"Мастер и Маргарита" М. Булгакова
Роман Рњ.Рђ. Булгакова «Мастер Рё Маргарита», над которым автор работал РґРѕ последнего РґРЅСЏ своей жизни, остался РІ его архиве Рё был впервые опубликован РІ 1966-1967 годах РІ журнале «Москва». Ртот роман принёс автору посмертную РјРёСЂРѕРІСѓСЋ славу. Рто произведение явилось достойным продолжением тех традиций, отечественной литературы, которые утверждали РїСЂСЏРјРѕРµ соединение гротеска, фантастики, ирреального СЃ реальным РІ едином потоке повествования.
Булгаков писал «Мастер и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своём времени и его людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. Рв то же время это многомысленное повествование обращено в будущее, является книгой на все времена, чему способствует её высочайшая художественность. Есть основание предположить, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романа современниками.
Р’ романе «Мастер Рё Маргарита» царят счастливая СЃРІРѕР±РѕРґР° творческой фантазии Рё одновременно строгость композиционного замысла. Сатана правит великий бал, Р° вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет СЃРІРѕР№ бессмертный роман. Там прокуратор Рудей отправляет РЅР° казнь Христа, Р° СЂСЏРґРѕРј, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые Рё Бронные улицы 20-С…-30-С… РіРѕРґРѕРІ нашего века. Смех Рё печаль, радость Рё боль перемешаны там воедино, как РІ жизни, РЅРѕ РІ высокой степени концентрации, которая доступна лишь сказке, РїРѕСЌРјРµ. «Мастер Рё Маргарита» Рё есть лирико-философская РїРѕСЌРјР° РїСЂРѕР·Рµ Рѕ любви Рё нравственном долге, Рѕ бесчеловечности зла, РѕР± истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом Рє свету Рё РґРѕР±СЂСѓ.
События в «Мастер и Маргарите» начинаются «однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах». В столице появляется Сатана и его свита.
Дьяволица, один из любимых авторских мотивов, здесь, в «Мастере и Маргарите», играет роль вполне реалистическую и может служить блистательным примером гротеско-фантастического, сатирического обнажения противоречий живой действительности.
Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность.
Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы Воланда и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской. Воланд появляется в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед судом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В этом - трагический гротеск романа.
Воланд возвращает Мастеру его романа Рѕ Понтии Пилате, который Мастер сжёг РІ приступе страха Рё малодушия. РњРёС„ Рѕ Пилате Рё Решуа, воссозданный РІ РєРЅРёРіРµ Мастера, переносит читателя РІ начальную СЌСЂСѓ РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ цивилизации человечества, утверждая мысль Рѕ том, что противоборство РґРѕР±СЂР° СЃРѕ злом - вечно, РѕРЅРѕ кроется РІ самих обстоятельствах жизни, РІ душе человека, СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕР№ РЅР° возвышенные порывы Рё порабощенной ложными, переходящими интересами сегодняшнего РґРЅСЏ.
1. «Мастер и Маргарита»
1.1 Временная и пространственно-смысловая структура романа «Мастер и Маргарита»
От «Белой гвардии» до «Мастера и Маргариты» Булгаков изображал своё время как время «апокалиптичное», как «время мировых катастроф.
Говорят что в такие времена «молчат» не только законы, но и музы. Рвремя действительно пыталось скрыть от современников и своё беззаконие, и свой трагизм: на поверхности официально признанной поэзии гремели «звучные стихи - «взвейтесь!» да «развейтесь», как говорит один булгаковский персонаж, тогда, как нужны были совсем другие стихи, что-нибудь вроде: «Буря мглою небо кроет», - которые недаром лейтмотивом проходят через всё творчество М. А. Булгакова - от «Дней Турбиных» до «Последних дней». Время пыталось скрыть Булгакова от читателя и зрителя.
Ртолько через полвека после смерти писателя его жизнь и его творчество возникают перед нами без белых пятен и купюр, которыми долгие годы отличались публикации его произведений, как и работы, ему посвящённые. Рсамым большим белым пятном оставалась долгое время последнее произведение Булгакова «Мастер и Маргарита».
При первом знакомстве «Мастер и Маргаритой» создаётся впечатление, что время действия основной, московской части романа нельзя определить точно.
В сознании подавляющего большинства и читателей, и исследователей укрепилось мнение, что Булгаков приурочил события к не которому неопределённому времени, сочетающему предметы жизни как 20, так и 30 годов.
Подобное мнение, как оказалось, довольно точно отражает авторский замысел на отдельных этапах работы над текстом.
Так, в самом раннем варианте, редакции 1929 года, время действия московских сцен обозначено июнем 1934 года, позднее исправленным на июнь 1935 года.
В той же редакции смерть поэта Житомирского датировалась 1933 годом. Но все события, происходившее в Москве, были приурочены к определённым дням июня.
События, связанные с визитом Воланда в Москву, происходят в одном и том же месяце- июне, хотя год постоянно меняется и всё далее отодвигается в будущее.
