"Русская идея": антиномия женственности и мужественности в национальном образе России
"Русская идея": антиномия женственности и мужественности в национальном образе России
О.М. Здравомыслова
Рдеалы мужественности Рё женственности играли РѕСЃРѕР±СѓСЋ роль РІ истории формирования «умопостигаемого» образа Р РѕСЃСЃРёРё как основания национальной идеологии. РћРЅРё получили воплощение РІ «русской идее», попытке создать цельное мировоззрение, выстроенное РІРѕРєСЂСѓРі проблемы смысла существования Р РѕСЃСЃРёРё РІ РјРёСЂРµ. РќРµ претендуя РЅР° охват всех работ, посвященных данной теме, попытаюсь выделить взаимодействие этих идеалов как некий СЃРєРІРѕР·РЅРѕР№ сюжет, развивавшийся РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ социально-философской мысли СЃ первой трети XIX века РґРѕ крушения Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Рмперии, Р° позднее - РІ среде эмиграции. В
Смыслообразующим центром СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ идеи является представление Рѕ долге Р РѕСЃСЃРёРё перед человечеством, Рѕ ее РѕСЃРѕР±РѕРј предназначении. Р’ этой логике исполнение Россией ее РјРёСЃСЃРёРё неразрывно связано СЃ разрешением конфликта, СЏРґСЂРѕ которого отношение Р РѕСЃСЃРёРё Рє Европе. Рменно Рє данной проблеме Рё применялась метафора женственности Рё мужественности. В В
Рождение национальной идеи Р РѕСЃСЃРёРёВ
Время рождения СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ идеи относят Рє началу XIX века. В« После победы над Наполеоном Р РѕСЃСЃРёСЏ оказалась втянутой РІ самую гущу европейской политики, обрела значение РѕРґРЅРѕР№ РёР· самых влиятельных политических СЃРёР» РЅР° европейском континенте. Рто побудило мыслящих СЂСѓСЃСЃРєРёС… людей задуматься РѕР± отношении Р РѕСЃСЃРёРё Рє Европе, Рѕ том, что РёС… связывает Рё разделяет между СЃРѕР±РѕР№. Рменно тогда впервые заговорили Рѕ «русской идее» В», - пишет Р’. Межуев (I). В
Рзвестно, что РІ наиболее отчетливой форме задача осмысления национальной истории Рё культуры СЃРєРІРѕР·СЊ РїСЂРёР·РјСѓ взаимоотношений Р РѕСЃСЃРёРё Рё Европы впервые поставил Рџ. Чаадаев РІ «Философических письмах», первое РёР· которых было опубликовано РІ 1829 РіРѕРґСѓ РІ журнале «Телескоп». Чаадаев, фактически ставший родоначальником СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ западничества, считал, что русская история РїРѕРєР° РЅРµ состоялась, РЅРµ обрела форму РІ РІРёРґРµ устойчивых правил Рё идей, которыми можно руководствоваться РІ повседневной жизни, Рё РЅРµ выработала собственную культурную традицию. Согласно Чаадаеву, В«...РјС‹ РїРѕРґРѕР±РЅС‹ тем детям, которых РЅРµ приучили мыслить самостоятельно; РІ период зрелости Сѓ РЅРёС… РЅРµ оказывается ничего своего; РІСЃРµ РёС… значение - РІ РёС… внешнем быте, РІСЃСЏ РёС… душа - РІРЅРµ РёС…. Рменно таковы мы» (2, СЃ. 47). Р’ чаадаевской трактовке впервые столь отчетливо прозвучал тезис Рѕ «невзрослости» Р РѕСЃСЃРёРё, РѕР± исключительности роли Европы для оформления отечественной культуры, Рѕ необходимости саморефлексии Рё осмысления собственных задач РІ истории. «Уже триста лет Р РѕСЃСЃРёСЏ стремится слиться СЃ Западной Европой, - подчеркивал философ, - заимствует оттуда РІСЃРµ наиболее серьезные СЃРІРѕРё идеи, наиболее плодотворные СЃРІРѕРё познания Рё СЃРІРѕРё живейшие наслаждения... Должно сказать, что наши государи, которые почти всегда вели нас Р·Р° СЂСѓРєСѓ, которые почти всегда тащили страну РЅР° Р±СѓРєСЃРёСЂРµ, без РІСЃСЏРєРѕРіРѕ участия самой страны, сами заставили нас (РєСѓСЂСЃРёРІ РјРѕР№. - 0. 3.) принять нравы, язык Рё одежду Запада...В» 3, СЃ. 39, 40). В
