В«Ркономическая конкуренция. Её формы Рё роль РІ развитии СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРёВ»
Содержание
Введение ………………………………………………………………… 3
1 Сущность конкуренции ……………………………………………. 5
2 Функции конкуренции …………………………………………….. 6
3 Основные модели рынка …………………………………………… 7
3.1 Свободная (чистая) конкуренция …………………………… 7
3.2 Монополия ……………………………………………………. 8
3.3 Олигополия …………………………………………………… 9
3.4 Чистая монополия ……………………………………………. 10
4 Способы ведения конкурентной борьбы …………………………. 10
4.1 Добросовестная и недобросовестная конкуренция ………... 11
4.2 Патент как стимул промышленного шпионажа ……………. 12
4.3 Современный экономический шпионаж …………………… 12
4.4 Промышленный шпионаж и фальсификация
готовой продукции ……………………………………………. 14
5 Основные направления и инструменты регулирования
конкуренции государством ………………………………………… 16
6 Значение конкуренции ……………………………………………... 18
Заключение ……………………………………………………………… 20
Список литературы ……………………………………………………... 21
Введение
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition) . Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ установления цен Рё объемов предложения товаров РЅР° рынке. Рто конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ формирования цен Рё объема СЃРїСЂРѕСЃР° РЅР° рынке. Стимулом , побуждающим человека Рє конкурентной Р±РѕСЂСЊР±Рµ , является стремление превзойти РґСЂСѓРіРёС… . Р’ соперничестве РЅР° рынках речь идет Рѕ заключении сделок Рё Рѕ долях участия РІ рыночной сфере . Конкурентная Р±РѕСЂСЊР±Р° - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. РћРЅ служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют , например , качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
РџРѕ определению рынок - это организованная структура, РіРґРµ "встречаются" производители Рё потребители, продавцы Рё покупатели, РіРґРµ РІ результате взаимодействия СЃРїСЂРѕСЃР° потребителей (СЃРїСЂРѕСЃРѕРј называется количество товара, которое потребители РјРѕРіСѓС‚ купить РїРѕ определенной цене) Рё предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают РїРѕ определенной цене) устанавливаются Рё цены товаров, Рё объемы продаж. РџСЂРё рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) Рё количество потребителей (покупателей), участвующих РІ процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) РЅР° какой-либо товар. Рто количество производителей Рё потребителей, характер Рё структура отношений между РЅРёРјРё определяют взаимодействие СЃРїСЂРѕСЃР° Рё предложения.
Рынок представляет собой определенный способ взаимодействия производителей и потребителей продукции.
Рыночный РїРѕСЂСЏРґРѕРє взаимодействия экономических субъектов предВполагает наличие конкуренции, экономического соперничества РїСЂРѕРёР·Вводителей, потребителей, производителей Рё потребителей. Р’РѕРїСЂРѕСЃ РєРѕРЅВкурентности РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ — это РІРѕРїСЂРѕСЃ, РІ каком количестве предВставлены РЅР° рынках различных товаров Рё услуг независимо действуВющие производители Рё потребители, Р° также РІРѕРїСЂРѕСЃ степени СЃРІРѕР±РѕРґС‹ РёС… РїСЂРёС…РѕРґР° РЅР° эти рынки Рё СѓС…РѕРґР°. Частную собственность, СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРµ ценообразование, конкуренцию принято считать столпами рыночной системы.
