"Университетский роман" в британской литературе
Поджанр "университетский роман" появился в британской литературе совсем недавно. Как особое художественное явление данный тип романа был осознан в 1950-х –1960-х годах и в наше время переживает настоящее возрождение. Все больше авторов, как британских, так и американских, обращаются к этому жанру, позволяющему им на фоне студенческого быта поставить насущные нравственные и социальные проблемы.
"Университетский роман" и по сей день остается актуальным жанром и привлекает внимание читателя благодаря разнообразию настроений (от трагичности до иронии) и затронутых тем, которые включают в себя как исследование взаимоотношений между студентами и преподавателями, так и социально-классовую проблематику.
РћРґРЅРёРјРё РёР· самых выдающихся писателей, принадлежащих Рє данному литературному направлению, являются Дэвид Лодж Рё Кингсли РРјРёСЃ. Нельзя сказать, что РѕРЅРё придерживались лишь данного жанра. Дэвид Лодж писал Рё РІ реалистической манере, РІ его творчестве прослеживается также влияние постструктурализма. Кингсли РРјРёСЃ принадлежал Рє движению "рассерженных молодых людей" Рё испробовал РјРЅРѕРіРёРµ жанры, РІ том числе, Рё шпионский роман, Рё историческую антиутопию. РќРѕ РІСЃРµ же, известность РёРј принесли РёС… сатирические романы РѕР± академической жизни.
Цель данной работы – исследовать истоки "университетского романа", его особенности как жанра, основные стереотипы РІ тематике Рё изображении героев романа, Р° так же проследить творческий путь Р”. Лоджа Рё Рљ. РРјРёСЃР° Рё остановится РЅР° наиболее СЏСЂРєРёС… РёС… произведениях.
1. Основная часть
1.1 Университетский роман: жизнь и законы жанра
Своеобразной разновидностью сатирического романа РІ современной английской РїСЂРѕР·Рµ является так называемый "университетский роман". Ртим термином английская критика определяет произведения РІ первую очередь таких известных литературоведов Рё писателей, как Малькольм Брэдбери Рё Дэвид Лодж, пишущих РѕР± университетах, Рѕ системе высшего образования. Отчасти Рє этой жанровой форме можно отнести Рё РґРІР° последних романа Шарпа ("Выбор Уилта" Рё "Грехи предков"). Уилт возглавляет кафедру гуманитарных наук РІ РѕРґРЅРѕРј РёР· английских университетов. Ему приходится постоянно лавировать между консервативным руководством колледжа Рё левацкими настроениями РІ среде преподавателей, СЂСЊСЏРЅРѕ приобщающих студенток Рє морали "вседозволенности".
В плане литературной традиции "университетский роман" имеет много общего с так называемым "интеллектуальным романом" или "романом идей", восходящим к Т.Л. Пикоку, а в 20 веке – к О. Хаксли, в котором сталкиваются разные, часто совершенно противоположные методы и системы мышления. Развенчание ложных представлений, укоренившихся штампов характерно и для "университетского романа" Брэдбери, Лоджа и Шарпа – в их произведениях дана резко сатирическая переоценка "молодежной революции", захлестнувшей университеты, развенчаны теоретики "новой левой". (Саруханян, 1987; 263)
Один из выдающихся теоретиков и практиков университетского романа британский писатель Дэвид Лодж считает, что поджанр campus novel возник в США в начале 1950-х годов с выходом в свет романа Мэри Маккарти "Академиче-ские кущи" (The Groves of Academe, 1952), полемическим откликом на который стал роман Реймонда Джаррела "Картины университетской жизни" (Pictures from an Institution, 1954).
С самого начала однако произведения об университетской и академической среде были весьма разнородны — достаточно сравнить роман корифея американского "черного юмора" Джона Барта "Козлоюноша Джаэлс" с "Герзагом" Сола Беллоу. В 1970–1990-е ситуация изменилась: тон в "университетской прозе" начинают задавать книги, написанные с реалистических позиций. Главное в них — бытописательская сторона (нравы, уклад жизни, ценности академической среды, персонажи — типичные студенты и преподаватели), постановка и обсуждение насущных нравственных и социальных проблем.
Примечательно Рё то, что важнейшим принципом создания художественного образа РІ университетской РїСЂРѕР·Рµ, СЃ самых первых ее образцов, становится РёРіСЂР° СЃРѕ стереотипами, РёС… переосмысление. Рто объясняется, безусловно, тем, что автор имеет дело СЃРѕ сферой производства культурно-образовательных ценностей. Тематическое поле РїСЂРѕР·С‹ такого СЂРѕРґР° — университетская жизнь как сегмент культурно-образовательного пространства (РІ противовес естественному, РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРјСѓ), РѕРЅР° может быть описана только СЃ помощью вторичных культурных РєРѕРґРѕРІ, — РєРѕРґРѕРІ, присваивающих или переосмысливающих уже готовые культурные означающие. Отсюда насыщенность университетской РїСЂРѕР·С‹ аллюзиями, отсюда апелляция РїСЂРё построении образа героя Рє стереотипам.
Процесс производства Рё получения знаний имеет двойственный характер, сочетая РІ себе постоянный пересмотр устаревших научных истин Рё консервацию постулатов, еще РЅРµ потерявших СЃРІРѕСЋ актуальность РЅР° данном этапе развития науки. Рти РґРІРµ составляющие РјРѕРіСѓС‚ иметь разное соотношение РІ разные периоды, РЅРѕ тенденция Рє преодолению старого, Рє обновлению, переосмыслению себя становится источником постоянной иронической саморефлексии, которой насыщена университетская РїСЂРѕР·Р° Рё которая проявляется, РІ частности, РІ мощном пародийном начале.
