"Чтобы душа была жива…" (по страницам романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")
Разработка урока по русской литературе
Тема урока: «Чтобы душа была жива…» (по страницам романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Цель урока: Закрепление, обобщение изученного материала по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Задачи урока:
- развивать логическое мышление, умения сравнивать, обобщать, сопоставлять, доказывать и анализировать
- донести мысль о высшей ценности человеческой личности, о нравственных ценностях романа и его главных героев.
Проблемный вопрос урока: Возможно ли делать добро людям с помощью преступления?
Оборудование урока: портрет Ф.М.Достоевского, выставка книг, иллюстрации учащихся к уроку.
РҐРѕРґ СѓСЂРѕРєР°:
1. Оргмомент. Объявление целей, задач урока, форма подготовки к уроку (работа групп по направлениям): 1. Родион Раскольников. От преступления к наказанию.
2. «Вечная Сонечка, пока мир стоит…»
Рпиграф Рє СѓСЂРѕРєСѓ : «Счастье- высшая гармония духа». Р¤.Достоевский.
2. Учитель. Сотни лет человечество пытается ответить на вопрос: что такое вера, что значит для человека вера в Бога? нужны ли человеку нравственные заповеди? Рдо сих пор нет однозначного ответа. Величайший писатель нашей страны Ф.М. Достоевский тоже искал ответы на эти вопросы. Роман «Преступление и наказание» - это его ответы. А мы на уроке попытаемся найти свои ответы. Каждый из нас должен высказать свою точку зрения, показать умение доказывать свою позицию.
3. Чтение стихотворения Р¤.Р. Тютчева «Наш век»
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
Рчеловек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
Р, свет обретши, ропщет Рё бунтует.
Безверием палим и иссушен.
Невыносимое он днесь выносит...
Рсознает свою погибель он,
Ржаждет веры… но о ней не просит.
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! – Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»
Учитель. – О каком веке идет речь?
- Если бы мы не знали, что стихотворение написано в 19 веке, могли бы мы это определить точно? Почему?
- Актуальны ли строчки этого стихотворения сейчас?
Ответы учащихся.
Учитель. В уста какого героя романа мы могли бы вложить последние строки этого стихотворения? (ответы)
Учитель. Ртак, Р РѕРґРёРѕРЅ Раскольников… Что же подтолкнуло героя Рє преступлению?
Слово предоставляется 1-ой группе учащихся. (презентация)
Вопрос классу: А что добавил 20 век к теории Раскольникова? Нашлись ли последователи в реальной жизни? (да, это – гитлеровская, фашистская теория…ради достижения целей одного человека уничтожены миллионы людей…)
Учитель. «Арифметика» превратила «избранника РІ РёР·РіРѕСЏ, мечтающего Рѕ наказании, как РѕР± избавлении РѕС‚ страданий». Раскольников-страдалец. Рдею романа Достоевский РѕР±СЉСЏСЃРЅСЏР» так: (РЅР° слайде): «Нет счастья РІ комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, РЅРѕ это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом - есть великая радость, Р·Р° которую можно заплатить годами страдания. Человек РЅРµ родится для счастья. Человек заслуживает СЃРІРѕРµ счастье Рё всегда страданием».
Достоевский мастерски воплощает идею своего произведения не только через систему персонажей, композицию романа, но и через художественную деталь (слайд - «Художественная деталь (от фр. Detail- часть, подробность) - значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены или всего произведения»). Они, эти детали, имеют в романе символическое значение (слайд- «Символ (от греч. Simbolon - знак, примета) - один из видов тропа, слов, которые получают в художественном тексте кроме своих основных (словарных, предметных) значений, еще и новые (переносные)».
К этому уроку вами было получено задание: найти в тексте детали, характеризующие персонажей романа и попытаться прокомментировать их смысл с опорой на текст произведения. (учащиеся рассказывают о деталях, найденных в тексте).