Р’ современных условиях рынки СЃ чистой конкурентной структурой занимают небольшое место. Выяснение РґСЂСѓРіРёС… типов конкуренции позволит углубить понимание экономических процессов, определить специфику взаимодействия экономических субъектов, РёС… возможности, условия ценообразования Рё РґСЂСѓРіРѕРµ. Решив завести "четвероногого РґСЂСѓРіР°" — собаку, человек обычно берет специальную справочную литературу, чтобы познакомиться СЃ физиологией, РїСЂРёРІС‹Вчками, рекомендациями РїРѕ СѓС…РѕРґСѓ Р·Р° собаками. Вместе СЃ тем РЅРµ сущесВтвует собаки вообще, есть конкретные РїРѕСЂРѕРґС‹ собак — овчарка, ризеншнауцер, сенбернар, колли Рё С‚. Рґ. Ркто будет спорить СЃ тем, что между бульдогом Рё пуделем существует разница? Поэтому будущему влаВдельцу важно получить сведения РЅРµ только Рѕ собаках вообще, РЅРѕ Рё РѕР± особенностях конкретной РїРѕСЂРѕРґС‹. Человеку, стремящемуся разобраться РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ, необходимо понять устройство рыночной СЃРІСЏР·Рё вообще Рё конкретные ее условия РїСЂРё различных типах конкуренции. Каждый РёР· нас выступает РІ роли покупателя, большинство РёР· трудоспособных людей — РІ роли продавца (например, реализуя трудовые услуги), некоВторые РёР· нас — РІ роли предпринимателя. Знание условий конкуренВции поможет лучше оценить собственные возможности Рё шансы, РїСЂРѕВгнозировать ситуацию, попытаться заранее подготовить альтернативВные варианты поведения.
Рынок не может эффективно работать без конкуренции. В то же время он не обладает достаточным иммунитетом против устремлений ограничить или даже устранить конкуренцию. Последнее означает присутствие на рынке только одного субъекта в роли, например, продавца — такое явление называется чистая монополия. Сам рынок не может защитить себя. На помощь приходит государство, которое проводит политику регулирования конкуренции. Для украинской экономики это в значительной мере является новой и довольно серьезной проблемой.
Ртак, РІ своей работе СЏ намерен выяснить сущность Рё значение конкуренции РІ экономической системе, ее типы (чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия), формы, Р° также деятельность государства РїРѕ регулированию конкуренции.
1 Сущность конкуренции
Р’ повседневной жизни РјС‹ РІСЃРµ чаще встречаем слова: "конкуренция", "конкурентная Р±РѕСЂСЊР±Р°", "конкурентоспособность", "конкурентный рынок". Ртим строкам РёРЅРѕРіРґР° предоставляются разные значения, РЅРѕ РІСЃРµ РѕРЅРё РјРѕРіСѓС‚ быть сведены РґРѕ РґРІСѓС… понятий - "конкурентная Р±РѕСЂСЊР±Р°" Рё "конкурентный рынок". Первое касается СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ поведения отдельных фирм РЅР° рынке, второе - рыночных структур Рё охватывает РІСЃРµ аспекты рынка любых товаров, которые влияют РЅР° поведение Рё деятельность фирм (количество фирм РЅР° рынке, технологию производства, типы товаров, которые продаются Рё С‚.Рґ.).
Конкурентность рынка определяется теми границами, РІ рамках которых отдельные фирмы способные влиять РЅР° рынок, то есть РЅР° условия реализации своей продукции, прежде всего РЅР° цены. Чем меньше отдельные фирмы влияют РЅР° рынок, РіРґРµ РѕРЅРё реализуют СЃРІРѕСЋ продукцию тот более конкурентным считается рынок. Высочайшая степень конкурентности рынка достигается тогда, РєРѕРіРґР° отдельная фирма РЅР° него РЅРµ влияет совсем. Рто возможно лишь РІ случае если РЅР° рынке товаров действует так РјРЅРѕРіРѕ фирм, что любая РёР· РЅРёС… РІ частности никак неможетповлиять РЅР° цену товара, Рё воспринимает ее как такую, что определяется рыночным СЃРїСЂРѕСЃРѕРј Рё предложением. Такой рынок называется целиком конкурентным. Рђ фирмы, которые действуют РІ условиях целиком конкурентного рынка, РЅРµ ведут между СЃРѕР±РѕСЋ конкурентной Р±РѕСЂСЊР±С‹. Если же отдельные фирмы имеют возможность влиять РЅР° условия реализации своей продукции (РІ первую очередь РЅР° цены), то РѕРЅРё ведут между СЃРѕР±РѕСЋ конкурентную Р±РѕСЂСЊР±Сѓ, РЅРѕ рынок, РіРґРµ эта возможность реализуется, целиком конкурентной уже РЅРµ считается.
