«Мадонна Аннунциата» РЎРёРјРѕРЅРµ Мартини РёР· Государственного Ррмитажа
РќР° СЂСѓСЃСЃРєРѕРј языке РЅРµ существует исследования, специально посвященного искусствоведческому анализу картины РЎРёРјРѕРЅРµ Мартини «Мадонна Аннунциата» РёР· собрания Государственного Ррмитажа. Сведения Рѕ художнике Рё его СЌРїРѕС…Рµ встречаются РІ общих трудах РїРѕ истории искусств, РІ СЂСЏРґРµ специальных статей.
Очерк В. Андреевой, помещенный в первом выпуске «Сборников Московского Меркурия» за 1917 г., (i) подробно освещает технику исполнения картины, раскрывает характер соотношения «итало-византийской» и готической манер в творении Симоне Мартини. Автор отмечает влияние византийской миниатюры на творчество художников Сиенской школы. Черты византинизма исследовательница видит в пристрастии сиенцев к богатой орнаментации, ярким и чистым цветам, двухмерной пространственной организации изображения. Готическое искусство обогащает сиенскую живопись возвышенным изяществом образов и психологизмом. (ii)
Р’.Рќ. Лазарев РІ первом томе своего труда «Происхождение итальянского Возрождения»(iii) раскрывает истоки гуманистического мировоззрения, положившего начало искусству Ренессанса, РЅР° литературном, философско-религиозном, историческом Рё эстетическом СѓСЂРѕРІРЅСЏС…. Рсследователь обрисовывает общественную Рё политическую ситуацию Рталии, останавливает СЃРІРѕРµ внимание РЅР° видных деятелях ее культуры, таких как Фома РђРєРІРёРЅСЃРєРёР№, Бонавентура, Альбертино Муссато, Данте, РЇРєРѕРїРѕРЅРµ, Марсилий.(iv) После общекультурных СЌРєСЃРєСѓСЂСЃРѕРІ автор переходит Рє собственно искусствоведческой части работы, посвященной художникам Проторенессанса.
Существует СЂСЏРґ путеводителей РїРѕ Ррмитажу, РІ которых можно почерпнуть некоторые сведения Рѕ «Мадонне Аннунциата». Путеводитель Рў. Кустодиевой Рё Рќ. Лифшиц(v) РІ краткой форме дает общие необходимые сведения Рѕ картинах эрмитажной экспозиции. Здесь говорится РѕР± истории создания Рё состоянии картины РЎРёРјРѕРЅРµ Мартини, дается разбор художественных приемов мастера.
РљРЅРёРіР° Рњ.Р’. Алпатова «Художественные проблемы итальянского Возрождения»(vi) имеет несколько разделов. Первый раздел представляет СЃРѕР±РѕР№ РѕР±Р·РѕСЂ культурной ситуации РІ Рталии XIV-XVI РІРІ. Второй иллюстрирует рассмотренный материал конкретными художественными примерами РЅР° временном отрезке РѕС‚ Джотто РґРѕ Тинторетто. Р’ конце исследования автор обращается Рє общим аллегориям Рё символам искусства Ренессанса, что образно характеризует основные эстетические Рё этические идеи, выработанные данной СЌРїРѕС…РѕР№.
Рсследование Р.РЇ. РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ «Памятники РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ искусства. Рскусство Рталии конца XIII-XV РІРІ.В»(vii) рассказывает Рѕ таких художниках дученто Рё треченто как Чимабуэ, Каваллини, Джотто, Дуччо.(viii) Автор РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РѕР± РёС… произведениях, РѕСЃРѕР±Рѕ выделяя РІ своем анализе те цветовые, композиционные Рё пластические приемы, которые были типичными для живописи того времени РІ целом, Р° также чисто индивидуальные Рё новаторские приемы, отличающие творческую манеру того или РёРЅРѕРіРѕ художника.
Работы разных лет Р.Р•. Даниловой, объединенные РїРѕРґ общим названием В«Рскусство Средних веков Рё Возрождения», (ix) раскрывают сложную систему взаимосвязей между искусством средневековья Рё Ренессанса. Рсследовательница РјРЅРѕРіРѕ уделяет внимания византийской традиции РІ составе образной системы итальянского искусства XV РІ. Р’ РѕРґРЅРѕР№ РёР· статей РѕРЅР° выявляет РґРІР° основных типа иконографических формул РЅР° примерах СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ РёРєРѕРЅРѕРїРёСЃРё, Р° затем находит те же самые композиционные схемы РІ картинах итальянских мастеров СЌРїРѕС…Рё высокого Возрождения.(x) Р.Р•. Данилова показывает, каким образом нарушение традиционной формулы превращается РІ РѕСЃРѕР±РѕРµ выразительное средство, действующее РЅР° подсознание зрителя. Р’ статье «О сюжетной Рё композиционной роль жеста РІ живописи Средних веков Рё Возрождения»(xi) автор прослеживает эволюцию понимания смысла жеста РІ изобразительном искусстве РѕС‚ ритуального жеста средневековья РґРѕ психологического языка РјРёРјРёРєРё Рё движения РІ живописи Ренессанса. РћРґРЅР° РёР· статей РєРЅРёРіРё Р.Р•. Даниловой посвящена проблеме восприятия времени Рё пространства человеком Средневековья Рё Возрождения, (xii) что оказывается значительным для организации пространства Рё времени РІ живописи.
В 1956 г. на русском языке издаются «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари, содержащие биографию Мартини, (xiii) которая из-за больших фактических неточностей не может быть использована в качестве материала о художнике, но представляет интерес как литературный памятник пятнадцатого века, дающий представление о том, каким был идеал художника для человека Возрождения.
