"РРїРѕС…Р° Коля": немецкий неоконсерватизм Рё объединение Германии
В«РРїРѕС…Р° КОЛЯ»: немецкий неоконсерватизм Рё объединение Германии
План
1. Г. КОЛЬ и немецкий неоконсерватизм
2. Крах восточногерманского социализма и объединение Германии
3. Политическое и социально-экономическое развитие объединенной Германии
1. Г. КОЛЬ и немецкий неоконсерватизм
Политический рейтинг Гельмута Коля в момент прихода к власти был достаточно невысок. Его имидж разительно отличался от сложившегося за предыдущие десятилетия представления о лидерах западногерманской политической элиты. Тяжеловесный здоровяк, ростом в 193 сантиметра и весом далеко за сотню килограммов, буквально излучающий добродушие и мягкосердечность, но периодически бывающий резким и жестким — он целенаправленно создавал образ «простого немца», доступного и понятного, со всеми недостатками и достоинствами своего народа. Но в ХДС Коль был известен как мастер политических интриг, тонкой аппаратной игры, человек, который «умеет дружить» с нужными людьми и вознаграждать преданных сторонников. Родившийся в 1930 г., Коль принадлежал к тому поколению, которое видело войну, но не испытывало комплекс вины и горечи. Для него, католика и консерватора по воспитанию и убеждениям, пришедшего в ХДС еще в студенческие годы, не составляло проблемы воспринимать мир таким, каким он стал, реагировать на изменения и перестраиваться в соответствии с ними.
Гельмут Коль возглавил плеяду политиков, разрабатывавших новую концепцию христианско-демократического движения, близкую по духу и основным программным установкам к неоконсервативной идеологии. Его ближайшими соратниками стали генеральный секретарь партии Курт Биденкопф, его преемник Хайнер Гайслер, а также руководитель социальных комитетов Норберт Блюм. Германские неоконсерваторы, так же как и их американские и английские единомышленники, критиковали этатизм эпохи ГМК, идею «государства благосостояния», психологию социального иждивенчества и безответственности, прожектерство искателей «идеальной модели» общественного устройства. Они призывали к возрождению традиционных устоев общества, нравственному оздоровлению, укреплению базовых элементов социальной структуры — семьи, церкви, собственности, государства. В то же время Коль избегал говорить о «неоконсервативной революции», не считая необходимым противопоставлять собственную программу всей послевоенной демохристианской традиции. Если «Программа принципов» ХДС 1978 г. еще отражала новаторские амбиции нового поколения христианских демократов, то впоследствии Коль попытался отказаться от политизации государственного управления, от агрессивного фракционного и межпартийного противостояния, ориентироваться на прагматичные задачи и опираться на консенсус влиятельных общественных сил.
Германские неоконсерваторы нередко апеллировали Рє классическим принципам социального рыночного хозяйства, сформулированным еще Ррхардом., Р’ условиях структурного РєСЂРёР·РёСЃР° индустриальной экономической модели Р¦ чрезвычайно актуально звучали идеи Рѕ необходимости отказаться РѕС‚ противопоставления дирижизма Рё либерализма, регулируемой, плановой СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Рё конкурентного, рыночного РїРѕСЂСЏРґРєР°, Рѕ том, что эффективно функционирующий рыночный механизм сам РїРѕ себе является наиболее социальным. экономическим РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј, Р° материальное благосостояние, достигаемое личным трудом Рё предполагающее личную ответственность, становится важным фактором РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ, морального развития человека. Р’ концепцию немецкого неоконсерватизма вполне органично вошли ключевые ориентиры послевоенной христианской демократии — СЃРІРѕР±РѕРґР° РёРЅРґРёРІРёРґР° как сочетание права РЅР° личный выбор Рё ответственности Р·Р° него, конкурентная РѕСЃРЅРѕРІР° экономической деятельности, неразрывно связанная СЃ политическим плюрализмом Рё состязательностью политического процесса, социальная сбалансированность, достигаемая последовательной реализацией принципа субсидиарности РІ хозяйственной, социальной, политической, культурной сферах, защищенность РёРЅРґРёРІРёРґР° РѕС‚ экономического Рё политического насилия РІ сочетании СЃ существованием сильного государства, СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕРіРѕ проводить активную Рё преемственную политику.
