"Очистительное воздействие" (катарсис) малых прозаических жанров современной русской литературы
Актуальность исследования. Со времени самого первого употребления термина «катарсис», проблема «очищения» волновала многих исследователей: философов, толкователей Аристотеля, теоретиков искусства, психологов, литературоведов, которые на протяжении тысячелетий разгадывали аристотелевскую загадку. Но в различных толкованиях, которых за две с половиной тысячи лет накопилось огромное количество, понятие «очищение» получало настолько разные определения и оценки, что ученые так и не пришли к общему мнению. В годы распада СССРрусская литература сделала резкий шаг в сторону «эстетизации» в противовес морально-нравственным канонам советской литературы, но теперь пришло время поисков «золотой середины» между этическим и эстетическим наполнением литературных произведений. В этой работе мы исследуем природу «очищения» в русских рассказах второй половины двадцатого века, причем анализируемые авторы представляют различные традиции русской литературы. В. Астафьев, В. Крупин, В. Шукшин, С. Залыгин, В. Распутин – продолжатели классических традиций русской реалистической литературы, ориентирующиеся на нравственные идеалы и ценности. Вик. Ерофеев, В. Пелевин, В. Сорокин, Ю. Мамлеев, М. Елизаров – представители другой литературы, часто именуемые русскими «постмодернистами», ориентируются в своем творчестве на иные эстетические и этические установки.
Новизна исследования. Организующая проблема – «очистительное» воздействие современной русской малой прозы – заставляет, во-первых, определиться с относительно четкой дефиницией «очищения», применительно к современной литературной ситуации. Во-вторых, выявить конкретные катарсические методы в русской малой прозе, в зависимости от различных литературных традиций. В-третьих, рассмотреть в рамках единой теоретической проблемы широкий пласт произведений, принадлежащих перу разнообразных по творческой манере авторов.
Объект исследования. Р’ работе анализируются рассказы Р’. Шукшина («Жил человек»), Р’. Распутина («Женский разговор»), РЎ. Залыгина («Санный путь»), Р’. Астафьева (В«РРЅРґРёСЏВ»), Р’. РљСЂСѓРїРёРЅР° («Окорок сердца»), Р’. РЎРѕСЂРѕРєРёРЅР° («Геологи»), Р’РёРє. Ерофеева («Тело РђРЅРЅС‹, или конец СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ авангарда»), Рњ. Елизарова («Жизнь радостна»), Р’. Пелевина («Вести РёР· Непала»), Р®. Мамлеева («Ковер-самолет»). Выбор текстов обусловлен следующим. РњС‹ РЅРµ ставим перед СЃРѕР±РѕР№ задачи проследить становление Рё эволюцию катарсических эффектов РІ творчестве каждого автора. Наша цель – обнаружить родовые черты катарсиса РІ рассказах РґРІСѓС… направлений СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературы второй половины двадцатого века, поэтому метод выбора РѕРґРЅРѕРіРѕ рассказа РѕС‚ каждого автора РІ таком случае становится наиболее подходящим – точно определяющим родовые черты «очистительных схем» Рё РЅРµ утопающим РІ тысячах мелких особенностей «очистительной модели» отдельно взятого автора Рё каждого отдельно взятого произведения.
Предмет исследования. «Очистительное воздействие» (катарсис) малых прозаических жанров современной русской литературы рассматривается как теоретическая проблема литературоведения, предусматривающая анализ современных прозаических произведений через призму тех сведений, которые мы знаем о катарсисе в целом.
Степень изученности темы. Катарсис как организующая проблема литературоведения РІ применении Рє конкретным текстам Рё авторам изучался редко. РЎРѕ времен Аристотеля, который Рё ввел РІ РѕР±РёС…РѕРґ понятие «очищение», основные научные СЃРїРѕСЂС‹ велись РІ парадигме толкований – исследователи РІ большинстве своем пытались объяснить, что же имел РІ РІРёРґСѓ Аристотель, РіРѕРІРѕСЂСЏ Рѕ «трагическом очищении». Р’ этом плане наиболее полной Рё доказательной РјС‹ считаем ту интерпретацию, которую предложил Рђ. Лосев РІ работе В«Рстория античной эстетики». Р’ плане общего понимания феномена «очищения» РјС‹ опираемся РЅР° работы Р. Рльина («Аксиомы религиозного опыта»), Рњ. Рыклина («Революция РЅР° РѕР±РѕСЏС…В»), Р”. Лукача («Своеобразие эстетического»), Р‘. Брехта («Теория эпического театра»), Р¤. Ницше («Происхождение трагедии РёР· РґСѓС…Р° музыки»), Р—. Фрейда («Психология бессознательного»). Р’ литературоведческом аспекте изучения «очистительных техник» методологической базой нашего исследования стал труд «Психология искусства» Р›. Выготского, тщательно рассмотревшего РєРѕСЂРЅРё катарсиса как эстетической реакции РІ различных литературных жанрах, Р° также работы Рќ. Литвиненко («Некоторые аспекты проблемы катарсиса»), Дж. Оруэлла («Трагедия Рё «только правда»), Рќ. Гладких («Катарсис смеха Рё плача»), Рќ. Павлова («Художественное произведение Рё воспоминание»).