Чаадаев еще РЅРµ прибегает Рє метафоре женственности Рё мужественности для обозначения отношений Р РѕСЃСЃРёРё Рё Европы. РќРѕ красной нитью через РІСЃРµ его работы РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ мысль Рѕ пассивности Рё зависимости Р РѕСЃСЃРёРё Рё Рѕ РЅРµ имевших плодотворного результата попытках Западной Европы овладеть этой еще неоформленной, «природной» стихией, подчинить ее своему дисциплинирующему влиянию. РџСЂРё этом, будучи глубоко религиозным человеком, Чаадаев как Р±С‹ подразумевал, что обретение высшего смысла Рё приобщение Рє «великим истинам» более всего возможно именно РІ состоянии пассивности, РєРѕРіРґР° «нам кажется, что лишились лично нам принадлежащей силы Рё против своей воли влечемся Рє РґРѕР±СЂСѓ какой-то высшей силой, отрывающей нас РѕС‚ земли Рё возносящей РЅР° небо» (4, СЃ. 69). Позже Чаадаев напишет Рѕ великой будущности Р РѕСЃСЃРёРё, обусловленной именно тем, что РѕРЅР° как нация РЅРµ обрела еще законченных форм Рё воли, свойственных Западу, Рё имеет огромный потенциал изменений. В
Рљ середине XIX века раскол СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ интеллигенции РЅР° западников Рё славянофилов уже был окончательно оформлен Рё возникли РґРІРµ национальные идеологии, каждая решала РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕР± отношениях Р РѕСЃСЃРёРё Рє Западу, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· собственного представления Рѕ СЂРѕРґРЅРѕР№ стране как Рѕ цивилизации будущего. Р’ обеих этих идеологиях Р РѕСЃСЃРёСЏ представала РґРІСѓРјСЏ сторонами своей «женственной» сущности, которые Рё делали ее противоположностью Западу Рё его «мужскому» началу. В
Рдеологи западничества настаивали РЅР° признании безусловного авторитета Европы Рё зависимости РѕС‚ нее Р РѕСЃСЃРёРё, подчеркивали, что «европейская национальность» должна РІ идеале стать «исключительной национальностью» (С‚. Рµ. преобладающей формой самосознания) РІ самой Р РѕСЃСЃРёРё. РћРЅРё провозглашали тем самым право инструментального («мужественного») Запада дисциплинировать экспрессивную («женственную* Р РѕСЃСЃРёСЋ. Напротив, славянофилы идеализировали «женственные» черты Р РѕСЃСЃРёРё, противопоставляя ее РёСЃРєРѕРЅРЅРѕРµ «стремление Рє цельности бытия внутреннего Рё внешнего» - рационализму Запада (4, СЃ. 38). Славянофилы описывали принципиальное различие своего Рё «западнического» видения отношений Запада Рё Р РѕСЃСЃРёРё как противоположность «чувства СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё любви» Рё «чувства зависимости Рё преданности авторитету» (3, СЃ. 112). Р’ то же время, будучи европейцами РїРѕ образованию Рё воспитанию, славянофилы тоже выдвинули идею Рѕ необходимости преодоления противоположности Р РѕСЃСЃРёРё Рё Запада. Однако это должно было произойти РїРѕРґ духовным предводительством Р РѕСЃСЃРёРё, «чтобы те начала жизни, которые хранятся РІ учении Святой православной Церкви... господствуя над просвещением европейским Рё РЅРµ вытесняя его, РЅРѕ, напротив, обнимая его своею полнотою, дали ему высший смысл Рё последнее развитие» (4, СЃ. 39). В