Рљ общим трудам РїРѕ истории искусства итальянского Возрождения относится РєРЅРёРіР° Бернарда Бернсона «Живописцы итальянского Возрождения», (xiv) написанная РІ начале века, РЅРѕ РЅРµ утратившая своей значимости РґРѕ наших дней. Особенность этого автора состоит РІ его исключительном чувстве индивидуальной манеры художника. Рспользуя метод обобщения, Бернсон излагает СЃРІРѕРµ понимание художественного своеобразия различных направлений итальянского искусства.(xv) Структура РєРЅРёРіРё организуется главами, посвященными отдельным живописным школам: Венецианской, Флорентийской, школам Средней Рё Северной Рталии. Р’ главе Рѕ живописцах Средней Рталии есть целый раздел Рѕ РЎРёРјРѕРЅРµ Мартини, (xvi) написанный образно Рё сжато. Автор сравнивает Мартини СЃ Дуччо Рё РІРёРґРёС‚ главное различие между РЅРёРјРё РІ темах РёС… произведений: Дуччо наиболее выразительно передает экспрессивные, трагические сцены, Мартини влечет изображение торжественных действ, исполненных пышностью Рё изяществом РІ большей степени, чем духовным напряжением.
Работа Роберто Лонги «От Чимабуэ РґРѕ Моранди»(xvii) – это последовательность СЏСЂРєРёС… Рё оригинальных СЌСЃСЃРµ РѕР± изобразительном искусстве. РЎРІРѕСЋ РѕСЃРЅРѕРІРЅСѓСЋ задачу автор РІРёРґРёС‚ РЅРµ РІ датировке отдельных произведений, РЅРµ РІ доказательстве РёС… подлинности Рё даже РЅРµ РІ детальном анализе РёС… выразительных средств, Р° РІ определении Рё обосновании художественных достоинств этих произведений. Уже РІ первом СЌСЃСЃРµ «Суждение Рѕ дученто» Лонги показывает СЃРІРѕСЋ непримиримую позицию Рє искусствоведам, увлеченным только проблемами атрибуции Рё датировки, Рё РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ необходимости эстетической оценки. Рнтересно, что СЃРІРѕРё выводы Рѕ художественной значимости произведений дученто автор строит, отталкиваясь РѕС‚ эстетических принципов современности. Лонги считает главным Рё самодостаточным признаком искусства индивидуальность Рё новаторство, словно отказывая РІ праве РЅР° существование традиционному искусству. Так, иконографические формулы РІ живописи дученто расцениваются исследователем негативно. Автор концентрирует СЃРІРѕРµ внимание РЅР° форме РІРЅРµ ее смыслового наполнения; РѕРЅ отнимает Сѓ живописи то значение, ради которого РѕРЅР° создавалась, Рё приписывает ей РЅРѕРІРѕРµ содержание, которое, РїРѕ-сути, является ее формой. Язык РєРЅРёРіРё отличается динамичностью Рё экспрессивностью. Глава Рѕ дученто помогает лучше понять смысл тех перемен, которые произошли РІ культуре РЅР° пути РЅР° пути Рє гуманистическому мировоззрению Возрождения.
Р’ первой части своей РєРЅРёРіРё В«Рстория итальянского искусства» Дж. Рљ. Арган прослеживает путь итальянского искусства РѕС‚ античности Рє раннему Возрождению через средние века.(xviii) Р–РёРІРѕРїРёСЃСЊ, скульптура, архитектура, созданные РЅР° территории Рталии, РѕС‚ древних времен РґРѕ СЌРїРѕС…Рё Проторенессанса, рассматриваются автором РЅР° фоне исторического, философского Рё общекультурного контекстов. Р’ РєРЅРёРіРµ присутствуют разделы, посвященные готической культуре Рё искусству, Р° также мировоззренческим Рё художественным проблемам треченто, что дает представить творчество РЎРёРјРѕРЅРµ Мартини, РЅР° котором специально останавливается Дж. Арган, неотделимым РѕС‚ цельного образа художественной СЌРїРѕС…Рё. Особенно РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ исследователь анализирует «Маэсту» Мартини 1315 Рі. Рё РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ куртуазном характере эстетики художника. Автор РЅРµ абсолютизирует светское звучание произведения, РЅРѕ указывает РЅР° его СЃРІСЏР·СЊ СЃ этико-религиозным идеалом аристократических слоев общества того времени.(xix) Концепция, выдвинутая итальянским искусствоведом, иллюстрируется РІ РєРЅРёРіРµ РґСЂСѓРіРёРјРё произведениями мастера, РІ которых живописный аристократизм проявился СЃ РѕСЃРѕР±РѕР№ силой.
Сведения о философской системе итальянского Ренессанса можно почерпнуть в книгах Л.М. Брагиной, А.Х. Горфункеля, В.В. Соколова.(xx)
РРїРѕС…Р° треченто
Симоне Мартини создавал свои произведения в эпоху треченто, которая предшествовала Возрождению и получила название Проторенессанса. Треченто по сравнению с достижениями «эпохи Данте и Джотто» (конец XIII – первое десятилетие XIV в.) (xxi) возвращается к некоторым принципам средневекового искусства. Если для позднего дученто были характерны поиски путей передачи средствами живописи объема человеческих фигур, а посредством «античной перспективы» – архитектурного пространства, (xxii) то Проторенессанс вновь начинает отдавать предпочтение плоскостным и более декоративным изображениям.(xxiii) Если в живописи дученто сквозь строгую форму византийского канона уже проступает насыщенное исторической действительностью содержание, то Проторенессанс возвращается к статике средневековой образности. Однако готические тенденции треченто нельзя полностью отождествлять с эстетическими принципами более раннего периода. В Проторенессансе присутствует как наследие средних веков, так и первые признаки гуманистического взгляда на мир, который достигает своего полного развития в работах мастеров Высокого Возрождения. Треченто можно считать новой эпохой, в ходе которой формируется новое мировоззрение.