Ртак, конкуренция - категория явным образом противоречивая. РЎ РѕРґРЅРѕРіРѕ стороны существует утверждение, которое без конкуренции рынка РЅРµ бывает, Р° СЃ РґСЂСѓРіРѕРіРѕ – целиком конкурентным есть тот рынок, РЅР° котором участники (фирмы) РЅРµ ведут между СЃРѕР±РѕСЋ конкурентной Р±РѕСЂСЊР±С‹. Рдальше. Если конкурентная Р±РѕСЂСЊР±Р° существует, такой рынок РЅРµ считается целиком конкурентным. Больше того, чем более сильная конкуренция, тем полнее формируются условия для ее ограничения. РќРѕ рынок двигается уже РЅРµ Рє целиком конкурентному, Р° Рє монопольному. Рта противоречивость конкуренции выступает предпосылкой самых разных оценок ее роли РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ. РћРґРЅРё экономисты утверждают, что конкуренция - это большое благо (между прочим, эта точка зрения есть характерной для современных украинских реформаторов), РґСЂСѓРіРёРµ настаивают РЅР° потому, что конкуренция, противопоставляя субъектов рынка Рё порождая монополию – большое зло для СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. Где правда?
Отвечая РЅР° этот РІРѕРїСЂРѕСЃ, следует, очевидно, начинать СЃ элементарного: что такое конкуренция. Конкуренция - это форма экономических отношений между субъектами рыночного хозяйства, РІ которой выражается соперничество Р·Р° наиболее выгодные условия производства, продажи Рё купли товара. Как Рё почему возникает конкуренция? Оптимального положения РЅР° рынке хозяйствующие субъекты достигают РІ результате получения РЅРёРјРё экономической самостоятельности. РўРѕ есть, если РѕРЅРё получают право владения, пользование Рё распоряжение выработанной продукцией. Р’ то же время экономическая самостоятельность порождает стремление выделяться среди равных, доказать СЃРІРѕРё преимущества, утвердить СЃРІРѕРµ господство, обеспечить себе более выгодное положение, большая прибыль Рё С‚.Рґ. Рто порождает между экономически самостоятельными Рё отделенными хозяйственными единицами определенное соперничество, Р±РѕСЂСЊР±Сѓ, которая Рё получила название конкуренции. Причем конкуренцию РЅРµ следует рассматривать как соревнование РїРѕ олимпийскому принципу: важная РЅРµ победа, Р° участие. Рто жестокий Рё конфликтный метод взаимодействия рыночных субъектов: достижение поставленных предпринимателем СЃРІРѕРёС… целей возможное лишь Р·Р° счет поражения интересов РґСЂСѓРіРёС… деловых людей.
Суть конкуренции проявляется и в том, что она. с одной стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.
Непременным условием конкуренции есть независимость субъектов рыночного отношения РѕС‚ определенных "высших" Рё внешних" СЃРёР». Рта независимость проявляется, РІРѕ-первых, РІ возможности самостоятельно принимать решение Рѕ производстве или купле товаров или услуг; РІРѕ-вторых, РІ СЃРІРѕР±РѕРґРµ выбора рыночных партнеров. Р’ процессе конкуренции хозяйствующие субъекты как Р±С‹ взаимно контролируют РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°. Конкуренция также есть важным инструментом регулирования пропорций общественного производства РІ условиях рынка.
2 Функции конкуренции.