Целью исследования мы считаем выявление катарсических особенностей избранных нами русских рассказов, определение общих и различных черт «очищения» в новеллистике различных направлений русской литературы второй половины прошлого века.
Основные задачи исследования:
- дать четкую дефиницию очищения, применимую к литературе как одному из видов искусства на основании сравнения исследований теоретиков литературы, философов, психологов, посвященных катарсису;
- выявить основные особенности и установки катарсиса в прозаических произведениях (в отличие от изначально рассматриваемого Аристотелем «трагического очищения»);
- определить особенности «очистительных схем» новелл и рассказов (выявить отличия катарсиса малой прозы от катарсиса прозы вообще);
- проанализировать выбранные рассказы с точки зрения «очистительных методик»;
- определить частное и общее в катарсических схемах каждого выбранного автора на основе анализа одного рассказа (определить, какие «очистительные установки» играют главную, а какие – вспомогательную роль);
- выявить общие «очистительные мотивы», используемые авторами одной литературной традиции;
- определить различия катарсических схем и установок у выбранных авторов, представляющих противоположные (классическую и неклассическую) литературные традиции;
- сравнить полученные результаты исследований катарсиса в русских рассказах с изначальной аристотелевской формулой «трагического очищения посредством страха и сострадания».
Методология исследования. Особое значение для достижения поставленной цели и решения научных задач имеют методы исторической и теоретической поэтики: исследование основных повествовательных моделей, позволяющее вывести дефиницию катарсиса, метод событийного анализа сюжетной схемы произведения. В анализе конкретных произведений главную роль играет метод построчного и контекстного анализа выбранных текстов. Методы сравнительно-типологического литературоведения: сопоставительное изучение текстов, относящихся к одному жанру и роду, но различным литературным стилям и традициям.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Катарсисом в современной литературе следует считать психологическое воздействие на читателя художественного произведения, заканчивающееся актом психологической разрядки, освобождения души от «скверны», обогащения эмоционального мира реципиента.
2. «Очистительные модели» и схемы эпических прозаических произведений существенно отличаются от очищения в других родах литературы – драме и лирике. Катарсис в прозе менее экспрессивен, нежели в классической трагедии. При этом малые прозаические формы – рассказы и новеллы – имеют свои характерные катарсические особенности, отличающиеся от подобных «очистительных установок» в крупных прозаических формах: катарсис в рассказах, во-первых, дискретен, во-вторых, одним из главных способов катарсического воздействия в малых прозаических формах становится метод «трагического парадокса».
3. Методы катарсического воздействия РІ рассказах СЂСѓСЃСЃРєРёС… писателей, принадлежащих различным литературным парадигмам (условно можно обозначить РёС… как «классиков», придерживающихся традиций СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ реализма, РІ нашей работе РёС… представляют Астафьев, Шукшин, Залыгин, Распутин, РљСЂСѓРїРёРЅ, Рё «неклассиков» – Р’РёРє. Ерофеев, Пелевин, РЎРѕСЂРѕРєРёРЅ, Мамлеев, Елизаров) существенно различаются СЃРІРѕРёРј наполнением. Если РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ катарсиса Сѓ «классиков» становится очищение нравственное, СЃРІРѕРёРјРё чертами напоминающее «религиозный катарсис» (Р. Рльин), то «неклассики» переносят акцент очищения СЃ этического РЅР° эстетический аспект.
4. Катарсический эффект произведений «классиков» возникает в первую очередь в текстовом пространстве рассказа, то есть внутри самого произведения, «неклассики» чаще используют другую схему – очищение приходит не во время прочтения текста, а в соприкосновении мира вымышленного, литературного с миром реальным. Если реалистические установки «классиков» основаны на христианской традиции очищения как избавления от грехов посредством их определения через проповедь и последующего ухода от них, то «неклассики» прибегают к иным философским принципам очищения: дзэн-буддистскому (рассказ как коан), абсурдистскому (возвращение к реальному миру становится очищением – после безумно-абсурдного текста серая жизнь воспринимается как допустимая альтернатива бесконечной шизофрении текстовой реальности), психоаналитическому (очищение – компенсация, восполнение чувств и эмоций, недополученных в реальной жизни).
