«Русская правда» П. Пестеля. Конституция» Н. Муравьёва
Контрольная работа по истории России
Выполнил студент 2 курса заочного факультета
Дальневосточный государственный гуманитарный университет
Хабаровск – 2009
Введение.
Необычайно сложной Рё противоречивой была первая четверть XIX века. Капиталистический уклад, зародившийся еще РІ XVIII веке, развивался РІ крайне стесненных Рё затруднительных условиях. Отчетливее всего это выявилось РІ начале XIX века. Страна значительно увеличила производство товаров, используя вольнонаемный труд. Росло число промышленных рабочих. Оброчные крестьяне также уходили РІ РіРѕСЂРѕРґР° РЅР° заработки Рё тем самым увеличивали количество РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ населения. Перед вторжением Наполеона РІ РњРѕСЃРєРІРµ насчитывалось 9000 РґРІРѕСЂСЏРЅ,19000 купцов,18000 мещан,47000 дворовых людей, Р° свыше 96000 РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёС… жителей было зачислено РІ разряд "прочих". Росла хозяйственная специализация районов: уже отчетливо выделялись промышленные районы около Петербурга Рё РњРѕСЃРєРІС‹ Рё обширные СЃ/С… районы РЅР° Украине Рё РІ Поволжье. Обороты внутреннего рынка, РїРѕ тогдашним подсчетам, составляли 900000 рублей РІ РіРѕРґ. Рто РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ растущем разделении труда. Значительно выросли Рё мелкие крестьянские промыслы. Старый центр крестьянской ткацкой промышленности село Рваново Владимирской губернии, например, превратился РІ довольно значительный промышленный центр. Произошли изменения Рё РІ барском имении. Помещики, несмотря РЅР° застойную жизнь, значительно увеличили производство хлеба РЅР° продажу. РќРѕ старые феодально-крепостнические общественные отношения мешали развитию страны. Самодержавно-крепостной строй сковывал производительные силы Р РѕСЃСЃРёРё, тормозил РёС… дальнейшее развитие. Прикрепленный Рє земле крестьянин был собственностью помещика. РћРЅ РЅРµ РјРѕРі уйти РІ РіРѕСЂРѕРґ РЅР° заработки без разрешения своего РіРѕСЃРїРѕРґРёРЅР°. Барин всегда РјРѕРі отозвать его СЃ фабрики Рё тем самым нанести СѓСЂРѕРЅ фабричному производству. Р’ жизни это происходило довольно часто, выявляя противоречия, возникающие между развивающейся капиталистической формой производства Рё тормозящими ее феодальными пережитками. Заработок оброчного крестьянина РІ значительной мере шел его РіРѕСЃРїРѕРґРёРЅСѓ РІ РІРёРґРµ РѕР±СЂРѕРєР°. Р’СЃРµ было подчинено интересам РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕРіРѕ сословия, С‚.Рє. РґРІРѕСЂСЏРЅРёРЅ считался "благородным РѕС‚ рождения" - имел право владеть крестьянами Рё землей. Р’ результате этих противоречий,росло Рё развивалось стихийное крестьянское движение. Крестьянин хотел хозяйствовать самостоятельно, Р° помещик РІСЃРµ сильнее давил РЅР° него, приспосабливаясь Рє растущим требованиям рынка. Помещик оказывался РІ довольно сложном положении. РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, РѕРЅ был вынужден производить вышеперечисленные действия, Р° СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ РѕРЅ вступал РІ конфликт СЃ законами феодализма, С‚.Рє. наличие Сѓ крестьян земельного надела было существенным условием крепостного хозяйства.
При существующем самодержавии царизм сам осуществлял бесконтрольную власть над страной. Отсутствовал такой важный принцип правового государства как равенство всех людей перед законом и судом. Одни сословия были привилегированными, другие - угнетенными. Суд был сословным. Дворяне, купцы и крестьяне имели право судиться только в судах, относящихся к их сословию. Царское законодательство абсолютно не было правовым. Оно служило только господствующим классам.
После тяжелейших для Р РѕСЃСЃРёРё РґРІСѓС… РІРѕР№РЅ СЃ Наполеоном (РІ 1805 Рё 1806-1807 РіРі.) РІ 1812 РіРѕРґСѓ Р РѕСЃСЃРёСЏ завоевывает победу. Рто было время триумфа для всех СЂРѕСЃСЃРёСЏРЅ, независимо РѕС‚ того, Рє какому слою общества те принадлежали. Р’ измученном самодержавием сознании людей проснулось чувство собственного достоинства, величия. Зародилась надежда РЅР° СЃРєРѕСЂРѕРµ освобождение РѕС‚ крепости.
Передовые люди того времени понимали, что без коренных преобразований в социально-политическом строе России не обойтись. Они справедливо считали, что русский народ, который вынес основную тяжесть в войне с Наполеоном и обеспечил тем самым России независимость, не может больше оставаться в этом положении. Они полагали, что теперь, когда война победоносно закончена, наступило самое благоприятное время, чтобы ввести в стране конституционное правление и освободить крестьян от крепостной зависимости. Вначале будущие декабристы надеялись на "благие" намерения правительства, но этим надеждам не суждено было сбыться. Вместо того, чтобы приступить к реформам, самодержавное правительство воспользовалось победой над Наполеоном для упрочения своей власти и повело ожесточенную борьбу с нараставшим в стране общественным движением, охватившим все слои русского общества. Сразу же после окончания войны 1812 года начался период реакции во всех областях общественной жизни.