Почему писатель выбрал именно этот месяц? Возможно, один из мотивов здесь - летняя жара. Вспомним, что необычайный зной- предвестник появления нечистой силы. Так, почти мистические события повести «Роковые яйца», связанные с открытием чудесных лучей, начинаются в жаркий июньский день 1928 года. Но данный мотив - не единственный.1
Р’ редакции 1929 РіРѕРґР° действие ершалаимских сцен также разворачивается РІ РёСЋРЅРµ. Между тем Булгакову, сыну профессора Киевской РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ академии, человеку, внимательно изучавшему Библию Рё библистику, несомненно, было хорошо известно, что месяц нисан древнеевропейского календаря, РЅР° который, согласно свидетельствам Евангелий приходятся события, связанные СЃ арестом Рё казнью РРёСЃСѓСЃР° Христа, соответствуют РІ разные РіРѕРґС‹ разным весенним месяцам христианского (юлианского) календаря (старый стиль)- марту или апрелю, РЅРѕ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ соответствуют РёСЋРЅСЋ. Точно также Рё время действия РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёС… сцен, РІ которых легко прослеживается параллель Страстной недели, РІ ранних редакциях сознательно отдалено хронологически РѕС‚ православной Страстной недели Рё Пасхи, которые РІ 20 веки никак РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ приходиться РЅР° РёСЋРЅСЊСЃРєРёРµ РґРЅРё.
Приурочив действие и в Москве, и в Ершалаиме к июню, Булгаков подчёркивал таким образом не соответствие событие романа евангельской традиции.
С другой стороны, факт, что московские и ершалаимские сцены происходили, как подчёркнуто Булгаковым, в одном и том же месяце, должен был обратить внимание человека на их глубокую внутреннюю связь.
Однако следует отметить, что уже в ранних редакциях писатель рассматривал возможность иной, более традиционной приуроченности событий своего романа.
Последний раз набросок хронологии событий романа Булгакова сделал в 1933г. Здесь к маю приурочены и первая встреча Мастер с Маргаритой, и основные события московских сцен романа. К маю же с промежутком в год отнесены первая встреча Мастер и Маргариты и их последняя встреча в земной жизни перед переходом в надмирность и в окончательном тексте произведение.
Здесь мы уже не найдём прямого обозначения времени действия московских сцен. Единственное указание- замечание о странности «этого страшного майского вечера», когда Бездомный и Берлиоз встретились на Патриарших с Воландом.
Рта встреча РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІ среду, Р° последний полёт Мастер Рё Маргариты заканчивается РІ ночь СЃ субботы РЅР° воскресение. Таким образом, РІСЃРµ события РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёС… сцен укладываются РІ четыре РґРЅСЏ недели, причём РІ те же РґРЅРё недели происходили события РІ древнем Ершалаиме, отдалённым РѕС‚ РњРѕСЃРєРІС‹ РІ пространстве Рё времени. Происходящее РІ РњРѕСЃРєРІРµ датируется РїРѕ григорианскому календарю (РЅРѕРІРѕРјСѓ стилю), принятому РІ 1918 РіРѕРґСѓ.
Поскольку среда Страстной недели в романе - это уже майский день православной Пасха в тот год должна была приходиться не раннее чем на 5 мая.
В роман введены, и черты нового времени, при чём с некоторым, сознательным или бессознательным, опережением. Дядя Берлиоз едет на вокзал на троллейбусе, а этот вид транспорта появился в Москве только в 1934 году.
Промежуток времени, разделяющий РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёРµ Рё ершалаимские сцены, был назван точно (РІ ранней редакции): 1900лет. РќРѕ, главное, это день воскресения Христа, праздник православной христианской Пасхи, это одновременно воскресение Решуа Рё воскресение Мастера, Рё РІ момент, РєРѕРіРґР° герои РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёС… сцен встречаются СЃ героями библейской легенды, древний ершалаимский РјРёСЂ РІ романе сливается СЃ современным РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёРј. Рэто соединение РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІ вечном потустороннем РјРёСЂРµ благодаря усилиям его РіРѕСЃРїРѕРґРёРЅР° «князя тьмы Воланда».
Рменно здесь Рё Решуа, Рё Пилат, Рё Мастер Рё Маргарита обретают временное Рё РІРЅРµ пространственное качество вечности. РС… СЃСѓРґСЊР±С‹ становятся абсолютной ценностью для всех веков Рё народов. Р’ этой последней сцене РЅРµ только сливаются воедино древний ершалаимский, вечный потусторонний Рё современный РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ пространственные пласты романа, РЅРѕ Рё время библейское, формируя РѕРґРёРЅ поток СЃ тем временем, РєРѕРіРґР° началась работа над «Мастером Рё Маргаритой».
Действие созданного Мастером романа о Понтии Пилате соединяется с ходом современной жизни, где мы затравленный Мастер кончает свою земную жизнь, чтобы в потустороннем мире, в вечности обрести бессмертие.
Каждому из трёх основных пространственных миров булгаковского романа соответствует и своя шкала времени.