Рта мысль получила дальнейшее развитие РІ известной РєРЅРёРіРµ идеолога панславизма Рќ. Данилевского «Россия Рё Европа», написанной РІ 1868 РіРѕРґСѓ, после поражения Р РѕСЃСЃРёРё РІ Крымской РІРѕР№РЅРµ Рё реформ 60-С… РіРѕРґРѕРІ XIX века. Данилевский развил РґРѕ предела славянофильскую идею своеобразия Р РѕСЃСЃРёРё, придающего особый драматизм ее отношениям СЃ Европой, который РІ полной мере проявился уже РІ деятельности Петра Великого. «Познакомившись СЃ Европой, - писал Данилевский Рѕ Петре, - РѕРЅ, так сказать, влюбился РІ нее Рё захотел сделать Р РѕСЃСЃРёСЋ Европою... Если Европа внушала Петру страстную любовь, страстное увлечение, то Рє Р РѕСЃСЃРёРё РѕРЅ относился РґРІРѕСЏРєРѕ. РћРЅ вместе Рё любил Рё ненавидел ее. Любил РѕРЅ РІ ней собственно ее силу Рё мощь, которую РЅРµ только предчувствовал, РЅРѕ уже сознавал, любил РІ ней РѕСЂСѓРґРёРµ своей воли Рё СЃРІРѕРёС… планов, любил материал для здания, которое намеревался возвести РїРѕ образу Рё РїРѕРґРѕР±РёСЋ зародившейся РІ нем идеи РїРѕРґ влиянием европейского образца; ненавидел же самые начала СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ жизни - самую жизнь эту как СЃ ее недостатками, так Рё СЃ ее достоинствами» (5, СЃ. 224). В
Отвергая идею Рё практику насильственной европеизации Р РѕСЃСЃРёРё, которым, РїРѕ его мнению, следовали РІСЃРµ СЂСѓСЃСЃРєРёРµ цари, Данилевский видел РІ славянстве особый культурно-исторический тип, наделенный возвышенными, истинно христианскими чертами. РћРЅ подчеркивал: «Самый характер СЂСѓСЃСЃРєРёС… Рё вообще славян, чуждый насильственности, исполненный мягкости, покорности, почтительности (РєСѓСЂСЃРёРІ РјРѕР№. - 0. 3.), имеет наибольшую соотнесенность СЃ христианским идеалом» (5, СЃ. 407, 408). В
Подчеркну, что РІ типических чертах славянского характера Данилевский выделял именно то, что делает его идеальным женским характером, как РѕРЅ представлен РІ обыденном сознании, Р° РІ рационализированной форме существует РІ структуре традиционно-атриархальной картины РјРёСЂР°. Более того, само реформирование Р РѕСЃСЃРёРё описывается как акт насилия преобразовательного РїРѕ своей сути (европейского, «мужественного») начала над началом охранительным, восстановительным (славянским, «женственным» - воплощенным РІ первую очередь РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј типе). РџСЂРё этом РІ славянофильской концепции Данилевского обосновывается превосходство славянского типа над более примитивными, «одноосновными» древними Рё «двухосновным» европейским культурно-историческими типами. РћРЅ склонен «питать основательную надежду, что славянский культурно-исторический тип... представит синтез всех сторон культурной деятельности РІ обширном значении этого слова, сторон, которые разрабатывались его предшественниками РЅР° историческом поприще РІ отдельности или РІ весьма неполном соединении» (5, СЃ. 430). В В
Русская идея» Рё смысл любвиВ
Если славянофильская концепция национальной идеи логически подвела Рє созданию идеологии СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ национализма, то события 70-80-С… РіРѕРґРѕРІ XIX века усилили его опасность. «Никогда противодействие РґСѓС…Сѓ СЌРїРѕС…Рё великих реформ РЅРµ было таким сильным, как РІ 80-С… годах. Ртому способствовало то обстоятельство, что численно вырос малокультурный слой общества, который Салтыков называл «улицей». Отсюда необыкновенный успех мелкой Рё шовинистической прессы» (6, СЃ. 648). Рто вызвало ответную реакцию РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ интеллектуальной среде. В
Статья Р’. Соловьева «Русская идея» была написана РІ 1888 РіРѕРґСѓ - РІ разгар РЅРѕРІРѕР№ волны реакции, последовавшей Р·Р° покушением 1 марта 1881 РіРѕРґР° РЅР° Александра II. Р’ это время РІ обществе обострился интеллектуальный СЃРїРѕСЂ Рѕ том, что такое Р РѕСЃСЃРёСЏ Рё РІ чем состоит смысл ее существования РІ РјРёСЂРµ. Рменно РІ таких терминах осмысливались проблемы национальной идеи Рё опасности национализма, поднявшегося РІ результате СЂСѓСЃСЃРєРѕ-турецкой РІРѕР№РЅС‹ 1877-1878 РіРѕРґРѕРІ, усилившей панславянские настроения РІ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРј обществе. В
