории Сахалина. Р’ настоящее время РЅРёРІС…Рё Сахалина расселены РІ северной части острова Рё РІ бассейне реки Тымь (2008 чел.). РќР° материке РѕРЅРё концентрируются РІ РґРІСѓС… районах Хабаровского края - Николаевском (1235 чел.) Рё Ульчском ( 631 чел.). Еще РІ 1926 Рі. РЅРёРІС…Рё жили РІ небольших РїРѕ числу жителей селениях, состоявших нередко РёР· 2-3-С… жилых построек. Рзвестно более 100 таких селений, РІ С‚.С‡. РЅР° Сахалине — 60. Колхозное строительство Рё последующее укрупнение коллективных хозяйств привели Рє ликвидации большинства этих поселений. Сегодня РЅР° Сахалине почти РґРІРµ трети РЅРёРІС…РѕРІ сосредоточены РІ РґРІСѓС… населенных пунктах — селе Некрасовка РћС…РёРЅСЃРєРѕРіРѕ района Рё райцентре Ноглики. РќР° материке РѕРЅРё живут преимущественно РІ небольших поселениях. Р’СЃРµ поселки РЅРёРІС…РѕРІ многонациональны. РљСЂРѕРјРµ СЂСѓСЃСЃРєРёС… вместе СЃ РЅРёРјРё РЅР° Сахалине живут РѕСЂРѕРєРё Рё эвенки, РІ Хабаровском крае - ульчи Рё негидальцы. РќРёРІС…СЃРєРёРµ поселения РІ Николаевском районе Хабаровского края РІ этническом отношении более РѕРґРЅРѕСЂРѕРґРЅС‹. Представительные этнические общины РЅРёРІС…РѕРІ сформировались РІ последние РіРѕРґС‹ РІ городах Хабаровске, Комсомольске-РЅР°-РђРјСѓСЂРµ, Южно-Сахалинске. После Второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ небольшое число РЅРёРІС…РѕРІ переселилось РІ РЇРїРѕРЅРёСЋ (Рѕ. Хоккайдо).
Собственного административного образования не имеют.
Ртногенез РЅРёРІС…РѕРІ
Нивхи – прямые потомки древнейшего неолитического населения Сахалина и низовьев Амура. В прошлом расселялись на значительно более обширной территории. Ареал расселения нивхов простирался до бассейна Уды, о чем свидетельствуют данные топонимики, археологические материалы и исторические документы.
Проблема РёС… происхождения РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ остается открытой. Существует несколько точек зрения РЅР° этногенез РЅРёРІС…РѕРІ. Первая научно обоснованная гипотеза была высказана Р›. Р. Шренком РІ середине XIX века. Согласно ей первоначальной СЂРѕРґРёРЅРѕР№ РЅРёРІС…РѕРІ был остров Сахалин, откуда РѕРЅРё впоследствии стали расселяться РЅР° материк. Р›. Р. Шренк обратил внимание РЅР° изолированное положение РЅРёРІС…СЃРєРѕРіРѕ (гилякского) языка.
По мнению другого ученого – Л.Я. Штернберга, нивхи в древности занимали территорию северных районов, близких к арктической полосе, откуда мигрировали в районы нижнего Амура и на о. Сахалин. Высказывались также предположения о южном происхождении нивхов. В пользу этой точки зрения свидетельствуют некоторые типологические, морфологические и лексические черты сходства между нивхским и корейским языками. Продвинувшись из южных районов на север, нивхи испытали сильное влияние тунгусо-манчжурских народов. Кроме того, исторические данные указывают на то, что нивхи были распространены также на севере по побережью Охотского моря и в верховьях Амура. В китайских источниках нивхи были известны под именем цзи-ля-ми.
С древнейших времен нивхи были носителями оседлой рыболовческой культуры и культуры морского зверобойного промысла в бассейне Нижнего Амура, на Охотском побережье и на Сахалине. Вследствие этнокультурных контактов с народами Центральной и Юго-Восточной Азии, с культурами народов, расселенных на Охотском побережье, этнический облик нивхов изменился. Однако в своей основе нивхи сохранили черты традиционной культуры рыболовов и охотников на морского зверя. В прошлом нивхи имели тесные этнокультурные связи с тунгусо-маньчжурскими народами, а также с айнами и японцами.
