"РЇ - РјРѕСЃРєРІРёС‡"
""
К 150-летию со дня рождения В. А. Гиляровского
А. Ф. Грушина
Что сказать о Владимире Алексеевиче Гиляровском в год его славного юбилея? О нем написано много, бурная, непоседливая его жизнь изучена и изложена - иной раз даже не без смакования особо пряных деталей - во всех подробностях. Чего-либо существенно нового здесь, пожалуй, вряд ли добавишь. Во всем этом вечно и неизменно ново (ибо не перестает и никогда не перестанет изумлять) лишь одно: уникальный факт неразрывного единения человека и города - Гиляровского и Москвы, их не просто сродства, но, если угодно, взаимосимволизируемости! Однако это как раз всегда постоянно остается вне текста, витает над всяким конкретным рассказом о жизни и творчестве "дяди Гиляя". Тем самым повторение таких конкретных рассказов в случае с Гиляровским никогда не будет просто унылым повтором - ибо тут неизменно воссоздается главное чудо: ощущение какой-то совершенно небывалой, баснословной "московскости". В данном смысле любое повествование о Гиляровском остается актуальным всегда. Поэтому мы сочли уместным воспроизвести сегодня основные положения статьи А. Ф. Грушиной "Я - москвич", опубликованной в журнале "Строительство и архитектура Москвы" (№ 4 за 1984 год).
Знаменитый автор "Москвы и москвичей" поселился в первопрестольной в 1881 году, когда ему уже исполнилось 28 лет. За спиной была бурная, насыщенная событиями и встречами жизнь.
Детство Гиляровского прошло РІ Вологде. Отец его, Алексей Рванович, "новгородец СЃ Белоозера", служил помощником управляющего лесным имением. Мать была запорожской казачкой. Вместе СЃ ней Рё бабушкой мальчик пел казачьи песни, заслушивался рассказами деда Рѕ вольной Сечи. Позднее Р’. Рђ. Гиляровский станет собирать литературу Рѕ Запорожье, близко познакомится СЃ историком Запорожской Сечи Р”. Р. Рварницким. РќРµ раз РІ своем литературном творчестве РѕРЅ обратится Рє этой теме. Р’ 1880-С… годах, РїРѕР·РёСЂСѓСЏ Р. Р•. Репину для картины "Запорожцы", Гиляровский напишет одноименную РїРѕСЌРјСѓ.
Наделенный РѕС‚ РїСЂРёСЂРѕРґС‹ фантастической силой Рё бесстрашием, Гиляровский РІ 15 лет С…РѕРґРёР» РЅР° медведя Рё был "такой безобразник, что Р±СѓРґСЊ Сѓ меня такой сын теперь, РІ XX веке, СЏ, несмотря РЅРё РЅР° что, обязательно РїРѕСЂРѕР» Р±С‹ его", - сознавался РѕРЅ впоследствии РІ "РљРЅРёРіРµ скитаний". Р’ те же 15 лет Гиляровский зачитывался запрещенным тогда романом Чернышевского "Что делать?", РЅР° РІСЃСЋ жизнь проникнувшись убеждением, что, РїРѕ примеру Рахметова, должен "послужить угнетенному народу". Восемнадцатилетним РѕРЅ покидает родительский РґРѕРј. Первый РєСѓСЂСЃ СЃРІРѕРёС… университетов Гиляровский прошел РІ Ярославле, РІ лямке бурлака. Рђ далее - кем РѕРЅ только РЅРµ был! Волжским Р±СЂРѕРґСЏРіРѕР№, вольноопределяющимся Нежинского пехотного полка, юнкером РІ РњРѕСЃРєРІРµ, рабочим РЅР° белильном заводе РІ Ярославле, объездчиком лошадей РІ калмыцких степях, циркачом "Алексисом", актером. РР· театра Гиляровский добровольцем отправился РЅР° СЂСѓСЃСЃРєРѕ-турецкую РІРѕР№РЅСѓ; РїРѕ окончании военных действий, награжденный Георгиевским крестом, РІРЅРѕРІСЊ вернулся РЅР° театральную сцену - РІ Пензе. Р РІРѕС‚ 1881 РіРѕРґ, положивший конец бродяжнической жизни. Владимир Алексеевич едет РІ РњРѕСЃРєРІСѓ РЅР° актерскую биржу для заключения ангажемента Рё уже навсегда остается РІ РіРѕСЂРѕРґРµ, Рѕ котором СЃРѕ временем скажет: "Люблю РњРѕСЃРєРІСѓ. РћРЅР° больше всего теперь занимает меня... Р СЏ готов преклоняться перед ней РґРѕ потери СЃРёР»". Ртогом преклонения станут незабываемые РєРЅРёРіРё Рѕ РњРѕСЃРєРІРµ. РќРѕ РїРѕРєР° Гиляровский - актер. Лишь после летних гастролей 1883 РіРѕРґР° РїРѕ городам Поволжья СЃ товариществом актеров РІРѕ главе СЃ Р’. Рќ. Андреевым-Бурлаком РѕРЅ закончил СЃРІРѕСЋ театральную карьеру Рё "сделался репортером".
