"Автобиографическое начало" в творчестве Гоголя
Тема "автобиографическое начало" очень важна в творчестве любого писателя. Ее раскрытие предполагает указать, как отразились пережитые автором события, собственные воспоминания и личные впечатления в произведениях писателя. Для творчества Гоголя ля большое значение имеет также встречи с близкими ему людьми и его личная переписка.
Тема "автобиографическое начало" РЅРµ была выделена отдельно Сѓ РјРЅРѕРіРёС… исследователей творчества Гоголя, хотя касались РІ СЃРІРѕРёС… работах ее почти РІСЃРµ. Для настоящей работы большое значение имели труды РїРѕ биографии Гоголя (12, 15, 24, 29, 30, 56, 57), воспоминания его друзей!:: Рѕ встречах СЃ РЅРёРј (3 – 5, 21, 31, 37 – 40). Ртой темы очень близко касались РІ СЃРІРѕРёС… статьях Рќ. Котляревский(1). Р‘. Рќ. Скворцов(2).
Настоящая работа состоит из трех глав – в первой рассматривается повесть Гоголя "Портрет", написанная в 1842 году, во второй рой – поэма "Мертвые души", центральное произведение во всем творчестве Гоголя, в третье'" – "Выбранные места из переписки с друзьями", последняя книга Гоголя.
Для первой главы очень важны те мысли, которые высказывал Рќ, Котляревский РІ статье: "Художественное, философское Рё автобиографическое значение повести "Портрет". Рта работа показывает, как было выражено РІ повести "Портрет" автобиографическое начало РІ очень широком значении. Рќ. Котляревский писал РѕР± отношении Гоголя Рє искусству, Рє его собственному творчеству, которое РѕРЅ Рё выразил РІ своей повести. Р’ настоящей работе РјС‹ считаем нужным показать, насколько Гоголь был близок Рє художникам своего времени, какие иконописные школы особенно ценил. Р’ этом отношении большое значение имеет РєРЅРёРіР° Рќ. Р“. Машковцева(3). Р’ работе сравниваются РґРІРµ редакции повести. Рнтересно отметить, как РІ "Портрете" отразилось отношение Рє собственному труду самого Гоголя.
Вторая глава посвящена "Мертвым душам". Об "автобиографических источниках" в этом произведении писал Б. Н. Скворцов в брошюре “Личные источники “Мертвых душ”. “Личные источники“ он разделил на четыре вида: 1) непосредственно автобиографические, 2) наблюдения над характерами близких и знакомых, 3) черты быта, где-то подмеченные автором, а также 4) материал, сообщенный Гоголю другими. Почти весь материал, собранный Б. Н. Скворцовым, приводится в настоящей работе. Многие детали "Мертвых душ" связаны с воспоминаниями детства, проведенного Гоголем в Нежине, и другими событи ями его жизни. Сами герои "Мертвых душ" имеют автобиографические черты. Гоголь писал об этом в "Четырех письмах по поводу "Мертвых душ": "Я уже от многих своих гадостей избавился тем, что передал их своим героям..."(4).
Для настоящей работы большое значение имеют "Духовное завещание" Рё "Предисловие" Рє "Выбранным местам...", РјРЅРѕРіРѕРµ объясняющие РІ творчестве Гоголя. "Авторская исповедь" также рассматривается как своеобразный автокомментарий Рє произведениям писателя, поэтому эти статьи РЅРµ рассматриваются нами специально – РІ РЅРёС… автор сам РїСЂСЏРјРѕ РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ себе, раскрывается РІ РЅРёС… намного более, чем РІ СЃРІРѕРёС… произведениях. Р’ "Авторской исповеди" Гоголь РіРѕРІРѕСЂРёР» РѕР± автобиографичности своего творчества, особенно это относилось Рє РєРЅРёРіРµ "Выбранные места РёР· переписки СЃ РґСЂСѓР·СЊСЏРјРё". РћРЅ писал: “Справедливее всего следовало Р±С‹ назвать эту РєРЅРёРіСѓ верным зеркалом человека" (С‚.6 СЃ.205). Р, далее: “Как Р±С‹ то РЅРё было, РЅРѕ Р’ ней есть РјРѕСЏ собственная исповедь; РІ ней есть излиянье Рё души Рё сердца моего" (С‚.Р± СЃ.208).
Глава о "Выбранных местах..." показывает, как тесно связана эта книга с личной перепиской автора, какое было окружение Гоголя в 1840-х годах, с кем он был особенно близок. В этой главе предполагается проследить, как менялись взгляды автора на определенные вопросы (§ 1), чем поддерживалось все его творчество. В статьях и письмах, помещенных в книге, Гоголь ясно высказывал те мысли, которые руководили им при написании его произведений. Творчество писателя вырастало из духа его христианской жизни, особенно это проявляется при сравнении отдельных мыслей, высказываемых Гоголем в "Выбранных местах..." с выписками из книг святых отцов, которые он делал в течение своей жизни.
Поэтому "автобиографическое начало в творчестве Гоголя" – это не только связь его творчества с внешними событиями, а отражение в произведениях его собственной духовной жизни. Как только Гоголь понял, что вся жизнь человека должна стать стремлением к Богу, совершенствованием себя ради Бога, он стал относиться к писательству как к определенному служению. Гоголь старался отразить в своих произведениях собственный духовный опыт. Об этом он писал в "Авторской исповеди”: “Я поместил кое-что из этих проделок над самим собой из желания добра" (т. 6 с.214). В настоящей работе предполагается собрать воедино то, что было написано на эту тему у других исследователей, а также попытаться посмотреть на творчество писателя с точки зрения православного христианина, то есть так, как его видел сам автор.
ГЛАВА 1 “ПОРТРЕТ”
В одной из “Петербургских повестей” Гоголя “Портрет” ярко отразилось автобиографическое начало. В “Портрете” Гоголь высказал свои взгляды на искусство, свое отношение к творчеству, которое потом мы встречаем в других его произведениях.
