«Архипелаг Гулаг»
(монументально-публицистическое исследование репрессивной системы)
Содержание:
1. Введение
2. Опыт художественного исследования
3. "Один день" зэка и история страны.
4. Заключение
Введение
Любое произведение литературы, отображая Р¶РёР·РЅСЊ посредством слова, обращено Рє сознанию читателя Рё РІ той или РёРЅРѕР№ степени РЅР° него воздействует. РџСЂСЏРјРѕРµ воздействие, как известно, имеет место РІ произведениях публицистики, посвященных актуальным вопросам текущей Р¶РёР·РЅРё общества. Факты действительной Р¶РёР·РЅРё, человеческие характеры Рё СЃСѓРґСЊР±С‹ рассматриваются писателем-публицистом как РїРѕРІРѕРґ, как конкретная РѕСЃРЅРѕРІР° взглядов автора, ставящего перед СЃРѕР±РѕР№ цель самим фактом, логикой суждения Рё выразительностью образа убедить читателя, заставить его понять собственную точку зрения. Здесь РѕРґРЅРёРј РёР· важнейших инструментов познания действительности Рё воссоздания событий РІ таком сочетании, которое позволяет проникнуть РІ самую суть происходящего, является вымысел, благодаря которому сокровенное содержание явления предстает гораздо убедительнее, чем простая констатация факта. Таким образом, правда художественная - выше правды факта, Р° главное - значительнее РїРѕ силе воздействия РЅР° читателя. Р’ своем реферате СЏ постараюсь затронуть основные стороны исследований Солженицына РІ сфере объективного анализа репрессивной системы сталинских лагерей. Совершенно неслучайно именно эта тема явилась основополагающей РІ моей работе, так как актуальность ее РІРёРґРЅР° Рё РїРѕ сей день. РњРЅРѕРіРѕРµ РёР· того, что пережили наши соотечественники полвека назад, конечно Р¶Рµ, страшно. РќРѕ еще страшнее забыть прошлое, оставить без внимания события тех лет. Рстория повторяется, Рё кто знает, РІСЃРµ может произойти СЃРЅРѕРІР° РІ еще более жесткой форме. Рђ.Р.Солженицын был первым, кто показал РІ художественной форме психологию времени. РћРЅ первый открыл завесу тайны над тем, Рѕ чем знали РјРЅРѕРіРёРµ, РЅРѕ боялись рассказать. Рменно РѕРЅ сделал шаг РІ сторону правдивого освещения проблем общества Рё отдельно взятого человека. Рто потом появится Р’.Шаламов, который заявит, что “в таком лагере, как Рван Денисович, РјРѕР¶РЅРѕ провести хоть РІСЃСЋ Р¶РёР·РЅСЊ. Рто упорядоченный послевоенный лагерь, Р° совсем РЅРµ ад Колымы”. РќРѕ речь РЅРµ РѕР± этом. Главное ,- что каждый прошедший РІСЃРµ перипетии, описанные Солженицыным (РґР° Рё РЅРµ только РёРј), заслуживает РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ внимания Рё почтения, РІРЅРµ зависимости РѕС‚ того, РіРґРµ РѕРЅ РёС… провел. “Архипелаг Гулаг” является РЅРµ только памятником всем, “кому РЅРµ хватило Р¶РёР·РЅРё РѕР± этом рассказать”, это своего СЂРѕРґР° предостережение будущему поколению. Настоящая работа ставит своей целью проследить соотношение категорий "правда факта" Рё "художественная правда" РЅР° материале произведения документальной РїСЂРѕР·С‹ "Архипелаг ГУЛАГ" Рё рассказа "РћРґРёРЅ день Рвана Денисовича "Рђ. Солженицына. Рто произведения, создававшиеся РЅР° протяжении десяти лет, стали энциклопедией лагерной Р¶РёР·РЅРё, советского концентрационного РјРёСЂР°. РќРѕ что такое "Архипелаг ГУЛАГ" - мемуары, автобиографический роман, своеобразная историческая С…СЂРѕРЅРёРєР°?. Александр Солженицын определил жанр этого документального повествования как "опыт художественного исследования". РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, определение это очень точно формулирует задачу, поставленную писателем: художественное исследование лагеря как феномена, определяющего характер государства, исследование лагерной цивилизации Рё человека, живущего РІ ней. РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, этот подзаголовок может рассматриваться как условный термин, "удобный" отсутствием четкого жанрового содержания, РЅРѕ тем РЅРµ менее точно отражающий историческую, публицистическую Рё философскую направленность РєРЅРёРіРё. Р, как известно, никакой диалог, если РѕРЅ сразу РЅРµ зафиксирован РЅР° бумаге, РЅРµ может быть через РіРѕРґС‹ воспроизведен РІ своей конкретной данности. Никакое событие внешнего РјРёСЂР° РЅРµ может быть передано РІРѕ всей полноте мыслей, переживаний Рё побуждений его отдельных участников Рё свидетелей. Настоящий мастер всегда перестраивает материал, его воображение переплавляет документальную массу РІ неповторимый РјРёСЂ непосредственно увиденного, тем самым подтверждая главную закономерность вечного взаимодействия искусства Рё действительности - РёС… нераздельность одновременно. Однако Солженицын РЅРµ прибегал Рє этому РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ массе СЃРІРѕРёС… произведений, РёР±Рѕ то, что изображено РІ его книгах РЅРµ может быть подвергнуто искажению, неся своеобразный отпечаток времени, власти Рё истории, РѕС‚ которой нельзя откреститься, которую необходимо принимать как свершившийся факт, помнить Рё открывать. Автор, хорошо понимая это, РІСЃРµ Р¶Рµ показал Р¶РёР·РЅСЊ РІРѕ РІСЃРµ её "красе", Рё поэтому "РЅРµ каждый читатель долетит СЃРІРѕРёРј РІР·РѕСЂРѕРј хотя Р±С‹ РґРѕ середины Архипелага", РЅРѕ СЏ постараюсь раскрыть основные аспекты творчества этого автора.