РЎ точки зрения Соловьева, поддавшись «слепому национализму», Р РѕСЃСЃРёСЏ предала Р±С‹ СЃРІРѕСЋ идею Рё СЃРІРѕСЋ РјРёСЃСЃРёСЋ РІ истории. Таким образом, философ резко разграничил националистическую идеологию Рё СЂСѓСЃСЃРєСѓСЋ идею. Последнюю РѕРЅ понимал как отказ РѕС‚ национального СЌРіРѕРёР·РјР° Рё исполнение Россией «нравственного долга» РїРѕ отношению Рє человечеству. Русская идея как «новый аспект самой христианской идеи» РЅРµ противопоставляет Р РѕСЃСЃРёСЋ Европе, Р° лишь «требует... обращения всех наших национальных дарований, всей мощи нашей империи РЅР° окончательное осуществление социальной троицы, РіРґРµ каждое РёР· трех главных органических единств, церковь, государство Рё общество, безусловно, СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ Рё державно, РЅРµ РІ отъединении РѕС‚ РґРІСѓС… РґСЂСѓРіРёС…, поглощая или истребляя РёС…, РЅРѕ РІ утверждении безусловной внутренней СЃРІСЏР·Рё СЃ РЅРёРјРё. Восстановить РЅР° земле этот верный образ божественной Троицы - РІРѕС‚ РІ чем русская идея» (3, СЃ. 294). В
Русская идея предстает Сѓ Соловьева как образ социальной гармонии, которую Р РѕСЃСЃРёСЏ должна осуществить ради блага человечества путем отказа РѕС‚ национального СЌРіРѕРёР·РјР°. Рта мысль РІ те РіРѕРґС‹, вероятно, была широко распространена среди интеллигенции. РќР° 11 лет раньше, РІ 1877 РіРѕРґСѓ, Р¤. Достоевский писал: «Национальная идея русская есть РІ конце концов лишь всемирное общечеловеческое объединение» (7). Соловьев, как Рё большинство СЂСѓСЃСЃРєРёС… мыслителей, видел РІ эмпирической реальности Р РѕСЃСЃРёРё искажение этой «идеи». Осуществление ее РІ полном объеме - дело далекого будущего. РќРѕ залогом грядущего преображения РјРёСЂР° является половая любовь - РѕРґРЅРѕ РёР· земных воплощений «идеального принципа, одушевляющего» Р РѕСЃСЃРёСЋ. Смысл любви Соловьев видел РІ «оправдании Рё спасении индивидуальности через жертву эгоизма» (8, СЃ. 209). В
Любовь порождает РЅРѕРІРѕРµ качество бытия - «совершенное взаимодействие Рё общение РёРЅРґРёРІРёРґРѕРІВ», которое является следствием преодоления РёС… замкнутости РЅР° себе Рё СЃРІРѕРёС… интересах («эгоизма» женственного Рё мужественного) Рё встречает «в РґСЂСѓРіРѕРј соответствующее, РЅРѕ неодинаковое проявление, так, чтобы отношение РѕРґРЅРѕРіРѕ Рє РґСЂСѓРіРѕРјСѓ было полным Рё постоянным обменом, полным Рё постоянным утверждением себя РІ РґСЂСѓРіРѕРјВ» (8, СЃ. 209). В
Соловьев стремился представить совершенные отношения людей, появляющиеся РІ акте истинной любви, как идеальный тип - взаимопроникновение женственности Рё мужественности, которые РІ реальности находятся РІ состоянии постоянной Р±РѕСЂСЊР±С‹ Рё эгоистически самоутверждаются - РїРѕ аналогии СЃ тем, как пытаются самоутвердиться РІ своем национальном СЌРіРѕРёР·РјРµ государства, РІ частности Р РѕСЃСЃРёСЏ, которая эксплуатирует РїСЂРё этом «религиозный характер, присущий СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ национальности» Рё настаивает РЅР° исключительности православной церкви. Р’ результате «Церковь... становится для Р РѕСЃСЃРёРё палладиумом СѓР·РєРѕРіРѕ национального партикуляризма, Р° зачастую даже пассивным орудием эгоистической Рё ненавистнической политики» (3, СЃ. 193). В