Н. Котляревский в статье “Художественное, философское и автобиографическое значение повести “Портрет”” писал, что Гоголь “стремился передать читателю впечатления истинного, высокого вдохновения и искусства” и выразил наиболее полно те мысли , которые были высказаны им в предыдущих статьях об искусстве (“Портрет” — славословив искусства и более полное художественное повторение тех мыслей, какие Гоголь высказывал в своем гимне скульптуре, живописи и музыке, в своем воззвании к гению, в статье о Пушкине и в других своих лирических излияниях”(5). Котляревский считал, что в “Портрете” выражены две мысли, отличающие его от других повестей того времени и важные для всего творчества Гоголя. Первая мысль связана с размышлениями художника над границами приближения искусства к действительности: “Не служит ли искусство самому греху, когда так правдиво его воспроизводит?”, вторая — о религиозном призвании искусства (“:…Он <Гоголь> думал, что он совершил тяжкий грех, отдавшись свободно своему вдохновению, он верил, что на нем лежит обязанность искупить все им сотворенное новой творческой работой и он у Бога также просил вдохновенья, чтобы Он помог ему на новом пути уже не просто воспроизведения действительности, а ее воссоздания в идеальных образах”(6). Далее Котляревский утверждает , что “постом и молитвой замаливал и Гоголь свой грех реалиста-художника”(7).
Рќ. Р“. Машковцев РІ РєРЅРёРіРµ “Гоголь РІ РєСЂСѓРіСѓ художников” высказывал такую мысль, что “Портрет” Рё “Невский проспект” составляют как Р±С‹ диптих РЅР° основании того, что РёС… черновики РёРґСѓС‚ РІ РѕРґРЅРѕР№ тетради параллельно. Машковцев сравнивал профессора Чарткова СЃ художником Венециановым, СЃ которым Гоголь познакомился РІ конце тридцатых РіРѕРґРѕРІ, поскольку слова учителя Чарткова, обращенные Рє нему, были похожи РЅР° то, что РіРѕРІРѕСЂРёР» СЃРІРѕРёРј ученикам Венецианов. Рђ прототипом художника, удалившегося РІ Рталию для совершенствования своего таланта РѕРЅ считал Рђ. Рђ. Рванова. Рќ. Р“. Машковцев отмечал, что РІ первой редакции “Портрета”, напечатанной РІ 1835 РіРѕРґСѓ РІ СЃР±РѕСЂРЅРёРєРµ “Арабески”, преобладают фантастический Рё эсхатологический элементы, Р° РІРѕ второй редакции, вышедшей РІ “Современнике” Р·Р° 1842 РіРѕРґ, более освещены РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, связанные СЃ художниками Рё РёС… жизнью. Р’ образе ростовщика РѕРЅ увидел прежде всего власть денег, СЃ помощью которой сатана держит РІ СЃРІРѕРёС… руках РјРёСЂ.
Гоголь СЃ ранней юности был знаком СЃ различными видами искусства, РІ том числе, СЃ живописью. Понятие РѕР± изящных искусствах РѕРЅ получил еще РІ Нежине. Р’ Нежинской гимназии был хороший учитель рисования Рљ. РЎ. Павлов. Рсследователь творчества Гоголя Рџ. Рђ. Кулиш РІ “Опыте биографии Рќ.Р’. Гоголя” писал: Р’ гимназии было тогда Рё РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ (РІ Лицее)есть несколько хороших пейзажей, исторического стиля картин Рё портретов. Вслушиваясь РІ суждения Рѕ РЅРёС… учителя рисования , человека необыкновенно преданного своему искусству, Рё будучи подготовлен Рє этому практически, Гоголь уже РІ школе получил основные понятия РѕР± изящных искусствах, Рѕ которых впоследствии РѕРЅ так сильно, так пламенно писал РІ разных статьях СЃРІРѕРёС…, Рё уже СЃ того времени предметы стали обрисовываться для его глаза так определительно, как РІРёРґСЏС‚ РёС… только люди, знакомые СЃ живописью”(8).
“Я всегда чувствовал маленькую страсть к живописи”, -писал Гоголь о себе в статье “Несколько слов о Пушкине”, напечатанной в сборнике “Арабески”(т.7, с.263). Гоголь делал успехи в рисовании. Так, в письме к родителям из Нежина от 22 января 1824 года, он просил их прислать рамки для картин, сделанных им пастелью. Позднее Гоголь занимался и в Академии художеств.
В Риме, который он посетил в конце тридцатых годов, Гоголь близко столкнулся с жизнью художников, с миром искусства. Почти все его письма римского периода дышат этими впечатлениями. Так, 15 апреля 1837 года н. ст, он писал А. С. Данилевскому о Рафаэле, чье имя не раз упоминается и в “Портрете” : В магазинах только Оссия да антики. Но зато для наслаждений художнических <…>Ты не можешь себе дать никакой идеи, что такое Рафаэль. Ты будешь стоять перед ним, также безмолвный и обращенный весь в глаза, как ты сиживал некогда перед Гризи” ( т.9, с. 104).
В другом письме к А. С. Данилевскому от 5 февраля 1839 года н. ст. Гоголь писал и о своих занятиях: “До сих пор я больше держал в руке кисть, чем перо. Мы с Жуковским рисовали на лету лучшие виды Рима.” ( т.9, с. 124).
