«Артмир» по Достоевскому
Казин А. Л.
«Если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его: ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир»
(РРЅ. 12, 47)
Предисловие
Предлагая современной публике разговоры знаменитых братьев Карамазовых, СЏ должен предупредить читателя, что РЅРµ претендую, разумеется, РЅР° лавры предшественника моего Федора Михайловича Достоевского, РІ романе которого впервые были выведены РЅР° свет Божий названные персонажи. РЇ лишь передаю то, что слышал, Р° так как подслушивать нехорошо, то СЏ Рё тут должен объясниться. Рђ именно: путешествуя РІ 2004 РіРѕРґСѓ, РІ январе месяце (как раз РЅР° святках было дело) РїРѕ нашей РІСЃС‘ ещё необъятной, хотя Рё наполовину уменьшившейся СЃРѕ времен Федора Михайловича матушке-Р РѕСЃСЃРёРё, заехал СЏ случайно РІ РіРѕСЂРѕРґРѕРє Скотопригоньевск, РіРґРµ, как РїРѕРјРЅРёС‚ читатель, Рё РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ действие романа «Братья Карамазовы». Более того, СЏ остановился отдохнуть РІ том самом трактире «Столичный РіРѕСЂРѕРґВ», РіРґРµ встречались РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј РјРЅРѕРіРёРµ лица, описанные РІ упомянутом романе. Как РЅРё странно, трактир Р·Р° прошедшие 130 лет отлично сохранился, Рё даже обогатился пристройками РІ РІРёРґРµ подземного гаража, сауны Рё рестораном СЃ отдельными кабинетами, РіРґРµ, собственно, СЏ Рё услышал разговор пятерых мужчин. РћРЅРё сидели СЂСЏРґРѕРј СЃРѕ РјРЅРѕР№, РІ соседнем кабинете, отделенном РѕС‚ моего только тонкой – СЏ Р±С‹ сказал, символической – перегородкой, РґР° Рё то РЅРµ доходившей РґРѕ потолка, так что РёС… РіСЂРѕРјРєРёРµ голоса были слышны как нельзя лучше. Сначала СЏ пытался отвлечься РѕС‚ РЅРёС… как РѕС‚ назойливого чужого шума, РЅРѕ потом что-то РІ РёС… беседе показалось РјРЅРµ РґРѕ боли знакомым: РІРѕ-первых, конечно, сама тема её - РІСЃС‘ те же мировые РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, без которых СЂСѓСЃСЃРєРёР№ человек обойтись РїРѕ-прежнему РЅРµ может. Р’Рѕ-вторых, меня насторожили имена – Рван, Алексей, Митя, Р° СѓР¶ РєРѕРіРґР° СЏ услышал, что тут же находится некто Федор Павлович, Р° прислуживает РёРј (одновременно участвуя РІ беседе) лакей Смердяков, РјРЅРµ РІСЃС‘ стало СЏСЃРЅРѕ. Почти против воли СЏ навострил уши. Рђ так как память Сѓ меня превосходная, СЏ Рё решился передать интересующимся такими «философическими» разговорами читателям то, что слышал СЃРІРѕРёРјРё ушами, Рё даже отчасти видел СЃРІРѕРёРјРё глазами. РњРѕРіСѓ засвидетельствовать, что выглядели отец СЃ сыновьями совсем неплохо: Дмитрий Федорович, как Рё прежде, был порывист Рё РїСЂСЏРј, Рван Федорович – задумчив, Алеша – благочестив. Федор Павлович, внимая молодежи, больше помалкивал или задавал РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, весьма, впрочем, дельные. Только Смердяков, как показалось РјРЅРµ, изменился – РёР· забитого слуги РѕРЅ превратился РІРѕ вполне равного участника РіРѕСЃРїРѕРґСЃРєРѕР№ беседы. РџРѕСЂРѕР№ Рё РІРѕРІСЃРµ непонятно было, кто Сѓ РЅРёС… теперь РіРѕСЃРїРѕРґРёРЅ, Р° кто слуга. Впрочем, судите сами.
Беседа первая
Федор Павлович: Рђ известно ли вам, милостивые государи РјРѕРё, что РІ нынешних журналах романы СЃ матом печатают? Раньше цензура такого нипочем Р±С‹ РЅРµ пропустила – ведь сами Тютчев РґР° Гончаров, РїРѕ высочайшему повелению, цензорами служили. Рђ Салтыков – так тот вообще губернатором был.РўС‹, Рван, что РѕР± этом думаешь?
Рван: Печатают. Без мата нынче нельзя.
Федор Павлович: Да я-то не против. Наоборот, иной раз так начитаешься, что сразу к какой-нибудь «мовешке» потянет. Но все же странно как-то это…
Митя: Чего тут странного! Мерзость всё это, особенно когда по телевизору, да круглые сутки, да по всем каналам. Такое раньше только у Луки Мудищева да у маркиза де Сада можно было прочитать. Так он в тюрьме сидел!
Смердяков: Рђ РјРЅРµ нравится. РРЅРѕР№ раз грубовато, конечно, получается, особенно Сѓ наших русачков. РќРѕ СѓР¶ если парижский, или, Рє примеру, голландский писатель-киношник Р·Р° этакое дело возьмутся – пальчики оближешь. Р’РѕС‚ посмотрел СЏ тут недавно «Восемь СЃ половиной женщин», Р° потом «Девять СЃ половиной недель»… Р’РєСѓСЃРЅРѕ!
Рван: Вечно ты, Смердяков, РЅР° пошлость сведешь. Р’Р·СЏР» Р±С‹ хоть РєРЅРёРіСѓ какую ученую почитал. Р’ современной науке РІСЃС‘ это понято Рё описано. Р’ философии это называется «мета-нормативной этикой», РІ РєРёРЅРѕ – «виртуальной эротикой», РІ психологии – «сублимацией». Человек – существо сложное, так сказать, РјРЅРѕРіРѕСЏСЂСѓСЃРЅРѕРµ, хотя Рё грешное, конечно. Ему отдушина нужна. Р’РѕС‚ РјРѕР№ великий инквизитор это прекрасно понимал.
Алеша: РўРІРѕР№ инквизитор был католик, Рё потому разделял человека РЅР° небесную душу Рё РіСЂСЏР·РЅСѓСЋ, похотливую плоть. Ртому его ещё Р±Р». Августин своей РєРЅРёРіРѕР№ «О Граде Божьем» научил. Р’ православии такого противопоставления нет. РЈ нас Рё белое духовенство женатое.
