«Маленький принц» Антуана РґРµ Сент-Ркзюпери как философская сказка
Маленький РїСЂРёРЅС† Антуана РґРµ Сент-Ркзюпери как философская сказкаПлан.
- Антуан Де Сент-Ркзюпери. Особенности творчества.
а) Авторский взгляд на мир.
б) “Маленький принц” - итог исканий писателя-филисофа.
- Особенности жанра произведения.
а) Притча
б) Сказка
- Философская тематика сказки и Романтические традиции.
- Художественный анализ.
- Особенности языка, повествовательной манеры писателя и композиции произведения.
- Заключение.
а) “Маленький принц” как детское произведение?
б) Выводы.
Антуан РґРµ Сент-Ркзюпери был французским лётчиком, который героически РїРѕРіРёР± РІ воздушном Р±РѕСЋ СЃ фашистами. РћРЅ создал трогательные философские произведения Рё тем самым оставил глубокий след РІ гуманистической литературе 20-РѕРіРѕ века.
Он с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой, был всесторонне развитым, человеком необычайно яркой одарённости. В своих произведениях он всегда вспоминает о детстве. Он играл и в рыцарей и королей, и в машинистов и в вождение его паровоза. Он увлекался всем, что видел. Он был родом из детства.
Ркзюпери всегда ценил дружбу, РѕРЅР° было для него мерилом искренности, считал самым драгоценным ее чувство, что есть РЅР° планете.
Его взрослая жизнь была полна драматических обстоятельств. Он нередко бывал на грани смерти: постоянные тяжёлые авиационные катастрофы, участвовал в борьбе испанских республиканцев: “Он не увиливал ни от какого риска. Всегда впереди! Всегда готов на всё!” – говорили о нем друзья.
Но в своем творчестве, своих письмах, рукописях и романах этот человек раскрывался полнее всего. В жизни Антуана были две великие страсти, которые почти одновременно вошли в его жизнь: авиация и литература. “Для меня летать и писать - одно и то же” – вот его ответ на вопрос, что для него важнее. Движение, полёт – это жизнь, и самую жизнь он ощущал как полет и движение.
“Мы жители РѕРґРЅРѕР№ планеты, пассажиры РѕРґРЅРѕРіРѕ корабля” – РіРѕРІРѕСЂРёР» Ркзюпери, РѕРЅ мечтал Рѕ спасении всего человечеств, РѕРЅ был готов спасти каждого РЅР° этой земле, РѕРЅ жил ради нее. Ему была чужда роль пассивного фиксатора происходящих событий, РѕРЅ всегда был РІ центре. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим Ркзюпери писал: “Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя”.
Р’Рѕ время второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ РІ РіРѕРґС‹ фашистской оккупации РѕРЅ жаждал попасть РІ СЂСЏРґС‹ летчиков-истребителей французской авиации, Рё неоднократно подавал рапорт СЃ РїСЂРѕСЃСЊР±РѕР№ принять его. “Я РЅРµ люблю РІРѕР№РЅСѓ, РЅРѕ для меня невыносимо оставаться РІ тылу, РєРѕРіРґР° РґСЂСѓРіРёРµ СЂРёСЃРєСѓСЋС‚ жизнью... Р’ РјРёСЂРµ, РіРґРµ воцарился Р±С‹ Гитлер, для меня нет места... РЇ хочу участвовать РІ этой РІРѕР№РЅРµ РІРѕ РёРјСЏ любви Рє людям”… РћРЅ РїРѕРіРёР± как герой, защищая СЃРІРѕСЋ страну, Р±РѕСЂСЏСЃСЊ Р·Р° СЃРІРѕР±РѕРґСѓ целого РјРёСЂР°, веря РІ СЃРІРѕРё идеалы. Военный лётчик Антуан РґРµ Сент-Ркзюпери РїРѕРіРёР±, выполняя боевое задание 31 июля 1944 Рі.
Новые замечательные люди живут РІ произведениях Ркзюпери. РЈ РЅРёС… великолепные, удивительные качества, которые открывает нам писатель. РћРЅРё ищут пропавшего РґСЂСѓРіР° над Кордильерами или СЂРёСЃСѓСЋС‚ барашка для маленького гостя СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ планеты, РѕРЅРё чисты Рё доверчивы, обладают РѕРіСЂРѕРјРЅРѕР№ детской душой, РЅРµ СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕР№ РЅР° подлость.
Красота РјРёСЂР° Рё РїСЂРёСЂРѕРґС‹, РІРѕСЃС…РѕРґРѕРІ Рё закатов, каждого цветка – РІРѕС‚ те вечные идеалы, Р·Р° которые воевал Антуан, которые остались СЃ нами РІ его книгах. Его мысли для нас словно свет далекой звезды или маленькой планеты, СЃ которой РѕРЅ смотрит РЅР° нас. Писатель-летчик, каким был Сент-Ркзюпери, созерцает землю СЃ высоты птичьего полета, СЃ высот СЃРІРѕРёС… собственных радужных идеальных мыслей. РЎ такой позиции РІСЃСЏ земля представляется единой, большой СЂРѕРґРёРЅРѕР№ всех людей. Маленький РґРѕРј РІ РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРј РєРѕСЃРјРѕСЃРµ, РЅРѕ СЃРІРѕР№ собственный, надежный Рё теплый.
Земля —место, которое покидаешь и в которое возвращаешься, одна большая родина на всех, общая, единственная планета, “земля людей”.
Рнтерес Рє книгам писателя определяется РёС… непоколебимым РІРѕ РІСЃРµ времена нравственным содержанием. Ркзюпери верит Рё ждет, что человечество услышит его голос Рё проникнется его идеалами, Рё тогда возникнет удивительный РјРёСЂ РґРѕР±СЂР° Рё справедливости. Рто РјС‹ РІРёРґРёРј РІ его книгах: “Ночной полет”, “Южный почтовый” Рё РІ особенности “Планеты людей”.
Сама история Рѕ “Маленьком принце” возникла РёР· РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· сюжетов “Планеты людей”. Рто история случайной посадки самого писателя Рё его механика Прево РІ пустыне. РЈ Ркзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы. Здесь, например, Рє РЅРёРј ведут сюжетные линии: это РїРѕРёСЃРєРё РІРѕРґС‹ изнемогающими РѕС‚ жажды летчиками, РёС… физические страдания Рё удивительное спасение. РЎРёРјРІРѕР» жизни – РІРѕРґР°, утоляет жажду затерянных РІ песках людей, источник всего существующего РЅР° земле, пища Рё плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения.