Прежде всего возмущение общественности вызвали правительственные меры по крестьянскому вопросу, еще более расширившие сферу крепостнических отношений. До 1815 года сохранялся закон, принятый в 1754 году, по которому окончательно закрепощенными считались крестьяне, записанные за помещиками по первым 2-м ревизиям, а все остальные сохраняли свое право на возвращение им вольности. В 1815 году и это право было уничтожено. В 1822 году было восстановлено отмененное в 1809 году право помещиков ссылать неугодных им крестьян в Сибирь без суда и следствия. Многие помещики заставляли своих крестьян работать на барщине 6 дней в неделю. Таким образом, крестьяне не только не получили вольностей в награду за победу над врагом, но попали после войны в еще большую кабалу." В 1812 г. нужны были неимоверные усилия"- писал декабрист Каховский? "народ радостно все нес в жертву для спасения отечества. В мирное время налоги еще более увеличились".
Помимо этого около 400000 крестьян были объявлены на военном положении .Организация военных поселений предполагалась как средство для сокращения расходов на содержание армии. Военные поселяне должны были совмещать тяжелый крестьянский труд с военным делами строго подчиняться казарменному распорядку.
Другой реакционной мерой правительства было объединение "духовных дел и народного просвещения" в одном министерстве во главе с князем Голицыным. Фактически это означало подчинение науки и всего образования церкви .Правительство тормозило распространение научных знаний, т.к. опасалось, что это может привести к "пагубным последствиям для существующего порядка вещей ".
Жестокие репрессии обрушились на журналистику и литературу. Обо всем, что касалось политики и правительства, писать воспрещалось. На публикации подобного рода нужно было разрешение правительственных учреждений. Реакционные действия правительства Александра I не могли не вызвать протеста передовых людей России. Политика царизма положила конец надеждам передового дворянства на проведение мирных реформ. Теперь "никто из нас не верил в благие намерения правительства" - вспоминал впоследствии декабрист Якушкин.
После РІРѕР№РЅС‹ произошло усиление помещичьего гнета. Р’ ответ РЅР° это крестьяне устраивали массовые выступления. РћРЅРё выражались РІ отказах работать РЅР° барщине, платить РѕР±СЂРѕРє, подчиняться царским чиновникам. Началось движение фабричных "работных людей" ,которые также боролись Р·Р° самые простые человеческие права. Наиболее опасными для самодержавия были волнения 1819 РіРѕРґР° -- восстания Чугуевского Рё Таганрогского военных поселений. Рменно РѕРЅРё оказали РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ влияние РЅР° формирование идеологии декабристов. РћРЅРё понимали, что военные поселения представляют СЃРѕР±РѕР№ ту реальную силу, которая может РІ благоприятном случае совершить государственный переворот. Р’СЃРµ чаще стали возникать волнения Рё РІ регулярных войсках. Вспыхнувшее РІ 1820 РіРѕРґСѓ возмущение солдат гвардейского Семеновского полка подтвердило декабристам правильность избранной РёРјРё тактики военной революции.
Таким образом, к началу 20-х годов ХIХ в. в России возникают признаки революционной ситуации. "Верхи" еще могут править по-прежнему, но "низы" уже не хотят жить по-старому. Недовольство охватило самые широкие слои русского общества. Нарастал революционный взрыв. Политика царизма глубоко возмущала и толкала общество на путь революционной борьбы.
Деятельность тайных обществ.
1.1 РЎРѕСЋР· спасения. Так было создано самое первое РІ Р РѕСЃСЃРёРё тайное общество ─ РЎРѕСЋР· спасения или Общество истинных Рё верных сынов отечества. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ Рё ведущей, объединявшей будущих декабристов, была идея Р±РѕСЂСЊР±С‹ против царизма Рё крепостничества. Р’ состав общества входили Александр Муравьёв, Сергей Трубецкой, Сергей Муравьёв-Апостол Рё его брат Матвей, Никита Муравьёв, Михаил Лунин Рё РґСЂ. Значительную роль играл РІ обществе Рџ. Пестель ─ РѕРґРёРЅ РёР· выдающихся декабристов, командир Вятского пехотного полка (СЃ 1821 Рі.), страстный патриот, человек больших дарований, отличавшийся преданностью революционным идеям Рё непреклонной волей. «Я сделался РІ душе республиканец, ─ показывал РѕРЅ после, ─ Рё РЅРё РІ чём РЅРµ видел большего благоденствия Рё высшего блаженства для Р РѕСЃСЃРёРё, как РІ республиканском правлении». Рђ. РЎ. Пушкин, лично знакомый СЃ Пестелем, записал Рѕ нём РІ своем кишинёвском дневнике: «умный человек РІРѕ всем смысле этого слова … РѕРґРёРЅ РёР· самых оригинальных СѓРјРѕРІ, которых СЏ знаю». РЎРѕСЋР· спасения насчитывал 30 членов Рё имел писаный «статут» ─ программу Рё устав. Первоначально его целью было освобождение крестьян РѕС‚ крепостной зависимости, РЅРѕ РІСЃРєРѕСЂРµ Рє этому было добавлено требование введения РІ Р РѕСЃСЃРёРё конституционной монархии; РІРѕР·РЅРёРє план убийства царя. Р’ РЎРѕСЋР·Рµ спасения образовались радикальная Рё умеренная РіСЂСѓРїРїС‹. Умеренная РіСЂСѓРїРїР° требовала отмены пунктов устава, основанных РЅР° «насилии», Рё считала необходимым РјРёСЂРЅРѕРµ длительное действие. Несмотря РЅР° наличие СЃРїРѕСЂРѕРІ Рё Р±РѕСЂСЊР±С‹ мнений РїРѕ отдельным вопросам, декабристы составляли РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј единую революционную организацию, боровшуюся РІРѕ РёРјСЏ высоких общих целей освобождения Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ гнёта царского самодержавия Рё крепостничества. Возникшие противоречия повлекли Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ Р±РѕСЂСЊР±Сѓ Р·Р° уточнение программы Рё установление более отчетливых организационных форм, первое тайное общество было ликвидировано.