РђР РҐРПЕЛАГ ГУЛАГ (1918-1956)
Опыт художественного исследования
Внебрачное наследие ГУЛАГА,
дитя единокровное - общага.
Раскрыла пасть на трассе Усть-Улима.
Как ни крути, а не проехать мимо.
Гром и литавры бесконечной стройки,
целинные былинные края.
Фанерной стенкой стиснутые койки.
Одна из них, из десяти, моя.
А на соседней, с Панькой Волосатой,
живет подросток
из породы статуй.
Сильномогуч и абсолютно лыс.
Столовая и туалет дощатый
в замерзшей луже, в наледях слились.
Пристанище для обнаглевших крыс.
О, разве всем ниспослано терпенье
идти на свет сквозь мерзость запустенья!
Ргде он есть, тот благодатный свет,
когда кругом, как я, такие ж люди?..
Простым словам о святости, о чуде
поверил бы я в девятнадцать лет?..
(Александр Зорин)
“Архипелаг Гулаг” - одно из наиболее капитальных произведений Александра Солженицына. Всегдашний и острый критик нашей действительности, нашего общества и его политической системы, Солженицын, надо думать, останется таковым до конца своей жизни. Вместе с тем есть основания, что к происходящим у нас переменам он присматривается, как и все мы, с надеждой на мирное выздоровление страны.
Но вот что главное: чем трагичнее, чем ужаснее было пережитое время, тем больше “друзей” било челом до земли, восхваляя великих вождей и отцов народов. Злодейство, кровь и ложь всегда сопровождаются одами, которые долго не смолкают даже и после того, как ложь разоблачена, кровь оплакана и принесены уже громкие покаяния. Так, может быть, умные и честные оппоненты нужнее нашему обществу, чем дешево приобретенные и даже - искренние, но недалекие друзья? А если так, Александр Солженицын с его непоколебимым упорством нам нынче попросту необходим - мы должны его знать и слышать, а не знать и не слышать не имеем ни морального, ни умственного права.
Пусть далеко РЅРµ РІСЃРµ, что высказано автором РІ его“Архипелаге”, РјС‹ разделяем, РЅРѕ РєРѕРіРґР° сейчас рассчитываемся СЃРѕ СЃРІРѕРёРј прошлым, РјС‹ убеждаемся, что РѕРЅ-то противостоял ему чуть ли РЅРµ РІСЃСЋ СЃРІРѕСЋ сознательную Рё, СѓР¶ РІРѕ РІСЃСЏРєРѕРј случае, творческую Р¶РёР·РЅСЊ. Ртот факт обязывает нас задуматься Рѕ РјРЅРѕРіРѕРј. Тем более что нынче РјС‹ тоже ведь РґСЂСѓРіРёРµ, СѓР¶Рµ РЅРµ те, Рє РєРѕРјСѓ взывал РєРѕРіРґР°-то наш писатель. Будучи РґСЂСѓРіРёРјРё, РјРЅРѕРіРѕРµ узнав, РїРѕРЅСЏРІ Рё пережив, РјС‹ РїРѕ-РґСЂСѓРіРѕРјСѓ прочитаем его, вполне РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, что даже Рё РЅРµ так, как РѕРЅ того хотел Р±С‹. РќРѕ это Рё есть та долгожданная СЃРІРѕР±РѕРґР°- СЃРІРѕР±РѕРґР° печатного слова Рё СЃРІРѕР±РѕРґР° прочтения, без которой нет Рё РЅРµ может быть деятельной, СЃ несомненной пользой для общества литературной Р¶РёР·РЅРё, которую РЅР° равных правах веками создают Рё литература, Рё общество.
Человек не выбирает время, в котором ему жить. Оно дается ему, и в отношении к нему он определяет и выявляет себя как личность. Обычных способностей и обычного усердия требует оно от живущих в согласии с ним, за что и награждает спокойной жизнью. Не всякому дано бросить ему вызов.
Встав против течения, трудно устоять под напором его. Но зато устоявшие, бросившие безумный вызов и нареченные современниками бунтарями, открываются нам подлинными героями своего времени. Геройство их - в силе духа и нравственной самоотверженности. В том, что прожили они жизнь свою не во лжи.
Таким Рё видится СѓР¶Рµ сегодня жизненный Рё творческий путь Александра Солженицына - выдающегося современного СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ писателя. Понять его - значит РјРЅРѕРіРѕРµ понять РІ истории уходящего XX века. РќРѕ, прежде всего РЅСѓР¶РЅРѕ назвать трех “китов”, составляющих пафос творчества. Рто - патриотизм, свободолюбие, жизнестойкость.
Чтобы спокойно и объективно оценить “Архипелаг ГУЛАГ”, надо выйти из того шокового состояния, в которое погружает нас книга. Мы - каждый - испытываем потрясение от материала, который разворачивает писатель, от его оценок, расходящихся с теми, что были общеприняты. Но шок испытываем и от необходимости сделать самому себе честное признание: так что же, это было?.
Для каждого из нас это сложный психологический барьер. Почему -то не очень верится тому, кто легко взял этот барьер, и у него нет вопросов, все ему понятно и все ответы он нашел.
В обыденной жизни можно уйти от того, что мешает: уйти от сварливой жены, съехать от надоевшего соседа, поменять работу, оставить город, наконец - сменить при определенных обстоятельствах даже паспорт. Словом - начать новую жизнь.Но можно ли уйти от прошлого? Тем более, что оно не только твое, а и твоего народа, твоей страны, прошлое, ставшее историей.
Что было - то было. Знание того, что было, не может быть безнравственным. Народ, забывающий прошлое, не имеет будущего. Но с чувством стыда в будущее не вступают. Легче поверить, что описанное Солженицыным, - правда. Рмы сегодня выговариваемся за всех тех, кто вынужден был молчать - от страха ли, стыда, от чувства вины перед детьми. Выговариваем свое незнание всей правды этого неслыханного преступления против народа.