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
-предприятия, которые предлагают лучшую РїРѕ качеству продукцию или РїСЂРѕРёР·РІРѕРґСЏС‚ ее СЃ меньшими производственными затратами, получают вознаграждение РІ РІРёРґРµ прибыли (позитивные санкции). Рто стимулирует технический прогресс;
-предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).
Функция распределения. Конкуренция РЅРµ только включает стимулы Рє более высокой продуктивности, РЅРѕ Рё позволяет распределять РґРѕС…РѕРґ среди предприятий Рё домашних хозяйств РІ соответствии СЃ РёС… эффективным вкладом. Рто отвечает господствующему РІ конкурентной Р±РѕСЂСЊР±Рµ принципу вознаграждения РїРѕ результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:
- технический прогресс в отношении изделий и процессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);
- предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей), (адаптация под давлением конкуренции).
Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.
В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивной конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с "умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.
В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
- качество конкуренции;
- само существование конкуренции;
- цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
- предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;
- защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;
- ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.
3 Основные модели рынка
В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:
1. Чистая конкуренция являет СЃРѕР±РѕР№ ситуацию РєРѕРіРґР° РЅР° рынке присутствует большое количество самостоятельных производителей некоторого РѕРґРЅРѕСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ товара Рё масса обособленных потребителей данного товара. Чистую, или СЃРІРѕР±РѕРґРЅСѓСЋ, конкуренцию принято еще называть совершенной конкуренцией, Р° три РґСЂСѓРіРёС… типа — объединять назваВнием несовершенная конкуренция. Последний термин принадлежит англичанке Джоан Р РѕР±РёРЅСЃРѕРЅ (РєРЅРёРіР° "РРєРѕРЅРѕРјРёРєР° несовершенной РєРѕРЅВкуренции", 1933 Рі.), которую принято считать создательницей теории несовершенной конкуренции.
2. Огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает, так называемую, несовершенную конкуренцию.
3. Предельным случаем является монополия. В этом случае массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей. Когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции .
4. Существует также чистая монополия. В этом случае на рынке присутствует только один производитель товара и множество потребителей.
Рассмотрим подробнее основные из вышеперечисленных рыночных структур.
3.1 Свободная (чистая) конкуренция
Чистая конкуренция представляет СЃРѕР±РѕР№ рыночную ситуаВцию, РєРѕРіРґР° многочисленные, независимо действующие РїСЂРѕРёР·Вводители продают идентичную (стандартизированную) РїСЂРѕРґСѓРєВцию, Рё РЅРё РѕРґРёРЅ РёР· РЅРёС… РЅРµ РІ состоянии контролировать рыночВРЅСѓСЋ цену.
Таким идентичным, или стандартизированным, товаром может быть, например, пшеница, РєСѓРєСѓСЂСѓР·Р°, сахар, акции компании. Рто означает, что РІСЃРµ продавцы таких товаров предлагают практически одинаковый РїСЂРѕВРґСѓРєС‚; разница РІ потребительских свойствах отсутствует. Поэтому покупателю РЅРµ стоит утруждать себя выяснением отличий РІ качестве, свойствах — РёС… фактически нет. Рђ для продавца становится практически бессмысленным вести неценовую конкуренцию. Каждый РёР· продавВцов РїСЂРё этом РЅРµ РІ состоянии повлиять РЅР° цену товара, складывающуВСЋСЃСЏ РЅР° рынке. Рто связано СЃ тем, что доля любого продавца РІ общем объеме предлагаемой РЅР° рынке продукции очень незначительна. Продавец РЅР° таком рынке является "ценополучателем".