Р“. Коль жестко критиковал стремление левых социал-демократов Рє усилению планового начала СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, расширению системы социального обеспечения, использованию бюджетного дефицита Рё высокого налогообложения РІ качестве инструментов, обеспечивающих экспансию социального государства. РќРѕ РІ то же время РѕРЅ РјРѕРі опереться РЅР° опыт антикризисной политики социал-либеральной коалиции. Уже РЁРјРёРґС‚ использовал РјРЅРѕРіРёРµ методы, ставшие РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ «неоконсервативной революции» РІ РґСЂСѓРіРёС… странах, — монетаризм, переход РѕС‚ социального обеспечения, охватывающего РІСЃРµ слои населения, Рє программам адресной поддержки, политику бюджетной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРё, стимулирование малого бизнеса Рё современных направлений РќРРћРљР . Таким образом, немецкий неоконсерватизм оказался лишен революционного пафоса Рё РґСѓС…Р° идеологической конфронтации. Р“. Коль ориентировался РЅР° конструктивный диалог СЃРѕ всеми политическими силами РїСЂРё СЏСЃРЅРѕРј понимании собственных стратегических целей. Для него стала характерной своеобразная «медлительность» РІ принятии решений, стремление избежать конъюнктурной поспешности Рё дать проблеме «основательно отлежаться», вносить перелом РІ развитие событий РІ тот момент, РєРѕРіРґР° эффект предпринимаемых шагов был Р±С‹ наибольшим, Р° РёС… безальтернативность — очевидной. РџСЂРё этом благо-даря своей энергичности Рё способности Рє нестандартным действиям, Р“. Коль РЅРµ давал оснований для упреков РІ инертности Рё пассивности. Такой политический стиль быстро превратил Р“. Коля РІ РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· наиболее популярных Рё авторитетных политиков страны, вызывающих доверие Сѓ представителей самых разных слоев немецкого общества.
Стремясь укрепить свои позиции в парламенте, Г. Коль инициировал роспуск Бундестага и проведение внеочередных выборов. Они состоялись 6 марта 1983 г. и принесли убедительную победу новой правящей коалиции. ХДС получил 38,2 % голосов избирателей и 192 мандата, ХСС — 10,6 % голосов и 52 мандата, СвДП — 7 % голосов и 34 мандата. СДПГ при поддержке 38,2 % избирателей сумела формально составить наибольшую партийную фракцию — 193 депутата, но далеко уступала по влиянию парламентскому большинству.
Главной неожиданностью выборов 1983 г. стал успех «зеленых». Они получили поддержку 5,6 % избирателей и впервые создали фракцию в Бундестаге (27 депутатов). На выборах «зеленые» выступали с новой партийной программой, принятой на V съезде в января 1983 г. Лозунгом ее стали слова: «Осмысленно трудиться — солидарно жить. Против безработицы и сокращения социальных прав». При сохранении важнейших принципов своего движения, «зеленые» включили в программу ряд актуальных социально-экономических задач, направленных на увеличение государственных капиталовложений в энергетику, транспорт, жилищное строительство, на борьбу с безработицей, инфляцией, свертыванием социальных и общественных услуг. Предлагался перевод общественно значимых средств производства в «новую общественную форму собственности», предусматривающую широкое самоуправление. В качестве стратегической цели «зеленые» рассматривали построение нового «экологического строя», солидарного и демократического общества, исключающего эксплуатацию как человека, так и природы.
Превращение «зеленых» РІ постоянный элемент партийного спектра имело РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ значение для стабилизации всей политической системы ФРГ Руководству партии «зеленых» удалось консолидировать деятельность самых различных РіСЂСѓРїРїРёСЂРѕРІРѕРє РёР· «внепарламентской оппозиции» — радикалов-экологистов, тяготеющих Рє международной организации «Гринпис», умеренное «парламентское» крыло, ориентирующееся РЅР° участие РІ законодательном процессе, антивоенные Рё антифашистские РіСЂСѓРїРїС‹, студенческих активистов. Тем самым сложился уникальный механизм интеграции «новых социальных движений» РІ политическую систему страны. Рсключение составили лишь праворадикальные РіСЂСѓРїРїРёСЂРѕРІРєРё. Крупнейшей РёР· РЅРёС… стала образованная РІ 1983 Рі. Партия республиканцев. Ее программа включила идеи крайнего национализма Рё реваншизма. РџРѕ-прежнему дестабилизирующую роль играл терроризм.
Политическое преобладание обновленного христианско-демократического движения оставалось очевидным на протяжении всего десятилетия. В 1984 г. президентом ФРГ был избран один из авторитетнейших руководителей ХДС Рихард фон Вайцзеккер. На парламентских выборах 1987 г. позиции блока ХДС/ХСС несколько ухудшились. ХДС набрал 34,5 % (174 мандата), ХСС — 9,8 % голосов (49 мандатов). Но преобладание правительственной коалиции сохранилось благодаря успеху СвДП, сумевшей завоевать поддержку 9,1 % избирателей и 46 мандатов. До 186 депутатов уменьшилась фракция СДПГ, получившей 37 % голосов. Часть электората социалистов поддержала на этих выборах бурно прогрессирующую партию «зеленых» (8,3 % голосов, 42 мандата).
Р’ области социально-экономической политики правительству 1 Р“. Коля РЅРµ пришлось вносить существенные коррективы. Был сохранен РєСѓСЂСЃ РЅР° строгую бюджетную СЌРєРѕРЅРѕРјРёСЋ, ограничение расходов | РЅР° социальные программы, Р·Р° исключением системы образования Рё профессионального переобучения. Рто позволило быстро снизить бюджетный дефицит. Уже РІ 1983 Рі. его уровень был сокращен РЅР° 30 млрд марок. Была продолжена правовая реформа системы трудовых отношений, начатая правительством Шмидта. Правящая коалиция провела через парламент более 250 поправок РІ законодательство, направленных РЅР° ограничение прав профсоюзов, расширение полномочий работодателей РїСЂРё заключении трудовых РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ, дифференциацию системы оплаты труда. Рти меры были призваны увеличить производительность наемного труда Рё снизить себестоимость продукции. Невзирая РЅР° предвыборные обещания, прямые государственные расходы РЅР° Р±РѕСЂСЊР±Сѓ СЃ безработицей так Рё РЅРµ были увеличены. Неоконсерваторы считали, что лишь естественные экономические механизмы СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ восстановить эффективный рынок труда.
