"Управленческая борьба" - ведение переговоров
Цель написания данной курсовой работы – познакомиться с основными технологиями эффективного действия в ситуациях конкуренции, борьбы и неопределенности, с основными методами и правилами ведения переговоров.
Важно Рё полезно знать правила ведения самих переговоров. Рти правила связаны СЃ оргмероприятиями разного СЂРѕРґР°, регламентом, этикетом, психологией общения, Р° также СЃ общепринятыми нормами взаимоотношений РІ деловом РјРёСЂРµ. Р’ РєСѓСЂСЃРѕРІРѕР№ работе рассматриваются структура, техника Рё условия ведения переговоров. Обсуждается проблема национального аспекта ведения переговоров.
Данная проблема очень актуальна для наших дней, так как ведение переговоров – один из основных этапов при заключении деловой сделки между партнерами. При ведении деловых переговоров обычно принято соблюдать и использовать разного рода условия, формальности, правила и приемы, которые также являются предметом рассмотрения курсовой работы.
РџСЂРё написании РєСѓСЂСЃРѕРІРѕР№ работы использовался анализ литературных источников РїРѕ данной теме. Р’ РѕСЃРЅРѕРІСѓ была взята РєРЅРёРіР° Владимира Тарасова В«Рскусство управленческой борьбы».
Глава 1. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ БОРЬБА
1.1 Структура поведения
Осуществляя СЃРІРѕСЋ деятельность, человек сознательно или бессознательно отыскивает Рё закрепляет последовательности действий, доказавшие СЃРІРѕСЋ эффективность. Например, «совокупность действий РїРѕ застегиванию пуговицы», или «совокупность действий РїСЂРё поступлении жалобы РѕС‚ клиента». Рти последовательности называются динамическими стереотипами.
Польза стереотипов очевидна: они позволяют уменьшить расходы внимания и времени на осуществление стандартных операций за счет автоматизма и неосознанности их совершения. Здесь же заключена и опасность стереотипов: во-первых, они снижают гибкость реакции их носителя на изменения обстановки; во-вторых, делают его более предсказуемым, что в ситуациях борьбы есть половина поражения(1).
В условиях, когда из-за противодействия противника нет смысла проектировать жесткую последовательность действий, бывает более удобно проектировать желаемые позиции сторон.
Для отличения динамического стереотипа от традиционного понимания стереотипа как устойчивой конструкции мышления необходимо ввести дополнительное понятие – мыслительный стереотип. Частным случаем мыслительного стереотипа может быть представление о динамических стереотипах противника.
Наличие устойчивых последовательностей РІ поведении людей позволяет РґСЂСѓРіРёРј людям, увидев начало последовательности, прогнозировать дальнейшие действия наблюдаемого. Рти РїСЂРѕРіРЅРѕР·С‹ называются социальными ожиданиями.
В зависимости от заинтересованности в адекватности социальных ожиданий другой стороны удобно зафиксировать три основных состояния системы из двух субъектов: безразличие (обе стороны безразличны к адекватности социальных ожиданий другой стороны); сотрудничество (обе стороны заинтересованы в адекватности социальных ожиданий друг друга); борьба (обе стороны не заинтересованы в адекватности социальных ожиданий друг друга, т.к. предсказуемость ведет к проигрышу).
Для описания ситуаций сотрудничества удобно ввести понятие ролевое соотношение, описывающее динамические стереотипы системы из двух участников. Если динамическим стереотипом была названа устойчивая последовательность действий, то ролевым соотношением уместно назвать устойчивую последовательность взаимодействий. Соответственно, понятием роль необходимо обозначать «половинку» ролевого соотношения, атрибут одного субъекта, позволяющий другим встраиваться в определенное ролевое соотношение с ним.
Как специальный термин собирает в себе много смыслов, так роль «собирает» в себе много твердых и пустых элементов позиции, а также динамических стереотипов. Поэтому оперирование ролями при анализе ситуации позволяет сделать этот анализ более укрупненным и компактным. Если отдельные действия уместно сравнить с «буквами» стратегического анализа, динамические стереотипы – со словами, то роли – с устойчивыми грамматическими конструкциями, фразеологическими оборотами, и т.п. Полноценными же фразами будут стратагемы(2).
1.2 Р’РёРґС‹ Р±РѕСЂСЊР±С‹
Помимо стремления к неадекватности ожиданий другой стороны важной чертой борьбы является наличие выгоды, за которую ведется борьба. Если выгода может включать в себя нанесение необратимого физического ущерба противнику, борьба становится войной; если нет – борьба превращается в управленческую борьбу. Причиной любой борьбы является различие прогнозов сторон по поводу исхода борьбы – когда это различие устраняется, заключается мир.