Р’ повести изображается СЃСѓРґСЊР±Р° молодого художника Чарткова, начавшего трудиться над СЃРІРѕРёРјРё этюдами Рё рисунками РІ бедности, почти нищете. Рта бедность была хорошо знакома молодому Гоголю. Р’ РїРёСЃСЊРјРµ Рє матери РѕС‚ 30 апреля 1829 РіРѕРґР° РѕРЅ рассказывал, что ему РЅРµ хватает денег РЅР° проживание РІ четырехэтажном РґРѕРјРµ “ каретного мастера Рохима”, поэтому РѕРЅ Рё решил взяться Р·Р° литературные труды (“Как РІ этом случае РЅРµ приняться Р·Р° СѓРј, Р·Р° вымысел, чтобы добыть этих проклятых, подлых денег <…> РІРѕС‚ СЏ Рё решился….”(С‚.9, СЃ. 24)). Р’ этом РїРёСЃСЊРјРµ РѕРЅ РїСЂРѕСЃРёР» Сѓ матери прислать ему что-РЅРёР±СѓРґСЊ РѕР± “обычаях Рё нравах малороссиян”, так как РІСЃРєРѕСЂРµ РёРј были напечатаны “Вечера РЅР° хуторе близ Диканьки”. Гоголь понимал, как трудно было молодому художнику, еще РЅРёРєРѕРјСѓ РЅРµ известному, развивать СЃРІРѕР№ талант так, как РѕРЅ считает нужным Рё РїСЂРё этом зарабатывать деньги. Рћ таких талантах РѕРЅ писал Рє Шевыреву 8 сентября 1847 РіРѕРґР° РЅ. СЃС‚.: “Еще прошу особенно тебя наблюдать Р·Р° теми РёР· юношей, которые уже вступили РЅР° литературное поприще. Р’ РёС… положение хозяйственное стоит, право, взойти. РћРЅРё принуждены бывают весьма часто РёР·-Р·Р° дневного пропитания брать работы РЅРµ РїРѕ силам <…>. Сколько ночей РѕРЅ должен просидеть, чтобы выработать себе нужные деньги, особенно если РїСЂРё этом сколько-РЅРёР±СѓРґСЊ совестлив Рё думает Рѕ своем РґРѕР±СЂРѕРј имени !” (С‚.7, СЃ. 570). РџРѕРґРѕР±РЅРѕРµ состояние художника Гоголь описал РІ первой редакции “Портрета”: “Его грызла совесть; РёРј овладела та разборчивая, мнительная Р±РѕСЏР·РЅСЊ Р·Р° СЃРІРѕРµ непорочное РёРјСЏ, которая чувствуется юношею, носящим РІ себе благородство таланта…” (С‚.7, СЃ. 280). Трагическая СЃСѓРґСЊР±Р° Чарткова близка судьбам РґРІСѓС… знакомых автора, Беранжера Рё Близнецова, Рѕ которых РѕРЅ рассказывал Рђ.РЎ. Данилевскому РІ РїРёСЃСЊРјРµ РѕС‚ 2 мая 1831РіРѕРґР°: “С РґСЂСѓР·СЊСЏРјРё твоими, Беранжером Рё Близнецовым, случились несчастия. Первый долго скитался без приюта Рё уголка, изгнанный РёР· ученого сообщества РЎРјРёСЂРґРёРЅР° неумолимым С…РѕР·СЏРёРЅРѕРј РґРѕРјР°, вздумавшем переделывать его квартиру. РўСЂРё РґРЅСЏ Рё три ночи РЅРµ было вести Рѕ Беранжере; наконец, РЅР° четвертый день увидели РЅР° окошках РґРѕРјСѓ графини Ланской (РіРґРµ были двери). Хозревов РЅР° белых лошадях, Р° бедный Близнецов сошел СЃ ума” ( С‚.7, СЃ. 569).Рзображение персидского принца Хозрев-РњРёСЂР·С‹ фигурирует РІ РѕР±РѕРёС… редакциях “Портрета”. Само место жительства Чарткова выбрано Гоголем РЅРµ случайно: РЅР° Пятнадцатой линии Васильевского острова РІ Петербурге обыкновенно жили художники РїРѕ причине соседства СЃ Академией.
Р’ первой редакции “Портрета” РІ описании кладовой ростовщика Петромихали автор упоминает бриллиантовый перстень бедного чиновника, “получившего его РІ награду неутомимых СЃРІРѕРёС… трудов”. Рто — автобиографическая деталь, так как, согласно “Послужному СЃРїРёСЃРєСѓ Рќ. Р’. Гоголя , будучи, старшим учителем истории РІ Патриотическом институте благородных девиц, 9 марта 1834 РіРѕРґР° “в награду отличных трудов” Гоголь был “пожалован РѕС‚ Ея Рмператорского Величества бриллиантовым перстнем” (С‚.7, СЃ. 571).
Р’ “Портрете” нашли отражение взгляды РЅР° художественное искусство самого автора. Рћ художнике, совершенствовавшемся РІ Рталии, РѕРЅ пишет: “Он РЅРµ РІС…РѕРґРёР» РІ шумные беседы Рё СЃРїРѕСЂС‹; РѕРЅ РЅРµ стоял РЅРё Р·Р° пуристов, РЅ против пуристов. РћРЅ равно всему отдавал должную ему часть, извлекая РёР·Рѕ всего только то, что было РІ нем прекрасно, Рё наконец, оставил себе РІ учители РѕРґРЅРѕРіРѕ божественного Рафаэля” (С‚. 3, СЃ.87). Пуристы — это РіСЂСѓРїРїР° немецких художников, сформировавшаеся РІ первой половине XIX века РІ главе СЃ Р¤. Овербеком Рё Рџ. Корнелиусом , которые хотели возродить ясность, простоту, целое миросозерцание живописцев дорафаэловской СЌРїРѕС…Рё. Будучи знакомым СЃ художниками этого РєСЂСѓРіР°, Гоголь относился Рє РЅРёРј скептически, считая бесплодным внешнее подражание старым мастерам, изучение РёС… внешних приемов без проникновения РІ глубину изображаемого предмета Рё жизнь Церкви (РїРѕ воспоминаниям Рџ. Р’. Анненкова, Гоголь, услышав рассказ РѕРґРЅРѕРіРѕ знакомого Овербека, заметил: “Подобная мысль могла только явиться РІ голове немецкого педанта”(9)). Как Рё художник, изображенный РІ поаести, Гоголь предпочитал этим живописцам “божественного Рафаэля”. Рђ. Рћ. РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° вспоминала , что Гоголь “раз взглянув РЅР° Рафаэля РІ Р РёРјРµ, РЅРµ РјРѕРі слишком увлекаться РґСЂСѓРіРёРјРё живописцами”. Однако отношение Гоголя Рє Рафаэлю РЅРµ было однозначным. Намного выше его писатель ценил православных художников, “у которых краска ничего, Р° РІСЃРµ РІ выражении Рё чувстве”(10). Р’ творениях Рафаэля Гоголь РЅРµ РјРѕРі РЅРµ признавать искусство великого мастера, противопоставляя его наплыву бездарных картин, которые так СЏСЂРєРѕ изображены РёРј РЅР° первой странице “Портрета”. Отношение Рє искусству как Рє “ремеслу”, необходимому лишь для заработка денег Рё льстящему вкусам заказчиков, Гоголь показал РІ отношении Рє художеству Чарткова. Чартков, увлекшийся суетной славой Рё писанием модных портретов, РІСЃРєРѕСЂРµ стал СЃ пренебрежением говорить РѕР± искусстве: “О художниках Рё РѕР± искусстве РѕРЅ изъяснялся теперь резко: утверждал, что прежним художникам уже чересчур РјРЅРѕРіРѕ приписано достоинства, что РІСЃРµ РѕРЅРё РґРѕ Рафаэля писали РЅРµ фигуры, Р° селедки <;…> что сам Рафаэль даже писал РЅРµ РІСЃРµ хорошо Рё Р·Р° РјРЅРѕРіРёРјРё произведениями его удержалась только РїРѕ преданию слава…” (С‚. 3, СЃ.484). РџРѕ воспоминанию Рћ. Рќ. РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№, дочери Рђ. Рћ. РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№, Гоголь передает здесь слова художника Дмитриева, жившего РІ Р РёРјРµ: “Гоголь возмущался утверждениями Дмитриева, особенно тем, что Дмитриев называл школу Перуджини les primitifs Рё дорафоэловские селедки”(11).