Выделим основные характеристики чистой конкуренции:
а) многочисленность участников обмена — продавцов и покупателей;
Р±) тождественная, стандартизированная продукция. Ртому требованию РјРѕРіСѓС‚ отвечать только простые товары, примеры которых ранее были названы;
РІ) свободный доступ Рє рынкам новых продавцов Рё возможность такого же СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ выхода СЃ РЅРёС…. Если посмотреть РЅР° эту проблему несколько шире, то можно отметить, что препятствиями для РІС…РѕРґР° новых субъектов РІ любую отрасль РјРѕРіСѓС‚ быть: технологические, ресурсные, финансовые, законодательные ограничения. Например, сложность технологии Рё необходимость большого стартового капитала характерны для РјРЅРѕРіРёС… производств РІ машиностроении, металлургии, нефтепереВработке, что резко сужает число возможных претендентов РЅР° появление РІ этих отраслях. Р’ то же время большинство сфер, например сельскохозяйственного производства, РЅРµ имеют таких сложных услоВРІРёР№ РІС…РѕРґР° для новых производителей;
Рі) наличие полной информации Сѓ участников обмена. Покупатели должны иметь сведения РѕР± имеющихся продавцах, РёС… ценах, РґСЂСѓРіРёС… условиях реализации. Ркономические субъекты должны располагать примерно одинаковым объемом информации Рѕ рынке.
Рти условия РІ большинстве случаев сегодня являются трудноосуВществимыми. Поэтому чистая, или совершенная, конкуренция — это редкостный тип конкуренции РІ современной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ. Преобладают формы несовершенной конкуренции, РіРґРµ продавцы обладают определенным контролем над рыночной ценой.
3.2 Монополия
Происхождение названия этого типа несовершенной конкуренции связано СЃ тем реальным обстоятельством, что очень РјРЅРѕРіРёРµ продавцы, предлагая схожие товары, стремятся, РІ то же время, придать РёРј уникальные, особенные свойства. Рти отличия РјРѕВРіСѓС‚ быть как реальными, так Рё мнимыми.
Монополистическая конкуренция — это такая рыночная СЃРёВтуация, РєРѕРіРґР° многочисленные продавцы продают схожие товаВСЂС‹, стремясь придать РёРј реальные или мнимые уникальные качества.
Примеры такой конкуренции следующие: "жевательная резинка, очищающая зубы", "журнал для деловой женщины", "автомобиль для тропиков", "свежий хлеб", "шампунь, укрепляющий корни волос", "вина из лучших сортов винограда", "наши акции — всегда в цене", "у нас самый широкий выбор косметики", "наш банк осуществляет самые быстрые расчеты", "шоколадный батончик — райское наслаждение" и т. д.
Рљ основным характеристикам монополистической конкуренВции можно отнести:
а) относительно большое число некрупных производителей;
Р±) продажа схожей, РЅРѕ РЅРµ идентичной продукции. Разные РїСЂРѕРёР·Вводители занимаются созданием разновидностей товара, удовлетворяВющих РІ принципе РѕРґРЅСѓ Рё. ту же потребность. РќРѕ назвать уже РёС… РїСЂРѕВдукцию идентичной нельзя. Здесь наблюдается дифференциация РїСЂРѕВдукта;
РІ) наличие Сѓ отдельного производителя очень ограниченного контроля над рыночной ценой. Рто связано, РІРѕ-первых, СЃ тем, что производителей достаточно РјРЅРѕРіРѕ, значит доля предлагаемого товара, приходящаяся РЅР° РѕРґРЅРѕРіРѕ, — относительно небольшая. Р’Рѕ-вторых, СЃРїСЂРѕСЃ РЅР° такую продукцию характеризуется довольно высокой степенью эласВтичности: покупатели чутко реагируют РЅР° изменение цены, Рё РІ случае ее повышения РјРѕРіСѓС‚ переключиться РЅР° приобретение схожей продукции Сѓ РґСЂСѓРіРёС… продавцов, проигнорировав какие-то особенности РІ свойствах товаров.