5. При определенной редукции любые катарсические схемы приходят к изначальному аристотелевскому определению «трагического катарсиса как очищения посредством страха и сострадания». Только в «очистительных схемах» «классиков» акцент в этой формуле переносится на сострадание, а у «неклассиков», напротив, на страх. Таким образом, классическая схема «очищения посредством страха и сострадания» получает у представителей различных литературных направлений следующий вид: «очищение посредством сострадания» у представителей «нравственно-традиционной» линии литературы и «очищение посредством страха» у «постмодернистов». Страх при этом достигается в первую очередь через абсурд, развивающийся в творчестве каждого из выбранных авторов-неклассиков в своем направлении. Если в самом простом варианте – рассказах Ерофеева и Елизарова – абсурд лишь техническое средство «устрашения», в творчестве Сорокина – абсурд еще и приведение читателя к первозданной чистоте-пустоте, «чистому листу», древнегреческому хаосу, из которого рождается все сущее в мире. В рассказах Мамлеева – абсурд еще и указка на некую молчащую и нам, живым непонятную реальность, метафизическую данность. В рассказе Пелевина – абсурд еще и путь не только к художественному очищению, но и очищению духовному, путь к достижению буддийского блаженства, «сатори».
6. В любой прозе действует и «интеллектуалистическое очищение» – получение читателем чужого жизненного опыта во время чтения рассказов. В любом культурном акте, в том числе и восприятии художественного текста, как интеллектуальном опыте, есть момент «очищения» как познания непознанного.
Апробация исследования. Основные положения диссертации были изложены в докладах и выступлениях на конференциях: международная научная конференция «Литература в диалоге культур-3» (Ростов-на-Дону, 2005), международная научная конференция «Проблемы духовности в русской литературе и публицистике 18-21 веков» (Ставрополь, 2006), Четвертая межвузовская конференция молодых ученых «Актуальные проблемы современного языкознания и литературоведения» (Краснодар, 2005), Пятая межвузовская конференция молодых ученых «Актуальные проблемы современного языкознания и литературоведения» (Краснодар, 2006).
Научно-практическая значимость исследования: Результаты, полученные в ходе работы над диссертацией, могут быть использованы в лекционно-практических курсах по истории современной русской литературы. Особый интерес представляет пограничная сфера взаимодействия литературоведения с психологией и классической философией, также исследующими проблемы катарсиса. Стоит отметить широкую репрезентацию авторов двух литературных направлений, в последнее время все больше враждующих между собой, так что их рассмотрение в рамках единой литературоведческой проблемы очищения предстает еще и актом примирения различных направлений русской литературы второй половины прошлого века в рамках единого литературного процесса.
Структура и объем исследования. Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Общий объем диссертации – 162 страницы. Число позиций в библиографическом списке – 212.
1. Основное содержание работы
Первая глава диссертационного исследования – «Феномен «катарсис» РІ истории литературы, философии Рё психологии». Ее цель – проследить историю воззрений РЅР° «очищение» РѕС‚ Аристотеля РґРѕ настоящего времени, вывести четкую дефиницию «катарсиса», определить особенности очищения прозаических произведений малых форм Рё методы достижения «очищения» РІ рассказах. Р’ рамках поставленной цели решаются следующие задачи: изучение «очистительных» концепций Аристотеля, Платона, Лосева, Ницше, Бернайса, Выготского, концепции негативного (Рыклин) Рё религиозного (Рльин) катарсиса, выделение основных направлений толкований катарсиса, определение дефиниции «катарсис» Рё изучение методов, СЃ помощью которых достигается очищение РІ художественной литературе.
Р’ первом разделе (В«Рстория термина «катарсис» РѕС‚ Аристотеля РґРѕ наших дней») рассматривается история катарсиса как научной категории СЃРѕ времен аристотелевской «Поэтики» РґРѕ катарсических теорий двадцатого века – религиозного (Рльин) Рё негативного (Рыклин) катарсиса. РћСЃРѕР±РѕРµ внимание уделяется рассмотрению определения катарсиса, Рє которому пришел РІ своей работе В«Рстория античной эстетики» Рђ.Р¤. Лосев, считавший, что аристотелевский катарсис есть очищение умственное, Р° РЅРµ эстетическое. РџРѕ мнению Лосева, катарсис Сѓ Аристотеля – это причащение трагизмом РјРёСЂР°, осознание фатальной трагичности всей Вселенной.
Во втором разделе («Различные направления толкования катарсических гипотез») мы выделяем восемь основных направлений, которые определяют основные тенденции толкования аристотелевского катарсиса.
1. Материалистическое.
2. Рстетическое.
3. Ртическое.
4. Медицинское.
5. Гедонистическое.
6. Рнтеллектуалистическое..
7. Мистериально-религиозное.
8. Философское.