РќРѕ РІ “Портрете” показан пример истинного отношения Рє искусству. РЎ. Рџ. Шевырев, прочитав “Портрет” РІ “Современнике” Р·Р° 1842 РіРѕРґ, писал Гоголю 26 марта 1843 РіРѕРґР°: “Ты РІ нем так раскрыл СЃРІСЏР·СЊ искусства СЃ религией, как РЅРёРіРґРµ РѕРЅР° РЅРµ была раскрыта”. Р’Рѕ второй части “Портрета” Гоголь изобразил художника, который “веровал простой, благочестивой верою предков, Рё оттого, может быть, РЅР° изображенных РёРј лицах являлось само СЃРѕР±РѕР№ то высокое выражение, РґРѕ которого РЅРµ могли докопаться блестящие таланты” (С‚. 4, СЃ.494). Рто выражение Гоголь заметил РЅР° иконах византийцев.
Образ этого СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ художника, долго совершенствовавшего СЃРІРѕР№ талант РІ Рталии, близок самому Гоголю. РќР° образ этого художника РјРѕРі повлиять также Рђ. Рђ. Рванов. Р“. Рџ. Галаган, познакомившийся СЃ Гоголем РІ 1843 РіРѕРґСѓ РІ Р РёРјРµ благодаря Чижову, писал Рѕ близости убеждений Рё художественных устремлений Гоголя Рё Рванова: “Часто РіРѕРІРѕСЂРёР» <Гоголь> РѕР± искусствах Рё всегда РІ мнениях СЃРІРѕРёС… сходился СЃ Рвановым, СЃ которым был особенно дружен. РўСЂСѓРґРЅРѕ было узнать, кто РёР· РЅРёС… был более РїРѕРґ влиянием РґСЂСѓРіРѕРіРѕ. Рванова СЏ знал ближе, чем Гоголя, Рё РјРѕРі заметить, что мнения Гоголя ценились РёРј СЃ каким-то глубоким уважением даже РІ отношении искусства”(12).
Гоголь глубоко сознавал, что бес может проникнуть РІ самое вдохновение художника, Рё РїСЂРё том, что РѕРЅ отдавал всего себя своему делу, РѕРЅ понимал, что нельзя обожествлять искусство. Р’ повести выразилось осознание Гоголем того, что искусством можно служить Богу или дьяволу. Так, узнав Рѕ СЃСѓРґСЊР±Рµ написанного портрета, художник “совершенно убедился РІ том, что кисть его послужила дьявольским орудием, что часть жизни ростовщика перешла РІ самом деле как-РЅРёР±СѓРґСЊ РІ портрет Рё тревожит теперь людей, внушая бесовские побуждения, совращая художника СЃ пути, порождая страшные терзанья зависти Рё РїСЂРѕС‡., Рё РїСЂРѕС‡..” (С‚. 3, СЃ. 105). Сам Гоголь очень строго относился Рє своему творчеству. Начиная СЃ первых СЃРІРѕРёС… произведений, РѕРЅ часто уничтожал РёС…, сознавая РёС… несовершенство, Р° позднее Рё глубоко раскаивался РІ РЅРёС…. Рто подтверждает следующий случай. Раз, увидев СЃРІРѕРё РєРЅРёРіРё РІ библиотеке Сѓ священника Рѕ. Роанна Базарова, РѕРЅ сказал: “Как! Рэти несчастные попали РІ вашу библиотеку !” РћРЅ раскаивался РІ своем творчестве, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ художнику, описанному РІ “Портрете”. РљРѕРіРґР° художник РїРѕРЅСЏР», что, изобразив ростовщика, РѕРЅ поддался нечистому, то оставил РјРёСЂ Рё ушел РІ монастырь, РіРґРµ РїСЂРѕРІРѕРґРёР» время РІ трудах Рё подвигах покаяния. Р’ 1845 РіРѕРґСѓ Гоголь сам хотел уйти РІ монастырь, оставив литературное творчество. РћР± этом вспоминает РІ СЃРІРѕРёС… “Записках” дочь православного священника РЎ. Рљ. Сабинина - Марфа Степановна Сабинина: “Он <Гоголь> приехал РІ Веймар, чтобы поговорить СЃ РјРѕРёРј отцом Рѕ своем желании поступить РІ монастырь. Р’РёРґСЏ его болезненное состояние, следствием которого было ипохондрическое настроение РґСѓС…Р°, отец отговаривал его Рё убедил РЅРµ принимать окончательно решения”(13). Рћ высоком авторитете РЎ. Рљ. Сабинина для Гоголя РіРѕРІРѕСЂРёР» тот факт, что РѕРЅ включил его РїРёСЃСЊРјРѕ “ Рћ почитании святых” РІ СЃРІРѕР№ СЃР±РѕСЂРЅРёРє СЃРїРёСЃРѕРє РёР· творений святых отцов. Р’ Веймаре Рє РЎ. Рљ. Сабинину обращались РјРЅРѕРіРёРµ РёР· гоголевского окружения — РЎ. Рџ. Шевырев, РџРѕРіРѕРґРёРЅ, Бодянский. Желание Гоголя стать монахом звучит Рё РІ РїРёСЃСЊРјРµ Рє графу Рђ. Рџ. Толстому “Нужно проездиться РїРѕ России”, включенном РІ РєРЅРёРіСѓ “Выбранные места РёР· переписки СЃ друзьями”: “Нет выше звания, как монашеское, Рё РґР° СЃРїРѕРґРѕР±РёС‚ нас Бог надеть РєРѕРіРґР°-РЅРёР±СѓРґСЊ простую СЂРёР·Сѓ чернеца, так желанную душе моей, Рѕ которой уже Рё помышленье РјРЅРµ РІ радость” (С‚. 6, СЃ.85). Рћ том, как должен художник заботиться Рѕ душе своей, поскольку РІСЃРµ его заблуждения РјРѕРіСѓС‚ стать соблазном для РґСЂСѓРіРёС…, РіРѕРІРѕСЂРёС‚ монах-художник своему сыну: “Да хранит тебя Всевышний РѕС‚ СЃРёС… страстей ! <…> Спасай чистоту души своей. Кто заключил РІ себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится РјРЅРѕРіРѕРµ, РЅРѕ ему РЅРµ простится” (С‚. 3, СЃ. 108). Рту же мысль Гоголь выразил позднее РІ “Авторской исповеди”: “Но если РѕРЅ <писатель> <…> сам еще РЅРµ воспитался так, как гражданин земли своей Рё гражданин всемирный <…>, тогда ему даже опасно выходить РЅР° поприще: его влияние может быть скорее вредно, чем полезно” (С‚. 6, СЃ. 226).