Учитель. Рђ СЏ вам предложу вашему вниманию еще несколько деталей, связанных СЃ главной героиней романа. Кто РѕРЅР°? Что символизирует СЃРѕР±РѕР№ деталь? (показываю зеленый платок, свечу, текст Библии). (ответы учащихся) Да, ребята, это образ Сонечки, «вечной Сонечки, РїРѕРєР° РјРёСЂ стоит». (Р’ словаре Р’. Даля находим Рѕ драдедаме: "легкое суконце, полусукно". Впервые РѕР± этом платке РјС‹ узнаем РёР· рассказа Мармеладова Рѕ жертвенности РЎРѕРЅРё: "Пришла, Рё РїСЂСЏРјРѕ Рє Катерине Рвановне, Рё РЅР° стол перед ней тридцать целковых молча положила. РќРё словечка РїСЂРё этом РЅРµ вымолвила, хоть Р±С‹ взглянула, Р° взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок (общий такой Сѓ нас платок есть, драдедамовый), накрыла РёРј совсем голову Рё лицо Рё легла РЅР° кровать, лицом Рє стенке, только плечики РґР° тело вздрагивают..." Тридцать целковых здесь, РІРёРґРёРјРѕ, тоже РЅРµ случайно: РСѓРґР° предал Христа Р·Р° тридцать сребреников. Большим драдедамовым зеленым платком укрываются дети. Р’ этом платке, возмущенная подлостью Лужина, как Р±С‹ СЃ надеждой РЅР° защиту Рё справедливость выбегает Катерина Рвановна РЅР° улицу. Р’ этом платке Раскольников оставляет РЎРѕРЅСЋ, СѓС…РѕРґСЏ признаваться РІ преступлении. Что же может символизировать зеленый драдедамовый платок? Драдедам РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ тепле, характеристики "большой Рё общий" - сами Р·Р° себя. Рђ РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ цвета РІ "Рнциклопедии символов" получаем разъяснение: "Крест Христов как СЃРёРјРІРѕР» надежды Рё Спасения часто представляется зеленым".)
Учитель. Правда Сони Мармеладовой, ее жизненная позиция противопоставлена теории Раскольникова. Она, лишенная всякой радости в жизни, принесенная в жертву, посланная на крест своими близкими, бережет единственное и самое ценное, спасительное сокровище свое - дар Божественного происхождения: способность любить и сострадать людям, смиряться и верить. (Далее - презентация 2-ой группы).
Петербург Достоевского — это РЅРµ РіРѕСЂРѕРґ Невского проспекта, белых ночей Рё глядящихся РІ Неву пышных дворцов Английской набережной. Рто Петербург доходных РґРѕРјРѕРІ, черных лестниц, похожих РЅР° РіСЂРѕР± каморок, полицейских управлений Рё кабаков, страшной жары Рё нестерпимой РІРѕРЅРё. Город бедный живет своей привычной жизнью Рё, кажется, РЅРµ подозревает Рѕ РґСЂСѓРіРѕРј, парадном Петербурге. Однажды, РІСЃРєРѕСЂРµ после убийства оказавшись РЅР° Николаевском мосту, Раскольников замечает этот Петербург, РЅРѕ чувствует СЃРІРѕРµ отчуждение РѕС‚ него, какую-то неразгаданную тайну: «Когда РѕРЅ С…РѕРґРёР» РІ университет, то обыкновенно, — чаще всего возвращаясь РґРѕРјРѕР№, — случалось ему, может быть раз сто, останавливаться именно РЅР° этом же самом месте, пристально вглядываться РІ эту действительно великолепную панораму Рё каждый раз почти удивляться РѕРґРЅРѕРјСѓ неясному Рё неразрешимому своему впечатлению. Необъяснимым холодом веяло РЅР° него всегда РѕС‚ этой великолепной панорамы; РґСѓС…РѕРј немым Рё глухим полна была для него эта пышная картина... Дивился РѕРЅ каждый раз своему СѓРіСЂСЋРјРѕРјСѓ Рё загадочному впечатлению Рё откладывал разгадку его, РЅРµ доверяя себе, РІ будущее» (С‡. 2, РіР». 2).
Другой лик Петербурга представляет РІ разговоре СЃ Раскольниковым циник Свидригайлов: «…в Петербурге РјРЅРѕРіРѕ народу, С…РѕРґСЏ, РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ сами СЃ СЃРѕР±РѕР№. Рто РіРѕСЂРѕРґ полусумасшедших. Если Р± Сѓ нас были науки, то медики, юристы Рё философы могли Р±С‹ сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый РїРѕ своей специальности. Редко РіРґРµ найдется столько мрачных, резких Рё странных влияний РЅР° душу человека, как РІ Петербурге. Чего стоят РѕРґРЅРё климатические влияния! Между тем это административный центр всей Р РѕСЃСЃРёРё, Рё характер его должен отражаться РЅР° всем» (С‡. 4, РіР». 3).
Привычная, парадная красота, «пышная картина» чужда РґСѓС…Сѓ «Преступления Рё наказания». В«Рто — роман Р·РЅРѕР№РЅРѕРіРѕ запаха известки Рё олифы, РЅРѕ еще более это — роман безобразных, давящих комнат», — оригинально заметит Р.Р¤. Анненский. РР· этой духоты, РёР· этих безобразных Рё давящих комнат явились РЅР° страницы романа бедные люди, униженные Рё оскорбленные.
