"Физика" и "метафизика" смерти
"Физика" и "метафизика" смерти
"Человек есть существо умирающее" - это суждение принадлежит к разряду банальных истин. Нет ничего более очевидного, и в то же время, в буквальном смысле, менее очевидного для человека, чем его собственная смерть. Отношение человека к смерти человека - это всегда отношение, моделирующее всю систему моральных взаимосвязей и взаимозависимостей. Символично, что смерть в библейском понимании стала первым проявлением и обнаружением "зла" как моральной реальности. Моральное отношение к смерти всегда являлось кардинальным, системообразующим и жизнеопеспечивающим принципом для любого человеческого сообщества. Новые медицинские критерии смерти человека - "смерть мозга" - и новые социальные подходы к индивидуальной смерти - "право на смерть" - не только частное, конкретное дело медицины. "Физика" смерти, такова уж ее особенность, непосредственно связана с "метафизикой" смерти, т.е. ее моральным и социальным измерением.
1. Критерии смерти
и морально-мировоззренческое понимание личности
Проблема смерти - это проблема по существу своему морально-религиозная и медицинская. Ресли религия и мораль - это своеобразная "метафизика" человеческой смерти, то "физикой" ее является медицина. На протяжении веков в христианской цивилизации они дополняли друг друга в процессе формирования траурных ритуалов, обычаев, норм захоронения и т.п. Медицинские гигиенические нормы и признание возможности ошибок при диагностике смерти (случаи мнимой смерти и преждевременного захоронения) разумно сочетались с обычаем христианского отпевания и захоронения на третий день после смерти.
Медицинская диагностика смерти, связанная с констатацией прекращения дыхания и остановкой сердцебиения, была непротиворечиво связана с христианским пониманием сердца и дыхания как основах жизни. Не удивительно, что первые научно обоснованные попытки оживления умерших были связаны с восстановлением дыхательной способности и функции кровообращения. Так, например, в 1805 году доктор Е.Мухин предлагал с целью оживления мнимо умерших вдувать в легкие воздух с помощью мехов. К началу XIX века во многих странах Европы ставился вопрос о новом определении смерти, которая связывалась уже с отсутствием эффекта реакции организма на искусственное дыхание.
Р’ XIX веке началось Р±СѓСЂРЅРѕРµ развитие медицинских технических средств, которые успешно использовались для более точной констатации смерти Рё одновременно проходили испытания новых СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ оживления организма. Р’ Р РѕСЃСЃРёРё первая удачная попытка оживления сердца, извлеченного РёР· трупа человека, была произведена РІ 1902 РіРѕРґСѓ доктором Рђ.Рђ.Кулябко (РўРѕРјСЃРєРёР№ университет). Р’ 1913 РіРѕРґСѓ Р¤.Рђ.Андреев предложил СЃРїРѕСЃРѕР± оживления собаки СЃ помощью центрипетального введения РІ СЃРѕРЅРЅСѓСЋ артерию жидкости Рингер-Локка СЃ адреналинам. Р’ 20-Рµ РіРѕРґС‹ был сконструирован первый РІ РјРёСЂРµ аппарат для искусственного кровообращения. РћРЅ был назван его создателем РЎ.РЎ.Брюхоненко Рё РЎ.Р.Чечелиным "автожектор". Р’ РіРѕРґС‹ Великой Отечественной РІРѕР№РЅС‹ Р’.Рђ.Неговский Рё его коллеги разрабатывали "комплексную методику оживления" организма. Одновременно происходило детальное изучение процессов конечных стадий жизнедеятельности. Неговский выделял пять стадий умирания - преагональное состояние, терминальная пауза, агония, клиническая Рё биологическая смерть.
Различение клинической смерти (обратимого этапа умирания) и биологической смерти (необратимого этапа умирания) явилось определяющим для становления реаниматологии - науки, изучающей механизмы умирания и оживления умирающего организма. Сам термин "реаниматология" был впервые введен в оборот в 1961 году В.А.Неговским на Международном конгрессе травматологов в Будапеште.
Формирование РІ 60-70-Рµ РіРѕРґС‹ реаниматологии РјРЅРѕРіРёРµ считают признаком революционных изменений РІ медицине. Рто связано СЃ преодолением традиционных критериев человеческой смерти - прекращения дыхания Рё сердцебиения - Рё выходом РЅР° уровень принятия РЅРѕРІРѕРіРѕ критерия - "смерти РјРѕР·РіР°". Коренные изменения, вносимые достижениями медицинской науки РІРѕ временное Рё качественное измерение смерти, оборачиваются ростом этической напряженности врачебной деятельности. Р’ каждом ли случае реанимационные процедуры являются наилучшим РёСЃС…РѕРґРѕРј для пациента? Безусловно, комплекс технических средств для поддержания жизни дает возможность предотвратить смерть СЂСЏРґСѓ больных, РЅРѕ РІ то же время для РґСЂСѓРіРёС… это "поддержание" оказывается лишь СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј продления умирания.
Реанимация - это непосредственное олицетворение научно-технических достижений человека. Однако между человеком и техническими средствами, им созданными, возникает достаточно жесткая взаимосвязь. М. Хайдеггер приводит такое сравнение: "Техническое, в самом широком смысле слова, есть ничто иное как план", созданный человеком, но который, в конце концов, вынуждает человека к действию, независимо от того, желает он того, или уже нет" ( 1 ).
