«Усадьба Кусково XVIII века» и Государственный музей керамики
Юности ул., 2, метро «Рязанский проспект», далее автобусами 133, 208 или маршрутным такси до остановки «Музей Кусково»
Почти четыреста лет, с XVI века по 1917 год, село Кусково являлось родовым имением графов Шереметевых, которые превратили его в свою подмосковную увеселительную резиденцию.
Родоначальником графов Шереметьевых был фельдмаршал Борис Петрович Шереметев (1652-1719 гг.).
Графский титул ему пожаловал Пётр I за усмирение Астраханского стрелецкого бунта в 1706 г.
Борис Петрович участвовал в Северной войне и за первую победу, одержанную над шведами после поражения русских под Нарвой, был произведен в фельдмаршалы.
Царь Пётр не скупился на награды, щедро одаривая Шереметева землей и крестьянами.
Когда же шестидесятилетний фельдмаршал собрался уйти в отставку и подстричься в монахи, Пётр сосватал ему двадцатипятилетнюю вдову своего дяди Льва Кирилловича Нарышкина — Анну Петровну Салтыкову, имевшую двух дочерей от первого брака.
Вместе с Анной Петровной фельдмаршал был отправлен в Прусский поход, где один за другим произвёл на свет пятеро детей. Старший из них — Петр Борисович Шереметев (1713-1788 гг.) после смерти отца в шестилетнем возрасте унаследовал огромное состояние. Пётр Борисович не отличался призванием к военному делу, зато числился камергером во дворе, исправно получал чины и преумножал своё богатство.
Он женился в тридцать лет на самой богатой невесте страны — княжне Варваре Алексеевне, единственной дочери министра иностранных дел князя Алексея Черкасского.
Тем самым объединились два огромных состояния, и Шереметев стал счастливым обладателем 44 имений в 28 губерниях России. Брак по расчёту принес Петру Борисовичу и счастье в семейной жизни. Несмотря на то, что невесте было уже за тридцать, супруги произвели на свет семеро детей, правда, до совершеннолетия дожили только двое — Николай и Варвара.
После свадьбы граф СЃ СЃСѓРїСЂСѓРіРѕР№ поселились РІ Петербурге, РІ РѕСЃРѕР±РЅСЏРєРµ РЅР° Фонтанке, 34 (РІ советское время там размещался Рнститут Арктики Рё Антарктики).
Однако Шереметева больше тянуло в Москву, и в 1740-ее гг. Пётр Борисович задумывает перестройку своей подмосковной усадьбы Кусково, благо вместе с приданным жены он присоединил к Кусково соседние земли Вешняки и Выхино.
По преданию название Кусково усадьба получила от того, что казалась владельцу небольшим куском по сравнению с окружающими селами и деревнями, князя Черкасского, ведь благодаря удачной женитьбе усадебные земли увеличились до 330 гектаров.
В 1767 году после смерти жены Пётр Борисович, покинул дом на Фонтанке и окончательно поселился в Кусково.
В то время Кусково слыло «Московским Версалем». В усадьбе были устроены французский регулярный парк с мраморной скульптурой, прудами и павильонами, несколько оранжерей, зверинец, менажерия с певчими птицам, Зелёный театр.
Здесь было около 50 разнообразных экзотических павильонов и затей (например, стог сена, мог внутри оказываться комфортным павильоном), садовые лабиринты, фонтаны, гроты, подъемные мосты, карусели и проч. Там Шереметев с помощью сына Николая (1751-1809 гг.) основал крепостной театр и собственную театральную школу для крепостных актеров.
У графа были свои крепостные архитекторы и художники (семья Аргуновых), свой драматург (Василий Вроблевский), свой композитор (Степан Дегтярёв) и знаменитые оперная и балетная труппы с крепостными артистками Татьяной Гранатовой и Прасковьей Жемчуговой (настоящая фамилия Ковалева), ставшей в 1803 году женой его сына графа Николая Петровича Шереметева.
В 1772 году московская знать избрала графа Петра Шереметева первым предводителем дворянства.
С тех пор праздники со спектаклями и фейерверками стали обыкновением. В 1770-1780 гг. Шереметев устраивал грандиозные гуляния, на которые приглашались все желающие.
У дороги в имение стоял столб с надписью, приглашавшей веселиться как кому угодно, в доме и в саду.
Но строго следили за тем, чтоб «гуляли смирно, и в саду ничего не ломали и не рвали, бесчинств, ссор и драк не заводили». Число гостей на таких празднествах доходило до 30 тысяч. Программы праздников включали в себя театральные и фольклорные представления, катание на лодках под пение хора, фейерверки, дивертисменты, морские парады и карусели.
По четвергам и воскресеньям в трёх усадебных театрах проходили бесплатные спектакли.
Сам граф жил на широкую ногу.
