«Настоящий русский дом» в Москве
Ю. Р. Савельев, кандидат архитектуры
Р’ начале 1895 РіРѕРґР° РІ РњРѕСЃРєРІРµ РїСЂРѕС…РѕРґРёР» съезд СЂСѓСЃСЃРєРёС… зодчих, которые изъявили желание осмотреть лучшие РёР· новых архитектурных произведений первопрестольной. Среди самых заметных построек последних лет выделялся РґРѕРј князей Юсуповых РІ Большом Харитоньевском переулке, отреставрированный академиком Николаем Владимировичем Султановым РІ 1892-1895 годах. Наибольший интерес вызвали интерьеры здания, выдержанные РїРѕ желанию владельцев РІ РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРј стиле XVII столетия. Автор проекта писал: «Я показал (...) РїСЂРё электрическом освещении РґРѕРј Юсупова. Рффект - полнейший. 5 февраля. (...) Вечером показывал съезду РґРѕРј Юсуповых: было человек 100. Очень всем нравится, называют «волшебным». 6 февраля. (...) Показывал РґРѕРј Юсупова. Было человек 100. 9 февраля. Был РЅР° закрытии съезда. (...) РњРЅРµ РјРЅРѕРіРѕ аплодировали Р·Р° СЋСЃСѓРїРѕРІСЃРєРёР№ РґРѕРјВ»1.
Наряду с коллегами по архитектурному цеху, от увиденного в доме Юсуповых остался в восторге и президент Академии художеств, Великий князь Владимир Александрович. Кроме того, «иностранные принцы, присутствовавшие там, говорили, что никогда не видали ничего подобного»2. Сам Султанов, отнюдь не склонный переоценивать свои работы, тем не менее писал в декабре 1894 года о доме Юсуповых: «Когда отвыкаешь от него, он действительно поражает»3.
Рту РіРѕСЂРѕРґСЃРєСѓСЋ усадьбу пожаловал РєРЅСЏР·СЋ Р“. Рђ. Юсупову император Петр II РІ 1727 РіРѕРґСѓ. Р’ 1891 РіРѕРґСѓ ее владельцы - РєРЅСЏРіРёРЅСЏ Р—. Рќ. Юсупова Рё РєРЅСЏР·СЊ Р¤. Р¤. Юсупов - задумали реставрацию фасадов Рё создание новых интерьеров парадных помещений второго этажа, расположенных РІ восточной части ансамбля: большой палаты, кабинета РєРЅСЏР·СЏ, столовой Рё приемной. Как уже говорилось, интерьеры должны были быть выдержаны РІ стиле XVII - начала XVIII столетия - программном стиле царствования Александра III. Лучшим знатоком этого стиля считался Рќ. Р’. Султанов. Рмператор, Рє сожалению, умер РґРѕ окончания работ. Хозяева Рё зодчий «очень горевали, что (...) истинно «русский» царь РЅРµ видел единственного «настоящего СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕВ» РґРѕРјР° РІ РњРѕСЃРєРІРµ!В»4
24 сентября 1891 РіРѕРґР° Рќ. Р’. Султанов записал РІ дневнике: «Около 2-С… ездил осматривать РґРѕРј Юсуповых. РЎ 5 РґРѕ 3-С… ночи ездил РІ Архангельское Рё потом РІ Рльинское. РљРЅСЏР·СЊ Рё РєРЅСЏРіРёРЅСЏ Юсуповы были очень милы; Р±СѓРґСѓ Сѓ РЅРёС… отделывать «русскую палату»5.
При разработке он Султанов опирался на архивные и иконографические источники, широко пользовался историческими аналогиями - описаниями и чертежами, стремясь не только к воссозданию в интерьерах образа воплощаемой эпохи, но и к научному обоснованию исторической достоверности каждого художественного решения. Наконец 6 мая 1892 года Султанов «кончил юсуповский проект и отослал перечерчивать в Москву»6.