Отделения интенсивной терапии современных больниц оснащены новейшими установками, делающими возможными различные реанимационные процедуры.
Система здравоохранения, оснащенная этой техникой, уже не способна отказаться от ее применения, часто превращая своих пациентов в бесправные жертвы. Грань между поддержанием жизни и продлением умирания становится такой тонкой, что смерть оказывается длительным механизированным процессом умирания, который технологически можно продлить до 10 лет.
Говоря о коматозных больных, профессор Б.Г. Юдин очень метко называет период между состоянием "определенно жив" и "определенно мертв" - "зоной неопределенности".
В этой "зоне" типичны такие суждения врачей: "Человек еще жив, но он без сознания, необходимо дождаться его физической смерти от голода, инфекции", или, что одно и тоже, "человек мертв, но он еще дышит, необходимо прекратить дыхание". В границах новых достижений медицины бьющееся сердце и дыхание - не есть признаки жизни. Констатация "смерти мозга" определяет личностную смерть, в границах которой допустима "растительная" (на клеточном уровне) жизнь. Новые медицинские постулаты с большим трудом адаптируются в общественном сознании, для которого очень странно суждение о том, что смерть констатирована, но человек ещё дышит.
Современной медицине соответствует современный образ человека как прежде всего разумного существа, чему соответствует и новый критерий его смерти - "смерть разума" или "смерть мозга", или "неокортексовая смерть", т.е. невыполнение мозгом своих функций мышления, рассуждения, контакта с людьми. Родственники пациента, оказавшегося в "зоне неопределенности", должны выйти на уровень новых, соответсвующих происходящему в медицине, ориентиров.
Действительно, "зона неопределенности" оказывается в буквальном смысле слова вне пространства библейских этических заповедей. Шестая заповедь "не убий" в этой зоне не работает, ибо в терминах традициооной морали - это "зона" неизбежного убийства или "отказа от жизнеподдерживающего лечения". Но кто должен принимать и осуществлять решение о смерти человека?
Технические достижения требуют предельно рационального отношения человека к своей смерти. Рациональное отношение к смерти предполагает практически юридическое оформление ответов на вопросы, как Вы хотели бы умереть, кто должен принимать решение в соответствующей ситуации, насколько строго и кем должна выполняться Ваша воля.
Пытаясь освободить от моральной и юридической ответсвенности невольных исполнителей "воли зоны" - врачей, общество обращается к принципу эвтаназии - умышленному, безболезненному умерщвлению безнадежно больных людей.
2. Рвтаназия - моральные, правовые Рё социальные аспекты
Термин эвтаназия происходит от греческих слов eu -"хорошо" и thanatos - "смерть" и означает сознательное действие, приводящее к смерти безнадежно больного и страдающего человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения неизлечимой боли и страданий.
Рвтаназия, как новый СЃРїРѕСЃРѕР± медицинского решения прблемы смерти (прекращения жизни) РІС…РѕРґРёС‚ РІ практику современного здравоохранения РїРѕРґ влиянием РґРІСѓС… основных факторов. Р’Рѕ-первых, прогресса медицины, РІ частности, РїРѕРґ влиянием развития реаниматологии, позволяющей предотвратить смерть больного, С‚.Рµ. работающей РІ режиме управления умиранием. Р’Рѕ-вторых, смены ценностей Рё моральных приоритетов РІ современной цивилизации, РІ центре которых стоит идея "прав человека". Неудивительно, что 51,5% Рё 44,8% СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… врачей РІ возрасте соответсвенно 41-50 Рё 51-65 лет РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃ социологического РѕРїСЂРѕСЃР° (1991-1992РіРі.) "считаете ли Р’С‹ допустимой эвтаназию?" ответили "РЅРёРєРѕРіРґР° РѕР± этом РЅРµ думал(ла)", наряду СЃ вариантами ответов "РґР°" Рё "нет". Положительный ответ был дан 49% врачей РІ возрасте 21-30 лет ( 1 ). Авторы исследования РїСЂРёС…РѕРґСЏС‚ Рє справедливому выводу Рѕ смене ценностных установоки профессионального сознания медиков, которые, СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, сталкиваются СЃ тупиковыми ситуациями РЅР° границе между жизнью Рё смертью, Р° СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ - являются соучастниками общих цивилизационных социальных процессов.
Рвтаназия - неодназначное действие. Прежде всего различают активную Рё пассивную эвтаназию. Активная - это введение врачом летальной РґРѕР·С‹ препарата. РџСЂРё пассивной эвтаназии прекращается оказание медицинской помощи СЃ целью ускорения наступления естественной смерти. Западные специалисты, например Совет РїРѕ этике Рё судебным делам Американской Медицинской Ассоциации, РІРІРѕРґСЏС‚ понятие "поддерживаемое самоубийство". РћС‚ активной эвтаназии РѕРЅРѕ отличается формой участия врача. "Поддерживаемое самоубийство" - это содействие врача наступлению смерти пациента СЃ помощью обеспечения необходимыми для этого средствами или информацией (например, Рѕ летальной РґРѕР·Рµ назначаемого снотворного). РљСЂРѕРјРµ этого, вводится градация "добровольной", "недобровольной" Рё "непреднамеренной (невольной)" эвтаназии.
