«Нижегородский текст» в автобиографических повестях М.Горького («Детство», «В людях»)
Ничипоров Р. Р‘.
«Нижегородский текст» образует один из важнейших пространственно-временных планов на всем протяжении творчества М.Горького – от ранних рассказов и газетных репортажей 1890-х – начала 1900-х гг., когда «жизнь Нижнего рубежа ХIХ – ХХ веков стала благоприятной питательной средой для становления писателя» (11, с.217), до повестей «Городок Окуров» (1909), «Жизнь Матвея Кожемякина» (1911), цикла «По Руси» (1912 – 1917), в которых писатель предстает в качестве «урбаниста провинциальной России» (5, с.62), и итогового романа «Жизнь Клима Самгина» (1925 – 1936), где выстраивается система образов городов (3) и, в частности, происходит взаимодействие «нижегородского» и «петербургского» «текстов»(10). В этом хронотопическом континууме центральное место принадлежит первым двум частям автобиографической трилогии («Детство», 1913 – 1914, «В людях», 1916), поскольку в них «заключен «шифр» ко всей биографии Горького и его творчеству» (2, с.14); здесь «автор как будто сам удивлен формирующейся перед ним личностью, с недоверием изучает ее и делает для себя какие-то выводы» (2, с.15). Нижегородский хронотоп художественно раскрывается в этих повестях как средоточие внутреннего бытия и становления автобиографического героя, как комплекс его многоразличных связей со средой и мирозданием в целом, а также в качестве неистощимого источника культурно-исторических ассоциаций.
В экспозиции «Детства» задается тот мажорный поэтический настрой в восприятии укорененного в древности нижегородского мира, который и в последующем повествовании будет явно или исподволь проступать сквозь наслоения болезненной действительности. В памяти юного героя отложились радостное состояние бабушки («помню детскую радость бабушки при виде Нижнего» (1, с.31)), ее образная, эмоционально насыщенная речь о «Боговом» городе, «батюшке Нижнем», о его церквях, что «летят будто». Подобная устремленность от бытового, явленного – к сокровенным глубинам осваиваемого жизненного пространства проступает и в начальных пейзажных штрихах, которые сопровождают изображение поворотов судьбы героя и постепенно складываются в систему лейтмотивов: дети в доме Каширина «учились грамоте у дьячка Успенской церкви; золотые главы ее были видны из окон дома». С самых первых эпизодов созерцание этого ближайшего заоконного вида отвлекало Алешу Пешкова от «дома, битком набитого людьми», приоткрывало душе сферу творчества и свободы, наполняло ее элегической «приятной скукой» – переживанием, в котором сплавлялись частные впечатления с чувством бесконечности бытия и которое впоследствии будет прирастать у героя различными, подчас взаимоисключающими коннотациями. Задатки художнической натуры выразились в его наблюдениях над тем, «как в красном вечернем небе вокруг золотых луковиц Успенского храма вьются-мечутся черные галки, взмывают высоко вверх, падают вниз и, вдруг покрыв угасающее небо черною сетью, исчезают куда-то, оставив за собой пустоту».
Структура «нижегородского текста» в горьковских повестях основана на взаимодействии планов синхронии и диахронии, живом переплетении истории и современности и вбирает, кроме того, надвременный, бытийный уровень изображения.