Философию героя раскрывает опубликованная Р·Р° несколько месяцев РґРѕ убийства статья, которую РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ пересказывает Раскольников. Согласно этой теории, люди делятся РЅР° РґРІР° разряда. Первый, низший, разряд живет, подчиняясь обычной человеческой нравственности. Христианский принцип «не СѓР±РёР№В» является для него обязательным. Другой разряд, «законодателей человечества», призван сказать «новое слово» РІ какой-РЅРёР±СѓРґСЊ области деятельности. Раскольников упоминает политиков Ликурга Рё Солона, основоположника ислама Магомета, полководца Наполеона, ученых Ньютона Рё Кеплера. Рти люди вознесены над обычными людьми, подчиняются иным законам. „Необыкновенный” человек имеет право... то есть РЅРµ официальное право, Р° сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия, Рё единственно РІ том только случае, если исполнение его идеи (РёРЅРѕРіРґР° спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует», — запинаясь, РІСЃРµ время оговариваясь, развивает СЃРІРѕСЋ теорию герой. Удивленный Разумихин восклицает: «Ведь это разрешение РєСЂРѕРІРё РїРѕ совести, это... это, РїРѕ-моему, страшнее, чем Р±С‹ официальное разрешение РєСЂРѕРІСЊ проливать, законное...В»
РќРѕ именно такое разрешение дает себе Раскольников. Рта «алгебраическая» теория избранной личности становится главной причиной убийства старухи-процентщицы. Герой признается РІ этом РІРѕ время исповеди РЎРѕРЅРµ, РїСЂСЏРјРѕ противопоставляя бытовую, вынужденную «арифметику» Рё идеологическую, рассчитанную «алгебру»: «Рне деньги, главное, нужны РјРЅРµ были, РЎРѕРЅСЏ, РєРѕРіРґР° СЏ СѓР±РёР»; РЅРµ столько деньги нужны были, как РґСЂСѓРіРѕРµ... РЇ это РІСЃС‘ теперь знаю... РџРѕР№РјРё меня: может быть, тою же РґРѕСЂРѕРіРѕР№ РёРґСЏ, СЏ уже РЅРёРєРѕРіРґР° более РЅРµ повторил Р±С‹ убийства. РњРЅРµ РґСЂСѓРіРѕРµ надо было узнать, РґСЂСѓРіРѕРµ толкало меня РїРѕРґ СЂСѓРєРё: РјРЅРµ надо было узнать тогда, Рё поскорей узнать, вошь ли СЏ, как РІСЃРµ, или человек? РЎРјРѕРіСѓ ли СЏ переступить или РЅРµ СЃРјРѕРіСѓ! Осмелюсь ли нагнуться Рё взять или нет? Тварь ли СЏ дрожащая или право имею...В» (С‡. 5, РіР». 4).
Р’ СЃСѓРґСЊР±Рµ РЎРѕРЅРё совмещаются преступление Рё жертва. «Разве ты РЅРµ то же сделала? РўС‹ тоже переступила... смогла переступить. РўС‹ РЅР° себя СЂСѓРєРё наложила, ты загубила жизнь... СЃРІРѕСЋ (это РІСЃС‘ равно!)В», — РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Раскольников. Рменно потому, что РЎРѕРЅСЏ оказывается РїРѕ ту сторону нравственной границы, РѕРЅР° кажется самым близким герою человеком. «Стало быть, нам вместе идти, РїРѕ РѕРґРЅРѕР№ РґРѕСЂРѕРіРµ! Пойдем!В» (С‡. 4, РіР». 4). Однако внешнее сходство между «преступившими» героями оборачивается РёС… принципиальным различием. РЎРѕРЅСЏ нарушает нравственные РЅРѕСЂРјС‹, РЅРµ экспериментируя, Р° спасая ближних. Ржертвует РѕРЅР° РЅРµ чужой жизнью, Р° собственной.
Уже при первом знакомстве Соня поражает своей кротостью и самоотверженностью. В бреду Раскольникова она объединяется с убитой. «Лизавета! Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими... Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут?.. Они все отдают... глядят кротко и тихо... Соня, Соня! Тихая Соня!..» (ч. 3, гл. 6). Потом оказывается, что Соня действительно была близка с Лизаветой и даже обменялась с ней крестами.