В первом случае эвтаназия осуществляется по просьбе компетентного пациента. Недобровольная эвтаназия проводится с некомпетентным пациентом на основании решения родственников, опекунов и т.п. Непреднамереннная эвтаназия совершается без согласования с компетентным лицом. При этом под компетентностью понимается способность пациента принимать решение. Совет по этике и судебным делам АМА допускает при этом, что эти решения могут быть не обоснованными". "Люди имеют право принимать решения, которые другие считают не разумными, поскольку их выбор проходит через компетентно обоснованный процесс и совместим с личными ценностями" ( 2 ).
Либеральная позиция
Рекомендации Рё разработки Совета РїРѕ этике Рё судебным делам РђРњРђ можно рассматривать как пример либеральной позиции РїРѕ проблеме эвтаназии. Принцип автономии больного Рё обязательство врача уважать выбор пациента безусловно является РѕРґРЅРёРј РёР· определяющих пределы этического действия врача. "РњС‹ демонстрируем уважение Рє человеческому достоинству, РєРѕРіРґР° признаем СЃРІРѕР±РѕРґСѓ личности делать выбор РІ соответствии СЃ ее собственными ценностями" ( 3 ). Рвтаназия становится практически работающим принципом, если собственные ценности личности совпадают СЃ такой ценностью современной цивилизации, как право РЅР° предельную самодетерминацию личности. РЎ либеральных позиций эвтаназия основана РЅР° фундаментальном человеческом праве - праве умереть, если смерть - единственное избавление РѕС‚ страданий. Основными аргументами РІ пользу признания добровольной эвтаназии становятся - сострадание Рє РґСЂСѓРіРёРј Рё признание права человека самому определять время собственной смерти.
Позиция, допускающая эвтаназию, по крайней мере на уровне отмены и отказа на поддерживающее жизнь лечение, имеет в своем арсенале еще ряд аргументов. Любой метод, приводящий к смерти, традиционно оценивается как вредный, и, следовательно, недопустимый. Но сторонники эвтаназии полагают, что она является "правильным лечением", направленным на устранение непереносимых болей. Если боль неустранима, помощь больному, просящему легкой смерти, может рассматриваться как гуманная и милосердная. Предложение врачом смерти как медицинского лечения - один из аргументов медицинского уровня.
Следующий аргумент может быть назван "альтруистическим". Рто - желание тяжело больного человека РЅРµ обременять СЃРѕР±РѕСЋ близких ему людей. РќРѕ, как правило, это желание определяется РЅРµ столько тем, что человек сам хочет этого, сколько тем, что РѕРЅ должен так сделать, так как забота Рѕ близких поглощает его индивидуальную волю Рє жизни. Ртот аргумент тесно связан СЃ принципом "права РЅР° достойную смерть".
Нельзя при этом не отметить, что сам принцип "достойной смерти" формируется с позиций достаточно высокого качества жизни, включающего комфорт, определенную благоустроенность, выбор средств "достойной смерти" и т.п., основываясь при этом на явной доминанте эгоистических мотивов.
В современной литературе можно встретить и демографический аргумент.
Приемлемость эвтаназии связывается с "существенным постарением населения", с ростом числа инвалидов преклонного возраста, содержание, уход и лечение которых влечет ряд экономических и социальных проблем.
Логическим завершением признания социальной приемлемости эвтаназии является эвтаназия неполноценных. Особенно остро эта проблема встает относительно новорожденных.
Рљ экономическим Рё социальным основаниям принудительной эвтаназии добавляется Рё генетический фактор - СѓРіСЂРѕР·Р° "биологического вырождения". Р’ отличии РѕС‚ всех перечисленных форм Рё РІРёРґРѕРІ эвтаназии, возможность применения которых РІСЃРµ еще далека РѕС‚ социального признания, принудительная эвтаназия уже выходила РЅР° уровень практики. Всем известен опыт фашистской Германии, РіРґРµ РІ 1938-1939 годах была разработана Рё осуществлялась "Программа эвтаназии" РїРѕ отношению Рє "жизненнонеполноценным" лицам. Р’ 30-С… годах РІ РЎРЁРђ существовало общество "Рвтаназия", которое ставило своей целью изменить законы Рё легализовать умерщвление "дефективных". Ресли РІ конце первой половины XX века эти идеи были осуждены мировым сообществом, то РІ конце второй половины XX века проблема эвтаназии РІРЅРѕРІСЊ становится предметом обсуждения. РџСЂРё этом, правда, меняется идеология принудительной эвтаназии: РЅР° помощь призываются понятия "милосердие" РїРѕ отношению Рє бесперспективным пациентам Рё "справедливость" РїРѕ отношению Рє РёС… родным или даже обществу РІ целом, включая страховые кампании Рё государственные учреждения, финансирующие РёС… медицинское обслуживание, вынуждая РёС… сокращать средства РЅР° оказание медицинской помощи РґСЂСѓРіРёРј категориям "перспективных" пациентов.
Консервативная позиция
Рспользование понятий "милосердие" Рё "справедливость" для оправдания принудительной эвтаназии - это путь Рє возможному социальному беспределу.
