"Казанская история"
""
Архангельская А. В.
Рљ обобщающим произведениям примыкает "Казанская история", непосредственным предметом которой является РѕРґРЅРѕ РёР· самых значительных событий начального периода самостоятельного царствования Рвана Грозного - завоевание СЂСѓСЃСЃРєРёРј РІРѕР№СЃРєРѕРј Казанского царства. РќРѕ РїСЂРё этом внимание автора сосредотачивается РЅРµ только РЅР° взятии Казани, РЅРѕ Рё РЅР° всей истории этого царства. Рта история начинается СЃ легенды, неизвестной СЂСѓСЃСЃРєРѕРјСѓ историческому повествованию (РІРёРґРёРјРѕ, РѕРЅР° заимствована РёР· татарского предания), Рѕ фантастическом царе "Саине РѕСЂРґРёРЅСЃРєРѕРј", который С…РѕРґРёР» РЅР° Р СѓСЃСЃРєСѓСЋ землю после смерти Батыя, РѕСЃРІРѕР±РѕРґРёР» место РЅР° Волге РѕС‚ страшного двуглавого Р·РјРёСЏ Рё создал там богатое царство, кипящее "млеком Рё медом" - Казань.
Далее "Казанская история" рассказывает Рѕ казанском царе Улуахмете, который затворился РІ созданном РёРј "граде ледяном". Р’ тексте излагается довольно своеобразная версия событий, связанных СЃРѕ стоянием РЅР° реке РЈРіСЂРµ РІ 1480 Рі. Однако центральной темой памятника РІСЃРµ-таки было окончательное завоевание Казани РїСЂРё Рване IV, этому событию посвящена основная часть текста. Основными персонажами здесь оказываются "царь державы Р СѓСЃРєРёСЏ" Рван (рассказ Рѕ нем автор начинал, как Рё РІ целом СЂСЏРґРµ РґСЂСѓРіРёС… произведений, РІ том числе принадлежащих самому Рвану Грозному или самому известному его оппоненту РєРЅСЏР·СЋ Андрею РљСѓСЂР±СЃРєРѕРјСѓ, СЃ описания самовластия Р±РѕСЏСЂ РІ РіРѕРґС‹ его детства) Рё казанская царица Сумбека.
РќР° художественном стиле "Казанской истории" сказалось смешение различных литературных влияний. Рсследователи неоднократно (вслед Р·Р° Р”.РЎ. Лихачевым) отмечали разительное нарушение литературного этикета, свойственное этому памятнику: вопреки канонам РІРѕРёРЅСЃРєРѕР№ повести, враги здесь изображаются РІ героических красках: "един Р±Рѕ казанец бияшеся СЃРѕ сто СЂСѓСЃРёРЅРѕРІ, Р° РґРІР° же СЃ двемя сты", "падение храбрых казанцев" сопровождается разграблением мечетей, убийствами Рё жестокостями, совершаемыми СЂСѓСЃСЃРєРёРј РІРѕР№СЃРєРѕРј. Казань - это одновременно Рё "презлое царство сарацинское", РЅРѕ Рё "предивная Казань". Рто, Рё РґСЂСѓРіРѕРµ слово - превосходная степень, образованная РїСЂРё помощи приставки РїСЂРµ-; Рђ.РЎ. Демин обратил внимание РЅР° то, что слово "предивный" обозначало, как правило, христианские понятия ("предивными" РІ древнерусских памятниках обычно именовались чудеса, знамения Рё РїРѕРґ.). РќРѕ особенно неожиданным является изображение главы Казанского ханства царицы Сумбеки. РћРЅР° изображается, СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, как прелюбодейка Рё преступница, готовая РїРѕ СЃРіРѕРІРѕСЂСѓ СЃРѕ СЃРІРѕРёРј любовником убить своего СЋРЅРѕРіРѕ сына; РЅРѕ РїСЂРё этом РѕРЅР° остается царицей, "красносолнечной" Рё РјСѓРґСЂРѕР№, Рё ее низвержение СЃ престола оплакивает РІСЃРµ Казанское царство.
Рђ.РЎ. Демин отметил, что говорить только лишь Рѕ нарушении литературного этикета СЏРІРЅРѕ недостаточно. Рти нарушения осознанны: РЅР° казанцев переносится РЅРµ просто что-то хорошее, Р° то хорошее, что характеризует Рё СЂСѓСЃСЃРєРёС…. РћРґРЅРёРјРё Рё теми же словами описываются казанский Рё СЂСѓСЃСЃРєРёР№ воевода, казанская царица Сумбекка Рё русская царица Анастасия, СЃС…РѕРґРЅРѕ описывались редкости (например, шатер казанского царя Рё небывало торжественное шествие СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ царя СЃ боярами), РёРЅРѕРіРґР° СЂСѓСЃСЃРєРёРµ Рё казанцы объединяются словом "РѕР±РѕРё".