В ершалаимском мире основное действие разворачивается, как и предписано классическим каноном, в течение одного дня с воспоминаниями о предшествовавших событиях и с предсказанием будущих, которые мы наблюдаем лишь в заключительной главе романа.
Ещё более сконцентрировано время в потустороннем мире, где оно фактически остановилось, слилось в едином миге, что символизирует часами длящаяся полночь на балу у сатаны. Только в московском мире, где действие охватывает четыре дня, время более размыто и течёт сравнительно плавно, подчиняясь воле рассказчика.
Три мира имеют и три ряда персонажей, причём представители различных миров формируют своеобразные триады, объединённые функциональным подобием исходными взаимодействиями с персонажами своего ряда.
Также триаду формируют РІ романе те, кто выступают РІ качестве учеников Решуа Рё Мастер, Рё одновременно, - Каифы Рё Берлиоза. Рто Левий Матвей, бывший сборщик податей Рё единственный последователь Га - Ноцри, Рё РїРѕСЌС‚ Рван Бездомный - единственный ученик Мастера. Есть Рё РґСЂСѓРіРёРµ любопытные триады героев РІ романе. Решуа Га - Ноцри Рё безымянный мастер, тоже образуют СЃРІСЏР·РєСѓ между СЃРѕР±РѕР№, только РІ РІРёРґРµ диады, Р° РЅРµ триады. Мастер действует как РІ современном, так Рё РІ потустороннем РјРёСЂРµ, РІ потустороннем же РјРёСЂРµ РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ встреча Мастера, Пилата Рё Решуа.
Ртим частично Рё объясняется отсутствие третьего персонажа, РїРѕРґРѕР±РЅРѕРіРѕ Решуа Рё Мастеру, РЅРѕ целиком принадлежащего какому-то РѕРґРЅРѕРјСѓ РјРёСЂСѓ - потустороннему или современному. Га - Ноцри совершает РїРѕРґРІРёРі нравственный Рё перед лицом мучительной смерти оставаясь твёрд РІ своей гуманистической проповеди всеобщей доброты Рё свободомыслия.
Удел автора романа Рѕ Понтии Пилате - РїРѕРґРІРёРі творческий. Ручение Решуа, Рё произведение Мастера - это своеобразный нравственный Рё художественный центры, РѕС‚ которых отталкивается Рё которым РІ то же время направлено действие «Мастер Рё Маргарита».
Наконец, героиня, чьё имя вынесено в название романа, занимает уникальное положение в структуре произведения.
Рта уникальность, очевидно, объясняется желанием писателя подчеркнуть неповторимость любви Маргариты Рє Мастеру.
Три мира «Мастер и Маргариты» имеют не только параллельные структуры основных персонажей, но и целый ряд параллельных эпизодов и описаний.1
Необходимо подчеркнуть, что наличие у «Мастера и Маргариты» весьма сложной, разветвлённой структуры вовсе не приводит к тому, что персонажи романа вырождаются в простое подобие каких - то математических или иных знаков и символов. Нет, все действующие лица произведения - живые люди, обладающие яркими портретами характеристиками или другими запоминающимися качествами.
Объект сатиры Булгакова - это приспособленцы в литературе и искусстве, бюрократы, паразитирующие на ниве культуры.
«Мастер Рё Маргариты» - роман РЅРµ только сатирический Рё философский, это роман «городской». Р РѕРЅ останется РІ истории СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ Рё РјРёСЂРѕРІРѕР№ литературы РЅРµ только как свидетельство человеческой стойкости гражданственности Булгакова- писателя, РЅРµ только РіРёРјРЅ человеку нравственному Рё бесстрашному - Решуа Га - Ноцри Рё человеку творческому - Мастеру, РЅРµ только как история неземной любви Маргариты, РЅРѕ Рё как грандиозный памятник РњРѕСЃРєРІРµ, которая теперь неизбежно воспринимается нами СЃ учётом этого великого произведения. Ртот роман Рњ. Рђ. Булгакова - неповторимый шедевр СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ Рё РјРёСЂРѕРІРѕР№ литературы.
1.2 Божественный дар
Если литература - это нравственность, воплощённая в воображении, некое зеркало, в котором отражается общественное и политическое здоровье, и если правда об историческом периоде обнаруживается в его искусстве, то роман Булгакова создан в невесёлые времена.
На каждом шагу нас ожидают лицемерие и наушничество, а главное сравнение, которое приходит в голову читателю, - Римская империя эпохи Тиберия.
Очевидно и то, что терзания Пилата имеют прямое отношение к эпохе самого Булгакова.
В повествовательной структуре «Мастера и Маргариты» присутствуют три линии, причём в каждом из них обнаруживается свой собственный стиль.
Сатирические сцены из жизни московской литературной и театральной среды написаны языком, напоминающим о комических повестей Булгакова, прежде всего о «Театральном романе».
Для этого языка характерны канцеляризмы, не слишком деликатные разговорные выражения, а также подробные физические описания действующих лиц.
Рстория Понтия Пилата рассказана РґСЂСѓРіРёРј стилем - уравновешенным Рё красноречивым, окрашенным экзотической лексикой. Рассказчик РІ этих главах прозрачен.