Для средневекового человека Запада РјРёСЂ был исполнен противоречий. Дуализм мировосприятия почти уравнивал божественное Рё демоническое начала РІ РёС… взаимном противодействии. Крайняя манихейская(xxiv) точка зрения даже приписывала дьяволу способность творить. (xxv) Человек оказывался ареной Р±РѕСЂСЊР±С‹ добродетели Рё греха, которые ассоциировались СЃ душой Рё телом. Служение РґСѓС…Сѓ требовало одухотворения тела, приведения его РІ ангельское состояние, РєРѕРіРґР° РІ нем умерщвлены РІСЃРµ земные вожделения Рё немощи, Р° живы только упование, вера Рё милосердие. Такая философия нашла СЃРІРѕРµ отражение РІ трактате Блаженного Августина «О граде Божьем», (xxvi) РіРґРµ говорится, что РІ «граде земном» любовь Рє себе доведена «до презрения Рє Богу», Р° РІ «граде Божьем» любовь Рє Богу доведена «до презрения Рє себе».(xxvii) Уже Фома РђРєРІРёРЅСЃРєРёР№ примиряет антагонизм между душой Рё телом. Для него душа человека – та Божественная идея, которая РЅРµ может быть завершенной Рё полной РІРЅРµ тела. Фома отвергает положение Платона Рѕ том, что человек есть РґСѓС…, пользующийся временной оболочкой.(xxviii) Рматериальное, Рё РґСѓС…РѕРІРЅРѕРµ, согласно Фоме РђРєРІРёРЅСЃРєРѕРјСѓ, должно находиться РІ гармоничном взаимодействии. Отсюда его понимание прекрасного как созвучие божественной идеи вещи Рё ее РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ воплощения.(xxix) Р’ эстетике средневековья прекрасное мыслилось иначе – РѕРЅРѕ было неотделимо РѕС‚ понятия првообраза. Поэтому, чем больше приближена вещь Рє Божественному Первоначалу, тем прекраснее РѕРЅР°. РќР° так как Бог РЅРµ раскрывает Себя РІ полноте РЅРё РІ СЃРІРѕРёС… творениях, РЅРё РІ РЎРІРѕРёС… РїРѕРґРѕР±РёСЏС… (художественных образах, созданных человеком), то РІСЃСЏРєРѕРµ изображение Бога или чего-либо божественного «представляет РёР· себя иносказание».(xxx) Рносказание Рѕ Божественном РІ средневековой культуре было подчинено строгим канонам. Каноны РїРѕ преданию восходили Рє нерукотворному образу Спасителя РЅР° плате святой Вероники Рё Рє лику Приснодевы, написанному апостолом Лукой. Красота, таким образом, являлась природным свойством любого иконографического изображения. Для живописной эстетики средневековья была характерна установка РЅР° статику, отстраненность РѕС‚ РјРёСЂР°, устремленность РІ вечность. Р’ СЌРїРѕС…Сѓ треченто вместе СЃ примирением противоречия между материальным РјРёСЂРѕРј Рё духовным трансцендентальные живописные формулы соединяются СЃ РјРёСЂСЃРєРѕР№ образностью.
Перемены происходят также в восприятии времени. Переживание времени человеком средневековья заключалось в напряженном ожидании конца этого времени, то есть страшного суда и следующей за ним Вечности.(xxxi) Вечность как отсутствие времени протикала во все формы религиозной жизни. Сюжеты христианской иконографии имеют точные аналоги в сюжетах годичного круга богослужений и связаны с церковными праздниками. Праздник – это остановка в человеческом времени, вечность, проникающая в конечность, поэтому в религиозной живописи средневековья времени не существует: картина делается окном в непреходящую реальность.(xxxii) Для гуманистического мировоззрения впервые приобретает ценность изменчивое настоящее. Живописные образы Проторенессанса уже не отчуждены от времени, но пребывают в нем.
Переходная эпоха треченто породила огромное количество живописных школ, каждая из которых обладала собственной ярко выраженной манерой. Наиболее значительные школы появились во Флоренции, Сиене, Пизе, Луке, Риме, Милане, Венеции.(xxxiii)
Характерной особенностью сиенских мастеров было соединение в их творчестве византийского канона с готической традицией.(xxxiv) Но «византийское наследие утрачивает в руках художников Сиены суровость, а готическое – рассудочность», (xxxv) что придает живописи этой школы особую утонченность и, вместе с тем, одухотворенность. Существует несколько точек зрения на происхождение изощренного изобразительного языка сиенцев. В. Андреева связывает усложненную орнаментально-декоративную манеру сиенских живописцев со стилем византийских миниатюр.(xxxvi) В.Н. Лазарев говорит о влиянии на художников данной школы французской куртуазной культуры.(xxxvii) Дж. Арган упоминает о возможности знакомства отдельных мастеров с миниатюрой и резными изделиями слоновой кости из Франции, (xxxviii) которые могли оказать влияние на их произведения.