В третьем разделе («Особенности катарсиса в прозаических текстах») рассматриваются особенности очищения, вызываемого именно прозаическими произведениями. К таким особенностям можно отнести меньшую, по сравнению с классическими трагедиями, напряженность, бурность очищения. Здесь же рассматривается особенность очищения в малых прозаических формах. В малой прозе катарсис дискретен – если в крупных прозаических формах наряду с несколькими сюжетными линиями может культивироваться сразу много «очистительных течений», то в рассказах обычно одна сюжетная линия соотносится с одной «очистительной». К тому же в коротких прозаических формах одним из главных способов катарсического воздействия становится метод трагического парадокса – художественный способ прозрения глубинной сути происходящего. Здесь же кроется один из важнейших стимулов к преодолению, освобождению от ужасного и абсурдного, один из источников катарсического просветления в, казалось бы, безысходных обстоятельствах. Короткая прозаическая форма предполагает именно парадоксальное очищение – особенно в новелле парадокс играет важную роль.
РќР° основании РјРЅРѕРіРёС… теорий РјС‹ выводим собственную дефиницию очищения. Ртак, катарсисом РІ данной работе РјС‹ считаем психологическое воздействие РЅР° читателя художественного произведения, заканчивающееся актом психологической разрядки, чувством облегчения, освобождения души РѕС‚ «скверны», обогащения эмоционального РјРёСЂР° реципиента. Причем интенсивность этого чувства может быть совершенно различной РІ зависимости, РІРѕ-первых, РѕС‚ типа произведения искусства, мастерства художника Рё его целей, РІРѕ-вторых, РѕС‚ душевного настроя Рё готовности очиститься самого воспринимающего (РІ нашем случае читателя).
В четвертом разделе («Различные методы достижения очищения») мы выделяем несколько способов, с помощью которых авторы воздействуют на читателя с «очистительной» миссией. Здесь выделяется четыре метода: трагического, религиозного, негативного очищения и метод эстетической реакции – столкновение, происходящее на апогее эмоций, формы и содержания, которое нейтрализует вызываемое этими эмоциями напряжение зрителя и переживается как катарсис. Если редуцировать любое определение и любую методику катарсического очищения, то все схемы в итоге окажутся очень близки к определению, данному Аристотелем: «очищение посредством страха и сострадания».
Вторая глава диссертационного исследования («Катарсис РІ малых формах «деревенской прозы») посвящена изучению особенностей феномена «катарсис» РІ текстах писателей, причисляемых теоретиками литературы Рє деревенской РїСЂРѕР·Рµ. РњС‹ РїСЂРѕРІРѕРґРёРј литературоведческий анализ каждого РёР· пяти рассказов разных авторов, наиболее СЏСЂРєРѕ представляющих деревенскую РїСЂРѕР·Сѓ (Распутин, Залыгин, Астафьев, РљСЂСѓРїРёРЅ, Шукшин), определяем «очистительные схем» Рё мотивы РІ выбранных произведениях, РїСЂРѕРІРѕРґРёРј сопоставительный анализ катарсических особенностей каждого произведения, выявляем общие для «деревенщиков» «очистительные схемы», определяем авторские особенности очищения, разграничиваем общее Рё частное РІ «очистительных» (катарсических) схемах выбранных авторов. Представленных РІ этой главе авторов объединяет, РІ первую очередь, выбранный РёРјРё метод отображения действительности. Р’ истории литературы всех пятерых называют то представителями «деревенской» РїСЂРѕР·С‹, то «нравственниками» (Рђ. Солженицын). Писатели этого направления становятся продолжателями традиций классической СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературы. Рспользуя классические приемы реализма Рё РЅРµ меняя его эстетических стратегий Рё установок, «нравственники» переносят акценты РЅР° жизнь обыкновенного человека, отказываются РѕС‚ вымышленных сюжетов, считая, что жизненная РѕСЃРЅРѕРІР° РёС… РїСЂРѕР·С‹ изначально отвергает игровые установки РІ восприятии произведений. «Нравственников» объединяет чувство глубокой ответственности Р·Р° происходящее СЃ РјРёСЂРѕРј Рё человеком, следование традициям классической СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературы XIX века Рё, соответственно, похожее отношение Рє концепции очищения, аналогичные литературные техники его достижения.