1.2 РЎРѕСЋР· благоденствия. Р’ 1818 РіРѕРґСѓ организовано второе тайное общество ─ РЎРѕСЋР· благоденствия, насчитывающий около 200 членов. Обществом руководила так называемая Коренная управа. Р’ первой части её законоположений (названных РїРѕ цвету переплёта «Зелёной РєРЅРёРіРѕР№В»). Рзлагались общие правила Рё цели общества, известные всей массе членов Рё преследовавшие цель формирования общественного мнения, которое должно было подготовить открытое выступление общества СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё требованиями. Р’Рѕ второй части, написанной лишь вчерне, содержалась формулировка основных политических идей, известных только Коренной управе: Р±РѕСЂСЊР±Р° Р·Р° ликвидацию крепостного права Рё установление конституционной монархии. Согласно уставу, РІСЃРµ члены РЎРѕСЋР·Р° благоденствия обязывались постоянно развивать Рё РїРѕРІСЃСЋРґСѓ поддерживать передовые мнения, осуждать крепостное право, деспотизм власти, угнетение народа, аракчеевщину, военные поселения. РћРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ агитационную роль играли вольнолюбивые стихи РґСЂСѓРіР° декабристов ─ Пушкина: «Вольность», В«NoС‘lВ», «К Чаадаеву», «Деревня». Р’ сотнях СЃРїРёСЃРєРѕРІ РѕРЅРё расходились РїРѕ рукам. «Побочной управой» РЎРѕСЋР·Р° благоденствия было тайное литературное общество «Зелёная лампа», членом которого был Пушкин.
Р’ начале 1820 Рі. РІ Петербурге собралось совещание руководителей РЎРѕСЋР·Р° благоденствия, РіРґРµ Пестель сделал доклад Рѕ наилучшей форме правления Рё доказал преимущество республики над конституционной монархией. РџСЂРё поимённом голосовании РІСЃРµ без исключения члены высказались Р·Р° республику. Таким образом, РЎРѕСЋР· благоденствия был первой СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ революционной организацией, принявшей решение бороться Р·Р° то, чтобы Р РѕСЃСЃРёСЏ стала республикой. Было решено, что РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ силой переворота станет революционная армия. Возмущение Семёновского полка РІ 1820 Рі. упрочило РІ сознании декабристов эту идею; РІ армии шло глубокое брожение, проявились революционные настроения. РџРѕ мнению РґРІРѕСЂСЏРЅ-революционеров, революция должна была совершиться РІРѕ РёРјСЏ блага народа, РЅРѕ без активной Рё решающей роли самого народа, ─ РІ этом проявилась классовая ограниченность декабристов.
В январе 1821 г. в Москве собрался съезд Коренной управы Союза благоденствия. Съезд объявил Союз «распущенным», и под прикрытием этого постановления, облегчавшего отсев ненадёжных членов, тайное общество вновь реорганизовалось: возникли Южное тайное общество и Северное общество декабристов, которые и занялись подготовкой восстания.
1.3 Южное общество. На традиционную контрактовую ярмарку 1822 г. в Киев приехало немало народу. В городе кипела деловая жизнь, заключались всевозможные сделки, шла бойкая ярмарочная торговля. А попутно сменялись со стремительной быстротой званые обеды, балы, всевозможные развлечения. У Раевских в такое время почти ежедневно собирались гости. Сам генерал бывал в гостиных только до 10 часов вечера. С молодежью он держался любезно. После ухода хозяина молодежь продолжала веселиться. Здесь же нередко велись и серьезные разговоры политического характера.