Действительно, Сиена была тесно связана СЃ Францией Рё РЅР° экономическом, Рё РЅР° культурном СѓСЂРѕРІРЅСЏС…. Ртальянский РіРѕСЂРѕРґ вел торговлю СЃ Прижжем, Монпелье, Марселем. Р’ аристократической гибеллинской Сиене пользовались популярностью провансальские поэты, чья лирика была исполнена религиозным восторгом, облеченным РІ форму куртуазных символов. (xxxix) Главными образами этой РїРѕСЌР·РёРё были рыцарь Рё «прекрасная дама», которые могли интерпретироваться РІ буквальном Рё метафорическом смыслах. Прекрасная дама возвеличивалась как Божья Матерь, Р° Дева Мария умалялась РґРѕ прекрасной дамы. Сам рыцарь РјРѕРі восприниматься РЅРµ просто как РІРѕРёРЅ, РЅРѕ РІРѕРёРЅ Христов или РІРѕРёРЅ Богоматери, то есть монах. Служение прекрасной даме требовало возвышенности СѓРјР° Рё аскетизма. Рыцарство понималось как РїРѕРґРІРёРі ради спасения, что сближало его СЃ жизнью францисканцев, отличавшейся удивительными лишениями Рё экстазами.
Центральным образом сиенского искусства оказывается образ Мадонны. После победы при Монтеаперти в 1260 году, когда чудотворному образу Девы Марии были принесены в дар ключи города, Богоматерь стала покровительницей Сиены.(xl) Ее почитание совмещало в себе идеи неоплатонизма и идеалы средневекового культа прекрасной дамы. В сиенской живописи Дева Мария представала как знатная сеньора, облаченная в богатейшее одеяние. В этом отразился этико-религиозный взгляд треченто на природу святости, которая воспринималась как предызбранность во всем, начиная от общественного положения и кончая личным спасением. Богатство и знатность расценивались как знак Божьей милости. (xli)
Утонченность и аристократичность сиенского искусства отчетливо проявились в творчестве Симоне Мартини.
Мадонна Аннунциата
Картина РЎРёРјРѕРЅРµ Мартини попадает РІ собрание императорского Ррмитажа РїРѕ завещанию РёР· СЂРёРјСЃРєРѕР№ коллекции графа Строганова РІ 1911 Рі. Основная часть этой коллекции была распродана после смерти владельца СЃ аукциона РІ Париже.(xlii) Собственностью Строганова «Мадонна» делается РІ 1904 Рі.(xliii) Р’ это же время произведение появляется РЅР° выставке сиенских художников, РіРґРµ РЅР° него обращают внимание видные специалисты РІ области живописи.
Картина представляет СЃРѕР±РѕР№ правое крыло диптиха «Благовещение». РќР° левой створке складня было изображение архангела Гавриила. Рта часть диптиха хранится РІ Вашингтоне РІ Национальной галерее. Рсследователи считают эти РґРІРµ картины единым художественным целым РёР·-Р·Р° сходства орнамента фона Рё совпадения размеров РґРѕСЃРѕРє.(xliv) Размер каждой створки – 30, 5 СЃРј. РЅР° 21, 5 СЃРј. «Благовещение» написано темперой РЅР° дереве СЃ гипсовым грунтом. Готический орнамент фона выгравирован железной иглой Рё выдавлен штемпелем. Ченнино Ченнини называл этот прием «самой прекрасной техникой» современного ему искусства.(xlv) Особый интерес представляет украшение обратной стороны диптиха. Рскусствовед Шаплей описывал его как тиснение РЅР° коже, хотя РЅР° самом деле СЂРёСЃСѓРЅРѕРє вытиснен РЅР° РіРёРїСЃРѕРІРѕРј левкасе. Обратная сторона РґРѕСЃРєРё СЃ изображением архангела Гавриила напоминает потертую обложку для РєРЅРёРіРё, что могло быть рассчитано РЅР° своеобразный художественный эффект: РїСЂРё раскрытии складня «кожа» как Р±С‹ превращается РІ золото, поскольку зрителю открывается золоченая внутренность картины. (xlvi) Следует, однако, добавить, что слишком крупные ячейки орнамента диптиха РЅРµ были характерны для реального книжного декора времен РЎРёРјРѕРЅРµ, хотя общее впечатление РѕС‚ тиснения РІСЃРµ же Р±СѓРґРёС‚ ассоциацию СЃ книжным переплетом. Такое оформление обложки могло появиться только РІ книгах более позднего происхождения.(xlvii) Р’ качестве аналогов СЃС…РѕРґРЅРѕРіРѕ украшения тыльной стороны картины можно привести работы РЎРёРјРѕРЅРµ Мартини «Скорбящий Роанн» (Бирмингем, Рнститут Рзящных Рскусств) Рё «Святой Лука» РёР· так называемого РЅСЊСЋ-Р№РѕСЂРєСЃРєРѕРіРѕ алтаря.(xlviii) Подобные фальсификации РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ материала были характерны для живописцев РєСЂСѓРіР° РЎРёРјРѕРЅРµ. Цель создания такой иллюзии – подчеркнуть мастерство художника, который силой своего искусства «творит» РёР· РѕРґРЅРѕР№ субстанции совершенно РґСЂСѓРіСѓСЋ РїРѕ собственному желанию. Р’ сложной технике выполнена Рё сама живопись. Особенно блистательно удались художнику эффекты сграффито: мантия, волосы, крылья архангела Гавриила покрыты золочением, РїСЂРё этом прозрачный пигмент накладывается поверх золота СЃ таким расчетом, чтобы металл просвечивал СЃРєРІРѕР·СЊ краску.(xlix) Разная насыщенность тона создает разную текстуру локонов, крыльев, облачения.