Федор Павлович: Постойте, постойте. Я что-то не понял. Так что, все эти сочинения, вроде «Голубого сала» В. Сорокина или фильмы с содомским грехом – это всё искусством теперь почитают?
Рван: Рђ чем же ещё? Человек – РЅРµ ангел. Рто СѓР¶ РІС‹ Создателю пеняйте, что РѕРЅ нас такими РЅР° свет выпустил. Рђ прикрывать правду фиговым листком – РѕРґРЅРѕ ханжество.
Митя: Рто смотря что понимать РїРѕРґ правдой. Р’РѕС‚ РїСЂРё советском императоре Росифе Виссарионовиче этих голубых РІ кутузках держали, Рё правильно делали!
Смердяков: Рто РІСЃС‘ СЂСѓСЃСЃРєРѕРµ варварство. Р’С‹ что, РІ Амстердаме, РІ квартале красных фонарей, РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ бывали? «Плейбоя» РІ руках РЅРµ держали?
Алеша: Честно признаюсь, в Амстердаме не был, да и не очень хочется. Прав брат Дмитрий – гадость всё это, распущенность души и тела. Только бороться с ней изнутри надо, а не извне. Впрочем, известно, что Господь сделал с Содомом.
Федор Павлович: Так это когда было…
Алеша: Для Бога тысяча лет – как один день, и один день – как тысяча лет.
Рван: Удивляешь ты меня РёРЅРѕРіРґР°, брат. Зачем ты РёР· пушек РїРѕ РІРѕСЂРѕР±СЊСЏРј стреляешь? Р’РѕС‚ родитель наш хоть Рё «поросенок» (простите, батюшка), Р° мыслит правильно. Что сравнивать древний Рзраиль СЃ сегодняшним днем? Кстати, сам божественный Платон любовь Рє прекрасному мальчику ставил выше любви Рє женщине. Рђ фильм великого Висконти «Смерть РІ Венеции» РІС‹ видели? РЇ СѓР¶ РЅРµ РіРѕРІРѕСЂСЋ Рѕ картинах Дерека Джармена. Да Рё вообще прогресс есть расширение пространства СЃРІРѕР±РѕРґС‹ – это ещё старик Гегель доказал.
Федор Павлолвич: Ай да Гегель, ай да сукин сын!
Алеша: А его ученик Карл Маркс ради свободы разрешил людей по совести убивать. Не даром ведь в фашистской Германии твой Гегель чуть ли не официальным философом был.
Смердяков: Всё это вчерашний день. Чай, в ХХI веке живем. Ну кто сейчас Гегеля с Марксом помнит? То ли дело домашний кинотеатр с сотней телеканалов и «дивидишкой»: такое увидишь, что всё забудешь… Про кибервойны и киберсекс слыхали?
Митя: Свинья и есть свинья. Чтобы «любовь» на экране смотреть, надо её в жизни погубить. Пока Грушенька со мной, мне никакой «телеклюквы» не надо, хотя, конечно, с похмелья иной раз чего не глянешь…
Федор Павлович: Да, помнится, при советской власти говорили, что у нас вовсе секса нет. А детей-то как же рожали? Хи-хи-хи…
Алеша: Вы путаете, батюшка. Одно дело – супружеская любовь и дети от неё (брак как церковное таинство), и другое – секс как публичный акт, выставленный на показ. Такой секс, наверное, в аду происходит, а здесь ещё только пробуется.
Рван: РќРµ соглашусь СЃ вами, Алексей Федорович. Если так рассуждать, то надо для СЃСѓРїСЂСѓРіРѕРІ специальные балахоны СЃ дырочками делать, чтобы РѕРЅРё, РЅРµ дай Бог, РІ сладострастие РЅРµ впали. Советская власть отменила секс вместе СЃ бизнесом: любите, дескать, без эротики, работайте без денег. Рто Рё РґСЂСѓРіРѕРµ оказалось утопией. Есть заповедь – плодитесь Рё размножайтесь!
Федор Павлович: Плодились и плодиться будем! Но как же всё-таки с искусством быть?
Рван: Рђ что РІС‹ называете искусством?
Федор Павлович: Как что? Романы, спектакли, фильмы….
Рван: Рђ телефонная РєРЅРёРіР° – РЅРµ искусство?
Смердяков: Телефонная – РЅРµ искусство. Рђ РІРѕС‚ журнал «Плейбой» – настоящее искусство. Рли РІРѕС‚ РІ Петербурге, слышал, «Митин журнал» издаётся…
Митя: Всякий кулик своё болото хвалит.
Рван: РќРµ РІ этом дело. Нынче РІ художественной культуре время постмодерна («артхауза»). Как Р±С‹ вам объяснить… Рто такое направление, РєРѕРіРґР° собственно творчества, РґР° Рё вообще искусства как такового уже нет, Р° есть РёРіСЂР° РІ знаки, Р·Р° которыми нет никакой «другой» реальности. Реальность – это Рё есть сами знаки. Действительности нет, красоты нет, Бога нет, даже человека уже нет…
Федор Павлович: Вот это да! А что же есть?
Рван: Слова, жесты, симулякры, трансгрессии, виртуалы… Рменно поэтому РІ границы «артмира» сегодня РІС…РѕРґРёС‚ РІСЃС‘, что СѓРіРѕРґРЅРѕ – ведь это всего лишь означающие без означаемых, РёРіСЂР° стеклянных бус…
Смердяков: Что-то вроде фальшивых денег?
Рван: Некоторая аналогия имеется – ты всегда был неглуп.
Алеша: Рты об этом так спокойно рассуждаешь, брат?
Рван: Что же делать, Алеша? Такова жизнь
Федор Павлович: Да, Рван – сфинкс. Боюсь его…
Рван: РќРµ бойтесь, батюшка, РјС‹ вас больше СЃРѕ Смердяковым наедине РЅРµ оставим.
Федор Павлович: Р РЅР° том спасибо. РќРѕ ты РјРЅРµ РІСЃРµ-таки ответь, Рван Федорович, коли ты Сѓ нас такой умный – что же, РІ твоём постмодерне искусством действительно может быть что СѓРіРѕРґРЅРѕ?