1956 РіРѕРґ открыл было шлюзы запрета, обозначил саму проблему случившейся народной беды. Ее принесли СЃ СЃРѕР±РѕР№ те, кто только что вернулись РёР· тюрем, лагерей Рё ссылок. Говорили Рѕ ней Рё РЅР° официальном СѓСЂРѕРІРЅРµ, РІ памятном докладе Рќ. РЎ. Хрущева РЅР° XX съезде РљРџРЎРЎ. РўРѕРіРґР° Р¶Рµ, РІ 1958 РіРѕРґСѓ, Александр Солженицын, хлебнувший этой беды, Рё задумал СЃРІРѕР№ "Архипелаг ГУЛАГ". Публикация РІ 1962 РіРѕРґСѓ "РћРґРЅРѕРіРѕ РґРЅСЏ Рвана Денисовича" укрепила уверенность писателя РІ СЃРІРѕРёС… силах. Рљ нему пошли РїРёСЃСЊРјР°, РІ которых люди рассказывали СЃРІРѕРё СЃСѓРґСЊР±С‹, приводили факты Рё детали, побуждали его Рє работе.
РџРѕ мере того как открывалась, Р° точнее - РїРѕРєР° лишь приоткрывалась эта правда, острее вставал РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕР± истоках, причинах, вдохновителях Рё исполнителях. Было очевидно, что РІСЃРµ репрессии были частью системы, Р° всякая система имеет некое организующее начало, стержень, который ее держит даже тогда, РєРѕРіРґР° составляющие меняются. Репрессии РЅРµ могли возникнуть сразу, только РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ выдвижением РЅР° первые роли Р. Р’. Сталина Рё приближенных Рє нему. Официально репрессии Рё сегодня ассоциируются СЃ культом личности Сталина, официально Рё сегодня признаются порождением сталинизма, говорится Рѕ жертвах сталинских репрессий.
Рто продолжает оставаться предметом довольно острого СЃРїРѕСЂР°, формула Рѕ сталинских репрессиях 30-С… - начала 50-С… РіРѕРґРѕРІ является неполной. РћРЅР° РЅРµ включает РІ себя миллионы крестьян, репрессированных СЃ начала коллективизации. РћРЅР° РЅРµ включает РІ себя Соловки 20-С… РіРѕРґРѕРІ. РћРЅР° РЅРµ включает РІ себя высылку Р·Р° границу сотен деятелей СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ культуры.
Солженицын цитирует маршала Тухачевского Рѕ тактике подавления крестьянского восстания РІ Тамбовской губернии РІ 1921 РіРѕРґСѓ: "Было решено организовать широкую высылку бандитских семей. Были организованы обширные концлагеря, РєСѓРґР° предварительно эти семьи заключались". Рто РІ 1926 РіРѕРґСѓ СѓР¶Рµ воспринималось СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕ как нечто нормальное РІ практике молодого советского государства.
А "расказачивание"?
Р’ самом начале первого тома “Архипелага” Солженицын называет 227 СЃРІРѕРёС… соавторов (без имен, конечно): “Я РЅРµ выражаю РёРј здесь личной признательности: это наш общий дружный памятник всем замученным Рё убитым”. “ПОСВЯЩАЮ всем, РєРѕРјСѓ РЅРµ хватило Р¶РёР·РЅРё РѕР± этом рассказать. Рпростят РѕРЅРё РјРЅРµ, что СЏ РЅРµ РІСЃРµ увидел, РЅРµ РІСЃРµ РІСЃРїРѕРјРЅРёР», РЅРµ РѕР±Рѕ всем догадался”. Рто слово СЃРєРѕСЂР±Рё всем тем, РєРѕРіРѕ поглотила “адова пасть” ГУЛАГа, чьи имена стерлись РёР· памяти, исчезли РёР· документов, большею частью уничтоженных.
В лаконичной преамбуле своего грандиозного повествования Солженицын замечает: “В этой книге нет ни вымышленных лиц, ни вымышленных событий. Люди и места названы их собственными именами. Если названы инициалами, то по соображениям личным. Если не названы вовсе, то лишь по тому, что память людская не сохранила имен, - а все было именно так”. Автор называет свой труд “опытом художественного исследования”. Удивительный жанр! При строгой документальности это вполне художественное произведение, в котором, наряду с известными и безвестными, но одинаково реальными узниками режима, действует еще одно фантасмагорическое действующее лицо - сам Архипелаг. Все эти “острова”, соединенные между собой “трубами канализации”, по которым “протекают” люди, переваренные чудовищной машиной тоталитаризма в жидкость - кровь, пот, мочу; архипелаг, живущий собственной жизнью, испытывающий то голод, то злобную радость и веселье, то любовь, то ненависть; архипелаг, расползающийся, как раковая опухоль страны, метастазами во все стороны; окаменевающий, превращающийся в континент в континенте.
“Десятый круг” Дантова ада, воссозданный Солженицыным, - фантасмагория самой жизни. Но в отличие от автора романа “Мастер и Маргарита”, Солженицыну, реалисту из реалистов, нет никакой нужды прибегать к какой-либо художественной “мистике”- воссоздавать средствами фантастики и гротеска “черную магию”, вертящую людьми помимо их воли то так, то эдак, изображать Воланда со свитой, прослеживать вместе с читателями все “королевские штуки”, излагать романную версию “Евангелия от Пилата”. Сама жизнь ГУЛАГа, во всей реалистической наготе, в мельчайших натуралистических подробностях, гораздо фантастичнее и страшнее любой книжной “дьяволиады”, любой, самой изощренной декадентской фантазии. Солженицын как будто подтрунивает над традиционными мечтами интеллигентов, их бело-розовым либерализмом, не способных представить себе, до какой степени можно растоптать человеческое достоинство, уничтожить личность, низведя ее до толпы “зэков”, сломать волю, растворить мысли и чувства в элементарных физиологических потребностях организма, находящегося на грани земного существования.