Борьбу можно разделить на деловую и позиционную. Деловая борьба (бой) – столкновение непосредственно за выгоду. Оно является сильным способом повышения адекватности картины мира сторон (отсюда разведка боем). Позиционная борьба (маневр) имеет своим предметом желаемую конфигурацию сил. Для того чтобы победить противника, не нужно быть сильнее его всегда и везде – достаточно быть сильнее в нужное время и в нужном месте. Таким образом, выгодой в позиционной борьбе является позиция, или, как ее своеобразная «динамическая» разновидность – роль. Важным отличием деловой борьбы от позиционной является возможность компромисса в первой (причем он тем более вероятен, чем больше сходство прогнозов сторон об исходе борьбы) и невозможность в последней (всякая уступка в позиционной борьбе только разжигает аппетит противника).
Одним из важных частных случаев позиционной борьбы является ролевое принуждение – передвижение человека с одной «накатанной колеи»-роли на другую.
Последний важный аспект связи борьбы с ролевыми соотношениями: люди, как правило, находятся в большом количестве ролевых соотношений друг с другом. Умение различать ролевые соотношения и адекватные им нормы является важным искусством. В частности, необходимо понимать, по каким соотношениям мы с противником находимся в состоянии борьбы, а по каким – нет. Пример из одной современной книги по менеджменту: «Вот еще одно из решений проблемы логистики: когда поставщики подводят с комплектующими, мы покупаем их у наших конкурентов; когда комплектующих не хватает им – они покупают у нас». Сравнительно недавно для обозначения такого явления появилось слово «коопкуренция» (кооперация + конкуренция), хотя сама идея четкого различения ролевых соотношений родилась давно.
1.3 Основные закономерности борьбы
Стратагема – это достаточно сложный и универсальный прием борьбы или совокупность таких приемов, а также уникальная схема разрешения конкретной проблемной ситуации, построенная на основе стандартных приемов. Основные стратагемы описаны в классическом китайском «Трактате о 36 стратагемах». Конечно, изучение стратагем полезно, но это далеко не оптимальный способ приобрести умение самостоятельно строить сценарии выхода из сложных ситуаций.
Анализируя важнейший китайский канон «РЦзин» («Книгу перемен») и базирующийся на нем «Трактат о 36 стратагемах», можно выявить способы анализа любой ситуации в терминах твердого-пустого и подбора соответствующей стратагемы. Но это знание еще ждет своего «перевода» на понятный европейцу язык, формализации и технологизации. Пока же приходится ограничиваться несколькими общими замечаниями.
Можно сформулировать следующую закономерность: для победы над противником необходимо, чтобы по его «пустому» был нанесен удар действующим в наших интересах «твердым». Такая возможность является следствием грамотно проведенной позиционной борьбы. Ряд стратагем говорит именно о достижении позиционного преимущества, например «Сманить тигра с горы» (когда противника выманивают на более выгодную позицию); «Поместить солдат в местность смерти» (когда позиция оставляет солдатам только один выбор: победить или погибнуть), и т.д.
Следующий уровень мастерства описывает знаменитый теоретик военного искусства РЎСѓРЅСЊ Цзы: «Тот, кто преуспел РІ военном деле, подчиняет чужие армии, РЅРµ вступая РІ битву, захватывает чужие РіРѕСЂРѕРґР°, РЅРµ осаждая РёС…, Рё разрушает чужие государства без продолжительного сражения... РќР° РІРѕР№РЅРµ лучше сохранить страну противника без разрушений, разгромить ее – это наихудший РїРѕРІРѕСЂРѕС‚ событий». Рто достигается переходом РѕС‚ манипулирования позициями Рє манипулированию картинами РјРёСЂР°. Общая закономерность здесь состоит РІ том, чтобы, создав нужное изменение картины РјРёСЂР°, вызвать нужное изменение позиций.
Практическая польза любого оружия для использующего зависит не только и не столько от качества самого оружия, сколько от способности человека правильно его применять. Соответственно, при изложении любой технологии важно дать ориентиры по ее правильному применению.
Глава II. ВЕДЕНРР• ПЕРЕГОВОРОВ
2.1 Ведение переговоров - это искусство
Бытует стереотип, что переговоры - процесс, далёкий от нашей повседневной жизни. В сознании всплывает образ: торжественно усаживаются за стол "официальные лица", а вокруг них кружится толпа корреспондентов. Но, скорее всего, наши самые первые переговоры выглядели так: "Мама, дай!". Переговоры - это такой тип поведения, с которым каждый человек имеет дело каждый день. Независимо от того, хотим мы или нет, понимаем мы это или нет, мы все ведём переговоры. Случается, что одна мысль о предстоящих переговорах становится мучительнее зубной боли. Конечно, мы пытаемся избежать подобных ситуаций и то, насколько мы владеем искусством переговоров, определяет, как часто мы попадаем в них.