Новым компонентом структурной политики стало осуществление программ приватизации. Однако по сравнению с другими ведущими странами Запада немецкие неоконсерваторы не рассматривали этот инструмент как приоритетный. За первые десять лет осуществления приватизации (1982 — 1992 гг.) правительство Г. Коля сумело получить в бюджет всего 10 млрд марок. Причем приватизировались, как правило, небольшие предприятия, не игравшие значительной роли в функционировании народнохозяйственного комплекса. Более важную роль сыграло продолжение стимулирующей политики по отношению к малому и среднему предпринимательству. Основным методом этой политики стало осуществление налогово-финансовой реформы, обеспечившей беспрецедентные льготы корпоративному капиталу. Ставка была сделана на средние предпринимательские слои. Костяк возрождающейся экономики составили 15 тыс. компаний с оборотом от 20 до 200 млн марок, занимающихся венчурным бизнесом — на острие рыночной конъюнктуры, с высоким инвестиционным риском, активным внедрением инновационных технологий. Налогообложение физических лиц, напротив, было увеличено.
Р’ области сельскохозяйственного производства предпочтение отдавалось крупным производителям. Правительство Коля стимулировало сокращение доли занятых РІ сельском хозяйстве (РѕРЅР° упала Рє концу 80-С… РіРі. РґРѕ 4,5 % экономически активного населения) Рё концентрацию земельной собственности. Сократилась площадь используемых РІ сельском хозяйстве земель. Р РѕСЃС‚ объема сельскохозяйственной продукции удавалось поддерживать РІ этот период Р·Р° счет использования новых высокоурожайных сортов растений Рё селекции РїРѕСЂРѕРґ животных, модернизации средств химической защиты посевов Рё механизации производства. Уровень доходности аграрного сектора РІ ФРГ РїРѕ-прежнему уступал Франции, Греции, Рспании, Португалии, РЅРѕ позволял обеспечивать 75 % потребности страны РІ продовольствии.
Успешность внутренней политики правительства Коля была во многом сопряжена с началом фазы роста в рамках экономического цикла. Выход из кризиса перепроизводства начался уже к 1983 г., и в течении последующих 8 лет объем производства устойчиво возрастал. Пик подъема пришелся на 1990 г., когда увеличение ВВП составило 4,5 %. Особенно высокими темпами развивались машиностроение, автомобильная, химическая, электронно-техническая отрасли. На мировом рынке наукоемких товаров ФРГ вышла на второе место, опередив Японию (20 % ). По общему объему экспортных операций ФРГ также заняла второе место после США. Быстрый рост экспорта, обусловленный подъемом промышленного производства, позволил стабильно увеличивать положительное сальдо внешней торговли. В 1990 г. оно составило уже 148,5 млрд марок (двумя годами ранее — 128 млрд марок). Постепенно решалась и проблема безработицы. Ее уровень снижался медленно, но устойчиво. В 1990 г. он впервые за десять лет опустился ниже 2 млн человек (7 % экономически активного населения). В годы подъема стабильной оставалась финансовая система ФРГ, позволявшая сохранять роль дойчмарки как денежной единицы, используемой для международных расчетов.
Приоритеты внешней политики были представлены Г. Колем уже в период борьбы за пост канцлера. Он считал необходимым закрепить роль ФРГ как члена мирового сообщества, выступающего за укрепление демократии и международно-правовой системы, следовать принципу атлантической солидарности, но добиваясь более равноправных отношений между членами НАТО, активно способствовать процессу европейской интеграции, признавая основополагающую роль в нем франко-западногерманского союза. Г. Коль исходил из безусловного признания суверенитета ГДР, но считал неправомерным придавать отношениям двух немецких государств («внутригерманскому вопросу») международно-правовой характер.