После довольно продолжительного пребывания РїРѕ долгу службы РІ Фастове Рё РІ Белой Церкви, томительного одиночества Рё болезни РЎ. Муравьеву удалось вырваться РІ Киев, РіРґРµ его ждал Рџ. Р. Пестель. РџСЂРё первом свидании Рџ. Р. Пестель РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ сообщил РЎ. Муравьеву Рѕ бурных собраниях РІ Тульчине РІ марте 1821 Рі., РєРѕРіРґР° создали Южное общество. РћРЅ рассказал, что тайная организация уже начала действовать Рё ее основатели РЅРµ теряют времени даром. Пестель предложил РЎ. Муравьеву вступить РІ Южное общество Рё кратко РїСЂРё этом добавил: «Цель остается та же самая, республиканская». РЎ. Муравьев ответил согласием. Р’ СЃРІРѕСЋ очередь РѕРЅ поделился СЃ Пестелем СЃРІРѕРёРјРё впечатлениями Рѕ выступлении Семеновского полка. Смелый протест семеновцев, казалось, внушал надежду РЅР° победу военной революции.
Р’ Киеве РЎ. Муравьеву предстояли интересные встречи СЃ товарищами РїРѕ Р±РѕСЂСЊР±Рµ. Пестель пригласил его Рє члену Южного общества генералу-интенданту Алексею Петровичу Юшневскому. РЈ него можно было СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ говорить Рѕ делах тайного общества. Рљ Юшневскому тогда съехались РЎ. Р. Муравьев-Апостол, Р’. Р›. Давыдов, РЎ. Р“. Волконский. РҐРѕР·СЏРёРЅ киевской квартиры был любезен, приветлив, восхищался СѓРјРѕРј, дарованиями Рё революционной энергией Рџ. Пестеля, РЎ. Муравьева, Р’. Давыдова. "Самое дело обнаружит, ─ писал Рђ. Рџ. Юшневский РІРѕ время следствия, — что Пестель, Сергей Муравьев Рё Василий Давыдов несравненно меня умнее, деятельнее, имеют познания РІ науках политических.
Встреча эта оказалась знаменательной. С этого дня начал работу первый съезд руководителей Южного общества. В Дальнейшем ежегодно стали собираться киевские съезды южных декабристов. Рвсегда в одно и то же время, зимой, в период многолюдной контрактовой ярмарки.
Прежде всего говорили, Рѕ неожиданном СЂРѕСЃРїСѓСЃРєРµ «Союза благоденствия». Рто случилось РІ то время, РєРѕРіРґР°, РїРѕ сути, РЅРё РѕРґРЅР° РёР· поставленных РёРј задач РЅРµ была решена. Было СЏСЃРЅРѕ, что Южное общество должно продолжать начатое дело. Сергей Рванович был совершенно уверен, что Никита Муравьев РЅРё РІ коем случае РЅРµ отойдет РѕС‚ движения.
РќР° первом киевском съезде Рџ. Р. Пестель развил идеи, которые затем были изложены РёРј РІ «Русской правде». РЎ. Муравьев отмечал впоследствии, что именно СЃ этого съезда были четко определены задачи деятельности революционной организации. Члены общества РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ говорили РѕР± изменения государственного строя Р РѕСЃСЃРёРё. РџРѕ словам Пестеля, «более рассуждали Рѕ республике, Р° гораздо менее Рѕ революции».
Вопрос об отмене крепостного права был центральным в преобразовательных планах декабристов. Они считали, что это та первоочередная проблема, которую нужно безотлагательно решить после революции, удовлетворив, таким образом, самые насущные нужды народа. Уже на съезде 1822 г. ставился вопрос не просто об освобождении крестьян, но и о наделении их землей. С. Г. Волконский рассказывал, что много говорили «о тех правилах, которые удобнее для введения освобождения крестьян».
Участников съезда волновал также вопрос, как убедить широкие слои русского населения в целесообразности изменения существующего строя, как достигнуть, чтобы их дело встретило сочувствие народа. Решили тот час же после переворота обнародовать конституционный проект Пестеля. Он должен был сыграть роль «Декларации прав», служить «Наказом» для действия Временного революционного правительства.
Так как на съезде все высказались за республику, то совершенно естественно возник вопрос: как поступить с царской династией? Пестель считал, что ради успеха революции, ради будущего народа нужно физически уничтожить всю царскую семью. А. П. Юшневский, С. Г. Волконский, В. Л. Давыдов согласились с Пестелем. Только позиция С. Муравьева была несколько иной. С. Муравьев, конечно, прекрасно понимал значение устранения царской династии, причинившей столько бед русскому народу. Но убийство всей царской семьи ему, человеку исключительно мягкому, казалось неоправданной жестокостью. Возражения С. Муравьева заставили Пестеля отложить обсуждение вопроса о цареубийстве. Он считал, что к нему следует еще раз вернуться, прежде чем принять окончательное решение. Предложенную Пестелем в 1822 г. программу пока решили не утверждать. Целый год давался участникам съезда, чтобы они могли продумать ее до мельчайших подробностей.
На второй киевский съезд приехал Пестель, Давыдов, Юшневский, Волконский. Сергей Муравьев появился на съезде не один. С ним его друг М. Б. Бестужев-Рюмин. Участники съезда встретили Сергея Муравьева с недоумением. Как он мог привести на такое конспиративное совещание человека, почти никому неизвестного и не проверенного? Но С. Муравьев дает такую характеристику своему другу, что никто уже не стал возражать против его появления. Бестужев становится равноправным участником съезда.