Р’ “Маленьком принце” Ркзюпери наполнит этот СЃРёРјРІРѕР» глубоким философским содержанием. Первооснова жизни – РІРѕРґР°, РѕРґРЅР° РёР· вечных истин, непоколебимая вещь, обладающая великой мудростью. Обезвоженная пустыня – это СЃРёРјРІРѕР» РјРёСЂР°, опустошенного РІРѕР№РЅРѕР№, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью Рё СЌРіРѕРёР·РјРѕРј. Рто РјРёСЂ, РІ котором человек умирает РѕС‚ РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ жажды.
Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы – одна из основных тем в творчестве писателя. Ее он активно развивает в произведении “Планета людей”.
Точно та же тема Рё РІ “Маленьком принце”, РЅРѕ здесь РѕРЅР° получает более глубокое развитие. РќРё РѕРґРЅРѕ СЃРІРѕРµ произведение Сент-Ркзюпери РЅРµ писал, Рё РЅРµ вынашивалось столько времени, сколько “Маленького принца”. Нередко мотивы РёР· “Маленького принца” встречаются РІ прежних произведениях писателя: любовь Берниса Рё Женевьввы РёР· “Южного почтового” – это уже слабо намеченные отношения между Маленьким принцем Рё СЂРѕР·РѕР№. Рђ тема отношений между взрослым Рё ребенком, каким РѕРЅ был РєРѕРіРґР°-то, между этими разными мирами детей, РіРґРµ всегда праздник Рё счастье Рё РёРјСЂРѕРј взрослых, РіРґРµ прекрасно только мужество, встречается нам Рё РІ “Южном почтовом”, Рё РІ письмах Рє Ренэ РґРµ РЎРѕСЃСЃРёРЅ, Рё РІ письмах Рє матери, Рё РІ последнем СЌРїРёР·РѕРґРµ “Планеты людей”, Рё РІ заметках РёР· “Записных книжек”.
Риз всех произведений выпадает только одно - “Ночной полет”. Здесь другая тема, вернее не звучит заявленная и любимая автором тема отношений взрослых и детей. Но, скорее всего, это не из-зи сменившейся позиции писателя и не из-за смены интересов и принципов, а лишь потому, что она “не уложилась” в композицию произведения, писателю пришлось вычеркнул ее, но только как негармоничную в данной ситуации и не более.
В теме “блудного сына” из “Письма к заложнику” вновь предстают перед нами взрослые дети, забывшие свою “внутреннюю родину”, свои идеалы детства.
Р’ “Военном летчике” СЃ нами РІРЅРѕРІСЊ воспоминания детства. Мальчик, расспрашивающий Рѕ служанке Пауле дают основания провести параллель СЃРѕ смертью младшего брата писателя, Франсуа. Рто была РЅРµ страшная смерть, можно сказать благостная. Р’СЃРµ эти нежные, трогательные чувства очень близки РїРѕ чувствам Рё ощущениям РјРёСЂР° “Маленькому принцу”.
Р’ “Цитадели” также есть небольшие СЌРїРёР·РѕРґС‹, РІРЅРѕРІСЊ близкие РїРѕ РґСѓС…Сѓ Рє “Маленькому принцу”. Рто три белых камешка, которые только Рё составляют настоящее, ценное богатство ребенка, Р° только РєРѕРіРґР° утешишь маленькую девочку РІ слезах РІ РјРёСЂРµ будет восстановлен РїРѕСЂСЏРґРѕРє Рё будет возможно счастье. Практически РІ каждом произведении Ркзюпери можно найти отзвуки тем “Маленького принца”.
Также в “Планете людей” есть эпизод, когда автор видит чудного ребенка. Он сравнивает его с “золотым плодом” а еще с “маленьким принцем”. Повествователь говорит о том, что может быть именно в этом ребенке таился будущий Моцарт. Старый садовник, персонаж этой книги, уже на смертном одре не переставал думать о своем любимом деле: “Ведь копать — это так прекрасно! Человек свободен, когда он копает”.
Р СЃРЅРѕРІР° РјС‹ РІРёРґРёРј параллель. Ведь РЅРµ случайно Рё Маленький РїСЂРёРЅС† РёР· сказки тоже садовник. Оберегать, холить Рё лелеять прекрасную Р РѕР·Сѓ, РѕРЅ считал СЃРІРѕРёРј призванием. “Я был создан, чтобы стать садовником”, — РіРѕРІРѕСЂРёР» Рѕ себе Рё Ркзюпери. “Но для людей нет садовников”, — СЃ горечью РїРѕРґРІРѕРґРёР» РѕРЅ итог.
Какой путь спасения видится Антуану РґРµ Сент-Ркзюпери?
“Любить — это РЅРµ значит смотреть РґСЂСѓРі РЅР° РґСЂСѓРіР°, это значит смотреть РІ РѕРґРЅРѕРј направлении” — эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. “Маленький принц” был написан РІ 1943 РіРѕРґСѓ, Рё трагедия Европы РІРѕ второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅРµ, воспоминания писателя Рѕ разгромленной, оккупированной Франции накладывают СЃРІРѕР№ отпечаток РЅР° произведение. Своей светлой, грустной Рё РјСѓРґСЂРѕР№ сказкой Ркзюпери защищал неумирающую человечность, живую РёСЃРєСЂСѓ РІ душах людей. Р’ известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением.
Потребность РІ глубоких обобщениях побудила Сент-Ркзюпери обратиться Рє жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить СЃРІРѕРё взгляды РЅР° волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи становится реализатором размышлений Сент-Ркзюпери над сущностью человеческого бытия.
Сказка, как и притча, древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения. Подобно притче, в сказке всегда торжествует нравственная и социальная правда. Сказка-притча “Маленький принц” написана не только для детей, но и для взрослых, которые еще не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность фантазировать. Сам автор обладал таким по-детски вострым зрением.
То, что “Маленький принц” — сказка, мы определяют по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза).
“Прообразом” литературной сказки “Маленький принц” можно считать фольклорную волшебную сказку с бродячей фабулой: прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы.