Р’ первые РіРѕРґС‹ пребывания Сѓ власти Р“. Коль отдавал предпочтение укреплению отношений СЃРѕ стратегическими партнерами РїРѕ РќРђРўРћ. Невзирая РЅР° широкий размах антивоенного движения, его правительство жестко соблюдало РІСЃРµ договоренности РїРѕ размещению РЅР° территории ФРГ ракет средней Рё малой дальности. Западногерманская дипломатия одобрила участие Великобритании РІ конфликте РёР·-Р·Р° Фолклендских (Мальвинских) островов Рё агрессию РЎРЁРђ РЅР° Гренаде. РќР° правительственном СѓСЂРѕРІРЅРµ ФРГ присоединилась Рє программе РЎРћР, солидаризировалась СЃ жесткой позицией Р . Рейгана РЅР° переговорах СЃ советским руководством РІ Рейкьявике РІ 1986 Рі. Одновременно Р“. Коль добился установления полного равноправия РІ отношениях СЃ союзниками. Р’ 1984 Рі. были отменены последние ограничения РІ области военного производства Рё развития вооруженных СЃРёР», закрепленные РІ Парижских соглашениях 1954 Рі. Р“. Коль, РїСЂРё активной поддержке сохранившего РїРѕСЃС‚ министра иностранных дел Геншера, внес большой вклад РІ развертывание РЅРѕРІРѕРіРѕ этапа европейского интеграционного процесса. Р’ рамках реализации «плана Геншера — Коломбо» Р“. Коль РїСЂРёРЅСЏР» участие РІ Штутгартской встрече лидеров Европейских Сообществ РІ 1983 Рі. Рё подписании «Торжественной декларации Рѕ Европейском союзе» РЎ 1984 Рі. начали быстро активизироваться франко-западногерманские СЃРІСЏР·Рё. РС… интенсивность Рё стратегический характер напоминал СЌРїРѕС…Сѓ Аденауэра Рё РґРµ Голля. Примечательно, что если РІ первой поло РІРёРЅРµ 80-С… РіРі. РїСЂРё встречах СЃ Рейганом Рё Тэтчер Р“. Коль нередко рассуждал РѕР± идеологической общности современных консервативных СЃРёР» РЅР° Западе (относя Рє РЅРёРј Рё западногерманскую христианскую демократию), то после сближения СЃ Миттераном такие параллели ста ли для него нехарактерны. Франко-западногерманское сотрудничество стало РѕРґРЅРёРј РёР· важнейших факторов, обусловивших успех разработке «Единого европейского акта» Рё его принятие РІ 1986 Рі.
С изменением характера международных отношений в середине 80-х гг. в глобальную политику ФРГ были внесены коррективы Г. Коль активно поддержал советско-американский диалог на высшем уровне. Он способствовал конструктивному решению вопроса о ракетах средней и малой дальности.
Посещение Р“. Колем Моек РІС‹ РІ октябре 1988 Рі. Рё ответный РІРёР·РёС‚ РІ Бонн Рњ. Горбачева РІ РёСЋРЅРµ 1989 Рі. положили начало чрезвычайно интенсивному Рё продуктивному диалогу руководства РґРІСѓС… стран. РћРґРЅРѕР№ РёР· важнейших сферах советско-западногерманского сотрудничества стал РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ судьбах немецкого национального меньшинства, проживающего РІ РЎРЎРЎР , легализации Рё обеспечении выезда желающих РЅР° историческую СЂРѕРґРёРЅСѓ. Впоследствии, РІРЅРµ зависимости РѕС‚ политических перемен, происходивших РЅР° территории РЎРЎРЎР , позитивный Рё стабильный характер советско-германских связей оставался неизменным. Рто конструктивное сотрудничество значительно облегчил решение ключевой задачи западногерманской дипломатии — РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ воссоединении Германии.
2. Крах восточногерманского социализма и объединение Германии
коль немецкий неоконсерватизм социализм
В отношениях двух немецких государств в 80-х гг. появились новые черты. В официальной пропаганде ГДРнеожиданно активно начал звучать общегерманский мотив. Все чаще использовался тезис об «общем культурном наследии», последовала «реабилитация» таких исторических фигур, как Фридрих II и Бисмарк. Сенсационно прозвучало заявление Хонеккера о возможности объединения Германии после победы «демократических сил» в ФРГ. На встрече Хонеккера и Шмидта в 1981 г. впервые была зафиксирована формула об «общей ответственности» ФРГ и ГДРпри обеспечении безопасности на Европейском континенте. Подобные шаги были особенно показательны на фоне последнего всплеска «холодной войны» в начале 80-х гг. Лишь после прихода к власти в СССРМ. Горбачева «особая позиция» Хонеккера перестала диссонировать с действиями союзников по ОВД.
Новый курс восточногерманского руководства нашел понимание в Бонне. Не форсируя развитие событий и не афишируя свои действия, правительство Г. Коля предприняло шаги по экономической поддержке ГДР. В 1983—1984 гг. было заключено соглашение о предоставлении кредитов на общую сумму 1,9 млрд марок. При молчаливом согласии обоих правительств устанавливались прямые связи между университетами двух стран, городскими общинами, группами творческой интеллигенции. В 1987 г. состоялся первый в истории визит лидера ГДРв Бонн. Несмотря на его «рабочий характер», власти ФРГ постарались соблюсти все нормы церемониала визитов глав зарубежных государств. Однако Хонеккер вовсе не являлся либералом-реформатором. Смягчение позиции во взаимоотношениях с ФРГ было вызвано прагматичным стремлением укрепить собственную власть. Во внутренней политике правительства ГДР, напротив, усилились консервативные тенденции. Власть Хонеккера и его ближайшего окружения приобретала явно авторитарный характер. Все чаще использовались репрессивные методы подавления инакомыслия.