Уже СЃ середины 50-С… РіРѕРґРѕРІ прошлого века университетский роман заявил Рѕ себе как сложившийся жанр СЃ устойчивой Рё постоянно РІРѕСЃРїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёРјРѕР№ структурой, что обернулось, СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, иронической саморефлексией жанра, Р° СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ — его тиражированием. Само появление Рё окончательное оформление университетской РїСЂРѕР·С‹ РІРѕ второй половине РҐРҐ века было вполне закономерным продуктом социокультурной ситуации. Как известно, РѕРґРЅРѕР№ РёР· важнейших черт романа РІ XIX–XX веках стало пристальное внимание авторов Рє окружающей героев микросреде, влияние которой РѕРЅРё испытывают Рё РЅР° которую так или иначе воздействуют. Рта сфокусированность РЅР° микросреде обусловила формирование таких жанровых разновидностей романа, иначе РіРѕРІРѕСЂСЏ, поджанров, как производственный роман, университетский роман, филологический роман, искусствоведческий роман Рё С‚. Рї. Очевидно, что специфика этих романных разновидностей Рё принципы РёС… выделения основаны РЅР° типе той микросреды (преимущественно профессиональной), РІРѕ взаимодействии СЃ которой реализует себя романный герой XX–XXI веков — времени нарастающей профессионализации как РІ сфере собственно литературного творчества, так Рё читательской аудитории; профессионализации, требующей освоения новых образовательных Рё информационных технологий РІРѕ всех сферах человеческой деятельности. Социологи отмечают, что РІ современном постиндустриальном обществе появился новый класс профессиональных менеджеров — СЃ присущими РёРј культурными интересами Рё жизненными ценностями. Р’ такой ситуации особенно востребована беллетристика, РіРґРµ проблемы существования человека РІ социуме исследуются СЃ точки зрения его профессиональной принадлежности, которая РІ подобных произведениях оказывается РЅРµ просто центральной темой, РЅРѕ Рё предметом всестороннего анализа. Обращенность Рє профессиональному статусу героя становится главным источником сюжетной динамики Рё моделирует проблемно-тематический ландшафт. Даже такие, казалось Р±С‹, чисто эстетические составляющие художественной структуры, как хронотоп, система образов, конфликт, композиция Рё С‚. Рґ., попадают РІ зависимость РѕС‚ СЂРѕРґР° профессиональной деятельности персонажей. Р’ целом, это свидетельствует Рѕ том, что профессиональный РїРѕРґС…РѕРґ Рє литературе Рё искусству, вообще запечатление РІ РЅРёС… образа профессионала коммодифицируются, то есть переходят РІ разряд потребительских товаров Рё оказываются востребованными РЅР° читательском рынке. РќРѕРІРѕРјСѓ читателю — профессионалу РІ своей области — импонирует, РєРѕРіРґР° ему раскрывают секреты РґСЂСѓРіРёС… профессий, рассказывают Рѕ том, "как это сделано".
Само явление университетской РїСЂРѕР·С‹ РЅРµ случайно связывается прежде всего СЃ англо-американским культурным пространством. Рто объясняется РѕСЃРѕР±РѕР№ ролью высшей школы РІ общественной жизни этих стран, РіРґРµ университет, РїРѕ формулировке, РїСЂРёРІРѕРґРёРјРѕР№ Рў. Георгиевой, "играет РѕРґРЅСѓ РёР· центральных ролей РЅРµ только РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ, РЅРѕ Рё РІ стратификационной системе современного общества", отождествляется СЃ цитаделью культурных Рё нравственных ценностей, СЃ фундаментом гражданского воспитания.
Пионеров университетской РїСЂРѕР·С‹ 1950-С… объединял, РїРѕ словам Р”. Лоджа, РІРѕ-первых, замкнутый пасторальный РјРёСЂРѕРє университетского кампуса — "Тесный РјРёСЂ" (Small World), как РѕРЅ озаглавит РІ 1984 РіРѕРґСѓ РѕРґРЅРѕ РёР· собственных произведений, — отключенный РѕС‚ суеты Рё шума современной РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ жизни, Рё, РІРѕ-вторых, то, что общественное поведение Рё политические установки героев раскрываются здесь через взаимодействие персонажей, чьи высокие интеллектуальные амбиции РїРѕСЂРѕР№ РїСЂРёС…РѕРґСЏС‚ РІ комическое противоречие СЃ РёС… человеческими слабостями. Рто объясняет преимущественно комическую РїСЂРёСЂРѕРґСѓ данного жанра, которую впоследствии развили Рлисон Лури, Малкольм Брэдбери, РґР° Рё сам Дэвид Лодж, полагающий, что университетская среда придает РѕСЃРѕР±СѓСЋ ироническую остроту, РѕСЃРѕР±СѓСЋ язвительность вышеозначенному конфликту РїРѕ сравнению СЃ иными профессиональными сообществами.