Гораздо позже, РІ 1946 РіРѕРґСѓ, Рќ. Бердяев РІ СЃРІРѕРёС… размышлениях Рѕ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ идее сделает вывод: СЂСѓСЃСЃРєРёРµ мыслители - Рё философы, Рё писатели, - ставя конечные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ бытия, видели РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј народе народ будущего, который должен искупить грехи западной цивилизации, преодолеть антиномию мужественности Рё женственности. «Он разрешит РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, которые Запад уже РЅРµ РІ силах разрешить, которые РѕРЅ даже РЅРµ ставит РІРѕ всей глубине» (9, СЃ. 105). Рменно поэтому РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ идее заложена интенция глубочайшей критики самих РѕСЃРЅРѕРІ РЅРµ только отечественной реальности, РЅРѕ Рё созданной Западом цивилизации, непригодной для осуществления целей, которые поставлены перед Россией. «Великие СЂСѓСЃСЃРєРёРµ писатели чувствовали конфликт между совершенной культурой Рё совершенной жизнью, Рё РѕРЅРё стремились Рє совершенной, преображенной жизни... Русская литература РЅРµ была ренессансной, РѕРЅР° была проникнута болью Рѕ страданиях человека Рё народа, Рё СЂСѓСЃСЃРєРёР№ гений хотел припасть Рє земле, Рє народной стихии... РљРѕРіРґР° нигилисты протестовали против морали, то РѕРЅРё делали это РІРѕ РёРјСЏ РґРѕР±СЂР°. РћРЅРё изобличали ложь идеальных начал, РЅРѕ делали это РІРѕ РёРјСЏ любви Рє неприкрашенной правде. РћРЅРё восставали против условной лжи цивилизации... Русская литература Рё мысль носили РІ значительной степени обличительный характер» (9, СЃ. 158). В
Таким образом, РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ идее выразилось РЅРµ только стремление осмыслить роль Р РѕСЃСЃРёРё РІ истории Рё понять ее перспективы, РЅРѕ Рё критика господствующей цивилизации, «перенимаемой» РёР· Европы. Рта критика велась СЃ позиции культуры, РІ которой были заложены огромные потенции, РЅРѕ которая, вместе СЃ тем, чувствовала себя подавленной, «не выраженной», вынужденной приспосабливаться Рє нормам Рё социальным отношениям, сформированным опытом РґСЂСѓРіРёС… социальных отношений Рё РІ РґСЂСѓРіРёС… исторических обстоятельствах. Рто задало изначально неравные условия, РІ которых «мужественная» европейская цивилизация представала как РЅРѕСЂРјР°, Р° «женственная» Р РѕСЃСЃРёСЏ - как «особенность». В В
Проблема женственности Рё мужественности РІ национальной идее начала XX векаВ
Русская идея РІ том РІРёРґРµ, РІ котором РѕРЅР° оформилась РЅР° рубеже XIX Рё XX веков РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ философии Рё СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературе, имплицитно содержала РІ себе РІРѕРїСЂРѕСЃ: возможны ли иные принципы построения социальной жизни, чем те, которые СЂСѓСЃСЃРєРёРµ, начиная СЃ петровских времен, заимствовали РёР· Европы? Вместе СЃ тем РїРѕРёСЃРє РґСЂСѓРіРёС… принципов - справедливости, милосердия, человечности - велся РЅРµ только РЅР° пути идеализации допетровского прошлого, РєРѕРіРґР° сложные отношения Р РѕСЃСЃРёРё СЃ Европой еще только зарождались Рё РѕРЅР°, РїРѕ сути дела, жила замкнутой жизнью, резко отличной РѕС‚ европейской (националистический вариант «русской идеи»). Русская идея, как РѕРЅР° оформилась Рє концу XIX века, была обращена Рє будущему РІ попытке преодолеть одновременно «тяжелую мерзость» СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ жизни Рё несовершенство европейской цивилизации, следовать тому, что «Бог думает Рѕ нас РІ вечности» (Р’. Соловьев). Р’ этом смысле РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ значение имело РЅРµ только искание истины РІ православной религии, РЅРѕ Рё стремление обратиться Рє «природе», Рє «земле» Рё РїСЂРё РёС… посредстве понять истину, потерянную цивилизацией. В
