«Мысль семейная» в романе «Война и мир»
Криницын А.Б.
Р’ формировании характера героев РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ роль играет семья. Рто – своеобразный РјРёРєСЂРѕРєРѕСЃРјРѕСЃ, неповторимый РІ законченности РјРёСЂ, РІРЅРµ которого нет жизни. Рменно семья – самое малое, РЅРѕ Рё самое важное единство, РёР· множества РєРѕРёС… складывается общество Рё нация. Наиболее РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ РІ своем романе Толстой рассматривает семьи Курагиных, Ростовых Рё Болконских. Р’ каждой РёР· семей РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ изображено как старшее (родители), так Рё младшее поколение (брат Рё сестра), что позволяет проследить родовые черты семьи.
Р’ семье Болконских общей характерообразующей чертой является РґСѓС…РѕРІРЅРѕРµ, интеллектуальное начало. Духовная жизнь предполагает напряженную внутреннюю мыслительную работу, Рё потому неизбежно сочетается РІ понимании Толстого СЃ интеллектуальностью, рациональностью, Р° также СЃ развитием индивидуализма. Образ старого РєРЅСЏР·СЏ Николая Болконского, атеиста Рё вольтерьянца, заставляет нас вспомнить Рѕ рационализме РҐVIII столетия. Рто РѕРґРёРЅ РёР· «екатерининских орлов», генерал школы РЎСѓРІРѕСЂРѕРІР°, настоящий государственник, радеющий Р·Р° интересы Р РѕСЃСЃРёРё, Р° РЅРµ Р·Р° продвижение РїРѕ карьерной лестнице (поэтому РІ новые времена РѕРЅ Рё остается РЅРµ Сѓ дел, РІ отставке). Р’ его характере преобладают СѓРј, воля Рё властность РІ сочетании СЃ холодностью Рё ироничностью. Толстой особенно выделяет его удивительно острый СѓРј (ему достаточно РѕРґРЅРѕРіРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃР° или даже РѕРґРЅРѕРіРѕ взгляда, чтобы полностью понять человека). Р’ своем сыне, РєРЅСЏР·Рµ Андрее Болконском, РѕРЅ воспитывает серьезное отношение Рє жизни, мужественность, независимость, чувство чести Рё долга. РќРµ случайно Андрей, СѓС…РѕРґСЏ РЅР° РІРѕР№РЅСѓ, РїСЂРѕСЃРёС‚ отца, чтобы РѕРЅ сам воспитал РІРЅСѓРєР°, РЅРµ давая его невестке. Несмотря РЅР° преклонный возраст, РєРЅСЏР·СЊ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ меняет раз установленного РїРѕСЂСЏРґРєР° РґРЅСЏ, РјРЅРѕРіРѕ читает Рё работает. Даже безвыездно проживая РІ деревне, РѕРЅ остается РІ РєСѓСЂСЃРµ всех последних политических новостей Европы. РЎ возрастом появляется Сѓ него недоверие Рє РЅРѕРІРѕРјСѓ времени, заслуги Рё значение которого РѕРЅ всячески преуменьшает. РћРЅ ругает всех новых политических деятелей, предпочитая РёРј всем своего РєСѓРјРёСЂР° – РЎСѓРІРѕСЂРѕРІР°, которому РѕРЅ подражает даже РІ манере поведения Рё подчас смешных выходках (например, РѕРЅ велит нарочно забросать снегом уже было расчищенную РґРѕСЂРѕРіСѓ Рє РґРѕРјСѓ перед приездом РєРЅСЏР·СЏ Василия Курагина, РёР±Рѕ РЅРµ хочет выказывать Рє нему «излишнее» почтение). Домашние его боятся, РЅРѕ уважают Р·Р° непреклонный характер.