Следует отметить, что комическая РїСЂРёСЂРѕРґР° университетского романа получила мощную подпитку РІ СЌРїРѕС…Сѓ широкого наступления постструктуралистских теорий РІ последней трети РҐРҐ века. Радикальный пересмотр традиционной теории литературы Рё литературного канона РїРѕСЂРѕРґРёР» неизбежные перегибы РІ преподавании, без пародийного высмеивания которых РЅРµ обходится РЅРё РѕРґРёРЅ университетско-филологический роман СЌРїРѕС…Рё постмодернизма. Ртому отдает дань практически каждый автор романа Рѕ профессоре словесности, РіРґРµ РїРѕСЂРѕР№ создаются целые сатирические галереи преподавателей-литературоведов постструктуралистского толка.
Рассуждая о традициях, питающих современную университетскую прозу, Лодж обнаруживает их не только в национальном комическом романе, но и в пасторали типа шекспировской комедии "Как вам это понравится": в обоих случаях действуют эксцентричные персонажи, собранные в одном "идиллическом" месте, поступающие так, как они никогда не смогли бы себя вести, будь они частью более сложного социального механизма. В университетском романе, как и в пасторали, всегда присутствует некий элемент занимательной условности, бегства от обыденной жизни.
Еще одной важной и исторически обусловленной особенностью британской университетской прозы стала ее чувствительность к социально-классовой проблематике. "Если вас интересует явление меритократии, которое значительно трансформировало британское послевоенное общество, то университет является (или являлся) прекрасным полигоном для его изучения", — пишет Д. Лодж, который, как и многие его коллеги по университетскому цеху, стал первым в своей семье, кто получил высшее образование. Рост числа университетов в Великобритании в 60—70-е годы обусловил большую социальную мобильность и большую проницаемость кастовых перегородок, отделявших "жрецов высокой университетской науки" от простых смертных. К этому добавились последствия сексуальной революции и борьбы женщин за равноправие, что также способствовало радикальному обновлению университетской жизни.
Сама массовость Рё значительность этого литературного явления позволяет выделить СЂСЏРґ важнейших закономерностей, тенденций Рё стереотипов, которые обнаруживает любое зрелое жанровое образование. Литературный обозреватель "Вашингтон РїРѕСЃС‚" Майкл Дирда РІ рецензии РЅР° роман британской писательницы Р—СЌР№РґРё РЎРјРёС‚ "Рћ красоте" (On Beauty, 2005) среди главных достижений жанра Р·Р° последние СЃРѕСЂРѕРє лет называет романы британцев Малькольма Брэдбери "Рсторик" (The History Man, 1975) Рё Дэвида Лоджа "РњРёСЂ тесен". Литературный критик справедливо замечает, что такой весьма ограниченный поджанр, как университетский роман, неизбежно сводится Рє "полудюжине ставших уже хорошо известными тем, среди которых — избыточность критического жаргона, интимная СЃРІСЏР·СЊ между преподавателем Рё студенткой, кафедральные или факультетские интриги (особенно РІ гонках Р·Р° штатную должность), академическая СЃРІРѕР±РѕРґР° vs. политкорректность, тяжелая СЂСѓРєР° обюрократившейся администрации, Р±РѕСЂСЊР±Р° традиционной системы обучения СЃ необоримым обаянием более модных предметов, предательство идеалов".
Вероятно, РІСЃРµ, кто преподавал РІ университете, согласятся: университетская жизнь сопряжена СЃ постоянными стрессами, СЃРѕ всеми типами зависимости (РѕС‚ начальства, научного руководителя, рецензентов, отсутствия денег Рё С‚. Рґ. Рё С‚. Рї.), что РїРѕСЂРѕР№ сгущает над преподавателем атмосферу страхов Рё РЅРµ-добрых предчувствий, РёР±Рѕ РІ случае профессиональной неудачи РЅР° РєРѕРЅСѓ оказывается РІСЃРµ — любимая работа, стабильность существования, плоды многолетней Рё многотрудной деятельности. Рменно это служит психологическими основами использования РІ жанре университетской РїСЂРѕР·С‹ фантастики, гротеска Рё элементов "литературы ужасов", которые одновременно Рё отражают Рё отстраняют особый драматизм существования героя современного университетского романа.
Еще одним влиятельным стереотипом современного университетского романа становится обязательное присутствие в нем эротики, а сюжетным клише — постоянное обращение к теме сексуальных связей преподавателей со студентками. В этом, на наш взгляд, находит выражение девиантный (то есть регистрирующий явное отклонение от общепринятой нормы) характер героя современной университетской прозы, который в громадном количестве случаев оказывается в невольном противостоянии если не нравам университетского сообщества (чья позиция по отношению к герою может быть описана с разной степенью определенности), то нормам морали общества в целом.