Сент-Ркзюпери берет Р·Р° РѕСЃРЅРѕРІСѓ этот сюжет, РЅРѕ переосмысливает его РїРѕ-своему, даже иронически. Его прекрасный РїСЂРёРЅС† совсем ребенок, страдающий РѕС‚ капризного Рё взбалмошного цветка. Естественно, Рѕ счастливом финале СЃРѕ свадьбой РЅРµ идет Рё речи. Р’ скитаниях маленький РїСЂРёРЅС† встречается РЅРµ СЃРѕ сказочными чудовищами, Р° СЃ людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими Рё мелочными страстями.
РќРѕ это только внешняя сторона сюжета. Р’ первую очередь, это философская сказка. Р, следовательно, Р·Р° казалось Р±С‹ простым Рё незатейливым сюжетом Рё иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает РІ ней отвлеченном РІРёРґРµ через иносказания, метафоры Рё символы темы космического масштаба: РґРѕР±СЂР° Рё зла, жизни Рё смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности Рё толпы Рё РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ.
Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой – он выбирает телесную смерть.
В сказке сильны романтические традиции. Во-первых, это выбор именно фольклорного жанра – сказки. Романтики обращаются к жанрам устного народного творчества не случайно. Фольклор – это детство человечества, а тема детства в романтизме является одной из ключевых тем.
Немецкие философы-идеалисты выдвинули тезис – человек равен Богу в том, что он может, подобно Всевышнему, может продуцировать идею и реализовывать ее в действительности. А зло в мире происходит оттого, что человек забывает о том, что он подобен Богу. Человек начинает жить только ради материальной оболочки, забывая о духовных стремлениях. Только детская душа и душа Художника не подвержены меркантильным интересам и, соответственно, Злу. Отсюда в творчестве романтиков прослеживается культ детства.
РќРѕ главная трагедия “взрослых” героев Сент-Ркзюпери РЅРµ столько РІ том, что РѕРЅРё подчинены материальному РјРёСЂСѓ, сколько РІ том, что РѕРЅРё “растеряли” РІСЃРµ духовные качества Рё стали бессмысленно существовать, Р° РЅРµ жить РІ полном смысле этого слова.
Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы РІ обобщенно-отвлеченном РІРёРґРµ. РћРЅ рассматривает тему Зла РІ РґРІСѓС… аспектах: СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны – это “микрозло”, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Рто омертвелость Рё внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют СЃРѕР±РѕР№ РІСЃРµ человеческие РїРѕСЂРѕРєРё. Р РЅРµ случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. “Земля – планета РЅРµ простая! РќР° ней насчитывается сто одиннадцать королей (РІ том числе, конечно, Рё негритянских), семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь СЃ половиной миллионов РїСЊСЏРЅРёС†, триста одиннадцать миллионов честолюбцев – итого около РґРІСѓС… миллиардов взрослых”. Ртим автор подчеркивает то, насколько мелочен Рё драматичен современный ему РјРёСЂ. РќРѕ Ркзюпери РІРѕРІСЃРµ РЅРµ пессимист. РћРЅ верит РІ то, что человечество, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, Рё каждый человек найдет СЃРІРѕСЋ путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь.
Второй аспект темы зла можно условно озаглавить “макрозлом”. Баобабы – это персонифицированный образ зла вообще. РћРґРЅРѕ РёР· толкований этого метафорического образа связано СЃ фашизмом. Сент-Ркзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие РІ себе зло “баобабы”, грозившие разорвать планету РЅР° части. “Берегитесь баобабов!” — заклинает писатель. РћРЅ сам иллюстрировал сказку, Рё РєРѕРіРґР° смотришь РЅР° РєРѕСЂРЅРё этих деревьев, опутавших маленькую планету, невольно вспоминаешь знак фашистской свастики. Сама сказка была написана потому, что это было “страшно важно Рё неотложно”. Писатель часто повторял, что семена лежат РІ земле РґРѕ РїРѕСЂС‹ РґРѕ времени, Р° потом прорастают, Рё РёР· семян кедра — вырастает кедр, Р° РёР· семян терновника — терновник. Нужно, чтобы прорастали добрые семена. “Ведь РІСЃРµ взрослые сначала были детьми...”. Люди должны сохранить Рё РЅРµ растерять РЅР° жизненном пути РІСЃРµ то светлое, РґРѕР±СЂРѕРµ Рё чистое РІ душе, что сделает РёС… неспособными РєРѕ злу Рё насилию.
Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовному самосовершенствованию имеет право называться Личностью. К сожалению, обитатели маленьких планет и планеты Земли забыли об этой простой истине и уподобились бездумной и безликой толпе.
Впервые тему личности Рё толпы РІ философии выделил немецкий философ-романтик Р. Фихте. РћРЅ доказывает, что РІСЃРµ люди делятся РЅР° обывателей (толпа) Рё художников (личность), РїРѕ РёС… отношению Рє материальному (зло). Конфликт между личностью Рё толпой изначально неразрешим.
Так же неразрешим конфликт между главным героем Рё обитателями планет (“странными взрослыми”). Взрослые РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ РїРѕР№РјСѓС‚ принца-ребенка. РћРЅРё чужды РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ. Обыватели слепы Рё глухи Рє Р·РѕРІСѓ сердца, порыву души. РС… трагедия РІ том, что РѕРЅРё РЅРµ стремятся стать Личностью. “Серьезные люди” живут РІ собственном, искусственно созданном РјРёСЂРєРµ, отгородившись РѕС‚ остальных (Сѓ каждого СЃРІРѕСЏ планета!) Рё считают его истинным смыслом бытия! Рти безликие маски РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ узнают, что такое истинная любовь, дружба Рё красота.
РР· этой темы вытекает РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ принцип романтизма – принцип двоемирия. РњРёСЂСѓ обывателя, которому РЅРµ доступно РґСѓС…РѕРІРЅРѕРµ начало Рё РјРёСЂСѓ художника (Маленький РїСЂРёРЅС†, автор, Лис, Р РѕР·Р°), которому присущи нравственные качества, РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ соприкоснуться.
