«Крейцерова соната»в четыре руки
Сергей Романов
Р’ В«Рсповеди» Толстой пообещал СЃРІРѕРёРј читателям: “Когда-РЅРёР±СѓРґСЊ СЏ расскажу историю моей жизни — Рё трогательную, Рё поучительную РІ эти десять лет моей молодости”. Рћ том, как человек “всей душой желает быть хорошим”, чистым, совершенным, comme il faut, РЅРѕ, СѓРІС‹, молодость, СЃ присущими ей страстями, всем СЃРІРѕРёРј страстным существом противостоит этим благородным устремлениям. Слово СЃРІРѕС‘ РѕРЅ сдержал: через десять лет была написана «Крейцерова соната». РњРЅРѕРіРёРµ РєСѓСЃРєРё повествования полноправно могли Р±С‹ дополнить В«Рсповедь», СѓР¶ слишком РѕРЅРё автобиографичны. Рассказ откровенно тенденциозен Рё назидательно дидактичен. РћС‚ лица своего героя Толстой беспощадно срывает РїРѕРєСЂРѕРІС‹ СЃ прикровенных сторон супружеской жизни, обрушивается РЅР° медицину Рё врачей, РЅР° развращённость высшего сословия, РЅР° порочное воспитание юношей Рё девушек, даже невинный, РІ сущности, детский грех, присущий, РїРѕ его же словам, “0,99 нашим мальчикам”, РѕРЅ РІРѕР·РІРѕРґРёС‚ РІ степень блуда Рё развращённости. “Я никак РЅРµ ожидал, — пишет РѕРЅ РІ «Послесловии» Рє повести, — что С…РѕРґ РјРѕРёС… мыслей приведёт меня Рє тому, Рє чему РѕРЅ привёл меня. РЇ ужаснулся СЃРІРѕРёРј выводам, хотел РЅРµ верить РёРј, РЅРѕ РЅРµ верить нельзя было”. РЎ “ужасом” перечитывая утомительно-длинный исповедальный рассказ неубедительного, искусственного дидактика Позднышева, Толстой тем РЅРµ менее РЅРµ СЃРїРѕСЂРёС‚, даже РЅРµ пытается хоть как-то оппонировать ему, что СѓР¶ РІРѕРІСЃРµ РЅРµ РїРѕ-толстовски, РЅРѕ полностью подчиняется его идее a` the`se. (Так же РѕРЅ будет перечитывать Рё СЃРІРѕРё дневники. Р’ завещании, оставленном РІ Дневнике РѕС‚ 27 марта 1895 РіРѕРґР°, Толстой РїСЂРѕСЃРёС‚: “Дневники РјРѕРё прежней холостой жизни, выбрав РёР· РЅРёС… то, что стоит того, СЏ прошу уничтожить... Дневники моей холостой жизни СЏ прошу уничтожить РЅРµ потому, что СЏ хотел Р±С‹ скрыть РѕС‚ людей СЃРІРѕСЋ РґСѓСЂРЅСѓСЋ жизнь: жизнь РјРѕСЏ была обычная, дрянная... жизнь беспринципных молодых людей, РЅРѕ потому, что эти дневники, РІ которых СЏ записывал только то, что мучило меня сознанием греха, РїСЂРѕРёР·РІРѕРґСЏС‚ ложноодностороннее (РєСѓСЂСЃРёРІ РјРѕР№. — РЎ.Р .) впечатление...” РќРѕ, подумав, решает: “А впрочем, пускай остаются РјРѕРё дневники, как РѕРЅРё есть. РР· РЅРёС… РІРёРґРЅРѕ, РїРѕ крайней мере, то, что, несмотря РЅР° РІСЃСЋ пошлость Рё дрянность моей молодости, СЏ РІСЃС‘-таки РЅРµ был оставлен Богом Рё хоть РїРѕРґ старость стал, хоть немного, понимать Рё любить Его”. Рэто РЅРµ обычные записки РЅР° коленке, РЅРµ дневниковые, составленные РЅР° С…РѕРґСѓ мысли, это завещательная РїСЂРѕСЃСЊР±Р°, момент истины. “Я РЅРµ был оставлен Богом...” — Толстой РІ этом твёрдо уверен. Рта уверенность, пусть РЅРµ церковного, РЅРѕ религиознейшего человека, каким был Рё оставался писатель РґРѕ смерти, несмотря РЅР° РІСЃРµ СЃРІРѕРё духовные скачки. РћРЅ уверен, что перед РќРёРј РЅРµ скроешь СЃРІРѕСЋ наготу РІ смоковных кущах, РЅРµ сожжёшь тайком РІ камине СЂСѓРєРѕРїРёСЃРё, РёР±Рѕ нет ничего сокрываемого РѕС‚ Него. Кто знает вес ветра, РІРѕРґРµ — меру, РЅРµ прочитает ли РўРѕС‚ тайные мысли РЅР° скрижалях человеческого сердца?.. Что пользы РІ вычёркивании? Разве что-то подправить РІ СЃРІРѕРёС… писаниях, дополнить, разъяснить для потомков...)
