«Метель» А.С. Пушкина: план анализа
Андрей Репин
1. ТЕМА-I. “...Даже самые мелкие части РІ произведении должны быть между собою согласованы Рё образовывать художественное единство. Объединяет же РІСЃРµ части произведения между СЃРѕР±РѕР№ тема, или предмет сочинения. Темой называется то, Рѕ чём говорится РІ сочинении” (Р‘.Томашевский). Если следовать этому определению, тема «Метели» – превратности любви. Рменно эту тему развивают фабула Рё сюжет новеллы.
2. ФАБУЛА. “Все события, связанные с основным происшествием, всё поведение и все поступки лиц, принимающих участие в действии, составляют то, что называется фабулой. Состав фабулы совершенно зависит от того, в каком порядке и как будет об этих событиях сообщено автором. Одна и та же фабула допускает множество различных способов изложения. Когда задумывается фабула, то обращается внимание только на самые события, как бы происходившие на самом деле, на их взаимную связь, на причины и следствия. Фабула обычно представляет собой цепь событий, совершающихся среди определённого круга лиц. Если фабула задумана правильно, то эти события должны быть такого рода, чтобы они естественно развивались одно из другого” (Б.Томашевский). Фабула «Метели» анекдотична (Ю.Тынянов: “...Анекдот как своеобразная программа является сюжетною основой его (Пушкина) новелл”), с традиционным набором нарративных элементов: “влюблённые” (богатая невеста–бедный жених); “препятствие” (запрет родителей), “бегство”; “препятствие” (метель); “qui pro quo” (“ошибка”); “влюблённые” (“первая” невеста–“блестящий” жених); “тайное препятствие” (“узы брака”); “счастливое совпадение”; “happy end”.
3. СЮЖЕТ. “Сюжет представляет собою разработанную схему произведения в противоположность фабуле, которая является схемой события”. От автора зависит степень подробности при изложении тех или иных событий фабулы; порядок изложения этих событий; большее или меньшее “освещение” самих событий и их причин (степень читательской осведомлённости или неведения насчёт событий фабулы); характер распределения описаний и вообще всех отступлений от фабулы; выделение или затушёвывание определённых моментов фабулы; выбор “фигуры” повествователя и точки зрения. “Произведённое таким образом распределение развивающих тему эпизодов и сцен представляет собою сюжет произведения” (Б.Томашевский). Отметим два наиболее существенных момента в сюжете «Метели»:
а) За счёт “фигуры умолчания” в новелле создаётся “таинственная ситуация”: до самой развязки не известно, что узнал Владимир на дворе священника (“Какое известие ожидало его!” Какое же? Умолчание), каков секрет “полусумасшедшего письма”, полученного родителями Марьи Гавриловны от “несчастного” Владимира, в чём причина молчания Бурмина, оттягивающего решающее объяснение, и так далее. Тайна, согласно устойчивой нарративной схеме, объясняется только в самом конце новеллы.
Р±) Сюжет «Метели» дан СЃ двойным опосредованием: РІРѕ-первых, РѕРЅ изложен РѕС‚ лица помещика Белкина (Р“.Гуковский: “...Р’СЃРµ пять повестей написаны СЏРєРѕР±С‹ Р.Рџ. Белкиным, то есть РѕРґРЅРёРј Рё тем же лицом, наложившим РЅР° РЅРёС… РѕРґРёРЅ Рё тот же отпечаток своего простодушного взгляда РЅР° вещи”); РІРѕ-вторых, самому Белкину он рассказан девицей Рљ.Р.Рў. (увиден глазами “девицы Рљ.Р.Рў.”, рассказавшей повесть Белкину, СЏРІРЅРѕ “уездной барышни”).
4. РЎРСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ. Р’ первой части новеллы система персонажей кажется построенной РїРѕ схеме: “протагонисты–антагонисты–помощники”. Протагонисты – влюблённая пара (Марья Гавриловна Рё Владимир), антагонисты – препятствующие их любви родители богатой невесты Марьи Гавриловны (Гаврила Гаврилович Р ** Рё его жена – Прасковья Петровна), помощники – РІСЃРµ те, кто устраивает РёС… побег и готовит несостоявшееся венчание, – жадринский священник, сорокалетний корнет Дарвин, “землемер РЁРјРёС‚ РІ усах Рё шпорах”, “сын капитан-исправника, мальчик лет шестнадцати, недавно поступивший РІ уланы” (свидетели), кучер Терёшка, горничная Марьи Гавриловны, крестьяне, помогающие Владимиру найти Жадрино. Р’Рѕ второй части (после отбивки: “А ничего”) привычная расстановка персонажей разрушена, а устойчивые читательские ожидания обмануты: РЅРё антагонистическая роль родителей,В РЅРё романтический любовный треугольник (СЃ появлением блестящего полковника Бурмина) РЅРµ состоялись. Родители оказываются РЅРµ против брака Марьи Гавриловны и Володи (что дискредитирует Рё сам “побег”); браку Марьи Гавриловны Рё Бурмина препятствует РІРѕРІСЃРµ РЅРµ романтическая память первой Рѕ погибшем возлюбленном. Новое представление Рѕ расстановке персонажей достигается через эпиграф РёР· «Светланы» Жуковского СЃ её мотивом “призрачного” жениха: невеста–“призрачный жених”–“подлинный жених”. Кто же РёР· РґРІСѓС… женихов (Владимир или Бурмин) призрачный Рё кто подлинный? Загадка, РЅРѕ заданная РЅРµ РїРѕ романтическому шаблону.В РџРѕ романтическому канону, призрачным должен быть “ложный” жених Бурмин, с соответствующими атрибутами (ночь, метель). Рздесь ожидания обмануты: призрачным оказывается как раз Владимир, РІСЃРµ действия которого определяются литературными штампами – Рё так Рё остаются как Р±С‹ “выдуманными”; Бурмин же, чьё поведение тоже согласовано СЃ литературными образцами (“интересная бледность”,В St. Preux РёР· «Новой Рлоизы» Р СѓСЃСЃРѕ), РїСЂРё этом находится РІ полном согласии СЃ бытом и его предписаниями. Быт, Р° РЅРµ литература РІ итоге становится решающей инстанцией новеллы – быт, которому принадлежат остальные персонажи новеллы; быт, для которого всей этой “литературной” истории СЃ побегом словно Р±С‹ Рё РЅРµ было (Рѕ ней так Рё РЅРµ стало известно; так была ли РѕРЅР°? – ответом является данная отдельным абзацем отбивка “А ничего”). Р’ итоге расстановка персонажей такова: любовный треугольник Рё быт.
5. ТЕМА-II. На новом уровне вернёмся к вопросу о теме: какова глубинная тема новеллы? Ответ: “Быт и литературность”. Как реализуется эта тема, станет понятно при рассмотрении композиции произведения.
6. РљРћРњРџРћР—РР¦РРЇ. Композиция определяется отношением всех конструктивных элементов произведения Рє его целому. Какие же конструктивные элементы являются определяющими РІ «Метели»? Литературные цитаты, отсылки Рё намёки, иронически сопоставленные СЃ бытовыми реалиями. Реминисценции Рё эпиграф отсылают нас к «Леоноре» Бюргера, «Светлане» Р–СѓРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ Рё новелле Р’.РСЂРІРёРЅРіР° «Жених-призрак»; в словах, жестах Рё поступках героев даны пародийные отсылки Рє романтическим и сентименталистским литературным схемам. Композиция «Метели» построена на последовательном сталкивании РґРІСѓС… планов – быта Рё литературности. Отсюда – конфликт.
7. КОНФЛРРљРў. Комический эффект новеллы достигается благодаря постоянному подчёркиванию несоответствия литературных поведенческих штампов Рё бытового уклада. Р’РѕС‚ как РѕР± этом пишет Рќ.Берковский: “Маленькие вещи, издали предостерегающие романтических любовников, потому становятся весомы, что они ознаменовывают весь строй Рё уклад жизни, РІСЃСЋ традиционную, обычную Р РѕСЃСЃРёСЋ, с которой РЅРµ совладать РєРѕРјСѓ-то, выступившему отдельно Рё ради РѕРґРЅРѕРіРѕ себя <...Герою, преследующему СЃРІРѕРё скромные цели, напрасно кажется, что ничего РЅРµ стоит завоевать лежащее перед РЅРёРј маленькое пространство. РџРѕРґ обличьем близкого и доступного скрываются неподатливые, крупные, типические для традиционного быта величины. Р’ «Метели» это РїРѕ-РѕСЃРѕР±РѕРјСѓ подчёркнуто. Владимир Николаевич заблудился на крохотном РєСѓСЃРєРµ земли, пятивёрстный путь РґРѕ Жадрина превращается в нескончаемое кружение РїРѕ снегу Рё метели, Рё РІСЃС‘ РІ сторону. Узенькая площадь внезапно расширяется, Рё общим законам жизни – «судьбы» – дано достаточно места, чтобы РѕРЅРё могли разыграться, как это РёРј свойственно”. Отсюда – “никчёмность и бесплодность авантюры” – европейского авантюрного сюжета РЅР° СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ почве. Даже стихия (метель) – РЅРµ РЅР° стороне романтической литературности, Р° РЅР° стороне быта.
8. РДЕЯ. Рдея «Метели» – самоотрицание новеллы; победа бытового уклада над литературной интригой. РСЂРѕРЅРёСЏ здесь РІ том, что победа эта достигается путём невероятных, подчёркнуто литературных совпадений. “В новелле «Выстрел» выстрел никого РЅРµ убивает, РІ новелле «Метель» похититель РЅРёРєРѕРіРѕ РЅРµ похитил, Р° намеченная к похищению вернулась РґРѕРјРѕР№ <...> «Но возвратимся Рє добрым ненарадовским помещикам Рё посмотрим, что Сѓ РЅРёС… делается. Рђ ничего...»” (Рќ.Берковский).Рј