После начала перестройки РІ СССРруководство ГДРотказалось следовать реформаторскому примеру Горбачева. Р’ интервью «Штерну» РІ 1987 Рі. главный идеолог СЕПГ Рљ. Хагер откровенно РіРѕРІРѕСЂРёР» РїРѕ этому РїРѕРІРѕРґСѓ: «Если сосед меняет РѕР±РѕРё, означает ли это, что Рё вам нужно начать ремонт?В» РќРѕ ситуация РІ ГДРстановилась РІСЃРµ более сложной. Результаты экономической реформы 60-С… РіРі. исчерпали себя. Восточногерманская СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° стремительно теряла рентабельность, конкурентоспособность РЅР° РјРёСЂРѕРІРѕРј рынке. Росла ее зависимость РѕС‚ импорта. Сказывались Рё последствия многолетней популистской политики режима Хонеккера, сдерживавшего оппозиционные настроения опережающим повышением СѓСЂРѕРІРЅСЏ жизни. Значительная часть внешних займов использовалась для закупок РЅР° Западе товаров массового потребления, продовольствия, автотранспорта для личного использования. Р’ конце 80-С… РіРі. РІСЃРµ жители ГДРполучили право пользоваться услугами торговой системы В«Рнтершоп» (аналога советской «Березки»). Ценой благополучия стал стремительный СЂРѕСЃС‚ государственного долга. Если РІ 1971 Рі. долг ГДРзападным странам составлял 3,5 млрд марок, то Рє 1989 Рі. РѕРЅ увеличился РІ 10 раз. Реальной стала СѓРіСЂРѕР·Р° финансового краха. Среди населения ГДРбыли заметны настроения апатии, социального иждивенчества Рё РІ то же время повышение запросов, ориентация РЅР° западные потребительские стандарты. Рдея решить РІСЃРµ проблемы путем воссоединения Германии приобретала РІСЃРµ большую популярность.
Нарастающий внутриполитический кризис заставил правительство Хонеккера прибегать к откровенной демагогии и террору. С особой жестокостью карались попытки граждан ГДРбежать на Запад. Спецслужбы «Штази» создавали режим тотальной слежки. При численности населения ГДРв 8,4 млн человек, личный состав министерства государственной безопасности насчитывал в эти годы более 100 тысяч человек и еще столько же было вовлечено в агентурную сеть «Штази» (при этом следует учесть, что более двух миллионов человек были членами СЕПГ). Ртем не менее социалистический режим приближался к своему краху. Его предвестником стал поток беженцев, устремившийся в Австрию и ФРГ осенью 1989 г. через открытую границу с Чехословакией.
Развязка наступила РІ РґРЅРё празднования 40-летия ГДР. Р’РёР·РёС‚ Рњ. Горбачева РІ Берлин 6 октября 1989 Рі., внешне прошедший РІ обычной «дружественной» обстановке, придал уверенность внутрипартийной оппозиции РІ СЕПГ, Р° массовые волнения, произошедшие 7—8 октября Рё завершившиеся столкновениями СЃ полицией, создали РїРѕРІРѕРґ Рє обвинению руководителей государства РІ политических ошибках. 18 октября 1989 Рі. РЅР° IX Пленуме СЕПГ Хонеккер был смещен СЃ занимаемых постов. Его преемником стал РРіРѕРЅ Кренц.
Р’ высших эшелонах власти началась чистка. Однако РЅРѕРІРѕРµ руководство СЕПГ стремительно теряло контроль над страной. Почти каждый день РІ различных городах ГДРпроходили массовые митинги Рё демонстрации. 7 РЅРѕСЏР±СЂСЏ РІ отставку ушел весь состав Совета министров РІРѕ главе СЃ Вилли Штофом, Р° 8 РЅРѕСЏР±СЂСЏ произошла радикальная смена состава Политбюро ЦК СЕПГ. 13 РЅРѕСЏР±СЂСЏ Народная палата избрала новым председателем Совета министров известного партийного оппозиционера Ханса РњРѕРґСЂРѕРІР°, первого секретаря Дрезденского окружного комитета СЕПГ. РњРѕРґСЂРѕРІ накануне обнародовал СЃРІРѕР№ план заключения «договорного сообщества» СЃ ФРГ. РћРЅ предполагал поэтапное формирование экономического, валютного Рё транспортного СЃРѕСЋР·Р° РґРІСѓС… германских государств, образование конфедерации, Р° РІ перспективе — Рё федерации. Ртот план был поддержан Р“. Колем.
Р’ декабре 1989 Рі. скоротечная «восточногерманская перестройка» привела Рє краху политической монополии СЕПГ. Уже 1 декабря РёР· конституции ГДРбыла исключена статья Рѕ руководящей роли партии. Спустя РґРІР° РґРЅСЏ XII Пленум ЦК СЕПГ РїСЂРёРЅСЏР» решение РѕР± исключении РёР· состава партии РіСЂСѓРїРїС‹ бывших высших руководителей РІРѕ главе СЃ Хонеккером. 8 декабря РЅР° Чрезвычайном съезде СЕПГ был освобожден РѕС‚ СЃРІРѕРёС… обязанностей Рё Р. Кренц. Съезд избрал председателем партии Грегора Гизи, руководителя РѕСЃРѕР±РѕР№ РіСЂСѓРїРїС‹ РїРѕ расследованию нарушений устава партии Рё законности СЃРѕ стороны бывших функционеров СЕПГ (РїРѕСЃС‚ Генерального секретаря Рё Политбюро упразднялись). Сама партия была преобразована РІ Партию демократического социализма (ПДС).
