«Анатомия» общества: Принципы «социальной статики»
Момджян К.Х.
Структурный анализ в социальном исследовании — весьма непростое занятие. Оно осложняется многими обстоятельствами, и прежде всего тем, что человеческое общество относится к высшему типу «органических» систем, которые уже упоминались нами выше.
Напомним, что части таких систем РЅРµ просто взаимосвязаны, РЅРѕ еще Рё взаимоположены, С‚.Рµ. РјРѕРіСѓС‚ существовать лишь РІ рамках целого, лишь РІ СЃРІСЏР·Рё РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј. Рто означает, Рє примеру, что РІ истории нет, РЅРµ было Рё РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ будет общества, РІ котором существовала Р±С‹ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР°, РЅРѕ отсутствовала культура, наличествовало Р±С‹ управление, РЅРѕ отсутствовало воспитание детей.
Более того, части органически целостных систем, возникшие в результате саморазвития единого субстанциального начала, обладают структурной изоморфностью, делающей возможным их взаимопроникновение (к примеру, различие между политикой и экономикой как организационно выделенными частями социального целого отнюдь не мешает им вступать в отношения композиционного пересечения, рождая такой феномен, как «экономическая политика»).
Указанные обстоятельства, как уже отмечалось выше, чрезвычайно осложняют структурное членение общества, однако, не делают его невозможным — как в этом убеждены сторонники крайних форм «холизма», считающие такой подход заранее обреченной попыткой «разъять музыку как труп» или «поверить алгеброй гармонию».
В действительности структурный анализ является не только оправданным, но и необходимым для любого исследователя, который не ограничивается созерцанием внешних жизнепроявлений общества, но стремится понять его устройство. Важно лишь, чтобы такой анализ подчинялся неким общим правилам структурного рассмотрения органически целостных объектов.
Согласно первому РёР· этих правил, общество, как Рё РґСЂСѓРіРёРµ системы органического типа, обладает собственными, объективно выделенными РІ нем частями, которые должны «регистрироваться» ученым Рё РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть объектом произвольного конструирования РІ соответствии СЃ его личными предпочтениями. Рными словами, общество следует членить РЅРѕ «принципу апельсина», учитывая собственные «дольки», которые создала РІ нем РїСЂРёСЂРѕРґР°, Р° РЅРµ РїРѕ «принципу краюхи хлеба», разрезаемой РїР° любые произвольные РєСѓСЃРєРё.
Второе правило структурного анализа органических систем уже упоминалось нами в связи со структурным рассмотрением простейшего акта человеческой деятельности — социального действия. Согласно этому правилу, структурный анализ общества, как и любой другой сложноорганизованной системы, предполагает анализ частей, а вовсе не свойств или состояний, присущих этим частям.
Напомним, что, выделяя в живом организме такие специализированные части, как сердце, легкие или печень, мы не можем включить в этот список потребность в кислороде или чувство голода, которые сами по себе не интересуют анатомию, являясь предметом другой дисциплины — физиологии.
Аналогичным образом должна поступать и социальная теория. Не будем забывать, что структурный анализ в ней осложняется огромным многообразием общественных явлений, к числу которых относятся и предметы, которыми мы пользуемся, и процессы, в которых участвуем, и группы, в которые мы входим, потребности, которые мы испытываем, чувства, которые переживаем, отношения, в которые вступаем, и многое другое. Нам предстоит упорядочить сложнейшую мозаику, «рассортировать» такие разные явления, как наука, свобода, чувство стыда, эксплуатация, патриотизм, конкурс красоты, война, школа, собственность на станки и сами станки и прочее, и прочее, и прочее. Чтобы осуществить эту задачу, теория должна прежде всего уметь отделить «агнцев от козлищ» — части общества в их взаимном соотношении, составляющие собственно структуру, от порожденных ее функционированием свойств и состояний частей, рассмотрение которых при всей его важности не входит в собственную задачу структурного анализа.
Наконец, согласно третьему правилу, структурное рассмотрение общества, как Рё РІСЃСЏРєРѕР№ РґСЂСѓРіРѕР№ сложной системы, должно учитывать наличие РІ нем частей «разного калибра», занимающих РІ его структуре далеко РЅРµ одинаковое место. Рными словами, структурный анализ общества РёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР· наличия РІ социальной системе целого СЂСЏРґР° различных структурных уровней, находящихся РІ отношениях иерархического соподчинения. Говоря конкретнее, речь идет РѕР± СѓСЂРѕРІРЅРµ подсистем, или наиболее крупных частей системы, обладающих собственным разветвленным строением; СѓСЂРѕРІРЅРµ элементов, представляющих СЃРѕР±РѕР№ самые мелкие ее части (сохраняющие субстанциальное свойство целого); Рё СѓСЂРѕРІРЅРµ компонентов, занимающих промежуточное положение между подсистемами целого Рё его элементами.