Р’ первом разделе («Катарсис РІ рассказе Виктора Астафьева В«РРЅРґРёСЏВ») делается подробный анализ рассказа СЃ целью обнаружить, какие «очистительные схемы» использует автор, какие РёР· РІРёРґРѕРІ катарсического воздействия РЅР° реципиента преобладают. Методы очищения РІ рассказе Виктора Астафьева В«РРЅРґРёСЏВ» – классические. Рспользуя традиционную аристотелевскую схему «очищения посредством страха Рё сострадания», Астафьев как представитель классического реализма Рё Рє тому же прозаик, Р° РЅРµ драматург-трагик, переставляет акценты, практически избавляя читателя РѕС‚ страха Рё останавливаясь РЅР° сострадании Рє главной героине рассказа. Таким образом, Астафьев практически создает такую формулу катарсиса: «очищения посредством сострадания», – что очень близко Рє христианской парадигме катарсиса. Рзначально «очищение» (РІ аристотелевском понимании, РґРѕ всех интерпретаций) присутствовало только РІ трагедии. РћРґРЅР° РёР· характерных черт трагедии – смерть героя или героев, поэтому «убивая» РІ рассказе В«РРЅРґРёСЏВ» главную героиню, писатель приближает рассказ РїРѕ степени накала, РґР° Рё РїРѕ технике катарсиса, Рє античным трагедиям. Представители «реалистического направления» литературы, РІ том числе Рё Астафьев, РѕРґРЅРѕР№ РёР· важнейшей целей своего творчества считают дидактику. Поэтому можно говорить еще Рё Рѕ познавательном катарсисе – читатель очищается, узнавая через тексты Астафьева, что же такое хорошо Рё что такое плохо, РЅРѕ здесь нас ждет неожиданный С…РѕРґ: «очищая» таким образом читателя, очищается Рё писатель, который считает, что СЃРІРѕРёРј творением привнес РІ РјРёСЂ частицу «разумного, РґРѕР±СЂРѕРіРѕ, вечного». Можно говорить Рѕ феномене обратной катарсической СЃРІСЏР·Рё.
Р’Рѕ втором разделе («Катарсис РІ рассказе Валентина Распутина «Женский разговор») аналогичному анализу подвергается рассказ Валентина Распутина. РћСЃРЅРѕРІРѕР№ очищения РІ произведении Распутина становится очищение религиозное (автор Рё РЅРµ скрывает своего отношения Рє Церкви Рё православию), РІ то же время РѕРЅ использует РІ своем рассказе прием противопоставления, РЅРѕ это противостояние РЅРµ формы Рё содержания, как Сѓ Выготского, Р° содержания Рё содержания. Р’Рѕ внутритекстовом пространстве противопоставляются РґРІР° РјРёСЂР°, РґРІР° РїРѕРґС…РѕРґР° Рє жизни, РґРІР° времени, классическое противопоставление деревенщиков «город (плохо)–деревня (хорошо)В» трансформируется РІ «девушка-бабушка» СЃ четко обозначенными моральными оценками. РќРѕ РІ отличие РѕС‚ противопоставленности формы Рё содержания, противопоставленность однопарадигмовых, РЅРѕ разнозаряженных элементов текста РЅРµ дает «эмоциональной разрядки», которая возникает РїСЂРё «взаимосгорании противоположно направленных аффектов». Рто текстовое противостояние Рё должно породить нравственное очищение – выбор между РґРѕР±СЂРѕРј Рё злом. Перед таким выбором оказывается Рё юная героиня Р’РёРєР°, Рё читатель. Сделать выбор РІ этом рассказе Рё для Р’РёРєРё, Рё для реципиента оказывается легко, потому что «добро» Рё «зло» лежат РЅР° поверхности, РІРѕС‚ РѕРЅРё, нужно только стать РЅР° правильную сторону. Р’РёРґСЏ РІ чертах девочки-героини типическое, любой читатель соотносит СЃ СЃРѕР±РѕР№ Рё как РїРѕРґ РјРёРєСЂРѕСЃРєРѕРїРѕРј РІРёРґРёС‚ РІ неосознанных прегрешениях Р’РёРєРё СЃРІРѕРё собственные грехи. Читатель вместе СЃ Р’РёРєРѕР№ совершает путь Рє первому этапу религиозного катарсиса – покаянию, обнаружению собственного несовершенства перед лицом гармонии РјРёСЂР°, РїСЂРёСЂРѕРґС‹, народной мудрости, представленной РІ рассказе Натальей. Распутин ведет читателей РїРѕ РґРѕСЂРѕРіРµ нравственно-религиозного очищения, через сочувствование героиням, через соаффекты. Читатели РїСЂРёС…РѕРґСЏС‚ Рє религиозному очищению, причем даже раньше, чем делает первый шаг Рє нему героиня рассказа.
Вообще, катарсис возникает тогда, когда трагедия преодолена общей гармонией мира. У Распутина общая гармония мира, природы в тексте преодолевает трагедию. В этом Распутин типологически перекликается с тем пониманием катарсиса, которое вкладывал в этот термин Алексей Лосев. Рздесь мы приходим к такому выводу, что, несмотря на различия и тысячелетия, религиозно-нравственный катарсис Распутина и первоначальный катарсис Аристотеля – явление одного порядка. Получается, что катарсис в обоих случаях – очищение гармонией, только нравственные ориентиры этой гармонии выявлены в разных, в силу исторического различия, категориях: православного и антично-языческого.