Диптих был создан мастером РїРѕ РѕРґРЅРѕР№ версии РІ 1339-1342 РіРі. РІРѕ время его пребывания РІ РђРІРёРЅСЊРѕРЅРµ РїСЂРё папском РґРІРѕСЂРµ.(l) РќР° это указывает иконография «Благовещения», хотя сама РґРѕСЃРєР° отличается РѕС‚ СЃРІРѕРёС… структурных аналогов того же времени. Согласно РґСЂСѓРіРѕР№ точке зрения, картина была создана РІ 30-Рµ РіРѕРґС‹ сразу же после «Благовещения» алтаря Сан Анзано.(li) Р’ пользу этого РіРѕРІРѕСЂРёС‚ образная близость этих РґРІСѓС… произведений. Сходство проявляется, прежде всего, РІ РїРѕР·Рµ Рё облике Мадонны. Р’ РѕР±РѕРёС… случаях изображение плоскостное, как Р±С‹ охваченное РїРѕ границе напряженной пластикой ниспадающей текучей линии. Светотень РЅР° руках, лице, складках одежды моделирована слабо. Манера художника РІ авиньонский период творчества была совсем РёРЅРѕР№, что СѓРґРѕР±РЅРѕ проследить РЅР° антверпенском «Благовещении» РёР· так называемого полиптиха РћСЂСЃРёРЅРё Рё ливерпульском «Святом семействе». Р’ этих произведениях отчетливо прослеживается влияние французского изобразительного искусства. Тело Рё одежда здесь выполнены рельефно РїСЂРё помощи довольно резкой светотени. Р’ «Благовещении» даже чувствуется стремление художника поместить фигуру вглубь картины.(lii) Хотелось Р±С‹ отметить, что РЅРµ РІСЃРµ исследователи считают, что объемное построение кресла РІ антверпенском «Благовещении» помогает лучше прочувствовать живописное пространство. Мартиндэйл отмечает несообразность величины кресла глубине картины, которая задана изображением Гавриила.(liii) Тяжеловесный трон Богоматери словно «вываливается» РёР· общей гармонии объемов. Рзобразительные приемы французской книжной миниатюры могли повлиять РЅР° СЂРёСЃСѓРЅРѕРє вычурных остроконечных складок плаща Мадонны СЃ изломанным золотым орнаментом. Приземистые фигуры ливерпульского «Святого семейства» Рё антверпенского «Благовещения» контрастирует СЃ удлиненными силуэтами «Благовещения» алтаря Сан Анзано Рё Строгановской «Мадонны Аннунциаты».
Мадонна Мартини эрмитажной коллекции облачена РІ «синий плащ РЅР° золотой подкладке СЃ золотым СѓР·РѕСЂРѕРј РёР· куфических Р±СѓРєРІ РїРѕ краям. РќР° золотом фоне туники выштампован мелкий СѓР·РѕСЂ, который сверху покрывает красный лак».(liv) Голову окружает РЅРёРјР± СЃ вытисненным РЅР° нем венком РёР· СЂРѕР·. Лицо выполнено очень тщательно, РІ тенях просвечивает светло-зеленый санкирь. Рто связано СЃ употреблением для нижних слоев живописи (подмалевка) «вердетерры», которая обыкновенно проедает верхний слой краски. Едва заметный переход РѕС‚ света Рє тени тонко моделирует форму. Однако такая проработка РЅРµ направлена РЅР° создание иллюзии трехмерности.
В канонических изображениях религиозной живописи более раннего периода отношения света и тени никогда не воспроизводили их природного взаимодействия. В живописи и мозаиках средневековья тени вообще не существовало. «Темно-синие фоны ранних римских и византийских мозаик изображали не тьму, а свет, небо». Даже «тень» в складках одежды была отблеском Небесного света. «Свет не освещает уже существующие земные предметы, а творит их заново», (lv) поскольку свет воспринимается как «абсолютная метафора Бога».(lvi) Позднее художник делается «творцом» света, то есть стремится создать иллюзию освещения на своем полотне. Мартини уже несколько отходит от средневекового понимания света. Лицо и руки Мадонны эрмитажной картины нельзя назвать решенными плоскостно: они даже в какой-то мере отрываются от графического и мало проработанного с точки зрения светотени пятна плаща. Нельзя все же сказать, что в картине существует конкретный источник освещения. Богоматерь окружена светящимся фоном со всех сторон. Все это указывает на то, что понимание света художником двойственно. С одной стороны, свет фона «творит» реальность картины, с другой стороны, лик и руки Богоматери помещены в некое, хотя довольно абстрактное, но близкое к природному освещение.
