"Одетое тогами племя"
""
Совсем РЅРµ случайно заголовок данной заметки РІР·СЏС‚ РІ кавычки. Рто цитата РёР· Вергилия, который РІ "Рнеиде" так называет весь СЂРёРјСЃРєРёР№ народ. Рэто РЅРµ случайно. Ведь РєРѕРіРґР° РІ 80 Рі. РґРѕ Р .РҐ. царь Понтийского государства Митридат решил покончить СЃ властью Р РёРјР° РІ Малой РђР·РёРё, РѕРЅ приказал СЃРІРѕРёРј подданным убивать всех мужчин, кто будет одет РІ тогу. Очевидно, это был самый верный СЃРїРѕСЃРѕР± отличить римлянина РѕС‚ всех остальных. РћРґРёРЅ РёР· отцов церкви Тертуллиан посвятил отдельное сочинение осуждению тоги, как символа языческой цивилизации римлян. Светоний РІ жизнеописании Августа сообщает Рѕ том, что принцепс однажды увидел РЅР° Форуме несколько граждан, стоящих без тог, РІ РѕРґРЅРёС… туниках. Через младших магистратов РѕРЅ сделал РёРј резкий выговор, утверждая, что нет для римлянина высшей чести, чем выйти РЅР° Форум РІ тоге, Рё нет большего бесчестья, чем оказаться без нее.
Боюсь, что я вас несколько утомил таким вступлением. Но мне надо было показать важность тоги в Древнем Риме. Но далеко не все знают, что такое тога? Рассмотрим же, что из себя представляла тога, кто и когда мог носить ее?
Тога представляла собой очень большой кусок шерстяной материи, который имел форму сегмента круга или обрезанного овала. Длина тоги по прямому краю могла доходить до 6 м и даже более, а округлый край отстоял от прямого в самом широком месте примерно на 2 м. В древний период римской истории тогу носили все: мужчины, женщины и дети. Днем в нее заворачивались, ночью же ею укрывались и подкладывали под себя. Позднее тога стала лишь одеждой, причем только мужской. К середине IV века до Р.Х. основные приемы одевания и ношения тоги сформировались и сохранялись почти без изменения до конца Рима.
Я не буду утомлять вас подробным описанием того, как римляне закутывались в тогу, тем более, что существовало несколько основных способов. Отмечу лишь, что правое плечо и правая часть груди должны били оставаться открытыми. Обязательным условием ношения тоги была красивая драпировка, т.е. красивое расположение складок материи на груди. Как можно предположить, тогу нельзя было надеть без посторонней помощи, а это предполагало наличие слуг или рабов, хотя бы одного.
Тога должна была быть обязательно белой. Марциал писал о тоге:
"Лилии ты и жасмин побеждаешь, еще не опавший,
Кости слоновой белей ты на Тибурской горе".
Бедные граждане Рё лица, занятые физическим трудом, РЅРµ могли постоянно носить столь маркую одежду. РРј приходилось часто стирать ее, чтобы РЅРµ выглядеть грязными, так как РЅР° РЅРѕРІСѓСЋ тогу денег часто РЅРµ было. Граждане РІ застиранных тогах были частыми персонажами различных сатирических произведений. Выходя РёР· РґРѕРјР°, римляне часто поверх тоги надевали различные накидки, чтобы предохранить тогу РѕС‚ пыли, РіСЂСЏР·Рё Рё влаги. Р’ реальной жизни постоянно тогу носили, РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј, только высшие магистраты. Остальные граждане часто носили тогу СЃ СЃРѕР±РѕР№ Рё надевали ее или РїСЂРё исполнении СЃРІРѕРёС… официальных обязанностей, или РІ общественных местах (Цирк, Форум Рё С‚.Рґ.).
Тога являлась официальным облачением римского гражданина. Она была торжественным и вместе с тем обязательным одеянием именно римлян, которая воплощала их традиции и отличала римлян от всех других народов.