В третьем разделе («Катарсис в рассказе Василия Шукшина «Жил человек») анализу катарсических эффектов подвергается произведение Василия Шукшина, которого по традиции относят к представителям «деревенской прозы». С одной стороны, по рождению, тематике, в общем, по всем внешним признакам – традиционный «деревенщик», но все-таки классическое для остальных столкновение «патриархальной деревни» с «наглым захватническим городом» для Василия Шукшина не главная проблема. Шукшин всегда пишет о человеке, причем герои Шукшина всегда с ноткой трагичности. Каждый из шукшинских «юродивых искателей» не может быть понят никем: ни собутыльниками, ни детьми, ни женой. Так и остаются герои всех рассказов в мучительном одиночестве души. В нашем случае получается, что герой рассказа «Жил человек» – классический «трагический герой», вписывающийся в концепцию «трагического героя» аристотелевской «Поэтики». Только в одном, но самом главном, герой рассказа «Жил человек» не подходит под аристотелевское определение идеального «героя трагедии»: шукшинский человек и раньше не был счастлив, нет в рассказе никакого перехода от счастья к несчастью.
В творчестве Шукшина принципиально важно, что он как писатель-реалист не замечает себя самого перед лицом предмета изображения и произведение для него не является лишь средством самовыражения. В финале рассказа автор не обрывает сюжет на смерти героя и оставляет за собой право последнего абзаца, чтобы вслед за эстетическим катарсисом читатель, с уже очищенной и подготовленной душой, обрел еще и очищение нравственное.
В четвертом разделе («Катарсис в рассказе Владимира Крупина «Окорок сердца») такому же анализу подвергается короткий рассказ еще одного представителя деревенской прозы. Короткая проза Владимира Крупина, несмотря на явную приверженность традициям русского реализма, особенно «деревенской прозы» (сам писатель относит свое творчество к этой линии и считает учителями Залыгина, Распутина, Белова), отличается от классических рассказов «деревенской литературы» в первую очередь своими жанрово-стилевыми особенностями.
Малые прозаические формы Крупина трудно назвать классическими рассказами или новеллами, они тяготеют скорее к публицистическим жанрам: очерку, зарисовке. Во многих из них речь идет от первого лица и за лирическим героем скрывается (во всяком случае делает вид, что скрывается) сам автор: его переживания, чувства, мысли. Поэтому анализировать с точки зрения возникновения катарсических эффектов Крупина несколько сложнее, нежели представителей классических форм, но и в очерково-публицистической прозе можно найти явные черты «очистительного» воздействия литературы. «Окорок сердца» также насыщен трагедийным содержанием – в сюжетной линии рассказа есть многое от классической трагедии: погибающий «трагический герой», причем, как нам дальше становится известно, погибающий, как и положено, вследствие «трагической ошибки».
РќРѕ РљСЂСѓРїРёРЅ, РІ отличие РѕС‚ аристотелевских правил, делает РІ своем творчестве ставку более РЅР° этическое, нежели РЅР° эстетическое удовлетворение Рё очищение. Поэтому, анализируя «очистительные схемы» РљСЂСѓРїРёРЅР° РІ рассказе «Окорок сердца», РјС‹ РІРЅРѕРІСЊ РїСЂРёС…РѕРґРёРј Рє религиозному катарсису, методы которого описаны Рё проанализированы Рльиным. Р’ силу того, что РїСЂРѕР·Р° РљСЂСѓРїРёРЅР° РЅРѕСЃРёС‚ характер очерковый, публицистический, можно предположить, что рассказ – переживание собственной жизни автора. РўРѕРіРґР° «Окорок сердца» приобретает РѕСЃРѕР±РѕРµ значение для автора – это настоящая исповедь РЅР° бумаге, Р° РЅРµ художественное изображение чужой исповеди. Р’ таком случае РљСЂСѓРїРёРЅ, очищаясь сам, призывает Рє очищению Рё читателей. Надев автобиографическую маску «виновного РІ смерти», РѕРЅ примеряет эту маску РЅР° каждого РёР· читателей, чтобы привести Рє «правильному» восприятию РјРёСЂР°. РўРѕ есть, осознанно используя автобиографический стиль РїРёСЃСЊРјР° РѕС‚ первого лица, очерковость, нарочитый СѓС…РѕРґ РѕС‚ беллетристики Рє некой «личной», «сокровенной» РїСЂРѕР·Рµ, РљСЂСѓРїРёРЅ ведет читателя РЅРµ Рє эстетическому, Р° этическому очищению, используя эстетические законы. Такое положение дел для СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ реалистической РїСЂРѕР·С‹ второй половины двадцатого века совсем РЅРµ редкость.