Что же до глав, где описываются чисто фантастические события, то они, пожалуй, созданы по законам кино, с упором на зримые детали. На первый взгляд эти три линии представляются независимыми друг от друга.
Внимательное чтение, однако, раскрывает постоянное взаимопроникновение их тем и мотивов.
С точки зрения стиль этот роман - наиболее свободно творение Булгакова. Рассказчик или рассказчики, в зависимости от взгляда читателя - предстаёт в нём актером, то снимающим иронические маски.
В иные минуты он настроен лирически, иногда страдает от острого недостатка сведений, порой предстаёт в виде комического хлопотуна, отвечающего на свои собственные риторические вопросы.
А в главах о Пилате рассказчик полностью исчезает, предоставляя читателю свободу делать самостоятельные выводы.
Однако истинное сходство между г. Москвой и Ершалаимом двумя тысячелетиями, связано с природой человека, со способами выживание тирании, с доносами, отречениями, обыкновенным страхом. Повесть о Пилате и московские главы взаимосвязаны через намеки, подсказали и такой любимый прием Булгаковы, как смещение. Одна из центральных сцен «ершалаимской» линии - допрос. Против ожидания, нечего подобного в московских главах нет.
Ресли римский тиран дает почувствовать свою силу в любом решении Пилата, то на тогдашнего диктатора России автор даже не намекает.
Все, что представляется нам типичным для жизни в Советском Союзе 30-х годов, при Сталине наиболее ясно показано в главах о Пилате.
В сущности, при внимательном чтении жизнь в Ершалаиме обнаруживает глубокое сходство в жизни в настоящей - в противоположность вымышленной - Москве этого периода.
Воланд - единственный герой, присутствующий во всех пластах романа. Отчасти это отражает первоначальный замысел автора, по которым дьявол был центральной фигурой произведение. Роль черной магии в романе весьма, двойственна и неоднозначна. Разумеется, проделки Воланда и его свиты оборачиваются массой неприятностей для московских обывателей.
Но приводят ли они хотя бы к одной настоящей катастрофе! Несовпадение внешнего и реального - одна из главных тем романа - остается для них непостижимым, заставляя изобретать самые не правдоподобные объяснения.
Чертовщина ежедневного быта, составляющая основу «Дьяволиады», используется в «Мастере и Маргарите» с особой целью - противостоять настоящему князю тьмы и его подручным.
Сатана же в романе не носитель всемирного зла, а создатель по заслугам, вершитель справедливости, потому что обильная сказочная россыпь, просто фейерверк «наказующего зла», которым владеет и играет Воланд, - это только неизбежное средство принципа обходиться с каждым «по вере его», принципа получения заработанного, при котором, по словам Гамлета, «мало кто избежит порки».
Рграя РЅР° земле роль Р±РѕРіР° мести, Воланд наказывает настоящее зло, Рё изредка дарует СЃРІРѕР±РѕРґСѓ тем, кто достаточно настрадался. РћРЅ СЏРІРЅРѕ РЅРµ враг того Р±РѕРіР°, которому подвластны недоступно для Мастера области света.
Скорее, он его помощник, искупающее некое тяжкое прегрешение. При внимательном чтение романа обнаруживается, что Воланд, обладая властью над землей, со всеми её бьющими в глаза несправедливостями и злом, не в силах решить, когда обрываться человеческой жизни.
Рпоследние слово в решение судьбы Мастера и Маргариты тоже принадлежит не ему - даже если они и отправляется подвластные ему области.
Да Рё Пилату РїСЂРёРЅРѕСЃРёС‚ СЃРІРѕР±РѕРґСѓ РЅРµ РєСЂРёРє Маргариты, Р° заступничество того, СЃ кем РѕРЅ так отчаянно хочет поговорить, то есть Решуа. Отсюда, кстати, СЏСЃРЅРѕ Решуа - РЅРµ Р±РѕРі, как полагают, РёР±Рѕ как же РѕРЅ РјРѕРі Р±С‹ ходатайствовать перед самим СЃРѕР±РѕР№?
Решуа - нетрадиционный РРёСЃСѓСЃ. РќРѕ Рё Воланд, далёк РѕС‚ традиционного Мефистофеля, веселого Рё злорадного искусителя. РџСЂРё всей перекличке СЃ образами, созданными Гете Рё Гуно, Воланд РєСѓРґР° величественнее. Сарказм, Р° РЅРµ РёСЂРѕРЅРёСЏ - РІРѕС‚ его основная черта. Рто Рё РІ самом деле падший ангел, главный грех которого составляла гордыня. В« Отец лжи» выступает РІ «Мастере Рё Маргарите» защитником истины словно Мефистофель, РѕРЅ играет роль провокатора, РЅР° что указывает эпиграф Рє РєРЅРёРіРµ.
Однако в отличие от Мефистофеля, если Воланд и испытывает людей, если и расставляет для них ловушки, то всегда дает искушенным выбрать между добром и злом, шанс использовать добрую волю.
Поэтому он и не оставляет подобно Мефистофелю, впечатления существа, стремящегося творить зло, а добро совершающего лишь невольно.