Какие стратегии лучше? Можно ли обуздать эмоции, и выгодно ли это в данной конкретной ситуации? Как прийти к взаимовыгодному соглашению? Что делать, если Ваш соперник не столь благороден, как Вы? Можно ли сыграть жестко и выиграть? От ответов на эти вопросы, в значительной мере зависит умение вести переговоры.
До последнего времени ведение переговоров РЅРµ расценивалось как конкретное умение или как отдельный СЃРїРѕСЃРѕР± справляться СЃ проблемами РІ организации. РќРѕ сейчас реальные условия складываются так, что хорошо знакомые механизмы, такие как контроль или вмешательство СЃ вышестоящего иерархического СѓСЂРѕРІРЅСЏ, часто либо РЅРµ срабатывают, либо оказываются неосуществимыми, либо мало эффективны. Ситуации, РєРѕРіРґР° силовые различия РЅРµ являются решающими, РєРѕРіРґР° стороны обладают разными интересами, РЅРѕ зависят РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР°, являются ситуациями "ведения переговоров". Достижение согласия РїСЂРё различных интересах создаёт преимущества обеим сторонам. Рто специфическое умение, которое следует включать РІ арсенал необходимых управленческих навыков.
РџРѕ сути дела, переговорами можно назвать обычное совещание. РРЅРѕРіРґР° совещание проводится настолько неуклюже, неловко, бестактно, что заводит его участников РІ тупик или обостряет ситуацию. Как часто партнеры затягивают РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР° РІ изнурительную Р±РѕСЂСЊР±Сѓ Р·Р° престиж, тем самым, ослабляя позиции РѕР±РѕРёС…! Такие ситуации возникают спонтанно Рё непреднамеренно. Р’РѕС‚ некоторые примеры неудачного поведения – бесплодные попытки выяснить "кто прав"; пренебрежение климатом: "Давайте лучше займемся делом"; непризнание факта манипулятивных действий относительно себя Рё РґСЂСѓРіРёС…; оценка решения, как уступки Рё слабости РґСЂСѓРіРѕР№ стороны.
Принятие решения является в определённой степени "перетягиванием каната" между заинтересованными сторонами. Практические навыки и умения договариваться в ситуациях расходящихся интересов и небольшого взаимного доверия становятся ценным преимуществом и помогают предотвратить нежелательные деструктивные тенденции.
Основные принципы, используемые при совершении сделки:
1.Нужно договориться Рѕ встрече. РРіРѕ свидетельствует Рѕ том, что Р’С‹ цените время РґСЂСѓРіРѕРіРѕ человека. Бессознательно Рё РѕРЅ начинает ценить ваше время.
2. Подготовьтесь. Что бы Вы делали, если бы Вас пригласили выступить перед торговой палатой, и заплатили за это 100 $. Вы бы отвели много часов на подготовку, не так ли? Почему? Потому, что перед Вами была бы аудитория в 300 человек, а то и больше. Так не забывайте, что нет никакой разницы между аудиторией в 300 человек и аудиторией из одного. А это может принести Вам больше 100 $.
3. В чем главное? Уясните для себя, в чем заключается главный интерес. Никогда не пытайтесь охватить все вопросы, выясните главное и не сворачивайте с этого пути.
4. Запишите ключевые слова. Только необыкновенный человек может завести важный разговор и а) запомнить все, о чем хотел сказать; б) изложить в логической последовательности; в) быть кратким и не отклоняться от главной темы.
5. Задавайте вопросы. Умение задавать вопросы имеет огромное значение и дает Вам следующие преимущества: помогает избежать споров и излишней говорливости, помогает собеседнику понять, чего он хочет, помогает выявить слабое место при заключении сделки, вызывает у человека чувство собственного достоинства.
6. Взорвите динамит. Сделайте что-нибудь необычное, удивительное. Необходимо приковать внимание людей и заставить их действовать ради их же пользы.
7. Вызовите страх. В основном существуют 2 фактора, побуждающие человека к действию: желание приобрести и страх потерять.
8. Внушите доверие. Постарайтесь сыграть роль помощника покупателя и похвалите своих конкурентов.
9. Выразите искреннее уважение к способностям своего собеседника. Каждый человек любит чувствовать свою важность, людям обычно не хватает признания своих способностей.
10. Представьте, что дело выиграно. Чувствуйте себя победителем. Делайте ставку на победу.
11. Во время беседы говорите "ВЫ". Смотрите на вещи глазами другого человека и ведите разговор с позиции его потребностей, нужд и желаний.
12. Чувствуйте себя как дома.
Высшая цель любого общения - достижение раппорта. Раппорт между двумя людьми – это близкие, доверительные, открытые, свободные, надежные и приятные отношения. Можно сказать, что в условиях раппорта люди чувствуют себя на своем месте, естественно, "как дома".