Кроме того, сенаторы, а также дети из знатных семейств до 16 лет, носили тогу с широкой алой или пурпурной полосой. По достижении 16 лет дети торжественно, в присутствии всех членов фамилии, снимали с себя детскую тогу с полосой, и получали тогу взрослого человека. Тога с полосой называлась претекста (praetexta - затканная спереди), поэтому большинство современных ученых считают, что эта полоса была воткана цветными нитками в край тоги. Вопреки широко бытующему мнению, полоса шла только по прямому краю тоги и, следовательно, была видна только на левом плече и кое-где на груди, а вовсе не на подоле, как это часто изображают художники. Наличие узкой полосы на тоге для всадников тоже вызывает теперь большие сомнения.
Более значимым различие между сенаторами и всадниками было при ношении туники. Она представляла собой шерстяную или полотняную рубаху с короткими рукавами или без них. Обычно их носили с поясом. Туники начали широко входить в римский обиход начиная со II века до Р.Х., но еще во времена ранней империи многие борцы за чистоту римских нравов осуждали ношение туник, особенно без рукавов. Так вот, у сенаторов на тунике от ворота до подола спереди и сзади проходила широкая полоса (пурпурная или алая), а у всадников - две узких.
В заключение отмечу такой любопытный факт, сообщаемый Светонием. Когда Юлий Цезарь ввел в сенат некоторых представителей галльской аристократии, им пришлось надеть претексты и, соответственно, отказаться от штанов. Римских остряков это обстоятельство очень забавляло, и по городу ходил такой стишок:
"Галлы скинули штаны -
Тоги с красным им даны".
Я полагаю, что на сегодня хватит о римской одежде. Дорогие читатели! Напишите, пожалуйста, заинтересовал ли вас подобный очерк. Продолжать ли публикацию, разумеется, время от времени, очерков о жизни и обычаях народов в древности и в Средние века. Ваше мнение имеет для меня очень большое значение.
Следующим важным элементом одежды древних римлян была туника. Она представляла собой тонкую шерстяную рубаху с короткими рукавами или без них. Обычно ее носили с поясом и большим напуском. Появляться вне дома в тунике без пояса считалось неприличным. Шейного выреза у туники обычно не было, но кроили ее так, чтобы на груди у шеи она слегка отставала от тела, образуя нечто вроде клапана. У представителей двух высших сословий на тунику наносилась вертикальная полоса алого или пурпурного цвета. У сенаторов по тунике от шеи до подола спереди и сзади проходила одна широкая полоса, которая называлась "clavus", а у всадников также наносились две узкие полосы. Однако, следует отметить, что туника стала иметь такой вид только в период поздней республики. До этого периода вся одежда в глазах римлян делилась на драпирующую тело, без швов, и со швами, кроеную. Драпирующий тип одежды был характерен для представителей средиземноморской культуры, египтян, греков и римлян, в то время как варвары, всякие там германцы, галлы, парфяне и т.д., носили кроеную одежду. Так что туника произошла из кусков ткани, драпирующих тело. Первоначально это были простые куски ткани, обертываемые вокруг тела, но, в отличие от тоги, скрепленные специальными застежками, фибулами, или захлестнутые один на другой. На сохранившихся изображениях таких кусков было два, спереди и сзади, которые скреплялись на плечах и по бокам фибулами, но сами плечи и руки оставались незакрытыми. Когда же во времена поздней республики и ранней империи в широкий обиход вошли кроенные, хорошо подогнанные и аккуратно сшитые туники, многие римляне воспринимали их как отход от древнего канона и подвергали осуждению. Были целые аристократические семейства, членам которых ношение кроеных туник запрещалось. Жрецы многих коллегий, например Юпитера, не могли носить никакой одежды, кроме драпирующей. А Катон Младший, чтобы подчеркнуть свою преданность римским героическим обычаям, вообще ходил без туники.
Длина туники могла колебаться РІ значительных пределах Рё особых ограничений, РІСЂРѕРґРµ Р±С‹, РЅРµ существовало. Рто отмечал Гораций:
"...Безумный,
бросив один недостаток, всегда попадает в противный!
Так, у Мальтина, вися, по земле волочится туника.
Ну, а другой до пупа поднимает ее, щеголяя".
Не менее значительно различалась и ширина туники. На сохранившихся изображениях видно, что туника Авла Метелла плотно облегает тело, У Катона Младшего она несколько шире, а у юного Камилла туника необычайно широка.