Р’ РЅРѕСЏР±СЂРµ 1889 РіРѕРґР° Толстой отправляет СЂСѓРєРѕРїРёСЃСЊ РІ Петербург для передачи РІ печать. Сомневаясь, что повесть будет пропущена цензурой, сотрудники издательства «Посредник», РіРґРµ предполагался её выпуск, решили помочь её нелегальному распространению. Оставшись РЅР° ночь РІ редакции, РѕРЅРё разделили СЂСѓРєРѕРїРёСЃСЊ РЅР° части Рё Рє утру переписали РІСЃСЋ повесть. Р’СЃРєРѕСЂРµ РІ редакции были изготовлены триста литографических СЃРїРёСЃРєРѕРІ, которые Р·Р° несколько дней облетели весь читающий Петербург. Забыв СЃРІРѕРё личные заботы, публика жила только литературой яснополянского графа. После В«Рсповеди» Рё его богословских размышлений РѕРЅР° ждала ещё больших откровений. Р РЅРѕРІРѕРµ произведение превзошло РІСЃРµ её ожидания. “«Соната» чрезвычайно задела всех, как РѕР±СѓС…РѕРј РїРѕ голове треснула”, — передаёт Р“.Рђ.Русанов, РґСЂСѓРі Толстого, то ошеломляющее впечатление, которое произвела повесть РЅР° её первых читателей Рё слушателей. Р’ первые же недели Рё месяцы Толстой стал получать пачки писем РѕС‚ почитателей. Р’РѕС‚ характерный отрывок РёР· РїРёСЃСЊРјР° неизвестного автора: “Лев Николаевич! РЇ РЅРµ сплю третью ночь СЃ тех РїРѕСЂ, как слышал Рё читал вашу «Сонату». РЇ думал, что болезненные мученья сомневающегося человека, каким СЏ пребывал, составляют РјРѕСЋ тайну, РјРѕР№ внутренний, непроницаемый РјРёСЂ. Р РІРґСЂСѓРі СЏ слышу, что человек, которого СЏ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ видел, которого СЏ совсем РЅРµ знаю, что этот человек меня подслушал Рё РїСЂРѕ меня рассказал”. Читатели — РѕС‚ зелёных гимназистов РґРѕ седовласых стариков — просиживали ночи напролёт над переписыванием повести. Неслыханный успех повести привёл Рє тому, что через несколько месяцев РѕРЅР° стала известна РІ самых отдалённых уголках Р РѕСЃСЃРёРё.
Как же отнеслась к столь нашумевшему произведению Софья Андреевна — самый близкий Толстому человек, вечная переписчица, верная помощница, узнаваемый прототип “крейцеровой” драмы? “Я сама в сердце своём почувствовала, что эта повесть направлена в меня, что она сразу нанесла мне рану, унизила меня в глазах всего мира и разрушила последнюю любовь между нами. Рвсё это, не быв виноватой перед мужем ни в одном движении, ни в одном взгляде на кого бы то ни было во всю мою замужнюю жизнь! Была ли в сердце моём возможность любить другого, была ли борьба — это вопрос другой, это дело только моё, это моя святая святых, и до неё коснуться не имеет права никто в мире, если я осталась чиста”.
Конечно, она не могла понять и равнодушно снести такое неоправданно унизительное отношение к супружеству. Пыталась высказывать свои размышления Льву Николаевичу, но что в том проку, ведь для потомков сохранится лишь его художественный вымысел. РСофья Андреевна находит выход: она решает “написать самой по поводу «Крейцеровой сонаты» роман”*.