Раппорт - это отношения, для которых характерны взаимное согласие, взаимное уважение и глубокая привязанность. Раппорт – это единение, настроенность на одну волну, взаимная симпатия. Раппорт – наилучший тип отношений, в которых могут находиться люди. Поэтому, конечно, раппорт является очень важным для производства хорошего впечатления, ведь одна из важных задач его – создать с собеседником, партнером или клиентом отношения раппорта. Находясь в ситуации раппорта, люди неосознанно подстраиваются друг к другу. Самое эффективное средство для создания раппорта – это присоединение (отражение), т.е. создание обстановки, в которой все, что он видит, слышит или чувствует, представляется ему правильным, хорошим и справедливым с его собственной точки зрения.
Овладев техникой присоединения, можно выходить победителем из многих сложных ситуаций, возникающих в процессе общения с другими людьми.
Присоединяться можно различными способами. Первый способ – через язык тела (поза, в которой вы сидите или стоите, положение ног, жестикуляция, положение головы, походка, выражение лица, дыхание, прикосновение, одежда). Второй способ – через речь (тембр голоса, темп речи, набор слов, тон, сила голоса, использование профессиональных слов и выражений). Третий способ – через чувства (терпимость, заинтересованность, включенность, проявление уважения к квалификации, чертам характера и опыту собеседника). Применяя присоединение, можно осознанно или неосознанно вживаться в чувства других людей и таким образом лучше их понимать.
Многие партнеры по деловым переговорам с большим интересом ожидают паузы в разговоре, чтобы вставить свое слово. Нужно помнить, что если не дать собеседникам высказаться, то у них может создастся впечатление, что их лишили этого права. Поэтому партнеров нужно всегда внимательно выслушивать.
2.2 Структура ведения переговоров
Мотивы покупателей можно разделить на две группы: логические (выгода и безопасность) и эмоциональные (престиж, комфорт, желание). Желание – мощнейший мотив покупателя, комфорт и престиж, также очень влиятельные мотивы. Тем не менее, это эмоциональные мотивы, а основные покупатели – практичные деловые люди. Они не хотят признаться себе и тем более кому-то еще, что они покупают по эмоциональным мотивам. Они ищут логическое обоснование своим решениям, часто это выливается в заявление: «Вам придется пересмотреть цены, если вы хотите, чтобы мы покупали». Обнадеживает то, что, если покупатель придирается к цене, значит, он действительно заинтересован в том, что продается. Звучит это следующим образом: «Я буду покупать, если меня устроит цена». Может показаться, что для того, чтобы спасти продажу, обязательно придется снизить цену, но это не всегда допустимо. Все мы время от времени идем на компромиссы, однако в каждом случае необходимо верно оценить ситуацию. Если есть уверенность, что дело обещает быть выгодным, что в перспективе ожидаются от этого клиента регулярные заказы, тогда, возможно, стоит вступить в переговоры, особенно если установился хороший контакт с покупателем. Прежде чем начинать переговоры, не вредно вспомнить о следующем:
1. При каждой продаже вы должны предпринять несколько попыток добиться желаемого в полном объеме, прежде чем решите немного уступить.
2. Вы создаете прецедент подобных отношений с этой компанией. Кроме того, когда вы будете вынуждены поставить вопрос о пересмотре цен, начинать вам придется с более низкого уровня. Учитывая все это, понимая возможные последствия, вы все-таки решили, что выгоды будущего сотрудничества с этим покупателем вполне оправдывают необходимость переговоров. Но как сделать так, чтобы вы оба действительно чувствовали обоюдное удовлетворение сделкой, были бы рады и дальше вести дела друг с другом? Когда вы собираетесь вступить в переговоры, представьте себя участником «гонки на трех ногах» (когда правая нога одного из пары бегунов привязана к левой ноге другого), когда оба стремятся к одной финишной черте. Ваша цель добиться наилучших результатов для вашей компании и при этом сохранить у клиента настрой на сотрудничество в будущем. А вашему клиенту хочется купить качественные товары/услуги по самой выгодной для него цене, но и вы хотите продать их по самой выгодной для вас цене. Если вы пойдете на конфронтацию, клиент своими возражениями будет пытаться выжать из вас последний пенни, а вашей целью становится не дать ему себя одолеть. Вам следует искать пути к согласию. На таких переговорах либо обе стороны выигрывают, либо проигрывают.
2.3 Четыре этапа переговоров
Как Рё РЅР° РґСЂСѓРіРёС… стадиях продажи, чрезвычайно важной является правильная подготовка. Ртот этап – РѕРґРёРЅ РёР· четырех, обеспечивающих успех переговорам:
• подготовка;
• обсуждение;
• предложение;
• переговоры.
