«Кончились всякие знамения, и наступили события...» (Человек и история в романе М Булгакова «Белая гвардия»)
« В тех и других война вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хлам разгула…»
Максим Волошин.
«Белая гвардия»- это роман, посвященный коренному явлению русской истории прошлого и настоящего, вечному источнику народных бедствий и государственных катастроф - междоусобице.
Война охватила не отдельные группы, слои, сословия, а всё население огромной страны. Она внесла вражду в семьи, породила кровавые расправы в городах и селах, колоссальные побоища армий и оставила веку наследие ненависти и террора.
Булгаков помещает своих героев в контекст мировой истории.
Масштабы повествования с самого начала намечены двумя эпиграфами - из пушкинской «Капитанской дочки» и « Откровения
Святого Роанна Богослова». Рпиграфы сразу связали события Гражданской Р’РѕР№РЅС‹ РЅР° Украине РІ 1918-1919 годах СЃ междоусобицами прошлых веков РІ Р РѕСЃСЃРёРё Рё СЃ историей злодеяний человечества.
Картина бурана, запечатлённая в первом эпиграфе - символ исторической бури, разбушевавшейся стихии бунта. Образы «Откровения..»- повествования о гибели греховного мира, мучительном очищении и возрождении человечества - пронизывают весь роман, начиная с предсказаний отца Александра, друга семьи Турбиных, о грядущих испытаниях. Он цитирует «Откровения..»:« Третий ангел вылил чашу свою в реки и источником вод, и сделалась кровь».
Автор понимал СЃРІРѕР№ роман именно как эпопею- повествование Рѕ судьбах РЅРµ только отдельных персонажей, семьи, РЅРѕ Рё народа, страны. В« Стать бесстрастно над красными Рё белыми»- РІРѕС‚ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ замысел Булгакова. Рта позиция принципиально отличается РѕС‚ позиции большинства советских писателей, повествовавших Рѕ Гражданской РІРѕР№РЅРµ: РѕРЅРё безоговорочно стояли РЅР° стороне красных.
Автор воспринимает революцию и гражданскую войну как продолжение вечной борьбы добра и зла, как страшное возмездие за
грехи и преступления. Прошлое, настоящее и будущее переходят из одного в другое: прошлое - причина начала страданий и бедствий народа, в свою очередь, настоящее предопределяет будущее.
Булгаков смотрит на современность, как на продолжение истории. Он рисует мир сплетений, сорванных « со своих винтов», непредсказуемый. Он набрасывает сцены без очевидной последовательности, выхватывает лица и события разных планов. Все события происходят в Городе или на близких подступах к нему. Они охватывают период зимы 1918 -1919 годов: от взятия Города петлюровцами до прихода войск.
Пламя событий гражданской войны равно освещает и оценивает жизнь прежнюю, её людей и новую революционную действительность, её деятелей. Так рождаются художественные образы. Семья Турбиных становится причастна, великим событиям, преобразившим, делается участницей дел страшных и удивительных. Турбиным преподан урок истории, урок жестокий, но, пройдя через кровь и смерть, они, в конце концов, понимают и принимают его. Турбины остаются верны высоким идеалам. Каждый из героев романа совершает свой нравственный выбор.
Полковник Щеткин, спасая свою жизнь, посылает на смерть офицеров и юнкеров, капитан Тальбург делает карьеру, приспосабливается к смене властей.
Верный исторической правде, Булгаков показывает обреченность СЃРІРѕРёС… героев. В« Дружно живите..В»,-РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РІ начале романа мать, «светлая королева»,Р° «им придется умирать». Рстория захватывает всех, РЅРѕ большинство людей принимают участие, РЅРµ осознав истинного смысла происходящего. Р’РѕР№РЅР° РЅРµ только рушит жизни людей, РЅРѕ Рё разрушает РёС… изнутри, обрекая РЅР° моральную деградацию.
РР· конкретных образов романа возникают образы символы, построенные РЅР° исторических ассоциациях. Дом - СЃРєРІРѕР·РЅРѕР№ образ романа, присутствующий так или иначе РЅР° каждой странице романа. Рто образ-СЃРёРјРІРѕР» , вместивший РІ себя разные конкретные РґРѕРјР°- РІ первую очередь, РґРѕРј Турбиных, Р° затем - РґРѕРј Василисы, РґРѕРј Щегловых, РґРѕРј Най-РўСѓСЂСЃРѕРІ, РґРѕРј Юлии Рейсс. Родновременно это РґРѕРј вообще, семейный очаг- условие человеческого благополучия Рё государственного благополучия. Образ Города - широкое обобщение. Нечто СЃС…РѕРґРЅРѕРµ совершалось РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… городах, может быть, Рё РЅРµ только Р РѕСЃСЃРёРё: перед нами Рё конкретный РіРѕСЂРґ, Рё некий вечный Город, РіРґРµ разворачивается историческая трагедия.
1919 год ещё впереди. Мы видим только его начала. Что будет дальше? Стоит надеется и верить, что будет не одно страшное: будет и радость, и свет, и расцвет новых жизней и , как произнёс в начале романа отец Александр: « ..тяжкое время, тяжкое, что говорить… но унывать-то не следует». Но надежда всегда есть: «Всё пройдет страдания, муки, кровь, голод и мор».