Диахронический план, органично вписывающий нижегородский топос РІ общерусское пространство, проявился, РІРѕ-первых, РІРѕ фрагментах предысторий основных персонажей, которые РЅРµ только становятся предметом напряженной рефлексии автобиографического героя, РЅРѕ Рё РІС…РѕРґСЏС‚ РІ орбиту его личностной экзистенции. Р’ «Детстве» это факты биографии деда Каширина, которые неоднократно припоминаются РёРј Рё задают своего СЂРѕРґР° пространственную «меру» человеческой СЃСѓРґСЊР±С‹: «Сам своей силой супротив Волги баржи тянул… РўСЂРёР¶РґС‹ Волгу-мать вымерял: РѕС‚ РЎРёРјР±РёСЂСЃРєРѕРіРѕ РґРѕ Рыбинска, РѕС‚ Саратова РґРѕСЃСЋРґРѕРІР° РґР° РѕС‚ Астрахани РґРѕ Макарьева, РґРѕ ярмарки, – РІ этом РјРЅРѕРіРёРµ тысячи верст!В». РџРѕРґ воздействием силы народной веры эти многотысячные «версты» пережитого, картины тяжкого бурлацкого труда оказываются просветленными ощущением того, что «жили Сѓ Бога РЅР° глазах, Сѓ милостивого Господа РСЃСѓСЃР° Христа!В». Процесс оседания исторических пластов РІ недрах личной памяти, значимые штрихи Рє изображению парадоксов национального характера запечатлеваются Рё РІ его рассказах Рѕ Балахне, «про старину, РїСЂРѕ своего отца», который «был изрублен разбойниками РЅР° колокольне»; Рѕ том, как пригоняли французских пленных, как «из Нижнего баре приезжали РЅР° тройках глядеть пленных» Рё «один барин-старичок чужой народ пожалел». Примечательно, что Рё РІ повести «В людях» воспоминания Каширина Рѕ молодых годах, Рѕ том, что РёРј «испытано», Р±СѓРґСѓС‚ соединять ощущение безмерности бытия, таинственного СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ пространства СЃ топографической конкретикой: «Вели РјС‹ РёР· Саратова расшиву СЃ маслом Рє Макарию РЅР° ярмарку».
В «Детстве» «кусок своей жизни» приоткрывает перед героем и бабушка. Неоспоримое главенство в ее индивидуальной картине мира принадлежит Высшим Божественным силам («Пресвятая Богородица цветами осыпала поля», «Гаврило архангел мечом взмахнет, зиму отгонит, весна землю обымет»), однако и здесь передача собственно биографических реалий соотнесена с пространственными ориентирами, где сердцевиной выступает образ нижегородской земли. Странствия бабушки с ее матерью, когда они «в Муроме бывали, и в Юрьевце, и по Волге вверх, и по тихой Оке», увенчиваются пребыванием в Балахне, которая ассоциируется в ее памяти как с драматичными переживаниями матери («зазорно стало матушке по миру водить меня, застыдилась она и осела в Балахне»), так и с картинами народной жизни, «славными балахонскими плотниками да кружевницами». В нижегородские координаты вписана и краткая предыстория Максима Пешкова – даровитого мастера, который «шестнадцати лет пришел в Нижний и стал работать у подрядчика», а «в двадцать лет он был уже хорошим краснодеревцем, обойщиком и драпировщиком». Ощущением тайных велений Провидения, сводящего далекие человеческие судьбы, пронизано пространственное уточнение о том, что «мастерская, где он работал, была рядом с домами деда, на Ковалихе».
Во-вторых, диахронический аспект «нижегородского текста» сопряжен в горьковских повестях с многовековыми фольклорными пластами, в которых отложился народный опыт творческого освоения волжского мира. Так, в «Детстве» в передаче деда воссоздаются грани бурлацкой песенной культуры, неотделимой от ритмов окружающего природного бытия: «Как заведет горевой бурлак сердечную песню, да как вступится, грянет вся артель, – аж мороз по коже дернет, и будто Волга вся быстрей пойдет».