Ртносоциология
Предметной областью этносоциологии являются социальная структура этноса, особенности социальных изменений в их среде, миграции, специфика внутрисемейных отношений, этническое самосознание, межэтнические отношения.
Социальная структура. Нивхи входят в структуру российского общества и в целом соответствуют ей, однако у них сохраняются некоторые особенности, присущие традиционному обществу. Нивхи до сих пор делятся на племена, а те, в свою очередь, на роды. Все нивхские семьи хорошо помнят свои родовые названия и территории, которые принадлежали их родам.
Особенности социальных изменений. Нивхский этнос, как и другие малые народы России, находятся в кризисной ситуации. Тяжелое социально-экономическое положение, низкая рождаемость, чудовищное распространение алкоголизма, постепенная утрата культурных традиций и родного языка - все это может привести к исчезновению этих народов.
Миграции. Нивхи практически не участвуют в миграционных процессах. Последние триста лет районы расселения нивхов остаются прежними, кроме небольшой общины нивхов, после Второй мировой войны переселившихся в Японию (о. Хоккайдо).
Специфика внутрисемейных отношений. РР·-Р·Р° того что среди РЅРёРІС…РѕРІ очень распространены смешанные браки, специфические черты, присущие внутрисемейным отношениям РЅРёРІС…РѕРІ, практически исчезли. Демографическая ситуация Сѓ РЅРёРІС…РѕРІ РІ последние десятилетия отличалась нестабильностью. Периоды заметного роста численности населения сменялись РЅРµ менее существенной убылью. Резкие перепады объясняются как РЅРµ очень благоприятной половозрастной структурой населения, так Рё ассимилятивными процессами. Р’ настоящее время РЅРёРІС…Рё переживают РІ целом неблагоприятный демографический цикл, осложненый трудным социально-экономическим положением. РЎ этих позиций РЅРёРІС…СЃРєРёР№ этнос находится, безусловно, РІ Р·РѕРЅРµ СЂРёСЃРєР°.
Ртническое самосознание.
РќР° этническое самосознание чрезвычайно сильно повлияло восприятие РЅРёРІС…РѕРІ СЂСѓСЃСЃРєРёРјРё. Большинство информантов РІ детстве прошли через интернаты, откуда вынесли следующие представления Рѕ себе как Рѕ народе: РЅРёРІС…Рё - «на лицо некрасивые», «менее способные», «не любят работать» Рё С‚.Рї. Рто осложняет этническую консолидацию: маркеры этнической идентичности оказываются преимущественно негативно окрашенными. Наиболее заметно уменьшение числа людей, владеющих РЅРёРІС…СЃРєРёРј языком, среди молодых членов сообщества. Вместе СЃ тем снижается языковая компетенция носителей. РљСЂРѕРјРµ самого старшего поколения, владеющего языком РІ полном объеме, Рё молодых, как правило, РЅРµ владеющих языком РІРѕРІСЃРµ Рё указывающих это РІ переписи, РІ сообществе существует РіСЂСѓРїРїР° носителей, РІ различной степени знающих язык. Родным языком РѕРЅРё РјРѕРіСѓС‚ указывать титульный, имея РІ РІРёРґСѓ, например, то, что РѕРЅРё говорили РЅР° нем РІ детстве, однако РёС… знание языка отличается РѕС‚ того, которое свойственно старшей возрастной РіСЂСѓРїРїРµ.
Межэтнические отношения. Некоторая напряженность наметилась РІ последнее время между нивхами Рё пришлым населением, особенно РЅР° Сахалине. Рнтенсивная разработка нефтяных месторождений РЅР° территориях традиционного расселения РЅРёРІС…РѕРІ без учета РёС… интересов привела Рє тому, что часть РЅРёРІС…РѕРІ выступают Р·Р° создание резерваций Рё самоизоляцию. Некоторые общественные деятели РѕР±РІРёРЅСЏСЋС‚ СЂСѓСЃСЃРєРёС… чуть ли РЅРµ РІ геноциде малых народов. Решение такого СЂРѕРґР° конфликтов должно быть приоритетной задачей государства, РЅРѕ, Рє сожалению, РЅР° данный момент государство прикладывает недостаточно усилий Рє ее решению.