Рван: Абсолютно РІСЃС‘, РѕС‚ египетской пирамиды РґРѕ «Моны Лизы» СЃ усами. Рто РІСЃС‘ «артефакты». Дело РЅРµ РІ предмете, Р° РІ отношении Рє нему. РќР° языке эстетики это называется «артизацией» – динамикой смысловой рамки, перемещением границы семантического поля. Вчера РѕРЅР° была здесь, сегодня там.
Митя: Ну, змей ты, братец! Так что же, если кто-нибудь, к примеру, кучу дерьма в музее сделает, это тоже произведением искусства почитаться будет?
Рван: Очень верно изволили заметить, Дмитрий Федорович. Кстати, такие опыты уже неоднократно проделывались – например, Сѓ нас РІ первопрестольной, РІ Музее изобразительных искусств имени Пушкина, некто Бреннер…
Алеша: Перестань, Рван, пожалуйста, слушать стыдно.
Рван: Рђ РјРЅРµ стыдно, что РІС‹ РЅРµ знаете элементарной истории искусства. Ещё РІ 1916 РіРѕРґСѓ основатель дадаизма Марсель Дюшан выставил РІ РѕРґРЅРѕРј РёР· парижских салонов РІ качестве скульптуры СЃРІРѕР№ писсуар, Р° затем пририсовал «Джоконде» СѓСЃС‹. Рто были смелые художественные акты. Если хотите, это была революция.
Смердяков: В Париж, в Париж! Я всегда жалел, что Наполеон не завоевал в 1812 году Россию: совсем другие порядки были б-с…
Митя: А с Гитлером ты часом не якшался, Смердяков? Лично я его в Берлине в 1945 довивал, до капитана советской армии дослужился.
Смердяков: Нет, с Гитлером нам не по дороге. Нам бы что-нибудь повеселее, полиберальнее…
Алеша: Либерализм-то как раз Гитлера и породил.
Федор Павлович: Ну уж это ты загнул!
Алеша: Судите сами. Либерализм – это прежде всего атеизм: если Бога нет, всё позволено. В искусстве это проявляется в модерне, где каждый автор – «бог». В политике – это фашизм и коммунизм, где «бог» - это вождь. Стравинский и Пикассо в искусстве – то же самое, что Ленин и Муссолини в политике. Причем вторые только воплощают в жизнь то, что художественно проектируют первые. Об этом Георгий Федотов ещё в 1936 году писал.
Митя: По твоему выходит, что фашизм, коммунизм и модернизм – это одно и то же? Но я же с фашистами воевал! «За Родину, за Сталина кричал»! Я и сейчас за компартию голосую.
Алеша: Конечно, германский фашизм и русский коммунизм – это разные вещи. Первый – это нордический миф, второй — превращенная форма русского православия. Но горделивый модерн к обоим руку приложил – и русские, и немцы рая на земле без Бога возжаждали. Рвождей вместо Бога себе учредили. Не случайно ведь Гитлер в молодости был «свободным художником», а Сталин свободолюбивые стихи писал.
Рван: Некоторый резон РІ этом есть, Алеша. Рчтобы такое РЅРµ повторилось, СЏ предпочитаю современный постмодерн, который РЅРµ провозглашает никаких «окончательных истин» Рё «единственно верных учений». Любая истина тоталитарна, РѕРЅР° требует всеобщего согласия Рё РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє Гулагу Рё Освенциму. Постмодерн – это нынешний великий инквизитор, РЅРµ дающий людям ради воображаемой «истины» убивать РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°. Рто даже Рє Христу ближе. Да здравствует дифференция Рё СЂРёР·РѕРјР°!
Митя: А вот «либеральные» Соединенные Штаты направо и налево свои бомбы швыряют, порой даже атомные. Рпо телевизору это на весь мир показывают – «телевизионная война» называется.
Федор Павлович: Что-то у вас всё в одну кучу – фашизм, коммунизм, модернизм, бомбы… Голову сломаешь. Давайте лучше коньячку выпьем!
Комментарий издателя: Беседа прервалась. Вероятно, наши философы слегка устали. РЇ ещё посидел немного, Рё отправился РІРѕСЃРІРѕСЏСЃРё. Услышанный разговор, однако, РЅРµ выходил Сѓ меня РёР· головы. Так РІРѕС‚, значит, как складываются СЃСѓРґСЊР±С‹ людские! Р—Р° прошедшее столетие карамазовский СЂРѕРґ, оказывается, РЅРµ только РЅРµ прекратился, РЅРѕ выжил, Рё РІ некотором СЂРѕРґРµ даже укрепился РЅР° земле. Больше всего меня поразило то, что братья Карамазовы, РІРєСѓРїРµ СЃРѕ СЃРІРѕРёРј родителем, точно символизируют СЃРѕР±РѕР№ основные РґСѓС…РѕРІРЅРѕ-ментальные типы современной Р РѕСЃСЃРёРё. Впрочем, это ещё Р”. РЎ. Лихачев Рё Р’.Р•.Семенов заметили. Р’РѕС‚ Алеша, например – это православно-христианский тип СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ традиции, Дмитрий – патриот СЃ коммунистическим уклоном, Рван — либерал-западник, Смердяков… РѕРЅ Рё есть Смердяков, смерд. Что касается Федора Павловича, то РѕРЅ, конечно, бабник Рё выпивоха, хотя, если копнуть поглубже, Сѓ него тоже СЃРІРѕСЏ крепкая жизненная философия (СЃРј. РѕР± этом любопытную статью Р›.Рџ. Карсавина «Федор Павлович Карамазов как теоретик любви»). Р’ общем, бурный РҐРҐ век РЅРµ прошел для наших героев даром – РѕРЅРё сильно продвинулись РІ своём развитии, овладели РЅРѕРІРѕР№ терминологией Рё даже приобрели немалое число сторонников, особенно Смердяков. Хорошо Р±С‹ РёС… ещё послушать. Зайду завтра опять РІ «Столичный РіРѕСЂРѕРґВ».
Беседа вторая
Федор Павлович: Ртак, Дмитрий Федорович, РІС‹ изволите утверждать, что американцы нарочно «телевизионные войны» устраивают?
Митя: Конечно, нарочно! Православную Сербию Р±РѕРјР±СЏС‚ – сразу РїРѕ телевизору, Ррак Р±РѕРјР±СЏС‚ – туда же. Рђ РІС‹ знаете, что Ррак – это Месопотамия, древнейшая цивилизация РЅР° земле: Шумер, Вавилон, Ассирия… РџРѕ Библии, именно там Рай находился. Что против этого какие-то подростковые Штаты – буржуазное «животное царство», вообразившее себя новым Р РёРјРѕРј. РЎ тех РїРѕСЂ, как Советский РЎРѕСЋР· развалили, РёРј РІСЃС‘ позволено. “Pax americana” создают. Рђ для этого информационное оружие нужно.