Мифопоэтические черты, ассоциирующиеся СЃ традициями нижегородской земли, СЃРєРІРѕР·СЏС‚ РІ облике бабушки, РёР±Рѕ РѕРЅР° «была РїРѕС…РѕР¶Р° РЅР° медведицу, которую недавно РїСЂРёРІРѕРґРёР» РЅР° РґРІРѕСЂ бородатый, лесной РјСѓР¶РёРє РёР· Сергача». РћС‚ бабушки, воплощающей РІ себе «саму Р РѕСЃСЃРёСЋ РІ ее глубочайшей народной религиозной сущности» (9, СЃ.519), герой слышит народное сказание РѕР± отроке РРѕРЅРµ, мужественно обличившем мачеху РІ убийстве отца Рё оказывающемся сопричастным сокровенному китежскому пространству:
Старенький рыбак РІР·СЏР» Ронушку
Ротвел его в далекий скит,
Что на светлой реке Керженце,
Близко невидима града Китежа.
В повести «В людях» с рассказами бабушки о граде Китеже, который в фольклоре «соотносился с образом России как исторического целого» (12, с.360), у героя будет связано восприятие таинственного, обособленного от привычной действительности храмового пространства. Алеша Пешков даже «думал в форме ее стихов», «старался сочинять свои молитвы» и представлял, что «церковь погружена глубоко в воду озера, спряталась от земли», в ней «все живет странною жизнью сказки». В звучащих в «Детстве» рассказах и воспоминаниях бабушки подчас вырисовываются единичные, но весьма яркие проявления местной народной культуры: «А вот у нас в Балахне была девка одна… так иные, глядя на ее пляску, даже плакали в радости!». Глубокая сращенность с национальными традициями духовной жизни обуславливает то, что и реально-историческое, городское пространство пронизано в бабушкиной картине мира присутствием потусторонних сил – когда, например, она различает беса, сидящего верхом на крыше «Рудольфова дома»: «Должно, скоромное варили Рудольфы в этот день, он и нюхал, радуясь».
Р’-третьих, нижегородские реалии служат для РіРѕСЂСЊРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ героя РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ исторического знания. Р’ повести «В людях» через РіРѕСЂРѕРґСЃРєСѓСЋ топографию РѕРЅ ощущает соприкосновение СЃ древнейшими пластами народных верований, интерес Рє которым был навеян общением СЃ бабушкой: «Овраг отрезал РѕС‚ РіРѕСЂРѕРґР° поле, названное именем древнего Р±РѕРіР° – Ярило». РџРѕ рассказам бабушки, «в РіРѕРґС‹ ее молодости народ еще веровал Яриле Рё РїСЂРёРЅРѕСЃРёР» ему жертву». Работая РІ РѕРґРЅРѕР№ РёР· лавок Гостиного РґРІРѕСЂР°, Пешков обращает внимание РЅР° торговавшего иконами Рё книгами чернобородого купца – «родственника староверческого начетчика, известного Р·Р° Волгой, РІ керженских краях». Уходящие РєРѕСЂРЅСЏРјРё РІ древность устои Рё нравы поволжского старообрядчества, потаенные глубины нижегородского пространства проступают РІ пристальных наблюдениях героя над «старообрядцами РёР· Заволжья, недоверчивым Рё угрюмым лесным народом», которые «приносили продавать древнепечатные РєРЅРёРіРё РґРѕРЅРёРєРѕРЅРѕРІСЃРєРёС… времен или СЃРїРёСЃРєРё таких РєРЅРёРі, красиво сделанные скитницами РЅР° РСЂРіРёР·Рµ Рё Керженце».
Синхронный уровень творческого постижения «нижегородского текста» связан в повестях Горького прежде всего с воссозданием густой конкретики городской жизни, сложных, зачастую остро конфликтных отношений с ней автобиографического героя.