Только Художник способен увидеть сущность – внутреннюю красоту Рё гармонию окружающего его РјРёСЂР°. Еще РЅР° планете фонарщика Маленький РїСЂРёРЅС† замечает: “Когда РѕРЅ зажигает фонарь – как будто еще рождается РѕРґРЅР° звезда или цветок. Рђ РєРѕРіРґР° РѕРЅ гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Рто РїРѕ-настоящему полезно, потому что красиво”. Главный герой РіРѕРІРѕСЂРёС‚ внутренней стороне прекрасного, Р° РЅРµ ее внешней оболочке. Человеческий труд должен иметь смысл, Р° РЅРµ просто превращаться РІ механические действия. Любое дело полезно лишь тогда, РєРѕРіРґР° РѕРЅРѕ внутренне прекрасно.
Р’ разговоре СЃ географом затрагивается еще РѕРґРЅР° важная эстетическая тема – эфемерность прекрасного. “Красота недолговечна”, - горестно замечает главный герой. Поэтому Сент-Ркзюпери призывает нас как можно бережнее относится РєРѕ всему прекрасному Рё постараться РЅРµ растерять РЅР° трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души Рё сердца.
Но самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей - прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.
Непонимание, отчужденность людей – это еще РѕРґРЅР° важная философская тема. Сент-Ркзюпери РЅРµ просто затрагивает тему непонимания между взрослым Рё ребенком, Р° тему непонимания Рё одиночества РІ космическом масштабе.
Омертвелость человеческой души РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє одиночеству. Человек СЃСѓРґРёС‚ Рѕ РґСЂСѓРіРёС… только РїРѕ “внешней оболочке”, РЅРµ РІРёРґСЏ главного РІ человеке – его внутренней нравственной красоты: “Когда взрослым говоришь: “Я видел красивый РґРѕРј РёР· СЂРѕР·РѕРІРѕРіРѕ кирпича, РІ окнах Сѓ него герань, Р° РЅР° крыши голуби”, РѕРЅРё никак РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ представить себе этот РґРѕРј. РРј надо сказать: “Я видел РґРѕРј Р·Р° сто тысяч франков”, - Рё тогда РѕРЅРё восклицают: “Какая красота!”
Люди разобщены и одиноки, даже когда находятся вместе из-за неспособности понять, полюбить другого и создать узы дружбы: “Где же люди? – вновь заговорил наконец Маленький принц. – В пустыне все-таки одиноко… - Среди людей тоже одиноко, - заметила змея”.
РћРґРёРЅРѕРєРёРј, никем РЅРµ понятым чувствует себя Рё автор. Его одиночество среди людей близко одиночеству Маленького принца. Рстинное дарование человека, его талант РїРѕРґ силу понять лишь людям СЃ открытым Рё чистым сердцем. Рменно поэтому так легко Рё быстро Маленький РїСЂРёРЅС† обретает РґСЂСѓРіР° РІ лице автора, именно поэтому РїСЂРёРЅС† понимает автора без слов Рё готов открыть РґСЂСѓРіСѓ РІСЃРµ тайники собственного сердца.
Одна из ключевых философских тем сказки “Маленький принц” - тема бытия. Она делится на реальное бытие – существование и идеальное бытие – сущность. Реальное бытие временное, преходящее, а идеальное – вечное, неизменное. Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы постичь, максимально приблизиться к сущности.
“Серьезные люди” СЃ Земли Рё СЃ планет-астероидов растворены РІ реальном бытии Рё РЅРµ стремятся постичь сущность непреходящих ценностей. Рђ душа автора Рё маленького принца РЅРµ скованы льдом безразличия, омертвелости. Поэтому РёРј открывается истинное видение РјРёСЂР°: РѕРЅРё узнают цену истинной дружбы, любви Рё красоты. Рто тема “зоркости” сердца, умения “видеть” сердцем, понимать без слов.
Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко – на его родной планете.
Написанные в традиции романтической философской сказки образы глубоко символичны. Образы именно символичны, так как мы можем только угадывать, что хотел сказать автор, и трактовать каждый образ в зависимости от личного восприятия. Основными образами-символами являются Маленький принц, Лис, Роза и пустыня.
Маленький принц – это символ человека – странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.
Пустыня – это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце.
Рассказчик терпит аварию РІ пустыне — такова РѕРґРЅР° РёР· сюжетных линий РІ повести, ее фон. Р’ сущности, сказка Рё родилась РІ пустыне. Сказки, которые РјС‹ знаем Рё любим, родились РІ лесу, РІ горах, РЅР° берегу РјРѕСЂСЏ — там, РіРґРµ обитают люди. Р’ сказке Сент-Ркзюпери лишь пустыня Рё звезды. Почему? Давно замечено, что человек, попав РІ экстремальную ситуацию, находясь РЅР° грани жизни Рё смерти, словно заново переживает, переосмысливает СЃРІРѕСЋ жизнь, дает ей суровые оценки, пытаясь выявить РІ ней самое ценное, настоящее Рё отмести мишуру. Человек РїРѕ РЅРѕРІРѕРјСѓ воспринимает Рё саму жизнь: что РІ ней главное, Р° что случайно. Рассказчик оказывается РѕРґРёРЅ РЅР° РѕРґРёРЅ СЃ мертвой пустыней, песками. Увидеть, что истинно РІ жизни, Р° что ложно, ему помогает Маленький РїСЂРёРЅС†, пришелец СЃ “планеты детства”. Поэтому значение этого образа РІ произведении РѕСЃРѕР±РѕРµ — РѕРЅ подобен рентгеновскому лучу, помогающему человеку увидеть то, что скрыто РѕС‚ поверхностного РІР·РѕСЂР°. Поэтому тема детства СЃ его незамутненностью взгляда, кристально чистым Рё ясным сознанием Рё свежестью чувств занимает центральное место РІ повести. Поистине — “устами ребенка глаголет истина”.
В повести две сюжетные линии: рассказчика и связанная с ним тема мира взрослых людей и — линия Маленького принца, история его жизни.
Первая глава повести является РІРІРѕРґРЅРѕР№, ключевой Рє РѕРґРЅРѕР№ РёР· важных проблем произведения — проблеме “отцов” Рё “детей”, Рє вечной проблеме поколений. Летчик, вспоминая СЃРІРѕРµ детство Рё неудачу, которую РѕРЅ потерпел СЃ рисунками в„– 1 Рё в„– 2, рассуждает так: “Взрослые РЅРёРєРѕРіРґР° ничего РЅРµ понимают сами, Р° для детей очень утомительно без конца РёРј РІСЃРµ объяснять Рё растолковывать”. Рта фраза служит исходным моментом РІ последующем развитии темы “отцов” Рё “детей”, РІ сложном пути взрослого летчика Рє пониманию ребенка, Рє возвращению автора РІ СЃРІРѕРµ детство. Взрослым РЅРµ дано было понять детский СЂРёСЃСѓРЅРѕРє рассказчика, Рё только Маленький РїСЂРёРЅС† СЃРјРѕРі быстро распознать слона РІ удаве. Благодаря этому СЂРёСЃСѓРЅРєСѓ, который летчик всегда РЅРѕСЃРёР» СЃ СЃРѕР±РѕР№, устанавливается взаимопонимание между ребенком Рё взрослым.