Особое раздражение у поклонников римской старины вызывали рукава туники. Так еще у Вергилия латинские воины упрекают троянцев в изнеженности:
"С лентами митры у вас, с рукавами туники ваши", -
хотя первые туники с рукавами появились в Риме во II веке до Р.Х. После восточных походов в середине II века до Р.Х. в Рим проникли туники с длинными(!) рукавами, которые воспринимались современниками еще в течение двух столетий верхом изнеженности и развращенности. Так Цицерон, описывая золотую молодежь, окружавшую Катилину, в числе прочих отрицательных черт упоминал и "туники с длинными рукавами и до пят".
РќРѕ постепенно взгляды менялись. Люди стали одевать несколько туник РѕРґРЅР° РЅР° РґСЂСѓРіСѓСЋ. Так РђРІРіСѓСЃС‚, который старался следить Р·Р° чистотой древних нравов, сам Р·РёРјРѕР№ РЅРѕСЃРёР» РґРѕ четырех туник РёР·-Р·Р° слабого Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ. Одновременно распространился галльский обычай выпускать РёР·-РїРѕРґ верхней туники рукава нижней Рё оторачивать РёС… мехом или декоративным СЂРёСЃСѓРЅРєРѕРј. Руже император РљРѕРјРјРѕРґ (180-192 РіРі. РѕС‚ Р .РҐ.) увековечил себя РІ статуе, РіРґРµ РЅР° нем надета туника СЃ длинными рукавами, еще, правда, подпоясанная, РЅРѕ тоги РЅР° нем уже нет. Рђ РѕРґРёРЅ РёР· его ближайших преемников, Септимий Бассиан (198-217 РіРі. РѕС‚ Р .РҐ.), сделал следующий шаг Рё стал появляться РІ тунике РЅРµ только СЃ рукавами, РЅРѕ Рё длинной РґРѕ РїСЏС‚, то есть РІ такой, которая вызывала возмущение Сѓ Цицерона. РљСЂРѕРјРµ того, Сѓ нее появился капюшон, Рё называться РѕРЅР° стала "caracalla", Р° Бассиан, носивший ее, вошел РІ историю РЅРµ РїРѕРґ СЃРІРѕРёРј тронным именем Марк Аврелий (РѕРЅ РІР·СЏР» его РІ честь популярного императора), Р° РїРѕРґ именем Каракаллы, которое РјРЅРѕРіРёРµ слышали: достаточно вспомнить знаменитые термы Каракаллы. Рта одежда была настолько демонстративно антиримской, что христианские монахи именно ее выбрали РІ качестве своеобразной униформы, Р° некоторые ордена РЅРѕСЃСЏС‚ ее Рё РїРѕ сей день. Таким путем РѕРЅРё выражали СЃРІРѕСЋ враждебность Рё ненависть Рє травившей РёС… империи.
В женской одежде такую же роль, как тога в мужской, играла стола. Она демонстрировала окружающим принадлежность женщины к римской гражданской общине, а также ее положение жены или матери, так как девушки и незамужние женщины столу не носили. Она представляла собой длинную и широкую тунику, перепоясанную дважды: под грудью и ниже талии. Судя по сохранившимся изображениям, стола иногда бывала без рукавов, но категорически утверждать ничего нельзя, так как столу всегда носили вместе с паллой, большим куском материи, окутывавшем всю фигуру и скрывавшем все детали. Так же трудно говорить и о длине столы, так как нижний пояс прихватывал еще один кусок ткани, который окутывал бедра и ноги, почти как юбка, и длинными складками опускался до земли. Так что из-под паллы была видна лишь эта юбка, которую называли "instita" (оборка). Так что если тога оставляла открытыми, по крайней мере, одну руку и одну лодыжку, то стола, палла и инстита скрывали женщину почти целиком: можно было видеть лишь лицо, кисти рук и пальцы ног. Римские писатели часто упоминают о столе с уважением, как о символе женской чистоты. Сенека писал, что стола
"стыдливо ограждает честность",
и в ней
"тело твое не открыто ничьим вожделениям".