РџСЂРё изображении РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС…, уличных пейзажей Сѓ Горького РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ взаимодействие предметно-бытового Рё нравоописательных аспектов, нередко используется принцип контрастных наложений. Р’ «Детстве» существенным оттенком РІ этих картинах становятся лейтмотивы СЃРєСѓРєРё, пыли, пропущенные через переживания повествователя («очень манило РЅР° волю, вечерняя грусть вливалась РІ сердце», «глядя РІРЅРёР· РЅР° пустую улицу, окаменел РІ невыносимой тоске»). РРЅРѕРіРґР° это томящее чувство неудовлетворенности вяло текущей повседневностью укрупняется Рё разрастается РІ развернутый метафорический образ: «Скучно; скучно как-то особенно, почти невыносимо; РіСЂСѓРґСЊ наполняется Р¶РёРґРєРёРј, теплым свинцом, РѕРЅ давит изнутри, распирает РіСЂСѓРґСЊ, ребра; РјРЅРµ кажется, что СЏ вздуваюсь, как пузырь, Рё РјРЅРµ тесно РІ маленькой комнатке, РїРѕРґ гробообразным потолком». Р’ уличных пейзажах примечательна предметная выпуклость воссоздания РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… реалий: это Рё Острожная площадь, Рё Сенная площадь, что РІСЃСЏ «изрезана оврагами», Рё «тухлый Дюков РїСЂСѓРґВ», Рё «толстая, приземистая церковь Трех Святителей», Рё улицы перед ярмаркой, которые «были обильно засеяны упившимися мастеровыми, извозчиками Рё РІСЃСЏРєРёРј рабочим людом». Рто Рё промышленное РЎРѕСЂРјРѕРІРѕ, РІ РѕР±СЂРёСЃРѕРІРєРµ которого доминирует натуралистическая образность, передающая агрессивное подавление всего человеческого: «завод тошнило пережеванными людьми», «волком выл РіСѓРґРѕРєВ», заводские ворота уподоблены «беззубому рту», РєСѓРґР° «густо лезет толпа маленьких людей», «улица была РїРѕС…РѕР¶Р° РЅР° челюсть, часть Р·СѓР±РѕРІ РѕС‚ старости почернела»…
В этих и иных картинах проступает глубинный антиномизм авторских интуиций о национальном бытии. Сквозь тоскливое видение живущих по тягостной инерции людей, подобных «задумчивым тараканам на шестке печи», их «слинявших домов», напоминающих «нищих на паперти», уличной пыли, которая «вспухла, стала глубже, чернее», – все же прорывается ощущение скрытого артистизма, неуничтожимой красоты, растворенных и в городских строениях (в «старом остроге» есть «что-то грустно-красивое, внушительное»), и в извечно тянущейся к прекрасному человеческой жизни: «В доме напротив – музыка, множество струн поют грустно и хорошо»; в кабаке выразительно звучал «усталый, надломленный голос… кривого нищего Никитушки».
В обеих повестях глубоко раскрываются коллизии взаимоотношений героя с городской средой. Переживание личностных и социальных унижений («все-таки улица всегда била меня», «неизменно возмущала жестокость уличных забав») парадоксально сочетается у Пешкова с жгучим интересом к уличной жизни («убегал со двора, не глядя на дедов запрет»), усиливающей в нем страсть к отнюдь не отвлеченно-кабинетному человековедению, когда он «шатался по грязным улицам слободы, присматриваясь к ее шумной жизни».
Повесть «В людях» явила расширение художественной панорамы городской жизни, в изображении которой сохраняют свое значение обытовляющие, опредмечивающие сравнения («поднималась белая, как сахар, колокольня Напольной церкви; кирпичная ограда кладбища поредела, точно худая рогожа»), обнаруживающие преобладание тела над жизнью духа: «По улице, как по реке, плывут ярко одетые большие куски тела». Здесь более объемно выведены картины городских окраин, что «робко смотрели окнами на пыльную дорогу». В их мозаике проступает сквозной образ «израненной земли», открываются неоскудевающие источники обогащения личностного опыта: «Тихими ночами мне больше нравилось ходить по городу, из улицы в улицу, забираясь в самые глухие углы». Многоликий Нижний Новгород становится для героя почвой интуитивных представлений обо всем окружающем мире. С одной стороны, город может прорисовываться в апокалипсическом свете, как, например, во время весеннего разлива («мертвый город, утонувший в серой, холодной воде»), но с другой – зная «насквозь» городскую ярмарку, герой моделирует в воображении картины далеких стран: в «настроении тревожной неудовлетворенности» ему хотелось убежать в Персию, поскольку «очень нравились персияне-купцы на Нижегородской ярмарке».