Однако с годами его странности приобретают все более жестокую окраску. Сильная любовь к детям, которую он не любит выказывать, становится откровенно эгоистической: так, он не дает выйти замуж любимой дочери – княжне Марье, удерживая ее при себе в деревне, а также не дает согласия на брак князя Андрея с Наташей (Ростовых он вообще недолюбливает) ранее, чем через год после помолвки, в результате чего женитьба расстраивается. Не желая выказывать свои чувства, он привыкает таить их под панцирем внешней суровости и холодности, но эта маска незаметно для него самого прирастает к его лицу и становится его натурой. В результате он мучит дочь жестокими выходками и насмешками тем больнее, чем больше чувствует себя перед нею виноватым, отдаляя ее от себя и насмехаясь над ее верой в Бога. Ссорится он и сыном, осмелившимся открыто упрекнуть его в неправоте. Потом мучительно борется с собой, желая примирения и в то же время боясь уронить себя.
Княжна замечает страдания отца по тому, как он каждую ночь меняет место для сна, больше всего избегая привычного дивана в кабинете, – слишком много тяжелых мыслей довелось ему там передумать. Лишь уже при смерти, наполовину парализованный после удара, в отчаянии от оставления русскими войсками Смоленска и от известия о приближении французов к Лысым Горам, он отказывается от своей гордости и хочет попросить прощения у дочери, но та, в силу привычного страха перед отцом, несколько раз подходя к порогу его комнаты, так и не решается к нему войти в последнюю отпущенную ему в жизни ночь. Так он расплачивается за свое былое жестокосердие…
Княжна Марья являет собой «женственный», созерцательный тип духовности – религиозность. Она всецело живет верой и христианскими идеалами, уверенная, что истинное счастье – не в земных благах, а в соединении с источником «всякого дыхания» – с Творцом. Главное в жизни для нее – самоотверженная любовь и смирение, поэтому она очень близка к толстовским философским идеалам мира. Ей не чужды и земные чувства: по-женски страстно желает она любви и семейного счастья, но она полностью доверяется воле Божией и готова принять любую участь. Она ловит себя на дурных мыслях об отце, сковывающем ее свободу и обрекающем ее на одиночество. Но всякий раз удается ей себя пересилить, проделав привычную духовную работу в молитве: вера в ней сильней всех иных чувств, в чем она неожиданно схожа со своим отцом, тоже считающим все человеческие чувства слабостью и подчиняющим их высшему императиву долга. Только старый князь отождествляет долг с разумом, а княжна – с религиозными заповедями, которые обязывают ее опять-таки к чувствам, но высшего порядка: возлюбить Бога всем сердцем и помышлением своим, а ближнего – как самого себя. В результате для княжны Марьи долг повиноваться отцу неотделим от искренней любви к нему.
Была лишь минута, когда она поймала себя на мысли, что радуется скорой смерти отца, которая должна ее освободить. Но тут же, ужаснувшись этой мысли, княжна начала бороться с ней и победила, с радостью чувствуя, что искушение преодолено и она вновь любит отца. «– Да чему же быть? Чего я хотела? Я хочу его смерти! – воскликнула она с отвращением к себе самой». Когда же умирающий отец просит у ней прощения, княжна «не могла ничего понимать, ни о чем думать и ничего чувствовать, кроме своей страстной любви к отцу, любви, которой, ей казалось, она не знала до этой минуты».
Ее брат, князь Андрей, объединяет в себе все лучшие качества рода Болконских: волю, ум, благородство, чувство чести и долга. Холодность и резкость отца по отношению к чужим и неприятным для него людям сочетаются у него с теплотой и мягкостью сестры в обращении с людьми ему близкими. Нежно и преданно любит он свою сестру, безмерно почитает отца. Мы узнаем у князя Андрея отцовские самостоятельность и честолюбие, вырастающие до желания всемирной славы, подобной той, что была у Наполеона. Так же, как и отец, Андрей подвержен тягостным, затяжным душевным кризисам, а перед самой своей смертью, страдая от смертельной раны, приходит к вере в Бога и проникается ею не с меньшей силой, чем его сестра Марья.