РЎ РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1989 Рі. РІ ГДРпроисходил быстрый процесс трансформации существовавших Рё образования новых политических партий. Среди новых гражданских движений наиболее влиятельными были «Новый форум», «Демократический прорыв», «Зеленая партия», «Демократию сейчас», В«Рнициатива Р·Р° РјРёСЂ Рё права человека». РџСЂРё активном патронаже СЃРѕ стороны западногерманской СДПГ была создана Социал-демократическая партия (СДП). Р’ январе 1990 Рі. был учрежден Немецкий социальный СЃРѕСЋР· (РќРЎРЎ), РїРѕ СЃРІРѕРёРј программным установкам чрезвычайно близкий Рє баварской РҐРЎРЎ. Р’СЃРєРѕСЂРµ между РќРЎРЎ Рё РҐРЎРЎ установились самые прочные СЃРІСЏР·Рё, тем более что РќРЎРЎ развивал деятельность преимущественно РІ южных районах ГДР. Руководство западногерманской ХДС, напротив, РЅРµ стремилось форсировать сближение СЃРѕ СЃРІРѕРёРј восточногерманским партнером. Лишь РІ преддверии первых свободных выборов РІ ГДРГ. Коль решился открыто поддержать лидера восточногерманских христианских демократов Лотара РґРµ Мезьера. СвДП также долгое время отказывалась РѕС‚ контактов СЃ «историческим СЃРѕСЋР·РЅРёРєРѕРјВ» — Либерально-демократической партией Германии. Несмотря РЅР° смену руководства, ЛДПГ рассматривалась РјРЅРѕРіРёРјРё немцами как РѕРґРЅР° РёР· политических СЃРёР», ответственных Р·Р° проведение прежнего государственного РєСѓСЂСЃР°. Еще более сложным было положение РґСЂСѓРіРёС… бывших партнеров СЕПГ РїРѕ Демократическому блоку — Национально-демократической партии Рё Демократической крестьянской партии, так Рё РЅРµ нашедших партнеров РІ ФРГ.
Р’ преддверии выборов 18 марта 1990 Рі. РІ ГДРпроизошла консолидация политических СЃРёР». 5 февраля РїРѕ предложению Р“. Коля восточногерманская ХДС, РќРЎРЎ Рё «Демократический прорыв» объединились РІ «Альянс Р·Р° Германию». Рта коалиция получила фактически официальную поддержку руководства ФРГ Рё выступила СЃ наиболее радикальной программой объединения РґРІСѓС… германских государств. Р’ «Союз 90В» объединились «Новый форум>, «Демократию сейчас» Рё В«Рнициатива Р·Р° РјРёСЂ Рё права человека». Рзбирательный блок «Союз свободных демократов» составили ЛДПГ, «Германская партия форума» Рё возникшие РЅР° территории ГДРотделения СвДП. Рћ выступлении единым СЃРїРёСЃРєРѕРј договорились восточногерманские экологические, феминистские Рё некоммунистические левые РіСЂСѓРїРїРёСЂРѕРІРєРё.
Ртог выборов 18 марта оказался вполне ожидаемым. ХДС получил 40,9 % голосов, РќРЎРЎ — 6,32 %, «Демократический прорыв» — 0,92 % (таким образом, «Альянс Р·Р° Германию» поддержали 48,14 % избирателей). СДП получила 21,64 %, ПДС — 16,38 %, «Союз свободных демократов» —5,28 %, «Союз 90В» — 2,9 %, Демократическая крестьянская партия — 2,19 %, Национально-демократическая партия — 0,39 %. Р—Р° объединенный СЃРїРёСЃРѕРє «зеленых», «Демократического женского союза» Рё «Объединенных левых» проголосовало 2,47 % избирателей. Таким образом, политическое преобладание партий, имевших РїСЂСЏРјСѓСЋ поддержку РІ ФРГ было неоспоримым. РќРѕ состав РЅРѕРІРѕР№ Народной палаты оказался весьма пестрым, Р° руководство РќРЎРЎ отказалось РѕС‚ образования парламентской коалиции СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё коллегами РїРѕ «Альянсу». Для образования правительства потребовались сложные переговоры СЃ личным вмешательством Р“. Коля. 23 марта было достигнуто решение РѕР± образовании «большой коалиции» СЃ участием всех трех партий «Альянса Р·Р° Германию», СДП Рё «Союза свободных демократов» (Рє которому присоединилась Рё Национально-демократическая партия). Конструктивную оппозицию составила совместная фракция гражданских движений, «непримиримую» — депутаты РѕС‚ ПДС. Правительство «большой коалиции» возглавил Р›. РґРµ Мезьер. Дорога Рє объединению Германии была открыта, РЅРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃ требовал Рё международного урегулирования.
Определение международно-правовой формулы объединения Германии стало предметом переговоров по формуле «2+4» (ФРГ, ГДРи держав-победительниц Второй мировой войны — США, СССР, Великобритании, Франции), начавшихся в мае 1990 г. Несмотря на сдержанную позицию британского и французского руководства, их участники подтвердили право немецкого народа на самоопределение. Важную роль сыграло решение президента СССРГорбачева передать на усмотрение руководства объединенной Германии вопрос о принадлежности страны к военным и экономическим блокам, ускорить вывод советской группы войск из ГДР. Впрочем, о своем согласии на объединение Германии путем присоединения территории ГДРк ФРГ Горбачев сообщил Г. Колю еще на секретных переговорах 10 февраля 1990 г.
