"Архитектурная сказка" М. Ф. Казакова
Е. Ю. Михелева
Думаю, что каждый человек хотя бы раз в жизни испытывал ощущение тепла и доброты, которые навевают стены старинных усадеб и дворцов, до сего дня хранящие многие тайны происходивших там некогда событий. В этом смысле бесценную информацию доносят до нас именно интерьеры. Благодаря внутреннему убранству мы можем составить и потрет владельца, и получить представление об уровне мастерства художника, создававшего шедевры из ткани, дерева, мрамора...
Сегодня РјРЅРµ хотелось Р±С‹ рассказать РѕР± РѕРґРЅРѕР№ РёР· таких усадеб, расположенных РІ центре РњРѕСЃРєРІС‹ Рё входящих РІ золотой фонд наследия архитектора Рњ. Р¤. Казакова. РќР° РјРѕР№ взгляд, именно благодаря тому, что практически СЃРѕ РґРЅСЏ своего основания РІ РґРѕРјРµ Демидова (так это здание именуется РІ путеводителях) расположился РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ университет геодезии Рё картографии (РњРРГАиК) - РѕРґРЅРѕ РёР· старейших Рё второе после РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ государственного университета учебное заведение страны, - РјС‹ любуемся Рё сейчас этим шедевром зодчества. Руководство сначала Константиновского межевого института, образованного РІ 1779 РіРѕРґСѓ Рё владевшего участком СЃ 1870-РіРѕ, Р° затем РњРРГАиКа смогло сберечь РЅРµ только само здание, РЅРѕ Рё интерьеры, анфилады комнат, названных "золотыми". Сегодня столовая, Голубая Рё Малиновая гостиные Рё парадная спальня признаны наиболее сохранившимися дворцовыми интерьерами СЌРїРѕС…Рё СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ классицизма, созданными Рњ.Р¤. Казаковым Рё РЅРµ подверженными влиянию приобретавшего РІ то время РІСЃРµ большую популярность ампира. Здание РїРѕ историческому значению Рё декоративному убранству стоит РІ РѕРґРЅРѕРј СЂСЏРґСѓ СЃ такими усадьбами, как Останкино Рё РљСѓСЃРєРѕРІРѕ Рё находится РїРѕРґ охраной государства как памятник истории Рё культуры Рё архитектуры.
Матвей Федорович Казаков (1738-1812) по праву считается основоположником русского классицизма в архитектуре. Его наследие представлено и общественными зданиями, и городскими жилыми домами, - всего их по проектам Казакова в Москве было построено около 40. Большинство этих шедевров можно увидеть только в части сохранившихся до наших дней "Архитектурных альбомов М. Ф. Казакова" (всего их тринадцать). Шесть таких книг включали генеральные планы, разрезы и фасады 103 "партикулярных строений" зодчего и его современников. Содержащиеся в них планы и рисунки декоративных элементов позволяют изучать творческие приемы архитектора; в них и сам он предстает как прекрасный художник, великолепно владеющий техникой акварели, карандаша, туши, офорта.
М. Ф. Казаковым фактически были созданы два типа особняков. Первый - это когда центральный дом усадьбы выдвигался на красную линию и фасад органично вписывался в облик улицы, и второй - когда здание сдвигалось в глубину двора, создавая эффект торжественности при приближении к парадному подъезду. В своих усадьбах зодчий начал применять ротонду как архитектурный объем, что прежде наблюдалось лишь в культовых сооружениях, добиваясь торжественности ритмическим повторением одинаковых форм, строгостью фасадов с четко обрисованным небольшим фронтоном.
Усадьба в Гороховском переулке создавалась на пике творчества Матвея Федоровича. К этому времени Москву уже украсили сооруженные по его проектам здания Сената в Кремле (1776-1787), Московского университета (1786-1793). В отличие от других особняков (например, дома Козицкой), усадьба Демидова представляла собой не отдельное здание, а целый ансамбль: архитектура главного дома и симметрично расположенные флигели органично вписаны в застройку улицы, все хозяйственные строения отнесены вглубь участка. Территория усадьбы тщательно спланирована: есть все - регулярный парк, пруд, цветники. Такой прием соединял традиционную сквозную планировку с новыми веяниями, отработанными на зданиях Сената, Дворянского собрания, церкви Филиппа Митрополита.