* В 1890г. Н.Лесков написал свой вариант «Крейцеровой сонаты» — «Рассказ кстати» (По поводу «Крейцеровой сонаты»), в котором мягко спорил с Толстым, принимая, однако, ту мысль, которую цитировал в качестве эпиграфа: “Всякая девушка нравственно выше мужчины, потому что несравненно его чище… Она выше его и девушкой, и становясь женщиной в нашем быту”. Также выходила повесть Льва Львовича Толстого «Прелюдия Шопена», написанная в резко полемическом тоне против взглядов о половой любви, высказанной в «Крейцеровой сонате». Вообще же известно более двадцати беллетристических интерпретаций и переделок повести Толстого в массовой литературе рубежа XIX–XX столетий.
“Мне хотелось показать ту разницу любви, — объясняет РѕРЅР°, — которая живёт РІ мужчине Рё женщине. РЈ мужчин РЅР° первом плане — любовь материальная; Сѓ женщины РЅР° первом плане — идеализация, РїРѕСЌР·РёСЏ любви, ласковость, Р° потом уже пробуждение половое. Конечно, неопытная РІ писательстве, СЏ плохо исполнила СЃРІРѕСЋ задачу, Р° писала СЏ СЃ большим увлечением, имея РІСЃС‘ время перед СЃРѕР±РѕР№ фон «Крейцеровой сонаты» Льва Николаевича, РїРѕ которому СЏ рисовала СЃРІРѕСЋ повесть”. Да, тот ошеломляющий успех, который вызвали литографические СЃРїРёСЃРєРё, был СЏСЂРєРёРј подтверждением, что Толстой задел Рё обнажил самые глубокие сокровенные чувства РІ обществе. “Сильнее этого Р’С‹ ничего РЅРµ писали, РґР° Рё мрачнее ничего тоже”, — писал Толстому Рќ.Страхов. “Я Вам РіРѕРІРѕСЂСЋ: РЅРё РІ РѕРґРЅРѕРј Вашем сочинении нет такой нужной всем правды, так изумительно просто выраженной”, — вторил ему редактор «Нового времени» Рђ.РЎСѓРІРѕСЂРёРЅ. РќРѕ правда эта РІ своей демонстративной, отталкивающей физиологии никак РЅРµ могла быть полной или “всей”, для этого ей РЅРµ хватало света, того Божественного света, который светит человеку изнутри, дарит святые чувства, воспетые Овидием Рё Петраркой, РґР° Рё самим Толстым РІ его несравненных романах. РСофья Андреевна РІ своей повести, получившей название «Чья РІРёРЅР°?В», РІ противовес СЃСѓРїСЂСѓРіСѓ подняла эти чувства РЅР° небесную высоту, облекла РёС… РІ слова любви, произнесла РїРѕ-женски целомудренно Рё чисто. Если вспомнить первое “плотское падение” РІ публичном РґРѕРјРµ героя «Крейцеровой сонаты», то Рё для современного, искушённого непристойными телеоткровениями читателя, описание РїРѕРґРѕР±РЅРѕР№ сцены покажется излишне реалистическим. Совсем иначе рисует первое любовное потрясение своей героини Софья Андреевна: “Наступила ночь. Месяц давно взошёл Рё освещал недалеко РѕС‚ РґРѕРјР° поляну около озера. Контуры тёмной зелени окружавших поляну деревьев ещё темнее обрисовывались РЅР° фоне светлого неба. Ртот свет РёР·-Р·Р° темноты так Рё манил Рє себе, Рё РєРѕРіРґР° РІСЃРµ уже разошлись спать, РђРЅРЅР° долго стояла РЅР° террасе, РІСЃС‘ глядя РЅР° эту полянку, Рё весь хаос мыслей, РІ последнее время занимавших её вследствие чтения философских РєРЅРёРі Рё разговоров СЃ Дмитрием Рвановичем, стал как будто тихо разъясняться Рё отходить РѕС‚ неё. Какой-то шорох РёР· сада заставил её вздрогнуть... Дмитрий Рванович тихо подкрался Рє РђРЅРЅРµ Рё, РІР·СЏРІ её Р·Р° СЂСѓРєСѓ, неожиданно поцеловал её.