В пятом разделе («Катарсис в рассказе Сергея Залыгина «Санный путь») проведен аналогичный анализ рассказа, с целью выявить доминантные «очистительные схемы». Проза Сергея Залыгина радикальным образом отличается от произведений других писателей-деревенщиков: Залыгин начинал как писатель-эколог, предупреждающий о бедах, которые постигнут нас, если мы не обратим внимание на природу. Потому и главный герой почти всех залыгинских произведений не человек, а природа, хотя есть и небольшие исключения, как предлагаемый рассказ, да и сам жанр рассказа все-таки исключителен для писателя. Основной художественный прием в рассказе «Санный путь» – ретроспекция, обращение в прошлое. Ретроспекция как художественный прием, с одной стороны, замедляет сюжетное действие, с другой – обращение к воспоминаниям рождает особый вид сопереживания. Воспоминание действует как сюжетный замедлитель действия.
Особенность ретроспекции как художественного приема в том, что она порождает особое отношение к тексту, в котором переживание, сопровождающее воспоминание, близко (или даже одной природы) к переживанию, именуемому катарсисом. Здесь работает один механизм. Случившееся с нами память превращает в художественное произведение (воспоминание становится таким произведением). В случае с «Санным путем» воспоминание становится и отправной точкой художественного произведения, его идеей, и, одновременно, художественным приемом – ретроспекцией. Важная особенность ретроспекции в том, что воспоминание смягчает боль, страх: даже самые страшные события через время вспоминаются уже не столь страшными и ужасными, не вызывают таких мощных эмоций. Можно сказать, что боль и страх в воспоминаниях фильтруются. Таким образом, в катарсической формуле Аристотеля «очищение посредством страха и сострадания» Залыгин – в традициях классической русской прозы – смещает акценты, с помощью ретроспекции ретушируя страх и выводя на первый план сострадание.
Финальные выводы главы говорят о характере «очистительного» воздействия творчества вышеназванных авторов. Вычленяются характерные для них катарсические схемы.
1. В классической аристотелевской схеме трагического катарсиса как «очищения посредством страха и сострадания» писатели нравственно-деревенской волны перемещают акценты в сторону сострадания, формула приобретает морально-религиозный вид «очищения посредством сострадания». Технически большая степень сострадательности произведений достигается за счет изображения максимально «человечных» персонажей.
2. Ставка РЅР° сострадание Рё православные традиции морали РїСЂРёРІРѕРґСЏС‚ авторов Рє использованию схемы религиозного очищения, описанной Рльиным. Религиозно-философское истолкование, РІ силу исторических особенностей, оказалось усвоено перечисленными авторами лучше, чем святоотеческое. РџРѕ метафизической, мистериальной направленности «религиозный катарсис» близок Рє тому толкованию Аристотелева трагического очищения, которое предложил Лосев. Достаточно РІ толковании Лосева заменить понятие «всеобщая умная Сущность» РЅР° дефиницию «Бог», как лосевская схема сразу примет РІРёРґ очищения, описанного Рльиным.
3. Как и в любой прозе, в вышеперечисленных произведениях (хоть и в меньшей мере) действует и «интеллектуалистическое очищение» – получение читателем чужого жизненного опыта во время чтения рассказов.
В третьей главе диссертационного исследования («Катарсис в малых формах «постмодернистской» прозы») таким же образом, как и в предыдущей главе, проводится анализ катарсических эффектах в малой прозе авторов другого литературного направления. Если творчество писателей-нравственников представляет собой продолжение традиций классической русской литературы, то Владимир Сорокин, Виктор Пелевин, Михаил Елизаров, Юрий Мамлеев и Виктор Ерофеев представляют собой совершенно противоположные эстетические и литературно-творческие установки. Хотя они никогда не объединялись ни в какую группу, но есть в их творчестве некая типологическая общность, позволяющая, несмотря на разность творческих индивидуальностей, отнести их к одной художественной доминанте.