Съезд 1823 г. начал работу в обстановке необычайной торжественности. М. Б. Бестужев-Рюмин, впервые присутствующий на такого рода совещаниях, был поражен, как серьёзно обсуждались поставленные вопросы. Роб этом своём первом впечатлении он даже сказал впоследствии: «Пестель торжественно открыл совещание…».
Р’ руках руководителя Южного общества была «Памятная записка», Рё РѕРЅ очень кратко сообщил, какие главные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ предстоит обсудить собравшимся. Конечно, РІСЃРµ участники совещания хорошо знали, что Рё РЅР° этом съезде Р±СѓРґСѓС‚ подняты те же РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, которые обсуждались РІ 1822 Рі. Рё которые были предметом обсуждения каждого Р·Р° прошедший РіРѕРґ. Р’ Киев РЅР° этот раз ехали СЃ готовыми решениями. РќРѕ программу обсуждали СЃ РЅРµ меньшим вниманием. Павел Рванович даже отметил, что РІ 1823 Рі. «суждения проводились СЃ большею силою Рё долее».
Каждый РёР· присутствующих должен был прежде всего ответить, согласен ли РѕРЅ РЅР° установление РІ Р РѕСЃСЃРёРё республики РІ такой форме, РІ какой предлагал Рџ. Р. Пестель. Р’СЃРµ единодушно согласились СЃ РЅРёРј.
В конституционном проекте Южного общества указывалось на необходимость присоединить к России Дальний Восток, Закавказье, Молдавию и другие территории, приобретение которых Пестель полагал необходимым по военным и хозяйственным соображениям. На все эти области равным образом должен был распространиться проектируемый «Русской правдой» демократический строй. Послереволюционные законы должны были распространяться на все народы, населявшие Россию, наравне с русским народом. Однако право отделения за другими народами проект не признавал, все национальности должны были слиться с русскими, потерять свои национальные особенности и представлять единый русский народ. Пестель не признавал культуры отдельной национальности, не понимал её значения. Пестель делал исключение лишь для Польши, предполагалось, что Польша восстанет вместе с Россией и проведет у себя те же самые реформы, что и Россия; после этого революционная Россия предоставит Польше полную национальную независимость. Польша обособлялась в самостоятельное государство с суверенными правилами и вступала в самый тесный союз с Россией.
1.4 Северное общество. После ликвидации РЎРѕСЋР·Р° благоденствия РІ 1821 Рі. РІ Петербурге образовалось Северное тайное общество. Его РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ СЏРґСЂРѕ составляли Рќ. Муравьев, Рќ. Тургенев, Рњ. Лунин, РЎ. Трубецкой, Р•. Оболенский Рё Р. Пущин, РІ дальнейшем состав общества сильно расширился. Р’ обществе явственно была заметна Р±РѕСЂСЊР±Р° РґРІСѓС… течений: умеренного, конституционно-монархического, Рё более радикального, отмеченного республиканскими симпатиями. Влиятельным членом Северного общества, особенно РІ первые РіРѕРґС‹ его существования, был РѕРґРёРЅ РёР· инициаторов движения декабристов Рќ. Муравьев. РћРЅ разработал конституционный проект, более умеренный, чем «Русская правда». Политические права ограничивались имущественным цензом: избирательное право предоставлялось лишь тем, кто обладал сравнительно крупным движимым Рё недвижимым имуществом, причем имущественный ценз для землевладельцев устанавливался сначала РІРґРІРѕРµ ниже имущественного ценза капиталистов. Рто давало преимущество помещикам. Позднее вместо РґРІРѕР№РЅРѕРіРѕ ценза Муравьёв предложил ввести РѕРґРёРЅ ─ 500 СЂСѓР±. (избиратель должен был иметь РЅР° эту СЃСѓРјРјСѓ движимого Рё недвижимого имущества).
Лишь РїСЂРё выборах волостного старшины допускались РІСЃРµ граждане без какого-либо ограничения. РћСЃРѕР±Рѕ высокий имущественный ценз вводился для выборных должностных лиц. Землю Муравьёв признавал помещичьей Рё первых вариантах своей конституции был намерен освободить крестьян совсем без земли; позднее РїРѕРґ давлением более радикального течения РѕРЅ предполагал отдать крестьянам РїСЂРё освобождении пахотную землю РЅР° РґРІРѕСЂ. «Крепостное состояние Рё рабство отменяются, ─ гласил проект конституции Муравьёва. ─ Раб, прикоснувшийся земли СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ становится свободным». Уничтожались сословия, устанавливалось равенство всех перед законом. Р РѕСЃСЃРёСЏ объявлялась федерацией: РѕРЅР° делилась РЅР° 15 «держав» (областей), каждая РёР· которых имела СЃРІРѕСЋ столицу: были выделены, например, Волховская держава, СЃРѕ столицей РІ «городе СЃРІ. Петра» (Петербурге), Черноморская ─ СЃРѕ столицей РІ Киеве, Украинская ─ СЃРѕ столицей РІ Харькове, Кавказская ─ СЃРѕ столицей РІ Тифлисе Рё СЂСЏРґ РґСЂСѓРіРёС…. Р’ каждой столице высшим органом власти было РѕСЃРѕР±РѕРµ представительное учреждение, делившееся РЅР° РґРІРµ палаты: верхнюю палату ─ Державную РґСѓРјСѓ Рё нижнюю ─ Палату выборных депутатов державы. Верховная власть РІ федерации вверялась двухпалатному парламенту ─ Народному вечу. Верхняя палата называлась Верховной РґСѓРјРѕР№, нижняя ─ Палатой народных представителей. Выборы РІ эти органы были обусловлены высоким имущественным цензом. Рмператору принадлежала лишь исполнительная власть, РѕРЅ РјРѕРі задержать принятие закона, отправить его РІ парламент РЅР° вторичное обсуждение, РЅРѕ совсем отклонить его РѕРЅ РЅРµ РјРѕРі. Рмператор считался лишь верховным чиновником государства. Ему полагалось высокое жалование (8 млн. СЂСѓР±. РІ РіРѕРґ), Рё РЅР° СЃРІРѕРё средства РѕРЅ РјРѕРі, если хотел, содержать придворный штат, лишенный, однако, избирательных прав, придворная клика, согласно проекту отстранялась РѕС‚ политической жизни страны. Почти РІСЃРµ государственные должности становились выборными. Объявлялось немедленное уничтожение военных поселений. Провозглашалась СЃРІРѕР±РѕРґР° слова, печати, передвижения, вероисповедания Рё РґСЂ.