Соперничающие субъекты РјРѕРіСѓС‚ использовать здесь как ценовые, так Рё неценовые методы конкуренции. Возможность применения последних, РІ отличие РѕС‚ условий чистой конкуренции, связана СЃ РґРёС„Вференциацией продукта: конкуренты предлагают его разновидности, стремясь убедить покупателя РІ превосходстве СЃРІРѕРёС… спецификаций товара. Рпоэтому здесь являются достижимыми конкурентные преиВмущества РІ результате совершенствования качества продукта, услоВРІРёР№ его продажи, дизайна, упаковки, активной рекламы Рё С‚. Рґ.;
г) различные соглашения между конкурентами по ограничению конкуренции, например по проведению согласованной ценовой политики, являются практически малоосуществимыми. Все дело в том, что конкурентов довольно много, и, кроме того, размыты, неопределенны сами границы поля конкуренции, состав ее участников;
Рґ) сохраняются возможности относительно легкого вступлеВРЅРёСЏ РІ отрасль новых производителей. РџРѕ сравнению СЃ чистой конкуренцией трудности возрастают, РЅРѕ РЅРµ намного. Масштабы стартового капитала, уровень технологической сложности РЅРµ ставят непреодолимых барьеров для проникновения РІ отрасль новых конкурентов.
3.3 Олигополия
Существуют рынки, на которых, как правило, действует относительно небольшое количество крупных фирм. Строго определить количество таких субъектов экономисты обычно не берутся, но можно встретить, например, такую количественную характеристику олигополистического рынка, где число конкурентов составляет от трех до пяти. Ее, видимо, можно принять в виде некоторого ориентира. Примерами такой конкурентной ситуации в Украине могут быть рынки бытовых холодильников, стиральных машин, сигарет, магнитофонов, локальные рынки ряда товаров и услуг в городах.
Олигополия — это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или схожие товары.
Рљ основным характеристикам олигополистической конкуренВции можно отнести:
а) немногочисленность конкурентов. Каждый из них обладает обычно довольно большой долей рынка какого-то товара или услуги;
б) предложение стандартизированных или дифференцированных товаров. Ряд промышленных товаров, таких, например, как сталь, алюминий, цемент, являются стандартизированными продуктами и обычно предлагаются в условиях олигополистической конкуренции. Дифференцированными товарами на олигополистических рынках могут быть, к примеру, автомобили, компьютеры, холодильники, пылесосы, телефонные аппараты. Предприятия-олигополисты — это обычно значительные по размерам структуры, ведущие крупномасштабное производство;
РІ) сложность РІС…РѕРґР° РІ отрасль новых предприятие. Здесь уже перед потенциальными конкурентами, возможными кандидатами РЅР° вступление РІ отрасль встают очень серьезные проблемы. Рто Рё формирование большого стартового денежного капитала, Рё технологические сложности, Рё доступность Рє важнейшим сырьевым ресурсам, Рё большие возможности "ветеранов" разными способами РїСЂРµВпятствовать появлению РІ отрасли "новичков" Рё РґСЂСѓРіРѕРµ. Пробиться новым фирмам здесь действительно сложно;
г) наличие стимулов к слиянию, сговорам, направленным на снижение или устранение конкуренции. Слияние конкурентов позволяет получить большую долю рынка, в большей степени использовать эффект масштаба: как "на выходе" — при продаже своей продукции (это можно делать с меньшими удельными издержками), так и "на входе" — при решении проблем, ресурсного обеспечения (закупка крупных партий ресурсов по низшим ценам). Сговоры — по ценам, местам сбыта, объемам продаж — возможны здесь потому, что количество конкурентов ограничено и они все "на виду", что создает благоприятную почву для подобных стремлений.
Р’ условиях олигополии возможна как ценовая, так Рё неценовая РєРѕРЅВкуренция. РќРѕ ценовые методы соперничества обычно оказываются менее эффективными. Между предприятиями существует тесная взаимозаВвисимость. Если РѕРґРёРЅ РёР· конкурентов СЃРЅРёР·РёР» цены, РґСЂСѓРіРёРµ вынуждены Р±СѓРґСѓС‚ адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей Рё прибыли. Сделав ответный С…РѕРґ, РѕРЅРё, одновременно, Рё сведут РЅР° нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь РјРѕРіСѓС‚ принести кратковременный эффект.