По сравнению с «Детством», во второй части трилогии более детально прослеживается развитие творческого отношения Пешкова к наблюдаемой и осмысляемой им городской реальности. Здесь возникает рефлексия о чувственных инструментах художнического познания обжитого городского пространства посредством звуковых, обонятельных подробностей: «унылый звон» церквей «всегда в памяти уха», «эта жизнь – почти беззвучна, до немоты бедна звуками», «из форточки густо течет меднострунный звон», скука «имеет свой запах – тяжелый и тупой запах пота, жира, конопляного масла», «особенные запахи… сквозь форточки освещенных окон»…
Пытливый взгляд повествователя проникает РІ скрытое РѕС‚ посторонних глаз домашнее пространство, являющее внутреннее, «частное» бытие РіРѕСЂРѕРґР°. РџРѕ его признаниям, «на дальних улицах РјРѕР¶РЅРѕ было смотреть РІ РѕРєРЅР° РЅРёР¶РЅРёС… этажей», «много разных картин показали РјРЅРµ эти окна», Рё впоследствии «много подобных картин навсегда осталось РІ памяти моей». Рти наблюдения диктовались РЅРµ праздным любопытством, РЅРѕ настойчивым стремлением творчески освоить для себя материал окружающей действительности, приблизиться Рє ответам РЅР° мучительные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ Рѕ том, «какая это Р¶РёР·РЅСЊ, что Р·Р° люди Р¶РёРІСѓС‚ РІ этом доме». Фрагменты РјРЅРѕРіРёС… «чужих» судеб проецировались РёРј РЅР° собственный опыт, становились гранями его индивидуального мирочувствия. Р’ этом плане показательно пристальное, сплавляющее реальное СЃ чудесным Рё надвременным всматривание Пешкова РІРѕ внутреннюю Р¶РёР·РЅСЊ «дома РЅР° углу безлюдных улиц – РўРёС…РѕРЅРѕРІСЃРєРѕР№ Рё Мартыновской», откуда доносилась РёРіСЂР° «на какой-то СЃРєСЂРёРїРєРµ, чудесной мощности Рё невыносимой» Рё слышалось пение, «точно кто-то сильный Рё добрый пел, закрыв рот».
Психологически РїРѕРґРѕР±РЅРѕРµ притяжение героя Рє атмосфере домашнего уюта глубоко мотивировано РІ обеих повестях его собственной выброшенностью РёР· привычного домашнего уклада «в безжалостный поток массовой Р¶РёР·РЅРёВ» (8, СЃ.70). Сквозным становится сюжет вынужденной смены РґРѕРјР°, неизбежной утраты связанной СЃ РЅРёРј уникальной картины бытия (РЅР° Полевой, Канатной улицах, РІ Кунавине, РЎРѕСЂРјРѕРІРµ, затем РІ различных недолговременных пристанищах периода пребывания «в людях»). РЈ Алеши Пешкова «частые переезды усиливают ощущение неустроенности. Р’ домах Р¶РёР·РЅСЊ уродливо обесценена, люди обезличены… Негативная предметно-бытовая детализация мест обитания материализовала картину странной Р¶РёР·РЅРёВ» (7, СЃ.67). Активное постижение «чужого» опыта домашнего бытия РІ близкой для самого повествователя РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ среде приобретает РІ определенной степени компенсирующее, «жизнетворческое» значение, восполняет лакуны РІ индивидуальной картине РјРёСЂР°. Рто обстоятельство дает основания рассматривать РіРѕСЂСЊРєРѕРІСЃРєСѓСЋ трилогию как произведение Рѕ формировании личности С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР°, РёР±Рѕ Пешков «преобразует СЃРІРѕРё наблюдения Рё переживания РІ творческий опыт» (4, СЃ.41), здесь «рождается особый тип С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР°, цель которого – пробуждение Рё активизация энергии, направленной РЅР° практическое жизнетворчество» (4, СЃ.97).