РџРѕ желанию заказчиков, главным должен был стать дворовый фасад РґРѕРјР°, Рё Султанов запроектировал здесь парадные «сени» (вестибюль) СЃ двухмаршевой лестницей. РС… СЃРІРѕРґ был расписан разноцветным «травным» орнаментом РєСЂСѓРїРЅРѕРіРѕ СЂРёСЃСѓРЅРєР° РїРѕ серебряному полю. РќР° темно-красных стенах - большие зеркала СЃ широкими позолоченными рамами. Два чучела огромных медведей держали сучковатые деревья, служившие вешалками. РќР° второй этаж вела каменная лестница, украшенная фигурами раскрывших пасти львов СЃ СЂРѕРґРѕРІРѕРіРѕ СЋСЃСѓРїРѕРІСЃРєРѕРіРѕ герба. Рзображения льва, оленя Рё орла РёР· того же герба были вплетены РІ позолоченную растительную СЂРѕСЃРїРёСЃСЊ стен.
Поднявшись на второй этаж, гости попадали в приемную, сохранившую редкую «китайскую» стилистику и по ней названную «Китайской». Здесь находился фарфор из княжеской коллекции, произведения лаковой живописи и две подлинные шелковые китайские завесы с златоткаными драконами - пятипалыми, что в Китае считалось атрибутом лишь императорского обихода и свидетельствовало о происхождении тканей из дворца императоров Поднебесной.
Далее следовала «Проходная» - древние сени первоначального входа на второй жилой этаж. Она была расписана травным орнаментом по зеленому полю и обогатилась двумя порталами с повышенной декоративной орнаментикой.
«Китайская» Рё «Проходная» служили преддверием самого большого помещения РґРѕРјР° - Столовой палаты, предназначенной для приемов Рё празднеств. Квадратная РІ плане Рё перекрытая высоким сомкнутым СЃРІРѕРґРѕРј, РѕРЅР° освещалась высокими окнами. РЎРІРѕРґ расписали белым СЃ позолотой травным орнаментом РєСЂСѓРїРЅРѕРіРѕ СЂРёСЃСѓРЅРєР° РїРѕ малиновому фону СЃ круглыми медальонами: РІ верхних - знаки зодиака, РІ нижних - древнерусские мифологические персонажи: СЃРёСЂРёРЅ, РёРЅРґСЂРёРє (единорог), полкан (кентавр), неясыть (пеликан), павлин Рё РґСЂСѓРіРёРµ. Четыре люстры древнерусской формы висели РЅР° металлических позолоченных СЃРІСЏР·СЏС…, Р° пятая, центральная, держалась РЅР° цепи, спускавшейся РёР· центра СЃРІРѕРґР°. Простенки закрывали зеркала СЃРѕ свинцовыми переплетами, задергивавшиеся завесами РёР· тяжелой материи. Рнтерьер дополняла мебель, РіРѕСЂРєРё для серебряной РїРѕСЃСѓРґС‹ Рё высокая печь, облицованная подлинными изразцами XVII столетия. РџРѕ древней традиции стены были покрыты темно-пунцовым бархатом. Порталы, ведущие РёР· зала РІРѕ внутренние РїРѕРєРѕРё, фланкировали колонны, богато декорированные сложной «барочной» орнаментикой. Зал украшали портреты императора Петра II, его деда Петра I, РґРІРѕСЋСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ деда - царя Федора Алексеевича Рё прадеда - царя Алексея Михайловича.
Кабинет князя Ф. Ф. Юсупова находился в глубине анфилады, выходящей окнами в сад и на Большой Харитоньевский переулок. На его своде раскинулось «звездотечное небесное движение, двенадцать месяцев и беги небесные», то есть астрономическая карта неба. Н. В. Султанов знал о существовании подобных росписей в столовой палате царя Алексея Михайловича и царевны Софьи Алексеевны, царевен Татьяны Михайловны и Марьи Алексеевны, в загородных дворцах Коломенского и Алексеевского, в палатах князя Василия Голицына. «10 мая (1892 года). Санкт-Петербург. С первым поездом выехал в Пулково. Разыскал там в библиотеке карту звездного неба XVII века (для дома Юсуповых). (...) 19 мая. Достал в Публичой библиотеке «Астрономию XVII века» с картой звездного неба для дома Юсуповых. (...) 2 января (1893 года) делал чертежи для юсуповского дома (карту полушария XVII века), а затем приготовил их к отправке с письмом (К. Е.) Морозову. (...) 4 января (...) был в Публичной библиотеке, (...) переводил латинские надписи к карте звездного неба XVII века для юсуповского плафона. (...) 5 января (...) в Публичной библиотеке (работал) над рукописью XVII века (космография)»7.