Малыш, в свою очередь, просит нарисовать ему барашка. Но каждый раз рисунок получается неудачным: барашек был то “слишком хилым”, то “слишком старым”... “Вот тебе ящик, — говорит рассказчик ребенку, — а в нем сидит такой барашек, какого тебе хочется”. Мальчику эта выдумка понравилась: он мог фантазировать сколько угодно, по-разному представляя себе барашка. Ребенок напомнил взрослому его детство, они обретают способность понимать друг друга. Умение войти в мир ребенка, понять его и принять — вот что может сблизить мир взрослых и мир детей.
Маленький РїСЂРёРЅС† немногословен — Рѕ себе Рё своей планете РѕРЅ РіРѕРІРѕСЂРёС‚ очень мало. Лишь понемногу, РёР· случайных, РјРёРјРѕС…РѕРґРѕРј оброненных слов, летчик узнает, что малыш прилетел СЃ далекой планеты, “которая РІСЃСЏ-то величиной СЃ дом” Рё называется “астероид Р‘-612”. Маленький РїСЂРёРЅС† рассказывает летчику Рѕ том, как РѕРЅ воюет СЃ баобабами, которые пускают такие глубокие Рё сильные РєРѕСЂРЅРё, что РјРѕРіСѓС‚ разорвать его маленькую планету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет РїРѕР·РґРЅРѕ, “это очень скучная работа”. РќРѕ Сѓ него есть “твердое правило”: “...встал поутру, умылся, привел себя РІ РїРѕСЂСЏРґРѕРє — Рё сразу же приведи РІ РїРѕСЂСЏРґРѕРє СЃРІРѕСЋ планету”. Люди должны заботиться Рѕ чистоте Рё красоте своей планеты, сообща беречь Рё украшать ее, РЅРµ дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает РІ сказке еще РѕРґРЅР° важная тема — экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Создается впечатление, что автор сказки “предвидел” будущие экологические катастрофы Рё предупреждал Рѕ бережном отношении Рє СЂРѕРґРЅРѕР№ Рё любимой планете. Сент-Ркзюпери остро ощущал, как мала Рё С…СЂСѓРїРєР° наша планета. Путешествие Маленького принца РѕС‚ звезды Рє звезде приближает нас Рє сегодняшнему видению космических далей, РіРґРµ Земля РїРѕ неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно. Поэтому сказка РЅРµ потеряла своей актуальности Рё РїРѕ сей день; потому Рё жанр ее — философский, РёР±Рѕ РѕРЅР° обращена РєРѕ всем людям, РѕРЅР° поднимает вечные проблемы.
Маленький РїСЂРёРЅС† РёР· сказки Сент-Ркзюпери РЅРµ мыслит СЃРІРѕСЋ жизнь без любви Рє нежным закатам, без солнца. “Однажды СЏ Р·Р° РѕРґРёРЅ день видел заход солнца СЃРѕСЂРѕРє три раза!” — РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РѕРЅ летчику. Рнемного РїРѕРіРѕРґСЏ добавляет: “Знаешь... РєРѕРіРґР° станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...” Ребенок ощущает себя частицей РјРёСЂР° РїСЂРёСЂРѕРґС‹, Рє единению СЃ ней РѕРЅ призывает взрослых.
Установившаяся было гармония взаимоотношений взрослого и ребенка едва не нарушается в главе седьмой. Малыша волнует мысль о барашке и розе: сможет ли он съесть ее и если да — тогда зачем цветку даны шипы? Но летчик очень занят: в моторе заело гайку, и он старался ее отвернуть, поэтому отвечал на вопросы невпопад, первое, что приходило в голову, раздраженно бросая: “Ты видишь, я занят серьезным делом”. Маленький принц изумлен: “Ты говоришь, как взрослые” и “ничего не понимаешь”, как тот господин “с багровым лицом”, что живет один на своей планете. Он за всю жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не посмотрел на звезду, никогда никого не любил. Он только складывал цифры и с утра до вечера твердил одно: “Я человек серьезный! Я человек серьезный!.. Совсем как ты”. Маленький принц, побледневший от гнева, объясняет рассказчику, как это важно — уберечь единственный в мире цветок, который растет только на его планете, от маленького барашка, который “в одно прекрасное утро вдруг возьмет и съест его и даже не будет знать, что он натворил”. Малыш объясняет взрослому, как важно думать и заботиться о том, кого ты любишь, и чувствовать себя от этого счастливым. “Если барашек его съест, это все равно как если бы все звезды разом погасли! Рэто, по-твоему, не важно!”
Ребенок преподает урок взрослому человеку, становится его мудрым наставником, отчего тот устыдился и почувствовал себя “ужасно неловким и неуклюжим”.
Далее по повести следует рассказ о Маленьком принце и его планете и здесь особое место занимает история Розы. Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но “зато она была так прекрасна, что дух захватывало!”, и он прощал цветку его капризы. Однако пустые слова красавицы Маленький принц принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным.
Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. “Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…”
Рассказывая эту историю Рѕ СЂРѕР·Рµ, маленький герой признается, что ничего тогда РЅРµ понимал. “Надо было судить РЅРµ РїРѕ словам, Р° РїРѕ делам. РћРЅР° дарила РјРЅРµ СЃРІРѕР№ аромат, озаряла РјРѕСЋ жизнь. РЇ РЅРµ должен был бежать. Р—Р° этими жалкими хитростями Рё уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! РќРѕ СЏ был слишком молод Рё еще РЅРµ умел любить!” Рто еще раз подтверждает мысль Лиса Рѕ том, что слова только мешают понимать РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°. Рстинную сущность можно “увидеть” только сердцем.
Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливал Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки... Рвсе же он чувствовал себя очень одиноким. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало.