В« Ненависть Рє условной жизни цивилизации привела Рє исканию правды РІ народной жизни... Отсюда опрощение, снятие СЃ себя условных культурных оболочек, желание добраться РґРѕ подлинного, правдивого СЏРґСЂР° жизни... - писал Бердяев. - Р’ «природе» больше истины Рё правды, больше «божественного», чем РІ «культуре» В» (10, СЃ. 158). Естественно, что РѕСЃРѕР±РѕРµ значение РїСЂРё этом играл идеальный образ женственности, который отождествлялся СЃ образом матери как гармонического Рё безусловного нравственного начала жизни. «Мать-земля для СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ народа есть Р РѕСЃСЃРёСЏ... Русская земля больше связывает себя СЃ заступничеством Богородицы, чем СЃ путем Христовых страстей», продолжал Бердяев (10, СЃ. 164). В
Разрушение самих РѕСЃРЅРѕРІ существования Р РѕСЃСЃРёРё, СЃ точки зрения творцов национальной идеологии - Рє РЅРёРј следует отнести прежде всего Р›. Толстого, Р¤. Достоевского Рё славянофилов, начинается СЃ разрушения традиционных устоев «дома» - СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ семьи. Р’ начале XX века, РІ период первой РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹, давшей импульс националистическим настроениям, Рё накануне СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ революции 1917 РіРѕРґР°, надолго прекратившей СЃРїРѕСЂС‹ Рѕ национальной идее, эта мысль была отчетливо выражена Р’. Розановым: В« Как РјРЅРµ хочется быть собакой. Собакой, лошадью РЅР° РґРІРѕСЂРµ Рё оберегать Дом Рё С…РѕР·СЏРёРЅР°. Дом - Р РѕСЃСЃРёСЏ. РҐРѕР·СЏРёРЅ - «истинно СЂСѓСЃСЃРєРёРµ люди» В» (3, СЃ. 280). Р РѕСЃСЃРёСЏ Сѓ Розанова наделена чертами классической женственности, Рё ее бытие РІ РјРёСЂРµ описывается РёРј через метафору отношений жены Рё мужа РІ семье. «» Женственное начало» Сѓ СЂСѓСЃСЃРєРёС… налицо: уступчивость, мягкость. РќРѕ РѕРЅРѕ сказывается как сила, обладание, овладение. РќРµ РјСѓР¶ обладает женою, это только кажется так, РЅР° самом деле жена «обладает мужем», даже РґРѕ поглощения; Р РЅРµ властью, РЅРµ РїСЂСЏРјРѕ, Р° таинственным «безволием», которое чарует «волящего» Рё покоряет его себе, как нежность Рё миловидность. Что будет «мило», то, поверьте, станет Рё «законом мне» В» (цит. РїРѕ (11, СЃ. 146)). В
Р’ идеале женственности здесь подчеркивается РЅРµ столько мягкость Рё пассивность, сколько мощная «природная» сила, которая РІ конечном счете всегда побеждает «железную» мужественность. Р РІ этом, СЃ точки зрения Розанова, - залог будущего величия Р РѕСЃСЃРёРё, ее победы над «цивилизацией», которая превратилась РІ «великое мещанство», лишенное идей Рё идеалов. «Мещанство самодовольное, СЃ телефоном Рё Рйфелевой башней... Рэта цивилизация - смерть» (3, СЃ. 267). В
Р’ той же степени, что Рё «великое мещанство», разрушительна для женственной национальной РїСЂРёСЂРѕРґС‹ русская революция. Характерно, что для революции Розанов тоже находит женский образ - РЅРѕ это образ женщины без семьи, С‚. Рµ. лишенной самой сути женственности: В« Революция РІСЃСЏ была «холостая СЃ девочками» (Богиня Разума, Шарлотта РљРѕСЂРґСЌ, мадам Сталь, Р–РѕСЂР¶ Санд), Рё этот-то «холостой быт» ее Рё сообщил ей безнадежность Рё отчаяние. Пожалуй - Рё силу, силу именно холостого отчаянного порыва» (3, СЃ. 285). Противоположность этому «антинациональному» образу - «плачущая Богородица СЃ Младенцем», «русская Божья Матерь» - истинно национальный, РїРѕ Розанову, идеал женственности. В