“Если Р±С‹ чеховским интеллигентам, РІСЃРµ гадавшим, что будет через двадцать- тридцать- СЃРѕСЂРѕРє лет, ответили Р±С‹, что РЅР° Р СѓСЃРё будет пыточное следствие, Р±СѓРґСѓС‚ сжимать череп железным кольцом, спускать человека РІ ванну СЃ кислотами, голого Рё привязанного пытать муравьями, клопами, загонять раскаленный РЅР° РїСЂРёРјСѓСЃРµ шомпол РІ анальное отверстие (“секретное тавро”), медленно раздавливать сапогом половые части, Р° РІ РІРёРґРµ самого легкого- пытать РїРѕ неделе бессонницей, жаждой Рё избивать РІ кровавое РјСЏСЃРѕ, - РЅРё РѕРґРЅР° Р±С‹ чеховская пьеса РЅРµ дошла Р±С‹ РґРѕ конца, РІСЃРµ герои пошли Р±С‹ РІ сумасшедший дом”. Р, обращаясь РїСЂСЏРјРѕ Рє тем, кто делал РІРёРґ, что ничего РЅРµ РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚, Р° если Рё РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚, то РіРґРµ-то стороной, вдалеке, Р° если Рё СЂСЏРґРѕРј, то РїРѕ принципу “авось меня обойдет”, автор “Архипелага” бросает РѕС‚ имени миллионов Гулаговского населения: “Пока РІС‹ РІ СЃРІРѕРµ удовольствие занимались безопасными тайнами атомного СЏРґСЂР°, изучали влияние Хайдеггера РЅР° Сартра Рё коллекционировали репродукции Пикассо, ехали купейными вагонами РЅР° РєСѓСЂРѕСЂС‚ или достраивали подмосковные дачи, - Р° РІРѕСЂРѕРЅРєРё непрерывно шныряли РїРѕ улицам Рё гебисты стучали Рё звонили РІ двери ...” “Органы РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ ели хлеба зря”; “пустых тюрем Сѓ нас РЅРµ бывало РЅРёРєРѕРіРґР°, Р° либо полные, либо чрезмерно переполненные”; “в выбивании миллионов Рё РІ заселении ГУЛАГа была хладнокровно задуманная последовательность Рё неослабевающее упорство”.
Обобщая в своем исследовании тысячи реальных судеб, сотни личных свидетельств и воспоминаний, неисчислимое множество фактов, Солженицын приходит к мощным обобщениям - и социального, и психологического, и нравственно-философского плана. Вот, например, автор “Архипелага” воссоздает психологию среднеарифметического жителя тоталитарного государства, вступившего - не по своей воле - в зону смертельного риска. За порогом - Большой террор, и уже понеслись неудержимые потоки в ГУЛАГ: начались “арестные эпидемии”.
Солженицын заставляет каждого читателя представить себя “туземцем” Архипелага - подозреваемым, арестованным, допрашиваемым, пытаемым. Заключенным тюрьмы и лагеря... Любой поневоле проникается противоестественной, извращенной психологией человека, изуродованного террором, даже одной нависшей над ним тенью террора, страхом; вживается в роль реального и потенциального зэка. Чтение и распространение солженицынского исследования - страшная тайна; она влечет, притягивает, но и обжигает, заражает, формирует единомышленников автора, вербует новых и новых противников бесчеловечного режима, непримиримых его оппонентов, борцов с ним, а значит, - все новых его жертв, будущих узников ГУЛАГа (до тех пор, пока он существует, живет, алчет новых “потоков”, этот ужасный Архипелаг).
А Архипелаг ГУЛАГ- это не какой-то иной мир: границы между “тем” и “этим” миром эфемерны, размыты; это одно пространство! “По долгой кривой улице нашей жизни мы счастливо неслись или несчастливо брели мимо каких-то заборов - гнилых, деревянных, глинобитных дувалов, кирпичных, бетонных, чугунных оград. Мы не задумывались - что за ними? Ни глазом, ни разумением мы не пытались за них заглянуть - а там-то и начинается страна ГУЛАГ, совсем рядом, в двух метрах от нас. Реще мы не замечали в этих заборах несметного числа плотно подогнанных, хорошо замаскированных дверок, калиток. Все, все эти они были приготовлены для нас! - и вот распахнулась быстро роковая одна, и четыре белых мужских руки, не привыкших к труду, но схватчивых, уцепляют нас за руку, за воротник, за шапку, за ухо - вволакивают как куль, а калитку за нами, калитку в нашу прошлую жизнь, захлопывают навсегда.
Все. Вы - арестованы!
Рнич-ч-чего вы не находитесь на это ответить, кроме ягнячьего бленья:
Я-а?? За что??..
Вот что такое арест: это ослепляющая вспышка и удар, от которых настоящее разом сдвигается в прошедшее, а невозможное становится полноправным настоящим”.
Солженицын показывает, какие необратимые, патологические изменения РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґСЏС‚ РІ сознании арестованного человека. Какие там нравственные, политические, эстетические принципы или убеждения! РЎ РЅРёРјРё покончено чуть ли РЅРµ РІ тот Р¶Рµ момент, РєРѕРіРґР° ты перемещаешься РІ “другое” пространство - РїРѕ ту сторону ближайшего забора СЃ колючей проволокой. Особенно разителен, катастрофичен перелом РІ сознании человека, воспитанного РІ классических традициях - возвышенных, идеалистических представлениях Рѕ будущем Рё должном, нравственном Рё прекрасном, честном Рё справедливом. РР· РјРёСЂР° мечтаний Рё благородных иллюзий ты враз попадаешь РІ РјРёСЂ жестокости, беспринципности, бесчестности, безобразия, РіСЂСЏР·Рё, насилия, уголовщины: РІ РјРёСЂ, РіРґРµ РјРѕР¶РЅРѕ выжить, лишь добровольно РїСЂРёРЅСЏРІ его свирепые, волчьи законы; РІ РјРёСЂ, РіРґРµ быть человеком РЅРµ положено, даже смертельно опасно, Р° РЅРµ быть человеком - значит сломаться навсегда, перестать себя уважать, самому низвести себя РЅР° уровень отбросов общества Рё так Р¶Рµ именно Рє себе Рё относиться.