Для того чтобы РІСЃРµ хорошо подготовить, нужна информация. Нужно прекрасно знать СЃРІРѕР№ товар Рё его рынок, знать бизнес своего покупателя, знать цены Рё сервис конкурентов, догадываться, какие пункты «проблемные», знать размер допустимых уступок клиенту, чтобы РЅРµ остаться РІ убытке. Рнформация Рѕ бизнесе покупателя подскажет, насколько ему необходим товар Рё, следовательно, каковы границы разумного РєРѕРјРїСЂРѕРјРёСЃСЃР°. Рти знания РїРѕРјРѕРіСѓС‚ определить пункты обсуждения – характеристики товара/услуги, которые можно менять РІ зависимости РѕС‚ цены, которую готов предложить покупатель. Например, неплохо знать, насколько важна для клиента возможность срочной дополнительной поставки раз РІ месяц. Стоит помнить, что клиент может получить абсолютно РІСЃРµ желаемое, варьируя значение позиций, РІ соотношении цена/качество/время. Р’РѕРїСЂРѕСЃС‹ цены – именно то, что нужно хорошенько продумать перед тем, как отправляться РЅР° встречу(3).
Пункты переговоров – это те позиции, параметры которых, собственно, и являются предметом переговоров. Необходимо удержаться от уступок, пробовать торговаться, упирая на те параметры сделки, которые крайне важны для этого покупателя. Если позволяют обстоятельства, необходимо уступать клиенту то, что наименее дорого, но что имеет ценность для фирмы покупателя. Возможность расчета за товар постепенно, небольшими выплатами бывает очень важна для покупателя и практически ничего не стоит для продавца товара. Большой удачей будет оформить заказ на крупную партию товара покупателю, обладающему большими складскими площадями. В этом случае можно предложить покупателю гибкий график оплаты. Покупателями могут быть дилеры, для которых жизненно важно как можно скорее получить «модные» товары по последнему слову техники, можно им это устроить по той же цене, что и другим клиентам. Есть огромная разница между ситуацией, когда продавец просто отдает деньги в обмен на заказ, и подходом «Если вы хотите... тогда...», который куда выгодней.
2.4 Техника ведения переговоров
Важно Рё полезно знать правила ведения самих переговоров. Рти правила связаны СЃ оргмероприятиями разного СЂРѕРґР°, регламентом, этикетом, психологией общения Рё также СЃ общепринятыми нормами взаимоотношений РІ деловом РјРёСЂРµ(4).
Рекомендуется заранее, до начала переговоров, обсудить и составить перечень вопросов, на которые желательно получить ответы. Вопросы должны быть точно сформулированы, чтобы избежать возможных недоразумений и уточнений уже в процессе переговоров. Вопросы следует сгруппировать по определенному плану, по которому будет строиться беседа. Перечень вопросов или вопросник составляется на каждый отдельный этап переговоров и представляет собой документ, утверждаемый руководством. Желательно при разработке сценария переговоров определить и вопросы, которые могут исходить от партнеров по переговорам. По возможности нужно распределить роли, т.е. определить заранее, кто в необходимый момент должен ответить на тот или иной поставленный вопрос.
При переговорах необходимо вести полную запись деловых бесед (что очень часто не делается), которая, помимо всего прочего, будет нужна при оценке результатов переговоров сразу же после их завершения. После каждого раунда переговоров следует собраться и оценить, что достигнуто, что необходимо дополнительно выяснить, что угадано, и что будет затронуто при последующей встрече. Реакция должна быть мгновенной и по горячим следам (обычно количество встреч рекомендуется сводить до минимума, хотя бы в силу экономических причин).