РљСЂРѕРјРµ того, использование понятий "милосердие" Рё "справедливость" для оправдания эвтаназии - РѕРґРёРЅ РёР· знаков подлинного антихристианства как формы РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ самозванства, РєРѕРіРґР° святыни Рё ценности христианства присваивают "себе такие силы РІ человечестве, которые РЅР° деле Рё РїРѕ существу чужды Рё РїСЂСЏРјРѕ враждебны Христу Рё Духу Его". ( 4 ) Действительно, что может быть изощреннее понятия "убийство РёР· милосердия", особенно РІ случае тяжелой неизлечимой болезни!? Рли может ли РЅРµ прельстить оправдание эвтаназии как нежелания быть РІ тягость близким, как формы заботы Рё даже подлинной любви Рє ближним?
РќРѕ подлинная любовь Рє ближним состоит РІ том, что ваша болезнь Рё возможность долготерпеливой заботы Рѕ больном - это то, как реально Рё непосредственно РјРѕРіСѓС‚ послужить ваши близкие Богу. "Рстинно РіРѕРІРѕСЂСЋ вам: так как РІС‹ сделали это РѕРґРЅРѕРјСѓ РёР· СЃРёС… братьев РњРѕРёС… меньших, то сделали РњРЅРµ" (РњС„. 25,40). Для РѕРґРЅРёС… это РѕРґРёРЅ РёР· путей РєРѕ Спасению, Рѕ котором благовещал Спаситель РІ своем последнем Откровении. Для РґСЂСѓРіРёС… это РѕРґРёРЅ РёР· последних рубежей Рє "РјСѓРєРµ вечной", "РР±Рѕ алкал РЇ, Рё РІС‹ РЅРµ дали РњРЅРµ есть; жаждал, Рё РІС‹ РЅРµ напоили Меня, был странником, Рё РЅРµ приняли Меня; был наг Рё РЅРµ одели Меня; болен Рё РІ темнице, Рё РЅРµ посетили Меня. РўРѕРіРґР° Рё РѕРЅРё скажут ему РІ ответ: Господи! РєРѕРіРґР° РјС‹ видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или больным, или РІ темнице, Рё РЅРµ послужили Тебе? РўРѕРіРґР° скажет РёРј РІ ответ: истинно РіРѕРІРѕСЂСЋ вам: так как РІС‹ РЅРµ сделали этого РѕРґРЅРѕРјСѓ РёР· СЃРёС… меньших, то РЅРµ сделали РњРЅРµ" (РњС„. 25,41-46).
Консервативная позиция РїРѕ проблеме эвтаназии проста Рё однозначна. "Ртика православного христианства отвергает возможность намеренного прерывания жизни умирающего пациента, рассматривая это действие как особый случай убийства, если РѕРЅРѕ было предпринято без ведома Рё согласия пациента, или самоубийства, если РѕРЅРѕ санкционировано самим пациентом" ( 5 ).
Подобная оценка эвтаназии отличает не только православное христианство, но любую консервативную позицию, включая мнение специалистов, которое еще буквально 20 лет назад было господствующим в обществе. Основанием его господства было не только христианское понимание человека, но влияние врачебной этики Гиппократа, которая однозначно отрицает использование опыта и знания врача для того, чтобы вызывать "легкую" смерть больного, который просит о такой услуге. Примечательно при этом, что Гиппократ формулирует этот принцип врачебной этики в условиях абсолютной социальной приемлемости самоубийства в культуре Греции и Рима.
Аргументы медиков, противников эвтаназии, основываются на врачебной практике. Во-первых, медицине известны факты "самопроизвольного излечения" от рака. Рхотя такие случаи редки, исключать их возможность в каждой индивидуальной ситуации нельзя. Во-вторых, практика военных врачей свидетельствует о способности человека приспособляться к жизни, несмотря на инвалидность (ампутация ног, рук). Адаптация и новое качество жизни, как правило, приводило большинство из них к негативной оценке своих прежних просьб к врачам об ускорении их смерти. В-третьих, принятие смерти как "вида" медицинского лечения (боли, страдания) может оказаться мощным препятствием на пути развития самого медицинского знания, развитие которого постоянно стимулируется "борьбой со смертью".