3.4 Чистая монополия
При такой монополии конкуренции вообще не существует. Уровень конкуренции изменяется по убывающей от чистой конкуренции до чистой монополии.
Чистая, или абсолютная, монополия — это такая рыночная ситуация, РїСЂРё которой имеется только РѕРґРёРЅ продавец товара, Сѓ которого нет близких заменителей. Отсутствие близких замениВтелей означает, что Сѓ покупателя остается выбор РЅРµ между товарами, Р° между тем, покупать ли данный товар или отказаться вообще РѕС‚ удовлетворения потребности РІ нем. Продавец — РѕРґРёРЅ, Рё РІ этом случае РѕРЅ — король, Р° покупатель — слуга. РЈ такого продавца сосредотачиваВется огромная власть.
Отметим основные характеристики чистой монополии:
а) единственный продавец;
б) товарная дифференциация отсутствует,
в) продавец осуществляет практически полный контроль над ценами.
Рі) очень трудные условия вхождения РІ отрасль новых предприВятий. РџРѕ сути дела, РІС…РѕРґ оказывается заблокированным финансовыми, технологическими, ресурсными, правовыми условиями.
Абсолютный монополист, конечно же, РЅРµ выступает РІ роли "ценополучателя", РѕРЅ — "ценоустановитель". РћРЅ полностью контролирует предВложение товара, ему представляется исключительная возможность выбирать РЅР° СЃРІРѕРµ усмотрение любую цену РёР· возможных РІ соответствии СЃ определенной РєСЂРёРІРѕР№ СЃРїСЂРѕСЃР°.
Здесь следует отметить, что понятие "монополия" используется РЅРµ только РІ строгом значении — как чистая монополия, РЅРѕ нередко применяется Рё РІ широком толковании. Р’ последнем случае монополия обычно трактуется несколько расплывчато, как доминирующее РїРѕВложение экономического субъекта РЅР° рынке, С‚. Рµ. можно, РІРёРґРёРјРѕ, полаВгать, что РІ таком варианте понятие "монополия" вбирает РІ себя Рё чистую монополию, Рё олигополию.
Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… странах. Главная роль РІ ее решении отвоВдится государству, сам рынок, как показывает прошлый Рё современный опыт, недостаточно дееспособный РІ защите конкуренции.
4 Способы ведения конкурентной борьбы
Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и как было уже отмечено выше означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.
Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.
Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.
4.1 Добросовестная конкуренция и недобросовестная конкуренция
Основными методами являются:
- повышение качества продукции
- снижение цен ("война цен")
- реклама
- развитие до- и послепродажного обслуживания
- создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТРи т.д.
Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, т.н. "война цен". Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.
Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. В качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям.
В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.
Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.
В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве доказательства можно привести следующий пример:
Во времена существования ФРГ у западногерманских потребителей большим спросом пользуется французское пиво. Западногерманские производители делали все, чтобы не допустить французское пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама немецкого пива, ни патриотические призывы "немцы, пейте немецкое пиво", ни манипулирование ценами ни к чему не привели. Тогда пресса ФРГ стала делать упор на то, что французское пиво содержит различные вредные для здоровья химические вещества, в то время как немецкое якобы является исключительно чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы, В результате всего этого спрос на французское пиво все-таки упал - на всякий случай немцы перестали покупать французское пиво.
Но наряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы:
Основными методами являются:
- экономический (промышленный шпионаж)
- подделка продукции конкурентов
- подкуп и шантаж
- обман потребителей
- махинации с деловой отчетностью
- валютные махинации
- сокрытие дефектов и т.д.
К этому можно также добавить и научно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.