РЎ первых шагов журналистской деятельности Гиляровский занимается изучением быта РњРѕСЃРєРІС‹ Рё главным образом ее трущоб. РќР° страницах периодических изданий появляются его статьи Рё заметки Рѕ жизни москвичей. РќР° протяжении РјРЅРѕРіРёС… лет РІ различных газетах Рё журналах РѕРЅ ведет отделы РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ С…СЂРѕРЅРёРєРё, Р° РІ 1912-1914 годах открывает РІ СЂСЏРґРµ газет СЂСѓР±СЂРёРєСѓ "Московская старина", РїРѕРґ которой публикует очерки Рѕ РњРѕСЃРєРІРµ 1880-С… РіРѕРґРѕРІ. Рљ этому времени Гиляровский воспринимается уже как некий СЃРёРјРІРѕР» белокаменной. Р’ 1910 РіРѕРґСѓ Рђ. Р. РљСѓРїСЂРёРЅ пишет ему: "Скорее СЏ воображу себе РњРѕСЃРєРІСѓ без царя-колокола Рё царя-пушки, чем без тебя. РўС‹ РїСѓРї РњРѕСЃРєРІС‹". Любой РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ извозчик, стоило сказать ему: "Рљ Гиляровскому", - без дополнительных расспросов ехал РІ Столешников переулок, РіРґРµ этот удивительный человек прожил СЃ 1886 РїРѕ 1935 РіРѕРґ (ранее - РІ Хлыновском переулке, 4 Рё РЅР° 2-Р№ Мещанской).
В Столешникове Гиляровский поселился на третьем этаже 4-этажного солидного дома купца Титова. До наших дней этот дом сохранил свой облик. На фасаде - мемориальная доска (скульптор Б. Барков, архитектор Ю. Соколов) с барельефным изображением портрета Гиляровского: характерное лицо с нависшими запорожскими усами, папаха, сдвинутая на затылок, упрямо склоненная голова... Колоритная внешность "дяди Гиляя" неизменно привлекала к себе внимание художников. Его писали Струнников, Малютин, Герасимов, Юон.
Р’ столешниковском РґРѕРјРµ Гиляровский создал РІСЃРµ СЃРІРѕРё РєРЅРёРіРё: "РњРѕСЃРєРІР° Рё москвичи" (1926), "РћС‚ Английского клуба Рє музею Революции" (1926), "Люди театра" (опубликована РІ 1941 РіРѕРґСѓ), "РњРѕСЃРєРІР° газетная" (опубликована РІ 1960 РіРѕРґСѓ). Здесь бывали Рђ. Рџ. Чехов, Рђ. Р. РљСѓРїСЂРёРЅ, Р“. Р. Успенский, Р. Рђ. Бунин, Скиталец, Рќ. Р”. Телешов, РЎ. Рђ. Есенин, Рђ. Белый, Рђ. Р’. Луначарский, Рљ. РЎ. Станиславский, Р’. Р. Немирович-Данченко, Р’. Р. Качалов. РџРѕРјРЅРёС‚ квартира Гиляровского бас Шаляпина Рё неповторимый СЃРѕР±РёРЅРѕРІСЃРєРёР№ тенор. "Пришел Рє вам Р·Р° очередной душевной ванной", - СЃ РїРѕСЂРѕРіР° оповещал хозяев Рђ. Рњ. Герасимов. Р’ 1908 РіРѕРґСѓ, РєРѕРіРґР° широко отмечалось 55-летие СЃРѕ РґРЅСЏ рождения Рё 25-летие литературной деятельности Гиляровского, поздравить его пришли представители редакций всех РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёС… газет, делегации наборщиков типографий, пожарных, интеллигенции Рё молодежи, аборигенов Хитровки (СЃ адресом!); прислали поздравление даже заключенные Таганской тюрьмы. Воистину, этого человека знала Рё чтила РІСЃСЏ РњРѕСЃРєРІР°. Сказать так можно Рѕ РјРЅРѕРіРёС…, РЅРѕ только РІ отношении Владимира Алексеевича РІ этих словах РЅРµ будет РЅРё грамма неизбежного РІ подобных случаях "литературного" преувеличения.