Н. В. Султанов обнаружил не только первоклассные графические источники, но и редкое письменное свидетельство XVII века - описание столовой палаты дворца царя Алексея Михайловича, оставленное секретарем папского посольства Лизеком: «на потолке изображены небесные светила ночи, блуждающие кометы и неподвижные звезды, с астрономическою точностью. Каждое тело имело свою сферу с надлежащим уклонением от эклиптики; расстояние двенадцати знаков небесных так точно размерено, что даже пути планет были обозначены золотыми тропиками и такими же колюрами равноденствия, и повороты солнца к весне и осени, зиме и лету»8. Кабинет отапливался печами, облицованными опять же подлинными изразцами XVII века. Разнообразная по назначению мебель, орнаментальная роспись, старинные люстры и настенники, серебряная посуда, ковры и старинная утварь из коллекции владельцев дополняли убранство.
Большой художественный интерес представляла столовая - удлиненное сводчатое помещение с высокими изразцовыми печами. Декоративный мотив орнаментации стен следовал традиции больших древнерусских восковых свечей - «вощаниц». В орнамент вплетались клейма с изображениями фрагментов княжеского герба владельцев дома. По периметру шла посвятительная надпись древнерусским шрифтом о пожаловании палат Юсуповым Петром II и их «возобновлении» в 1893 году. Обеденный стол окружали изящные стулья, обитые парчой. Стилистика мебели, светильников, оконных переплетов, посуды и даже столовых приборов вполне соответствовала общему художественному замыслу.
В гостиной З. Н. Юсуповой («Гербовой») и «Портретной» решено было изменить расцветку стен, установить изразцовые печи, повесить новые светильники и заказать новую мебель. Стены покрыли «серебряным орнаментом с разноцветной прозрачной растушевкой» на светло-зеленом фоне. Название «Гербовой» гостиная получила из-за имеющихся здесь фрагментов родового княжеского герба в позолоченных и посеребренных медальонах. В интерьере находились венецианская хрустальная люстра и подлинная печь из Поволжья с редкими изразцами лимонного цвета. В обивке мебели использовался бархат, дорогие шелковые материи, тканые по древним образцам, и позолоченная кожа.
Что касается «Портретной», она располагалась между гостиной З. Н. Юсуповой и кабинетом Ф. Ф. Юсупова и хранила двенадцать портретов выдающихся предков хозяев, начиная с их легендарного родоначальника. Позолоченный фон картин и лепного орнамента гармонировал с малиновым цветом свода и таким же малиновым цветом шелка, покрывавшего стены. Мебель также была обита малиновым бархатом с золотым шитьем. Разнообразие цветовой гамме интерьера придавали желтые и синие печные изразцы с прихотливыми рисунками.
Строительные Рё отделочные работы первого этапа завершились РІ мае 1893 РіРѕРґР°, Рё 12 мая РґРѕРј был освящен. «Я забыла тебе сказать, - сообщала Р—. Рќ. Юсупова младшему сыну Феликсу, - что Рќ. Р’. Султанов поднес РјРЅРµ хлеб-соль РЅР° чудном блюде, РІ середине которого находится - отгадай-РєР° что? РўРІРѕР№ портрет! Р’РѕС‚ хороший СЃСЋСЂРїСЂРёР·, РЅРµ правда ли?В»9. 17 мая состоялось новоселье, Рѕ котором Султанов писал: «Был РЅР° «большом» новоселье Сѓ Юсуповых; Сѓ РЅРёС… обедали великие РєРЅСЏР·СЊСЏ Сергей Рё Павел Александровичи, Елизавета Федоровна, свита, Рстомин, Р–СѓРєРѕРІСЃРєРёР№, РіСЂ(аф) Белевский Рё СЏ. Дом произвел фурор: Великий РєРЅСЏР·СЊ Рё Великая РєРЅСЏРіРёРЅСЏ пили «за зодчего». РњРѕРµ торжество было полное»10.