РџРѕ мнению РјРЅРѕРіРёС… литературных критиков, РІ Великобритании последних десятилетий жанр университетской РїСЂРѕР·С‹ скудеет. Меняется его тональность: так, интонация романа Майкла Фрейна "Р’ том-то Рё дело" ("The Trick of It", 1989) отмечена гневом Рё сарказмом. Писатели младшего поколения (Джулиан Барнс, РђР№СЌРЅ Макьюэн, Мартин РРјРёСЃ) вообще РЅРµ выказывают интереса Рє университетской тематике. РҐРѕСѓСЌСЂРґ Джекобсон, начавший СЃРІРѕСЋ писательскую карьеру СЃ университетского романа "Пришедший РёР· прошлого" ("Coming from Behind", 1983), характерным образом называет британские университетские романы 70—80-С… РіРѕРґРѕРІ своего СЂРѕРґР° элегией, тоскующей РїРѕ исчезающему РјРёСЂСѓ, РїРѕ самой идее кампуса, Р° СЃРІРѕР№ вклад РІ этот жанр — "пародией РЅР° то, что уже стало пародией, РёР±Рѕ РјРѕР№ кампус РІРѕРІСЃРµ Рё РЅРµ кампус РІ привычном смысле этого слова". Джекобсон считает, что страх перед элитарностью РІ британском обществе положил конец университетской РїСЂРѕР·Рµ. "РџРѕ мере того как английская РїСЂРѕР·Р° РІСЃРµ более проникается демократизмом Рё РјС‹ РІСЃРµ более Р±РѕРёРјСЃСЏ РІ СЃРІРѕРёС… произведениях оскорбить чьи-то чувства или внушить РєРѕРјСѓ-то чувство неловкости, РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ конец университетскому роману". Рљ нему присоединяется Рђ. РЎ. Байетт, которая констатирует, что современные университеты находятся РІ глубоком упадке, переживая период сокращений, недофинансирования, страдая РѕС‚ постоянных проверок Рё чрезмерной бюрократизации.
Но нельзя не отметить, что при несомненной жанровой формальности, университетская проза долгое время продолжает привлекать и удерживать интерес широкого читателя благодаря разнообразию тональности (от шутовства до высокого трагизма), иронической рефлексии над собственными жанровыми стереотипами и актуальности проблематики, сочетающей острую злободневность с вечными размышлениями об отношениях человека и социума. (О. Анцыферова)
1.2 Дэвид Лодж
1.2.1 Биография и творчество
Дэвид Лодж пользуется репутацией серьезного писателя и маститого литературного критика на протяжении вот уже 40 лет. Его книги переведены на 20 языков, неоднократно получали литературные премии, дважды были финалистами Букеровской премии. (Ченцова Н.Н., 2004)
Дэвид Лодж родился 28 января 1935 года в Лондоне. Его судьбу как католика определила реформа образования 1944, сделавшая обязательным среднее образование для всех британских подданных, в том числе и католиков, что открыло им дорогу в университеты. Лодж одним из первых учеников католической школы (лондонской Академии святого Георгия, 1945-1952) поступил в Университетский колледж Лондонского университета.
С 1955 по 1957 он служил в Королевских британских войсках. В дальнейшем жизнь Лоджа целиком связана с университетами, главным образом Бирмингемским, где с 1960 по 1987 он прошел все этапы университетской карьеры – от лектора до почетного профессора современной английской литературы.
Главные темы художественного творчества Лоджа – университетская жизнь Рё жизнь английских католиков – существуют, РїРѕ его мнению, каждая сама РїРѕ себе. РћРЅ начинал как католический писатель (первый, неопубликованный, роман написал РІ 18 лет, впоследствии СЌРїРёР·РѕРґС‹ РёР· него вошли РІ роман "Кинозрители" - "Picturegoers", 1960) Присущее Лоджу ощущение "аутсайдерства" (католик РІ протестантской стране) объясняет его чувство родства СЃ Дж. Джойсом, Гр. Грином, Р. Р’Рѕ Рё РґСЂСѓРіРёРјРё писателями-католиками. Р’ магистерской диссертации "Рћ католических авторах" ("About Catholic Authors" 1958) РѕРЅ исследовал эволюцию английского католического романа СЃРѕ времен "Оксфордского движения".
Международную известность принесли Лоджу его комедийно-сатирические романы РѕР± университетской жизни, РІ первую очередь "Академический обмен" ("Changing Places", 1974, принесший Лоджу премию Хоторндена РІ 1976 РіРѕРґСѓ Рё переведенный РЅР° СЂСѓСЃСЃРєРёР№ язык РІ 2000). Сюжет (английский литературовед едет РІ Калифорнийский университет, Р° его американский коллега – РЅР° его место РІ Бирмингем) предоставляет автору богатые возможности для изощренной интриги. Лодж сатирически показывает консерватизм, провинциальность английских литературоведов Рё доходящий РґРѕ абсурда "авангардизм" американцев. Тема конфликта этических Рё культурных РєРѕРґРѕРІ РґРІСѓС… "цивилизаций" - европейской Рё американской – заявлена Рё РІ более раннем романе "Выйдя РёР· укрытия" ("Out of the Shelter", 1970), воссоздающем гедонистическую атмосферу жизни американской общины РІ послевоенной Германии. Р’ романе "РњРёСЂ тесен" ("Small World", 1984) персонажи те же, что Рё РІ "Академическом обмене", РЅРѕ "местные", национальные "общины" сменил глобальный, американизированный космополитический кампус, царство постмодернистской "теории". Р’ постмодернистском ключе обыграны куртуазная любовная традиция Рё легенда Рѕ РЎРІ. Граале как разновидности "РїРѕРёСЃРєРѕРІ" персонажей: РѕС‚ любви РґРѕ места РЅР° кафедре ЮНЕСКО. Рменно здесь Лодж поставил РїРѕРґ сомнение ценность деконструктивного теоретизирования Рё "прелестей" "храброго американского РјРёСЂР°".