Смердяков: Рправильно делают. Вот если бы они у нас в Скотопригоньевске объявились, в нашем трактире гораздо лучше бы дело пошло. Если что, я завтра же в Брайтон-Бич…
Федор Павлович: Так тебя туда и пустили.
Рван: РќРµ Рѕ том РІС‹ говорите. Американцы – нормальные люди, которые РЅР° земле, Р° РЅРµ РЅР° небе живут. РћРЅРё хотят устроить для себя удобный РјРёСЂ, СЃ хорошим питанием, полноценным сексом Рё ласковой смертью. РС… РўР’ Рё РєРёРЅРѕ – это смазка хорошей цивилизационной машины. Р’С‹ что думаете, Голливуд напрасно миллиарды тратит?
Алеша: РќРѕ ведь там РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ чудовищное снижение образа человека, Рван. Герой американского экрана – это СЂРѕР±РѕС‚ СЃ программой: «райское наслаждение – баунти»… Читайте «Протестантскую этику Рё РґСѓС… капитализма» Рњ. Вебера - там обозначены РєРѕСЂРЅРё американского чуда. Р’ его истоке лежит утопия — социальная Рё технологическая утопия счастья РЅР° грешной земле, вплоть РґРѕ «американской мечты» Рѕ просперити СЃ белозубой улыбкой, ограничивающей ее владельца РѕС‚ всего низшего — варварского, РѕС‚ всего внешнего — чужого, РЅРѕ Рё РѕС‚ всего высшего — Р±РѕРіРѕРЅРѕСЃРЅРѕРіРѕ, таинственного. Рто утопия РјРёСЂР° без страдания, без греха Рё Воскресения. РЎ православной точки зрения, такой РјРёСЂ — это насмешка над творением Божиим, Рё самое печальное состоит РІ том, что смех этот уже прозвучал.
Федор Павлович: Браво, Алешенька! Всегда тебя за идеализм любил.
Митя: Не идеализм это, а просто красивая сказка. Не потянет современный человек христианского идеала! Помните, как в 17 году наши мужички-«богоносцы» храмы разоряли и священников в прорубях топили? Не знаю, как в Америке, а русскому человеку Вождь нужен.
Смердяков: Да и теперь-то в церковь больше «для порядка» ходят. А уж как бывшие секретари обкомов со свечечками стоят – умора…
Рван: Кто С…РѕРґРёС‚, кто РЅРµ С…РѕРґРёС‚ – это его личное дело. Р РІ чужую душу лезть нечего. РЇ уже имел честь сказать вам, что РІ СЌРїРѕС…Сѓ постмодерна нет никакой Рстины СЃ большой Р±СѓРєРІС‹ – слишком РјРЅРѕРіРѕ конкурирующих «картин мира» создало человечество Р·Р° СЃРІРѕСЋ историю. Рђ коли так, то Рё Голливуд С…РѕСЂРѕС€, Рё секретари СЃРѕ свечечками пригодятся – лишь Р±С‹ РЅРµ мешали РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ жить. Р’РѕС‚ умница Карл Поппер РІСЃС‘ это «открытым обществом» назвал. Толерантность нужна. Рначе Рё нельзя жить РІ РҐРҐI веке.
Смердяков: РђС…, Рван Федорович, РґР° РІС‹ же РјРѕРё заветные мысли высказываете! Если Р±С‹ СЏ так гладко говорить умел… Рђ РїСЂРѕ киберпанк РґР° РїСЂРѕ сатанинские сайты РІ интернете нас РЅРµ просветите? Очень хотелось Р±С‹ послушать-СЃ.
Федор Павлович: РџСЂРѕ это ты лучше Сѓ своего любимого Р–РёСЂРёРЅРѕРІСЃРєРѕРіРѕ СЃРїСЂРѕСЃРё. РћРЅ РІСЃС‘ знает – РЅРµ даром же каждой женщине РїРѕ мужику обещал. Р’РѕС‚ СѓР¶ действительно гений! Что хочет, то Рё РіРѕРІРѕСЂРёС‚, любой образ примет, Р° народ Р·Р° РЅРёРј, как овцы Р·Р° бараном, тянутся. Рто как, РїРѕ-твоему, Рван, называется?
Рван: Есть постмодерн РІ философии, есть РІ искусстве, есть Рё РІ политике. Предметом артизации (РІ том числе Рё политической) может быть РІ принципе любая вещь, поскольку РѕРЅР° РЅРµ обладает четко фиксированной онтологией.
Федор Павлович: Ох, Ванюша, попроще! Мы ведь университетов не кончали.
Рван: Проще РіРѕРІРѕСЂСЏ, это значит, что РЅРµ РёРјСЏ зависит РѕС‚ предмета, Р° предмет РѕС‚ имени. Рекомендую «Логико-философский трактат» Витгенштейна. Как назовешь вещь или человека, такими РѕРЅРё Рё Р±СѓРґСѓС‚. Здесь Р–РёСЂРёРЅРѕРІСЃРєРѕРјСѓ РІ политике действительно равных нет. Впрочем, то же самое делают, например, РџСЂРёРіРѕРІ РІ РїРѕСЌР·РёРё, Кулик – РІ акционизме, Юфит – РІ кино…
Митя: Рто тот самый РџСЂРёРіРѕРІ, который сам себя назначил великим поэтом, Рё велел называть себя РЅРµ иначе, как Дмитрий Александрович? Рђ художник Кулик – тот Рё РІРѕРІСЃРµ собаку РёР· себя изображает?
Смердяков: РС…, РјРЅРµ Р±С‹ такие таланты… Впрочем, РјС‹ Рё РІ своем трактире РЅРµ пропадем.
Рван: Напрасно иронизируете. Р’ современном искусствознании это называется «скандальной самопрезентацией». Рђ что прикажете делать художникам, РєРѕРіРґР° РІСЃРµ стихи Рё романы уже написаны, РІСЃРµ фильмы сняты, РІСЃРµ философские идеи высказаны? Нынешним Шекспирам остались только «римейки» – игровые перекодировки смысла РёР· РѕРґРЅРѕРіРѕ регистра РІ РґСЂСѓРіРѕР№. Homo ludens – РЅРµ худший тип человека.