3.2 Патент как стимул промышленного шпионажа
Рменно промышленный шпионаж так сказать "создал" патент РЅР° изобретение. Поскольку сохранить секреты производства РЅРµ удавалось, изобретатель, потративший РіРѕРґС‹ труда, РјРѕРі Рё РЅРµ получить никакого вознаграждения Р·Р° СЃРІРѕРµ изобретение, С‚.Рє. результатом изобретения часто пользовались совершенно посторонние, РЅРµ имеющие РЅРё какого отношения Рє изобретению люди. Предотвратить такую несправедливость должен был патент.
Патент - это документ, удостоверяющий изобретение и закрепляющий за обладателем патента исключительное право на пользование результатами своего изобретения. Если патент используется без разрешения владельца, он может через суд возместить убытки или прекратить незаконное пользование его изобретением. Кроме этого, он может выдать лицензию другим лицам на использование запатентованного изобретения.
Но патент, теоретически направленный против промышленного шпионажа, практически явился своего рода стимулом этого явления. Один из первых законов о патентах на изобретение был издан во Франции в конце XVIII века, в нем говорилось, что за всяким, кто первым привезет во Францию какое-либо иностранное изобретение, признаются такие же льготы, какими бы пользовался бы его изобретатель. Таким образом, за промышленным шпионом признаются права равные правам изобретателя.
3.3 Современный экономический шпионаж
Часто термины "промышленный" Рё "экономический" шпионаж используют как СЃРёРЅРѕРЅРёРјС‹. РќРѕ между РЅРёРјРё существует определенная разница, С‚.Рє. РІ принципе промышленный шпионаж является частью экономического. Ркономический шпионаж сверх промышленного охватывает Рё такие сферы, как показатели валовой национальный РїСЂРѕРґСѓРєС‚ - это:
1). рыночная стоимость всей произведенной в обществе конечной продукции и услуг за год;
2). сумма доходов предприятий, организаций и населения в материальном и нематериальном производстве и амортизационных отчислений) , его распределение по отраслям экономики, процентные ставки, запасы природных ресурсов, возможные изменения в технической политике, проекты создания крупных государственных объектов - заводов, полигонов, магистралей и т.д.
Ответ на вопрос, почему экономический шпионаж интересуется вышеперечисленными показателями государства, заключается в том, что многие страны дают обобщенные данные, из которых трудно установить формирование доходов и расходов той или иной отрасли или всего государства. Особенно это относится к таким сферам, как финансирование различного рода научно-исследовательских работ в области ядерной физики и электронике, космической промышленности и др. То же относится и к содержанию различного рода спецслужб.
Р’ принципе, РІ наше время, любое правительство хорошо развитой страны располагает крупными денежными средствами, РЅРµ контролируемыми парламентом. Рти СЃСѓРјРјС‹ РјРѕРіСѓС‚ быть скрыты РІ различных статьях государственных расходов или РЅРµ учтены РІ публикуемом государственном бюджете. Таким путем скрытого финансирования была создана, например, атомная Р±РѕРјР±Р° РІ РЎРЁРђ. Ее создание стоило правительству 2 млрд. долларов.
Основными объектами внимания промышленного шпионажа являются патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек; экономический шпионаж кроме промышленных секретов охватывает и макроэкономические показатели и включает в себя разведку природных ресурсов, выявление промышленных запасов; в связи с развитием маркетинга большую ценность приобретает сбор информации о вкусах и доходах различных социальных групп общества.
С развитием промышленного шпионажа промышленные монополии тщательно охраняют содержание патентов, результаты научно-технических исследований, проекты и эскизы любой своей продукции. В организационную структуру ТНК входят т.н. технические центры основной задачей которых является разработка новых товаров, повышение качества уже существующей продукции, разработка новых технологий и т.д.
В целях повышения прибыли ТНК стремятся к установлению истинной ценности собственной продукции. Для этого производится детальнейший анализ продукции конкурентов с целью установления сравнительного качества своей продукции.
Все промышленные монополии имеют засекреченные лаборатории, где по всем параметрам сравнивают уровни технически решений, качество, п