Посещая последовательно шесть планет, Маленький РїСЂРёРЅС† РЅР° каждой РёР· РЅРёС… сталкивается СЃ определенным жизненным явлением, воплощенном РІ обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью... РџРѕ мнению Сент-Ркзюпери, РѕРЅРё воплощали РІ себе доведенные РґРѕ абсурда наиболее распространенные человеческие РїРѕСЂРѕРєРё. РќРµ случайно именно здесь Сѓ героя возникают первые сомнения РІ правильности человеческих суждений.
РќР° планете короля Маленький РїСЂРёРЅС† РЅРµ может понять, зачем вообще нужна власть, РЅРѕ испытывает Рє королю симпатию, РёР±Рѕ тот был очень РґРѕР±СЂ, Р° потому отдавал только разумные приказания. Ркзюпери РЅРµ отрицает власть, РѕРЅ просто напоминает сильным РјРёСЂР° сего Рѕ том, что правитель должен быть РјСѓРґСЂ Рё что власть должна опираться РЅР° закон.
РќР° следующих РґРІСѓС… планетах Маленький РїСЂРёРЅС† встречает честолюбца Рё пьяницу — Рё знакомство СЃ РЅРёРјРё повергает его РІ растерянность. РС… поведение для него совершенно необъяснимо Рё вызывает только отвращение. Главный герой РІРёРґРёС‚ насквозь РІСЃСЋ бессмысленность РёС… жизни, поклонение “ложным” идеалам.
РќРѕ самым страшным РІ нравственном аспекте оказывается деловой человек. Его душа настолько омертвела, что РѕРЅ РЅРµ РІРёРґРёС‚ ту красоту, которая его окружает. РћРЅ смотрит РЅР° звезды РЅРµ глазами художника, глазами дельца. Автор РЅРµ случайно выбирает звезды. Ртим РѕРЅ подчеркивает полную бездуховность делового человека, его неспособность созерцать прекрасное.
Единственный, кто делает свое дело, — это фонарщик: “...вот человек, которого все стали бы презирать — и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе”, — так рассуждает малыш. Но “верность обычаю” бедного фонарщика, который обречен на то, чтобы без отдыха зажигать и гасить свой никому не нужный фонарь, так же нелепа и грустна.
Бессмысленность существования, напрасно растраченная жизнь, глупые притязания на власть, богатство, на особое положение или почести — все это свойства людей, воображающих, что они обладают “здравым смыслом”. Планета людей кажется герою черствой и неуютной: “Какая странная планета!.. Совсем сухая, вся соленая и в иглах. У людей не хватает воображения. Они только повторяют то, что им скажешь”. Если этим людям рассказываешь о друге, они никогда не спросят о самом главном — их вопросы касаются совершенно несущественного: “Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец? Рпосле этого воображают, что узнали Человека”. Заслуживает ли доверия “здравомыслящий” человек, спутавший “удава, проглотившего слона” с обыкновенной шляпой? Что дает истинное представление о доме: его стоимость во франках или то, что это дом с розовыми колоннами? Рнаконец — перестала бы существовать планета Маленького принца, если бы открывший ее турецкий астроном отказался переодеваться в европейский костюм, а его открытие так и не получило бы признания?
Слушая звонкий и печальный голосок Маленького принца, понимаешь, что во “взрослых” людях отмерла естественная щедрость сердца, прямота и искренность, хозяйская заботливость о чистоте планеты. Вместо того чтобы украшать свой дом, возделывать свой сад, они ведут войны, иссушают мозги цифирью, оскорбляют суетой и алчностью красоту восходов и закатов. Нет, не так надо жить!
Р—Р° недоумением маленького героя скрывается горечь самого писателя РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ того, что РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РЅР° земле. Сент-Ркзюпери заставляет читателя посмотреть РЅР° привычные явления РїРѕРґ иным углом зрения. “Главного глазами РЅРµ увидишь. Р—РѕСЂРєРѕ только сердце!” — утверждает автор.
Не найдя того, что искал малыш, на маленьких планетах, он по совету географа отправляется на большую планету Земля. Первой, кого встречает Маленький принц на Земле, была Змея. Согласно мифологии Змея стережет источники мудрости или бессмертия, олицетворяет собой волшебные силы, появляется в обрядах обращения как символ восстановления. В сказке она соединяет в себе чудодейственную силу и горестное знание судьбы человеческой: “Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел”. Она предлагает герою познакомиться с жизнью Земли и указывает ему дорогу к людям, уверяя при этом, что “среди людей тоже одиноко”. На Земле принцу предстоит проверить себя и принять самое важное в его жизни решение. Змея сомневается, что он сумеет сохранить свою чистоту, пройдя через испытания, но как бы то ни было она поможет малышу вернуться на родную планету, дав ему своего яда.
Самое сильное впечатление переживает Маленький принц, попав в сад роз. Он почувствовал себя еще более несчастным: “его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной”, а перед ним “пять тысяч точно таких же цветов”. Выходит, у него была самая обыкновенная роза да еще три вулкана “ростом мне по колено”, какой же он после этого принц...
Р’РѕС‚ тут-то Рё РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ РЅР° помощь герою Лис. Рздавна РІ сказках Лис (РЅРµ лиса!) является символом мудрости Рё знания жизни. Беседы Маленького принца СЃ этим мудрым животным становятся РІ повести своего СЂРѕРґР° кульминацией, РёР±Рѕ РІ РЅРёС… герой обретает, наконец, то, что искал. Рљ нему возвращаются утраченные было ясность Рё чистота сознания.
Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви Рё дружбы, Рѕ чем люди давно забыли Рё потому лишились друзей Рё потеряли способность любить. РќРµ даром цветок РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ людях: “РС… РЅРѕСЃРёС‚ ветром”. Рђ стрелочник РІ разговоре СЃ главным героем, отвечая РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃ: РєСѓРґР° же спешат люди? Замечает: “Даже сам машинист РЅРµ знает этого”. Рто иносказание можно истолковать так. Люди разучились смотреть ночью РЅР° звезды, любоваться красотой закатов, испытывать наслаждение РѕС‚ благоухания СЂРѕР·С‹. РћРЅРё подчинились суетности земной жизни, забыв Рѕ “простых истинах”: Рѕ радости общения, дружбы, любви Рё человеческом счастье: “Если любишь цветок – единственный, какого больше нет РЅРё РЅР° РѕРґРЅРѕР№ РёР· РјРЅРѕРіРёС… миллионных звезд, - это довольно: смотришь РЅР° небо Рё чувствуешь себя счастливым”. Равтору очень РіРѕСЂСЊРєРѕ говорить Рѕ том, что люди этого РЅРµ РІРёРґСЏС‚ Рё превращают СЃРІРѕСЋ жизнь РІ бессмысленное существование.
Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. “Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. Ря буду для тебя один в целом свете... если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других...” Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручать — значит создать узы любви, единения душ.
Любовь РЅРµ только связывает нас СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё существами, РЅРѕ Рё помогает лучше понимать окружающий РјРёСЂ, делает богаче нашу собственную жизнь. Реще РѕРґРёРЅ секрет открывает Лис малышу: “Зорко РѕРґРЅРѕ лишь сердце. Самого главного глазами РЅРµ увидишь... РўРІРѕСЏ Р РѕР·Р° так РґРѕСЂРѕРіР° тебе потому, что ты отдавал ей РІСЃСЋ СЃРІРѕСЋ душу... Люди забыли эту истину, РЅРѕ ты РЅРµ забывай: ты навсегда РІ ответе Р·Р° всех, РєРѕРіРѕ приручил”. Приручить — значит связать себя СЃ РґСЂСѓРіРёРј существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить — значит уничтожить безликость Рё равнодушное отношение РєРѕ всему живому. Приручить — значит сделать РјРёСЂ значительным Рё щедрым, РёР±Рѕ РІСЃРµ РІ нем напоминает Рѕ любимом существе. Рту истину постигает Рё рассказчик, Рё для него оживают звезды, Рё РѕРЅ слышит РІ небе Р·РІРѕРЅ серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Тема “расширения души” через любовь РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ СЃРєРІРѕР·СЊ РІСЃСЋ сказку.
Маленький принц постигает эту мудрость, а вместе с ним она открывается и пилоту-рассказчику, и читателю. Вместе с маленьким героем мы заново открываем для себя то главное в жизни, что было скрыто, погребено всяческой шелухой, но что составляет единственную ценность для человека. Маленький принц узнает, что такое узы дружбы.
Рћ дружбе РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рё Сент-Ркзюпери еще РЅР° первой странице повествования – РІ посвящении. Р’ авторской системе ценностей тема дружбы занимает РѕРґРЅРѕ РёР· главных мест. Только дружба СЃРїРѕСЃРѕР±РЅР° растопить лед одиночества Рё отчужденности, так как РѕРЅР° основывается РЅР° взаимопонимании, взаимодоверии Рё взаимопомощи.
“Рто печально, РєРѕРіРґР° забывают друзей. РќРµ Сѓ РІСЃСЏРєРѕРіРѕ есть друг”, — РіРѕРІРѕСЂРёС‚ герой сказки. Маленькая героиня РёР· рассказа Рђ. Гайдара “Голубая чашка”. Светланка, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ Маленькому принцу, обладает способностью видеть истинную сущность окружающего РјРёСЂР°. РћРЅР° смотрит РЅР° РјРёСЂ РЅРµ предвзято. Рђ ее отец СЃС…РѕР¶ СЃ автором. Среди вечной суеты “взрослой” жизни РѕРЅ РЅРµ вспоминает Рѕ человеческом счастье. Постоянно руководствуясь разумом, РѕРЅ забывает прислушаться Рє самому главному - Рє голосу собственного сердца. Рђ маленькая девочка, независимо РѕС‚ своего желания, сумела показать своему отцу совершенно новый РјРёСЂ человеческих взаимоотношений, отношений детства; РјРёСЂ тоже сложный, РЅРѕ более богатый чувствами Рё каким-то внутренним пониманием красоты окружающих людей Рё РїСЂРёСЂРѕРґС‹.
В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. “Нет в мире совершенства”, — скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.
Глубокий смысл скрывается РІ образе-символе планеты, РЅР° которую возвращается Маленький РїСЂРёРЅС†. Рто СЃРёРјРІРѕР» человеческой души, СЃРёРјРІРѕР» РґРѕРјР° человеческого сердца. Ркзюпери хочет сказать, что Сѓ каждого человека есть СЃРІРѕСЏ планета, СЃРІРѕР№ островок Рё СЃРІРѕСЏ путеводная звезда, Рѕ которой человеку РЅРµ стоит забывать. “Хотел Р±С‹ СЏ знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал РѕРЅ /Маленький РїСЂРёРЅС†/. – Наверное, затем, чтоб рано или РїРѕР·РґРЅРѕ каждый РјРѕРі РІРЅРѕРІСЊ отыскать свою”. Герои сказки, РїСЂРѕР№РґСЏ тернистый путь, обрели СЃРІРѕСЋ звезду ,Рё автор верит РІ то, что Рё читатель найдет СЃРІРѕСЋ далекую звезду.
“Маленький принц” – это романтическая сказка, мечта, которая не исчезла, а хранится людьми, бережется ими, как что-то драгоценное из детства. Детство ходит где-то рядом и приходит в минуты самого страшного отчаяния и одиночества, когда некуда идти. Оно подойдет, как ни в чем не бывало, как будто оно и не покидало нас на эти долгие годы, сядет рядом на корточки и, спросит, с любопытством глядя на разбитый самолет: “А что это за штука?” Тогда все встанет на свои места, и к уже взрослому человеку вернется та ясность и прозрачность, бесстрашная прямота суждений и оценок, какая бывает только у детей.
Маленький РїСЂРёРЅС† СЃРїСЂРѕСЃРёР» Сѓ летчика: “...Знаешь, отчего хороша пустыня?” Рсам же дал ответ: “Где-то РІ ней скрываются СЂРѕРґРЅРёРєРё...” Колодец РІ пустыне, как еще РѕРґРЅР° ипостась образа-символа РІРѕРґС‹ очень значим для Сент-Ркзюпери.
Р’ древних летописях, поверьях Рё преданиях РІРѕРґСѓ стерегли драконы, РЅРѕ Сѓ пустыня Сент-Ркзюпери может стеречь ее РЅРµ хуже, чем драконы, РѕРЅР° ее может спрятать так, что никто Рё РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ найдет ее. Каждый человек сам властитель СЃРІРѕРёС… СЂРѕРґРЅРёРєРѕРІ, источников своей души, РЅРѕ РјС‹ сами РїРѕСЂРѕР№ РЅРµ можем РёС… отыскать.
