"Обломов" и обломовщина
"Обломов"
Выход "Обломова" был воспринят русскими людьми как важнейшее общественное событие. "В типе Обломова и во всей этой обломовщине, - писал Добролюбов в своей знаменитой статье "Что такое обломовщина?", - мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, "знамение времени"".
Рти слова Добролюбова заключали РІ себе очень глубокий смысл. Если роман Гончарова являлся "произведением СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ жизни" Рё "знамением времени" - значит, РѕРЅ отвечал главным интересам Рё стремлениям современности, значит, РѕРЅ РјРЅРѕРіРѕРµ РѕР±СЉСЏСЃРЅРёР» РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ общественной жизни.
Передовая русская литература того времени в лице таких писателей, как Щедрин, Некрасов, Островский, Тургенев, Писемский, произносила беспощадный приговор крепостничеству. К их голосу присоединил свой голос и Гончаров. Он выступил как страстный обличитель крепостничества, "всеобщего застоя", косности, обломовщины.
Однако РєРѕРіРґР° Гончаров писал "Обломова", РѕРЅ был далек РѕС‚ каких-либо революционных намерений. Говоря Рѕ себе, что РІ сороковых-пятидесятых годах Рё РѕРЅ РїСЂРѕРЅРёРєСЃСЏ "новыми веяниями", Гончаров имел РІ РІРёРґСѓ идеалы прогресса, гуманизма Рё Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃ крепостничеством, которые, РїРѕ его мнению, должны были осуществиться РІ рамках существующего строя. Гончаров верил "РІ светлую перспективу будущего", Рё это воодушевляло его как художника, вселяло РІ него надежду, что ликвидация крепостнического уклада послужит делу преобразования всей СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ жизни. Рто Рё определило идейный пафос романа.
Так как Р±РѕСЂСЊР±Р° СЃ крепостничеством была тогда основным жизненным интересом СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ народа, творчество писателей, посветивших себя этой Р±РѕСЂСЊР±Рµ, РЅРµ могло РЅРµ быть РІ большей или меньшей степени народным РїРѕ своей направленности Рё сущности. Р’ творчестве Гончарова, так же как Рё РІ творчестве Тургенева, Островского Рё РґСЂСѓРіРёС…, нашли СЃРІРѕРµ отражение чаяния Рё интересы СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ народа. Рто позволяет говорить Рѕ существенных чертах народности РІ творчестве Гончарова.
Гончаров страстно стремился писать "правду жизни". По глубокому его убеждению "правда жизни", верность изображаемой действительности, "нужны художнику", чтобы служить "целям жизни", то есть прогрессивным идеалам. Все образы и картины своих произведений он черпал из действительности. Образы Обломова и обломовщины возник и сложился у Гончарова в результате вдумчивого, зоркого и длительного наблюдения над жизненными явлениями.
Рзвестное "представление РѕР± обломовщине", РїРѕ словам самого писателя, "зародилось" Сѓ него еще РІ детстве. Р’ дальнейшем - РІ РіРѕРґС‹ пребывания РЅР° СЂРѕРґРёРЅРµ Рё службы РІ СЃРёРјР±РёСЂСЃРєРѕРј губернском управлении, Р° также РІ Петербурге - это представление РѕР± обломовщине, Рѕ ее социальной сущности Рё формах проявлении РЅР° РјРЅРѕРіРѕ расширилось Рё обогатилось. Гончаров увидел, что обломовщина является тяжким общественным РїРѕСЂРѕРєРѕРј. Руже РІ сороковых годах романист поставил себе цель - изобразить "лень Рё апатию РІРѕ всей ее широте Рё закоренелости", показать обломовщину как "стихийную черту", характерную для крепостнического общества.
Чтобы нарисовать это зло РІРѕ всей его полноте Рё сущности, требовалось широкое полотно. РќРё РѕРґРёРЅ СЂСѓСЃСЃРєРёР№ роман РЅРµ отображал такого большого периода жизни, как "Обломов". Рђ.Р“. Цейтлин установил, что действие "Обломова" охватывает СЃ промежутками период времени СЃ 1819 РіРѕРґР° (РєРѕРіРґР° Рлюше Обломову было только семь лет) РїРѕ 1856 РіРѕРґ. Р’ романе отражена целая жизнь человека Рё вместе СЃ тем целая СЌРїРѕС…Р° СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ жизни.