Православный богослов Р’.Р.Несмелов писал: "Ведь физическая смерть человека является РЅРµ переходом РІ РЅРѕРІСѓСЋ жизнь, Р° последним моментом действительной жизни. Ртого СЂРѕРєРѕРІРѕРіРѕ смысла смерти РЅРёРєРѕРіРґР° Рё РЅРё РІ каком случае РЅРµ может изменить вера РІ бессмертие человеческого РґСѓС…Р°, потому что если РїРѕ смерти человека РґСѓС… его Рё будет существовать, то жить-то человеческой жизнью РѕРЅ РІСЃРµ-таки РЅРµ будет" ( 6 ). Социальное предназначение медицины всегда заключалось РІ Р±РѕСЂСЊР±Рµ Р·Р° действительную человеческую жизнь. "Р’ самом деле, - писал Рѕ. Сергий Булгаков, - разве РЅРµ может Рё РЅРµ обязан человек исцелять болезни РІСЃСЏРєРѕРіРѕ СЂРѕРґР° Рё разве РѕРЅ этого РЅРµ делает? Рразве уже исчерпаны РІСЃРµ для этого возможности, или напротив, РѕРЅРё РІСЃРµ более расширяются? Может ли далее это целительство, которое есть, конечно, Р±РѕСЂСЊР±Р° СЃРѕ смертью, хотя ее Рё РЅРµ побеждающая, РЅРѕ РІСЃРµ же отдаляющая, остановиться перед тем, чтобы РЅРµ исторгать РёР· когтей смерти ее преждевременные жертвы?" ( 7 ) Р’ Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃРѕ смертью, РїРѕ сути дела, заключается нравственная сверхзадача медицинской науки Рё врачевания. Стремление решить эту сверхзадачу, несмотря РЅР° ее неразрешимость, всегда вызывало РІ обществе уважение Рё доверие Рє врачу. Сохранит ли медицина СЃРІРѕРё социальные позиции, РєРѕРіРґР° система здравоохранения "РїРѕСЂРѕРґРёС‚" систему смертеобеспечения? РќРµ чреват ли отказ РѕС‚ последовательного исполнения принципа сохранения Рё поддержания жизни изменением моральных РѕСЃРЅРѕРІ врачевания, РѕС‚ которых РІ немалой степени зависит результативность врачебной деятельности? РќРµ обречены ли врачи, обеспечивая "достойную смерть" пациенту, РЅР° резкое умаление своего собственного достоинства, участвуя РІ сознательном убийстве пациента? Либеральные идеологи пытаются уйти РѕС‚ использования слова "убийство". РћРЅРё даже утверждают, что действие , приводящее Рє смерти пациента РїРѕ его РїСЂРѕСЃСЊР±Рµ Рё СЃ его согласия РЅРµ может быть названо "убийством". РќРѕ как РѕРЅРѕ может быть названо? Ркак симптоматично для нас, что РІ языке, РїРѕ крайней мере РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј, нет слова, обозначающего такое действие - убийство остается убийством, сохраняя РІСЃСЋ тяжесть преступления заповеди "РЅРµ СѓР±РёР№". Рђ эвтаназия, какие Р±С‹ благовидные маски РѕРЅР° РЅРё принимала, была Рё остается превращенной формой убийства Рё самоубийства одновременно.
Социальное и юридическое признание эвтаназии не сможет освободить человечество от болезней и страданий. Но стать мощной и самостоятельной причиной роста самоубийств, и не только по мотиву физических страданий, может.
Библейское "РЅРµ СѓР±РёР№" неразрывно связано СЃ отрицательным отношением христианства Рє самоубийству. Церковь РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РѕР± обреченности самоубийц РЅР° вечную гибель, отказывает РёРј РІ погребении РїРѕ христианскому РѕР±СЂСЏРґСѓ. Жесткость христианского отношения Рє самоубийству вообще Рё Рє эвтаназии РІ частности связана СЃ жизнеобеспечивающими основаниями социального бытия человека. Даже такой противник христианства, как Р¤.Ницше, признавал, что РѕРґРЅР° РёР· причин социального признания христианства коренилась именно РІ его бескомпромисной Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ "неуемной жаждой самоубийства, ставшей столь распространенной РєРѕ времени его (христианства - Р.РЎ.) возникновения" ( 8 ).
Язычество, Р±СѓРґРґРёР·Рј Рё атеизм "питали" эту жажду. РўРёС‚ Ливии описывал то величавое спокойствие, СЃ которым галльские Рё германские варвары кончали СЃРѕР±РѕР№. Р’ языческой Дании РІРѕРёРЅС‹ считали РїРѕР·РѕСЂРѕРј закончить СЃРІРѕРё РґРЅРё РѕС‚ болезни РІ постели. Рзвестна истории Рё готская "Скала предков", СЃ которой бросались РІРЅРёР· немощные старики. РћР± испанских кельтах, презирающих старость, известно, что как только кельт вступал РІ возраст, следующий Р·Р° полным физическим расцветом, РѕРЅ кончал жизнь самоубийством. Обычаи, которые предписывали престарелому или больному человеку покончить СЃ СЃРѕР±РѕР№, РІ случае РёС… неисполнения лишали его уважения, погребальных почестей Рё С‚.Рї. Рто "СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРµ", РЅР° первый взгляд, действие было РЅР° самом деле достаточно жестко регламентировано РІ языческих сообществах. Рсследуя явление самоубийства РІ древних культурах, Р.Дюркгейм РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ его чрезвычайной распространенности, РїСЂРё этом РЅР° первом месте среди всех возможных мотивов самоубийства стоит самоубийство РїРѕ причине преклонного возраста Рё болезней ( 9 ).