В 1885 году в нынешнем краснокирпичном зданим филиала МХАТа с островерхой крышей и затейливыми наличниками (архитектор М. Н. Чичагов) состоялось открытие четвертого сезона первого частного русского театра, основанного в 1882 году Ф. А. Коршем. Гиляровский из своего репортерского кресла в партере наблюдает за публикой: он ведет постоянный раздел "Заметки театральной крысы" в одной из московских газет. После спектакля по-свойски отправляется за кулисы... До конца жизни он оставался верен Мельпомене. Последняя его книга, оконченная в 1935 году, так и называлась - "Люди театра": повесть о знаменитых актерах, театральных плотниках и даже переписчиках ролей, ютившихся в ночлежках Хитровки.
"Хитров рынок почему-то РІ моем воображении рисовался Лондоном, которого СЏ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ видел. Лондон РјРЅРµ всегда представлялся самым туманным местом РІ Европе, Р° Хитров рынок, несомненно, самым туманным местом РІ РњРѕСЃРєРІРµ", - писал Гиляровский. Площадь Хитрова рынка находилась РІ РЅРёР·РёРЅРµ, "РІ которую спускаются, как ручьи РІ болото, несколько переулков". РЎ 1820 РіРѕРґР° земля эта принадлежала генерал-майору Хитрово, участнику РІРѕР№РЅС‹ 1812 РіРѕРґР°. Незадолго РґРѕ смерти (1826) РѕРЅ открыл здесь РјСЏСЃРЅРѕР№ Рё зеленной торг, РЅРѕ рынка РЅРµ получилось, Р° Р·Р° площадью осталось название Хитровка. РЎ 1861 РіРѕРґР°, после отмены крепостного права, Хитровка стала своеобразной биржей труда, пристанищем нищих, Р±СЂРѕРґСЏРі, преступников, обитавших РІ ночлежках этого беднейшего района РњРѕСЃРєРІС‹. Р’ 1892 РіРѕРґСѓ Владимир Алексеевич привел СЃСЋРґР° Рљ. РЎ. Станиславского Рё Р’. Р. Немировича-Данченко, ставивших пьесу Горького "РќР° РґРЅРµ", - показать РёРј то самое "РґРЅРѕ" общества. После ликвидации Хитровки (1923) Гиляровский писал РІ "Рзвестиях", что ее облик сохранился только РЅР° сцене Художественного театра, РІ декорациях Рє третьему акту пьесы "РќР° РґРЅРµ". РР· скромности РѕРЅ РЅРµ добавил (Р·Р° него это сделаем РјС‹): облик Хитровки, РґР° Рё РЅРµ только Хитровки, РЅРѕ Рё великого множества РґСЂСѓРіРёС… уголков старой РњРѕСЃРєРІС‹, сохранил навечно для нас сам Гиляровский, "чтобы знали жители РЅРѕРІРѕР№ столицы <...> какова была старая РњРѕСЃРєРІР°, как Рё какие люди бытовали РІ ней".
Откроем бессмертную книгу Владимира Алексеевича Гиляровского "Москва и москвичи". В авторском предисловии читаем: "Я - москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя. Я - москвич!"
Ртим сказано РІСЃРµ.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.testan.ru