Ртак, главный РґРѕРј усадьбы - это трехэтажное здание СЃ шестиколонным портиком коринфского ордера, построенное СЃ использованием кирпича, белого камня, штукатурки, РіРёРїСЃР°. Центральная РѕСЃСЊ фасада, выходящего РЅР° красную линию переулка, ориентирована РЅР° колокольню церкви Никиты Мученика (середина XVIII века), находящуюся напротив. Первоначально РїРѕРґ коринфским портиком был проезд РІРѕ РґРІРѕСЂ. Хотя внешне фасад сохранился РґРѕ наших дней практически без изменений, утрачен парадный подъезд Рє лестнице, ведущей РІРѕ внутренние помещения, Р° также большинство интерьеров, включая церковь СЃ прекрасным иконостасом. Р—Р° РґРІР° СЃ лишним столетия РІ той или РёРЅРѕР№ степени подвергались неоднократной реконструкции внутренняя планировка Рё элементы отделки. Полностью сохранилась архитектура четырех комнат второго этажа, лестницы Рё частично вестибюля, СЃРІРѕРґС‹ некоторых помещений цокольного этажа. Функциональное назначение внутренних пространств менялось, впрочем, как Рё объемы. Так, рекреационный зал усадьбы был преобразован РІ розовый Рё чертежный, Р° затем - РІ читальный.
Рассказывая о доме Демидова, невозможно забыть об анфиладе Золотых комнат, их интерьерах, каждый из которых продумывался с особой тщательностью. Сохранившиеся и отреставрированные комнаты получили такое название из-за того, что декоративная ювелирная резьба по дереву на стенах, дверях, мебели покрыта натуральным сусальным золотом разных оттенков. Рисунки этих "ювелирных украшений" были выполнены самим М. Ф. Казаковым. Можно сказать, что это миниатюрное "чудо света" не уступает дворцовой роскоши, созданной рукой, например, Б. Растрелли. Завершенность великолепию дворцового интерьера придает необычайно искусно выполненная лепнина и потолочная роспись. Значительную роль в декоративной отделке играли зеркала, сохранившиеся до наших дней и не утратившие четкости отображения.
Парадность анфилады подчеркивала дворцовую торжественность РґРѕРјР°, РЅРѕ сохраняла личностный характер. Каждое помещение симметрично относительно РѕСЃРё, перпендикулярной направлению анфилады вдоль главного фасада СЃ окнами РЅР° север. Парадные двери СЃ деревянной резьбой подчеркивали индивидуальную художественность вместе СЃ лепным орнаментом карнизов, потолка Рё оконных РЅРёС€. Резьба РїРѕ дереву РІ интерьере РґРѕРјР° Р. Р. Демидова - это новый блестящий этап РІ развитии этого искусства. Поражает великолепие наборного паркета, созданного РёР· различных РїРѕ цвету РїРѕСЂРѕРґ дерева - РґСѓР±Р°, березы, СЃРѕСЃРЅС‹, клена, Р±СѓРєР°, РІСЏР·Р° Рё РґСЂСѓРіРёС…. Каждая комната отличается напольным СЂРёСЃСѓРЅРєРѕРј, который выполнялся РЅР° щитах, создававших РїСЂРё СЃР±РѕСЂРєРµ впечатление цельности картины. Большое внимание уделялось отделке интерьеров, РіРґРµ широко применялось дерево, искусственный мрамор, штоф. Нарядность интерьера возрастает РїРѕ мере приближения через гостиную Рё спальню Рє личным РїРѕРєРѕСЏРј С…РѕР·СЏРёРЅР° РґРѕРјР°. Поражает СЂРѕСЃРїРёСЃСЊ плафона РЅР° потолке РІ спальне, раскрывающая пространство комнаты. Пожалуй, трудно найти РґСЂСѓРіРёРµ здание СЃРѕ столь изысканными интерьерами, как РІ нескольких комнатах второго этажа РґРѕРјР° "РіРѕСЃРїРѕРґРёРЅР° отставного бригадира Рвана Рванова сына Демидова", - так назвал этот проект сам Рњ. Р¤.
Список литературы
Архитектурные альбомы Рњ. Р¤. Казакова / Подготовка Рє РёР·Рґ., статья Рё комментарии Р•. Рђ. Белецкой. Рњ., 1956.Бондаренко Р. Р•. Архитектор Рњ. Р¤. Казаков. Рњ., 1938.
Власюк Рђ. Р., Каплун Рђ. Р., Кипарисова Рђ. Рђ. Казаков. Рњ., 1957.
Головина Рќ. Журнал "РњРѕСЏ РњРѕСЃРєРІР°", в„– 6-7, 2005 Р СѓР±СЂРёРєР°: РР· века РІ век
Рльин Рњ.Рђ. Казаков, Рњ., 1955.
Михайлов Рђ. Р. РќРѕРІРѕРµ РІ биографии Казакова. "Строительная газета", 1940, в„– 81.
РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ государственный университет геодезии Рё картографии (РњРРГАиК). Рстория создания Рё развития. 1779-2004. Автор-составитель монографии профессор, доктор географических наук Р’.РЎ. РљСѓСЃРѕРІ. РџРѕРґ общей редакцией профессора, доктора технических наук Р’.Рџ. Савиных. Рњ. РћРћРћ "Русская история", 2004
Парвулюсов Р®.Р‘. РџРѕРґ ред. РҐ.Рљ. Ямбаева РњРРГАиК Рё Басманная слобода. Рњ. 2004
Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.