Р’ Р±СѓРґРґРёР·РјРµ же, РіРґРµ отречение РѕС‚ жизни само РїРѕ себе считается "образцовым", возрастные Рё физиологические "критерии" для самоубийства практически отсутствуют. Самоубийство РІ Р±СѓРґРґРёР№СЃРєРѕР№ культуре является РІРёРґРѕРј религиозного РѕР±СЂСЏРґР°, Рё это РЅРµ удивительно, РёР±Рѕ высшее блаженство Рё желанная цель жизни находится РІРЅРµ этой жизни - РІ "небытии" (нирвана). Р’РёРґС‹ самоубийства, принятые РІ Р±СѓРґРґРёР№СЃРєРѕР№ культуре, различны. РС… выбор зависит РѕС‚ конкретной секты, страны, СЌРїРѕС…Рё. Рто Рё голодная смерть, Рё утопление РІ водах "священных рек", Рё вспарывание живота своего СЃРІРѕРёРјРё собственными руками.
Атеизм - еще одна мировоззренческая система, находясь в рамках которой невозможно не признать правомерность самоубийства, если строго следовать ее исходным принципам. Среди них: человек создан для счастья, исполнения желаний, наслаждений и т.п., человек не должен страдать. В условиях невозможности их реализации трудно отказать человеку в праве на самоубийство. Тем более, что человек - самодержавный властелин собственного тела. А его право на предельную самодетерминацию - высшая ценность атеистического мировоззрения. Принцип "прав человека" не содержит никаких препятствий, которые сдерживали бы людей от самоубийства. Современное атеистическое мировоззрение определяет себя как прогрессивное. Но в случае с "правом на достойную смерть" это прогрессивное "движение вперед" явно меняет свое направление, возвращаясь к языческим, варварским принципам "достоинства". Выход самоубийства с уровня более или менее часто повторяющихся индивидуальных случаев на уровень морально допустимой социальной практики в рамках социального института здравоохранения может принять эпидемические параметры, особенно, если принять во внимание известную всем культурам "заразительность" идеи самоубийства.
РџСЂРё этом нельзя РЅРµ учитывать ту динамику, СЃ которой возрастает число самоубийств РІ современном прогресивном обществе. Р.Дюркгейм сообщает, что Р·Р° 50 лет (2-Р№ половины XIX века) РѕРЅРѕ утроилось, учетверилось, даже упятерилось, смотря РїРѕ стране. РћРЅ полагает, что можно зафиксировать "СЃРІСЏР·СЊ между прогрессом просвещения Рё ростом числа самоубийств, что РѕРґРЅРѕ РЅРµ может развиваться без РґСЂСѓРіРѕРіРѕ" ( 10 ). Анализируя статистику самоубийств, РѕРЅ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что общепринятые предполагаемые мотивы самоубийств (нищета, семейное РіРѕСЂРµ, ревность, пьянство, физические страдания, психические расстройства, отвращение Рє жизни Рё С‚.Рї.), которым приписывается самоубийство, "РІ действительности РЅРµ являются его настоящими причинами" ( 11 ). Рљ настоящим причинам, превращающим человека РІ добычу монстра самоубийства, Дюркгейм относит вполне определенные черты общества, Р° именно: состояние морального распада, дезорганизации, ослабление социальных связей человека, разрушение коллективного состояния сознания, С‚.Рµ. религиозности.
Христианское вероисповедание, а также иудаизм и ислам дают меньший во всех отношениях процент самоубийств. При этом среди самих христианских вероисповеданий характерны такие числа: "Католические кантоны независтмо от национальности их населения дают в 4 или в 5 раз меньше самоубийств, чем протестантские. Следовательно, влияние религии так велико, что превышает всякое другое" ( 12 ). При этом Дюрктейм объясняет это число не степенью интенсивности веры в Бога или бессмертие души. Определяющими оказываются два фактора: интенсивность организации церковной коллективной жизни (в протестантизме она практически сведена к минимуму) и принцип автономии и личной свободы ( в протестантизме он явно доминирует не только по отношению к индивидуальной мысли, но и по отношению к индивидуальной воле, к установившимся обычаям).
Р’ 1925 РіРѕРґСѓ Рђ.Рљ.Горский Рё Рќ.Рђ.Сетницкий РІ работе "Смертобожество" пришли Рє выводу, что "вообще же РІ РІРѕРїСЂРѕСЃРµ Рѕ жизни Рё смерти возможно или совместное СЃ жизнью наступление РЅР° смерть, или индифферентное отступление РѕС‚ жизни". Степень Рё мера отступления - различны РІ разные времена Рё РІ разных странах. Рсторический же путь отступления схематично выглядит так:
от православия - католицизм, от Церкви - протестантизм, от Христа - мистика и рационализм, от религии - атеизм,
от всякого долженствования - аморализм, от самой жизни - самоубийство.
Постепенный отказ от общего дела человечества по борьбе со слепыми силами распада приводит к "окончательной стадии отступления", коей является "принципиально провозглашаемое индивидуальное или коллективное самоубийство как отказ отжизни" ( 13 ).