Ресли присмотреться к его взгляду, если вспомнить потрепанный наряд, в которое он облачается в домашней обстановке, то мы увидим, что скорее Воланд, а не Мастер ближе всего к воплощению собственных воззрений Булгакова.
Маргарита, это отдавшаяся на волю дьявола ведьма оказывается, более положительным персонажем, чем Мастер. Она верна, целеустремленна, она, в конечном счёте, вытаскивает Мастера из небытия сумасшедшего дома.
Все дело в том, что Мастер - это такой же художник, противостоящий обществу, как Мольер и Пушкин.
Но в отличие от них, он, смалодушничав, не сумев полностью осуществить требование своего дара, сдается, как только ему приходится страдать за искусство, смиряется с игом действительности. Рне случайно именно Луна оказывается последним пунктом его назначения.
Причина этого, как и в «божественной комедии», лежит в том, что Мастер не исполнил своего долга не смог продолжать писательского труда.
Мастер сломлен, он прекратил борьбу, он жаждет только покоя.
Булгаков в своих произведениях всегда внимательно присматривается к конфликту, вытекающему из напряженных отношений между художником и обществом.
В роли художника мог выступать писатель, а мог и ученый. Самым тяжким грехом для Булгакова был отнюдь не компромисс, на них приходилось идти и Пушкину, и Мольеру, и самому Булгакову.
В широком смысле он не прощал - предательства своего предназначения. А предназначением Булгакова был не просто талант, но «дар» в набоковском смысле - Божественный дар Божественного слово.
2. Нравственно - философская тема в романе «Мастер и Маргарита»
2.1 Четыре разных мира
Существуют книги, которые недостаточно прочитать один или два раза. Человек всю жизнь как бы поднимается по невидимой лестнице, поднимается неравномерно, то бегом, то, застывая на месте.
РћРЅ может несколько РЅРµ продвигаться вверх Рё способен Р·Р° РѕРґРёРЅ час преодолеть несколько ступенек. Рто движение называют РїРѕ-разному: духовный путь, нравственное совершенствование Рё С‚. Рґ.
На каждой из таких ступенек у человека некоторым меняется представление о Боге и дьяволе, о добре и зле, о мире в целом и обо всём, что его составляет.
Рчем выше поднимается человек, тем глубже он понимает книги, которые читает. Я не знаю, сможет ли, человек полностью постигнуть, смысл какого - то литературного произведения. Никто ведь не может сказать, что такое смерть: итог духовного пути или его продолжение.
При переходе на другую ступень развития, в момент переоценки идеалов человеку необходимо перечитывать книги, подобные роману Булгакову «Мастер и Маргарита».
Чтобы как можно более объективно оценить собственную модель мира, человек должен знать, каким видят мир другие люди. Конечно, почти в любом произведении искусства автор предлагает свою модель мира.
Но в романе «Мастер и Маргарита» она показана наиболее полно. Как же устроен мир, в котором живут герои Булгакова?
Р’ романе присутствуют четыре разных РјРёСЂР°: земли, тьмы, света Рё РїРѕРєРѕСЏ. Земной РјРёСЂ складывается действие «Евангелия РѕС‚ сатаны». Булгаков подчёркивает, что события, описанные РІ традиционных Евангелиях, РЅРµ соответствуют истине. Рстинные события открыты только сатане, мастеру Рё Рвану Бездомному (РІРѕ СЃРЅРµ).
Остальные лица, которые рассказывают Рѕ событиях РІ Ершалаиме, немедленно начинают искажать истину. Пергамент Левия Матвея сыграл плохую роль РІ СЃСѓРґСЊР±Рµ Решуа, потому что слова учителя Рѕ разрушении храма Левий РїРѕРЅСЏР» буквально. Знание истины доступным или высшим силам (представителям зла Рё РґРѕР±СЂР°), или избранным людям (Мастеру).
Булгаков переворачивает привычные представления Рѕ РґРѕР±СЂРµ Рё зле. Ртим объясняется соотношение РјРёСЂР° света Рё РјРёСЂР° тьмы РІ романе. Решуа Га - Ноцри, представляющий РґРѕР±СЂРѕ, РЅР° РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєСѓСЋ часть земного РјРёСЂР° РЅРµ влияет.
Он просто наблюдает за этим миром со стороны.
Трудно сказать, добро или зло правит в Ершалаиме. Но в Москве светлые силы добровольно передают власть тьме.
Воланд, представляющей в романе силы зла, берёт на себя функции добра. Воланд и его свита показывают лицемерного Семплеярова, слишком вспыльчивого Прохора Петровича и других, чьи пороки, может, и не значительны, но многочисленны.
Не следует, однако, забывать, что Воланд - сатана. Сколько бы добра он ни сделал, он продолжает оставаться дьяволом. Каковы его взаимоотношения со светлыми силами?