Рдеал женственности «взаимодополнителен» СЃ идеалом мужественности, который, согласно Розанову, воплощает силу Рё волю, РЅРѕ выступает как нечто внешнее Рё подавляющее. Сила (воплощенная, например, РІ вооруженных воинах РЅР° улице Петрограда) Сѓ него «вызывает чисто женственное ощущение безвольности, покорности», трепета (цит. РїРѕ (10, СЃ. 34, 35)). В
Если женственное начало становится Сѓ Розанова символом величия Р РѕСЃСЃРёРё, то Сѓ Бердяева, РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· выдающихся создателей национального образа Р РѕСЃСЃРёРё, РІ тот же самый переломный момент СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ истории, связанный СЃ первой РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅРѕР№ Рё преддверием революции, женственное начало выступает РѕРґРЅРѕР№ стороной трагической антиномии, которая лежит РІ основании «души» Р РѕСЃСЃРёРё. В« Великая беда СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ души - РІ женственной пассивности, переходящей РІ «бабье», РІ недостаток мужественности, РІ склонности Рє браку СЃ чужим Рё чуждым мужем... Пассивная рецептивная женственность РІ отношении государственной власти - так характерна для СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ народа Рё СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ истории» (10, СЃ. 40). В
РџРѕ мнению Бердяева, безволие, пассивность, отсутствие активности характерны Рё для СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ «национально-стихийной» религиозности, тоже лишенной мужественности, Р° потому РЅРµ СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕР№ дисциплинировать РґСѓС… Рё РЅРµ требующей РѕС‚ человека РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ РїРѕРґРІРёРіР°. В
Мужественность - другая сторона СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ антиномии. РћРЅР° выступает РЅРµ только как противоположное, РЅРѕ Рё как враждебное женственности начало. РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, мужественность определяется такими положительными качествами, как активность, дерзновенность, СЃРІРѕР±РѕРґР°, духовная зрелость личности. РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, РІ Р РѕСЃСЃРёРё мужественное начало оказывается РЅРµ освобождающим, Р° сковывающим, «рассудочноделовым» Рё накладывает РЅР° СЂСѓСЃСЃРєСѓСЋ жизнь «печать безрадостности Рё придавленности». РћРЅРѕ воплощается РІ чудовищной СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ бюрократии. Рдеал классической мужественности, рыцарский идеал РїСЂРё соприкосновении СЃ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ национальной почвой - Рё РїРѕРґ ее воздействием - превращается РІ СЃРІРѕСЋ противоположность Рё становится образом насилия. В
Бердяев предположил, что созданная СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ историей «ловушка», попадая РІ которую женственность Рё мужественность (РѕРЅРё же СЂСѓСЃСЃРєРѕРµ Рё западное) обнаруживают СЃРІРѕРё самые темные стороны, образована «неверным соотношением», В«...несоединенностью мужественного Рё женственного РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј РґСѓС…Рµ Рё СЂСѓСЃСЃРєРѕРј характере. Безграничная СЃРІРѕР±РѕРґР° оборачивается безграничным рабством, вечное странничество - вечным застоем, потому что мужественная СЃРІРѕР±РѕРґР° РЅРµ овладевает национальной стихией РІ Р РѕСЃСЃРёРё изнутри, РёР· глубины (выделено РјРЅРѕР№. - 0. 3.). Мужественное начало всегда ожидается РёР·РІРЅРµ, личное начало РЅРµ раскрывается РІ самом СЂСѓСЃСЃРєРѕРј народе. Отсюда вечная зависимость РѕС‚ РёРЅРѕСЂРѕРґРЅРѕРіРѕВ» (3, СЃ. 304). В В