Подобную структурную многомерность общества проще всего проиллюстрировать путем аналогии с системой, которая, казалось бы, должна быть известна нам лучше всего — нашим собственным организмом31. Тем не менее, если спросить человека «с улицы», из каких частей он состоит, ответ чаще всего сведется к бессистемному перечислению таких внешних «деталей», как руки, ноги, голова, туловище и пр.
Рным будет ответ человека, хорошо знающего анатомию. Р’РѕРїСЂРѕСЃ Рѕ частях нашего организма заставит его переспросить: «А какой уровень структурной организации вас интересует?В» Поинтересовавшись уровнем подсистем, РјС‹ получим уже вполне конкретный ответ: дыхательная, пищеварительная, центральная нервная, мускульно-опорная, кровообращения Рё С‚.Рґ. Поинтересовавшись компонентной организацией дыхательной подсистемы, РјС‹ узнаем, что РѕРЅР° включает РІ себя легкие, Р±СЂРѕРЅС…Рё, дыхательное горло Рё РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ органы Рё ткани. Рти органы, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, состоят РёР· более дробных компонентов, которые делятся РІСЃРµ далее Рё далее — вплоть РґРѕ простейших биологических клеточек, включающих РІ себя клеточное СЏРґСЂРѕ, цитоплазму Рё прочие уже неделимые «кирпичики» биологического организма (дальнейшее деление таких элементов даст нам уже части, РЅРµ обладающие свойствами живого, представляющие интерес для С…РёРјРёРєРѕРІ, физиков, РЅРѕ РЅРµ собственно биологов).
Подобным же многоуровневым строением обладает и человеческое общество, в составе которого структурный анализ обязан выделить подсистемы, образующие их компоненты и простейшие элементы, дальнейшее членение которых «убивает» субстанциальные свойства социального. «То, что обычно называется общественной жизнью или общественными явлениями, — справедливо замечает П.А. Сорокин, — представляет собой комплекс фактов и процессов настолько сложный, что изучить его, не разложив на составные части, совершенно невозможно»32.
Увы, современная социальная теория, претендующая на анализ общества в его системной целостности, не может похвастаться единством мнений по этому важному вопросу. Существующие школы предлагают разные его решения, рассматривая в статусе подсистем, компонентов и элементов самые различные явления общественной жизни33.
Важнейшими причинами такого разнобоя являются, на наш взгляд, или излишняя «философизация» социальной статики, попытка решить ее проблемы методами спекулятивного умозрения, или, напротив, сугубо эмпирический подход к ней, стремление обнаружить части социальной системы «на ощупь» методам эмпирического «социологизма», оторванного от социально-философской рефлексии общества и противопоставленного ей.
Вместе с тем именно проблемы социальной статики, по нашему убеждению, наиболее ярко демонстрируют концептуальное взаимопересечение философского и социологического взглядов на общество, призванных дополнять, но не заменять друг друга. Подобное взаимодополнение мы назвали бы четвертым правилом структурного анализа, нарушение которого дорого обходится и социальной философии, и социологии.
В самом деле, наибольшую сложность в структурном анализе общества, как мы увидим ниже, вызывает вопрос о «ненасильственном» выделении подсистем как «главных», наиболее крупных частей самодостаточной социальной системы. Очевидно, что решение этого вопроса находится в прямой зависимости от понимания ученым природы социума как «рода бытия в мире», его субстанциальной основы, к которой сводится все многообразие общественных явлений. Ниже мы увидим, к примеру, что попытка представить в качестве субстанции социального феномен сознания (предпринятая, в частности, П. Сорокиным) ведет к структурным схемам, которые качественно отличны от схем, основанных на понимании социального как предметной деятельности человека, не редуцируемой к форме его самосознания.
Столь же существенно сказывается на социальной статике понимание теоретиком природы общества как организационной формы воспроизводства социального. Очевидно, что «субъектная», «институциональная» или «деятельностная» парадигмы такого понимания ведут к весьма различным взглядам на характер и число подсистем общественной организации.