Социально-культурные особенности нивхов
Еще в середине 19 века нивхи сохраняли пережитки первобытнообщинного строя и родовое деление. Основные традиционные отрасли хозяйства нивхов — рыболовство и морской зверобойный промысел. Сухопутная охота и собирательство имели подсобное значение. Особенно важную роль имел промысел проходных лососей. Промыслом рыбы и морского зверя (нерпа, тюлени, белуха) занимались круглый год. Широкое развитие получило занятие собаководством.
Русская колонизация оказала серьезное влияние на социально-экономическую и культурную жизнь нивхов. Происходит интенсивный распад родовой организации. Часть нивхов втягивается в товарно-денежные отношения, появляются новые виды хозяйственной деятельности: домашнее скотоводство, земледелие, товарный промысел рыбы, отхожие промыслы.
В начале 30-х гг. у нивхов были созданы колхозы, в которых развивался лишь один вид традиционного промысла — рыболовство. Укрупнение хозяйств, их переход на промышленное рыболовство в конечном счете привели к тому, что и эта сфера традиционного труда оказалась недоступной для большинства коренного населения. В конце 80-х гг. в колхозах работало менее трети трудоспособных нивхов. Считалось, что все они заняты в традиционном хозяйстве, на самом деле традиционным трудом занималась незначительная часть. Так, например, в колхозе «Восток» (Ногликский район Сахалина) из 110 нивхов-колхозников на рыбном промысле работало всего 17 человек, остальные - в сфере обслуживания основного производства.
Вытеснение из сферы традиционного труда воспринималось нивхами весьма болезненно и с началом рыночных реформ стало главным фактором их общественного движения за новые экономические отношения. С начала 90-х гг. повсеместно создаются родовые хозяйства. К настоящему времени на Сахалине их насчитывается более 80, в Николаевском районе Хабаровского края - 19 различных производственных объединений. Основные направления их хозяйственной деятельности — рыболовство, добыча морского зверя и охота. За ними закреплены территории традиционного природопользования, им выдаются лимиты на добычу рыбы, бесплатные лицензии на отстрел зверя.
Наряду СЃ традиционными промыслами РІ хозяйствах развивается сельскохозяйственное производство. Подавляющее большинство хозяйств ориентировано РЅРµ РЅР° внутреннее потребление, Р° РЅР° рынок. Ртому способствуют Рё размеры РєРІРѕС‚, выделяемых РёРј РЅР° добычу рыбы. Однако далеко РЅРµ РІСЃРµ РѕРЅРё действительно работают. Например РёР· 19 хозяйств амурских РЅРёРІС…РѕРІ РІ 1998 Рі. 6 вообще РЅРµ работали, Р° остальные сработали РІ убыток. Несовершенство рыночных отношений ведет Рє тому, что часть ценной продукции (лососевые, РёРєСЂР°, мех) хозяйства вынуждены уступать РїРѕ заниженной цене перекупщикам. Р’ целом можно констатировать, что создание РЅРѕРІРѕР№ хозяйственной структуры РїРѕРєР° РЅРµ смогло решить проблему занятости РЅРёРІС…РѕРІ. РћРЅР° продолжает существовать наряду СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё социальными проблемами.
В 1989 г. около половины всех нивхов были городскими жителями. На Сахалине городское население составляло у них 55,6 %, в Хабаровском крае — 44,2 %.
Разумеется, большинство нивхов живет не в крупных городах, а в поселках городского типа, но и они - достаточно крупные многонациональные поселения. Доля нивхов в них, как правило, не превышает 1 %, поэтому и отношение к ним со стороны местных властей соответствующее. За исключением немногочисленной национальной интеллигенции, нивхи заняты здесь преимущественно неквалифицированным низкооплачиваемым трудом. В условиях рыночных реформ, роста безработицы коренное население оказывается самой незащищенной частью. В 1994-1999 гг. занятость нивхов сократилась на 39 %. Многие семьи ведут нищенское существование.
Ухудшилось медицинское обслуживание. В медицинских учреждениях не хватает специалистов, лекарств, финансирование осуществляется нерегулярно. Ухудшаются и демографические показатели. Естественный прирост в 1998 г. сократился в сравнении с 1990 г. в 8,6 раза, рост численности нивхов практически прекратился.