Для Гоголя художественное творчество было тесно связано СЃ душевным очищением Рё духовным ростом человека. Р’ “Портрете” художник, будучи РІ монастыре, прежде чем написать образ для церкви, сказал, что “трудом Рё великими жертвами РѕРЅ должен прежде очистить СЃРІРѕСЋ душу, чтобы удостоиться приступить Рє такому делу” (С‚. 3, СЃ.103). Сам Гоголь считал СЃРІРѕР№ труд над “Мертвыми душами” неразрывным СЃ внутренней работой над СЃРѕР±РѕР№, Рѕ чем Рё писал РІ письмах сороковых РіРѕРґРѕРІ. Р’ РїРёСЃСЊРјРµ Плетневу РІ октябре 1843 РіРѕРґР° есть такие слова: “Сочинения РјРѕРё так связаны тесно СЃ духовным образованием меня самого, Рё такое РјРЅРµ нужно РґРѕ того времени вынести внутреннее сильное воспитание душевное, глубокое воспитание, что нельзя Рё надеяться РЅР° СЃРєРѕСЂРѕРµ появление РјРѕРёС… новых сочинений”(14). Рђ РІ июле 1844 РіРѕРґР° РѕРЅ писал Языкову: “Ты спрашиваешь, пишутся ли “Мертвые души” ? Рпишутся, Рё РЅРµ пишутся <…> РЇ РёРґСѓ вперед — идет Рё сочинение, СЏ остановился — нейдет Рё сочинение”. Рта работа была необходима Гоголю, так как РѕРЅ понимал РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ ответственность писателя Р·Р° СЃРІРѕРµ слово, Рё то влияние, которое РѕРЅРѕ окажет РЅР° РґСЂСѓРіРёС…. Р’ своем “Завещании” РѕРЅ также высказывает мысль Рѕ высоком призвании искусства: “Я писатель, Р° долг писателя — РЅРµ РѕРґРЅРѕ доставленье приятного занятия СѓРјСѓ Рё РІРєСѓСЃСѓ; строго взыщется СЃ него, если РѕС‚ сочинений его РЅРµ распространится какая-РЅРёР±СѓРґСЊ польза душе Рё РЅРµ останется РѕС‚ него ничего РІ поучение людям” (С‚. 6, СЃ.11). Рђ РІ “Портрете” РІ уста уже очистившего СЃРІРѕСЋ душу художника Гоголь вложил слова Рѕ том Божественном РјРёСЂРµ Рё благодарении Богу, которое вызывает РІ душе человека произведение искусства, вдохновляемое Духом Святым: “РР±Рѕ для успокоения Рё примирения всех РЅРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІ РјРёСЂ высокое созданье искусства. РћРЅРѕ РЅРµ может поселить ропота РІ душе, РЅРѕ звучащей молитвой стремится вечно Рє Богу”. Р’ своей повести Гоголь выразил глубокое понимание цели искусства: “Намек Рѕ божественном, небесном рае заключен для человека РІ искусстве, Рё потому РѕРґРЅРѕРјСѓ РѕРЅРѕ уже выше всего” (С‚. 3, СЃ.107).
ГЛАВА 2 “МЕРТВЫЕ ДУШР”
Первый том РїРѕСЌРјС‹ Рќ. Р’. Гоголя “Мертвые души” была начата РІ 1842 РіРѕРґСѓ. РћРЅР° мыслилась автором как РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ эпическое произведение, имеющее своею целью “объять РІСЃСЋ Русь”. До нас дошел только первый том этого произведения Рё отдельные главы второго. Рћ значении РїРѕСЌРјС‹ Гоголь писал Рђ. Рћ. РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ РІ 1845 РіРѕРґСѓ: “Вовсе РЅРµ губерния, Рё РЅРµ несколько уродливых помещиков, Рё РЅРµ то, что РёРј приписывают, есть предмет “Мертвых душ”. Рто РїРѕРєР° еще тайна, которая должна быть РІРґСЂСѓРі, Рє изумлению всех (РёР±Рѕ РЅРё РѕРґРЅР° душа РёР· читателей РЅРµ догадалась), раскрыться РІ последующих томах” (С‚. 6, СЃ. 78). Р’ РїРѕСЌРјРµ Гоголь сумел выставить наружу РІСЃСЋ пошлость пошлого человека, Р° РІ последующих томах РѕРЅ хотел изобразить РґСѓС…РѕРІРЅРѕРµ возрождение СЃРІРѕРёС… героев. Р’ “Четырех письмах РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ “Мертвых душ” РѕРЅ писал, что “русского человека испугала его ничтожность более, чем РІСЃРµ его РїРѕСЂРѕРєРё Рё недостатки” (С‚. 6, СЃ. 78). Автор хотел, чтобы его РїРѕСЌРјР° была полезна Рё для читателей, Рё для него самого. Рзображая пошлость Рё убожество СЃРІРѕРёС… героев, РѕРЅ хотел, чтобы читатели обратились Р±С‹ РЅР° самих себя Рё увидели Р±С‹ собственные недостатки. Рћ себе РѕРЅ писал: “Никто РёР· читателей РјРѕРёС… РЅРµ знал того, что, смеясь над РјРѕРёРјРё героями, РѕРЅ смеялся надо мной” (С‚. 6, СЃ. 78). Рдалее: “Я уже РѕС‚ РјРЅРѕРіРёС… СЃРІРѕРёС… гадостей избавился тем, что передал РёС… СЃРІРѕРёРј героям” (С‚. 6, СЃ. 81).