Такое же смешение характерно Рё для конфессиональных, вероисповедных РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ. Казанцы могли обращаться Рє поддержке обеих вер. РРЅРѕРіРґР° автор Рё сам РЅРµ знает, какая вера посодействовала событию. Р’ некоторых случаях казанцы даже превосходят СЂСѓСЃСЃРєРёС… РІ "верности" (РЅРѕ Рё РЅРµ только РІ ней; еще РѕРґРЅР° область превосходства казанцев - женская красота; красавице Сумбекке нет равных РІ Р СѓСЃСЃРєРѕР№ земле).
А.С. Демин выделил следующие возможные причины этого явления:
Во-первых, возможна причина биографическая: известно, что автор "Казанской истории" попал в плен к татарам, 20 лет жил в Казани, познакомился с казанскими летописями и преданиями. Но, видимо, эту причину все-таки нельзя преувеличивать, поскольку известно также, что по возвращении из плена он вновь принял православие, был приближен ко двору и т. д.;
Р’Рѕ-вторых, может быть названа причина идеологическая: Казань - РѕРґРёРЅ РёР· самых богатых трофеев Рвана Грозного, следовало показать, что это завоевание - особенное, здесь есть чем гордиться;
В-третьих, обращает на себя внимание читателя причина историческая: все-таки Казань - это исконно русская территория; это прекрасное место изначально входило в пределы Русской земли и лишь потом было захвачено татарами, поэтому целый ряд положительных характеристик применительно к тем или иным татарским "диковинам" можно объяснить этой чертой;
Но главной причиной А.С. Демин считает причину, которую он сам назвал "человековедческой": в ее основе лежит представление о том, что человеческая природа в целом едина; казанцы и русские - лишь частный случай сходства всех людей вообще. Автор много видел, читал и рассуждал и пришел к неупорядоченной философии человеческого сходства. Более того, он органично "вписался" в начавшийся на Руси в XV в. процесс "принятия" чужого (Афанасий Никитин, "Повесть о Дракуле", "Сказание о Магмет-Салтане").
Рђ.РЎ. Демин также обратил внимание РЅР° то, что РІ "Казанской истории" достигло апогея составление образов РёР· литературных элементов предшествующих произведений. Рсточники "Казанской истории" настолько многочисленны, что постоянно обнаруживаются РІСЃРµ новые Рё новые. РћРґРёРЅ РёР· РЅРёС… - "Слово Рѕ полку Ргореве". Соответствия "Слову", РїРѕ Рђ.РЎ. Демину, можно разделить РЅР° 3 типа.
Во-первых, это совпадение выражений. Казанский царь "в казну свою насыпа полату полну до верха русскаго злата и сребра". Совпадения могут быть не всегда дословными, например: "много есть было в Казани сечей и боев великих, а такова сечи и бои не бысть никогда же" или "блата ... намостишася черемисскими костями".
Р’Рѕ-вторых, это сходство специфических слов Рё выражений РІ эпизодах. Так, описываются неустройства РІ Казанском царстве: "воста брань... РІ велможах его крамола... РЅРµ хотят Р±Рѕ казанцы меншие болших слушати... Рё РІСЃРё Р±Рѕ творяхуся велики". РРїРёР·РѕРґ, рассказывающий Рѕ бегстве РѕС‚ СЂСѓСЃСЃРєРёС… РІРѕРёРЅРѕРІ казанского воеводы Аталыка содержит следующие элементы: "Ему же спящу ("РРіРѕСЂСЊ СЃРїРёС‚")... РІ шатре своем ("вежи половецкии")... СЃРєРѕСЂРѕ вскочи... РЅР° РєРѕРЅСЊ СЃРІРѕР№, Рё бес РїРѕСЏСЃР°, Рё Р±РѕСЃ ("босым! влъком"), бегающе РїРѕ траве ("въшуме трава")... Рё убивающе птицу Рё зверя ("избивая РіСѓСЃРё Рё лебеди")". Такого набора элементов больше нет РЅРёРіРґРµ. Ртот СЌРїРёР·РѕРґ вообще РЅРµ отразился РЅРё РІ "Задонщине", РЅРё РІ "Сказании Рѕ Мамаевом побоище". "Казанская история" опирается здесь именно РЅР° СЌРїРёР·РѕРґ РёР· "Слова Рѕ полку Ргореве".