Композиция фигуры вписывается РІ высокий треугольник. Создается такое впечатление, что линии, организующие СЂРёСЃСѓРЅРѕРє «сбегают» СЃ вершины изображения Рє его основанию. Диагональное движение этих линий РїРѕ отношению Рє прямоугольному формату создает впечатление устремленности фигуры вверх, РЅРѕ, вместе СЃ тем, РёС… «ниспадающая» траектория передает впечатление расслабленности, томности, прикованности Рє земле. Особая устойчивость посадки Богоматери подчеркивается ее необычно РЅРёР·РєРёРј положением РІ картине. Р’ традиционной иконографии Мадонна всегда изображалась РЅР° специальном возвышении, РЅР° троне или РІ высоком кресле. Рменно так РћРЅР° представлена Мартини РІ антверпенском «Благовещении» алтаря Сан Анзано, РІ «Маэсте» 1315 Рі. РІ Палаццо Публико РІ Сиене. Р’ эрмитажной картине Богоматерь СЃРёРґРёС‚ РЅР° подушке. Ничто РЅРµ указывает РЅР° то, что эта подушка – часть стула или кресла. Можно даже предположить, что Дева Мария находится просто РЅР° земле. Фигура треугольника, РІ которую вписывается композиция, обладает РЅРµ только устойчивостью Рё полнотой формы, РЅРѕ, РІ символическом понимании, Рё полнотой содержания. РЎРѕ времен пифагорейцев треугольник символизировал полноту мироздания. РћРЅ РјРѕРі обозначать три космические Р·РѕРЅС‹, то есть завершенность пространства (РєРѕСЃРјРѕСЃР°); тело – СѓРј – душу, то есть завершенность РјРёРєСЂРѕРєРѕСЃРјР° (человека); жизнь – смерть – РЅРѕРІСѓСЋ жизнь – завершенность времени.(lvii) Богоматерь – это тоже своего СЂРѕРґР° РЎРёРјРІРѕР» полноты мироздания Рё времени. Дева Мария – эта та Новая Ева, чье добровольное согласие РЅР° послушание Богу кладет начало новозаветному времени еще РІ состоянии подотчетности Закону Моисея. Сама же РћРЅР° как Вместилище Бога – образ Горнего Рерусалима, который знаменует жизнь Будущего века уже после страшного СЃСѓРґР°. Р’ произведении Мартини силуэт фигуры, вписывающийся РІ треугольник, одновременно включен РІ четырехугольную систему формата картины. Рнтересно, что треугольник, вписанный РІ четырехугольник, сожжет расцениваться как эмблема соединения божественного Рё человеческого, РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ Рё телесного.(lviii) Рменно такое соединение РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІ момент сошествия Святого Духа РЅР° Приснодеву.
Подобное символическое толкование геометрических построений картины, по нашему мнению, вполне оправдано, поскольку для канонической религиозной живописи композиционная и иная символика была значима и осознаваема носителями христианской традиции. Поскольку Симоне Мартини сильно отходит от византийского канона, было бы несправедливо утверждать, что он обращается к указанным геометрическим формам в композиции из сознательного желания подчеркнуть теологический смысл изображения, хотя и такая гипотеза возможна.
Рконографическая формула, через которую традиционно изображалось «Благовещение» нарушается художником, что создает определенный художественный эффект. Р.Р•. Данилова выделяет всего РґРІРµ композиционные формулы иконографии: схему «явления» СЃ центральной РѕСЃРѕР±Рѕ значимой фигурой Рё предстоящими Рё схему «диалога» СЃ РґРІСѓРјСЏ действующими лицами, вступающими РІ контакт без посредства центрального звена Рё обращенными РґСЂСѓРі РєРѕ РґСЂСѓРіСѓ.(lix) Первая формула выражает идею откровения, «однажды явленного человечеству», вторая – идею передачи благодати, благовестие. Р’ «Благовещении» используется вторая схема. Особенность такого композиционного построения заключается РІ том, что центральное, наиболее значимое СЃ сакральной точки зрения место, ничем РЅРµ занято. РќРѕ эта пустота значима, поскольку именно через ее бескачественность передается невыразимое Божество. Так как диптих «Благовещение», находящийся РІ поле нашего внимания, разрознен, РјС‹ РЅРµ можем охватить строя произведения РІ целом. Для диалогической формы характерны строго определенные жесты действующих лиц: ритуальные жесты передачи Рё приема Божественного откровения. Передающий Рё принимающий РЅРµ обязательно РјРѕРіСѓС‚ находиться РІ пределах РѕРґРЅРѕР№ композиции, СЃ чем РјС‹ встречаемся РІ нашем случае. Передача РЅР° расстоянии Божественной истины возможна потому, что РѕРЅР° РЅРµ требует непосредственного контакта РІ силу своей нематериальности. Для иконографических традиционных жестов характерна открытость Рё разомкнутость: РѕРЅРё как Р±С‹ «двигают» пространство картины, порождая динамику трансцендентального обмена. (lx) Р’ «Благовещении» РЎРёРјРѕРЅРµ Мартини нарушены как диалогическая формула, так Рё закономерность ритуального жеста. Рконографический диалог подразумевает полую развернутось принимающего благодать Рє небесному собеседнику. Р’ восприятии Божественного откровения должно участвовать РІСЃРµ тело, РІСЃРµ существо. Мадонна Мартини повернула Рє Гавриилу только голову, РІ то время как весь РєРѕСЂРїСѓСЃ обращен РІ противоположную сторону. Мария обратилась Рє посланнику едва ли РЅРµ СЃРїРёРЅРѕР№. Богоматерь РІ «Благовещении» относится Рє каноническому типу Мадонны Смирения (Умиления), для которого характерны крестообразно сложенные РЅР° РіСЂСѓРґРё СЂСѓРєРё Рё склоненное лицо. РћР± этом жесте Сѓ Мадонны РЎРёРјРѕРЅРµ Мартини напоминает вялое движение кисти, придерживающей плащ РЅР° РіСЂСѓРґРё. Р СѓРєР° СЃ РєРЅРёРіРѕР№ бессильно опущена. Легкое движение головы долу тоже сохранено художником. Архангел Гавриил диптиха чужд РІСЃСЏРєРѕР№ взволнованности Рё осознания важности происходящего, что отличает его РѕС‚ несколько тяжеловесного РІ своей значимости архангела полиптиха РћСЂСЃРёРЅРё. Гавриил диптиха менее динамичен РїРѕ движению, чем Гавриил полиптиха. Его роскошное одеяние Рё независимый РІРёРґ делает его похожим РЅР° настойчивого рыцаря, умоляющего прекрасную даму РѕР± очередной милости. Р’ изображении Мадонны, благодаря нарушениям канона, проникают отголоски куртуазности. Небрежность жеста, томность РїРѕР·С‹, снисходительный РїРѕРІРѕСЂРѕС‚ головы – РІСЃРµ указывает РЅР° образ прекрасной дамы.