Так, многие теоретики, полагающие, что общество проявляет себя в качестве коллективного группового субъекта общественной жизни, делят его, соответственно, на социальные группы, человеческие коллективы, рассматривая самые большие из них в качестве искомых подсистем общества. Таковыми нередко признают «гражданское общество», включающее в себя в качестве компонентов множество неполитических групп (классы, профессиональные корпорации, семьи, объединения по интересам и т.д.) и «государство» в широком смысле слова, включающее в себя множество различных политических союзов, организаций и институтов.
Другие ученые, являющиеся сторонниками институциональной парадигмы, полагают, что основное членение общества связано не с разделением на группы, а с выделением исходных типов общественных отношений, носителями которых группы являются.
Такова, к примеру, точка зрения многих сторонников Маркса, считающих, что главными частями, подсистемами общества являются «базис», понимаемый как совокупность производственно-экономических отношений, и «надстройка», образуемая отношениями политико-юридическими. Группы же рассматриваются в качестве компонентов, включенных в ту или иную подсистему: классы относят к сфере базиса, государство — к сфере надстройки, а некоторые объединения людей (к примеру, семью) относят одновременно и к сфере базиса, и к сфере надстройки.
Наконец, направление, исходящее из деятельностной парадигмы (которое мы считаем наиболее верным), полагает, что подсистемы общества как организационной формы самодостаточной групповой активности образуются основными типами деятельности, необходимыми для совместного существования людей. Поэтому для выделения подсистем общества и их последующего членения следует прежде всего установить такие человеческие занятия, осуществление которых придает социальным группам самодостаточность, позволяет им автономно существовать и развиваться, создавать все необходимые условия для жизни своих членов — всех вместе и каждого в отдельности.
Все эти точки зрения так или иначе представлены в отечественной социальной философии, издавна обсуждающей проблему подсистем общества, именуемых большинством специалистов сферами общественной жизни. Вместе с тем именно эта проблематика представляет собой, по нашему убеждению, наиболее слабое место, ахиллесову пяту исторического материализма, который монопольно господствовал в нашей философии и до сих пор доминирует в ней.
В самом деле, сторонники материалистического понимания истории всегда были единодушны в интерпретации основных детерминационных зависимостей, функциональных взаимоопосредований, существующих в обществе. Никто из них не сомневался и не сомневается в первичности «общественного бытия» перед «общественным сознанием» или в том, что «базис» определяет «надстройку», а материальное производство — социальный, политический и духовный порядки общественной жизни.
Рначе обстояло дело СЃ попытками дать структурное наполнение этих абстракций, указать РЅР° те действительные фрагменты общественной жизни, которые составляют содержание «общественного бытия», «базиса», «материального производства» или «социальной сферы общества». Р’ этом случае теоретики демонстрировали ощутимый разнобой мнений, неспособность прийти Рє общей интерпретации ключевых для исторического материализма определений, неявно сформулированных его классиками (достаточно сказать, что РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёСЏ РїРѕ проблеме «общественного бытия» длилась РІ советской философской литературе более двадцати лет Рё РЅРµ привела Рє выработке солидарного понимания этой категории).
Существует множество причин такой «недоразвитости» структурной проблематики в наиболее влиятельном направлении отечественной социальной философии. Наиболее общей из них можно считать экспансию ценностного сознания в сферу рефлективной проблематики, а именно влияние революционаристских интенций марксизма, в результате которых внимание его сторонников концентрировалось на «диалектических законах развития общества», в то время как интерес к его структурным константам рассматривался как проявление «метафизического» взгляда на историю. Несомненной причиной «структурного дефицита» можно считать также «гиперфилософизацию» исторического материализма, которая проявилась в попытке решать структурно-социологические проблемы с помощью предельных философских абстракций, в стремлении разложить все многообразие социокультурных явлений по полочкам «материального» и «идеального» в общественной жизни34.
Как бы то ни было, приходится констатировать, что в «постсоветской» социальной философии отсутствует должная ясность в вопросах структурной организации общества, природе его подсистем, компонентов и элементов. Многие отечественные специалисты до сих пор убеждены в том, что понятие «материальное производство» является синонимом понятия «экономика» (не различая тем самым тип деятельности и систему распределительных отношений, возникающих по поводу ее средств и результатов); что культура представляет собой сумму «форм общественного сознания» и даже совокупность «материальных и духовных ценностей» человечества. Сложнейшие проблемы до сих пор пытаются решать методом «гласа Божьего из горящего куста» — то есть поиском готовых, «цитатных» ответов у некритически оцениваемых авторитетов.