Толстой относится ко всем Болконским с уважением и симпатией, но вместе с тем показывает, как эти благородные, умные и возвышенные люди, несмотря на любовь и взаимную преданность их друг другу, душевную чуткость и полное взаимопонимание, остаются разобщенными из-за эгоцентричности отца и сына и нежелания выказывать свои чувств. Они слишком оберегают свой сложный внутренний мир и свою любовь, так что часто запаздывают с ней, как князь Андрей, только после смерти своей жены осознавший ту боль, которую он причинял ей своей холодностью, или же старый князь, долго донимавший своими властными причудами любимую дочь. С годами, по мере старения князя, в их доме складывается холодная и настороженная атмосфера, которая доставляет им все новые нравственные мучения, ибо они судят себя самым строгим судом.
Совершенно иная атмосфера царит РІ РґРѕРјРµ Ростовых. Незримым стержнем РёС… семьи является жизнь душевная. Рто люди сердечные Рё простые, РІ РЅРёС… РІРѕ всех есть нечто детское. РРј чужда гордость Болконских, РѕРЅРё естественны РІРѕ всех СЃРІРѕРёС… душевных движениях Рё, как никто РґСЂСѓРіРѕР№, умеют радоваться жизни. Ростовы РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ сдержать СЃРІРѕРёС… эмоций: РѕРЅРё постоянно то плачут, то смеются, забывая Рѕ приличиях Рё этикете. РЎ Ростовыми вообще связаны самые светлые Рё задушевно лиричные сцены романа. Праздники, балы – РёС… стихия. Никто РЅРµ умеет так щедро Рё СЃ таким размахом устраивать обеды, как Рлья Андреич Ростов, который славится этим даже РІ хлебосольной РњРѕСЃРєРІРµ. РќРѕ наиболее весело РїСЂРѕС…РѕРґСЏС‚ РІ РґРѕРјРµ Ростовых РЅРµ многолюдные сборища, Р° семейные праздники РІ СѓР·РєРѕРј домашнем РєСЂСѓРіСѓ, РёРЅРѕРіРґР° импровизированные Рё тем более запоминающиеся (как, например, святки СЃ ряжеными). Впрочем, РѕРЅРё вообще живут РІ праздничной атмосфере: РІ праздник превращается приезд Николая РёР· армии, первый бал Наташи, охота Рё последующий вечер Сѓ дядюшки. Для Николая неожиданно СЏСЂРєРёРј, праздничным впечатлением становится даже пение Наташи после его ужасного проигрыша Долохову, Р° для младшего Пети Ростова праздником становится приезд РІ партизанский отряд Денисова, вечер РІ РєСЂСѓРіСѓ офицеров Рё Р±РѕР№ РЅР° следующее утро, ставший для него первым Рё последним.
Старый граф, из-за своей природной щедрости и привычки верить всем на слово, оказывается плохим хозяином жениного имения, ибо ведение хозяйства требует систематичности, строгости и воли к порядку, которых недостает Ростову. Под его руководством имение медленно, но верно идет к разорению, но, что очень важно, никто из домашних его в этом не упрекает, продолжая нежно любить за ласковость и доброту.
Мать – «графинюшка», как ласково называет ее супруг, – всегда остается лучшим другом для своих детей, которому все всегда могут рассказать, а для нее самой они всегда остаются детьми, в каком бы возрасте они ни были. Она всех их щедро оделяет своею любовью, но больше всего душевного тепла она отдает тому из них, кто в этот момент более всех в нем нуждается. Не случайно, что измена Наташи жениху, князю Андрею, совершается именно в отсутствие матери, когда Наташа гостит у Ахросимовой и временно лишена покрова материнской любви и защиты.
РР· общей гармонии семьи Ростовых выпадает только старшая дочь – Вера, РёР±Рѕ РѕРЅР° слишком рассудительная Рё РЅРµ может разделять всеобщей сентиментальности, которую РѕРЅР°, подчас справедливо, находит неуместной. РќРѕ Толстой показывает, как ее разумность оказывается хоть Рё правильной, РЅРѕ недалекой – Сѓ ней нет той душевной щедрости Рё глубины натуры, которой наделены остальные члены этой семьи. Выйдя замуж Р·Р° Берга, Вера окончательно становится такой, какой РѕРЅР° была создана – высокомерной, самовлюбленной мещанкой.