РџСЂРё ведении деловых переговоров обычно принято соблюдать Рё использовать следующие разного СЂРѕРґР° условия, формальности, правила Рё приемы: паритетность (число участников СЃ каждой стороны должно быть РїРѕ возможности равным); вести беседу должен, как правило, РѕРґРёРЅ человек (РІРѕРІСЃРµ необязательно генеральный директор, Р° РґСЂСѓРіРѕРµ лицо, наделенное полномочиями): РЅРµ следует шептаться РЅР° переговорах РЅРё РЅР° каком языке (здесь РїРѕРґС…РѕРґ однозначен – следует заранее исходить РёР· возможности знания партнером любого иностранного языка Рё любого языка народов РЎРќР“); РЅРµ следует обмениваться записками или произносить условленные фразы; партнеров РїРѕ переговорам следует сажать лицом Рє свету, самим усаживаться так, чтобы свет был Р·Р° СЃРїРёРЅРѕР№. Рто позволит следить Р·Р° выражением лица, что представляется очень важным (достаточно упомянуть Рѕ неоднократных случаях присутствия физиономистов РЅР° переговорах, проводившихся СЏРїРѕРЅСЃРєРёРјРё фирмами); обстановка РЅР° переговорах должна быть непринужденной Рё деловой одновременно. Необходимо проявлять одинаковую степень заинтересованности РІ любых вопросах, даже второстепенных Рё малозначительных. Необходим постепенный переход; РіРґРµ-то РІ середине беседы малозаметно перейти Рє главному РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ встречи; необходимо представлять СЃРІРѕРёС… людей Рё (что очень важно) РІ определенных случаях спросить РїСЂСЏРјРѕ (почти РІ СѓРїРѕСЂ) Рѕ полномочиях того или РёРЅРѕРіРѕ представителя. Обычно Сѓ зарубежных фирм существует строгая иерархия РІ части компетентности, полномочий Рё информированности того или РёРЅРѕРіРѕ представителя (РІ соответствии СЃ уставом фирмы). Если РЅР° переговорах присутствует глава фирмы или президент компании либо РѕРґРёРЅ РёР· ее директоров, то РІ силу РёС… информированности Рё компетентности можно попытаться получить информацию Рѕ РґСЂСѓРіРёС… фирмах или даже РІРѕРІСЃРµ РїРѕ РґСЂСѓРіРёРј отраслям; РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ Рѕ визитных карточках. Визитные карточки РІ деловом РјРёСЂРµ должны иметь только ответственные лица. Вручение такой карточки – это предоставление РґСЂСѓРіРѕРјСѓ лицу права РЅР° установление взаимоотношений РІ той или РёРЅРѕР№ форме; РїСЂРё ведении деловых переговоров нужно учитывать степень информированности представителей фирмы Рѕ Вас Рё те источники, РёР· которых информация Рѕ Вас может быть получена.
Надо мысленно прокрутить в голове возможный ход переговоров и подготовиться к возможным в данной ситуации вариантам. Для того чтобы предупредить повороты деловой беседы, следует иметь определенный план действия, хотя бы в общих чертах. Всякий неполный, неокончательный или приблизительный план лучше, чем отсутствие плана. Можно применять следующую схему переговоров:
1. Подготовка и предварительное планирование.
2. Выдвижение предложений и начало переговоров.
3. Установление потребностей клиента.
4. Обеспечение интереса и доверия клиента к сделке.
5. Получение подтверждения клиента о намерениях.
6. Выяснение сомнений и устранение разногласий.
7. Аргументы в пользу вашего товара.
8. Акцентирование выгод, получаемых клиентом в результате сделки.
9. Доказательство взаимовыгодности сделки.
10. Принятие решения, договоренности о продажах или непосредственное заключение сделки.
Разумеется, здесь многое будет зависеть от поведения: спокойствия, уверенности, выдержки, убедительности, рассудительности, красноречия, в конце концов, остроумия и вдохновения. Здесь полезен один совет: не надо говорить много. Лучше меньше, но убедительней.
2.5 Основные приёмы ведения переговоров
Существует общепринятое мнение: "Переговоры лучше проводить "РЅР° своем поле". Дома, РјРѕР», Рё "стены помогают" Рё С‚.Рї. Рто справедливо РІ РґРІСѓС… случаях. Р’ том случае, РєРѕРіРґР° партнер настолько неуверен РІ СЃРІРѕРёС… позициях, что даже смена обстановки может выбить его РёР· колеи, или РІ том случае, РєРѕРіРґР° чувствуется неуверенность РІ СЃРІРѕРёС… силах. Если же вдуматься, РІ переговорах РЅР° чужом поле есть СЃРІРѕРё преимущества. Партнеры РјРѕРіСѓС‚ почувствовать себя более СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ Рё РІ большей мере открытыми для предложений. РџСЂРё необходимости будет легче уйти. Однако, если обстановка РЅР° "чужом поле" покажется напряженной Рё может нанести ущерб переговорам, РЅРµ колеблясь нужно сказать РѕР± этом. РќРµ должно удерживать чувство ложной деликатности, ведь вполне вероятно, что неудобная для Вас обстановка была создана РЅР° переговорах преднамеренно, чтобы заставить Вас пойти РЅР° уступки РёР· желания быстрее закончить переговоры. Если же противная сторона РЅРµ хочет изменить обстановку переговоров, нужно требовать изменить РёС… место Рё собраться РІРЅРѕРІСЊ РЅР° нейтральной территории.
2.6 Об атмосфере переговоров
Теперь несколько замечаний об атмосфере, в которой происходят переговоры. Она может сказать многое человеку, обладающему здоровым скептицизмом. Нужно избежать окончательного решения и не давать согласия на сделку, если:
а) обстановка переговоров слишком пышная;
б) вокруг слишком много незнакомых лиц;
в) это слишком далеко от Вашего местожительства;
г) люди слишком любезны;
д) название должности, которую имеет Ваш партнер по переговорам, выглядит слишком элегантно.