Дальше скажу несколько слов о повседневных видах одежды. К ним относились лацерна, сагум, палла (у мужчин паллиум), пенула, камиса, эксомида, различные набедренные повязки и некоторые другие виды одежды.
Лацерна, сагум Рё паллиум представляли СЃРѕР±РѕР№ разновидности плаща. Рто были РєСѓСЃРєРё ткани, чаще всего окрашенные, которые носили поверх тоги или туники. РС… обычно закрепляли РЅР° плече или шее СЃ помощью аграфа (РІРёРґ застежки СЃ крючком Рё ушком, Рё РІ отличие РѕС‚ фибулы РЅРµ имел иглы). Лацерна представляла СЃРѕР±РѕР№ дорожный плащ состоятельных людей. Так, например, пятикратный РєРѕРЅСЃСѓР» Клавдий Марцелл, погибший РІ 211 Рі. РґРѕ Р .РҐ., изображен РІ лацерне. РљРѕРіРґР° стало СЏСЃРЅРѕ, что битва РїСЂРё Филиппах проиграна, Кассий окутал голову лацерной Рё приказал своему отпущеннику себя убить. Р’ более позднее время Рє ней присоединили капюшон. Паллиум представлял СЃРѕР±РѕР№ просторный плащ, как правило, для перемещений РЅР° небольшие расстояния, Рё, РІ отличие РѕС‚ паллы, закрывал фигуру РґРѕ лодыжек. Сагум был тоже РєСѓСЃРєРѕРј ткани, РЅРѕ более толстой Рё РіСЂСѓР±РѕР№, Р° РїРѕ форме приближался Рє квадрату. Его очень любили носить солдаты, пастухи Рё люди, проводившие РјРЅРѕРіРѕ времени РЅР° свежем РІРѕР·РґСѓС…Рµ. РњРЅРѕРіРёРµ военачальники тоже носили сагум, только, РІ отличие РѕС‚ солдатских, украшенный цветными полосами.
Пенула и камиса представляли собой уже вариации кроеной одежды и появились в более позднее время. Пенула представляла собой нечто вроде теплого пальто из толстой, а иногда и пушистой, ткани с рукавами или прорезями для рук и откидным капюшоном. Спереди пенула расстегивалась иногда до конца, а иногда до середины. Античные авторы отмечали в пенуле ее тесноту. Так Цицерон, оправдывая своего подзащитного Анния Милона от обвинения в убийстве, говорил, что его подзащитный не мог заранее предвидеть стычку, так как
"был опутан пенулой, как сетью".
Камиса была обычной рубахой с рукавами (см. туника с рукавами).
Простолюдины и рабы носили различные типы набедренных повязок и короткие драпирующие куски материи (эксомиды), которые обматывались вокруг верхней части туловища, но оставляли руки свободными (для работы).
В заключение несколько слов о цетовой гамме римской одежды. Одежда бережливых людей, людей живущих по старинным обычаям, а также трудовых и служивых граждан и рабов имела все оттенки коричнево-желтых и серо-черных тонов, т.е. те цвета, которые имела неокрашенная овечья шерсть. Чистые цвета здесь практически не встречались. Богатство же рядилось в ткани, окрашенные натуральными красителями, которые стоили очень дорого и привозились издалека: это были все оттенки красного, фиолетового, зеленого и, изредка, синего. Яркая одежда у мужчин говорила о стремлении выставить на всеобщее обозрение свое богатство и противоречила римскому канону скромности и приличия. В римской литературе все отвратительные и наглые персонажи ходят в пурпуре и разных оттенках алого цвета. Если же мужчины носили одежду зеленых (женских) тонов или оранжевую (цвет покрывала новобрачной), то это говорило об их изнеженности и извращенности. В Риме даже существовало выражение "зеленоватые нравы" (galbini mores), то, что теперь называют "голубыми". Женщины могли носить яркие цветные одежды без особых ограничений. Осуждение вызывала лишь пестрота одежды, а также нескромность или необычность в цветовых сочетаниях. Так в романе Петрония жена Трималхиона, Фортуната, появляется на пиру в вишневой тунике, подпоясанной бледно-зеленым пояском (galbinus). Пестрота в одежде воспринималась как противоположность римскому вкусу, сдержанности и достоинству, как нечто варварское.