В фокусе романа "Славная профессия" ("Nice Work", 1988), где Лодж делает "крутой поворот" в сторону Англии, - традиционный разрыв между различными социальными слоями британского общества. Здесь очевиден протест Лоджа-писателя против американизации английской культуры и литературоведа против нападок "теоретиков" на литературную традицию персонажа и автора. "Теоретики", прежде всего американские, воспринимаются Лоджем как опасно созвучные дегуманизирующему развитию монетаристской экономики. В дальнейшем его произведения ("Райские новости" - "Paradise News", 1991; "Терапия" - "Therapy", 1995) основываются почти исключительно на реалистических приемах. Одиннадцатый роман Лоджа – "Думает…" ("Thinks…", 2001) – еще одна остроумная "университетская" комедия, герои которой представляют разные точки зрения на искусство: героиня считает, что изучение сознания человека – сфера искусства (и эта точка зрения ближе автору), тогда как для героя знание, порождаемое искусством, - всего лишь вымысел.
Рволюция Лоджа-романиста Рё критика, РІ сущности, единый процесс. Его увлечение постмодернизмом было продиктовано, РІ частности, РїРѕРёСЃРєРѕРј "теории", подходящей для РїСЂРѕР·С‹. Р’ работе "Язык литературы" ("Language of Fiction", 1996) Лодж, развивая традиции "РЅРѕРІРѕР№ критики", разрабатывал метод "текстуального" анализа романов, будучи убежден РІ том, что РїСЂРѕР·Сѓ, как Рё РїРѕСЌР·РёСЋ, нужно исследовать РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ внутренней "эстетической логикой" произведения. Р’ РєРЅРёРіРµ "Романист РЅР° перекрестке Рё РґСЂСѓРіРёРµ СЌСЃСЃРµ Рѕ литературе Рё критике" ("The Novelist at the Crossroad and Other Essays on Fiction and Criticism", 1971) РѕРЅ рассуждает Рѕ емких "словесных формах", Р° также Рѕ взаимоотношениях вымысла Рё "реальности". РЎРѕ структуралистических позиций написана литературно-критическая РєРЅРёРіР° Лоджа "Р’РёРґС‹ современного РїРёСЃСЊРјР°: метафора, метонимия Рё типология современной литературы" ("The Modes of Modern Writing: Metaphor, Metonymy and the Typology of Modern Literature", 1977), Р° также СЃР±РѕСЂРЅРёРє СЌСЃСЃРµ Рѕ литературе 19-20 РІРІ. "Работая СЃРѕ структурализмом" ("Working with Structuralism", 1981). Р’ первой Лодж интерпретировал теорию Р . РЇРєРѕР±СЃРѕРЅР° Рѕ различии между метафорой Рё метонимией, создавая СЃРІРѕСЋ типологию литературы 20 РІ РїРѕ принципу оппозиций "романтизм – реализм", "модернизм – реализм". Рспользовав СЏРєРѕР±СЃРѕРЅРѕРІСЃРєСѓСЋ модель языка, Лодж разработал классификацию этапов Рё произведений английской литературы, основанную РЅР° колебании "литературного маятника" между полярными методами: метафорическим-модернистским Рё метонимическим-реалистическим. Столкнувшись СЃ преобладанием РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· методов, писатель старается оживить "ставшие привычными" средства выражения обращением Рє РґСЂСѓРіРѕРјСѓ методу, что создает циклический ритм литературной истории. Постмодернисты, как считает Лодж, разделяют свойственные СЂСѓСЃСЃРєРёРј формалистам понимание того, что литературные перемены – это постоянные перегруппировки РѕРґРЅРёС… Рё тех же элементов. Стремясь преодолеть это ограничение Рё "тиранию языка", РѕРЅРё отказываются РѕС‚ выбора метафорического или метонимического "РїРёСЃСЊРјР°" Рё используют абсурдные или пародийные его СЃРїРѕСЃРѕР±С‹. Архетипный постмодернистский писатель для Лоджа – РЎ. Беккет.
Важнейшим поворотом в эволюции Лоджа стало знакомство в 80-е гг. с трудами М.М. Бахтина, в которых он на "постструктуралистском этапе" нашел удовлетворяющую его теорию прозы. В книге "После Бахтина" ("After Bakhtin", 1990) Лодж излагает и развивает "заразительные" бахтинские понятия "монологизм", "полифония", "карнавальность", на его взгляд более емкие и гибкие, чем якобсоновская пара "метафора-метонимия". Он разрабатывает бахтинскую типологию "литературного дискурса", позволяющую провести различия между классическим реализмом, модернистской прозой и постмодернистской эклектикой. В статье "Лоуренс, Достоевский и Бахтин" он объясняет особенности романа Д.Г. Лоуренса "Влюбленные женщины" на основе идеи "диалогизма" и "полифонии". Ему созвучно утверждение Бахтиным писательской творческой и коммуникативной силы, в отличие от структурализма и постструктурализма, умалявших роль "индивидуального автора".
Лодж – РЅРµ только теоретик, РЅРѕ Рё популяризатор "теории", составитель широко известных РІ англоязычном РјРёСЂРµ антологий. "Критика двадцатого века: Антология" ("Twentieth Century Criticism: A Reader", 1972) представляет "РЅРѕРІСѓСЋ критику", "историю идей", мифологическую, психоаналитическую, марксистскую, социокультурную критику, литературные программы Рё манифесты. Р’ антологию "Современная критика Рё теория" ("Modern Criticism and Theory: A Reader", 1988) вошли РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј европейские тексты РїРѕ структурализму, постструктурализму, нарратологии, декнструктивизму, культурологи, рецептивной эстетике, феминизму. РљРЅРёРіР° "Рскусство литературы" ("The Art of Fiction", 1992), возникшая РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ публикаций РІ газетах "Рндепендент" Рё "Вашингтон РїРѕСЃС‚", содержит своеобразную инструкцию "практики РїРёСЃСЊРјР°" - РѕС‚ создания словарей РґРѕ художественных произведений (например, анализ приемов: "Точка зрения", "РСЂРѕРЅРёСЏ", "Отстранение", "Рнтертекстуальность"). Р’ "Практике РїРёСЃСЊРјР°" ("The Practice of Writing", 1996) Лодж РІ постмодернистском РґСѓС…Рµ демистифицирует, демифологизирует творческий процесс, находя РІ читателях романов потенциальных авторов.