Чтобы дать читателю проникнуться неизбежными СЃ РЅРёРј переменами, пережить поглубже контраст между мечтой Рё действительностью, Рђ.Р. Солженицын нарочно предлагает вспомнить идеалы Рё нравственные принципы предоктябрьского “серебряного века”- так лучше понять смысл произошедшего психологического, социального, культурного, мировоззренческого переворота. “Сейчас-то бывших Р·СЌРєРѕРІ РґР° даже Рё просто людей 60-С… РіРѕРґРѕРІ рассказом Рѕ Соловках, может быть, Рё РЅРµ удивишь. РќРѕ пусть читатель вообразить себя человеком чеховской или после чеховской Р РѕСЃСЃРёРё, человеком Серебряного Века нашей культуры, как назвали 1910-Рµ РіРѕРґС‹, там воспитанным, РЅСѓ пусть потрясенным гражданской РІРѕР№РЅРѕР№, - РЅРѕ РІСЃРµ-таки привыкшим Рє принятой Сѓ людей пище, одежде, взаимному словесному обращению...”. Р РІРѕС‚ тот самый “человек серебряного века” внезапно погружается РІ РјРёСЂ, РіРґРµ люди одеты РІ серую лагерную рвань или РІ мешки, имеют РЅР° пропитание РјРёСЃРєСѓ баланды Рё четыреста, Р° может, триста, Р° то Рё сто граммов хлеба(!); Рё общение- мат Рё блатной жаргон. -“Фантастический РјРёСЂ!”.
Рто внешняя ломка. Рђ внутренняя - покруче. Начать СЃ обвинения. “В 1920 РіРѕРґСѓ, как вспоминает Рренбург, Р§Рљ поставила перед РЅРёРј РІРѕРїСЂРѕСЃ так: “Докажите, что РІС‹ - РЅРµ агент Врангеля”. Рђ РІ 1950 РѕРґРёРЅ РёР· видных подполковников МГБ Фома Фомич Железнов РѕР±СЉСЏРІРёР» заключенным так: “Мы ему (арестованному) Рё РЅРµ будем трудиться доказывать его РІРёРЅСѓ. Пусть РѕРЅ нам докажет, что РЅРµ имел враждебных намерений”.
Рна эту людоедски-незамысловатую прямую укладываются в промежутке бессчетные воспоминания миллионов. Какое ускорение и упрощение следствия, не известные предыдущему человечеству! Пойманный кролик, трясущийся и бледный, не имеющий права никому написать, никому позвонить по телефону, ничего принести с воли, лишенный сна, еды, бумаги, карандаша и даже пуговиц, посаженный на голую табуретку в углу кабинета, должен сам изыскать и разложить перед бездельником-следователем доказательства, что не имел враждебных намерений! Ресли он не изыскивал их (а откуда он мог добыть), то тем самым и приносил следствию приблизительные доказательства своей виновности!”.
Но и это еще только начало ломки сознания. Вот - следующий этап самодеградации. Отказ от самого себя, от своих убеждений, от сознания своей невиновности (тяжко!). Еще бы не тяжко! - резюмирует Солженицын, - да непереносимо человеческому сердцу: попав под родной топор - оправдывать его.
А вот и следующая ступенька деградации. “Всей твердости посаженных правоверных хватило лишь для разрушения традиций политических заключенных. Они чуждались инакомыслящих однокамерников, таились от них, шептались об ужасных следствиях так, чтобы не слышали беспартийные или эсеры - “не давать им материала против партии!”.
Рнаконец - последняя (для “идейных”!): помогать партии РІ ее Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ врагами, хотя Р±С‹ ценой Р¶РёР·РЅРё СЃРІРѕРёС… товарищей, включая Рё СЃРІРѕСЋ собственную: партия всегда права! (статья 58, РїСѓРЅРєС‚ 12 “О недонесении РІ любом РёР· деяний, описанных РїРѕ той Р¶Рµ статье, РЅРѕ пунктами 1-11” РЅРµ имела верхней границы!! Ртот РїСѓРЅРєС‚ СѓР¶Рµ был столь всеохватным расширением, что дальнейшего Рё РЅРµ требовал. Знал Рё РЅРµ сказал - РІСЃРµ равно, что сделал сам!). “ Ркакой Р¶Рµ выход РѕРЅРё для себя нашли? - иронизирует Солженицын. - Какое Р¶Рµ действенное решение подсказала РёРј РёС… революционная теория? РС… решение стоит всех РёС… объяснений! Р’РѕС‚ РѕРЅРѕ: чем больше посадят - тем скорее вверху РїРѕР№РјСѓС‚ ошибку! Рђ поэтому - стараться как РјРѕР¶РЅРѕ больше называть фамилий! Как РјРѕР¶РЅРѕ больше давать фантастических показаний РЅР° невиновных! Р’СЃСЋ партию РЅРµ арестуют!
(А Сталину всю и не нужно было, ему только головку и долгостажников.)”.
Автор приводит символический эпизод, касающийся “коммунисток набора 37-го года”: “В свердловской пересылочной бане этих женщин прогнали сквозь строй надзирателей. Ничего, утешились. Уже на следующих перегонах они пели в своем вагоне:
“Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!”
Вот с таким комплексом миропонимания, вот с таким уровнем сознания вступают благомыслящие на свой долгий лагерный путь. Ничего не поняв с самого начала ни в аресте, ни в следствии, ни в общих событиях, они по упорству, по преданности (или по безвыходности?) будут теперь всю дорогу считать себя светоносными, будут объявлять только себя знающими суть вещей”. А лагерники, встречая их, этих правоверных коммунистов, этих “благонамеренных ортодоксов”, этих настоящих “советских людей”, “с ненавистью им говорят: “Там, на воле, вы - нас, здесь будем мы - вас!”.