Р’ романе «Мастер Рё Маргарита» зло РЅРµ подчиняется РґРѕР±СЂСѓ. Рти РґРІРµ силы равноправны. Особенно СЏСЂРєРѕ это проявляется РІ том СЌРїРёР·РѕРґРµ, РєРѕРіРґР° Левий Матвей РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ просить Воланда Р·Р° мастера Рё Маргариту: «Он (Решуа) прочитал сочинение Мастера «…», Рё РїСЂРѕСЃРёС‚ тебя, чтобы ты РІР·СЏР» СЃ СЃРѕР±РѕСЋ Мастера Рё наградил его покоем». Решуа РїСЂРѕСЃРёС‚ Воланда РѕР± услуге, Р° РЅРµ приказывает ему. Так, РѕРґРЅРёРј словом Булгаков выражает отношения между РґРѕР±СЂРѕРј Рё злом РІ своём романе.
В произведении существуют не только тьма и свет, но и мир покоя. Покой - это какое-то промежуточное состояние между тьмой и светом.
Миром покоя заканчивается путь Мастера и Маргариты.
По словам Левия Матвея, Мастер не заслужил света. Мастер не смог пройти не сломленным все испытания. Он говорит Воланду: «Он мне ненавистен, этот роман «…» я слишком много испытал из-за него». Мастер отказывается бороться за свой роман, отказывается продолжать его.
Но, что он мог написать этот роман, возвышает Мастера над остальными людьми, подвластными сатане. Не заслужив света и поднявшись выше тьмы, Мастер достоин покоя. Гораздо сложнее определить место Маргариты.
Чтобы спасти Мастера, она заключила сделку с дьяволом и не только продала ему душу, но и согласилась быть хозяйкой на балу у сатаны.
Если Мастер РїРѕ праву заслужил РјРёСЂ РїРѕРєРѕСЏ, то Маргарита, казалось Р±С‹, должна остаться РїРѕРґ властью Воланда. Поэтому Левий Матвей так уверенно передаёт Воланду РїСЂРѕСЃСЊР±Сѓ наградить покоем Мастера Рё РІРґСЂСѓРі умоляет Воланд Рѕ такой же участи для Маргариты: «Он простит, чтобы ту, которая любила Рё страдала РёР·-Р·Р° него, РІС‹ взяли Р±С‹ тоже, - РІ первый раз молящие обратился Левий Рє Воланду». Мастер Рё Маргарита РЅРµ следуют Р·Р° Воландом РІ царство тьмы. РќРѕ РёС… путь расходится Рё СЃ РґРѕСЂРѕРіРѕР№ Решуа Рё Пилата, которые поднимаются РїРѕ лунной лестнице Рє свету. Мастеру Рё Маргарите суждено жить РІ РјРёСЂРµ РїРѕРєРѕСЏ.
Такова, по-моему, модель мира, созданная Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита». Разумеется, мою оценку нельзя считать объективной, ибо объективно оценить что-либо невозможно.
На разных этапах я в чём-то соглашалась с Булгаковым, в чём-то -нет. Но я смотрю сейчас на этот роман со своей ступеньки. Пройдёт время, я снова начну читать книгу, и мир булгаковского романа будет увиден мной совсем по-другому. Рв переломные моменты моей жизни я неизменно буду возвращаться к роману Булгакова «Мастер и Маргарита».
2.2 Проблема нравственного выбора
Добро и зло… Понятия вечные и неразделимые. Рпока жив человек, они будут бороться друг с другом. Добро будет «открываться» человеку, освещая ему путь к истине.
Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе человека.
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» посвящён борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события двадцатых годов нашего века и события библейских времён.
Действия, происходящие РІ разное время, объединены РѕРґРЅРѕР№ идеей - поисками истины Рё Р±РѕСЂСЊР±РѕР№ Р·Р° неё. Перенесёмся РІ далёкий Ершалаим, РІРѕ дворец прокуратора Рудеи Понтия Пилата. «В белом плаще СЃ кровавым подобием» появляется РѕРЅ пред человеком лет двадцати семи, Сѓ которого «руки связаны Р·Р° СЃРїРёРЅРѕР№, РїРѕРґ левым глазом СЃРёРЅСЏРє, РІ углу рта - ссадина СЃ запёкшейся РєСЂРѕРІСЊСЋВ».
Человек этот - звали, его Решуа - обвиняется РІ подстрекательстве Рє разрушению ершалаимского храма. Арестант хотел, было оправдаться: «Добрый человек! Поверь мне…» РќРѕ его «научили» соблюдать этикет: «Крысобой вынул Р±РёС‡ Рё … ударил арестованного РїРѕ плечам… связанный мгновенно СЂСѓС…РЅСѓР» наземь, как будто ему подрубили РЅРѕРіРё, захлебнулся РІРѕР·РґСѓС…РѕРј, краска сбежала СЃ его лица, Рё глаза обессмыслились…»
Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор: «свирепое чудовище». Понтий Пилат живёт по своим законам: он знает, что мир разделён на властвующих и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема, значит, господин всех и вся.
Рвдруг появляется человек, который думает иначе: «…рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины».
Более того, этот «бродяга» смеет предлагать: «Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека».