В целом в конституции Муравьева была изложена программа буржуазных революционных преобразований России, хотя и с сохранением серьёзных преимуществ за дворянскими помещиками. Она, несомненно, имела большое значение в идейной жизни тайного общества. Она никогда не была принята в качестве программного документа всем Северным обществом.
Р’ Северном обществе было сильно республиканское течение, главой которого стал Рљ. Рылеев последовательный республиканец, пламенный патриот, свободолюбивый РїРѕСЌС‚, вдохновитель революционной молодёжи. Вступив РІ тайное общество РІ 1823 Рі., Рылеев объединил РІРѕРєСЂСѓРі себя РіСЂСѓРїРїСѓ, РІ состав которой входили Р•. Оболенский, Р. Пущин, братья Бестужевы ─ Николай, Александр Рё Михаил, Рџ. Каховский, Рђ. Одоевский, позже Рє РЅРёРј РїСЂРёРјРєРЅСѓР» Рђ. РЇРєСѓР±РѕРІРёС‡ Рё Р’. Кюхельбекер. Близок Рє этой РіСЂСѓРїРїРµ был Рђ. Грибоедов, живший РІ 1824-25 РіРі. РІ Петербурге. Несмотря РЅР° различие политических взглядов, Рылеев Рё его товарищи приняли РЅР° себя РІСЃСЋ РѕСЃРЅРѕРІРЅСѓСЋ тяжесть подготовки будущего восстания РІ Петербурге.
1.5 Общество соединенных славян. Р’ конце лета 1825 Рі. члены Южного общества, охваченные идеей подготовки открытого выступления, были поражены внезапной важной вестью. Оказывается, Р±РѕРє Рѕ Р±РѕРє СЃ РЅРёРјРё уже давно существует другая тайная организация ─ Общество соединенных славян.
Рто общество ставило своей целью объединить славянские страны РІ мощную демократическую республиканскую федерацию. Членами федерации должны были стать: Р РѕСЃСЃРёСЏ, Польша, Бельгия, Моравия, Венгрия, Трансильвания, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация Рё Кроация. Границы её должны были достигать четырех морей ─ Черного, Белого, Адриатического Рё Балтийского; четыре СЏРєРѕСЂСЏ ─ РІ соответствии СЃ четырьмя РјРѕСЂСЏРјРё ─ символизировали РІ предполагаемом гербе РјРѕСЂСЃРєСѓСЋ мощь славянской федерации. Каждое государство, входящее РІ её состав, должно было разработать СЃРІРѕСЋ республиканскую конституцию, отражавшую её особенности.
Важно отметить, что Общество соединенных славян не рассталось со своей заветной целью освобождения и объединения славянских народов, когда влилось в Южное тайное общество. Важно и то, что члены Южного общества не чуждались славянской цели, а, наоборот, отозвались о ней весьма сочувственно, только полагали её более отдалённой, нежели цель освобождения самой России от крепостничества и самодержавия.
Так вошёл РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕРµ революционное движение РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ славянском единении. Р’ РѕСЃРЅРѕРІСѓ его легла идея Рѕ РєСЂРѕРІРЅРѕРј родстве народов, близких РїРѕ культуре Рё говоривших РЅР° славянских языках, Рё ─ что особенно важно ─ демократическая идея РЅРѕРІРѕРіРѕ, завоёванного революцией строя, РІ котором уничтожалось как крепостное право, так Рё самодержавия, РѕРґРЅРѕ РёР· правил Общества соединённых славян гласило: «Не желай иметь раба, РєРѕРіРґР° сам быть рабом РЅРµ хочешь». Ртот план коренным образом отличался РѕС‚ планов реакционного панславизма, предлагавшего «единение» славянских народов РїРѕРґ главенством царского самодержавия ─ угнетателя трудовых масс, тюремщика народов Р РѕСЃСЃРёРё.