В результате все еще встречаются типологические схемы, в которых одни подсистемы общества выделены по деятельностному основанию («сфера хозяйства»), другие — по институциональному («политическая сфера» как совокупность отношений между классами, нациями и государствами), а третьи — по субъектному («социальная сфера»), понятая как сфера жизнедеятельности интегративных полифункциональных субъектов — естественноисторических общностей людей, представленных все теми же нациями и классами) и пр.
Все эти обстоятельства заставляют нас уделить особое внимание проблемам социальной статики, рассмотрение которых мы начнем с попытки «донаучного», основанного на интуиции и здравом смысле введения в типологию подсистем как институциональных сфер коллективной деятельности людей.
2. Как выжить на необитаемом острове?
Стремясь наглядно объяснить природу общества как самодостаточного социального коллектива, мы использовали пример с группой людей, вынужденных бороться за существование в условиях полной изоляции, проживания на некоем необитаемом острове. Мы указали на то, что единственный отличный от нуля шанс выжить представится этой группе лишь в том случае, если она окажется способной имитировать общество, создавая все необходимые условия существования своим собственным трудом.
Теперь, переходя к рассмотрению структурных характеристик общества, мы — в соответствии с деятельностной парадигмой их выделения — должны ответить на вопрос: что именно придется делать людям ради выживания, какие из форм совместной деятельности лягут в основу их общественной жизни?
Совершенно очевидно, что ближайшей потребностью наших робинзонов окажутся жизнеобеспечивающие продукты, от которых зависит биологическое существование каждого человека. Если обратиться к известному роману Жюля Верна «Таинственный остров», в котором описана подобная ситуация, мы вспомним, что жители острова Линкольна с первых дней своего пребывания на нем были вынуждены заниматься собирательством, охотой на тетеревов, ловлей лососей и черепах, позднее — выращиванием пшеницы, разведением муфлонов и т.д. Колонисты затратили много сил на создание удобного и безопасного жилья, изготовление одежды и других необходимых предметов индивидуального и коллективного потребления. Для их создания, естественно, понадобилось изготовить соответствующие средства труда, включая сюда луки и стрелы, рыболовные снасти, топоры, ломы, клещи и другие инструменты из выплавленного металла, разнообразные гончарные изделия, кирпичи, нитроглицерин для взрывных работ и т.д.
РЇСЃРЅРѕ, однако, что РІ любом обществе СЃРїРёСЃРѕРє необходимых для выживания занятий РЅРµ ограничится областью хозяйственных забот. РќРµ будем забывать специфику человеческого труда, согласно которой построить РґРѕРј РјРѕРіСѓС‚ люди, знающие, как именно строят РґРѕРјР°. Перед тем как возвести строение РёР· бревен, человек, как уже отмечалось выше, должен построить его РІ своей голове, создать некоторый план, схему, проект необходимой ему постройки. РќР° ранних этапах человеческой истории, РєРѕРіРґР° так называемый «физический труд» еще РЅРµ отделился РѕС‚ труда «умственного», проектирование Рё воплощение проектов РІ жизнь было, как правило, делом РѕРґРЅРёС… Рё тех же людей, С‚.Рµ. строитель сам для себя являлся архитектором, слесарь — инженером. РќРѕ постепенно общественное производство столкнулось СЃ задачами, которые РЅРµ могли быть решены РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ собственных знаний Рё умений непосредственных работников. Нет Рё РЅРµ было РЅР° земле каменщиков, плотников или слесарей, которые могли Р±С‹ сами «вприглядку» создать Парфенон или метательную машину, оборонявшую Сиракузы РѕС‚ СЂРёРјСЃРєРѕРіРѕ РІРѕР№СЃРєР°. Для этого необходимо РѕСЃРѕР±РѕРµ профессиональное мастерство зодчих Рктина Рё Каллистрата, знания великого механика Архимеда Рё РёС… менее известных коллег, которых мудрая история освободила РѕС‚ необходимости собственноручно тесать камни или сколачивать РґРѕСЃРєРё.