Если лучшие черты семьи Болконских наиболее СЏСЂРєРѕ воплощаются РІ РєРЅСЏР·Рµ Андрее, то выдающимся представителем семьи Ростовых, бесспорно, оказывается Наташа, РёР±Рѕ если духовная Рё интеллектуальная жизнь более свойственна мужскому сознанию, то эмоциональностью, душевностью, богатством Рё тонкостью чувств более одарены женщины. Пример мужчины, живущего преимущественно РјРёСЂРѕРј эмоций, показан нам РІ лице Николая Ростова. Р’ нем чувства всегда берут верх над разумом. Рто РЅРµ означает, что РѕРЅ менее тверд Рё мужественен характером, нежели Андрей Болконский, РЅРѕ делает его РєСѓРґР° более посредственным Рё примитивным человеком, РёР±Рѕ РѕРЅ РЅРµ умеет самостоятельно думать Рё доводить решение РґРѕ конца, Р° привык жить первыми сильными побуждениями души. РћРЅРё РјРѕРіСѓС‚ быть благородны (как почти всегда Рё бывает Сѓ Ростова), РЅРѕ РІ конечном счете обрекают его следовать мыслям Рё идеалам общества, РЅРµ проверяя РёС…. Для Ростова такими идеалами становятся честь полка, РїСЂРёСЃСЏРіР° Рё сам император Александр, РІ которого Николай влюбляется как РІ девушку.
РР·-Р·Р° своей впечатлительности Рё эмоциональности Ростов РЅРµ сразу привыкает Рє РІРѕР№РЅРµ Рё постоянной опасности смерти. Р’ первом сражении (РїРѕРґ Шенграбеном), РєРѕРіРґР° Ростова ранят, РјС‹ РІРёРґРёРј его жалким Рё растерянным, РЅРѕ, РІ конце концов, РѕРЅ становится храбрым Рё РїРѕ-настоящему умелым офицером. Р’РѕР№РЅР° Рё служба РІ армии воспитывают РІ нем важные мужские качества, РЅРѕ лишают ростовской нежности. Последний раз ростовское начало СЏСЂРєРѕ проявляется РІ нем после ужасного проигрыша Долохову, РєРѕРіРґР° РѕРЅ РЅРµ выдерживает РіРѕСЂРґРѕР№ РїРѕР·С‹, РІ которой РѕРЅ намеревался попросить деньги Сѓ папеньки. Считая себя последним подлецом, РѕРЅ РЅР° коленях, рыдая, вымаливает прощение. Ростов РІРёРґРёРјРѕ «унизился», РЅРѕ читатели РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ РЅРµ одобрить его Р·Р° этот порыв.
Толстой разделяет далеко не все идеалы Ростова: так, он явно не сочувствует своему герою, когда тот ради поддержания чести полка отказывается обличить офицера Телянина, укравшего кошелек у Денисова. Еще более смешной и даже вредной представляется Толстому слепая и наивная привязанность Ростова к императору. Если в глазах Ростова император – отец России, то автор считает всех представителей власти и королей в особенности людьми самыми бесполезными и вредными, проводящими государственную идеологию оправдания и восхваления войн. Толстой дает Николаю Ростову случай убедиться сначала в беспомощности императора (когда тот растерянный и плачущий, бежит с Аустерлицкого сражения), а затем и в его безнравственности: после Тильзитского мира бывшие враги – императоры Наполеон и Александр – ездят вместе, устраивая смотр своим гвардейцам и награждают солдат союзной армии высшими орденами. Устраиваются совместные пиры двух дворов, льется шампанское. Ростов приезжает в ставку, чтобы подать просьбу императору о помиловании своего сослуживца Денисова, и получает от обожаемого императора отказ в мягкой, красивой форме: «не могу… и потому не могу, что закон сильнее меня». В ту минуту Ростов, «не помня себя от восторга» и не задумываясь над отказом, бежит с толпой за императором. Но вскоре к нему приходят мучительные сомнения: «В уме его происходила мучительная работа, которую он никак не мог довести до конца. В душе поднимались страшные сомненья. То ему вспоминался Денисов <...> и весь госпиталь с этими оторванными руками и ногами, с этой грязью и болезнями. <...> То ему вспоминался этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой, который теперь был император, которого любит и уважает император Александр. Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди? То вспоминался ему награжденный Лазарев и Денисов, наказанный и непрощенный. Он заставал себя на таких странных мыслях, что пугался их».