Через месяц начался второй этап: предстояло построить РґРѕРјРѕРІСѓСЋ церковь Рё Соколиную комнату. Церковь РІ честь святителя Николая чудотворца Рё мученицы Татианы располагалась РЅР° третьем этаже. Султанов выполнил для нее СЌСЃРєРёР·С‹ СЂРѕСЃРїРёСЃРё Рё внутренней отделки, проект иконостаса, СЂРёСЃСѓРЅРєРё церковной утвари, мебели Рё священнических облачений. Рсточником послужили интерьеры храмов РІ Новодевичьем Рё Донском монастырях. В«22 июля (1893 РіРѕРґР°). (...) Ездил осматривать Новодевичий монастырь для СЋСЃСѓРїРѕРІСЃРєРѕР№ церкви. (...) 2 сентября. Ездил СЃ (Рљ. Р•.) Морозовым РІ Донской монастырь разыскивать стенопись XVII века для СЋСЃСѓРїРѕРІСЃРєРѕР№ церкви»11. Р’ сентябре 1894 РіРѕРґР° происходила установка иконостаса. Чин освящения совершил священник церкви святого благоверного РєРЅСЏР·СЏ Александра Невского Рё преподобного Сергия Радонежского генерал-губернаторского РґРѕРјР° Константин Зверев.
Р’ 1894-1895 годах Рќ. Р’. Султанов создал Соколиную комнату. РџРѕ преданию, первый этаж РґРѕРјР° Юсуповых представлял СЃРѕР±РѕР№ загородный охотничий дворец Рвана Грозного, РєСѓРґР° тот приезжал позабавиться соколиной потехой. Боковые поверхности сомкнутого СЃРІРѕРґР° были расписаны мастерами Рљ. Р•. РњРѕСЂРѕР·РѕРІР° РїРѕ эскизам Рќ. Р’. Султанова. РќР° северном лотке СЃРѕ стороны РґРІРѕСЂР° изображалась сцена «Отъезд царя РЅР° охоту», РЅР° противоположном - «Поднесение царю красной соколиной перчатки», РЅР° западном - «Сцена охоты», РЅР° восточном - «Пир после охоты Рё представление царю убитой дичи». РћР± авторстве Рќ. Р’. Султанова свидетельствуют его собственные дневниковые записи. В«23 сентября (1894 РіРѕРґР°). (...) Сделал СЌСЃРєРёР·С‹ трех сторон Соколиной комнаты. (...) 1 октября. (...) Скопировал сцену отъезда царя РЅР° «охоту» для РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· лотков сомкнутого СЃРІРѕРґР° Соколиной комнаты. Проработал РґРѕ часу ночи: очень РјРЅРѕРіРѕ приходится «шарить» РїРѕ источникам. (...) 31 октября. (...) РҐРѕРґРёР» СЃ княгиней РІ Соколиную комнату Рё РІ церковь Рё РІСЃРµ решили. (...) 3 РЅРѕСЏР±СЂСЏ. (...) Решил окончательно СЂРѕСЃРїРёСЃСЊ стен «Соколиной» комнаты. (...) 3 января (1895 РіРѕРґР°). (...) Дал РњРѕСЂРѕР·РѕРІСѓ дальнейшие указания Рѕ расписании Соколиной комнаты»12. Султанов же сделал проектные СЂРёСЃСѓРЅРєРё мебели, ажурных позолоченных металлических решеток Рё рамы для портрета Рвана Грозного, РІ орнамент которой была вплетена молитвенная надпись СЃ Царского места РІ кремлевском Успенском СЃРѕР±РѕСЂРµ. В«(Юсуповым) Соколиная комната понравилась», - отмечал архитектор13.