Заметное осложнение этносоциальной обстановки Сѓ РЅРёРІС…РѕРІ Сахалина РІ последние РіРѕРґС‹ связано также СЃ новыми планами разработки нефти РЅР° шельфе Охотского РјРѕСЂСЏ. Понимая, что остановить очередное наступление нефтяников РЅР° РёС… земли РІСЂСЏРґ ли удастся, РЅРёРІС…Рё поставили РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ выплате компенсаций Р·Р° разработку нефтяных месторождений РЅР° РёС… традиционных территориях, проведения этнологической экспертизы проектов. Ргнорирование требований коренных народов привело Рє проведению несколько акций протеста РІ Ногликском районе, РіРґРµ уже велись строительные работы, связанные СЃ прокладкой трубопровода.
В культуре нивхи наследуют древний нижнеамурский хозяйственный комплекс речных рыболовов и морских зверобоев, при подсобном характере таежного промысла. Значительную роль в их культуре играло собаководство (амурский/гилякский тип упряжного собаководства).
Основные элементы материальной культуры нивхов соответствуют общеамурским: сезонные (летние временные, зимние постоянные) поселения, жилища типа землянки, сосуществуют с разнообразными летними временными постройками. Под влиянием русских получили распространение срубные постройки, в настоящее время они являются основным типом жилищ в сельской местности. Традиционные нивхские постройки встречаются редко.
Одежда нивхов также имеет общеамурскую основу, это т.н. восточноазиатский тип (запашная одежда с удвоенной левой полой, кимонообразного кроя). Шилась она из рыбьих кож, собачьего меха, шкур морских и пушных животных. В настоящее время из традиционной одежды встречается лишь женский халат, меховая обувь и рукавицы.
РќРёРІС…Рё - классические ихтиофаги. РС… основная пища - сырая, вареная Рё вяленая рыба.
 Широкое распространение получили многие элементы русской материальной культуры. Активную деятельность вели здесь миссионеры русской православной церкви. К концу 19 века все амурские нивхи были крещены, однако идеи христианства не оказали существенного влияния на их сознание. Процесс христианизации носил скорее внешний, формальный характер. Основу мировоззрения нивхов составляет анимизм. С религиозными воззрениями нивхов связаны два больших праздника – «кормление воды» и медвежий праздник (чхыф-лехарнд – медвежья игра), связанный с убоем выращенного в клетке медведя. В советское время нивхи не имели возможности проводить эти праздники, но в настоящее время они возрождаются. Шаманство не было развито, хотя шаманы были в каждом селении. В обязанности шаманов входило лечение людей и борьба со злыми духами. В родовых культах нивхов шаманы участия не принимали. Рсейчас они считаются уважаемыми членами нивхского общества.
В фольклоре нивхов выделяют 12 самостоятельных жанров: сказки, предания, лирические песни и т. п. Фольклорный герой нивхов – безымянный, он борется со злыми духами, выступает на защиту обиженных как поборник добра и справедливости.
Декоративное искусство представлено орнаментами, скульптурными изображениями, резными предметами. Особое место занимает скульптура, изображающая близнецов, изображение медведя на ковшах и других предметах.
Р’ настоящее время предпринимаются усилия для возрождения всего комплекса традиционной РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ культуры. Регулярно проводятся праздники народов Севера, соревнования РїРѕ национальным видам спорта, работают фольклорные ансамбли (В«РСЂРёВ» Рё РґСЂ.), этнографические музеи, центры прикладного декоративного искусства. Высокой активностью отличается нивхская интеллигенция. РЎ целью координации усилий РЅРёРІС…РѕРІ РїРѕ возрождению своего культурного наследия РІ поселке Ноглики создается этнокультурный центр. Р’ селе Некрасовка активно действует Охинская местная общественная организация «Центр РїРѕ сохранению Рё развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»).