"Постмодернист в обличии реалиста, вызывающего доверие" (Дж.К. Оутс), Дэвид Лодж вместе с тем социальный романист, создавший панораму общественной жизни Великобритании 2-й половины 20 в. Рорганично вписывающийся в традицию английского романа, уходящего корнями в 18 в. (Саруханян, 2005; 242-244)
1.2.2 Проблема стиля в произведениях Дэвида Лоджа
Многие критики считают Дэвида Лоджа писателем-постмодернистом, что несколько преувеличено. Несомненно, его творчество соотносится с основными вехами развития постмодернизма в англосаксонской литературе потому, что он творит в период расцвета постмодернистской литературы. Однако в его произведениях детерминирующее положение занимает реалистический художественный метод, представленный в сочетании с модернистскими и постмодернистскими приемами письма.
Современному писателю предоставляется возможность выйти Р·Р° рамки художественного произведения РІ культурологический Рё социальный РґРёСЃРєСѓСЂСЃС‹, что Р”. Лодж постоянно проделывает. Рто явление вполне закономерно, поскольку роман как жанр, склонный Рє синтетичности (как никакой РґСЂСѓРіРѕР№), способен отразить РІ литературе жизнь РІ ее многоплановости Рё сложности, противоречивости Рё богатстве, РёР±Рѕ "романная СЃРІРѕР±РѕРґР° освоения РјРёСЂР° РЅРµ имеет границ, Рё этой СЃРІРѕР±РѕРґРѕР№ каждый писатель пользуется самым разным образом".
Первые произведения Д. Лоджа, по его собственной оценке, были созданы в реалистической манере, в которой автор пытается найти "некую" новую форму и общественное признание для своих экспериментов и наблюдений. Причем объектами экспериментов и наблюдений стали жизненный уклад среднего класса "внутренних" районов юго-восточной части Лондона; военное детство и послевоенная "суровая" юность; католицизм, образование, общество и все те изменения, которые они приносят; военная служба, брак, путешествие и многое другое.
В 70-е годы Д. Лодж теряет доверие к жизнеспособности классического реалистического романа XIX века, подобное чувство он испытывает и по отношению к повествованию, "создающему иллюзию явного окна, распахнутого в реальность"34, хотя в литературно-эстетической среде Запада в это время происходит обратный процесс: исчезает интерес к формалистическому экспериментированию и, наоборот, особой популярностью пользуется реалистическое письмо. Такие перемены не повлекли за собой отказ Д. Лоджа от традиционной функции романа - организации и интерпретации социально-исторического опыта.
Категория РёРіСЂС‹, заимствованная Сѓ постструктуралистов, стала основополагающим принципом организации постмодернистского текста, Р° РЅРµ только комическим, сатирическим, пародийным эффектом. Р”. Лодж воспользовался опытом постструктуралистов Рё весьма своеобразно трактует эту категорию РІ СЃРІРѕРёС… произведениях. РРіСЂР° РІ романах Р”. Лоджа присутствует РІ СЏРІРЅРѕР№ форме, например, РёРіСЂР° РІ "уничижение" (Changing Places), РЅРѕ чаще всего РѕРЅР° существует РІ скрытом РІРёРґРµ, РєРѕРёРј является языковая РёРіСЂР° Рё каламбур , СЃ помощью которых изображена картина РјРёСЂР°, опосредованная культурным языком, РІ данном случае, Англии, РіРґРµ РІСЃСЏ человеческая жизнь предстает РІ произведениях Р”. Лоджа как совокупность языковых РёРіСЂ.
Будучи писателем периода постмодернизма, Д. Лодж вводит своего читателя в сферу культурного контекста времени, что, в свою очередь, становится предметом изучения литературоведов. Так, например, интертекстуальность романов Д. Лоджа исследует в ряде статей О.Г. Сидорова . По мнению автора, интертекстуальность является слагаемым успеха книг писателя, нацеленного на общение с современным читателем, для которого в культурном пространстве практически не существует границ.
Собственная художественная практика Д. Лоджа позволяет ему впоследствии определить роль интертекстуальности в современной прозе, и ответить на вопрос "Что делает текст литературным?". Литературная традиция продолжает существовать, как считает писатель, благодаря культурным образам, оказавшимся в художественном дискурсе романов и наполняющим их новыми текстами-интерпретациями.
В последней книге университетской трилогии "Милое дело" (Nice Work) Д. Лодж вновь возвращается к реалистическому стилю, это объясняется прежде всего тем материалом, с которым он работал; хотя здесь писатель еще нацелен на то, чтобы развлекать, все-таки в большей степени он экспериментирует с приемами повествования, что, в принципе, прослеживается и в трех последних его романах - "Райские новости" (ParadiseNews, 1991), "Терапия" (Therapy, 1995), "Думают..." (Thinks..., 2000). "Переходы" от реализма к эксперименту и обратно — это творческий поиск писателя способов аутентичного отражения мира и одновременно подтверждение его неоднозначного отношения как к реалистическому, так и к постмодернистскому письму. Подобные эксперименты проводили и другие писатели (П. Ак-ройд, Дж. Барнс), причем все они носили созидательный характер: они были направлены на поиск "содержательной формы" (Г.Д. Гачев, В.В. Кожинов), которая соответствовала бы времени .