Вот как описывал жизнь графа князь Михаил Щербатов в своем сочинении «О повреждении нравов в России»:
«...Одежда наносила ему тягость от злата и серебра и ослепляла сиянием очи.
Ркипажи его выписывались РёР· Франции, стол был великолепный.
Было множество прислуги.
Дом наполнен был предметами самой утонченной роскоши, так что РІ любой день, нисколько РЅРµ готовясь, РѕРЅ РјРѕРі принять императрицу». Р’ число «предметов самой утончённой роскоши» входило замечательное собрание произведений искусства: картин, фарфора, оружия. РћРґРЅРёРј РёР· увлечений графа было создание портретной галереи знаменитых современников, «государей Рё владетельных РѕСЃРѕР±В». Большая часть этой коллекции портретной живописи РїРѕ сей день хранится РІ РљСѓСЃРєРѕРІРµ Рё насчитывает более 280 произведений СЂСѓСЃСЃРєРёР№ художников, таких как Р¤. РЎ. Рокотов, Р”. Р“. Левицкий, Рван Рё Николай РђСЂРіСѓРЅРѕРІС‹, Р›. Рњ. Миропольский, Рё иностранцев, работавших РІ Р РѕСЃСЃРёРё: Рџ. Ротари, Рљ. Христинека, Р“. Гроот, Рђ. Рослин, Рќ. Делапьер Рё РґСЂ. Здесь можно увидеть портреты Петра I работы немецкого живописца Р. Р“. Таннауэра, Екатерины II кисти Рокотова, великого РєРЅСЏР·СЏ Павла Петровича Рё великой РєРЅСЏРіРёРЅРё Марии Фёдоровны, созданные академиком живописи Р”. Р“. Левицким — Р° так же изображения графа Петра Борисовича Шереметева Рё его СЃСѓРїСЂСѓРіРё Варвары Алексеевны кисти итальянского художника Пьетро Ротари, портрет Прасковьи Жемчуговой работы крепостного художника Николая РђСЂРіСѓРЅРѕРІР° Рё РґСЂ.
После того, как завершилась эпоха Екатерины, начался закат усадьбы Кусково.
Рнтересы Николая Петровича Шереметева переместились РІ усадьбу Останкино, РіРґРµ РѕРЅ сосредоточивает лучшие произведения искусства, часть РёР· которых была перевезена РёР· РљСѓСЃРєРѕРІРѕ, Рё создает лучший РІ Р РѕСЃСЃРёРё театр.
РќР° известной картине Рќ. Р. Подключникова «Кусково. Р’РёРґ усадьбы СЃРѕ стороны пруда» 1839 Рі. изображено гулянье, которое происходило РІ РљСѓСЃРєРѕРІРѕ уже РІ XIX веке.
Владельцем усадьбы тогда был Дмитрий Николаевич Шереметев, сын Николая Петровича и Прасковьи Жемчуговой.
В то время любой мещанин среднего достатка мог потратить полтинник на извозчика и прокатить даму в Кусково, чтобы устроить пикник, посмотреть театральное представление или поудить рыбу, благо удочки выдавались прямо на месте, и в пруду водились караси в большом количестве.
В 1918 году усадьба Кусково была национализирована и превращена в музей.
На сегодняшний день Дворцово-парковый ансамбль «Кусково» графов Шереметевых XVIII-XIX вв. включает в себя:
Дворец Построен в 1769-1775 гг. вскоре после восшествия на престол Екатерины II на месте прежнего двухэтажного здания 1740-х гг. для Петра Борисовича Шереметева.
Предназначался для парадных приемов.
Первоначально проект дворца был заказан французскому архитектору Шарлю РґРµ Вальи, РЅРѕ чертежи РёР· Парижа запоздали, поэтому постройка была поручена РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРјСѓ архитектору Карлу Рвановичу Бланку. Согласно чертежам РґРµ Вальи после внесли некоторые дополнения. Пологие пандусы дворца украшены фигурами сфинксов скульптора Р. Юста. Рти дорожки предназначались для того, чтобы кареты СЃРѕ знатными гостями могли подъезжать Рє самому РІС…РѕРґСѓ РІРѕ дворец. Над РІС…РѕРґРѕРј РІ треугольном фронтоне — фамильный вензель Шереметевых. РќР° протяжении полутора столетий здесь устраивались торжественные приемы Рё обеды для императорских РѕСЃРѕР± Рё сановного дворянства. Традиционные для XVIII века анфилады залов включали РІ себя Гостиные, Карточный Рё Бильярдные залы, Столовую, Парадную Рё Вседневную спальню, Библиотеку Рё С‚.Рґ.
Отражения в огромных зеркалах они приводили гостя к главному залу — Белому Танцевальному.