Алеша: Вот тут я готов тебя поддержать, брат. Когда сказать по существу уже нечего, начинают говорить о самом говорении, и поневоле заговариваются. Почитай хотя бы того же Деррида – это же шаманское камлание, прости Господи!
Федор Павлович: Да СѓР¶, попался РјРЅРµ как-то РІ СЂСѓРєРё журнал В«Рскусство РєРёРЅРѕВ». РќРё словечка РЅРµ РїРѕРЅСЏР», Р° ведь РїСЂРѕ РєРёРЅРѕ пишут. Потом РјРЅРµ сказали, что это РѕРЅРё «по Дерриде ботают»…
Митя: Да они сами не понимают, что пишут. Как говорится, искусство кончилось, но остались искусствоведы – им же жалованье получать надо. А ведь прав был Ленин – из всех искусств для нас важнейшим является кино.
Рван: Р’Рѕ РјРЅРѕРіРѕРј прав был этот стряпчий. Р’ РҐY веке РёР· него вышел Р±С‹ отличный инквизитор. Рстория вообще РЅРµ для слабонервных. РќРѕ сейчас время фанатиков прошло. Сейчас время либералов – РІРѕС‚ посмотрите, какое разнообразие РІ интернете.
Алеша: Опять ты про интернет. Да ведь в этой «веселой относительности» интернета самый бесовский тоталитаризм и сидит.
Смердяков: Почему это?
Рван: РќРµ согласен. Р’РѕР·СЊРјРё СЃРїРёСЃРѕРє наиболее популярных сайтов РІ рунете. Между прочим, там РЅР° первом месте официальная страница Р СѓСЃСЃРєРѕР№ Православной церкви, РЅР° втором – РѕРґРёРЅ РёР· еврейскийх сайтов, Рё только РЅР° третьем – сатанинский. Jedem das seine, как РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ немцы.
Федор Павлович: Да уж, вольному - воля, спасенному – рай.
Алеша: Рнтернет – это пространство без стыда. Там нет различия между белым Рё черным, между Богом Рё сатаной.
Рван: Так всегда было РІ светской культуре. Культура – это прежде всего СЃРІРѕР±РѕРґР°.
Смердяков: Верно, верно. Захочу - оперетку послушаю, захочу – «Sex pistols» подключу.
Алеша: РўС‹ Писание забыл, Рван? Р’СЃРїРѕРјРЅРё РєРЅРёРіСѓ Бытия. Кто построил первые РіРѕСЂРѕРґР°, стал ковать РѕСЂСѓРґРёСЏ РёР· меди Рё железа, играть РЅР° гуслях Рё свирели? Потомки братоубийцы Каина. Старший сын изгнанных РёР· рая Адама Рё Евы начал СЃРІРѕСЋ земную деятельность СЃ убийства СЂРѕРґРЅРѕРіРѕ брата. Р—Р° это РѕРЅ был проклят Богом, Р° его дети Рё РІРЅСѓРєРё изобрели замену (эрзац) богообщения. Ею Рё стала культура. Культура – это пограничье между Богом Рё дьяволом, это светская (мирская) форма РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ жизни, РІ которой согрешивший РґСѓС… переживает наложенное РЅР° него проклятие.
Федор Павлович: А если я, грешный, не хочу ни того, ни другого, а просто по своей глупой воле пожить?
Рван: Живите, батюшка, кто же вам РЅРµ дает. Алексей, РїРѕ своему обыкновению, хочет навязать вам то, РЅР° что РІС‹ РЅРµ СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹.
Митя: Если человека на волю отпустить, он совсем свиньей станет. По себе знаю. Не случайно же при демократах чернуха со всех экранов лезет. Демократия «низ» любит, гениев и пророков казнит. Она убила Сократа и Христа, она выбрала Гитлера.
Смердяков: Рмеем право. Чай, РІ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ стране живем.
Рван: Разрешено РІСЃС‘, что РЅРµ запрещено. Р’ РҐY столетии разрешение РЅР° культуру давал великий инквизитор, РІ середине РҐРҐ века – генералиссимус Сталин. Сегодня дисциплинарные пространства цивилизации анонимны, диалогичны, РЅРёРєРѕРіРѕ РЅРё Рє чему РЅРµ принуждают. Хочет человек путешествовать РІ киберпространствах – пожалуйста. Хочет называть это «открытым обществом» – ради Бога. Может там хоть СЃ чертом полюбезничать – РјРЅРµ, РІРѕ РІСЃСЏРєРѕРј случае, РЅРµ привыкать. РћРЅ Рё без интернета РєРѕ РјРЅРµ захаживал.
Федор Павлович: Нет уж, увольте-с, мы лучше с коньячком-с.
Смердяков: Рђ РјРЅРµ нравится. РРЅРѕР№ раз РЅР° такой бесовский сайт заедешь… Р’РѕС‚ только смелости РЅРµ хватает. РћС‚ рождения Рє падучей склонен. РќСѓ, ничего, СЃРєРѕСЂРѕ такие лекарства изобретут…
Митя: Гуляйте, гуляйте, РіРѕСЃРїРѕРґР°. Только СЃРєРѕСЂРѕ РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР° РѕС‚ либерализма кушать начнете. РџСЂРѕ «золотой миллиард» слыхали? Рто же всемирное рабство! Сами же сказали: если Бога нет, РІСЃС‘ позволено. Человеку – особенно современному – железная СЂСѓРєР° нужна, Рё чтоб была РѕРЅР° страшна Рё любима. РћРЅР° Рё защитит его изнутри Рё снаружи. Помнится, Рё РІ Библии сказано: начало премудрости – страх Господень.
Алеша: Так Господень же страх и Господня любовь! А ты его, Митя, с человеческим запретом путаешь. У Фрейда – психиатра этого венского – культура ведь тоже всего лишь запретом оказалась, а сущность человека у него звериная. Рникаким либерализмом её не исправишь.
Федор Павлович: Рад бы в рай, да грехи не пускают.
Смердяков: А по мне и так хорошо. Рникакого вашего рая, Алексей Федорович, мне не надо. Вот известный поэт А.К. Толстой правильно писал: только то, говорит, и действительно, что для нашего тела чувствительно. А всё остальное – одни фантазии.
Рван: РўС‹, как всегда, вульгарен, лакей, РЅРѕ мыслишь логично. Р’Рѕ РІСЃСЏРєРѕРј случае, насильно РІ рай тебя никто тащить уже РЅРµ будет.