РћРЅ РЅРµ боится возражать прокуратору Рё делает это столь РёСЃРєСѓСЃРЅРѕ, что Понтий Пилат РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ РЅР° некоторое время РІ замешательство. РЈ Решуа СЃРІРѕСЏ жизненная философия: «…злых людей нет РЅР° свете, есть люди несчастливые».
Арестант показался интересен. В его невиновности прокуратор убедился сразу. Конечно, он чудаковат и наивен, его речи несколько крамольны, но зато «бродяга» обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучает прокуратора!
Р Сѓ Понтия Пилата уже сложился план действия: РѕРЅ РѕР±СЉСЏРІРёС‚ Решуа сумасшедшим Рё вышлет РЅР° остров РІ Средиземное РјРѕСЂРµ, туда, РіРґРµ находится его резиденция. РќРѕ это оказалось невозможным.
РСѓРґР° РёР· Кариафа представил такие сведения Рѕ "безумцы", что наместник кесаря РЅРµ имел права РЅРµ казнить его.
Прокуратор хотел и даже попытался спасти новоявленного "пророка", но тот решительно не хотел отказываться от своей "истины": "В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти.
Человек перейдёт РІ царство истины Рё справедливости, РіРґРµ вообще РЅРµ будет надобна никакая власть". Всесильный прокуратор РІРѕ власти страха теряет остатки РіРѕСЂРґРѕРіРѕ достоинства: "РўС‹ полагаешь, несчастный, что РіРѕРІРѕСЂРёР» ты? Рли ты думаешь, что СЏ готов занять твоё место? РЇ твоих мыслей РЅРµ разделяю!" Обнаруживается постыдное малодушие СѓРјРЅРѕРіРѕ Рё почти всесильного правителя: РёР·-Р·Р° Р±РѕСЏР·РЅРё РґРѕРЅРѕСЃР°, Р±РѕСЏР·РЅРё погубить собственную карьеру Пилат идёт против СЃРІРѕРёС… убеждений, голоса человечности Рё совести. РПонтий Пилат кричит так, чтобы слышали РІСЃРµ: "Преступник! Преступник! Преступник!" Решуа казнён.
Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится СЃРѕРЅ, будто РѕРЅ РЅРµ послал РЅР° казнь бродячего, философа Рё целителя, будто РѕРЅРё РёРґСѓС‚ вместе РїРѕ лунной дорожке Рё РјРёСЂРЅРѕ беседуют, Рё РѕРЅ, "жестокий прокуратор Рудеи, РѕС‚ радости плакал Рё смеялся РІРѕ СЃРЅРµ?" Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. РћРЅ трус, верный пёс кесаря.
Совесть мучает его. Ему РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ будет РїРѕРєРѕСЏ - РѕРЅ понимает, что прав Решуа остался ученик Рё последователь - Левий Матвей.
Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе нравственной деградацией общества.
Но как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа? Большое количество как явных, так и тончайших параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов первого века и Москвы двадцатых годов двадцатого века.
Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствует и в мире, который окружает Мастера.
РС… обнажает Воланд. Воланд - это художественно переосмысленный автор образ Сатаны. Сатана Рё его помощники творят зло.
РС… цель - обнажать сущность явлений, высвечивать, усиливать, выставлять РЅР° всеобщее обозрение негативные явления РІ человеческом обществе. Фокусы РІ Варьете, проделки СЃ подписывающими бумагами пустым костюмом, таинственное превращение советских денег РІ доллары Рё прочая чертовщина - это обнажение скрытых РїРѕСЂРѕРєРѕРІ человека.
Становится понятным смысл фокусов в Варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу: "Ну что же... они - люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны - из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленные... ну, что ж... и милосердие иногда случится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их..."
Вечное стремление людей к добру неодолимо.
Прошло двадцать веков, Р° олицетворение РґРѕР±СЂР° Рё любви - РРёСЃСѓСЃ Христос - жив РІ душах людей.
Мастер, главный герой романа М. Булгаков, создаёт роман о Христе и Пилате. Христос для него - это мыслящая и страдающая личность, утверждающая достоинство бескорыстного служения людям, несущая непреходящие ценности в мир.
Очень интересна история Мастера и Маргариты. Мастером движет жажда познания. Он пытается проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Как и Фаусту, познание ему даёт Сатана.
РЇРІРЅРѕ просматривается параллель между Мастером Рё Решуа. Р’ Мастере присутствует божество, его занимают вечные проблемы. РќРµ Р·СЂСЏ его РёРјСЏ пишется СЃ большой Р±СѓРєРІС‹, Р° СЃСѓРґСЊР±Р° трагична, как Рё Сѓ Решуа. Мастер - это собирательный образ человека, стремящегося познать вечные законы нравственности.
Маргарита в романе является носительницей огромный поэтической и вдохновенной любви, которую автор назвал "вечной". Рчем более непривлекательным, "скучным, кривым" предстаёт перед нами переулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство, вспыхнувшее "молнией". Маргарита борется, при помощи Воланда возвращает Мастера. Вместе с ним под раскаты очищающей грозы она переходит в вечность.
Каждое поколение людей решает для себя нравственные проблемы.