Однако Гоголь передал своим героям “Мертвых душ не только свои пороки и недостатки. Несмотря на эпичность и широту этого произведения, в нем отразилось множество личных черт автора.
В “Мертвых душах” ярко выразилось автобиографическое начало. В “Четырех письмах по поводу “Мертвых душ” Гоголь так писал об этом произведении: “ ‹…› герои мои потому близки душе, что они из души; все мои последние сочинения — история моей собственной души” (т. 8, с. 77). Замысел “Мертвых душ” тоже связан с биографией писателя — по мнению Б. Н. Скворцова(15), история с покупкой мертвых душ, описанная в поэме, произошла на родине Гоголя. Дальний его родственник Пивинский устроил такую аферу. Гоголь писал в “Авторской исповеди”, что сюжет “Мертвых душ” дал ему Пушкин, но случай с Пивинским был ему также, наверное, известен.
Р‘. Рќ. Скворцов РІ своей брошюре “Личные источники “Мертвых душ”, написанной РЅР° нашу тему указывает четыре РІРёРґР° “личных источников”: собственно автобиографические, наблюдения над характерами близких Рё знакомых ( РІ третьем РїРёСЃСЊРјРµ РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ “Мертвых душ” Гоголь писал: “Тут, РєСЂРѕРјРµ РјРѕРёС… собственных, есть даже черты РјРЅРѕРіРёС… РјРѕРёС… приятелей, есть Рё твои” (С‚. 6, СЃ. 79). Третий источник — это черты быта, подмеченные автором, Рё четвертый — материал, сообщенный РґСЂСѓРіРёРјРё. РћР± автобиографичности СЃРІРѕРёС… героев автор писал РІ “Четырех письмах РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ “Мертвых душ” — “С этих РїРѕСЂ СЏ стал наделять СЃРІРѕРёС… героев сверх РёС… собственных гадостей моей собственной РґСЂСЏРЅСЊСЋ. Р’РѕС‚ как это делалось: взявши РґСѓСЂРЅРѕРµ свойство РјРѕРµ, СЏ преследовал его РІ РґСЂСѓРіРѕРј званье Рё РЅР° РґСЂСѓРіРѕРј поприще, старался себе изобразить его РІ РІРёРґРµ смертельного врага” (С‚. 6, СЃ. 78). Р’ РїРёСЃСЊРјРµ Рє Рђ. Рћ. Россет РѕС‚ 15 апреля 1847 РіРѕРґР° Гоголь писал Рѕ том, что если Сѓ него РЅРµ найдется достаточно материала, то РІ “Мертвых душах” РЅР° место людейи высунется его собственный нос”(16). РќР° основании слов самого автора, Р‘. Рќ. Скворцов писал: “… РњС‹ РЅРµ ограничимся установлением наличности РІ героях “Мертвых душ” РѕРґРЅРѕР№ лишь “дряни” Рё “гадости” автора, Р° вообще — всех его черт, какие только возможно установить. Было РІ характере Гоголя что-то Рё маниловское, Рё чичиковское, Рё даже ноздревское”(17). Образцом маниловщины СЃ ея “именинами сердца” Скворцов считал ранние РїРёСЃСЊРјР° Гоголя, особенно — РїРёСЃСЊРјРѕ РѕС‚ 1 октября 1824 РіРѕРґР°, РіРґРµ РѕРЅ поздравляет мать СЃ днем Ангела (Позвольте, дражайшая маминька! Позвольте поздравить вас СЃ днем Ангела вашего, СЃ СЃРёРј блаженнейшим днем для каждого нежного Рё благодарного сына. Ваша родительская любовь Рё нежность, ваши благодеяния, ваши Рѕ РјРЅРµ попечения, — РІСЃРµ СЃРёРµ побуждает меня приняться Р·Р° перо, чтоб изъявить вам СЃРІРѕСЋ благодарность” (С‚. 9, СЃ. 9). Скворцов отмечал, что Чичиков, как Рё Гоголь, имел страсть Рє приобретению чернильниц, вазочек, пресс-папье…. Рту черту отмечал РІ СЃРІРѕРёС… воспоминаниях Рѕ писателе Р›. Арнольди: “Гоголь очень любил Рё ценил хорошие вещи Рё РІ молодости, как сам РѕРЅ РјРЅРµ РіРѕРІРѕСЂРёР», имел страстишку Рє приобретению разных ненужных вещиц: чернильниц, вазочек, пресс-папье Рё РїСЂРѕС‡.”(18). Р’ “Мертвых душах” отразилась также привычка Гоголя, переданная героям РјРЅРѕРіРёС… его произведений, узнавать РјРЅРѕРіРѕРµ через слуг. Р›. Арнольди вспоминал РѕР± этом: “ РџРѕРєСѓРґР° РјС‹ обедали, РѕРЅ РІСЃРµ время разговаривал СЃ половым, расспрашивая его, откуда РѕРЅ, сколько получает жалованья, РіРґРµ его родители, кто чаще РґСЂСѓРіРёС… заходит Рє РЅРёРј РІ трактир, какое кушанье больше любят чиновники РІ Малоярославце Рё какую РІРѕРґРєСѓ употребляют, С…РѕСЂРѕС€ ли Сѓ РЅРёС… городничий Рё тому РїРѕРґРѕР±РЅРѕРµ. Расспросил Рѕ всех живущих РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Рё близ РіРѕСЂРѕРґР° …”(19). Прием разузнавать РІСЃРµ нужное среди слуг использовался РІ “Ревизоре”, РІ “Ргроках”. Чиновники РіРѕСЂРѕРґР° NN узнавали Рѕ Чичикове “посредством лакейских знакомств”.