Нельзя заключать никаких сделок без документального подтверждения, каким Р±С‹ дружелюбным Рё честным РЅРµ выглядел партнер. Рто правило СЃСЌРєРѕРЅРѕРјРёС‚ немало денег, Рё, что может быть еще более важным, избавит РѕС‚ разочарования РІ СЂРѕРґРµ человеческом. Нужно помнить, что самый важный РїСѓРЅРєС‚ любого контракта РІ нем отсутствует. Речь идет Рѕ том, чтобы иметь дело только СЃ честными людьми. Собранная информация поможет РЅРµ ошибиться РІ выборе делового партнера. РљСЂРѕРјРµ того, нужно включать РІ РґРѕРіРѕРІРѕСЂС‹ пункты, закрепляющие право проверять Сѓ партнеров РІСЃРµ РёС… РєРЅРёРіРё Рё отчеты, РІ том числе Рё документацию РѕР± уплате налогов, корреспонденцию Рё С‚.Рї., имеющие отношение Рє данному соглашению. Как только РІ РґРѕРіРѕРІРѕСЂ вносится такой РїСѓРЅРєС‚, люди, имеющие склонность Рє махинациям, обычно воздерживаются РѕС‚ его заключения.
2.7 Приемы ведения переговоров покупателями
Покупатели также располагают рядом приемов, которыми они пользуются при ведении переговоров. Торговым представителям следует знать об их наличии, поскольку порой их действие может быть очень сильным. Далее описан ряд приемов, разработанных для того, чтобы ослабить позицию торгового представителя, участвующего в переговорах, который о них не подозревает.
Во-первых, вариант «брать на пушку», при котором покупатель заявляет: «Если вы немедленно не согласитесь на снижение цена на 20%, нам придется поискать другого поставщика». В каком-то смысле это похоже на прием «если..., то...», используемый торговым представителем, однако в этом случае последствия являются более серьезными. Правильный ответ зависит от результатов оценки баланса сил, которая была проведена на этапе подготовки. Если у покупателя действительно имеется несколько вариантов, каждый из которых предлагает выгоды, похожие на те, которые имеются у продукта торгового представителя, то в этом случае торговому представителю, возможно, придется уступить. Если же продукт продавца обладает явными преимуществами над предложениями соперников, то, скорее всего, торговому представителю не следует соглашаться.
Второй вариант, используемый покупателями, это заявление: «Продавайте дешево, РІ будущем это окупится. РњС‹ РЅРµ можем претендовать РЅР° то, что наше предложение самое выгодное, однако фактическим результатом этой сделки Р±СѓРґСѓС‚ будущие продажи». Рто может быть реальным утверждением – фактически собственной целью торгового представителя может быть заполучение плацдарма РІ бизнесе покупателя. Однако РІ РґСЂСѓРіРѕРµ время это может быть гамбит, разыгранный СЃ целью добиться Сѓ торгового представителя максимальной ценовой уступки. Если позиция торгового представителя является обоснованно прочной, то ему следует уточнить конкретные детали Рё добиться твердо выраженных условий Рѕ будущем сотрудничестве.
Последним из приемов – «Ноев ковчег», названный так потому, что им пользуются очень давно. В этом случае покупатель говорит, постукивая по толстой папке с документами одним пальцем: «Вам придется хорошенько подумать о цене. У меня есть предложение от ваших конкурентов, которое для нас намного выгоднее по цене». Ответ торгового представителя зависит от степени его уверенности в своих силах. В одних случаях он может заявить, что покупатель блефует, и попросить его показать другие расценки, а может перехватить инициативу и заявить, что, насколько он понимает, покупатель хочет, чтобы он обосновал свою цену, а иногда может даже сказать: «Тогда я рекомендую вам принять одно из таких выгодных предложений».
Глава III. КУЛЬТУРА Р РЎРўРЛРВЕДЕНРРЇ ПЕРЕГОВОРОВ
3.1 Национальные стили ведения переговоров
Во многих фирмах агентов по сбыту предпочитают подбирать так, чтобы они соответствовали своей клиентуре в национальном плане. Считается, что людям одной национальности и договориться легче. Национальный стиль – это наиболее вероятные особенности ведения переговоров, однако не следует считать их обязательными(5).