Одни иногда "прозревают", заглядывают "внутрь" себя. "Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придёт к тому, кто сочиняет дурные стихи..." - безжалостно судит себя Рюхин. Другим не дано "прозреть".
Для Берлиоза, главы РњРђРЎРЎРћР›РРўР°, такая возможность уже РЅРµ представится, РѕРЅ РїРѕРіРёР± страшной, нелепой смертью. РџСЂРѕР№РґСЏ через страдания, очищается Рё поднимается РЅР° более высокую нравственную ступень поэта Рван Бездомный.
Уйдя от нас, Мастер оставил нам роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.
Нравственно - философская позиция.
"Р’ белом плаще СЃ кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской РїРѕС…РѕРґРєРѕР№, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца написано РІ крутую колоннаду между крыльями дворца РСЂРѕРґР° Великого вышел прокуратор Рудеи Понтий Пилат".
Так писал в романе "Мастер и Маргарита" Михаил Афанасьевич Булгаков, так начиналась книга Мастера, и так начинал рассказывать о Понтии Пилате двум несчастным писателям и атеистам Воланд, но всё по порядку.
Когда Булгаков начал писать роман "Чёрный Маг" (первоначальное название романа "Мастер и Маргарита"), он уже предполагал, что основную часть будет занимать рассказ о Понтии Пилате, рассказ о совести и власти, о мести и покое, об ожидании и прощении, и, наконец, о главном - о Вере и Боге.
Тема Понтия Пилата отображает в романе не сюжетную линию, а само восприятие и понимание писателем евангельских мотивов, сути Нового завета.
Булгаков как - то по-новому открывает нам эту тему. Осторожно, чтобы не испугать и не испортить ощущение важности образов, придуманных не им самим, он пытается преподнести нам образы спорные, сложные, но в то же время и простые, чтобы мы не мучились вопросами, на которого не в состоянии ответить.
Понтий Пилат предстаёт перед нами как человек, которого мучит совесть, Р·Р° то, что ему дана безграничная власть карать Рё миловать людей. Его совесть - это головная боль, которая почти РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚. Рто как Р±С‹ наказание Р·Р° его власть над людьми. Понтий Пилат обречён РЅР° одиночество.
Нет ни одного человека, которому он мог бы сказать правду. Нет ни одного ответа на вопросы, которые сжигают его мозг.
Он одинок и его друг - огромный преданный пёс, немой хранитель его души. Вечное одиночество, не только в жизни, но и на небесах. Вечное ожидание прощения. Вечная боль - плата за безверие.
"Добрый человек", так назвал Понтия Пилата "преступник" Решуа Га-Ноцри. "Преступник назвал меня "Добрый человек", = РіРѕРІРѕСЂРёС‚ прокуратор, - Выведите его отсюда РЅР° минуту, объясните ему, как надо разговаривать СЃРѕ РјРЅРѕР№. РќРѕ РЅРµ калечить". Понтий Пилат, привыкший Рє тому, что "РІСЃРµ РІ Ершалаиме шепчут РїСЂРѕ него, что РѕРЅ свирепое чудовище" удивлён. Рменно СЃ этого момента, СЃ этих слов РІ прокураторе что-то надламывается, РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ переоценка ценностей. Решуа Га-Ноцри РІРґРѕС…РЅСѓР» РІ него веру, РѕРЅ стал для прокуратора совестью.
Понтий Пилат РЅРµ РјРѕРі смириться СЃ гибелью Решуа. Р—Р° короткий СЃСЂРѕРє общения СЃ РЅРёРј прокуратор РїРѕРЅСЏР» РјРЅРѕРіРѕРµ Рё теперь жалел Рѕ том, что РЅРµ сразу СЃРјРѕРі распознать РІ Решуа товарища. Понтия Пилата охватила, жажда мести, хотя мстить надо было себе самому. РћРЅ отомстил. РќРѕ прощения Рё РїРѕРєРѕСЏ РІ жизни РЅРµ получил.
Руже там, где "...рядом с тяжёлым каменным креслом, на котором блестят от луны какие-то искры, лежит тёмная, огромная собака и так же, как и хозяин, беспокойно глядит на луну", прокуратор получает из рук Маргариты прощение.
Две тысячи лет ждал он этого дня, глядя на луну, вызывавшую в нём бессонницу.
"Свободен! Свободен! Он ждёт тебя". "Человек в белом плаще с кровавым подбоем поднялся с кресла, и что-то прокричал хриплым, сорванным голосом.
Нельзя было разобрать, плачет ли он или смеётся и что он кричит. Видно было только, что вслед за своим верным стражем по лунной дорожке стремительно побежал и он".
Так получил прощение Рё РїРѕРєРѕР№ "...жестокий пятый прокуратор Рудеи всадник Понтий Пилат", берегись меня!" РР·-Р·Р° Р±РѕСЏР·РЅРё РґРѕРЅРѕСЃР°, Р±РѕСЏР·РЅРё погубить СЃРІРѕСЋ карьеру, Пилат идёт против совести.
Он делает последние, жалкие попытки