Великие художники-реалисты в центр своего внимания всегда ставили человека и изображали его в живой связи с окружающей его средой. Характер своего героя они, прежде всего, стремились объяснить условиями воспитания. Гоголь, например, имея в виду Тентетникова из "Мертвых душ", писал: "Родятся ли уже такие характеры или потом образуется как порождение печальных обстоятельств, сурово останавливающих человека? Вместо ответа на это, лучше рассказать историю его воспитания и детства".
По мнению Гончарова, характеры определяются, "создаются" средой, окружающей человека, обстоятельствами, в которых он воспитывается и развивается. В письме к С.А. Никитенко от 25 февраля 1873 года Гончаров писал: "Я старался показать в "Обломове" как и от чего у нас люди превращаются прежде времени в …кисель-климат, среда, протяжение-захолустья, дремотная жизнь - и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства".
Рлью Обломова "превратили РІ кисель" прежде всего условия, РІ которых РѕРЅ воспитывался РІ детстве. Рассказу РѕР± этом Гончаров посвятил первую часть романа - "РЎРѕРЅ Обломова".
Обломовка - вот та почва, на которой вырастала и коренилась обломовщина, вот та колыбель, которая лелеяла и уродовала тело и душу ребенка, та жизненная стихия, которая определила его судьбу, обрекла на никчемное существование и жалкую гибель.
Но что же представляет собою эта Обломовка, которая приобрела столь символическое значение в русской истории?
Обломовка - это застывшая РІ своей неподвижности Рё патриархальной отсталости РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕ-поместная усадьба дореформенной РїРѕСЂС‹. Рсточником существования обломовцев является труд крепостных крестьян.
Обломовка живет РїРѕ законам примитивного натурального хозяйства. Ленин подчеркивал, что РІ силу господства натурального хозяйства, "крепостное поместье должно было представлять РёР· себя самодовлеющее, замкнутое целое, находящееся РІ очень слабой СЃРІСЏР·Рё СЃ остальным РјРёСЂРѕРј". Таким поместьем как раз Рё была Обломовка. Ее обитатели оторваны РѕС‚ внешнего РјРёСЂР°: "Рнтересы РёС…, - говорится РІ романе, - были сосредоточены РЅР° РЅРёС… самих, РЅРµ перекрещивались Рё РЅРµ соприкасались РЅРё СЃ чьими". Обломовцы "глухи были Рє политико-экономическим истинам Рѕ необходимости быстрого Рё живого обращения капиталов, РѕР± усиленной производительности Рё мене продуктов", Рё РЅРµ пытались "открыть какие-РЅРёР±СѓРґСЊ новые источники производительности земель". Р’СЃРµ РІ Обломовке, как Рё РІ адуевских Грачах, "живет повторениями".
Все силы Обломовцев направлены на удовлетворение своих потребностей. В Обломовке "забота о пище была первая и главная жизненная забота". Даже сон был чем-то вроде всеобщей трудовой повинности. После обеда в Обломовке всегда наступал "всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти". Рдаже если приходилось угорать, так угорали все вместе.
Стихия бытия обломовцев - косность. РћРЅРё неотступно придерживаются старых традиций Рё обычаев, завещанных РёС… предками. Р’ этом пафос РёС… жизни. РС… загрызет тоска, если завтра РЅРµ будет похоже РЅР° сегодня, Р° сегодня РЅР° завтра. Духовный РјРёСЂ обломовцев беден, ограничен тесными рамками РёС… быта. РћРЅРё РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ задавались РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРј: "Зачем дана жизнь?" РќРµ смотря РЅРё РЅР° что, "РѕРЅРё продолжали целые десятки лет сопеть, дремать Рё зевать или заливаться добродушным смехом РѕС‚ деревенского СЋРјРѕСЂР°", цвести здоровьем Рё весельем. Р–РёР·РЅСЊ РёС… течет, "как покойная река" - "монотонным СѓР·РѕСЂРѕРј". Р’ Обломовке "РІСЃРµ дышало первобытной ленью, простотою нравов".