Рельефно выделяется РІ повестях сакральное храмовое пространство – РѕС‚ промелькнувших РІ начале «Детства» «золотых глав» Успенской церкви вблизи каширинского РґРѕРјР°. Р’ повести «В людях» возникает элемент снижения этой сферы вследствие ее кажущегося слияния СЃ царящей РІРѕРєСЂСѓРі рассказчика непросветленностью, РєРѕРіРґР° РѕРЅ делится унылым, оглушающим впечатлением РѕС‚ великопостного Р·РІРѕРЅР°: «Удары колокола Р±СЊСЋС‚ РїРѕ голове, как подушкой: РЅРµ больно, Р° глупеешь Рё глохнешь РѕС‚ этого». Однако чаще всего церковный РјРёСЂ видится Пешкову РІ качестве одухотворяющего инобытия РїРѕ отношению Рє текущей повседневности. Как замечает РІ разговоре СЃ РЅРёРј церковный сторож, весь РіРѕСЂРѕРґ «с колокольни… краше». Позднее Рё сам герой, попадая РІ храм, ощутит здесь торжество света, РіРґРµ иконостас «точно плавится РІ РѕРіРЅСЏС… свеч, стекая густозолотыми ручьями РЅР° серый каменный РїРѕР» амвона»; приобщится Рє РґСѓС…Сѓ исцеляющей гармонии, благодаря которой сердце «омывалось РІ неясных, горячих мечтах». Ртот духовный РјРёСЂ подчас выходит Р·Р° собственно церковную ограду Рё наполняет СЃРѕР±РѕР№ РіРѕСЂРѕРґСЃРєСѓСЋ среду, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РІ повести весьма примечательным становится СЌРїРёР·РѕРґ, РєРѕРіРґР° «в субботу РЅР° Пасхе РїСЂРёРЅРѕСЃСЏС‚ РІ РіРѕСЂРѕРґ РёР· Оранского монастыря чудотворную РёРєРѕРЅСѓ Владимирской Божией матери». Явная «неканоничность» поведения героя («трепетно поцеловал РёРєРѕРЅСѓ РІ лицо, РІ губы») продиктована его подспудным желанием переступить водораздел Божественного Рё человеческого РјРёСЂРѕРІ, приблизиться Рє тому заповедному райскому пространству, Рѕ котором РѕРЅ РЅРµ раз слышал РІ бабушкиных рассказах: «Я любил Богородицу; РїРѕ рассказам бабушки, это РѕРЅР° сеет РЅР° земле для утешения бедных людей РІСЃРµ цветы, РІСЃРµ радости».
Развертывание «нижегородского текста» в первых частях горьковской трилогии сопряжено с «эффектом расширяющегося пространства» (5, с.52): от рукотворного городского мира в прошлом и настоящем – к постижению богатейшего природного ландшафта этой земли. В таком движении обнаруживается «центробежная энергия» (5, с.48) изобразительного ряда, «выводящая повествование в более широкие пространственные координаты – географические, онтологические и бытийные» (5, с.48).
Воспроизведение природной панорамы намечается в «Детстве», когда сквозь «едкую, мелкую пыль дня» герой прорывается к космическому чувству мировой беспредельности, ощущению того, «как разгораются звезды, бесконечно углубляя небо», как «тишина мягко гладит сердце теплой, мохнатой рукою».