То же самое происходит и в романе Жюля Верна, в котором, как мы помним, «Сайрес Смит занялся составлением расчетов и чертежей для постройки корабля, а его товарищи тем временем рубили и перевозили деревья, которые должны были пойти на изогнутые шпангоуты, на весь набор судна и на его обшивку».
Конечно, инженерные профессии, отвечающие за «идейное» (конструкторское, технологическое и пр.) обеспечение «рабочих» специальностей — от строительства до рыболовства — не исчерпывают собой список необходимых интеллектуальных занятий. В каждом обществе отнюдь не лишними оказываются идеи другого рода, не имеющие прямого отношения к добыванию «хлеба насущного», не только которым, как известно, жив человек. Людям религиозного склада необходимы идеи религиозного напутствия и утешения и, соответственно, духовные пастыри, способные их создавать. Рано или поздно в обществе появляются историки-летописцы, моралисты, философы разных ориентации, журналисты, собирающие и распространяющие разнообразную информацию (вспомним намерение Гедеона Спилета создать на острове Линкольна ежедневную газету, чему помешала малочисленность читателей, усугубленная отсутствием бумаги). Венчают сферу духовной деятельности художники, поэты, музыканты и другие служители муз, воплощающие свои эмоции и мысли в высокие образы искусства.
Рвновь наш список необходимых общественных занятий еще не исчерпан. Можно не сомневаться в том, что значительно раньше философов и эссеистов в обществе появятся люди более прозаических профессий, необходимость которых вытекает из коллективного характера человеческой деятельности, потребности направлять и координировать совместные усилия людей. Мы имеем в виду деятельность «начальников» разного ранга и профиля — начиная от бригадира на производстве (вспомним Пенкрофта, руководившего постройкой шлюпа «Бонавентура»), и кончая верховным правителем общества (роль его фактически исполнял Сайрес Смит, хотя власть его над колонистами основывалась на добровольном подчинении авторитету и не была закреплена ни демократическими выборами, ни диктатурой грубой силы).
Добавим к этим «властным» профессиям деятельность людей, которые не столько принимают решения, обязательные для исполнения, сколько гарантируют, обеспечивают их исполнение. Речь идет о множестве «управленческих» занятий, включающих труд чиновников, которые готовят и оформляют законодательные постановления, полицейских, которые обеспечивают внутренний порядок в обществе, поенных, гарантирующих его суверенитет и безопасность, и т.д. Очевидно, что эти и подобные занятия обязательны для всякого самодостаточного коллектива, который стремится избежать хаоса и дезорганизации. Столкнулись с этой необходимостью и жители острова Линкольна, которые благодаря своей малочисленности и дружеским, «солидаристским» отношениям вполне обходились без чиновников и полиции, но были вынуждены стать солдатами, чтобы защитить свою колонию от нашествия жестоких пиратов.
Наконец, в любом обществе окажется необходимой еще одна группа профессий, которые мы можем назвать, используя модное ныне слово, «гуманитарными», имеющими дело с живым «человеческим материалом». Вспомним, что на острове Линкольна Сайрес Смит обращал свои усилия не только на создание нитроглицерина или проекта корабля, но и на обучение юного Герберта комплексу естественных наук и многому другому. Точно так же Гедеон Спилет, помимо множества других важных обязанностей, принял на себя лечение юноши от сквозного пулевого ранения, нанесенного пиратами. Среди колонистов, как известно, не было женщин, что обрекало созданное ими «общество» на гибель в первом поколении, но, с другой стороны, «экономило» множество сил, которые в противном случае пришлось бы затратить на «социализацию» подрастающего поколения, о которой вынуждено думать всякое настоящее общество.
Как можно догадаться, мы не могли и не стремились перечислить все те конкретные профессии, которые создает общественное разделение труда. Перед нами стоит другая цель — охарактеризовать общественно необходимые типы деятельности людей, с которыми связаны основные подсистемы, сферы общества. Пока мы ограничились интуитивным перебором человеческих занятий, в отношении которых социальная философия должна проделать работу, подобную той, которую делает биология, сводя все живые существа в различные отряды, семейства и пр.
Результаты такой работы в различных научных школах, к сожалению, не совпадают: выделяется разное число необходимых типов деятельности. Тем не менее четыре из них в той или иной форме упоминаются практически каждым ученым.