Несколько лет назад РЅР° РѕРґРЅРѕР№ конференции наши специалисты были несколько удивлены поведением французского представителя. Р’ РёС… представлении стиль французской дипломатии должен был быть легким, изящным, остроумным. Рђ тут столкнулись СЃ полной противоположностью. Зачастую РїРѕ второстепенным пунктам повестки РґРЅСЏ глава французской делегации, вопреки мнению большинства, выступал СЃ РѕСЃРѕР±РѕР№ позицией. Р’СЃРµ решили, что РіРѕСЃРїРѕРґРёРЅ РїРѕСЃРѕР» обладает тяжелым характером. Однако, продолжая сталкиваться СЃ французскими дипломатами, постепенно стали приходить Рє мнению, что именно таков этот стиль. Р’СЃРєРѕСЂРµ нашли подтверждение своему мнению. Как считают РјРЅРѕРіРёРµ авторы, постепенная потеря Францией своей значимости РІ роли законодательницы политических РјРѕРґ вызвала своеобразную ностальгию РїРѕ былому величию. Генерал РґРµ Голль РіРѕРІРѕСЂРёР», что "Франция РЅРµ может быть Францией без величия". Ртот факт, безусловно, отразился Рё РЅР° формировании французского переговорного стиля. Отношение РґРµ Голля Рє переговорам было вообще отрицательным, С‚.Рє. РѕРЅ считал, что РѕРЅРё слишком РґРѕСЂРѕРіРѕ обходятся, РєРѕРіРґР° ты слаб, Р° зачастую РЅРµ нужны, РєРѕРіРґР° ты силен". Конечно, переговоры РІ дипломатии Рё РІ бизнесе РЅРѕСЃСЏС‚ РЅРµ всегда одинаковый характер, РЅРѕ, как РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ участники деловых переговоров, "жесткий" стиль характерен для французских делегаций Рё РїСЂРё проведении деловых переговоров. Р’ целом, большинство исследователей отмечают, что французские представители достаточно жестко ведут переговоры Рё, как правило, РЅРµ имеют "запасной" позиции. Часто представители французских делегаций выбирают конфронтационный тип взаимодействия. Следует также иметь РІ РІРёРґСѓ предпочтение французов использовать французский язык РІ качестве официального языка переговоров.
Большинство исследователей китайского стиля считают, что РЅР° начальном этапе китайцы стараются определить отношение партнера Рє своей стране РІ целом, Р° также Рє определенным общим принципам, благоприятным для решения СЃРІРѕРёС… задач. Большое внимание уделяется персоналиям. Если РІ делегации партнера выделяются люди, которые выражают симпатии китайской стороне, то именно через РЅРёС… китайские переговорщики стараются оказать СЃРІРѕРµ влияние РЅР° позицию партнера. РќРѕ РїСЂРё этом проявляется должное внимание РєРѕ всем участникам делегации, включая младший состав. Рто дает возможность составить более полное впечатление Рѕ позиции партнера, его подходах Рё степени гибкости. Обычно китайская сторона крайне редко первой "открывает карты", Р° если идет РЅР° уступки, как правило, РїРѕРґ конец переговоров, после того, как оценит возможность противоположной стороны. РРЅРѕРіРґР° создается впечатление, что переговоры зашли РІ тупик, Рё РІРѕС‚ тогда китайская сторона РІРЅРѕСЃРёС‚ новые предложения, предполагающие уступки. РџСЂРё этом умело используются ошибки, допущенные партнером. РџРѕ мнению РјРЅРѕРіРёС… исследователей, китайская сторона предпочитает вести переговоры РЅР° своей территории. РџСЂРё этом большое значение придается обстановке РІРѕРєСЂСѓРі переговоров. Китайцы высоко ценят терпение как проявление политического искусства Рё житейской мудрости.
Рассуждая об арабском стиле, следует сразу оговориться, что каждая арабская страна имеет свою специфику. В качестве общих черт многие исследователи отмечают национальную гордость и осознание исторической значимости, восприятие необходимости сильного лидера и достаточно развитые бюрократические традиции. Арабские участники переговоров внимательно относятся к личности своего партнера и его отношению к общеарабским ценностям, как правило, стремятся установить с ним доверительные отношения. Они также предпочитают проводить предварительную проработку тех или иных деталей, обсуждаемых на переговорах вопросов.
Каждая латиноамериканская страна обладает своей спецификой, РЅРѕ некоторые общие черты переговорщиков этого региона РІСЃРµ же проявляются. Рто стремление Рє установлению Рё использованию личных контактов. Если делегация ведет переговоры, то РѕРЅР° напоминает дружную Рё сплоченную спортивную команду. Латиноамериканская переговорная тактика, как правило, отвергает заранее отработанные сценарии проведения переговоров СЃ РёС… делением РЅР° определенные фазы. Латиноамериканские участники переговоров предпочитают корректировать СЃРІРѕРё действия РІ соответствии СЃРѕ складывающейся ситуацией.
Для американцев характерны позитивный настрой, энтузиазм и энергичность, внешнее проявление дружелюбия и открытости. Они предпочитают раскрепощенную, не слишком официальную атмосферу, ценят юмор и хорошо реагируют на него. Как правило, у американцев бывает хорошо проработанная сильная позиция, и это сказывается на манере ведения переговоров. Они настойчиво пытаются реализовать свои цели на переговорах, любят увязывать различные вопросы, часто предлагая "пакетные" решения. Есть особый момент, о котором пишут многие исследователи американского стиля. Часто америка