РўРѕ, что сделалось РІ эту минуту СЃ РђРЅРЅРѕР№, РѕРЅ никак РЅРµ ожидал. Рта тонкая, нежная девочка преобразилась РІ фурию. Чёрные глаза её бросили такой поток злобной молнии РІ Дмитрия Рвановича, что РѕРЅ остолбенел. РћРЅР° вырвала СЂСѓРєСѓ, брезгливо перевернув её ладонью кверху, отёрла Рѕ платье Рё закричала:
—Как вы смеете! Фу, какая гадость! Я вас не...на...вижу!
Стыд, отчаяние, злоба за нарушение её молитвенно-созерцательного настроения, брезгливость и гордость — всё поднялось в ней. Она бросилась бежать прямо в спальню матери и кинулась на кушетку, громко рыдая.
Ольга Павловна, уже готовившаяся ко сну, страшно перепугалась.
—Что случилось? Что с тобой?
—Мама, как РѕРЅ смел! Дмитрий Рванович РЅР° террасе сейчас поцеловал РјРЅРµ СЂСѓРєСѓ. Какая гадость!
РђРЅРЅР° схватила СЃ туалета склянку СЃ одеколоном Рё начала смывать поцелуй Дмитрия Рвановича, продолжая всхлипывать.
—Да где же ты его видела?
—Он... нет, я была на террасе, я смотрела на луну, он пришёл, мне стало досадно, он что-то говорил, а я хотела быть одна, и вдруг неожиданно он схватил мою руку и поцеловал. — Анна вздрогнула и опять провела тонкой рукой по платью.
—Ну Рё поделом. Что Р·Р° манера РѕРґРЅРѕР№, девочке, оставаться РЅР° террасе, РєРѕРіРґР° весь РјРёСЂ СЃРїРёС‚, — ворчала Ольга Павловна. — РќСѓ, ты СѓСЃРїРѕРєРѕР№СЃСЏ. РЇ напишу Дмитрию Рвановичу записку Рё попрошу его прекратить СЃРІРѕРё посещения.
—Пожалуйста, мама!
...Анна успокоилась нескоро... Она бросила на стол дневник, стала на колени и долго молилась. Давно она этого не делала. Такое молитвенное состояние бывает у людей или в минуты большого горя, или в минуты большого нравственного роста. Так было с Анной.
Когда она поднялась, утомлённая и разбитая, она почувствовала, что что-то свершилось с ней и что теперь будет всё другое”.
Две картины — РґРІР° РјРёСЂР°. Тёмные Рё тяжёлые краски РЅР° СЃСѓСЂРѕРІРѕРј холсте толстовского откровения Рё лёгкие, акварельно-прозрачные РЅР° воздушной кисее девичьих переживаний. Мучительное Рё невыносимое положение пятнадцатилетнего мальчишки, униженного Рё раздавленного СЃРІРѕРёРј падением, Рё невинно-РёРіСЂРёРІРѕРµ, наивное узнавание РЅРѕРІРѕРіРѕ, тревожного чувства СЋРЅРѕР№ героини. Толстой списал сцену падения СЃ себя, РЅРѕ Рё Софья Андреевна нисколько РЅРµ нафантазировала. (Случай СЃ Дмитрием Рвановичем будет полностью повторен ею РІ РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕРј автобиографическом жизнеописании «Моя жизнь» РІ главе «Материализм».)
Как относится Толстой к своему прошлому? Он пытается забыть свои переживания “прежней холостой жизни” как позорящие его, уничтожить, вычеркнуть из памяти увлечения молодости, свою первую влюблённость, письма, стихи... Да, да, стихи... Молодой Толстой, как почти каждый влюблённый, “грешил” лирическими стихами:
Рссладостнымтрепетомсчастья
Значеньеегояпостиг;
Нословалюбвииучастья
Сказатьнехотелявтотмиг,
Словатакничтожнывсравненье
Сбожественнымчувствомлюбви...