Пуще РѕРіРЅСЏ берегут помещики СЃРІРѕРёС… детей РѕС‚ труда, РѕС‚ какого-либо намека РЅР° труд. Ведь РѕРЅРё сами "сносили труд, как наказание". РЈ каждого РёР· РЅРёС… "Захар РґР° еже 300 Захаров". РРј-то Рё спать Захар помогает, Рё даже жениться, как выразился РѕРґРёРЅ РёР· персонажей романа - Тарантьев.
Гончаров с изумительной художественной верностью и полнотой показал крепостнический характер Обломовки. Крепостническая среда и крепостнические нравы, воспитавшие Обломова, предстают в романе во всей натуральности и наглядности. Картину, нарисованную Гончаровым, Ленин считал глубоко типичной для дореформенного периода. В ряде своих работ он для характеристики крепостного хозяйства использовал гончаровский образ Обломовки.
С присушим великим художникам-реалистам даром Гончаров за видимостью явления сумел разглядеть и показать его сущность. В изображении Гончарова Обломовка предстает в "невозмутимом спокойствии и тишине", но за внешне безмятежным, идиллическим образом жизни обломовцев скрывается неблагополучие, глубокий кризис всей крепостнической системы.
Рто прежде всего находит СЃРІРѕРµ выражение РІ застое, неподвижности жизни РЅРµ только РІ поместье Обломовых, РЅРѕ Рё РІ РёС… деревнях. "РўРёС…Рѕ Рё СЃРѕРЅРЅРѕ РІСЃРµ РІ деревне… РўР° же глубокая тишина Рё РјРёСЂ лежат Рё РЅР° полях, только РєРѕРµ-РіРґРµ, как муравей, гомозится РЅР° черной РЅРёРІРµ, палимый зноем пахарь, налегая РЅР° СЃРѕС…Сѓ Рё обливаясь потом".
"Ну, разве так можно дальше!" - как бы слышится укоряющий голос романиста.
РљРѕРіРґР°-то Обломовка была крупным поместьем, РЅРѕ потом "Р±РѕРі знает отчего захирела Рё измельчала". Ртот факт позволяет писателю еще сильнее подчеркнуть невозможность сохранения крепостного хозяйства.
В одной из работ Ленин, характеризуя предреформенную обстановку в России, указывал, что сложившиеся тогда обстоятельства требовали отмены тех учреждений и условий, которые "задерживают преобразование патриархальной, застывше1 в своей неподвижности, забитости и отброшенности обломовки…" Социальную действительность первой половины XIX века России нельзя правильно понять, если упустить тот факт, что Россия уже тогда вступила на путь капиталистического развития, что русская экономика к тому времени уже оказалась втянутой, так или иначе, в мировое хозяйство, в связь с мировым рынком.
Патриархальная безмятежность обломовцев начинала нарушаться. Жизнь "трогала" и их. Новое вторгалось и в замкнутую семейную жизнь поместного дворянства.
Старые обломовцы начинают, например, понимать "выгоду просвещения", РЅРѕ только внешнюю выгоду. РћРЅРё РІРёРґСЏС‚, что благодаря учению РІСЃРµ начали выходить РІ люди, то есть приобретать чины, кресты Рё деньги. Р’РѕС‚ почему родители Рльи Обломова решают тоже "уловить" для своего сынка "некоторые блестящие преимущества", то есть бюрократическую карьеру. Однако РѕРЅРё стремятся всячески "обойти тайком разбросанные РїРѕ пути просвещения Рё частей камни Рё преграды, РЅРµ трудясь перескакивать через РЅРёС…". "Учиться слегка, РЅРµ РґРѕ изнурения души Рё тела", Р° так, чтобы "только соблюсти предписанную форму Рё добыть как-РЅРёР±СѓРґСЊ аттестат".