“Она родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота, из усилии рук... Она была как подарок сердцу...” – это не просто вода. Ее нашли герои книги. Мы все верим, что когда-нибудь нам удастся отыскать чистый родник, эту вечную, непоколебимую истину, которую хранит в своих произведениях писатель. В каждом из нас живет такой маленький принц, справедливый творец которого прячет воду и ждет пока вера выведет нас к ней.
Рстовая вера автора РІ существование скрытых СЂРѕРґРЅРёРєРѕРІ придают финалу сказки-притчи жизнеутверждающее звучание. Р’ повести заложен мощный созидательный момент, вера РІ улучшение Рё изменение несправедливого РїРѕСЂСЏРґРєР° вещей. Жизненные устремления героев находятся РІ гармонии СЃ нравственным вселенским началом. Р’ РёС… слиянии смысл Рё общая направленность произведения.
Композиция произведения весьма своеобразна. Парабола – основной компонент структуры традиционной притчи. “Маленький принц” не исключение. Выглядит это так: действие происходит в конкретном времени и конкретной ситуации. Сюжет развивается следующим образом: происходит движение по кривой, которое достигнув высшей точки накала, вновь возвращается к исходной точке. Особенность такого сюжетостроения в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл. Новую точку зрения на проблему, находит решение.
Начало и конец повести “Маленький принц” имеют отношение к прибытию героя на Землю или с покиданием Земли, летчиком и Лисом. Маленький принц опять улетает на свою планету, ухаживать и растить прекрасную Розу.
Время, которое летчик и принц – взрослый и ребенок провели вместе, они открыли для себя много нового и друг в друге, и в жизни. Расставшись они унесли с собой частички друг друга, они стали более мудрыми, узнали мир другого и свой, только с другой стороны.
РњС‹ уже говорили Рѕ жанровых особенностях повести РІ начальной части нашего исследования. Р’ итоге стоит отметить Рё выделить следующее: “Маленький принц” – это РЅРµ традиционный Рё общепринятый, знакомый нам всем РІРёРґ сказки-притчи. РњС‹ РІРёРґРёРј перед СЃРѕР±РѕР№ новый ее вариант, измененный, приспособленный Рє законам настоящего времени. Рто подтверждает Рё насыщающие произведение РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ количество деталей, намеков, образов, взятых РёР· реалий XX столетия.
В повести очень богатый язык. Автор использует массу удивительных и неподражаемых литературных приемов. В его тексте слышится мелодия: “...А по ночам я люблю слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенчиков...”. Его проста – это детская истина и точность.
Язык Ркзюпери полон воспоминаний Рё размышлений Рѕ жизни, Рѕ РјРёСЂРµ Рё, конечно, Рѕ детстве:
“...Когда мне было шесть лет... я увидел однажды удивительную картинку...” или: “...Вот уже шесть лет, как мой друг вместе с барашком меня покинул”.
Стиль Рё особая, РЅРµ похожая РЅРё РЅР° что мистическая манера Сент-.Ркзюпери — это переход РѕС‚ образа Рє обобщению, РѕС‚ притчи Рє морали. Нужно обладать великим писательским талантом, что видеть РјРёСЂ так, как Ркзюпери.
Язык его произведения естественен и выразителен: “смех, точно родник в пустыне”, “пятьсот миллионов бубенцов”. Казалось бы, обыденные, привычные понятия неожиданно приобретают у него новый оригинальный смысл: “вода”, “огонь”, “дружба” и т. д. Столь же свежи и естественны многие его метафоры: “они (вулканы) спят глубоко под землей, пока один из них не вздумает проснуться”; писатель употребляет парадоксальные сочетания слов, какие в обычной речи не встретишь: “дети должны быть очень снисходительны к взрослым”, “если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь...” или “у людей уже не хватает времени что-либо узнавать”.
В такой манере выражать свои мысли заключена тайна, она по новому рассказывает старые истины, открывается их подлинный смысл, заставляя читателей задуматься.
Повествовательная манера повести также обладает СЂСЏРґРѕРј особенностей. Рто доверительная беседа старых друзей – так автор общается СЃ читателем. Поэтому хочется ему верить, зная, что РѕРЅ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ обманет.
Мы чувствуем присутствие автора, верящего в добро и разум, в скорую пору, когда жизнь на земле изменится. Можно говорить о своеобразной мелодике повествования, грустной и задумчивой, строящейся на мягких переходах от юмора к серьезным раздумьям, на полутонах, прозрачных и легких, подобно акварельным иллюстрациям сказки, созданным самим писателем и являющимся неотъемлемой частью художественной ткани произведения.
Феномен сказки “Маленький принц” в том, что написанная для взрослых она прочно вошла в круг детского чтения.
Не все доступное взрослым откроется сразу детям. Но дети читают эту книгу с удовольствием, так как она привлекает их простотой изложения, рассчитанной на ребенка, той особой, присущей именно этой сказке атмосферой духовности, дефицит которой так остро ощущается в наши дни.
Так же детям близко видение авторского идеала РІ детской душе. Только РІ детях Ркзюпери РІРёРґРёС‚ самую ценную, ничем РЅРµ замутненную РѕСЃРЅРѕРІСѓ человеческого бытия. РР±Рѕ только дети умеют видеть вещи РІ РёС… истинном свете, РЅРµ считаясь СЃ РёС… “практической пользой”!
Читая Ркзюпери, РјС‹ как Р±С‹ меняем СѓРіРѕР» зрения РЅР° банальные, повседневные явления. РћРЅ РїРѕРґРІРѕРґРёС‚ Рє постижению очевидных истин: нельзя прятать звезды РІ банке Рё бессмысленно РёС… пересчитывать, нужно беречь тех, Р·Р° РєРѕРіРѕ ты РІ ответе Рё прислушиваться Рє голосу собственного сердца. Р’СЃРµ просто Рё одновременно сложно.
“ — На твоей планете, - сказал Маленький принц, - люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут…
— Не находят, - согласился я.
— А ведь то, чего они ищут можно найти только в одной единственной розе, глотке воды…”
Главное, для чего написана эта сказка, это то, чтобы эту истину запомнили дети и не прошли мимо основного – надо быть верным в любви и дружбе, нужно прислушиваться к голосу сердца, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относится ко злу, каждый в ответе не только за свою судьбу, но и за судьбу другого человека.
В
Библиография.
В
В
п»ї