12 сентября 1990 г. участниками переговоров по формуле «2+4» был подписан «Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии», завершивший послевоенную правовую реабилитацию Германии. Договор устанавливал незыблемость послевоенных границ Германии, запрет производства, владения и распоряжения ФРГ оружием массового уничтожения. В соответствии с договором Германия должна была сократить свои вооруженные силы до согласованного предела и строго придерживаться требования, чтобы с ее земли «исходил только мир». Регулировались также вопросы пребывания советских войск на территории Восточной Германии до 1994 г. и порядок их вывода.
Рнтеграция РґРІСѓС… немецких государств началась еще РґРѕ окончательного урегулирования международных аспектов объединения. Уже РІ мае 1990 Рі. правительствами ГДРи ФРГ был подписан РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РѕР± экономическом, валютном Рё социальном СЃРѕСЋР·Рµ РґРІСѓС… стран, вступивший РІ силу 1 июля. 22 августа Народная палата ГДРприняла закон Рѕ проведении общегерманских выборов РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ избирательного права ФРГ (включая положение Рѕ пятипроцентном барьере). Было принято решение Рѕ присоединении ГДРк сфере действия РћСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ закона ФРГ РІ соответствии СЃ его статьей 23, что означало ликвидацию государственного устройства ГДРи распространение РЅР° ее территории законодательства Западной Германии. Р’ качестве даты было установлено 3 октября 1990 Рі. 24 августа Бундестаг ФРГ поддержал решение Народной палаты Рѕ присоединении ГДРк ФРГ Рё РѕРґРѕР±СЂРёР» закон РѕР± общегерманских выборах. РћРЅРё были назначены РЅР° 2 декабря 1990 Рі. Р’СЃРµ эти положения были закреплены РІ «Договоре РѕР± объединении Германии», подписанном 31 августа Рё вступившем РІ силу 3 октября 1990 Рі. Р’ этот день ГДРперестала существовать.
Р’ середине октября административная система РІ Восточной Германии была унифицирована СЃ западногерманской: вместо окружного деления было восстановлено прежнее деление РЅР° пять земель. Выборы РІ земельные ландтаги состоялись здесь 14 октября. Р’ Бранденбурге победу одержали социал-демократы, РІ остальных четырех землях — христианские демократы. 2 декабря РЅР° всей территории Германии состоялись выборы РІ Бундестаг. РћРЅРё завершились убедительной победой правящей коалиции. ХДС получил 36,7 % голосов Рё 268 мандатов, РҐРЎРЎ — 7,1 % голосов Рё 51 мандат, СвДП — 11 % голосов Рё 79 мандатов. Значительно упрочила СЃРІРѕРё позиции Рё СДПГ, завоевавшая 33,5 % голосов Рё 239 мандатов. ПДС поддержали лишь 2,4 % избирателей, РЅРѕ РІ состав парламента прошли 17 ее депутатов, одержавших победу РІ одномандатных округах. Таким же образом, небольшую фракцию РёР· 8 депутатов удалось сохранить «зеленым», получившим лишь 1,2 % голосов. РќР° Учредительном заседании Бундестага 20 декабря 1990 Рі. было сформировано первое общегерманское правительство РІРѕ главе СЃ канцлером Р“. Колем. Последний лидер ГДРЛ. РґРµ Мезьер РІ этом процессе уже РЅРµ участвовал, поскольку 17 декабря был вынужден сложить СЃ себя полномочия РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ выдвинутыми против него обвинениями РІ сотрудничестве СЃ МГБ ГДР
3. Политическое и социально-экономическое развитие объединенной Германии
Объединение Германии значительно укрепило международное положение страны. РќРѕ новая роль РІ системе РјРёСЂРѕРІРѕР№ политики создавала для Германии РЅРµ только преимущества, РЅРѕ Рё политическое, финансовое, моральное бремя великой державы. Уже РІ январе 1990 Рі. Р“. Коль заявил Рѕ том, что ФРГ РЅРµ имеет больше возможности оставаться РІ стороне РѕС‚ решения международных проблем, урегулирования конфликтов. Рто было весьма символичным выступлением, поскольку РѕРЅРѕ совпало РїРѕ времени СЃ развертыванием военной операции РїРѕРґ СЌРіРёРґРѕР№ РћРћРќ РІ Р·РѕРЅРµ Персидского залива. Фактически речь шла Рѕ необходимости существенного изменения военной доктрины ФРГ. Р’ результате длительной РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёРё федеральный конституционный СЃСѓРґ РїСЂРёРЅСЏР» решение Рѕ правомерности использования бундесвера Р·Р° пределами территории ФРГ Рё стран РќРђРўРћ для «предотвращения РєСЂРёР·РёСЃРѕРІ Рё конфликтов, которые РјРѕРіСѓС‚ нанести ущерб целостности Рё стабильности Германии». Реорганизации подверглись Рё вооруженные силы. Р’ составе бундесвера появились «силы реагирования РЅР° кризисные ситуации» численностью РІ 54 тысячи человек. Р’ последующие РіРѕРґС‹ ФРГ активно поддержала стратегию РќРђРўРћ РїРѕ обеспечению международной безопасности, РІ том числе планы расширения этого блока РЅР° восток Европы. Первым испытанием бундесвера РІ новых условиях стало участие РІ миротворческой