Одна его сторона обращена в сад, другая — полностью зеркальная. Сегодня внутреннее убранство дворца украшают живописные плафоны, наборные паркеты, мебельные ансамбли, обитые шелком стены, мраморные камины и цветные кафельные печи.
Летом здесь регулярно звучит вокальная и инструментальная музыка XVIII-XIX вв.
В 1932 году из Москвы в Кусково был переведён Государственный музей керамики.
Ныне его экспозиция располагается в здании дворца. Музей керамики берет свое начало с выставки русской старины из собрания крупнейшего русского коллекционера фарфора — Алексея Викуловича Морозова, открытой в 1919 г. В фондах музея крупнейшая коллекция старинного немецкого фарфора (Берлин, Дрезден, Франкфурт-на-Майне) XVIII-XIX вв. — посуда, декоративная скульптура.
Английский фарфор XVIII в. — мелкая пластика, посуда, вазы. Французский фарфор XVIII в. — «мягкий» фарфор из Севра, живопись в стиле Буше, скульптурные композиции из «бисквита». Датский фарфор XVIII-XIX вв. (Копенгагенский завод) — фигурки крестьян, домашних животных, птиц, сервизы.
Коллекция фаянса, майолики и стекла — французский фаянс XVI века, итальянская майолика XV-XVII вв., дельфтский фаянс XVII-XVIII вв. Художественное стекло работы чешских, немецких, итальянских, иранских мастеров.
Редкие образцы китайского и японского фарфора XVII века. Русский фарфор XVIII-XIX вв. заводов Ф. Гардена, С. Батенина, А. Попова, К. Храпунова, А. Миклашевского, А. Сафронова. Фарфор советского периода работы С. Чехонина, Н. Данько, Г. Нарбута и др.
Во дворце также можно увидеть западноевропейские гравюры XVIII в., собрание натюрмортов 30-40 гг. XVIII века, экспозиции из истории керамики.
Пруд перед дворцом (Большой пруд) Живописный пруд, на берегу которого находится дворец, был вырыт в 1751-1755 гг.
Кроме него на территории усадьбы выло устроено 17 прудов, позволявших осушить болотистую местность.
У графа была своя увеселительная флотилия, состоявшая из золотой шестипушечной яхты для фейерверков, китайских судов, итальянских гондол и турецких челноков.
На острове устраивались пикники.
Вдоль берегов пруда располагались места уединения — романтические руины и рыбачьи хижины.
В пруду в большом количестве водились караси, и дворовые Шереметевых бесплатно выдавали гуляющим удилища, чтобы те не тащили удочки из Москвы.
Храм происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Спаса Всемилостивого) С постройки этого храма в 1737-1739 гг. на месте обветшавшей деревянной церкви граф Петр Шереметев начал перестройку своего родового поместья.
В 1697-1699 года Шереметев ездил с дипломатической миссией в Европу, где имел аудиенцию у папы Римского, в дар от которого получил золотой крест с частицей Древа животворящего Креста Господня. В честь этой реликвии и был основан храм происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Колокольня пристроена к храму позже, в 1792 году архитекторами А. Ф. Мироновым и Г. Е. Дикушиным.
Фасады и кровля церкви были богато декорированы скульптурой, что придавало ей сходство с парковым павильоном. К сожалению, скульптура исчезла при реставрации здания в XIX в.
В 1812 году французы ограбили дом и церковь.
После 1917 года в храме находились подсобные помещения музея. Богослужения в храме возобновлены в 1991 году.
Кухонный флигель (также — «Розовый флигель») 1754-1755 гг. Архитектор Ф. С. Аргунов.
Во избежание пожара — кухня выносилась в отдельное здание. Сейчас здесь располагается фондохранилище музея.
Каретный сарай и сушилка 2-я половина XIX века.
Грот Построен РІ 1756-1761 РіРі. РІ стиле «выразительного барокко». Архитектор Р¤. РЎ. РђСЂРіСѓРЅРѕРІ. Скульптор Рњ. Р. Р—РёРјРёРЅ. Рнтерьеры грота оформлял специально приглашённый РёР· Петербурга мастер «гротического дела» художник Р. Р. Фохт. Р’ отделке грота использованы перламутровые раковины, привезённые СЃ берегов Средиземного РјРѕСЂСЏ, цветное стекло, туф Рё мрамор.
Ртальянский РґРѕРјРёРє Построен РІ 1754-1755 РіРі.
Архитекторы Р®. Р. Кологривов Рё крепостной архитектор Р¤. РЎ. РђСЂРіСѓРЅРѕРІ. Р’ нём находились произведения итальянского искусства, здесь можно было увидеть картины Рафаэля, Рембрандта, Корреджо Рё РґСЂСѓРіРёС… мастеров, которые после 1780-С… РіРі. были перевезены РІ Петербург Рё Останкино. РР· убранства РґРѕРјРёРєР° РєСЂРѕРјРµ дубовых панелей СЃ золоченой резьбой ничего РЅРµ сохранилось.