2.«Русская Правда» Рџ. Р. Пестеля
Пестель был сторонником диктатуры Временного верховного правления во время революции, считал диктатуру решающим условием успеха. Диктатура, по его предположениям, должна была длиться 10-15 лет. Его конституционный проект "Русская Правда" был наказом Временному верховному правлению, обличенному диктаторской властью. Полное название этого проекта гласит: "Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления". Работа Пестеля над конституционным проектом длилась почти десять лет. Его конституционный проект показал, что он был в курсе движения политической мысли своего времени.
Конституционный проект Пестеля РЅРµ только многократно обсуждался РЅР° заседаниях Рё съездах руководителей Южного общества, РЅРѕ Рё Рє самой работе над текстом проекта привлекались отдельные члены общества. Речь шла РЅРµ только Рѕ стиле РІ СѓР·РєРѕРј смысле слова, РЅРѕ Рё Рѕ содержании; вносили СЃРІРѕРё поправки Рё РґСЂСѓРіРёРµ декабристы. РќР° Киевском съезде 1823 РіРѕРґР° основные положения "Р СѓСЃСЃРєРѕР№ Правды" были обсуждены Рё единогласно приняты руководителями Южного общества. Таким образом, "Русская Правда", представляя СЃРѕР±РѕР№ плод РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРіРѕ личного труда Пестеля, РІ то же время является идейным памятником целой революционной организации, обсужденным Рё принятым единогласно. Рто - крупнейший памятник революционного прошлого первой четверти XIX века.
Революцию нельзя было, по его мнению, успешно совершить без готового конституционного проекта. Особенно тщательно разработал Пестель мысль о Временном верховном революционном правлении, диктатура которого, по Пестелю, была оплотом от "ужасов безначалия" и "народных междоусобий", которых он хотел избежать.
"Русская Правда", - писал Пестель в своем конституционном проекте, - есть наказ или наставление Временному верховному правлению для его действий, а вместе с тем и объявление народу, от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может... Она содержит обязанности, на верховные правления возлагаемые, и служит для России ручательством, что Временное правление единственно ко благу Отечества действовать будет. недостаток в таковой грамоте ввергнул многие государства в ужаснейшие бедствия и междоусобия, потому что в оных правительство действовать всегда могло по своему произволу, по личным страстям и частным видам, не имея перед собою ясного и полного наставления, коим бы обязано было руководствоваться, и что народ между тем никогда не знал, что для него предпринимают, никогда не видел ясным образом, к какой цели стремятся действия правительства... " В "Русской Правде" намечалось 10 глав: первая глава - о границах государства; вторая - о различных племенах, Российское государство населяющих; третья - о сословиях государства; четвертая - "о народе в отношении к приуготовленному для него политическому или общественному состоянию"; пятая - "о народе в отношении к приуготовленному для него гражданскому или частному состоянию"; шестая - об устройстве и образовании верховной власти; седьмая - об устройстве и образовании местной власти; восьмая - об "устройстве безопасности" в государстве; девятая - о правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве; десятая - наказ для составления государственного свода законов. Кроме того, в "Русской Правде" имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции и краткое заключение, содержавшее "главнейшие определения и постановления, Русскою Правдою учиненные".
По свидетельству Пестеля, написаны и окончательно отделены были лишь две первые главы и большая часть третьей, четвертая и пятая главы были написаны начерно, а последние пять глав вовсе написаны не были, материал к ним остался лишь в виде черновых подготовительных отрывков. Поэтому приходится привлекать добавочный материал, для того чтобы составить представление о конституционном проекте Пестеля в целом: показания о "Русской Правде", данные Пестелем и другими членами тайного общества на следствии, а также краткое изложение основных начал "Русской Правды", продиктованное Пестелем декабристу Бестужеву-Рюмину.
Необходимо разобрать РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ том, как разрешался РІ проекте Пестеля РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ крепостном праве, Р° затем перейдем Рє РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ РѕР± уничтожении самодержавия. Рто РґРІР° основных РІРѕРїСЂРѕСЃР° политической идеологии декабристов. Пестель чрезвычайно Рё высоко ценил личную СЃРІРѕР±РѕРґСѓ человека, будущее Р РѕСЃСЃРёРё, РїРѕ Пестелю, - это общество, прежде всего лично свободных людей. "Личная СЃРІРѕР±РѕРґР°, - говорится РІ "Р СѓСЃСЃРєРѕР№ Правде", - есть первое Рё важнейшее право каждого гражданина Рё священнейшая обязанность каждого правительства. РќР° ней основано РІСЃРµ сооружение государственного здания, Рё без нее нет РЅРё спокойствия, РЅРё благоденствия".
Освобождение крестьян без земли, то есть предоставление им только личной свободы, Пестель считал совершенно неприемлемым. Он полагал, например, что освобождение крестьян в Прибалтике, при котором они получили земли, есть лишь "мнимое" освобождение. Пестель стоял за освобождение крестьян с землей. Его аграрный проект подробно разработан в "Русской Правде" и представляет значительный интерес. В своем аграрном проекте Пестель смело объединил два противоречивых принципа: с одной стороны, он признавал правильным, что "земля есть собственность всего рода человеческого", а не частных лиц и поэтому не может быть частной собственностью, ибо "человек может только на земле жить и только от земли пропитание получать", следовательно, земля - общее достояние всего рода человеческого. Но, с другой стороны, он признавал, что "труды и работы суть источники собственности" и тот, кто землю удобрил и обработал, имеет право владеть землей на основе частной собственности, тем более что для процветания хлебопашества "нужно много издержек", и их согласится сделать только тот, который "в поной своей собственности землю иметь будет". Признав за правильные оба противоречивых положения, Пестель положил в основу своего аграрного проекта требование разделения земель пополам и признания каждого из этих принципов лишь в одной из половин разделенной земли.