Смердяков: РЇ хоть Рё лакей, Р° побогаче некоторых Р±СѓРґСѓ. Р’РѕРЅ Сѓ меня РѕСЃРѕР±РЅСЏРє РІ три этажа строится. Рметь такой РґРѕРј интереснее, чем читать Томаса Манна – это СЏ СЃРІРѕРёРјРё ушами РїРѕ радио «Свобода» слышал. Рзвестный СѓРјРЅРёРє Борис Парамонов заявил.
Алеша: Умный человек РІ глубине души РёРЅРѕРіРґР° – ужасный пошляк. Рли РёРЅРѕРµ: «умен, как бес, Рё Р·РѕР» ужасно». Р’ Писании как раз Рѕ таких сказано, что «сыны века сего догадливее сынов света РІ своём роде»» (Лк. 16,8).
Федор Павлович: В Писании к любому случаю подходящую цитату подобрать можно. А ты представь себе, Алеша, что когда-нибудь все люди праведниками бы сделались. Оно хоть и свято, да скучновато.
Смердяков: Ну уж дудки! Однова живем.
Рван: Современная культура Рё хороша тем, что здесь каждый может найти СЃРІРѕСЋ нишу. РќР° рояле есть белые Рё черные клавиши - так же Рё РІ религии, искусстве, политике РҐРҐI века есть пространство СЃРІРѕР±РѕРґС‹. Музыка извлекается РёР· всей клавиатуры – иначе это РЅРµ музыка. Философия постмодерна знает факт многоликости РјРёСЂР°, Рё работает СЃ РЅРёРј. Постмодерн СЃРѕ своей тотальной РёРіСЂРѕР№ есть радикальный плюрализм истин: пусть расцветают РІСЃРµ цветы.
Митя: РћС‚ твоего «плюрализма» РїРѕ всему РјРёСЂСѓ уже Р±РѕР№РЅСЏ идет. Лет через 20 атомная Р±РѕРјР±Р° будет Сѓ любой РєСЂСѓРїРЅРѕР№ банды. Посмотрим тогда, как РІС‹, либералы, запоете. Кстати, РќСЊСЋ-Йорк 11 сентября 2001 РіРѕРґР° РїРѕ телевизору выглядел покруче любого Голливуда. В«Рлектронный привет» РѕС‚ Апокалипсиса!
Алеша: Вот в этом брат Дмитрий прав. Спецслужбы не властны над сердцем человека, если он вырастил в нём зло. Всякая власть есть в конечном счете духовная власть – это каждый день доказывают те же террористы-смертники, которые идут на гибель отнюдь не ради денег.
Рван: РҐРҐI век – это СЌРїРѕС…Р° модернизации Рё вестернизации всего РјРёСЂР°. РЎ расширением пространства культуры реальное зло будет маргинализовано Рё вытеснено РЅР° периферию цивилизации. Кстати, РІ киберпространстве может быть смоделировано («проиграно») любое зло, даже ядерный конец света – РЅРёРєРѕРјСѓ РѕС‚ этого хуже РЅРµ будет.
Федор Павлович: Ой ли?
Смердяков: Нас пугают, а мы не боимся. Кстати, под моим особняком крепкий каменный бункер будет. В случае чего – милости просим. Я уж там и запасец кое-какой сделал.
Алеша: РЇ называю вещи РёС… именами. Зверь СЃ компьютером Рё атомной РґСѓР±РёРЅРѕР№ РІ СЂСѓРєРµ – это плод современной безбожной цивилизации. Рменно любезный тебе постмодерн, Рван, уравнивает РґРѕР±СЂРѕ Рё зло, жизнь Рё смерть. Помните, как РІ рассказе Федора Михайловича Достоевского «Бобок» РїРѕРєРѕР№РЅРёРєРё РЅР° кладбище хотят «заголиться Рё обнажиться», чтобы РІ последний раз насладиться «пространством свободы» перед Страшным РЎСѓРґРѕРј. «Свобода от» Рё «свобода для» – совсем разные вещи.
Смердяков: А по мне всё едино. Свобода – она свобода и есть.
Митя: РћС‚ такой СЃРІРѕР±РѕРґС‹ РґРѕ концлагеря – РѕРґРёРЅ шаг. Только теперь это будет «электронный концлагерь». Уже теперь для всех ввели РРќРќ СЃ тайным РєРѕРґРѕРј 666. Рли это тоже «артизация»?
Алеша: Свободе воли христианина цифры не указ. Если бояться чисел, надо вырвать страницу 666 из всех книг, включая Библию. Бог насильно никого не спасает, но и сатана не может механически (без согласия самого человека) погубить его душу. Образ Божий сохраняется в людях в любом концлагере – будь он хоть обычный, хоть электронный. Читайте «Архипелаг ГУЛАГ».
Рван: Что-то РІС‹ больно либерально рассуждаете, Алексей Федорович! Рђ СЏ РІРѕС‚ вам мнение известного американца Артура Кларка приведу. РћРЅ РїСЂСЏРјРѕ РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что «техногенная цивилизация РЅР° высшей ступени своего развития РЅРµ отличается РѕС‚ магической». Рто хорошо знгают «кибернавигаторы» – обитатели только что упомянутых вами виртуальных пространств. Рђ фильм «Матрица» РІС‹ видели?
Федор Павлович: Вот белиберда-то!
Митя: Отнюдь РЅРµ белиберда, папаша! «Компьютерное поколение» давно уже живет РІ искусственной («артизированной») реальности РјРёСЂРѕРІРѕР№ паутины. Р’СЃРµ эти «юзеры», «хакеры»… РћРЅРё уже РЅРµ СЃ нами, Рё РёРј глубоко плевать РЅР° Рстину, Красоту, Р РѕСЃСЃРёСЋ. РЈ РЅРёС… даже язык РґСЂСѓРіРѕР№ – какой-то американо-машинный жаргон. Поколение «ПРВ», как назвал РёС… РѕРґРёРЅ современный писатель...
Смердяков: Хлеба и зрелищ – вот что нужно людям. Как было в Риме, так осталось и теперь. Хлеба у нас, спасибо демократам, довольно. Теперь подавай зрелища.