Цветовое сочетание красного, синего Рё золотого РІ картине соответствуют традиционному цветовому решению образа Богоматери. Одежды красного цвета являются символом страдания Рё любви. РџСѓСЂРїСѓСЂ – цвет царственного величия Рё духовности. Рто облачение Марии РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ Ее высоком достоинстве как Божьей Матери Рё Царицы Небесной. РЎРёРЅРёР№ РїРѕРєСЂРѕРІ символизирует приснодевство Марии. (lxi) Фома РђРєРІРёРЅСЃРєРёР№ РІРёРґРёС‚ РІ гиацинтовом цвете созерцание вещей небесных.(lxii) Такое понимание символики синего цвета РІРѕСЃС…РѕРґРёС‚ Рє РЎРІ. Писанию, РіРґРµ РІ видении Резекииля престол славы Господней подобен сапфиру. РЎРёРЅРёР№, таким образом РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РѕР± отречении РѕС‚ РјРёСЂСЃРєРѕРіРѕ ради небесной мудрости, поэтому этот цвет может быть Рё знаком целомудрия, Рё символом бесстрастия Рё отказа РѕС‚ земной суеты. Так, РІРѕ фреске Джотто «Отречение РѕС‚ РјРёСЂР° Франциска РђСЃСЃРёР·СЃРєРѕРіРѕВ» мантия, которой епископ накрывает СЃРІ. Франциска, голубого цвета. Р’ капелле Санта Мария новелла РІРѕ Флоренции РІ РѕРґРЅРѕР№ аллегорической СЂРѕСЃРїРёСЃРё Созерцательное богословие облачено РІ голубые Рё красные одежды. Р’ стенописи III РІ. РІ катакомбах Петра Рё Марцеллина РІ Р РёРјРµ Богоматерь изображена РІ белой тунике СЃ голубыми клавами. Приснодева РёР· миниатюры «Поклонение волхвов» менология императора Василия II XI века одета РІ темно-СЃРёРЅСЋСЋ тунику. (lxiii)
Золотой фон картины РЅРµ только выполняет эстетическую функцию, подчеркивая темный силуэт Девы Марии СЃРІРѕРёРј блеском, РЅРѕ несет важную смысловую нагрузку. Золото РІ РёРєРѕРЅРµ обозначает нетварный Свет. Василий Великий писал Рѕ том, что высшая красота должна быть простой Рё единообразной РІ своей самотождественности, РѕРЅР° РЅРµ должна члениться РЅР° части Рё СѓСЂРѕРІРЅРё. Такой РІРёРґ красоты Василий Великий усматривал РІ звездах Рё РІ золоте. Простота Рё неделимость – свойства света, который, понимаемый как «икона» (иносказательное РїРѕРґРѕР±РёРµ) Бога, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, выражается РІ живописи через СЃРІРѕРµ собственное иносказательное РїРѕРґРѕР±РёРµ – золото.(lxiv) Р’ писаниях Псевдо-Дионисия Ареопагита есть теологическое объяснение подобным взаимоотношениям Нетварного Рё тварного: «вещи явленные суть воистину РёРєРѕРЅС‹ вещей незримых». (lxv) РРєРѕРЅР° – это «отображение, отделенное РѕС‚ своего первообраза некоторым важным различием, РЅРѕ позволяющее энергиям первообраза реально РІ нем присутствовать». Ртак, золото является «иконой» света, Р° свет – «иконой» Бога. «Средневековый художник РЅРµ творит света РёР· ничего. РћРЅ берет золото, уже имеющее РІ себе свойство свечения Рё сотворенное Богом, Рё РІРѕСЃРїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ нечто».(lxvi) Художники Возрождения постепенно отказываются РѕС‚ употребления золочения, так как «золото иррационально»: РѕРЅРѕ может сиять там, РіРґРµ тон должен быть приглушенным, Рё меркнуть там, РіРґРµ РїРѕ смыслу картины требуется свечение.(lxvii) РћРЅРѕ живет «самостоятельной световой жизнью», поэтому художник, желающий подчинить себе свет, должен изображать его желтой краской.
Золотой фон может символизировать РЅРµ только нетварный Свет, РЅРѕ красоту девства. Слова псалма Давида Рѕ священной Невесте истолковываются РІ христианской традиции как пророчество Рѕ Богородице: «стала царица одесную тебе РІ офирском золоте» (РџСЃ. 44: 10). РќРµ случайны такие определения Богородицы как «златоблистательная опочивальня Слова», «ковчег, позлащенный Духом». Самодостаточная цельность Рё нерасчленимость блеска золота метафорически выражают телесную Рё РґСѓС…РѕРІРЅСѓСЋ неущербность целомудрия.(lxviii) Золото встречается РІ описании Небесного Рерусалима, образом которого является Богородица: «город был чистое золото, подобен чистому стеклу» (Отк. 21: 18). Для РќРѕРІРѕРіРѕ Завета золото связано СЃ идеей очищения через страдание. Апостол Петр пишет Рѕ том, что хорошо, чтобы «испытанная вера наша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя Рё огнем испытываемого золота» (I Пет. 1: 7). Божией Матери как первой христианской мученице РїРѕРґС…РѕРґРёС‚ Рё это символическое значение золота. Для «Благовещения» Мартини эта семантика поддерживается орнаментом фона СЃ многократным изображением крестоцвета – эмблемы страстей Господних.