Толстой прямо подводит Ростова к мысли о преступности войны, для которой, оказывается, не было никакой причины, и, следовательно, к мысли о преступности обоих императоров, развязавших ее при полном равнодушии к страданиям своих подданных. Но Ростов не может и не хочет отказаться от поклонения своему кумиру, и решает просто не думать, закрыть глаза на смущающие факты. Чтобы это было легче сделать, он напивается и кричит, смущая своей раздраженностью товарищей по застолью:
В«― Κак РІС‹ можете судить Рѕ поступках государя, какое РјС‹ имеем право рассуждать?! РњС‹ РЅРµ можем понять РЅРё цели, РЅРё поступков государя! <...> РњС‹ РЅРµ чиновники дипломатические, Р° РјС‹ солдаты Рё больше ничего, <...> Умирать велят нам – так умирать. Рђ коли наказывают, так значит – виноват; РЅРµ нам судить. РЈРіРѕРґРЅРѕ государю императору признать Бонапарте императором Рё заключить СЃ РЅРёРј СЃРѕСЋР· – значит так надо. Рђ то, коли Р±С‹ РјС‹ стали РѕР±Рѕ всем судить РґР° рассуждать, так этак ничего святого РЅРµ останется. Ртак РјС‹ скажем, что РЅРё Бога нет, ничего нет, – ударяя РїРѕ столу кричал Николай».
С этого момента гусарское, солдатское начало окончательно становится у Николая главным в характере вместо ростовского, душевного, которое не исчезает совсем, но отступает на второй план. Отказ от мысли придает ему жесткость и твердость характера, но дорогой ценой – он делается послушным орудием в чужих руках. Князь Андрей и Пьер часто ошибаются, не сразу находят ответ на мучающие их мировоззренческие вопросы, но их разум – всегда в работе; мышление столь же естественно для них, как дыхание. Николай же, несмотря на то, что он симпатичен Толстому как человек чистый, честный и добрый, приходит к готовности исполнять заведомо жестокие приказы и заранее оправдывать любую социальную несправедливость.
Показательно, что Ростов РЅРµ любит РєРЅСЏР·СЏ Андрея как раз Р·Р° проступающую РЅР° его лице печать интеллекта Рё РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ жизни, которая РЅРµ свойственна ему самому, РЅРѕ РїСЂРё этом Николай влюбляется РІ сестру РєРЅСЏР·СЏ Андрея Марью, благоговея перед ней Р·Р° то, что Сѓ нее есть СЃРІРѕР№ возвышенный, недоступный ему РјРёСЂ веры. Получается, что РѕРЅРё восполняют РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°, образуя идеальное сочетание твердости Рё мягкости, воли Рё СѓРјР°, духовности Рё душевности. Ростова, СЃ точки зрения Толстого, невзирая РЅР° его заурядность, есть Р·Р° что Рё любить, Рё уважать. Нельзя РЅРµ оценить, Рє примеру, его самоотверженности, РєРѕРіРґР° после смерти отца, Р·Р° которым немедленно последовало окончательное разорение, Николай выходит РІ отставку, чтобы быть РїСЂРё матери. РћРЅ поступает РЅР° гражданскую службу, чтобы заработать хоть сколько-то денег Рё обеспечить ей СЃРїРѕРєРѕР№РЅСѓСЋ старость. РњС‹ РІРёРґРёРј, что это надежный Рё благородный человек. РР· чувства чести, РЅРµ позволявшего ему РЅРёРєРѕРіРґР° быть РЅР° «лакейской» должности адъютанта, РѕРЅ РЅРµ хочет добиваться СЂСѓРєРё «богатой невесты» княжны Марьи, несмотря РЅР° то, что трогательно ее любит, так что РёС… сближение РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РїРѕ ее инициативе.