Во второй же повести эта панорама получает дальнейшую художественную детализацию. Прежде всего обращает на себя внимание экспрессивная прорисовка волжских видов в их нераздельности и неслиянности с перипетиями городской жизни и людскими судьбами. Речной пейзаж может представать здесь в интерьере города, и тогда его изображение характеризуется предметной «плотностью»: «Гудит, вздувается лед, хлюпает вода под тесинами мостков, на мясисто-красном соборе ярмарки горят золотые кресты». Но чаще данный пейзаж оказывается внеположным городу и знаменует освобождение от монотонных ритмов его существования. Когда герой предпринимает отчаянное бегство от хозяев, упоение открывшимся простором ассоциируется у него именно с Волгой: «Волга разлилась широко, на земле было шумно, просторно». По его замечанию, постепенное приобщение к миру чтения открывает ему новую меру познания привычных с детства видов, так как «теперь, глядя в заволжские дали, я уже знал, что там нет пустоты».
Душевное вживание РІ явленное Рё вместе СЃ тем таинственное течение Волги, Камы вызывает Сѓ Алеши Пешкова особый творческий настрой, позволяет обрести неожиданные ракурсы создания картины РјРёСЂР°. РћРґРЅРёРј РёР· РЅРёС… выступает просветляющий взгляд РЅР° РјРёСЂ «издали, СЃ реки», РїРѕРґ действием которого «все кажется приятным, РІСЃРµ – точно игрушечное, забавно мелко Рё пестро. Хочется крикнуть РЅР° берег какие-то ласковые, добрые слова, – РЅР° берег Рё РЅР° баржу». Рная «оптика» художественного зрения возникает РїСЂРё взгляде сверху РЅР° саму реку, что тоже открывает неординарную перспективу восприятия знакомого пространства: «Смотрю СЃ РіРѕСЂС‹ Кремля РЅР° Волгу, – издали, СЃ РіРѕСЂС‹, земля кажется РѕРіСЂРѕРјРЅРѕР№ Рё обещает дать РІСЃРµ, чего захочешь». РРЅРѕРіРґР° внимание героя сосредотачивается РЅР° отдельных деталях волжского пейзажа, которые получают расширительную, символическую интерпретацию – как, например, «волнующая» его воображение арестантская баржа, что «похожа РЅР° РіСЂРѕР±В» Рё кажется «такой лишней РЅР° просторе широко разлившейся реки». Намеченная РІ этих наблюдениях бытийная антиномия СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё несвободы РІ человеке Рё окружающей действительности развернется РІ итоговом для данной повести созерцании Алешей Пешковым Волги, РіРґРµ РІ изначально урбанистической картине обнаруживается РєРѕСЃРјРёР·Рј художественного мировосприятия: «Возвращаясь вечером СЃ Ярмарки, СЏ останавливался РЅР° РіРѕСЂРµ, Сѓ стены кремля, Рё смотрел, как Р·Р° Волгой опускается солнце, текут РІ небесах огненные реки, багровеет Рё синеет земная, любимая река. РРЅРѕРіРґР° РІ такие минуты РІСЃСЏ земля казалась РѕРіСЂРѕРјРЅРѕР№ арестантской баржей; РѕРЅР° РїРѕС…РѕР¶Р° РЅР° СЃРІРёРЅСЊСЋ, Рё ее лениво тащит РєСѓРґР°-то невидимый пароход».
Важной составляющей нижегородского хронотопа становится и сквозное для повести «В людях» изображение окружающего город лесного пространства. Под воздействием рассказов деда и бабушки о лесах как «Господних садах» в сознании героя складывается мифопоэтический ореол восприятия леса в качестве одушевленной «темной рати», где «крылатые ели – как большие птицы; березы – точно девушки». Походы в Кстовский лес на ловлю птиц побуждают его к преображающему, поэтическому осмыслению и пространства «белого Нижнего Новгорода», и вечно подвижной волжской стихии, с «редкими огоньками на мачтах последних пароходов и барж», и всего природного мироздания, лесного космоса, что «налился сотнями птичьих голосов, наполнен хлопотами живых существ, чистейших на земле». Подобное возвышенное переживание, настоянное, впрочем, на нелицеприятном знании о «свинцовых мерзостях» жизни, активизирует раздумья повествователя о человеке, в которых просматриваются элементы «человекобожеской» утопии: как ему представляется, по образу птиц «человек, отец красоты земной, создал в утешение себе эльфов, херувимов, серафимов и весь ангельский чин». Унаследованное от старшего поколения религиозное отношение к природным таинствам в сознании рассказчика существенно трансформируется и переводится в иную мировоззренческую плоскость.