Р‘. Рќ. Скворцов считал, что физиологический облик Чичикова — совершенно противоположный Гоголю. Гоголь писал РІ РїРѕСЌРјРµ: “Автор должен признаться, что весьма завидует аппетиту Рё желудку такого СЂРѕРґР° людей” (С‚.5, СЃ. 59). РџРѕ воспоминаниям Рџ. Рђ. Анненкова, Гоголь страдал бессонницей, приступами слабости, Рё РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ отличался особенным здоровьем. Р’ РїРѕСЌРјРµ отразилось Рё душевное состояние автора. Р‘. Рќ Скворцов писал: “Проследим теперь, как отразилось РІ “Мертвых душах” душевное состояние Гоголя, какой след передуманное РёРј Рё пережитое оставило РЅР° страницах знаменитой поэмы”(20). Преобладающее настроение первой части — грустное, РѕРґРЅР° РёР· причин которого — Р±РѕСЏР·РЅСЊ наступающей преждевременной старости. РћР± этом Гоголь писал РІ РїРёСЃСЊРјРµ Рє Рђ. РЎ. Данилевскому РѕС‚ 5 февраля 1839 РіРѕРґР° РЅРѕРІРѕРіРѕ стиля: “Мы приближаемся СЃ тобою СЃ (Высшие Силы! Какая это тоска!) Рє тем летам, РєРѕРіРґР° СѓС…РѕРґСЏС‚ РЅР° РґРЅРѕ глубже наши живые впечатления Рё РєРѕРіРґР° наши ослабевающие силы, СѓРІС‹, часто РЅРµ РІ силах вызвать РёС… наружу …. Пусть РјС‹ будем иметь хотя несколько РјРёРЅСѓС‚, РІ которые будем свежи Рё молоды” (С‚. 9, СЃ. 122-123). Начало шестой главы РїРѕСЌРјС‹ перекликается СЃРѕ строками этого РїРёСЃСЊРјР° — “Прежде, давно РІ лета моей юности…” (С‚. 5, СЃ.103). Душевное состояние после разлуки СЃ Р–СѓРєРѕРІСЃРєРёРј отразилось РІ одиннадцатой главе первого тома РїРѕСЌРјС‹. Р’ РїРёСЃСЊРјРµ Рє Р–СѓРєРѕРІСЃРєРѕРјСѓ Гоголь описывал опустевшую комнату: “Мне РІСЃРµ кажется, что РёР· нее кто-то РЅР° минуту выехал или выезжает, что наполовину уложенный чемодан стоит посередине, РїРѕ всем углам клоки обверточной бумаги, веревочек…”. Рти минуты перед отъездом Гоголь описал РІ РїРѕСЌРјРµ: “В продолжение этого времени РѕРЅ ‹Чичиков› имел удовольствие испытать приятные РјРёРЅСѓС‚, известных каждому путешественнику, РєРѕРіРґР° РІ чемодан РІСЃРµ уложено Рё РІ комнате валяются только веревочки, бумажки РґР° разный сор…” (С‚. 5, СЃ.199).
При описании дома Собакевича Гоголь изображал то, что было близко и ему самому: “Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин - удобства…” (т. 5, с.88). В 1830 году Гоголь был вовлечен в хлопоты по поводу дома в Васильевке, он заботился о том, чтобы было соблюдено как можно больше экономии и вместе с тем, чтобы дать постройкам лучший вид.
Третий РІРёРґ источников — детские воспоминания Гоголя. Так, РїСЂСѓРґ РІ деревнях Манилова Рё Петуха напоминают РїСЂСѓРґ РІ Васильевке посреди сада. Р’ “Мертвых душах” нашли отражение те случаи, которые происходили РІ жизни Гоголя Рё были замечены РёРј Рё некоторыми РёР· его современников. Так, РІ первой главе РїРѕСЌРјС‹ РІ описании РіРѕСЂРѕРґР°, который отправился посмотреть недавно приехавший Павел Рванович Чичиков, есть следующая деталь: “Кое-РіРґРµ просто РЅР° улице стояли столы СЃ орехами, мылом Рё пряниками, похожими РЅР° мыло…” (С‚.5, СЃ.14). РЎ. Рў. Аксаков вспоминал случай, произшедший СЃ Гоголем: “не РїРѕРјРЅСЋ, РіРґРµ-то предлагали нам купить РїСЂСЏРЅРёРєРѕРІ. Гоголь, взявши РѕРґРёРЅ РёР· РЅРёС…, начал СЃ самым простодушным РІРёРґРѕРј Рё серьезным голосом уверять продавца, что это РЅРµ РїСЂСЏРЅРёРєРё; что РѕРЅ ошибся Рё захватил как-РЅРёР±СѓРґСЊ РєСѓСЃРєРё мыла вместо РїСЂСЏРЅРёРєРѕРІ, что Рё РїРѕ белому РёС… цвету это РІРёРґРЅРѕ, РґР° Рё пахнут РѕРЅРё мылом, что пусть РѕРЅ сам отведает Рё что мыло стоит гораздо дороже, чем РїСЂСЏРЅРёРєРё. Продавец сначала очень серьезно Рё убедительно доказывал, что это точно РїСЂСЏРЅРёРєРё, Р° РЅРµ мыло, Рё, наконец, рассердился”(21).
Большое значение для “Мертвых душ” имеют детские воспоминания Гоголя. В описании сада, окружавшего дом Манилова, отразились пейзажи Васильевки, близкие Гоголю с детства. Василий Афанасьевич Гоголь, отец писателя, разбил в парке аллеи и клумбы, у него были беседки и грот. Некоторым из них он давал названия: аллея “Долина спокойствия”, беседка “Мечта”…(22)
Гоголь описывал усадьбу Манилова: “…были разбросаны РїРѕ-английски РґРІРµ-три клумбы СЃ кустами сиреней Рё желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами РєРѕРµ-РіРґРµ возносили СЃРІРѕРё мелколистные жиденькие вершины. РџРѕРґ РґРІСѓРјСЏ РёР· РЅРёС… РІРёРґРЅР° была беседка СЃ плоским зеленом куполом, деревянными голубыми колоннами Рё надписью: “Храм уединенного размышления” (С‚. 9, СЃ. 124). РџРѕ мнению исследователя творчества Гоголя Р’. Р. Шенрока , РІ РѕСЃРЅРѕРІСѓ изображений РґРѕСЂРѕРі, РїРѕ которым путешествовал Чичиков, Рё дорожных впечатлений легли путевые впечатления автора РІРѕ время поездок РІ Нежин, РіРґРµ учился Гоголь, Рё обратно РІ Васильевку. Шенрок так писал РѕР± этом: “Рскренние, РІ высшей степени прочувствованные воспоминания Гоголя Рѕ детстве РІ начале шестой главы “Мертвых душ” Рё особенно Рѕ поездках Рё Рѕ РґРѕСЂРѕРіРµ имеют, несомненно весьма важное автобиографическое значение. Всего важнее РІ этом смысле следующие слова его после длинного перечисления предметов Рё людей, привлекавших его внимание: “я уносился мысленно Р·Р° РЅРёРјРё, РІ бедную жизнь их”. Р’ РїРѕСЌРјРµ Гоголь РіРѕРІРѕСЂРёР» Рѕ РґРѕСЂРѕРіРµ: “А сколько родилось РІ тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений !” (С‚. 5, СЃ. 203). Шенрок считал, что “известная доля этих впечатлений накопилась РІ чутком детском возрасте Рё несомненно, С‚_РіРґР° развивалась восприимчивостьлк РЅРёРј, Р° равно “странное созвучие впечатлениям длинной РґРѕСЂРѕРіРё зародилось, наверное, еще очень рано”(23).