Р’ СЌРїРѕС…Сѓ "транскультуры" (Р–. Бодрийяр) вполне естественными выглядят новые, прежде кажущиеся чуждыми, компоненты Рё приемы, используемые Р”. Лоджем РІ жанре романа: пермутация, коллажность, "короткое замыкание". Лоджевские эксперименты представляют СЃРѕР±РѕР№ сочетание изучения поэтики Рё методов критики романной формы СЃ непосредственной работой РІ жанре романа, как наиболее "возможностного" (Рњ. Рпштейн) жанра литературы XX века. Таким образом, Р”. Лодж пытается создать образцы металитературы, РІ которой органически сочетались Р±С‹ различные РґРёСЃРєСѓСЂСЃС‹, что, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, позволяет тексту перерасти форму традиционного реалистического романа XIX века.
Поздние романы Д. Лоджа - это попытка создать современный реалистический роман. Совершенно очевидно стремление романиста к синтезу жанров, дискурсов, что позволяет ему воссоздать аутентичную картину мира. (Ченцова Н.Н., 2004)
Двойственность – специфика Лоджа: РѕРЅ живо реагирует РЅР° любые постмодернистские эксперименты РІ литературе Рё критике, "примеряя РёС… РЅР° себя". Его романы интертекстуальны, насыщены аллюзиями Рё пародиями РЅР° Р“. Джеймса, Дж. Конрада, Р¤. Кафку, Дж. Джойса, Р’. Вулф, Р. Хемингуэя, Гр. Грина Рё РґСЂСѓРіРёС…. (Саруханян, 2005; 244)
1.2.3 Роман Д. Лоджа "Хорошая работа" и викторианская литература: опыт интертекстуального прочтения
"Р’ конце XX века английская литература, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ жене Лота, оглядывалась назад РІ отличие РѕС‚ обращения Рє "современности/ modern" РІ его начале" (Саруханян 2005:8), замечает Рђ.Рџ.Саруханян РІРѕ введении Рє "Рнциклопедическому словарю английской литературы XX века". Конец века для английской литературы оказался временем возвращения Рє прошлому, среди которого настойчиво напоминала Рѕ себе СЌРїРѕС…Р° викторианства – РѕРґРЅР° РёР· самых мощных "скреп" английской культуры. Викторианство для англичан – РЅРµ просто РіРѕРґС‹ правления королевы Виктории (1837–1901), РѕРЅРѕ "вызывает СЃСѓРјРјСѓ определенных эмоций, чувств, эстетических Рё этических ассоциаций Рё настроений, С‚.Рµ. то, что РІ своей совокупности больше, чем просто история или некоторое прошлое, это огромный прецедентный текст". Р’СЃСЏ викторианская литература РІ произведениях современных английских писателей (Рђ.Байетт, Рџ.РђРєСЂРѕР№РґР°, Р”.Лоджа) предстает единым целым. Поэтому зачастую невозможно выявить РІСЃРµ случаи интекстовых включений РёР· произведений викторианских писателей, целесообразнее говорить Рѕ неком викторианском интертексте РІ целом – упоминании РІ произведении реалий времени, исторических личностей, знаковых романов СЌРїРѕС…Рё викторианства.
Роман Дэвида Лоджа "Хорошая работа" (Nice Work, 1988) (варианты перевода – Прекрасная работа, Приятная работа, Славная профессия), последний РІ университетско-филологической трилогии, РЅР° первый взгляд, РЅРµ вписывается РІ СЂСЏРґ неовикторианских романов конца XX века, ставящих целью переписывание событий прошлого РІ свете получения РЅРѕРІРѕРіРѕ знания Рё его множественной интерпретации. РџРѕ единодушному признанию критиков, "Прекрасная работа" является современной, отчасти пародийной, версией викторианского индустриального романа 1840-С… Рі.Рі. РІ РґСѓС…Рµ Бронте, Диккенса Рё Гаскелл (a present day condition of England novel). "Рндустриальный" роман (industrial novel) XIX века – это, прежде всего, произведения Р. Гаскелл ("РњСЌСЂРё Бартон" Рё "Север Рё СЋРі"), РЁ.Бронте ("Ширли"), Р§. Диккенса ("Тяжелые времена"), Дж. Рлиот ("Феликс Холт, радикал") Рё РґСЂСѓРіРёРµ (сам термин был предложен Реймондом Уильямсом РІ РєРЅРёРіРµ "Культура Рё общество, 1780–1950" (1983) как нечто, объединяющее целую литературную традицию). Рндустриальный роман является современной интерпретацией известного РІ XIX веке "condition of England novel", РіРґРµ кульминационным моментом оказывается забастовка или восстание (a turning point in the plots…in which the principal characters are involved) (Lodge 1990: 102). Роман Р”. Лоджа "Хорошая работа" напрямую связан СЃ индустриальным романом XIX века РЅРµ только благодаря главной героине – преподавателю филологического факультета, специалисту РїРѕ викторианскому индустриальному роману XIX века Р РѕР±РёРЅ Пенроуз, лекции которой органично вкрапляются РІ повествование. Сам роман представляет СЃРѕР±РѕР№ тонкую интертекстуальную авторскую РёРіСЂСѓ СЃ индустриальными романами XIX века, РіРґРµ главная роль отводится роману Р. Гаскелл "Север Рё СЋРі" (Рќ.