Так, любой РёР· РЅРёС… выделяет необходимую форму совместной активности, которая охватывает деятельность кузнеца Рё лесоруба, шахтера Рё пахаря, токаря Рё плотника. Р’ этой СЃРІСЏР·Рё Рљ. Маркс РіРѕРІРѕСЂРёР» Рѕ «материальном производстве», Р. Дюркгейм — РѕР± «экономической деятельности», Р° СЂСѓСЃСЃРєРёР№ мыслитель РЎ. Булгаков — Рѕ деятельности «хозяйственной». Несмотря РЅР° различие используемых терминов, РЅРё РѕРґРЅРѕРјСѓ РёР· ученых РЅРµ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ РІ голову сомневаться РІ необходимости РїРѕРґРѕР±РЅРѕР№ деятельности для существования любого РёР· обществ. Констатация такой необходимости РЅРµ вызывает СЃРїРѕСЂРѕРІ между здравомыслящими людьми. Дискуссия, как РјС‹ СѓРІРёРґРёРј ниже, возникает лишь тогда, РєРѕРіРґР° сторонники, Рє примеру, Маркса переходят РѕС‚ фиксации самого факта материального производства (так РјС‹ будем «по привычке» именовать эту деятельность РІ дальнейшем), его необходимого места РІ обществе Рє утверждению его определяющей роли РІ общественной жизни (С‚.Рµ. переводят проблему РёР· структурного РІ функциональный план рассмотрения).
Столь же единодушно теоретики выделяют духовный тип деятельности, объединяющий занятия ученого и поэта, конструктора и музыканта. Однако конкретный реестр «профессий», охватываемых этим типом, разнится у разных социологов. Так, некоторые ученые, считая критерием духовной деятельности наличие «умственного труда», относят к ней профессиональные занятия врачей и педагогов, воспитателей и политиков — короче, всех тех, кто трудится по преимуществу «головой», а не «руками». В результате число необходимых типов деятельности сводится к двум — духовному и материальному (под который подводятся все без исключения формы «физического труда»).
Другие ученые, не соглашаясь с подобным подходом, считают необходимым выделить деятельность президентов, военачальников, управляющих и прочего «начальства» особый тип, именуя его «социальным управлением», «политической» или организационной деятельностью (этот термин мы будем использовать в дальнейшем).
Наконец, многие теоретики усматривают существенное сходство между профессиями врача, школьного учителя, воспитателя детского сада, относя их к особому типу, который мы можем именовать «производством непосредственной человеческой жизни». В литературе, однако, чаще употребляется понятие социальной деятельности (в котором термин «социальное» уже не является синонимом термина «общественный», характеризуя лишь часть общества, особый необходимый тип общественной деятельности).
Ртак, РјС‹ полагаем, что РІСЃРµ возможные формы общественно необходимых занятий сводятся РІ конечном счете Рє четырем основным типам, которые РјС‹ будем называть материальным производством, РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№, организационной Рё социальной деятельностью. Однако такая констатация сама РїРѕ себе ничего РЅРµ стоит. РњС‹ должны доказать, что РІ обществе существуют именно четыре названных типа, убедить читателя РІ том, что это число достаточно Рё РЅРµ оставляет РІРЅРµ поля зрения каких-РЅРёР±СѓРґСЊ неохваченных РёРј занятий, объяснить, почему основных типов деятельности четыре, Р° РЅРµ пять, шесть или двенадцать.
Очевидно, что всего этого нельзя сделать, если мы ограничимся интуитивными представлениями о типологии деятельностных форм, имеющихся у каждого человека. В самом деле, любой из нас ощущает тот факт, что труд землекопа и труд ученого качественно отличаются друг от друга, принадлежат к различным типам деятельности. Но в чем конкретно состоит это различие между «материальным» и «духовным» производством? Пытаясь ответить на этот вопрос «с наскоку», мы лишний раз убеждаемся в том, что интуиция далеко не всегда является надежным помощником ученого. Мы обнаруживаем множество «подводных камней», сталкиваемся с вопросами, далекими от самоочевидности, с которыми не всегда справляются и профессиональные, теоретики. Сказанное нетрудно проиллюстрировать на конкретных примерах.
В самом деле, очень многие люди полагают, например, что различие между материальным производством и духовной деятельностью связано, как уже отмечалось, с различием «физического» и «умственного» труда. Вряд ли однако такой подход можно считать удачным. Прежде всего любая реальная деятельность всегда представляет собой единство, сочетание физической и умственной сторон. Можно согласиться с тем, что в разных профессиях мера того или иного различна: землекоп действительно по преимуществу работает «руками», его труд явно уступает по своей «интеллектуальной компоненте» труду научному, явно превосходя его по компоненте физической.