Убранство РґРѕРјР° дополняла изысканная мебель, изготовленная опять же РїРѕ рисункам Рќ. Р’. Султанова РІ Европе, преимущественно РІ Венеции. Металлический накладной орнамент обитых бархатом дверей выполнялся РїРѕ образцу РёР· храма РџРѕРєСЂРѕРІР° Пресвятой Богородицы РІ Медведкове. Помещения украшали как подлинные люстры конца XVII века, так Рё созданные Султановым РІ РёС… стиле новые, Р° также настенники, поставцы, настольные подсвечники СЃ фарфоровыми свечами красного Рё зеленого цветов. РњРЅРѕРіРѕ было здесь подлинных предметов конца XVII века - печи, люстры, паникадила, материи, которыми славился РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ антикварный рынок. Рзвестно, что Султанов часто наведывался Рє знакомым антикварам, ценил старинные вещи Рё хорошо разбирался РІ РёС… художественных достоинствах.
В 1893-1899 годах по проекту Н. В. Султанова на месте старых деревянных построек были возведены два полукруглых одноэтажных флигеля, выдержанные в стиле главного дома и составившие с ним единый архитектурный ансамбль. Правый предназначался для служащих, левый - для хозяйственных служб: «конюшни, сараев, прачечной, ледника и электрической машины». В центре двора устаивался круглый газон, вокруг которого могли циркулировать машины и экипажи. Для въезда с Трехсвятительского переулка сооружались новые ворота, а с внешней стороны дома разбивался сад. В 1896-1897 годах по Большому Харитоньевскому переулку установили изящную металлическую ограду в стилистике XVII столетия.
Ансамбль РґРѕРјР° Юсуповых РІ Большом Харитоньевском переулке является РѕРґРЅРёРј РёР· наиболее ценных объектов культурного наследия столицы. Его история СѓС…РѕРґРёС‚ РєРѕСЂРЅСЏРјРё РІ далекое прошлое - РІ СЌРїРѕС…Сѓ Рвана Грозного. Наша главная задача состоит РІ том, чтобы восстановить Рё сохранить для будущих поколений этот выдающийся памятник архитектуры Рё истории.
Список литературы
1. ОРРНБ. Ф. 757, оп. 1, д. 6. Дневник за 1895 г.
2. Князь Феликс Юсупов. Перед изгнанием. 1887-1919. М., 1993. С. 33.
3. ОРРНБ. Ф. 757, оп. 1,. д. 5. Дневник за 1894 г.
4. Там же. Д. 5. Дневник за 1894 г. 31 октября.
5. Там же. Д. 2. Дневник за 1891 г.
6. Там же. Д. 3. Дневник за 1892 г.; Султанов Н. В. Реставрация дома князей Юсуповых // Зодчий. 1893. № 5. С. 35-36.
7. ОРРНБ. Ф. 757, оп. 1, д. 3. Дневник за 1892 г.; д. 4. Дневник за 1893 г.
8. РђСЂС…РёРІ РРРњРљ Р РђРќ. Р¤. 16, РѕРї. 1, Рґ. 32, Р». 69-70.
9. РР· семейной переписки Юсуповых // Река времен. Рў. 2. Рњ., 1995. РЎ. 103. РџРёСЃСЊРјРѕ РѕС‚ 15 мая 1893 Рі.
10. РћР Р РќР‘. Р¤. 757, РѕРї. 1, Рґ. 4. Дневник Р·Р° 1893 Рі. Р’ дневниках Рќ. Р’. Султанова упоминаются подрядчики, которые выполняли его заказы: Рњ. Р¤. Харламов (изразцовое Рё керамическое производство), Рџ. Р. Чумаков (бронзолитейное дело), Рљ. Р•. РњРѕСЂРѕР·РѕРІ (стенопись), РЁРјРёРґС‚ Рё Казаков (мебель), Сапожников (материи) Рё РґСЂСѓРіРёРµ.
11. Там же. Р”. 4. Дневник Р·Р° 1893 Рі. РҐРѕСЂСѓРіРІРё для церкви вышивались монахинями Роанно-Предтеченского монастыря.
12. Там же. Д. 5. Дневник за 1894 г., д. 6. Дневник за 1895 г.
13. Там же. Д. 5. Дневник за 1894 г. 19 марта.