Вступив РІРѕ владение большим состоянием, Николай становится, РІ противоположность отцу, замечательным С…РѕР·СЏРёРЅРѕРј – движимый чувством долга Рё ответственности Р·Р° будущее СЃРІРѕРёС… детей. Однако РІ его характере сохраняется жесткость (РѕРЅ РЅРµ выносит маленьких детей, раздражается РЅР° беременную Марью, РіСЂСѓР±Рѕ, РґРѕ рукоприкладства обращается СЃ мужиками), СЃ которой Николай постоянно борется, покорный благотворному влиянию жены, Рё РЅРµ допускает срывов. Негативно характеризует его РѕРґРёРЅ РёР· последних СЌРїРёР·РѕРґРѕРІ романа, РєРѕРіРґР° РѕРЅ резко отзывается РЅР° слова Пьера Рѕ необходимости критически подходить Рє действиям правительства: «Ты говоришь, что РїСЂРёСЃСЏРіР° условное дело, Рё РЅР° это СЏ тебе скажу: что ты лучший РјРѕР№ РґСЂСѓРі, ты это знаешь, РЅРѕ, составь РІС‹ тайное общество, начни РІС‹ противодействовать правительству, какое Р±С‹ РѕРЅРѕ РЅРё было, СЏ знаю, что РјРѕР№ долг повиноваться ему. Рвели РјРЅРµ сейчас Аракчеев идти РЅР° вас СЃ эскадроном Рё рубить – РЅРё РЅР° секунду РЅРµ задумаюсь Рё РїРѕР№РґСѓ. Рђ там СЃСѓРґРё как хочешь». Рти слова РїСЂРѕРёР·РІРѕРґСЏС‚ РЅР° всех окружающих тягостное впечатление. РњС‹ РІРёРґРёРј, что то давнее решение Николая повиноваться правительству РЅРµ рассуждая, как солдат, теперь укоренилось РІ нем Рё стало сущностью его натуры. Однако РїРѕ-своему Николай прав: РЅР° таких, как РѕРЅ, держится государство. Толстой осуждает его СЃРѕ своей точки зрения антигосударственника, мечтавшего Рѕ руссоистской анархической «природной» идиллии, РЅРѕ РјС‹, уже РёР· перспективы социальных катаклизмов, случившихся СЃ нашей страной Р·Р° последнее столетие, можем посмотреть РЅР° Николая Рё СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны: РјС‹ знаем, что бывает, РєРѕРіРґР° государство разрушено. Если Р±С‹ РІ 1917 РіРѕРґСѓ РІ Р РѕСЃСЃРёРё преобладали Р±С‹ такие люди, как Николай, – офицеры, оставшиеся верными царю Рё пытавшиеся спасти армию РѕС‚ разложения РІ хаосе революции (затеянной реформаторами Рё революционерами, наподобие Пьера), то страна могла Р±С‹ быть спасена РѕС‚ РјРЅРѕРіРёС… бед, РІ том числе РѕС‚ сталинской диктатуры.
Наконец, семья Курагиных вызывает у Толстого только презрение и негодование. Члены ее играют в судьбах остальных героев самую негативную роль. Все они – люди высшего света, а потому фальшивы и неискренни во всех своих словах, делах и жестах. Глава дома, князь Василий – хитрый, ловкий царедворец и завзятый интриган. Толстым всячески подчеркивается его лживость и двуличность. Он думает прежде всего о своих успехах при дворе и о продвижении по карьерной лестнице. Он никогда не имеет своего собственного мнения, поворачиваясь, как флюгер, в своих суждениях за политическим курсом двора. Во время войны 1812 года князь Василий сначала с презрением отзывается о Кутузове, зная, что император к нему не благоволит, на следующий день, когда Кутузова назначают главнокомандующим, Курагин начинает его превозносить, чтобы отречься от него при первом же недовольстве двора из-за оставления им Москвы.