Верный РґСЂСѓРі Толстого Афанасий Фет РіРѕРІРѕСЂРёР»: “Кто РЅРµ РІ состоянии броситься СЃ седьмого этажа РІРЅРёР· головой, СЃ непоколебимой верой РІ то, что РѕРЅ воспарит РїРѕ РІРѕР·РґСѓС…Сѓ, тот РЅРµ лирик”. РўРѕ есть тот РЅРµ любил. Толстой парил, любил Рё парил. Дневниковые записи 1862 РіРѕРґР° — подтверждение тому. 7 сентября: “Господи! РџРѕРјРѕРіРё РјРЅРµ, научи меня! Опять бессонная Рё мучительная ночь, СЏ чувствую, СЏ, который смеялся над страданиями влюблённых!.. Чему смеёшься, тому Рё послужишь!” 12 сентября: “Я влюблён, как РЅРµ верил, что можно было любить. РЇ сумасшедший Рё застрелюсь, ежели это так продолжится. Был Сѓ РЅРёС… вечер. РћРЅР° прелестна РІРѕ всех отношениях... теперь СЏ уже РЅРµ РјРѕРіСѓ остановиться... РќРѕ СЏ прекрасен любовью”. 13 сентября: “Завтра РїРѕР№РґСѓ, как встану, Рё РІСЃС‘ скажу. Рли... Четвёртый час ночи. РЇ написал ей РїРёСЃСЊРјРѕ, отдам завтра, то есть нынче, 14-РіРѕ. Боже РјРѕР№, как СЏ Р±РѕСЋСЃСЊ умереть! Счастье Рё такое — РјРЅРµ кажется невозможно. Боже РјРѕР№, РїРѕРјРѕРіРё РјРЅРµ!”
Толстой влюблён. Рто уже РЅРµ мечтательная Рё неопределённая влюблённость РІ Сонечку Колошину или РІ Зинаиду Молостову, или РІ Валерию Арсеньеву, которую РѕРЅ пытался даже воспитывать, РѕС‚ которой так РјРЅРѕРіРѕ требовал РІ СЃРІРѕРёС… письмах. Сейчас РѕРЅ ждёт Рё жаждет любви Сонечки Берс уже без РІСЃСЏРєРёС… условий. Более того, временами РѕРЅ ощущает полную недоступность для себя личного счастья. РћРЅ укоряет себя, называет “скверной рожей”, чьё призвание лишь монастырский тяжкий труд. РќРѕ уничтожающее самобичевание наконец уступает место безотчётному, всеохватывающему чувству любви. Р РІРѕС‚ РІСЃС‘ это РѕРЅ РІ СЃРІРѕРё шестьдесят хочет вычеркнуть Рё забыть, отречься РѕС‚ “божественного чувства”, повторяя Р·Р° любимым поэтом: “Рс отвращением читая жизнь РјРѕСЋ, СЏ трепещу Рё проклинаю...” Совсем РґСЂСѓРіРѕРµ — Софья Андреевна. РћРЅР° РІСЃС‘ РїРѕРјРЅРёС‚. РџРѕРјРЅРёС‚ тот счастливейший для неё вечер 14 сентября, РєРѕРіРґР° le comte (граф), РЅРµ решаясь устно сделать ей предложение, передал ей РїРёСЃСЊРјРѕ. РџРѕРјРЅРёС‚, как РѕРЅР°, испуганная, СЃ РІРёРґРѕРј “подстреленной птицы”, побежала Рє себе, заперлась РЅР° ключ Рё, прочитав письменное признание, РЅРµ раздумывая, тотчас же вернулась РІ гостиную, РіРґРµ ждал её взволнованный севастопольский поручик, подошла Рє нему Рё произнесла: “Разумеется, РґР°!”
* * *
Ртак, Софья Андреевна, решив “очистить СЃРІРѕСЋ репутацию РІ глазах детей” Рё потомков, написала СЃРІРѕСЋ почти автобиографическую повесть «Чья РІРёРЅР°?В». Если РІ «Крейцеровой сонате» РІ семейных раздорах обвиняются РѕР±Р° СЃСѓРїСЂСѓРіР°, то Сѓ Софьи Андреевны РІРѕ всём виноват РѕРґРёРЅ РјСѓР¶. Главное действующее лицо повести — РєРЅСЏР·СЊ РџСЂРѕР·РѕСЂРѕРІСЃРєРёР№. РћРЅ женился после Р±СѓСЂРЅРѕ проведённой молодости, РєРѕРіРґР° ему было тридцать пять лет, РЅР° восемнадцатилетней РђРЅРЅРµ. РђРЅРЅР° — совершенный портрет Сонечки Берс — идеальная барышня: мила, воспитанна, религиозна Рё целомудренна. РљРЅСЏР·СЊ РџСЂРѕР·РѕСЂРѕРІСЃРєРёР№, напротив, — РіСЂСѓР±РѕРµ, чувственное животное. Уже РІ первой главе после свидания СЃ РђРЅРЅРѕР№ РѕРЅ “мысленно раздевал РІ своём воображении её стройные РЅРѕРіРё Рё весь её РіРёР±РєРёР№, сильный девственный стан”. После венчания молодые сразу выехали Рє нему РІ усадьбу, Рё РїРѕ РґРѕСЂРѕРіРµ РІ карете РєРЅСЏР·СЊ, РѕС‚ которого пахло табаком Рё духами, совершил над ещё совсем ребенком насилие. “Подавленная стыдом Рё протестом против плотской любви князя”, РѕРЅР° лишь чувствовала усталость, угнетённость, стыд Рё страх. Затем появляется старый РґСЂСѓРі РџСЂРѕР·РѕСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ художник Дмитрий Бехметьев, который бросает Рє ногам РђРЅРЅС‹ СЃРІРѕСЋ бескорыстную любовь. Ревнивый РјСѓР¶ РІ гневном раздражении случайно убивает СЃРІРѕСЋ честную Рё невинную жену.