“Верность? - переспрашивает автор “Архипелага”. - Рђ РїРѕ-нашему: хоть РєРѕР» РЅР° голове теши. Рти адепты теории развития увидели верность СЃРІРѕСЋ развитию РІ отказе РѕС‚ РІСЃСЏРєРѕРіРѕ собственного развития”. Р РІ этом, убежден Солженицын, РЅРµ только беда коммунистов, РЅРѕ Рё РёС… прямая РІРёРЅР°. Рглавная РІРёРЅР° - РІ самооправдании, РІ оправдании СЂРѕРґРЅРѕР№ партии Рё СЂРѕРґРЅРѕР№ советской власти, РІ снятии СЃРѕ всех, включая Ленина Рё Сталина, ответственности Р·Р° Большой террор, Р·Р° государственный терроризм как РѕСЃРЅРѕРІСѓ своей политики, Р·Р° кровожадную теорию классовой Р±РѕСЂСЊР±С‹, делающей уничтожение “врагов”, насилие - нормальным, естественным явлением общественной Р¶РёР·РЅРё.
РСолженицын выносит “благонамеренным свой нравственный приговор: “Как можно было бы им всем посочувствовать! Но как хорошо все видят они, в чем пострадали, не видят, в чем виноваты.
Ртих людей РЅРµ брали РґРѕ1937 РіРѕРґР°. Рпосле 1938-РіРѕ РёС… очень мало брали. Поэтому РёС… называют “набор 37-РіРѕ года”, Рё так РјРѕР¶РЅРѕ было Р±С‹, РЅРѕ чтоб это РЅРµ затемняло общую картину, что даже РІ месяцы РїРёРє сажали РЅРµ РёС… РѕРґРЅРёС…, Р° РІСЃРµ тех Р¶Рµ мужичков, рабочих, Рё молодежь, инженеров Рё техников, агрономов Рё экономистов, Рё просто верующих.
Система ГУЛАГа достигла своего апогея именно в послевоенные годы, так как к сидевшим там с середины 30-х гг. “врагам народа” добавились миллионы новых. Один из первых ударов пришелся по военнопленным, большинство из которых (около 2млн.) после освобождения были направлены в сибирские и ухтинские лагеря. Туда же бы были сосланы “чуждые элементы” из Прибалтийских республик, Западной Украины и Белоруссии. По разным данным, в эти годы “население” ГУЛАГа составляло от 4,5 до 12млн. человек.
“Набор37-го года”, очень говорливый, имеющий доступ к печати и радио, создал “легенду 37-го года”, легенду из двух пунктов:
1. если когда при советской власти сажали, то только в этом году и только о нем надо говорить и возмущаться;
2. сажали - только их.
“ Р РІ чем Р¶Рµ состоит высокая истина благонамеренных? - продолжает размышлять Солженицын. - Рђ РІ том, что РѕРЅРё РЅРµ хотят отказаться РЅРё РѕС‚ РѕРґРЅРѕР№ прежней оценки Рё РЅРµ хотят почерпнуть РЅРё РѕРґРЅРѕР№ РЅРѕРІРѕР№. Пусть Р¶РёР·РЅСЊ хлещет через РЅРёС…, Рё переваливается, Рё даже колесами переезжает через РЅРёС… - Р° РѕРЅРё ее РЅРµ впускают РІ СЃРІРѕСЋ голову! Рђ РѕРЅРё РЅРµ признают ее, как будто РѕРЅР° РЅРµ идет! Рто нехотение осмысливать опыт Р¶РёР·РЅРё - РёС… гордость! РќР° РёС… мировоззрение РЅРµ должна отразиться тюрьма! РќРµ должен отразиться лагерь! РќР° чем стояли - РЅР° том Рё будем стоять! РњС‹ - марксисты! РњС‹ - материалисты! Как Р¶Рµ можем РјС‹ измениться РѕС‚ того, что случайно попали РІ тюрьму? Р’РѕС‚ РёС… неизбежная мораль: СЏ посажен Р·СЂСЏ Рё, значит, СЏ - хороший, Р° РІСЃРµ РІРѕРєСЂСѓРі - враги Рё СЃРёРґСЏС‚ Р·Р° дело”.
Однако РІРёРЅР° "благонамеренных", как это понимает Солженицын, РЅРµ РІ РѕРґРЅРѕРј самооправдании или апологии партийной истины. Если Р±С‹ РІРѕРїСЂРѕСЃ был только РІ этом - полбеды! Так сказать, личное дело коммунистов. РџРѕ этому РїРѕРІРѕРґСѓ Солженицын ведь Рё РіРѕРІРѕСЂРёС‚: "Поймем РёС…, РЅРµ будем зубоскалить. РРј было больно падать. "Лес СЂСѓР±СЏС‚ - щепки летят", - была РёС… оправдательная бодрая РїРѕРіРѕРІРѕСЂРєР°. Р РІРґСЂСѓРі РѕРЅРё сами отрубились РІ эти щепки". Рдалее: "Сказать, что РёРј было больно - это почти ничего РЅРµ сказать. РРј - невместимо было испытать такой удар, такое крушение - Рё РѕС‚ СЃРІРѕРёС…, РѕС‚ СЂРѕРґРЅРѕР№ партии, Рё РїРѕ видимости - РЅРё Р·Р° что. Ведь перед партией РѕРЅРё РЅРµ были виноваты РЅРё РІ чем".
А перед всем обществом? Перед страной? Перед миллионами погибших и замученных некоммунистов, перед теми, кого коммунисты, в том числе пострадавшие от собственной партии, "благонамеренные" узники ГУЛАГа, честно и откровенно считали "врагами", которых необходимо без всякой жалости уничтожить? Разве перед этими миллионами "контрреволюционеров", бывших дворян, священников, "буржуазных интеллигентов", "диверсантов и вредителей", "кулаков" и "подкулачников", верующих, представителей депортированных народов, националистов и "безродных космополитов", - разве перед всеми ими, исчезнувшими в бездонном чреве ГУЛАГа они, устремленные на создание "нового" общества и уничтожение "старого", неповинны?