Р’ первом разделе («Катарсис РІ рассказе Виктора Ерофеева «Тело РђРЅРЅС‹, или конец СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ авангарда») РјС‹ рассматриваем «очистительные схемы» Рё РїСЂРёС…РѕРґРёРј Рє выводу, что СЃ позиции классического катарсиса РІ этом рассказе совершенно нет «сострадания» Рє РєРѕРјСѓ-либо, РґР° Рё страх РІ рассказе РЅРµ является РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ формой воздействия. Главная причина этого – отсутствие героя, героя-человека, сочувствие Рє которому Рё вызывает сострадание. РџРѕ методам психологического воздействия РЅР° читателя Виктор Ерофеев, как Рё РІСЃРµ постмодернисты, РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј СЃС…РѕР¶ СЃ авангардистами начала прошлого века. Рсследователи авангарда пишут Рѕ том, что восприятие авангардистского произведения – это шок, характерная реакция – отторжение (РїРѕ крайней мере, авангардисты РЅР° это рассчитывают), реципиент подвергается агрессии как этической, так Рё эстетической. РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, «серьезный» читатель отторгает текст, который находится РІРЅРµ его системы координат, СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ – ироническое отношение Рє тексту сразу превращает его РІ нормальный, удобоваримый Рё вполне приличный. Неважно, что некая РђРЅРЅР° РІ конце пожирает некоего «любимого человека», РІ конце концов, это даже РЅРµ люди, Р° символы, абстракции. Момент удовольствия содержится РІ потенциальной возможности превратить РІСЃРµ РІ смелую веселую РёРіСЂСѓ, Р° момент неудовольствия – РІ том, что заставляют сопереживать («а РІРґСЂСѓРі РђРЅРЅР° такой же человек как РІСЃРµ РјС‹, мучается, страдает» – сознательные Рё бессознательные установки «реалистичной» литературы РјРѕРіСѓС‚ незаметно срабатывать даже РІ откровенно постмодернистском тексте), для того, чтобы быть мгновенно отвергнутым, Рё РѕР±Рµ эти стратегии накладываются РґСЂСѓРі РЅР° РґСЂСѓРіР°. Р’ рассказе именно «абсурд» становится причиной РЅРѕРІРѕРіРѕ, постмодернистского, катарсиса, который проявляется Сѓ Ерофеева. Можно предположить, что действует этот катарсис РІ соприкосновении СЃ реальностью, РіРґРµ, несмотря РЅРё РЅР° что, РІСЃРµ еще остается логика Рё некая гармония. «Очищение» после причастия «абсурдом» РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІ соприкосновении СЃ простыми предсказуемыми вещами Рё истинами, механизм такого катарсиса аналогичен механизму «негативного катарсиса».
Во втором разделе («Катарсис в рассказе Михаила Елизарова «Жизнь радостна») анализу «очистительных схем» подвергается творчество «русского Альдо Нове» – короткие абсурдные рассказы, которые как нельзя лучше подходят для изучения катарсических эффектов нетрадиционной современной русской литературы, основанных не на классических аристотелевских «страхе и сострадании» и не на разработанной Выготским теории о том, что «противоположные аффекты, вызываемые в читателе соответственно формой и содержанием рассказа, в заключительной точке сталкиваются и взаимоуничтожаются». Конфликт формы и содержания закладывается с самого начала, но не он становится основополагающим в развитии катарсического эффекта рассказа, хотя свою роль тоже играет, но не так, как в классических произведениях. Елизаров с самого начала вводит читателя в мир трагического абсурда, используя установки «негативного катарсиса»: после рассказа Елизарова, где тупое, но жизнерадостное «зло» раз за разом побеждает «добро», в геометрической последовательности увеличивая само себя, возвращение к реальности, где, во-первых, зло не всегда такое уродливое, и, во-вторых, не всегда побеждает, становится приятным и комфортным. Основная методика очищения в творчестве Елизарова – очищение через абсурд. Основой в данном случае выступает теория негативного катарсиса: по основной версии после безумно-абсурдного текста серая жизнь воспринимается как допустимая альтернатива бесконечной шизофрении произведения.
С другой стороны, негативный катарсис есть способ освобождения, «очищения» читателя, вступающего в контакт с текстом, «очищающим», хотя бы на время его восприятия, от «морального закона». В таком случае «негативный катарсис» выступает как одна из разновидностей «интеллектуалистического» катарсиса. Негативный катарсис (очищение абсурдом) в качестве одной из разновидностей «переживания чужих миров и жизней» становится основополагающим инструментом «очищения» у Елизарова, и в этом случае автор легко вписывается в парадигму русского постмодерна: Виктор Ерофеев – Елизаров – Сорокин – Пелевин – Мамлеев, пусть по времени творчества парадигма строится в другой последовательности, но по отношению к абсурду как инструменту творчества дело обстоит именно так.
В третьем разделе («Катарсис в рассказе Владимира Сорокина «Геологи») анализируются катарсические механизмы в малой прозе Сорокина. Он идет дальше Виктора Ерофеева, у которого абсурд не переходит во что-то большее и не указывает ни на что более значимое. Если у Ерофеева абсурд в текстах лишь самоцель или некая пародия реальности, именно той, советской реальности, то Сорокин идет намного глубже, за сорокинским текстовым абсурдом уже скрывается хаос (в греческой мифологии – зияющее пространство, первичный источник всякой жизни в мире, беспредельное изначальное пространство, из которой образовалось все существующее) в то время как абсурд всего лишь «нелепость». Разрушая любой дискурс, Сорокин использует абсурд как инструмент и промежуточную цель, посредством абсурда приходит к хаосу и пустоте (о степени синонимичности этих понятий можно долго спорить, но во многом они с