* * * В
Накануне революции, переломившей С…РѕРґ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ истории, национальная идея РІ своем развитии как Р±С‹ совершила РєСЂСѓРі. Толчок ей дал Чаадаев, признавший несамостоятельность Р РѕСЃСЃРёРё как цивилизации, РЅРµ СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕР№ самой выработать РЅРѕСЂРјС‹ Рё ценности, организующие жизнь, Рё потому нуждающейся РІ силе внешнего принуждения. Р’ конце своего пути национальная идея породила РґРІР° варианта: сверхнационализм Рё универсализм. РћРЅРё были признаны исконными особенностями СЂСѓСЃСЃРєРёС…, Р° РёС… реализация рассматривалась как пересмотр РѕСЃРЅРѕРІ европейской цивилизации, ее переориентирование РІ направлении нравственного совершенствования человечества. Р’ начале XX века национальный образ Р РѕСЃСЃРёРё РІСЃРµ более осознавался как двойственный, сотканный РёР· противоречий воли Рё безволия, силы Рё зависимости, стремления Рє «мужественной» активности Рё Рє «женственной» пассивности. Первая мировая РІРѕР№РЅР° Рё революция 1917 РіРѕРґР° РґРѕ предела заострили РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕР± отношении Рє Европе Рё Рѕ потенциях Р РѕСЃСЃРёРё, поставили перед мыслителями проблему, как, РЅРµ обрывая своей глубинной «природной» СЃРІСЏР·Рё СЃ ней, «поднять уровень национальной мысли Рё связать ее СЃ жизненными задачами, поставленными мировыми событиями» (10, СЃ. 132). Р’РѕРїСЂРѕСЃ этот оказался РІ Р РѕСЃСЃРёРё того времени неразрешимым. В
Антиномия «женственности» Рё «мужественности» красной нитью прошла через РІСЃРµ искания творцов СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ идеи. Женственность Рё мужественность понимались РёРјРё как РґРІР° исходных начала СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ жизни, которые находятся РІ постоянной Р±РѕСЂСЊР±Рµ, РЅРµ знающей примирения. Конфликт женственности Рё мужественности, понятых как взаимоисключающие Рё РїРѕ сути враждебные начала, - РѕРґРёРЅ РёР· основных элементов РІ национальном образе Р РѕСЃСЃРёРё - стал РІ то же время СЃРєРІРѕР·РЅРѕР№ темой РІ знаменитых романах Толстого Рё Достоевского. РќРѕ антиномия женственности Рё мужественности есть РІ то же время характерно «русское» обозначение несоединенности, искаженности отношений Р РѕСЃСЃРёРё Рё Запада, поскольку навязывание «европейской» цивилизации чудовищными методами СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ власти неминуемо приводило Рє тому, что Рё эта цивилизация, Рё эта власть воспринимались как «чужое», привнесенное РёР·РІРЅРµ. В
РЎРїРёСЃРѕРє литературыВ
1. Межуев Р’. Рћ национальной идее //Р’РѕРїСЂРѕСЃС‹ философии. 1997. 12. РЎ. 5. В
2. Чаадаев Рџ. РЇ. Статьи Рё РїРёСЃСЊРјР°. Рњ., 1989. В
3. Русская идея. Рњ., 1992. В
4. Лосский Рќ. Рћ. Рстория СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ философии. Рњ., 1991. В
5. Данилевский Рќ. РЇ. Р РѕСЃСЃРёСЏ Рё Европа. Рњ., 1995. В
6. Брокгауз Р¤. Рђ., Ефрон Р. Р›. Р РѕСЃСЃРёСЏ. Рнциклопедический словарь. РЎРџР±., 1898. В
7. Достоевский Р¤. Рњ. Поли. СЃРѕР±СЂ. СЃРѕС‡. Рњ., 1983. Рў. 25. РЎ. 20. В
8. Соловьев B. C. Смысл любви // Семья. Рњ., 1990. Рў. 2. В
9. Рћ Р РѕСЃСЃРёРё Рё СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ философской культуре. Рњ., 1990. В
10. Бердяев Рќ. РЎСѓРґСЊР±Р° Р РѕСЃСЃРёРё. Рњ., 1918. В
11. Гулыга Р›. Русская идея Рё ее творцы. Рњ., 1995. В В