Р РІРѕС‚, СѓР¶Рµ после смерти "РІРѕР¶РґСЏ народов", "неожиданным поворотом нашей истории РєРѕРµ-что, ничтожно малое, РѕР± Архипелаге этом выступило РЅР° свет. РќРѕ те Р¶Рµ самые СЂСѓРєРё, которые завинчивали наши наручники, теперь примирительно выставляют ладони: "РќРµ надо!.. РќРµ надо ворошить прошлое!.. Кто старое помянет -тому глаз РІРѕРЅ!" Однако доканчивает пословица: "„А кто забудет - тому РґРІР°!"". Кто-то РёР· "благонамеренных" РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ самом себе: "если РєРѕРіРґР°-РЅРёР±СѓРґСЊ выйду отсюда - Р±СѓРґСѓ жить, как будто ничего РЅРµ произошло" (Рњ. Даниэлян); кто-то - Рѕ партии: "РњС‹ верили партии - Рё РјС‹ РЅРµ ошиблись." (Рќ.Рђ. Виленчик); кто-то, работая РІ лагере, рассуждает: "РІ капиталистических странах рабочие борются против рабского труда, РЅРѕ РјС‹-то, хоть Рё рабы, работаем РЅР° социалистическое государство, РЅРµ для частных лиц. Рто чиновники лишь временно стоят Сѓ власти, РѕРґРЅРѕ движение народа - Рё РѕРЅРё слетят, Р° государство народа останется"; кто-то апеллирует Рє "давности", применяясь "Рє СЃРІРѕРёРј доморощенным палачам ("Зачем старое ворошить?.."), уничтожавшим соотечественников многократно больше, чем РІСЃСЏ гражданская РІРѕР№РЅР°" . Рђ Сѓ РєРѕРіРѕ-то РёР· "РЅРµ желающих вспоминать ,- замечает Солженицын, - довольно СѓР¶Рµ было (Рё еще будет) времени уничтожить РІСЃРµ документы дочиста". Рђ РІ СЃСѓРјРјРµ получается, что Рё ГУЛАГа-то никакого - РЅРµ было, Рё миллионов репрессированных - РЅРµ было, или даже известный аргумент: "Сѓ нас Р·СЂСЏ РЅРµ сажают". Наподобие такой сентенции: "РџРѕРєР° аресты касались людей, РјРЅРµ РЅРµ знакомых или малоизвестных, Сѓ меня Рё РјРѕРёС… знакомых РЅРµ возникало сомнения РІ обоснованности этих арестов. РќРѕ РєРѕРіРґР° были арестованы близкие РјРЅРµ люди Рё СЏ сама, Рё встретилась РІ заключении СЃ десятками преданнейших коммунистов, то...” Солженицын эту сентенцию Рё комментирует убийственно: "РћРґРЅРёРј словом, РѕРЅРё оставались СЃРїРѕРєРѕР№РЅС‹, РїРѕРєР° сажали общество. "Вскипел РёС… разум возмущенный", РєРѕРіРґР° стали сажать РёС… сообщество".
Сама идея лагерей, этого РѕСЂСѓРґРёСЏ "перековки" человека, рождалась ли РѕРЅР° РІ головах теоретиков "военного РєРѕРјРјСѓРЅРёР·РјР°" - Ленина Рё Троцкого, Дзержинского Рё Сталина, РЅРµ РіРѕРІРѕСЂСЏ СѓР¶Рµ Рѕ практических организаторах Архипелага - РЇРіРѕРґС‹, Ежова, Берия, Френкеля Рё РґСЂ., доказывает Солженицын, была безнравственна, порочна, бесчеловечна. Чего стоят только, например, приводимые Солженицыным бесстыдные теоретизмы сталинского палача Вышинского: "...успехи социализма оказывают СЃРІРѕРµ волшебное (так Рё вылеплено: волшебное!) влияние Рё РЅР°... Р±РѕСЂСЊР±Сѓ СЃ преступностью". РќРµ отставала РѕС‚ своего учителя Рё идейного вдохновителя правовед РРґР° Авербах (сестра рапповского генсека Рё критика Леопольда Авербаха). Р’ своей программной РєРЅРёРіРµ "РћС‚ преступления Рє труду", изданной РїРѕРґ редакцией Вышинского, РѕРЅР° писала Рѕ советской исправтрудлолитики - "превращение наиболее скверного людского материала ("сырье" - то помните? "насекомых - помните? - Рђ.РЎ.)вполноценныхактивныхсознательныхстроителей социализма"" (6, 73). Главная мысль, кочевавшая РёР· РѕРґРЅРѕРіРѕ “ученого” труда РІ РґСЂСѓРіРѕР№, РёР· РѕРґРЅРѕР№ политической агитки РІ РґСЂСѓРіСѓСЋ: уголовники - это наиболее "социально близкие" Рє трудящимся массам социальные элементы: РѕС‚ пролетариата- СЂСѓРєРѕР№ подать РґРѕ люмпен-пролетариата, Р° там СѓР¶ совсем близко "блатные"...
Автор "Архипелага ГУЛАГ" РЅРµ сдерживает своего сарказма: "Присоединись Рё РјРѕРµ слабое перо Рє воспеванию этого племени! РС… воспевали как пиратов, как флибустьеров, как Р±СЂРѕРґСЏРі, как беглых каторжников. РС… воспевали как благородных разбойников - РѕС‚ Р РѕР±РёРЅ Гуда Рё РґРѕ опереточных, уверяли, что Сѓ РЅРёС… чуткое сердце, РѕРЅРё грабят богатых Рё делятся СЃ бедными. Рћ, возвышенные СЃРїРѕРґРІРёР¶РЅРёРєРё Карла РњРѕРѕСЂР°! Рћ, мятежный романтик Челкаш! Рћ, Беня РљСЂРёРє, одесские Р±РѕСЃСЏРєРё Рё РёС… одесские трубадуры!