РќРµ является ли современная либеральная Р±РѕСЂСЊР±Р° Р·Р° социальное Рё юридическое признание эвтаназии если РЅРµ формой "коллективного самоубийства", то РїРѕ крайней мере формой влияния РЅР° человеческую волю, внушая человеку, что жить надо возможно меньше? РќРµ призвано ли современное религиозное возрождение Православия РІ Р РѕСЃСЃРёРё если РЅРµ остановить, то РїРѕ крайней мере сдержать натиск надвигающейся "РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ эпидемии" "рацио-гуманно-милосердных" форм (приемов) оправдания "права РЅР° достойную смерть"(?) Рё спасти РїРѕ крайней мере СЃРІРѕРёС… чад? "РР±Рѕ восстанут лжехристы Рё лжепророки, Рё дадут знамения Рё чудеса, чтобы прельстить, если возможно, Рё избранных. Р’С‹ же берегитесь" (РњРє. 13, 22). Между словами Симеона Богоприимца "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, РїРѕ слову Твоему, СЃ РјРёСЂРѕРј" (Лк. 2, 29) Рё требованием современного либерала "права РЅР° достойную смерть" - дистанция РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРіРѕ размера. Речь идет прежде всего РЅРµ Рѕ исторической, Р° Рѕ смысловой дистанции. РќРѕ именно история помогает нам понять происходящую РІ современной культуре подмену смысла "РјРёСЂРЅРѕР№ Рё непостыдной" смерти "правом РЅР° достойную смерть" Сделать это РЅРµ всегда просто. Как же отличить подлинное милосердие РѕС‚ либерального суррогата?
Подлинное милосердие и сострадание - всегда "по слову Твоему", либеральное - всегда по "праву на предельную самодетерминацию личности".
3. Последнее право последней болезни или смерть как стадия жизни
Обязанность "лжесвидетельства" во имя обеспечения права смертельно больного человека на "неведение" всегда составляла особенность профессиональной врачебной этики в сравнении с общечеловеческой моралью. Основанием этой обязанности являются достаточно серьезные аргументы. Один их них - роль психо-эмоционального фактора веры в возможность выздоровления, поддержание борьбы за жизнь, недопущение тяжелого душевного отчаяния.
Рзвестно, что "лжесвидетельство" РїРѕ отношению Рє неизлечимым Рё умирающим больным было деонтологической РЅРѕСЂРјРѕР№ советской медицины. "Р’ вопросах жизни Рё смерти советская медицина допускает единственный принцип: Р±РѕСЂСЊР±Р° Р·Р° жизнь больного РЅРµ прекращается РґРѕ последней минуты. Долг каждого медицинского работника - свято выполнять этот гуманный принцип" - наставляли учебники РїРѕ медицинской деонтологии ( 1 ). Поскольку считалось, что страх смерти приближает смерть, ослабляя организм РІ его Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ болезнью, то сообщение истинного диагноза заболевания рассматривалось равнозначным смертному РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂСѓ. Однако известны случаи, РєРѕРіРґР° "святая ложь" приносила больше вреда, чем пользы. Объективные сомнения РІ благополучии РёСЃС…РѕРґР° болезни вызывают Сѓ больного тревогу, недоверие Рє врачу, что является отрицательным психологическим фактором. Отношение Рё реакция РЅР° болезнь Сѓ больных различны, РѕРЅРё зависят РѕС‚ эмоционально-психологического склада Рё РѕС‚ ценностно-мировоззренческой культуры пациента. Рзвестно, что РєРѕРіРґР° Р—.Фрейд узнал РѕС‚ врача, что Сѓ него рак, РѕРЅ прошептал: "Кто вам дал право говорить РјРЅРµ РѕР± этом?" Р’РѕРїСЂРѕСЃС‹: можно ли открыть больному или родным диагноз, или надо сохранить его РІ тайне, или целесообразно сообщить больному менее травмирующий диагноз, какой должна быть мера правды - неизбежные Рё вечные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ профессиональной врачебной этики.
Р’ настоящее время специалистам доступны многочисленные исследования психологии терминальных больных. Обращают РЅР° себя внимание работы доктора Р•.Кюблер-Р РѕСЃСЃ. Рсследуя состояние пациентов, узнавших Рѕ своем смертельном недуге, доктор Р•.Кюблер-Р РѕСЃСЃ Рё ее коллеги пришли Рє созданию концепции "смерти как стадии роста". Схематично эта концепция представлена пятью стадиями, через которые РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ умирающий (как правило, неверующий человек). Первая стадия - "стадия отрицания" ("нет, РЅРµ СЏ", "это РЅРµ рак"); вторая - стадия "протест" ("почему СЏ"); третья - стадия "РїСЂРѕСЃСЊР±Р° РѕР± отсрочке" ("еще РЅРµ сейчас", "еще немного"), четвертая - стадия "депрессия" ("РґР°, это СЏ умираю"), Рё последняя стадия - "принятие" ("пусть будет"). Обращает РЅР° себя внимание стадия "принятия". РџРѕ мнению специалистов, эмоционально-психологическое состояние больного РЅР° этой стадии принципиально меняется. Рљ характеристикам этой стадии можно отнести такие высказывания некогда благополучных людей, как: "Р—Р° последние три месяца СЏ жила больше Рё лучше, чем Р·Р° РІСЃСЋ жизнь".