Рвсе-таки этот признак сам по себе ничего не говорит науке. Как ей быть, к примеру, с трудом балерины? Мы интуитивно понимаем, что он относится к духовной жизни людей, хотя хрупкая женщина затрачивает значительно больше сил, чем токарь, работающий на современном станке и чей труд, несомненно, относится к производству материальному. Прибавим к этому, что нестрогое деление на «физический» и «умственный» труд (полезное лишь в диетологии) запутывает не только данный вопрос, но и всю типологию деятельности. Оно заставляет нас, к примеру, соединять воедино различные по типу деятельности ученого и педагога или землепашца и воина — поскольку в первом случае превалируют умственные, а во втором — физические усилия.
Столь же неудачной является попытка некоторых теоретиков — как правило, марксистов — усмотреть специфику материального производства в особых, присущих лишь ему законах технической и экономической организации («взаимодействие производительных сил и производственных отношений»), которых будто бы лишено производство духовное. В действительности законы организации «материальной» и «духовной» деятельности людей (как в аспекте собственно производства, так и в плане распределения произведенного) вполне сопоставимы, о чем будет сказано ниже. Важно понять, что отличие одного типа деятельности от другого нужно искать не в механизмах осуществления, не в том, как действуют люди, а в ее предназначении, в том, ради чего они действуют. В этом плане одно и то же действие вполне может принадлежать принципиально различным типам деятельности в зависимости от конкретной цели своего осуществления. Так, профессиональный промысловик, охотник-любитель, стреляющий дичь ради развлечения и отдыха, спортсмен на стрелковом стенде, наконец, солдат, открывающий огонь по неприятелю, осуществляют одни и те же операции — заряжают ружье, наводят его на цель и спускают курок. Тем не менее эти одинаковые действия принадлежат различным типам деятельности: от материального производства до политики.
Отсюда следует, что искомое различие материального и духовного производства связано прежде всего с характером создаваемых ими продуктов, с отличием так называемых «материальных благ» от благ духовных. В чем же оно состоит?
Отвечая на этот вопрос, некоторые полагают, что материальное производство именуется «материальным» именно потому, что создает продукты «грубые и зримые», имеющие все признаки реального физического тела — вес, протяженность и др. Духовному же производству отводят созидание «бестелесных» идей, образов, чувств, существующих если и во времени, то во всяком случае вне реального пространства (в каком месте земного шара, иронически спрашивает в этой связи П. Сорокин, существует истина «дважды два равно четырем»?).
Очевидно, что Рё такое различение нас устроить РЅРµ может. Бесспорно, что РЅР° РґСѓС…РѕРІРЅСѓСЋ деятельность — взятую именно как целостный «ид общественной деятельности, Р° РЅРµ внутренняя фаза «целепостановки» — распространяется фундаментальное требование предметности, Рѕ котором РјС‹ уже говорили выше. Рто означает, что образ, возникший РІ сознании скульптора, есть лишь начало его РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ деятельности, которая будет завершена лишь тогда, РєРѕРіРґР° «бестелесная» фантазия мастера воплотится РІ РіСЂСѓР±РѕРј камне, дереве или Р±СЂРѕРЅР·Рµ. Р’ этом плане продукты РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ деятельности ничуть РЅРµ менее «материальны», чем продукты собственно материального производства. Картины, скульптуры, СЂСѓРєРѕРїРёСЃРё, чертежи, даже песни Рё танцы имеют СЃРІРѕСЋ «телесную фактуру», ничем РЅРµ уступая РІ этом стальному прокату или чугунному литью. Рменно это обстоятельство делает возможным «злоупотребление» духовными ценностями, РёС… использование РЅРµ РїРѕ назначению — раскалывание орехов Р±СЂРѕРЅР·РѕРІРѕР№ статуэткой или топку печей книгами.
Наконец, наиболее распространенная точка зрения связывает продукты материального производства СЃ задачей удовлетворения так называемых «витальных» потребностей человека, С‚.Рµ. потребностей РІ еде, одежде, жилище Рё прочем, РѕС‚ чего зависит биологическое выживание каждого конкретного РёРЅРґРёРІРёРґР°. Целью материального производства считают создание как продуктов непосредственного жизнеобеспечивающего потребления, так Рё необходимых средств РёС… создания, соответствующих РѕСЂСѓРґРёР№ Рё предметов труда. Рто означает, что Рє материальному производству относится, например, РІСЃСЏ производственная цепочка, обеспечивающая людей «хлебом насущным» РІ буквальном значении этого выражения — хлебопекарная промышленность — сельское хозяйство — сельскохозяйственное машиностроение — металлургия — добыча Рё переработка СЂСѓРґС‹ плюс энергетическое Рё транспортное обеспечение всех производственных процессов.