Рван: Рто РЅРµ просто зрелища. Ги Дебор правильно назвал современное общество «обществом спектакля». Рто СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРµ конструирование возможных РјРёСЂРѕРІ – РІ философии, РІ математике, РІ живописи, РЅР° сцене, РІ мультимедиа. Кстати, РІ РҐ1РҐ веке Шеллинг так определял романтизм: мышление Рѕ возможном. Сегодня постмодерн как мировоззрение Рё дигитальные технологии вообще сняли различие между возможным Рё действительным. Ныне то, что возможно, уже действительно, Р° действительность есть только РѕРґРЅР° РёР· возможностей. Если СѓРіРѕРґРЅРѕ, это Рё есть техногенная магия. Ещё Гераклит заметил, что вечность РїРѕС…РѕРґРёС‚ РЅР° ребенка, играющего РІ шашки. РЎ СЌРїРѕС…Рё Ренессанса европейская наука Рё колдовство РІ принципе неразделимы. РҐРҐI век только РґРѕРІРѕРґРёС‚ РґРѕ логического конца эту божественную РёРіСЂСѓ СЃ «матрицами» бытия.
Федор Павлович: Прелестно, прелестно.
Смердяков: Рмне нравится. Захочу – в преисподнюю загляну, захочу – Николь Кидман поцелую. Я специально для этой цели свой домашний кинотеатр с мощным компьютером соединил.
Рван: РўС‹ РЅРёР·РѕРє, лакей, РЅРѕ это святое право человека. РЈ тебя, как Рё Сѓ любой человеческой букашки, есть теперь культурная РЅРѕСЂРєР°. РќР° РѕРґРЅРѕР№ «виртуальной полянке» – голубые, РЅР° РґСЂСѓРіРѕР№ – розовые, РЅР° соседней – любители бабочек. Рто ещё РІ прошлом веке Тоффлер РІ своём «Футурошоке» предсказал. Глядишь, тебе ещё Рё «клонированное бессмертие» выпадет. Рђ Маклюен СЃРѕ своей «глобальной деревней» ошибся. Слишком РјС‹ РІСЃРµ разные оказались.
Алеша: Вы понимаете, братья, о чем толкуете? Да ведь это замена Божьего мира играми дьявола. Мозаичное сознание (и ещё более подсознание) реализует свои фантазии в электронной форме. Ему никто не противостоит. Человек становится «грешным богом», который всего хочет и всё может. Ему действительно всё позволено. Называйте это как угодно – магией, «артизацией», «фикциональным дискурсом» – вы хотите построить на человеческом грехе множество новых вселенных, и стать в них хозяевами, со своей религией, этикой и эстетикой. Не надо летать на другие планеты – вот они, под рукой. Об этом и говорится в Апокалипсисе: перед концом света антихрист будет манить людей чудесами. «Будете как боги» – вот мудрость Змея. «Прогресс» направлен к тому, чтобы осуществить её, и тем все народы соблазнить. Близко уже, при дверях.
Федор Павлович: Страшно, Алешенька, пожалей ты меня, старика…
Комментарий издателя: Рнтересно, РґРѕ чего РѕРЅРё договорятся РІ следующий раз, подумал СЏ, затворяя Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ дверь. РџСЂСЏРјРѕ как РЅР° ученом совете РґРёСЃРїСѓС‚ идет. «Русские мальчики», как известно, РІСЃРµ философы.
Беседа третья
Федор Павлович: Ну-с, государи мои, давайте завершать наши прения. Может, и жить-то всего ничего осталось, а мы всё разговоры разговариваем. Вы мне прямо скажите, чего вы хотите от искусства, от политики, от Бога? Начинай ты, Смердяков, у тебя всего понятнее.
Смердяков: Да чего тут мудрить – СЏ богатым Рё здоровым быть желаю. Р РІСЃРµ того же хотят, только некоторые (тут РѕРЅ посмотрел РЅР° Рвана Федоровича) это слишком умными словами выражают. Надеюсь, никто РЅРµ сомневается, что человек произошел РѕС‚ обезьяны? Вкусная еда Рё вкусный секс – РІРѕС‚ что ему нужно, Р° РІСЃС‘ остальное РїРѕ Р±РѕРєСѓ. РЇ же человек откровенный: чтоб всему РјРёСЂСѓ провалиться, Р° РјРЅРµ чтобы чай пить! РўСѓС‚ РІСЃС‘ РјРѕС‘ искусство, Рё Бог, Рё политика. Если «артизация» Рё «электронный концлагерь» РјРЅРµ РІ этом РїРѕСЃРѕР±СЏС‚, тем лучше.
Федор Павлович: Люблю тебя, насекомое, за прямодушие. Может, христианство, и правда, «прекрасная болезнь», как выразился недавно один талантливый петербургский критик?
Митя: Христианство ищет Бога РЅР° небе, Р° СЏ хочу его РЅР° земле. Бог должен быть близок - иначе жить неинтересно, особенно РЅР° Р СѓСЃРё. Западный человек научился обходиться без Рстины – РЅР° что покажет пальцем, то уже Рё искусство… Как сказал РјРЅРµ РѕРґРёРЅ знакомый немец, «в Европе жизнь конечна Рё без тайны». Никакими «реди-мейд» или «перформансами» РЅРµ заменишь реализм действительной жизни, РіРѕСЃРїРѕРґР°. Между прочим, это уже начали понимать восточные Рё южные (особенно исламские) народы – отсюда Рё террор. Хорошенькое дело – Сѓ Запада компъютеры Рё ракеты, Р° внутри-то пусто! РћС‚ этого РєРѕРіРґР°-то Древний Р РёРј СЂСѓС…РЅСѓР», несмотря РЅР° РІСЃРµ СЃРІРѕРё легионы. РќРµ дадут «золотому миллиарду» отгородиться РІ СЃРІРѕРёС… Голливудах! Кстати, «Танцующая РІ темноте» или «Догвиль» Ларса фон Триера – это попытка самозащиты Европы против «культурного империализма» Америки. Такого смеха над ней СЏ давно РЅРµ видел!
Федор Павлович: Ну конечно, тебе нового Сталина подавай! А Жириновского с его «арт-популизмом» не хочешь?
Митя: Сойдет на время и Жириновский – как переходная фигура, конечно. Шутам да юродивым всегда позволялось правду «с бубенчиками» говорить – это древнейшая форма «артизации» и есть.