В 1821 году Гоголь был принят в Нежинскую гимназию высших наук. Многое из того, что он видел там и слышал, оставило глубокий отпечаток в его душе, многое отразилось потом в его произведениях. П. А. Кулиш писал о Гоголе того периода: “ Маленькие злые, ребяческие проказы были в его духе, и то, что он рассказывает в “Мертвых душах” о гусаре, списано с натуры”(24). В поэме Гоголь сравнивал положение чиновников, приведенных в замешательство дамами губернского города, с положением школьника, “которому сонному товарищи, вставшие пораньше, сунули в нос гусара, то есть бумажку, наполненную табаком. Потянувши впросонках весь табак к себе со всем усердием спящего, он пробуждается вскакивает ‹…›и потом уже различает озаренные косвенным лучом солнца стены, смех товарищей, скрывшихся по углам, и глядящее в окно наступившее утро, с проснувшимся лесом, звучащим тысячами птичьих голосов, и с осветившеюся рекою, там и там пропадающею блещущими загогулинами тонких тростников …” (т. 9, с. 173). П. А Кулиш. в своем “Опыте биографии Н. В. Гоголя” писал, что эти “блестящие загогулины между тонких тростников” живо напоминают тому, кто знает местность Нежинского Лицея, протекающую мимо него тихую, поросшую камышами речку, а проснувшийся лес, звучащий тысячами птичьих голосов, есть не что иное, как тенистый обширный сад Лицея, похожий на лес.”(25). В конце шестой главы, Чичиков, возвращаясь от Плюшкина в гостиницу, слышит “те слова, которые вдруг обдадут, как варом, какого-нибудь замечтавшегося двадцатилетнего юношу” (т. 5, с. 122), автор в образе “замечтавшегося двадцатилетнего юноши”, который “в небесах и к Шиллеру заехал в гости” (т. 5, с. 122), изобразил своего нежинского приятеля Н. В. Кукольника. Кукольник увлекался тогда шиллеровскими драмами, и Гоголь прозвал его “Возвышенным”. В то время увлекался Шиллером и Гоголь. В апреле 1827 года он писал матери из Нежина, что за “Шиллера” заплатил немалые то тем временам деньги — сорок рублей. В начале седьмой главы поэмы он рассуждает о двух разных писателях. В первом, который “из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры ‹…› и, не касаясь земли весь повергался в свои далеко отторгнутые от нее и возвеличенные образы” (т. 5, с. 123), угадывается образ Шиллера. Однако в поэме звучит уже критическое к нему отношение: “Он окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека” (т. 5, с. 123). Ему противопоставляется “судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога…” (т. 5, с. 123). Скорее всего, говоря об этом писателе, Гоголь думал о себе.
Другое лицо РёР· Нежинской гимназии, которое Гоголь воплотил РІ своей РїРѕСЌРјРµ РІ образ — преподаватель естественного права Рќ. Р“. Белоусов. Гоголь писал Рѕ нем 19 марта 1827 РіРѕРґР° Высоцкому: “Я РЅРµ знаю, можно ли достойно выхватить этого редкого человека. РћРЅ обходится СЃРѕ всеми нами совершенно как СЃ РґСЂСѓР·СЊСЏРјРё СЃРІРѕРёРјРё, заступается Р·Р° нас против притязаний конференции нашей Рё профессоров-школяров. Р, признаюсь, если Р±С‹ РЅРµ РѕРЅ, то Сѓ меня недостало Р±С‹ терпения окончить курс”(26). Профессор естественного права Николай Григорьевич Белоусов появился РІ гимназии РІ мае 1825 РіРѕРґР°. Скорее всего, именно РѕРЅ является прототипом “чудного наставника” Тентетникова, описанного РІРѕ втором томе РїРѕСЌРјС‹. Гоголь писал РѕР± этом “чудном наставнике”: “Александр Петрович имел дар слышать РїСЂРёСЂРѕРґСѓ СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ человека Рё знал язык, которым нужно говорить СЃ ним” (С‚. 5, СЃ. 233). Однако Александр Петрович РІ ранней редакции второго тома РіРѕРІРѕСЂРёР», “что прежде всего следует пробудить РІ человеке честолюбие” (С‚. 5, СЃ. 233), Рё РѕС‚ учеников требовал СѓРјР°. Гоголь РЅРµ разделял этого мнения. Р’ РїРёСЃСЊРјРµ РёР· “Выбранных мест РёР· переписки СЃ друзьями” “Христианин идет вперед” РѕРЅ писал Рѕ пути развития христианина. Гоголь указывал высшую цель, которую должен преследовать человек РІ своей жизни, РїСЂСЏРјРѕ противоположную честолюбивым стремлениям: “желанье быть лучшим Рё заслужить рукоплесканье РЅР° небесах придает ему такие шпоры, каких РЅРµ может дать наисильнейшему честолюбцу его ненасытимейшее честолюбие” (С‚. 6, СЃ. 51). Далее Гоголь пишет: “Ум РЅРµ есть высшая РІ нас способность” (С‚. 6, СЃ. 51). РћРЅ понимал, что человеку необходимыум Рё тот более высокий “разум”, которым учил Александр Петрович, однако утверждал РІ РїРёСЃСЊРјРµ, что “есть высшая еще способность; РёРјСЏ ей - мудрость, Рё ее может дать нам