Рђ. Соловьева вообще утверждает, что "Р”. Лодж переписал роман Р. Гаскелл ...сохранив РѕСЃРЅРѕРІРЅСѓСЋ проблематику, главных героев"). РџРѕ мнению Рћ.Р“. РЎРёРґРѕСЂРѕРІРѕР№, викторианский индустриальный роман, РІС…РѕРґСЏ РІ текст романа Р”. Лоджа РґРІСѓРјСЏ путями – через прямые отсылки Рє прототипическим текстам Рё собственно университетский роман (РІ лице Р РѕР±РёРЅ Пенроуз, оригинально трактующей викторианский индустриальный роман РІ РґСѓС…Рµ феминистской критики), присутствует РІ романе "Хорошая работа" РІ дважды отраженном РІРёРґРµ, что, СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, усиливает интертекстуальную нагрузку самого текста, Р°, СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, способствует созданию пародийного РјРѕРґСѓСЃР° повествования. Р’ "Хорошей работе", как Рё РІ "Севере Рё СЋРіРµ" Гаскелл, параллельно развиваются РґРІРµ повествовательные линии – РІ данном случае линии Р’РёРєР° Уилкокса Рё Р РѕР±РёРЅ Пенроуз. РџРѕРґРѕР±РЅРѕ Р. Гаскелл, внимание Р”. Лоджа сосредоточено РЅР° том, "как меняются взгляды человека РїРѕРґ влиянием убеждений СЃРѕ стороны РґСЂСѓРіРёС… людей". Разделение Британии РЅР° РґРІР° лагеря – северную (промышленную) Рё южную (аграрную) Сѓ Гаскелл – перерастает РІ романе "Хорошая работа" РІ СЃРїРѕСЂ университета Рё промышленного производства РІ целом, "two nations; between whom there is no intercourse and no sympathy", как заключает РѕРґРёРЅ РёР· эпиграфов Рє роману. Роман "Хорошая работа" Р”. Лоджа, таким образом, представляет СЃРѕР±РѕР№ своеобразный взгляд РЅР° современную автору разделенную РЅР° РґРІР° лагеря Британию, полярность точек зрения Рё стиля, современный "condition of England novel", роман-пастиш Рё социально-бытовой роман РІ сочетании СЃ романом нравов. РќР° протяжении всего повествования РІ романе Лоджа доминирующим типом является интертекстуальность РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ имен-интертекстов (как присутствие РІ тексте имен собственных Рё названий произведений для введения интертекстуальной отсылки). Так, например, упоминание РІ тексте названий классических романов XIX века: "Крошка Доррит" Рё "Тяжелые времена" Р§.Диккенса, "РњСЌСЂРё Бартон" Рё "Север Рё СЋРі" Р. Гаскелл, "Сибилла, или Две нации" Р‘. Дизраэли, "Джейн РР№СЂ" Рё "Ширли" РЁ. Бронте, "Грозовой перевал" Р. Бронте, "Феликс Холт, радикал" Дж. Рлиот, "Рлтон Локк" Р§. Кингсли, позволяет автору, наряду СЃ имплицитной иронией, создать определенную атмосферу, РІ которой живет, работает Рё занимается исследовательской деятельностью главная героиня романа Р РѕР±РёРЅ Пенроуз. Место действия романа "Прекрасная работа", РіРѕСЂРѕРґ Раммидж, прототипом которого явился РґРѕСЂРѕРіРѕР№ автору Бирмингем, РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј напоминает Милтон РёР· романа "Север Рё СЋРі" Р. Гаскелл (прототипом которого, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, явился Манчестер), Р° также Коктаун РёР· "Тяжелых времен" Диккенса. Р’ главных героях Р’РёРєРµ Уилкоксе Рё Р РѕР±РёРЅ Пенроуз без труда угадываются Джон Торнтон Рё Маргарет Хейл, отчасти Роберт РњСѓСЂ Рё Каролина Хелстоун (РЁ. Бронте "Ширли"), Р° также Генри Уилкокс Рё Маргарет Шлегель (Р.Рњ. Форстер "Говардс РРЅРґ"). Сцена забастовки, неотъемлемый элемент индустриальной РїСЂРѕР·С‹ XIX века, также играет решающую роль РІ отношениях главных героев романа Р”.Лоджа, способствуя РёС… сближению. Повторение сюжетных схем романов СЌРїРѕС…Рё викторианства, основная проблематика романа – противопоставление РґРІСѓС… РјРёСЂРѕРІ, РґРІСѓС… типов мышления, технократического Рё поэтического (town and gown), техника параллелизма РІ представлении главных персонажей – РІСЃРµ это приближает "Хорошую работу" Рє классическим образцам викторианского индустриального романа. Часто используемый Лоджем прием – техника бинарных оппозиций, например, Англия – Америка, дилетантство – профессионализм, находит СЃРІРѕРµ отражение РІ романе РЅРµ только РІ образах главных героев, Р° намного шире – РІ контрасте РјРёСЂР° университетов Рё промышленного производства, технократического Рё гуманитарного мышления. Автор РЅРµ пере