Что же касается духовного производства, то оно, согласно данной точке зрения, обслуживает лишь противоположные «витальным», высшие «экзистенциальные» потребности человека — будь то потребность  в  постижении  истины,  переживании  прекрасного  или приобщении к вере, смиряющей страх смерти и открывающей «дорогу к храму» — ценностям любви и милосердия.
Однако и эта точка зрения не может устроить нас полностью, хотя безусловно содержат в себе определенные моменты истины. Так, не может быть мнений в том, что именно материальное производство создает необходимые продукты жизнеобеспечения, а также все те предметы, из которых и с помощью которых они делаются. Точно так же именно духовное производство «работает» на группу «экзистенциальных» потребностей, удовлетворяя исконную человеческую любознательность, тягу к прекрасному и т.д. и т.п. Тем не менее возникает ряд вопросов, которые заставляют нас существенно уточнить приведенную точку зрения.
Прежде всего, правильно ли считать, что материальное производство ограничивается функцией жизнеобеспечения? Зададимся РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРј: может ли обычный «среднестатистический» человек выжить без художественных кинофильмов или произведений живописи? Даже самый фанатичный поклонник искусства ответит РЅР° этот РІРѕРїСЂРѕСЃ утвердительно — отказ РѕС‚ подобных художественных ценностей привел Р±С‹, конечно, Рє заметному «одичанию» людей, РЅРѕ РЅРµ Рє РёС… физической гибели. Теперь СЃРїСЂРѕСЃРёРј себя: кем сделана кинокамера, которой снимают фильмы, или холст, РЅР° котором творит художник? Очевидно, что эти нежизнеобеспечивающие продукты являются тем РЅРµ менее результатом труда рабочих, занятых РІ материальном производстве, работающих РЅР° приборостроительном заводе или ткацкой фабрике. Точно также Рё микрофоны, используемые РІ парламентских дебатах, ракеты, запускаемые РІ РєРѕСЃРјРѕСЃ, РР’Рњ, работающие РІ научных институтах, создаются отнюдь РЅРµ политиками, РЅРµ космонавтами Рё РЅРµ математиками. Р’СЃРµ это — продукты материального производства, которое вполне СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕ отрываться РѕС‚ функций непосредственного жизнеобеспечения Рё создавать средства труда, используемые РІРѕ всех сферах общественной деятельности, РІ том числе весьма далеких РѕС‚ «витальных» потребностей человеческого существования.
Другое возражение против приведенной точки зрения звучит так: правильно ли считать, что функция жизнеобеспечения, с которой связывают материальное производство, монопольно принадлежит ему, а производство духовное никогда не спускается до столь «низменных материй»? Конечно же, дело обстоит совсем не так. Очевидно, что производство хлеба в современных условиях не может обойтись без высокопроизводительных комбайнов, тракторов и прочей сельскохозяйственной техники. Очевидно, что вся эта техника изготовляется руками рабочих на машиностроительных заводах, принадлежащих сфере материального производства. Но можно ли создать реальный трактор без чертежей и схем, которые рождаются в головах конструкторов, а вовсе не фрезеровщиков или токарей? Мы интуитивно понимаем, что деятельность проектировщиков и инженеров, которым платят за схему трактора, а не за реальный трактор, принадлежит по типу духовному производству. Однако без этой духовной деятельности современное сельское хозяйство (не говоря уж об электронной промышленности или автостроении) столь же немыслимо, как и без транспорта или энергетики.
Нетрудно видеть, что представление о духовном производстве как сфере «экзистенциального парения души», презирающей земную повседневность, с большой натяжкой относимо лишь к тому периоду истории, в котором человеческий дух (прежде всего в лице науки) еще не превратился в «непосредственную производительную силу» — как это имеет место сейчас, когда лабораторное открытие спустя лишь несколько лет способно превратиться в отрасль промышленности, стать видом материального производства.
Ртак, РјС‹ РІРёРґРёРј, что различение материального производства, которое занято РЅРµ только Р¶