Вся обрабатываемая земля в каждой волости "так предполагалось называть наиболее мелкое административное подразделение будущего революционного государства" по проекту Пестеля делится на две части: первая часть является общественной собственностью, ее нельзя ни продавать, ни покупать, она идет в общинный раздел между желающими заниматься земледелием, и предназначена для производства "необходимого продукта"; вторая часть земли является частной собственностью, ее можно продавать и покупать, она предназначена для производства "изобилия". Часть общинная, предназначенная для производства необходимого продута делиться между волостными общинами.
Каждый гражданин будущей республики обязательно должен быть приписан Рє РѕРґРЅРѕР№ РёР· волостей Рё имеет право РІ любое время безвозмездно получить причитающийся ему земельный надел Рё обрабатывать его. Рто положение должно было, РїРѕ мнению Пестеля, гарантировать граждан будущей республики РѕС‚ нищенства, голода, пауперизма. "Каждый СЂРѕСЃСЃРёСЏРЅРёРЅ будет совершенно РІ необходимом обеспечен Рё уверен, что РІ своей волости всегда клочок земли найти может, который ему пропитание доставит Рё РІ коем РѕРЅ пропитание СЃРёРµ получать будет РЅРµ РѕС‚ милосердия ближних Рё РЅРµ оставаясь РІ РёС… зависимости, РЅРѕ РѕС‚ трудов, РєРѕРё приложит для обрабатывания земли, ему самому принадлежащей СЏРєРѕ члену волостного общества наравне СЃ прочими гражданами. Где Р±С‹ РѕРЅ РЅРё странствовал, РіРґРµ Р±С‹ счастия РЅРё искал, РЅРѕ РІСЃРµ же РІ РІРёРґСѓ иметь будет, что ежели успехи стараниям изменят, то РІ волости своей, РІ сем политическом своем семействе, всегда пристанище Рё хлеб насущный найти может". Волостная земля - общинная земля. Крестьянин или вообще любой гражданин РІ государстве, получивший земельный надел, владеет РёРј РЅР° общинном праве, РЅРµ может РЅРё дарить его, РЅРё продавать, РЅРё закладывать.
Вторая часть волостных земель, предназначенная для производства "изобилия", находится в частной собственности, частью же может принадлежать и государству. Лишь эти земли могут покупаться и продаваться. Казенная доля этой земли также может быть продана: "Казна является в отношении к казенной земле в виде частного человека, и потому продавать казенные земли право имеет". Каждый россиянин, желающий расширить свое земельное хозяйство, может прикупить землю из этой второй части земельного фонда.
Для осуществления своего аграрного проекта Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей земли РїСЂРё частичной ее конфискации. Рначе его проект Рё РЅРµ РјРѕРі быть осуществлен: ведь РІ каждой волости надо было отдать РІРѕ владение крестьян половину земли, эта земля отчуждалась РѕС‚ ее владельцев, РІ первую очередь РѕС‚ помещиков. Рмело место отчуждение земли Р·Р° вознаграждение, имело место Рё безвозмездное отчуждение, конфискация. "Если Сѓ помещика имеется 10000 десятин земли или более, тогда отбирается Сѓ него половина земли без РІСЃСЏРєРѕРіРѕ возмездия", - говорится РІ РѕРґРЅРѕРј незаконченном отрывке "Р СѓСЃСЃРєРѕР№ Правды", озаглавленном "дележ земель". Если Сѓ помещика имелось менее 10000, РЅРѕ РЅРµ более 5000 десятин, то тогда половина земли Сѓ него тоже отбиралась, РЅРѕ Р·Р° нее давалось "возмездие" - или денежного характера, или земля РіРґРµ-РЅРёР±СѓРґСЊ РІ РґСЂСѓРіРѕР№ волости, РЅРѕ СЃ тем условием, чтобы общее количество десятин Сѓ него РЅРµ превышало 5000. Таким образом, помещичье землевладение (РїСЂРё полном уничтожении крепостного права!) РІСЃРµ же частично сохранялось. Беспощадно сметая устои феодально-крепостного общества, стремясь глубоко перестроить государство РЅР° буржуазный лад, Пестель тем РЅРµ менее РЅРµ решался отстаивать лозунг передачи всей земли крестьянам.
Пестель доказывал антинародность самодержавия: прежняя верховная власть (для Пестеля она в момент составления Русской Правды" была теперешней!) довольно уже доказала враждебные свои чувства против народа русского". Самодержавие в России по проекту Пестеля решительно уничтожалось. Уничтожался не только самый институт самодержавия, но и физически истреблялся весь царствующий дом: Пестель был сторонником цареуби