операции РІ Боснии Рё Герцеговине. Рзменение политического статуса ФРГ РІ РќРђРўРћ всемерно поддерживалось ее союзниками. Президент РЎРЁРђ Дж. Буш-старший даже выдвинул идею «равноправного лидерства», подразумевая участие ФРГ РІ руководящем СЏРґСЂРµ Североатлантического альянса. РќРѕ Р“. Коль одновременно попытался сохранить Рё прочные отношения СЃ Россией. Решающий шаг РІ этом направлении был сделан РёРј РІРѕ время визита РІ РњРѕСЃРєРІСѓ РІ декабре 1992 Рі. Совместное заявление Ельцина Рё Коля РѕС‚ 16 декабря 1992 Рі. закрепило нулевое решение РїРѕ взаимным претензиям: СЃ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ стороны РЅР° недвижимое имущество западной РіСЂСѓРїРїС‹ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… (бывших советских) РІРѕР№СЃРє, Р° СЃ германской — РЅР° возмещение ущерба РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ среде РІ местах дислокации РІРѕР№СЃРє. Досрочный вывод СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… РІРѕР№СЃРє был стимулирован дополнительной выплатой 550 млн марок РЅР° обустройство возвращавшихся РЅР° СЂРѕРґРёРЅСѓ военнослужащих. Вывод СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… РІРѕР№СЃРє РёР· Германии был завершен Рє 31 августа 1994. Впоследствии взаимоотношения Коля Рё Ельцина приобрели характер личной дружбы. Р’ середине 90-С… РіРі. СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕ-германский политический диалог имел столь же большое значение для развития системы международных отношений, как советско-американские СЃРІСЏР·Рё РІРѕ второй половине 80-С… РіРі.
Неизменным приоритетом внешней политики Германии на всем протяжении правления Г. Коля оставалась западноевропейская интеграция. Несмотря на большие экономические трудности, сопряженные с процессом объединения страны, ФРГ выступила активным сторонником углубления интеграции в русле Маастрихтских соглашений. В 1995—1996 гг., когда новый президент Франции Ж. Ширак занял более сдержанную позицию в этом вопросе, Г. Коль начал выступать в роли лидера европейского интеграционного процесса. Париж и Бонн выступили в 1996 г. с совместной инициативой по изменению ряда положений учредительных документов Европейских Сообществ и уточнению интеграционных программ, зафиксированных в Маастрихте. Речь шла прежде всего о механизмах перехода к валютному союзу и решении проблемы дальнейшего расширения ЕС. Г. Коль сыграл решающую роль при обсуждении всех этих вопросов и подготовке к подписанию Амстердамского договора 1997 г., определившего стратегию развития ЕС на начало XXI века.
Притязания объединенной Германии на лидерство в Европейском союзе отражало не только амбиции ее руководства, но и новые геополитические реалии. Германия оказалась окружена ориентирующимися на нее соседями и рынками. Вместе со странами Бенилюкса, Австрией и большинством Скандинавских стран* вошедшими в ЕС, Германия образовала неформальное, но отчетливо обозначившееся центрально-европейское ядро — давнюю мечту германской дипломатии. Германия проявляла растущую активность и на востоке Европы, становясь желаемым стратегическим союзником для Венгрии, Чехии, Польши, стран Балтии. Огромный резонанс имел смелый дипломатический демарш Германии в 1991 г., когда германское правительство неожиданно признало суверенитет двух первых отделившихся от Югославии республик, что стало ударом по федерации, но обеспечило германское влияние в Словении и Хорватии.
Внутренние последствия объединения Германии оказались гораздо сложнее. Десятилетия жизни РїСЂРё разных общественных системах, активная деятельность официальной пропаганды тех лет, создававшей РёР· соседнего государства образ врага, ориентация РЅР° разные модели социального поведения Рё системы жизненных ценностей, исторически сложившиеся психологические особенности — РІСЃРµ это существенно затруднило складывание подлинной единой немецкой нации. Вслед Р·Р° эйфорией объединения пришли взаимная настороженность, раздражение, практика скрытой дискриминации восточных немцев СЃРѕ стороны западногерманских предпринимательских Рё политических РєСЂСѓРіРѕРІ. РР· прежних элитарных РіСЂСѓРїРї населения ГДР— военнослужащих, спортсменов, деятелей культуры, преподавателей — лишь единицы сохранили достойную работу. Рнаоборот, практически РІСЃСЏ новая деловая Рё административная элита восточных земель оказалась составлена выходцами СЃ бывшей территории ФРГ.
Надежды РЅР° чудодейственный экономический эффект объединения Германии оказались иллюзорны. Рнтеграция социально-экономических систем проводилась без стратегического планирования, путем РїСЂРѕР± Рё ошибок. Разрушение прежней производственной Рё торговой инфраструктуры, начало структурной перестройки привели Рє стремительному падению производства РІ «новых землях». Более