Свою семью Курагин воспринимает тоже как средство для завоевания общественного положения и обогащения: он старается как можно более выгодно женить сына и выдать замуж дочь. Ради наживы князь Василий способен даже на преступление, о чем свидетельствует эпизод с мозаиковым портфелем, когда Курагин пытался похитить и уничтожить завещание умирающего графа Безухова, чтобы лишить наследства Пьера и перераспределить его в свою пользу. В эти часы, как живописует Толстой, «щеки у него нервически подергивались» и «перепрыгивали» «то на одну, то на другую сторону, придавая его лицу неприятное выражение, какое никогда не показывалось на лице князя Василия, когда он бывал в гостиных». Так нечаянно выступает наружу его хищная натура. Когда же интрига срывается, князь Василий тут же «перестраивается» так, чтобы все-таки соблюсти свою выгоду: он моментально «женит» Пьера на своей дочери и под видом родственных и доверительных отношений ловко запускает руки в денежки зятя, а затем становится главным действующим лицом в салоне дочери. Толстой специально подчеркивает, что князь Василий вряд ли руководствовался при этом сознательным расчетом: «Что-то влекло его постоянно к людям сильнее и богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми». Тем самым при описании психологии Курагина автор опять акцентирует наше внимание на чувстве, интуиции, инстинкте, которые выходят на первый план, оказываясь важнее сознательной воли и разума.
«Достойны» РєРЅСЏР·СЏ Василия Рё его дети, Рлен, Анатоль Рё Рпполит, также пользующиеся блистательном успехом РІ свете Рё всеобщим уважением. Рлен, выйдя замуж Р·Р° Пьера, РІСЃРєРѕСЂРµ устраивает РІ его РґРѕРјРµ шикарный салон, быстро ставший РѕРґРЅРёРј РёР· самых модных Рё престижных РІ Петербурге. РћРЅР° РЅРµ отличается СѓРјРѕРј Рё оригинальностью суждений, РЅРѕ умеет так обворожительно Рё многозначительно улыбаться, что ее считают умнейшей женщиной столицы, Рё РІ ее салоне собирается цвет интеллигенции: дипломаты Рё сенаторы, поэты Рё живописцы. Пьер же, будучи гораздо образованней Рё глубже своей жены, оказывается РІ ее салоне чем-то РІСЂРѕРґРµ необходимой мебели, мужа знаменитой СЃСѓРїСЂСѓРіРё, которого гости снисходительно терпят, так что Пьер постепенно начинает ощущать себя чужим РІ собственном РґРѕРјРµ.
Рлен постоянно окружена ухаживающими Р·Р° ней мужчинами, так что Пьер даже РЅРµ знает, Рє РєРѕРјСѓ ее ревновать Рё, истерзанный сомнениями, РґРѕС…РѕРґРёС‚ РґРѕ дуэли СЃ Долоховым, которого жена СЏРІРЅРѕ выделяла более РґСЂСѓРіРёС…. Рлен же РЅРµ только РЅРµ пожалела своего мужа Рё РЅРµ подумала Рѕ его чувствах, РЅРѕ устроила ему сцену Рё жестоко выговорила Р·Р° неуместный «скандал», могущий уронить ее авторитет. Р’ конце, уже порвав СЃ мужем Рё живя отдельно РѕС‚ него, Рлен заводит интригу сразу СЃ РґРІСѓРјСЏ поклонниками: СЃ пожилым вельможей Рё СЃ иностранным принцем, прикидывая, как Р±С‹ ей РІРЅРѕРІСЊ выйти замуж Рё так устроиться, чтобы сохранить СЃРІСЏР·СЊ СЃ РЅРёРјРё РѕР±РѕРёРјРё. Ради этого РѕРЅР° даже переходит РІ католичество, чтобы объявить недействительным православный брак (как разнится эта беспринципность РІ вопросах религии СЃ горячею верой княжны Марьи!).