Да не вся ли мировая литература воспевала блатных? Франсуа Вийона корить не станем, но ни Гюго, ни Бальзак не миновали этой стези, и Пушкин-то в цыганах похваливал блатное начало (А как там у Байрона?) Но никогда не воспевали их так широко, так дружно, так последовательно, как в советской литературе.( Но то были высокие Теоретические Основания, не одни только Горький с Макаренко.)”.
РСолженицын подтверждает, что “всегда на всё есть освящающая высокая теория. Отнюдь не сами легковесные литераторы определили, что блатные - наши союзники по построению коммунизма". Тут впору вспомнить и знаменитый ленинский лозунг “Грабь награбленное!", и понимание "диктатуры пролетариата" как правового и политического "беспредела", не связанного никакими законами и нормами, и "коммунистическое" отношение к собственности (“все- наше общее”), и самые "уголовные истоки" партии большевиков. Теоретики советского коммунизма не стали залезать в теоретические книжные дебри в поисках оптимальных моделей нового общества: блатной мир, скученный в концентрационном лагере в единую "трудармию", плюс систематическое насилие и устрашение, плюс стимулирующая перевоспитательный процесс "шкала пайки плюс агитация" - вот и все, что нужно для построения бесклассового общества.
"Когда же стройная эта теория опускалась на лагерную землю, выходило вот что: самым заядлым, матерым блатникам передавались безотчетная власть на островах Архипелага, на лагучастках и лагпунктах, - власть над населением своей страны, над крестьянами, мещанами и интеллигенцией, власть, которой они не имели в истории, никогда ни в одном государстве, о которой на воле и помыслить не могли, - а теперь отдавали им всех прочих людей как рабов. Какой же бандит откажется от такой власти?..".
"Нет СѓР¶, - РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Солженицын, - РЅРё РѕС‚ каменя плода, РЅРё РѕС‚ РІРѕСЂР° РґРѕР±СЂР°". Построив государственную систему, РІСЃРµ советское общество РїРѕ законам ГУЛАГа, теоретики Рё практики РєРѕРјРјСѓРЅРёР·РјР° фактически "перевоспитали" - СЃ помощью "блатняков" - РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ массу трудящихся Рё партгосруководителей РІ блатных. Пронизанный "блатной" моралью, эстетикой, представлениями Рѕ труде, управлении Рё самоуправлении Рё С‚.Рї., Архипелаг ГУЛАГ основан РЅР° отрицании РјРёСЂР° "фраерского". Солженицын поясняет: "Фраерский значит - общечеловеческий, такой, как Сѓ всех нормальных людей. Рменно этот общечеловеческий РјРёСЂ, наш РјРёСЂ, СЃ его моралью, привычками Р¶РёР·РЅРё Рё взаимным обращением, наиболее ненавистен блатным, наиболее высмеивается РёРјРё, наиболее противопоставляется своему антисоциальному антиобщественному коблу". Р’ отрицании, отвержении всего нормального, общечеловеческого, нравственного, культурного органически сошлись уголовники Рё гэбисты, большевистские функционеры Рё теоретики бесправного Рё беззаконного государства. Больше всего РёС… роднило между СЃРѕР±РѕР№, РїРѕ мнению Солженицына, РІРѕС‚ это: "паразит РЅРµ может жить РІ одиночестве. РћРЅ должен жить РЅР° РєРѕРј-РЅРёР±СѓРґСЊ, обвиваясь".
Свой позорный вклад внесли в оправдание - нет, неточно! - в воспевание, настоящую апологию усовершенствованного рабства, лагерной "перековки" нормальных людей в "блатняков", в безымянный "наиболее скверный людской материал" - советские писатели во главе с автором "Несвоевременных мыслей" Горьким. "В гнездо бесправия, произвола и молчания прорывается сокол и буревестник! первый русский писатель! вот он им пропишет! вот он им покажет! вот, батюшка, защитит! Ожидали Горького почти как всеобщую амнистию". Начальство лагерей "прятало уродство и лощило показуху".
Кто Р¶Рµ противостоит РІ РєРЅРёРіРµ Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ” чекистам Рё уркам, благонамеренным" Рё "слабакам", теоретикам Рё певцам "перевоспитания" людей РІ Р·СЌРєРѕРІ? Всем РёРј противостоит Сѓ Солженицына интеллигенция. "РЎ годами РјРЅРµ пришлось задумываться над этим словом - интеллигенция. РњС‹ РІСЃРµ очень любим относить себя, Рє ней - Р° ведь РЅРµ РІСЃРµ относимся. Р’ Советском РЎРѕСЋР·Рµ это слово приобрело совершенно извращенный смысл. Рљ интеллигенции стали относить всех, кто РЅРµ работает (Рё боится работать) руками. РЎСЋРґР° попали РІСЃРµ партийные, государственные, военные Рё профсоюзные бюрократы..." -перечисляемый СЃРїРёСЃРѕРє длинен Рё тосклив. "Рђ между тем РЅРё РїРѕ РѕРґРЅРѕРјСѓ РёР· этих признаков человек РЅРµ может быть зачислен РІ интеллигенцию. Если РјС‹ РЅРµ хотим потерять это понятие, РјС‹ РЅРµ должныегоразменивать.Рнтеллигентнеопределяется профессиональной принадлежностью Рё СЂРѕРґРѕРј занятий. Хорошее воспитание Рё хорошая семья тоже еще РЅРµ обязательно выращивают интеллигента. Рнтеллигент - это тот, чьи интересы Рё воля Рє РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ стороне Р¶РёР·РЅРё настойчивы Рё постоянны, РЅРµ понуждаемы внешними обстоятельствами Рё даже вопреки РёРј. Рнтеллигент это тот, чья мысль РЅРµ подражательна".
Размышляянадтрагическимисудьбамиотечественной интеллигенции, изуродованной, онемевшей, сгинувшей в ГУЛАГе, Солженицын неожиданно приходит к парадоксальному открытию:"...Архипелаг давал единственную, исключительную возможность для нашей литературы, а может быть - для мировой. Небывалое крепостное право в расцвете XX века в этом одном, ничего не