РҐРёСЂСѓСЂРі Роберт Мак - больной неоперабельным раком легкого, описывая СЃРІРѕРё переживания - РёСЃРїСѓРі, растерянность, отчаяние, РІ конце концов утверждает: "РЇ счастливее, чем РєРѕРіРґР°-либо был раньше. Рти РґРЅРё теперь РЅР° самом деле самые хорошие РґРЅРё моей жизни". РћРґРёРЅ протестантский священник, описывая СЃРІРѕСЋ терминальную болезнь, называет ее "счастливейшим временем моей жизни". Р’ итоге доктор Елизавета Кюблер-Р РѕСЃСЃ пишет, что "хотела Р±С‹, чтобы причиной ее смерти был рак; РѕРЅР° РЅРµ хочет лишиться периода роста личности, который РїСЂРёРЅРѕСЃРёС‚ СЃ СЃРѕР±РѕР№ терминальная болезнь" ( 2 ). Рта позиция - результат осознания экзистенциальной драмы человеческого существования, которая заключается РІ том, что только "перед лицом смерти" человеку раскрывается РЅРѕРІРѕРµ знание - подлинный смысл жизни Рё смерти.
Результаты медико-психологических исследований оказываются РІ непротиворечивом согласии СЃ христианским отношением Рє умирающему человеку. Православие РЅРµ приемлет принцип "лжесвидетельства" Рє умирающим верующим, религиозным людям. Рта ложь "лишает личность решающего итогового момента прожитой жизни Рё тем самым изменяет condition humaine РЅРµ только жизни РІРѕ времени, РЅРѕ Рё РІ вечности" ( 3 ).
В рамках христианского миропонимания смерть - это дверь в пространство вечности. Смертельная болезнь - это чрезвычайно значимое событие в жизни, это подготовка к смерти и смирение со смертью, это покаяние и шанс вымолить грехи, это углубление в себя, это интенсивная духовная и молитвенная работа, это выход души в определенное качественное состояние, которое фиксируется в вечности. В христианской терминологии качество смерти определяется понятием "успение", свидетельствующем о достижении душой этого состояния, об успешном исходе из жизни.
Право пациента на личный образ мира и на свободу, и на самоопределение, несмотря на явное несоответствие того или иного выбора "по принципу пользы", является основанием доктрины "информированного согласия". Долг и ответственность врача в рамках этой доктрины понимается как долг перед свободой и достоинством человека и ответственность за сохранение ценности человеческой жизни, "вытекающей из высокого богосыновьего сана человека"
4. "Рнформированное согласие": РѕС‚ процедуры Рє доктрине
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Всемирная медицинская ассоциация (ВМА), признавая сосуществование различных этико-медицинских позиций и морально-мировоззренческих ориентаций, регулирует это сосуществование с помощью международных медико-этических кодексов и соглашений. Принципиальный характер по проблеме информированного согласия носят Лиссабонская Декларация о правах пациента (ВМА, 1981 г.) и Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе (ВОЗ, 1994 г.).
Утверждению принципа информированного согласия в системе отношений между врачом и пациентом в значительной степени соответствуют не только демократические процессы в современной культуре, но и объективные тенденции развития медицинского знания. Например, в границах "прогностической медицины" с помощью внутриутробной диагностики возможно определить предрасположенность человека к определенным заболеваниям. Как получить согласие на лечение при отсутствии у пациента традиционных, например, болевых симптомов заболевания? Как должна обеспечиваться конфиденциальность? Какой должна быть процедура информирования?
Очевидно, что эти факторы, определяющие сегодня медицинское знание, актуализируют проблему "информации" и "согласия", превращая информированное согласие в форму взаимоотношения между врачом и пациентом, наиболее соответствующую происходящим в медицине изменениям.
Рсторически понятие "информированное согласие" формируется РІ С…РѕРґРµ работы 1-РіРѕ Военного Трибунала РЎРЁРђ РІ Германии , который наряду СЃ РџСЂРёРіРѕРІРѕСЂРѕРј РїРѕ делу "медиков" РІ 1947 РіРѕРґСѓ подготовил документ, получивший название "Нюрнбергский Кодекс". Нюрнбергский Кодекс стал первым международным "РЎРІРѕРґРѕРј правил Рѕ проведении экспериментов РЅР° людях". Р’ пункте первом данного Кодекса впервые используется понятие "добровольное согласие" лица, вовлеченного РІ медицинский эксперимент. Впоследствии это понятие начинает использоваться РІ практике судопроизводства РЎРЁРђ Рё связывается СЃ определенным РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј судебных разбирательств дел Рѕ возмещении вреда, причиненного небрежным лечением. Р’ 50-60-С… годах возникает сам термин informed consent Рё соответствующая ему практика признания обязанности врача сообщать пациенту Рѕ СЂРёСЃРєРµ медицинского вмешательства, РѕР± альтернативных формах лечения, прежде чем РѕРЅ даст согласие РЅР° медицинское лечение. Ресли РІ 50-С… годах информация носила профессиональных характер, то РІ 70-С… годах для информации был введен "ориентированный РЅР° пациента" критерий (patientoriented), согласно которому информация должна быть дана РІ общедоступной форме Рё включать три параметра: характеристику цели лечения, возможного СЂРёСЃРєР° Рё существующих альтернатив предлагаемому лечению. Р’ судебной практике РЎРЁРђ информированное согласие Рё РІ настоящее время является правовым критерием того, осуществлялась ли врачом забота Рѕ пациенте Рё РІ какой степени.
Р’ качестве примера документирования информированного согласия, выполненного РїРѕ американскому образцу, может быть рассмотрен формуляр "Основные сведения для пациента", использованный РІ Рнституте СЂ