Выделяются общие эпизоды в начале обоих памятников. Они содержат указание на пристойность рассказа ("повести сия достоит нам радостно послушати" - "не лепо ли ны"), а также упоминание современности, славы и красоты. В "Задонщине" же начало "Слова" использовано гораздо беднее; тем более бедно - в "Сказании о Мамаевом побоище".
Р’-третьих, возможны случаи, РєРѕРіРґР° довольно большой отрывок РёР· "Слова Рѕ полку Ргореве" сжато отражается РІ РѕРґРЅРѕРј СЌРїРёР·РѕРґРµ "Казанской истории". Таков рассказ Рѕ РґРІСѓС… снах, которые видели казанский царь Рё казанский сеит. "Р’... нощь... РІРёРґРµ СЃРѕРЅ страшен сам РїСЂРѕ себе казанский царь. Легшу ему СЃ печалию... СЏРєРѕ взыде месяц... темен. Другий же месяц... СЏРєРѕ крылат, полете. Р’ ту же нощь сеит казанский СЃРѕРЅ РІРёРґРµ, СЏРєРѕ стекошася... пардуси". Ртот специфичный набор элементов РјРѕРі перейти только РёР· "Слова"; СЃРѕРЅ Святослава РЅРµ использован РЅРё "Задонщиной", РЅРё "Сказанием Рѕ Мамаевом побоище".
Во всех плачах "Казанской истории" (их три: казанской царицы, русской царицы и казанских жен) упомянуты летящие птицы.
Рђ.РЎ. Демин обратил внимание РЅР° то, что если Р±С‹ автор "Казанской истории" пользовался непосредственно СЃРїРёСЃРєРѕРј "Слова" или хорошо РїРѕРјРЅРёР» его наизусть, то тогда даже РїСЂРё существенной переработке фразеология "Слова" сказалась Р±С‹ обильно - как РІ "Задонщине". Рменно так, РїРѕ мнению исследователя, отразились РІ "Казанской истории" "Повесть временных лет", "Сказание Рѕ Борисе Рё Глебе", "Повесть Рѕ разорении Рязани Батыем". Соответствующие отрывки узнаваемы. Рђ РІРѕС‚ "Слово Рѕ полку Ргореве" отражено слишком бедно, СЃРєСѓРїРѕ, РґСЂРѕР±РЅРѕ. Значит, автор "Казанской истории" РЅРµ РїРѕРјРЅРёР» "Слово" отчетливо, Р° тем более РЅРµ имел перед СЃРѕР±РѕР№ текста памятника.
РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, если Р±С‹ автор "Казанской истории" лишь смутно РїРѕРјРЅРёР» РєРѕРіРґР°-то читанное "Слово Рѕ полку Ргореве", то РѕРЅ употреблял Р±С‹ лишь отдельные СЏСЂРєРёРµ выражения, запавшие РІ память, РЅРѕ РІСЂСЏРґ ли отражал Р±С‹ второстепенные элементы СЌРїРёР·РѕРґРѕРІ. РќРѕ для "Казанской истории" Рё "Слова Рѕ полку Ргореве" типичны как раз многочисленные соответствия именно второстепенных элементов СЌРїРёР·РѕРґРѕРІ, РІ результате СЃРІСЏР·СЊ текстов, РїРѕ мнению исследователя, РЅРµ похожа РЅР° результат отдаленного припоминания.
Тогда остается, как считает А.С. Демин, только один вариант: автор "Казанской истории" мог не знать самого "Слова", а переработал не дошедший до нас памятник, отражавший его.
Р’ научной литературе уже высказывалось предположение Рѕ РЅРµ дошедшем РґРѕ нас сочинении конца XIV РІ., РІ котором использовалось "Слово Рѕ полку Ргореве". Рђ.Рђ. Шахматов условно назвал этот памятник "Словом Рѕ Мамаевом побоище". Предполагается, что его автором является Софоний Рязанец Рё затем его сочинение было использовано Рё "Задонщиной", Рё "Сказанием Рѕ Мамаевом побоище". Рђ.РЎ. Демин ставит РІРѕРїСЂРѕСЃ так: РЅРµ это ли сочинение привлек Рё автор "Казанской истории"? Рэтот РІРѕРїСЂРѕСЃ РїРѕРєР° остается открытым.