Менажерен Современная реконструкция.
Менажерен — нечто вроде зоопарка для птиц.
Здесь содержались редкие птицы: американские гуси, фазаны, пеликаны.
Воздушный театр 1763 года постройки.
Лужайка для представлений, декорациями для которых служили деревья и боскеты — зеленая стена.
Вольер для птиц Современная реконструкция.
«Большая каменная» оранжерея 1761-1762 гг. постройки.
Архитектор Ф. С. Аргунов, мастер Д. Антонов.
Здесь разводили лимонные, апельсиновые, лавровые, кофейные и чайные деревья, а также множество редких растений. Выращивались здесь и самые экзотические фрукты — Пётр Шереметев любил блеснуть и послать, например, в декабре корзину персиков из своих оранжерей для императрицы.
В 1780 году во время визита императрицы Екатерины II здесь был устроен «цветочный бал».
В память об этом визите напротив Оранжереи возвышается колонна со статуей Миневры, покровительницы ремёсел и искусств.
Американская оранжерея Современная реконструкция.
Домик управляющего 1810 года постройки.
Ррмитаж Двухэтажный Ррмитаж сооружён РІ мавританском стиле РІ 1750-Рµ РіРі. Его крышу украшает статуя виночерпия греческих Р±РѕРіРѕРІ Ганимеда, Р° РІРѕРєСЂСѓРі раньше стояли статуи нагих Р±РѕРіРёРЅСЊ.
Ррмитаж предназначался для бесед Рё собраний РІ интимной обстановке без прислуги, Р° также служил РёРЅРѕРіРґР° местом уединения графа. Заранее заготовленные кушанья для этих мероприятий подавались РЅР° второй этаж через специальный механический подъемник.
Голландский домик Построен в 1749 году.
Голландский РґРѕРјРёРє был устроен Петром Борисовичем Шереметевым РІ память своего отца Бориса Петровича Шереметева, посетившего РІ 1697 РіРѕРґСѓ Голландию РІ составе Великого посольства Петра I. Домик служил галереей для картин фламандских художников. Рмел РїСЂРё себе садик СЃ десятками сортов тюльпанов. Летом перед Голландским РґРѕРјРёРєРѕРј раскидывались китайская Рё персидская палатки, РіРґРµ гостей обслуживали крепостные, наряженные китайцами Рё персами.
Швейцарский домик 1870-е гг. Архитектор Н. Л. Бенуа.
Здесь размещается Дирекция музея.
Парк Парк в 351, 2 га с Воздушным театром, каналами и прудами. Разбит в середине XVIII века на заболоченной равнине.
Отличается системой прудов и каналов.
За партером регулярной части парка дорожки сходятся, образуя многолучевые звёзды.
Перспективу каждой дорожки замыкает садовый павильон или скульптура.
Деревья: липа, береза, дуб, клён, тополь.
Сохранились две живописные лиственницы 200-летнего возраста.
Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»
Где находится (адрес) 114402, г. Москва, Юности ул., 2, метро «Рязанский проспект» (Таганско-Краснопресненской линии), метро «Новогиреево» (Калининской линии) Как проехать или пройти от ближайших станций метро От метро «Рязанский проспект» — на автобусе 133, 208 доехать до остановки «Музей Кусково».
Любители пеших прогулок РјРѕРіСѓС‚ пройтись РѕС‚ метро «Новогиреево». РР· последнего вагона (РёР· центра), подняться наверх, налево, ещё раз налево, РїРѕ Зелёному проспекту дойти РґРѕ перекрёстка, свернуть направо — РїРѕ РЎРІРѕР±РѕРґРЅРѕРјСѓ проспекту дойти РґРѕ моста. Перейти РјРѕСЃС‚ через железную РґРѕСЂРѕРіСѓ, спуститься — СЃ правой стороны Рє РґРѕСЂРѕРіРµ примыкает парк.
Чтобы попасть к главному входу усадьбы Кусково, надо свернуть направо, на улицу Юности, и прошагать около 500 метров. Когда начнётся ограда усадьбы, вправо, вглубь парка уходит дорога, огибающая ограду с востока. Следуя по ней, можно попасть на неохраняемую территорию усадьбы, Большой Дворцовый пруд, стоянку автомобилей, кафе и пр.
Вся дорога займёт около 20-25 минут.
Дни и часы работы Музей-усадьба «Кусково» открыт: в летнее время (с 15-го апреля по 15 октября) ежедневно с 10.00 до 18.00; в зимнее время (с 16 октября по 14 апреля) ежедневно с 10.00 до 16.00.
Выходные дни: понедельник, вторник, последняя среда месяца.