«Свидригайлов — отчаяние, самое циническое. РЎРѕРЅСЏ — надежда, самая неосуществимая. (Рто должен высказать сам Раскольников.) РћРЅ страстно привязался Рє РЅРёРј РѕР±РѕРёРјВ», — замечает Достоевский РІ черновиках романа. Если СЃРѕ Свидригайловым герой чувствует страшное взаимное родство Рё потому избегает его, отталкивается РѕС‚ него, то Раскольников Рё РЎРѕРЅСЏ СЃ первой же встречи тянутся РґСЂСѓРі Рє РґСЂСѓРіСѓ, как притягиваются разноименные полюса магнита. Раскольников (как Рё Свидригайлов) — это доведенные РґРѕ предела человеческая гордыня, отрицание РјРёСЂР°, презрение Рє людям. РЎРѕРЅСЏ — смирение, страдание Рё «ненасытимое сострадание», самопожертвование. Поступки героя, начиная СЃ его теории, диктуются взбесившимся, потерявшим контроль разумом. РЎРѕРЅСЏ живет сердцем, душой, чувством. Раскольников, как РјС‹ узнаем РёР· беседы СЃРѕ Свидригайловым, РЅРµ верит РІ будущую жизнь. Вера РЎРѕРЅРё только Рё поддерживает ее РІ жизни, избавляет РѕС‚ мыслей Рѕ самоубийстве. «„Что Р¶ Р±С‹ СЏ без Бога-то была?” — быстро, энергически прошептала РѕРЅР°, мельком РІСЃРєРёРЅСѓРІ РЅР° него РІРґСЂСѓРі засверкавшими глазами, Рё крепко стиснула СЂСѓРєРѕР№ его СЂСѓРєСѓВ».
Процесс возвращения героя Рє людям начинается СЃ совместного чтения Евангелия. Р’ этой сцене отчетливо проявляется философский характер романов Достоевского. Оказывается, герои «Преступления Рё наказания» — вариации вечных типов, РєРѕСЂРЅРё которых СѓС…РѕРґСЏС‚ РІ Евангелие. «Огарок уже давно погасал РІ РєСЂРёРІРѕРј подсвечнике, тускло освещая РІ этой нищенской комнате убийцу Рё блудницу, странно сошедшихся Р·Р° чтением «вечной РєРЅРёРіРёВ» (С‡. 4, РіР». 4). Рсторию чудесного воскресения Лазаря герои воспринимают как СЃРІРѕСЋ историю — СЃ надеждой РЅР° чудо собственного нравственного воскресения. Рменно блудница СЃ помощью «Вечной РєРЅРёРіРёВ» спасает убийцу. Раскольников исповедуется РЎРѕРЅРµ, открывает ей тайну своего преступления, РїРѕРґ ее влиянием идет РЅР° добровольное признание. РќРѕ этот процесс тоже оказывается сложным, психологически напряженным приключением РґСѓС…Р°.
Рпилог «Преступления Рё наказания» (как ранее окончание «Евгения Онегина», как позднее эпилог «Войны Рё мира») относится Рє типу открытых финалов. Рпилог Достоевского РЅРµ досказывает, Р° открывает РЅРѕРІСѓСЋ перспективу, оказываясь еще РѕРґРЅРёРј важным сюжетным звеном романа.
Крушение героя и развенчание идеи разведены у Достоевского по времени. Уже признавшись и отбывая наказание, Раскольников по-прежнему не раскаивается в идее. «Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? — говорил он себе. — Тем, что он — злодеяние? Что значит слово «злодеяние»? Совесть моя спокойна. Конечно, сделано уголовное преступление; конечно, нарушена буква закона и пролита кровь, ну и возьмите за букву закона мою голову... и довольно! Конечно, в таком случае даже многие благодетели человечества, не наследовавшие власти, а сами ее захватившие, должны бы были быть казнены при самых первых своих шагах. Но те люди вынесли свои шаги, и потому ониправы, а я не вынес, и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг».
Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною.
Он страдал тоже от мысли: зачем он тогда себя не убил?
Границы преступления и наказания в романе непривычно сдвинуты. Главным преступлением является не убийство, а сама мысль о нем, сама идея разделения людей на группы, классы, разряды. Наказанием для Раскольникова оказываются нравственные муки, которые опережают формальное наказание и завершаются перерождением под влиянием любви много позже него.
Рдея Раскольникова РІ романе прошла полный цикл Рё изжила себя: убийство Рё отпадение РѕС‚ человечества — страдание, признание, наказание — раскаяние, любовь, обретение Бога Рё возвращение Рє людям. РќРѕ жизнь, изображенная РІ романе, страшная СЃСѓРґСЊР±Р° РјРЅРѕРіРёС… униженных Рё оскорбленных оказывается шире философской идеи Рё РЅРµ поддается окончательному разрешению.
Раскольникова спасает РЎРѕРЅСЏ. РЎСѓРґСЊР±С‹ ее брата Рё сестры устраивает перед самоубийством Свидригайлов. Дуню выручает влюбленный РІ нее Разумихин. Человека спасает РґСЂСѓРіРѕР№ человек, РЅРѕ дыра РІ бытии затягивается лишь РІ этом месте. Р’СЃРµ остальные проблемы остаются нерешенными. Хватит ли РЅР° всех любви «вечной Сонечки»? Кто спасет погибающий РѕС‚ безумия РјРёСЂ? Всегда ли находит Бог человека Рё как быть, если человек РЅРµ находит его? Рти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ философский роман Достоевского оставил решать двадцатому веку.