“За что?” — постоянно звучит вопрос Софьи Андреевны. За что первая чистая любовь Анны так скоро была отравлена ядом ревности? За что в самый трудный период её жизни — время первой беременности — она не была окружена заботой и вниманием мужа, напротив, столкнулась с его холодностью и равнодушием? Рэта холодность перешла потом на её детей, а его равнодушием пропиталась вся их семейная жизнь, всё то, что составляло “центр её жизни внешней и внутренней”. Всё приходилось ей переживать одной: болезни детей, их лечение, воспитание, душевные расстройства. Всегда занятая ими — то кормящая одного, то носящая другого, дающая уроки третьему, среди всех домашних и хозяйственных дел, — она не находила времени для себя одной. Опустившись, подурнев, она начала замечать, что князь стал особенно оживляться в обществе молодых женщин. У него появилась какая-то “особенная забота” о своей внешности, беспокойство об усилившейся седине и поредевших, когда-то прекрасных волосах. А что она? “Неужели только в этом наше женское призвание, — думает Анна, — чтоб от служения телом грудному ребёнку переходить к служению телом мужу? Рэто попеременно — всегда? А где же моя жизнь? Где я? Та настоящая я, которая когда-то стремилась к чему-то высокому, к служению Богу и идеалам?”
Ропять эти проклятые РІРѕРїСЂРѕСЃС‹. Р—Р° что “усталая, измученная, СЏ погибаю? Своей жизни — РЅРё земной, РЅРё РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ — нет. Рђ ведь Бог РјРЅРµ дал РІСЃС‘: Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ, Рё силы, Рё способности... Рё даже счастье. Отчего же СЏ так несчастна?..” Лучшие молодые РіРѕРґС‹ её прошли РІ детской. Ледяное отношение Рє ней мужа РѕРЅР° пытается заменить любовью Рє детям Рё этим “заменить пустоту РІ сердце”. РќРѕ трагизм положения как раз РІ невозможности заменить РѕРґРЅРѕ РґСЂСѓРіРёРј, эти РґРІР° чувства РЅРµ тождественны. Если Сѓ Толстого-РџСЂРѕР·РѕСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ совершилось давнее желание молодости иметь СЂСЏРґРѕРј РЅРµ только жену-любовницу, РЅРѕ жену-мать, то Софья-РђРЅРЅР°, став для него “идеальной женой” Рё “идеальной матерью” для детей, РЅРµ обрела для себя идеального мужа Рё идеального отца. “Вот СЏ Рё замужем, Р° нет Сѓ меня мужа-РґСЂСѓРіР°. РћРЅ Рё как РјСѓР¶-любовник СѓС…РѕРґРёС‚ РѕС‚ меня. Р—Р° что?! Р—Р° что?!” Сердце ещё исполнено любви Рё нежности, РѕРЅРѕ готово откликнуться РЅР° первый Р·РѕРІ самого близкого человека, РЅРѕ РІ ответ лишь холод Рё равнодушие. Неожиданное появление Дмитрия Бехметьева — словно лёгкий освежающий ветерок всколыхнул РІ душе РђРЅРЅС‹ забытые, Р° может, Рё РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ веданные ею чувства. РЎ его стороны РЅРµ были РЅРё страстных фраз, РЅРё намёков, РЅРё грубых ласканий, ничего, что обычно сопровождало её семейную интимную жизнь, напротив, РІСЃС‘ РІРѕРєСЂСѓРі дышало поэзией, нежностью, заботой Рё участием РґРѕР±СЂРѕРіРѕ РґСЂСѓРіР°. Внимание Бехметьева проявлялось РІРѕ всём: РѕРЅР° любила цветы — РѕРЅ наполнил лучшими весь её РґРѕРј, РѕРЅР° любила чтение вслух — РѕРЅ отыскивал самые интересные статьи Рё РєРЅРёРіРё Рё читал ей целыми вечерами. Р’СЃРµ прежние проблемы, ещё недавно казавшиеся совершенно непреодолимыми, РІРґСЂСѓРі стали мелкими Рё РЅРµ стоящими даже внимания, неудачи отошли РЅР° задний план, окружающие люди стали намного добрее Рё, что удивительнее всего, РјСѓР¶ ей стал более приятен. Рти необычные изменения РІ её жизни были так РЅРѕРІС‹ Рё необычны, РѕРЅР° была совершенно счастлива. Сердце получило РёСЃРєРѕРјРѕРµ — верного Рё участливого РґСЂСѓРіР°.