Таким образом, в автобиографических повестях Горького «нижегородский текст» явился смыслопорождающей основой изобразительного ряда и вобрал в себя объемные исторические и культурные пласты. За образом одной из крупнейших губерний России конца ХIХ в., ее общей атмосферы, среды, нравов, традиций проступает многосложная, исполненная острейших противоречий картина национальной действительности. Содержательным и композиционным стержнем данного хронотопа, при всей его «густой» населенности, становится история формирования индивидуальности автобиографического героя – как личности и художника, открывающего и постигающего коренные бытийные антиномии. Антиномичное соприкосновение кризисных сторон социальной жизни и гармоничного в своих первоосновах вселенского мироздания художественно воплощается у Горького в масштабном соотнесении рукотворного городского пространства и грандиозной природной панорамы.
1. Горький М. Детство. В людях / Вступ. ст. В.Чалмаев. М., 2005. Тексты повестей приводятся по данному изд.
2. Басинский П.В. Горький. М., 2005 (Жизнь замечат. людей: Сер. биогр.; Вып. 963).
3. Белова Т.Д. Образ российских и европейских городов в книге М.Горького «Жизнь Клима Самгина» // Нижегородский текст русской словесности: Межвуз. сб. науч. ст. Н.Новгород, 2007. С.300 – 308.
4. Дефье О.В. Проза М.Горького о художнике и искусстве. М., 1996.
5. Захарова В.Т. Проза М.Горького Серебряного века: Монография. Н.Новгород, 2008.
6. Захарова В.Т. Нижегородский текст русской словесности: к постановке проблемы // Нижегородский текст русской словесности: Межвуз. сб. науч. ст. Н.Новгород, 2007. С.3 – 8.
7. Рванов Рќ.Рќ. Типология художественной памяти Рњ.Горького (детские ассоциации РґРѕРјР°, семьи) // Человек Рё РјРёСЂ РІ творчестве Рњ.Горького. Горьковские чтения 2006 Рі. Матер. междунар. РєРѕРЅС„. Рќ.РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґ, 2008. РЎ.63 – 68.
8. Колобаева Р›.Рђ. Рњ.Горький // Рстория СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературы. РҐРҐ век. Р’ 2 С‡. Р§. 1: СѓС‡. для студентов РІСѓР·РѕРІ / Р’.Р’.Агеносов Рё РґСЂ.; РїРѕРґ ред. Р’.Р’.Агеносова. Рњ., 2007. РЎ.46 – 87.
9. Мережковский Д.С. Не святая Русь (Религия Горького) // Горький М. Детство. В людях / Вступ. ст. В.Чалмаев. М., 2005. С.516 – 528.
10. Оляндэр Л.К. Нижегородский и петербургский тексты в художественной системе Максима Горького // Нижегородский текст русской словесности: Межвуз. сб. науч. ст. Н.Новгород, 2007. С.25 – 33.
11. Толмачева Н.Ю. Нижний Новгород в малой прозе раннего М.Горького // Человек и мир в творчестве М.Горького. Горьковские чтения 2006 г. Матер. междунар. конф. Н.Новгород, 2008. С.211 – 217.
Шешунова С.В. Легенда о граде Китеже в контексте национального образа мира // Нижегородский текст русской словесности: Межвуз. сб. науч. ст. Н.Новгород, 2007. С.359 – 362.