Рван: Р–РёСЂРёРЅРѕРІСЃРєРёР№ отнюдь РЅРµ шут – это гений политического «артхауза». Таковы РІСЃРµ деятели бывшего андерграунда («другая» политика, «другое» искусство», «другая» любовь), которые стали сегодня официозом РІ масс-медиа. Включите любую программу РўР’ – убедитесь сами. РЇ уже РЅРµ РіРѕРІРѕСЂСЋ РѕР± интернете СЃ его «сетературой». «Человеку ведь нельзя, если нету Сѓ него», как написал известный РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ стихотворец Рубинштейн. Р’ современной цивилизации – СЏ имею РІ РІРёРґСѓ цивилизацию западного модерна СЃ началом РІ СЌРїРѕС…Сѓ Возрождения – произошли необратимые изменения. Нелепо требовать РѕС‚ неё возврата Рє цивилизации традиционной, СЃ её культом вечности, СЃ её космической онтологией Рё общиной . Такими были РєРѕРіРґР°-то Египет или Китай. Такой была РІ СЃРІРѕСЋ классическую РїРѕСЂСѓ Греция, которая тоже РЅРµ знала истории Рё личности. Впервые западная идея как таковая «попробовала» себя РІ Р РёРјСЃРєРѕР№ империи – Рё получила Тиберия Рё Нерона. Средние века РІ Европе – это продолжение СЂРёРјСЃРєРѕР№ империи РІ форме СЂРёРјСЃРєРѕР№ церкви (великий инквизитор). Рстория собственно Запада начинается СЃ РҐY века, СЃ СЌРїРѕС…Рё Возрождения, которая дала мощный толчок европейскому религиозно-культурно-политическому эксперименту.
Реформация и Просвещение продолжили этот опыт, переведя метафизические ценности – в инструментальные, соборность – в индивидуализм. «Джиоконда» Леонардо – это автопортрет новоевропейского человека как центра космоса. Философия Гегеля есть обожествленное мировидение такого человека. Прав Ницше: европейский Бог умер.
Человеку модерна самому приходится решать, что хорошо и плохо. Такова цена метафизической свободы. В постмодерне («артхаузе») цивилизационный эксперимент Запада просто доводится до радикального конца. Противоположность истине – не ложь, а другая истина. Гений западного модерна покинул небо и «ушел в себя» – ему не надо ничего никому доказывать. Сегодня искусство – это то, что он хочет считать искусством («концептуализм»), и то, что он продает в качестве искусства («артрынок»). То же самое с политикой и религией. Смешно говорить о капитализме там, где его в принципе быть не может (без протестантской морали здесь не обойдешься – опять спасибо М. Веберу). Ещё смешнее говорить о демократии при почти полной управляемости массы (нформационное оружие, прежде всего ТВ). Путь свободы – этот опыт элитарного «грешного бога», самого делающего свою историю – должен быть пройден до конца, чего бы это ни стоило.
Разумеется, РЅРё Рѕ какой «свободе для масс» РїСЂРё этом РЅРµ может быть Рё речи. Человек толпы – это «машина желания», Рё РѕРЅР° должна хорошо управляться. Р’ ближайшее время нас ждет новый феодализм, Р° затем, вероятно, Рё РЅРѕРІРѕРµ рабовладение – СЃ электронными чипами РїРѕРґ кожей каждого пустого лба. Р’ любой стране РјРёСЂР° плебс составляет три четверти населения (РєРёРІРѕРє РІ сторону Смердякова). Пусть РѕРЅ проживёт СЃРІРѕСЋ маленькую пошлую жизнь, РЅРѕ РїРѕРґ нашим контролем. Рначе хлопот РЅРµ оберешься. Всемирной черни нужен инквизитор СЃ мощным компьютером – тогда избранным открыты РІСЃРµ пути.
Федор Павлович: Браво, Рван Федорович! Только позвольте узнать, чем ваш «элитарный инквизитор» будет отличаться РѕС‚ правящей партии РїСЂРё военном РєРѕРјРјСѓРЅРёР·РјРµ или фашизме? Р РєСѓРґР° РѕРЅ поведет народы?
Рван: Коммунисты Рё фашисты насиловали Рё запрещали: РјС‹ дарим людям СЃРІРѕР±РѕРґСѓ – РІ том числе СЃРІРѕР±РѕРґСѓ зла. Пусть каждый решает Р·Р° себя. Маркс РіРѕРІРѕСЂРёР» Рѕ человеческой РїСЂРёСЂРѕРґРµ как самоцели, Ницше – Рѕ сверхчеловеке, Рвола – Рѕ солнечной империи, Хайдеггер – Рѕ бытии-Рє-смерти. РќРµ РІСЃС‘ ли равно, если это выбор самого человека? Посмотрите РЅР° Майкла Джексона – РѕРЅ белый Рё черный, Рё мужчина Рё женщина, Рё здоровый Рё безумный одновременно. Его СЃСѓРґСЏС‚, Р° РѕРЅ остаётся героем. Р’РѕС‚ предел «артизации». Главное, чтобы человек РјРѕРі СЃРІРѕСЋ волю заявить (РІ искусстве, РІ религии, РІ политике), Р° там посмотрим. Как заметил учитель всех французских экзистенциалистов Александр Кожев, «только Р РёСЃРє поистине актуализирует человеческое РІ человеке».
Митя: Но ведь западному «прыжку в свободу» всего-то каких-нибудь триста лет, а каков результат? Рождаемость у «золотого миллиарда» минимальная. Во Франции и Германии мусульман скоро будет больше, чем христиан. В некоторых странах Европы уже «венчают» однополые браки. В 2003 году англиканская церковь возвела в сан епископа открытого гомосексуалиста. Нефть и газ закончатся на земле до конца столетия – чем печь топить будем?
Рван: Термоядерная энергия неисчерпаема. Уже сейчас строится международный реактор ITER, Рё Р РѕСЃСЃРёСЏ РІ этом деле играет первую роль…
Алеша: Дайте Рё РјРЅРµ слово сказать. РњС‹ толкуем СЃ вами РѕР± искусстве, Рѕ политике, Рѕ жизни – РЅРѕ ведь РѕРЅРё неразрывны. Отвергнешь РѕРґРЅРѕ – порвешь РІСЃСЋ цепь. Рскусство – это движение Рє красоте: такова его онтология. Соответственно, наука – это приближение Рє истине, нравственность – стремление Рє благу. Рђ красота – это Дух, явленный как созерцание.
Можно что угодно делать с искусством (включать его в любой контекст, менять окружающее его социально-культурное поле и т. п.) – искусством оно останется до тех пор, пока являет бесконечное в конечном. Оно может даже отрицать красоту ради бе