РЎРёРјРѕРЅРµ Мартини использует золочение РІ своей картине, РЅРµ только отдавая дань традиции, РЅРѕ учитывая художественные возможности контрастного сочетания сумрачно-синей одежды Девы Марии Рё СЏСЂРєРѕРіРѕ желтого свечения фона. Свет, обступивший СЃРѕ всех сторон стройный силуэт Марии, делает очертания фигуры более изящными, собранными. Мадонна словно замкнута сама РІ себе, закрыта, сохраняя непостижимую тайну, как СЃРєРёРЅРёСЏ завета или Святая Святых Рерусалимского храма. Рта же идея подчеркивается жестом СЂСѓРєРё Богоматери, запахивающей плащ. Через это движение РѕРЅР° как Р±С‹ отстраняется, отгораживается РѕС‚ внешнего РјРёСЂР°. Ртот же жест выражает смятение, РёСЃРїСѓРі. Некоторые исследователи считают, что этот мотив РёСЃРїСѓРіР° Марии РІ Благовещении был художественной находкой именно РЎРёРјРѕРЅРµ Мартини.(lxix) Р’ антверпенском «Благовещении» смятение Девы Марии достигает своего высшего проявления. Характерны резкая складка РЅР° лбу, сведенные Р±СЂРѕРІРё, жест СЂСѓРєРё, готовой закрыть лицо, напряженная РїРѕР·Р°. Р’ «Благовещении» алтаря Сан Анзано движения Марии более сгармонированы, СЃРїРѕРєРѕР№РЅС‹. Р’ отличие РѕС‚ Строгановской «Мадонны Аннунциаты», Богоматерь Сан Анзано целиком развернута Рє Архангелу, что придает ей Р±Рѕ́льшую статику РїРѕ сравнению СЃ изящным полуоборотом эрмитажной Мадонны. РЈ Марии алтаря Сан Анзано более СЃСѓСЂРѕРІРѕРµ выражение лица Рё более закрытый плащ, чем Сѓ Богоматери картины Ррмитажа. Различно положение СЂСѓРєРё СЃ РєРЅРёРіРѕР№ Сѓ той Рё РґСЂСѓРіРѕР№ Мадонны, хотя небрежный жест Строгановской Марии ведет отдаленную перекличку СЃ более энергичным движением Богоматери алтаря Сан Анзано.
В целом создается впечатление, что картина эрмитажной коллекции отличается от своего прототипа большей живостью. Непосредственная поза Мадонны диптиха, ее просветленное и трогательное лицо, праздничный блеск алого облачения, организующего все цветовые взаимодействия произведения, противопоставлены торжественной неподвижности Богоматери Сан Анзано, окутанной с ног до головы темным плащом, который почти полностью скрывает красную тунику.
Заключение
В изобразительном искусстве переход к гуманистическому мировоззрению в эпоху треченто носил двойственный характер: сохраняя канонические нормы построения изображения, художник наполнял его новым, чуждым средневековой форме, содержанием. Так, Симоне Мартини в своей картине «Мадонна Аннунциата» традиционно использует золотой фон, иконографическую формулу «диалога», ритуальный жест, христианскую символику цвета и света, сознательно внося в эти системы довольно тонкие изменения, через которые он строит принципиально новый художественный образ.
Аверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. М., 1973.
Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья // Античность и Византия. М., 1975.
Аврелий Августин. Рћ граде Божьем // Творения Блаженного Августина, епископа РРїРїРѕРЅРёР№СЃРєРѕРіРѕ. Р§. 3. Киев, 1916.
Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.
Андреева Р’. Мадонна Аннунциата графа Строганова РІ императорском Ррмитаже // РЎР±РѕСЂРЅРёРєРё РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ Меркурия. Вып. 1. Рњ., 1917.
Арган Дж. Рљ. Рстория итальянского искусства. Рў. 1. Рњ., 1990.
Бернсон Бернард. Живописцы итальянского Возрождения. М., 1965.
Брагина Р›.Рњ. Ртальянский гуманизм. Рњ., 1977.
Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 1. М., 1956.
Геометрические символы // Мифы народов РјРёСЂР°. Рнциклопедия. Рў. 1. Рњ., 1980.
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
Государственный Ррмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог. Вып. I. Рталия, Рспания, Франция, Швейцария. Р›., 1976.
Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.
Данилова Р.Р•. Рскусство Средних веков Рё Возрождения. Рњ., 1984.
Кустодиева Рў. Лившиц Рќ. Ртальянская живопись XIII-XVIII РІРІ. РІ Ррмитаже. Очерк-путеводитель. Р›., 1974.
Лазарев Р’.Рќ. Происхождение итальянского Возрождения. Рў. 1. Рскусство Проторенессанса. Рњ., 1956.
Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. М., 1972.
Лонги Роберто. От Чимабуэ до Моранди. М., 1984.
Прокофьев В.Н. Пизанские впечатления. Прогулки по Сиене // Панорама искусств 6. М., 1983.
РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° Р.Рђ. Памятники РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ искусства. Рскусство Рталии конца XIII-XV РІРІ. Рњ., 1981.
Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. М., 1984.
Флоренский П.А. Столп и утверждение истины // Сочинения Павла Флоренского. Т. 1. Ч. 2. М., 1990.
Martindale A. Simone Martini. Oxford, 1988.
Примечания
В (i) Андреева Р’. Мадонна Аннунциата графа Строганова РІ императорском Ррмитаже