Софья Андреевна, конечно, описывала любовно-дружеские сцены СЃРІРѕРёС… героев такими, какими РѕРЅР° мечтала наполнить СЃРІРѕСЋ собственную жизнь. “Не РјРѕРіСѓ СЏ заглушить РІ себе, — записывает РѕРЅР° РІ дневнике 1897 РіРѕРґР°, — эту потребность дружеских, СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕ заботливых отношений РґСЂСѓРі Рє РґСЂСѓРіСѓ, которые должны Р±С‹ быть между людьми близкими”. РќРѕ Рё РЅРµ глушила РѕРЅР° это РІ себе. Ей РЅРµ нужно было этого делать, достаточно было просто воскресить РІ памяти прежнее отношение Рє ней преданнейшего РґСЂСѓРіР° Афанасия Афанасьевича Фета. РС… долгие прогулки, задушевные беседы, чтение стихов летними вечерами РЅР° веранде — РІСЃС‘ это было, было... Рли вспомнить последний приезд Фета РІ РЇСЃРЅСѓСЋ. РљРѕРіРґР° Лев Николаевич отвёз его РЅР° станцию Ясенки, РїРѕСЌС‚ РЅР° платформе, повернувшись лицом РІ сторону милой его сердцу усадьбы, воскликнул: “В последний раз твой образ милый дерзаю мысленно ласкать...” — Рё заплакал. РќРµ ей ли, покорявшей окружающих своей энергией Рё молодостью, задором Рё страстностью, посвящал РѕРЅ стихи:
Когдатакнежнорасточала
Кругомприветывзоровты,
Тымимолётноразгоняла
Моипечальныемечты.
Сказать, что это были лишь поэтические грёзы, “серебристый звон поэтического сердца”, который питал творческое вдохновение поэта, значит, сказать полуправду. Она, как женщина, не могла не чувствовать исходящую из его души истинную глубину влюблённого чувства.
Пускайтернистажизнипроза,
Япросветлетьготовопять
Рзатебя, звездаироза,
Закатлюбвиблагословлять.
“Дорогая Графиня, я не виноват, что я поэт, а Вы мой светлый идеал. Разбираться по этому делу надо перед небесным судом, и если слово поэт значит дурак, то я и этому смиренно покорюсь. Дело не в уме, а в счастии, а носить в сердце дорогих людей — великое счастие”. Получив это пылкое, крайне приятное ей признание, тем не менее она оставила в дневнике запись (скорее для нас, для потомков), что всё-таки “ни крошечки его не любила”. О, женщина — загадка, завёрнутая в кокетство!
Р РІСЃС‘ равно это лишь РґСЂСѓРі, пусть самый верный Рё добрый, который, СѓРІС‹, РЅРµ может заменить спутника жизни. Рђ РјСѓР¶... “Лев Николаевич страшно сосредоточен РІ своей работе, Рё весь РјРёСЂ для него РЅРµ существует. Рђ СЏ как была РІСЃСЋ жизнь РѕРґРёРЅРѕРєР° СЃ РЅРёРј, так Рё теперь. РЇ нужна ему ночью, Р° РЅРµ днём, Рё это грустно, Рё поневоле пожалеешь Рѕ прошлогоднем милом товарище Рё собеседнике”. Ропять — “милый товарищ Рё собеседник”. Рто Сергей Рванович Танеев. Да, внешне РѕРЅ был мало интересен, всегда ровный, крайне закрытый, РЅРѕ собеседником был непревзойдённым! Стоило послушать его ровный, спокойный голос — Рё РІСЃС‘ прояснялось, успокаивалось. Танеев сумел “отравить” Софью Андреевну музыкой, научил её любить Рё слушать. РћРЅР° ценила его дружбу, очень любила его РїСЂРёС…РѕРґС‹ “только для неё”: можно было просто посидеть, поговорить, содержательно провести время. Только РІРѕС‚ ревность Льва Николаевича слегка притемняла РёС… чистые, дружеские отношения.