Среди этнокультурных проблем в центре общественного внимания нивхов стоит, безусловно, проблема родного языка. Насильственные переселения нивхов из небольших прибрежных поселков в более крупные многонациональные поселения разрушили языковую среду. Не менее отрицательную роль сыграла система интернатского воспитания детей. Наличие двух диалектов в нивхском языке, носители которых далеко не всегда понимают друг друга, отрицательно сказалось на преподавании языка в нивхских школах. Письменность, созданная в 30-е г. на основе амурского диалекта, не использовалась на Сахалине. Для восточно-сахалинского диалекта она была создана лишь в 1979 году, что повлекло за собой и частичную реформу письменности на амурском диалекте. В начале 80-х гг. на обоих диалектах были выпущены буквари. В последние годы на нивхском языке стала издаваться детская литература в Южно-Сахалинске. Выходит ежемесячная газета на нивхском языке «Нивх диф» («Нивхское слово»). Сегодня нивхский язык преподается в начальных классах в национальных поселках, однако обучением охвачено пока только 27 % нивхских школьников. Преподавателей нивхского языка готовят в педагогическом училище Николаевска- на Амуре, в РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге. Все это, однако, не может кардинально изменить ситуацию. Молодежь родного языка не знает вообще, на нем говорит лишь старшее поколение.
Заключение
РќРёРІС…Рё, как Рё РґСЂСѓРіРёРµ малые народы Р РѕСЃСЃРёРё, Рє сожалению, постепенно утрачивают характерные для РЅРёС… черты. Практически утратив традиционный образ жизни, эти народы РЅРµ смогли приспособиться Рє современным реалиям. Молодое поколение РЅРёРІС…РѕРІ довольно сильно отличаются РїРѕ своему образу жизни, Р° соответственно Рё менталитету, даже РѕС‚ СЃРІРѕРёС… бабушек Рё дедушек. Большая часть молодежи переселяется РІ РіРѕСЂРѕРґ, РіРґРµ ассимилируется. Собирая материал для данной контрольной, СЏ постоянно встречала негативное описание характера Рё нравов современных РЅРёРІС…РѕРІ. РС… РѕР±РІРёРЅСЏСЋС‚ РІ лености, недалекости, пьянстве, воровстве, инертности Рё тому РїРѕРґРѕР±РЅРѕРј. Безусловно, проблема алкоголизма, безработицы, падения общего культурного Рё нравственного СѓСЂРѕРІРЅСЏ стоит достаточно остро. РќРѕ, РІРѕ-первых, эти проблемы РІ той же степени стоят перед всем СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРј обществом, РІРѕ-вторых, причиной этого является РЅРµ какие-то черты, СЏРєРѕР±С‹ присущие только данному этносу. Причина РІ неблагоприятных социально-экономических условиях, следствием которых Рё стали эти серьезные проблемы. Рсследователи 19- начала 20 веков отмечали РІ СЃРІРѕРёС… работах РїСЂСЏРјРѕ противоположные черты РЅРёРІС…РѕРІ. Например, Крейнович отмечал, что Сѓ РЅРёРІС…РѕРІ практически РЅРµ встречается воровство, нет нищих. Традиционный уклад РЅРёРІС…РѕРІ, как Рё РёС… соседей негидальцев, орочей, эвенков Рё РґСЂСѓРіРёС… коренных народов Севера Рё Дальнего Востока, насчитывает РЅРµ РѕРґРЅСѓ сотню лет. Рти народы РЅРµ только выживали РІ суровых РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕ-климатических условиях, РЅРѕ Рё создали действительно ценную, своеобразную культуру. Ленивый Рё недалекий народ, конечно, давно Р±С‹ исчез. Хотя назвать РЅРёРІС…РѕРІ активными Рё целеустремленными тоже было Р±С‹ явным преувеличением. Попытки как-то улучшить сложившееся положение предпринимает только небольшая часть РЅРёРІС…СЃРєРѕР№ интеллигенции. Если остальные РЅРёРІС…Рё так Рё останутся РІ бездействии, то РІ СЃРєРѕСЂРѕРј времени РѕРЅРё Р±СѓРґСѓС‚ ассимилированы Рё как народ перестанут существовать. РќРѕ Рё государство должно начать наконец-то реально заботиться Рѕ развитии малых народов Р РѕСЃСЃРёРё, оказывая РёРј реальную поддержку.
Список использованной литературы
1. Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М., 2003. 142 с.; Материалы альманаха «Мир коренных народов - Живая Арктика»
2. Рстория Рё культура РЅРёРІС…РѕРІ. Рсторико-этнографические очерки. Рњ: Наука,1998.
3. Таксами Ч.М. Основные проблемы этнографии и истории нивхов. Л.: Наука, 1975.
4. Соколова З.П. Народы Севера СССР: прошлое, настоящее и будущее. Советская этнография. № 6, 1990.