РћС‚ РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рлюша Обломов был живым Рё любознательным ребенком, РЅРѕ РІ силу барского воспитания его "ищущие проявления силы обратились внутрь Рё никли, увядая". Мальчик приучился смотреть РЅР° РІСЃРµ окружающее РїРѕ-обломовски. Его детский СѓРј пропитался психологией крепостнической лени Рё барства. Р РѕРЅ решил, "что так, Р° РЅРµ иначе следует жить, как живут РІРѕРєСЂСѓРі него взрослые". РћРЅ видел, как РІ Обломовке РІСЃРµ сбывали работу СЃ плеч, как РёРіРѕ, Рё СЃ детства стал пренебрежительно относиться РєРѕ РІСЃСЏРєРѕРјСѓ труду Рё РІ конце концов "выгнал труд" РёР· своей жизни.
Так РїРѕ своему образу Рё РїРѕРґРѕР±РёСЋ воспитала патриархальная, крепостническая среда Рлью Обломова. "РЈРј Рё сердце ребенка, - подчеркивает романист, - исполнились всех картин, сцен Рё нравов этого быта прежде, нежели РѕРЅ увидел первую РєРЅРёРіСѓ. Рђ кто знает, как рано начинается развитие умственного зерна РІ детском РјРѕР·РіСѓ? Как уследить Р·Р° рождением РІ младенческой душе первых понятий Рё впечатлений?"
Уменье показывать развитие человеческой психики, раскрывать внутреннюю психологическую жизнь человека - одна из важнейших задач реализма в искусстве. В "Сне Обломова" Гончаров блестяще решил еще более трудную и сложную задачу - проследил начало формирования личности человека, "развитие умственного зерна в детском мозгу", рождение в душе ребенка "первых понятий и впечатлений". По словам Добролюбова, Гончаров явился мастером "необычайно тонкого и глубокого психологического анализа".
Воспитание, полученное Рльей Обломовым, обусловило его характер, его нравственные понятия, отразилось РЅР° всем облике, РЅР° всей его СЃСѓРґСЊР±Рµ. "Началось СЃ неумения надевать чулки, Р° кончилось - неумением жить" - эти слова РІ романе, хотя Рё высказаны РІ РјСЏРіРєРѕРј юмористическом тоне, имеют острый обличительный смысл.
Обломов ничего не сумел сделать полезного ни для общества, ни для себя. Он вообще ничего не умеет делать, кроме разве того, что целыми днями лежать на диване. "Я ничего не умею делать, я барин", - без какого-либо сожаления или угрызения совести, даже с известной гордостью для себя, говорит он.
Облов не замечает, что он уже давно стал рабом апатии и лени. "…Гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - говорит Добролюбов об Обломове, - развила в нем апатическую неподвижность и повергло его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливается, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу".
Апатия, неподвижность, лень, "нравственное рабство" отражены РІРѕ всем внешнем облике Обломова, составляю типические, характерные черты его портрета. Р РІСЃРµ же "жизнь тревожит" Обломова. Тревожит его Рё РґСЂСѓРі - РђРЅРґСЂРµ Штольц. РћРЅ предостерегает Рлью РѕС‚ гибели, чертит перед РЅРёРј перспективу возрождения Рё светлого будущего.
В пору бездейственного лежания Обломова на диване Обломовка, как это показал романист, во многом изменилась. Рна нее "упали лучи солнца". Капитализм проник всюду. "Медвежьи углы и захолустья", по замечанию Ленина, становились "антикварной редкостью".
Обломов чувствует драматизм положения. РќР° РјРёРі его увлекает перспектива обновления: "Рдти вперед - это значит РІРґСЂСѓРі сбросить широкий халат РЅРµ только СЃ плеч, РЅРѕ Рё СЃ души, СЃ СѓРјР°, вместе СЃ пылью Рё паутиной СЃРѕ стен смести паутину СЃ глаз Рё прозреть". РќРѕ Р±РѕСЏР·РЅСЊ Р±РѕСЂСЊР±С‹, жизни оказывается Сѓ Обломова сильнее. Обломов колеблется, мучается, думая, какое принять решение. Глубоко драматичной является история взаимоотношений Обломова СЃ Ольгой Рльинской.
Список литературы
1. Рђ.Рџ. Рыбасов "Р.Рђ. Гончаров" (издательство ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия" 1957Рі)
2. Р’.Р. Ленин, сочинения, С‚.3, 6