Хотя так ли СѓР¶ излишне подозрительным был Лев Николаевич? Любовь — этим словом определяла сама Софья Андреевна СЃРІРѕРё отношения СЃ Танеевым. “О, как РЅР° склоне наших дней // Нежней РјС‹ любим Рё суеверней...” — часто Рё недвусмысленно декламировала РѕРЅР° стихи. Прекратить отношения СЃ РЅРёРј было Р±С‹ для неё страданием, было Р±С‹ так же невозможно, как невозможно “не смотреть, РЅРµ дышать, РЅРµ думать”. Никто РЅРµ играл для неё так, как играл РѕРЅ. “Когда РѕРЅ доигрывал полонез, — вспоминала Софья Андреевна, — СЏ уже РЅРµ могла сдерживать СЃРІРѕРё слёзы, Рё так меня Рё трясло РѕС‚ внутренних рыданий”. Если Лев Николаевич вынес РІ эпиграф Рє «Сонате» евангельскую фразу Рѕ том, “что РІСЃСЏРєРёР№, кто смотрит РЅР° женщину СЃ вожделением, уже прелюбодействовал СЃ нею РІ сердце своём”, то смогла Р±С‹ Софья Андреевна повторить это Рѕ мужчинах? Р’РѕРїСЂРѕСЃ праздный Рё, конечно, неуместный. Определённо — нет. РќР° то РЅРµ было Рё РЅРµ могло быть никаких оснований. Р’ период, РєРѕРіРґР° РЅРµ зарубцевалась ещё рана РѕС‚ внезапной потери любимого Ванечки, РєРѕРіРґР° душевная пустота Рё “утраченное внутреннее равновесие” РІСЃС‘ чаще Рё чаще подвигали её Рє размышлениям Рѕ смерти, РєРѕРіРґР° РІСЃРµ дети разъехались, Р° Лёвочка замкнулся РЅР° богоискательстве, Софья Андреевна только Рё могла “одурять” себя музыкой РґРѕР±СЂРѕРіРѕ Сергея Рвановича или поэзией милого Афанасия Афанасьевича. РР· РїРёСЃСЊРјР° Рє сестре Рў.Рђ.РљСѓР·СЊРјРёРЅСЃРєРѕР№: “Как СЏ РЅРµ анализирую себя, как строго РЅРµ спрашиваю себя, ответ РѕРґРёРЅ: СЏ РЅРёРєРѕРіРѕ РЅРµ РјРѕРіСѓ любить больше Лёвочки, Рё РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ могла. РќРѕ если Сѓ меня отнять возможность видеть Рё слышать РёРіСЂСѓ Танеева, то РјРЅРµ будет очень тяжело”.
Р РІСЃС‘-таки, как РЅРё была оскорбительна «Соната» для двадцатисемилетней супружеской жизни Софьи Андреевны, это РЅРµ помешало ей заботливо переписывать повесть, Р° затем хлопотать перед самим Государем Рѕ включении её РІ тринадцатый том полного собрания сочинений. Как иначе могла поступить жена великого Льва? Погасив чувство личного оскорбления, переступив через РѕР±РёРґС‹, РѕРЅР° РЅРµ посмела опубликовать СЃРІРѕР№ ответ РЅР° «Крейцерову сонату». (Р’ разговоре СЃ редактором «Северного вестника» РѕРЅР° заметила: “Рта повесть дождётся своего времени: после моей смерти”.) Рто сознание ответственности перед потомками Рё перед Богом удерживало Софью Андреевну РѕС‚ публичных “ответов”, РЅРѕ подвигало подняться “если РЅРµ вровень”, то хоть “на расстояние понимания” человека, разделившего СЃ ней СЃРѕСЂРѕРє восемь лет совместного бытия.