Анатоль – блистательный РєСѓРјРёСЂ всех светских барышень, герой золотой молодежи обеих столиц. Стройный, рослый, белокурый красавец, РѕРЅ СЃРІРѕРґРёС‚ СЃ СѓРјР° всех женщин своей РіРѕСЂРґРѕР№ осанкой Рё пылкой страстностью, Р·Р° которой РѕРЅРё РЅРµ успевают разглядеть его бездушия Рё бездумности. РљРѕРіРґР° Анатоль приезжал Рє Болконским, то РІСЃРµ женщины РІ РґРѕРјРµ невольно загорелись желанием понравиться ему Рё начали интриговать РґСЂСѓРі против РґСЂСѓРіР°. Анатоль РЅРµ умеет говорить СЃ женщинами, РёР±Рѕ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ находится сказать ничего СѓРјРЅРѕРіРѕ, РЅРѕ завораживающе действует РЅР° РЅРёС… взглядом СЃРІРѕРёС… красивых глаз, как Рлен улыбкой. Наташа уже РїСЂРё первом разговоре СЃ Анатолем, глядя ему РІ глаза, «со страхом чувствовала, что между РёРј Рё ей совсем нет той преграды стыдливости, которую РѕРЅР° всегда чувствовала между СЃРѕР±РѕР№ Рё РґСЂСѓРіРёРјРё мужчинами. РћРЅР°, сама РЅРµ зная как, через пять РјРёРЅСѓС‚ чувствовала себя страшно-близкой Рє этому человеку».
Рбрат, Рё сестра несравненно хороши СЃРѕР±РѕР№, РїСЂРёСЂРѕРґР° наградила РёС… внешней красотой, которая неотразимо действует своей чувственной притягательностью РЅР° лиц противоположного поля. Соблазняются РёРјРё даже такие благородные Рё глубокие люди, как Пьер Безухов, без любви женившийся РЅР° Рлен, Княжна Марья, мечтавшая РѕР± Анатоле, Рё Наташа Ростова, которая увлеклась красавцем Курагиным РґРѕ того, что бросила ради него своего жениха. РЈ Рлен подчеркивается РІРѕ внешности античная красота плеч Рё бюста, которые РѕРЅР° нарочно оголяет, насколько это только позволяет РјРѕРґР°.
Автор даже вскользь замечает Рѕ странных, нездоровых отношениях, бывших между сестрой Рё братом РІ детстве, РёР·-Р·Р° которых РёС… пришлось РЅР° время разлучить. РќР° страницах романа РѕРЅРё часто действуют заодно: Рлен выступает РІ роли СЃРІРѕРґРЅРё, знакомя Рё сближая Наташу СЃРѕ СЃРІРѕРёРј братом, зная, что ему нельзя бывать Сѓ нее, невесты РєРЅСЏР·СЏ Андрея. Р’ результате этой интриги РІСЃСЏ жизнь Наташи могла оказаться погубленной: РѕРЅР° готова была бежать СЃ РЅРёРј, РЅРµ подозревая, что РѕРЅ давно женат. Благодаря вмешательству Пьера планы Анатоля разрушились, РЅРѕ Наташа расплатилась Р·Р° СЃРІРѕСЋ доверчивость потерей любви РєРЅСЏР·СЏ Андрея Рё глубочайшим душевным РєСЂРёР·РёСЃРѕРј, РѕС‚ которого РЅРµ могла прийти РІ себя несколько лет. «Где РІС‹ – там разврат, зло», – гневно бросает жене Пьер, узнав Рѕ ее коварном поступке.
Таким образом, главными чертами семьи Курагиных оказываются светскость и животное, плотское начало. В изображении Толстого светскость неизбежно предполагает лживость, беспринципность, эгоистичность и душевную пустоту.
Символом душевного безобразия этой семьи делается Рпполит. Внешне РѕРЅ удивительно РїРѕС…РѕР¶ РЅР° Рлен, РЅРѕ РїСЂРё этом РѕРЅ «поразительно дурен СЃРѕР±РѕР№В». Лицо его было «отуманено идиотизмом Рё неизменно выражало самоуверенную брезгливость. РћРЅ РЅРµ может сказать ничего СѓРјРЅРѕРіРѕ, РЅРѕ РІ обществе его встречают очень любезно Рё прощают РІСЃРµ сказанные РёРј нелепости, потому что РѕРЅ сын РєРЅСЏР·СЏ Василия Рё брат Рлен. Рљ тому же РѕРЅ очень дерзко ухаживает Р·Р° всеми хорошенькими женщинами, поскольку необыкновенно сластолюбив. Таким образом, РЅР° его примере обнажается внутреннее безобразие Рлен Рё Анатоля, скрывающееся РїРѕРґ РёС… прекрасной внешностью.