"Родство - священная вещь"
Короткова М. В.
Православные традиции и европейские новшества в московских дворянских семьях XVIII - начала XIX вв.
Русская дворянская семья начиналась со свадьбы. Современные исследователи отмечают двойственность свадебного обряда XVIII века, который не мог оторваться от традиционных принятых веками циклов сватовства, венчания и гостевания и одновременно тянулся к европейской моде: "Свадьба в нашем культурном обществе XVIII века отличалась со стороны обрядности и внешности странной смесью "французского с нижегородским". Впрочем, преобладал все-таки старинный русский классический стиль. Свадьбы бывали очень церемонные, пышные, "толстотрапезные", иногда зело хмельные, с многодневными пирами и гостьбой на весь мир" (1).
Досвадебный цикл начинался СЃ выбора брачных партнеров. Р’ XVIII веке существовали вполне определенные критерии, РїРѕ которым определяли предполагаемых жениха Рё невесту РІ РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕРј обществе. Жених должен был быть СЂРѕРґРѕРІРёС‚, имущественно состоятелен, нравственно добродетелен, образован Рё занят РЅР° службе. Жена должна была быть внешне привлекательной, СЃ хорошими манерами, сердечной добротой Рё состоянием. Р’ известном смысле, "РѕС‚ результатов оценки претендентов РЅР° роль мужа Рё жены РІ каждом конкретном случае должно было зависеть нормативное воспроизводство РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕР№ сословной культуры РІ целом. Р’ первую очередь имеется РІ РІРёРґСѓ сохранение СЂРѕРґРѕРІРѕР№ организации СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ дворянства" (2). Важен был Рё "принцип имущественного Рё сословного баланса породняющихся фамилий, который Рє тому же облегчал адаптацию невесты РІ семье Рё уменьшавший возможности внутрисемейных конфликтов" (3). Р’ выборе жениха Рё невесты активное участие принимали родители претендентов, так как РІ то время без родительского благословения брак считался РЅРµ совсем официальным Рё РЅРµ признавался РІ светском обществе. Рзвестная РІРѕ второй половине XVIII РІ. своей политической Рё просветительской деятельностью РєРЅСЏРіРёРЅСЏ Р•.Р . Дашкова называла такой поступок ослушников традиции "надгробным памятником" браку. Благословение, СЃРіРѕРІРѕСЂ Рё обручение РїРѕ старой традиции были приурочены РІ XVIII веке Рє великим праздникам церковного РіРѕРґР°. Как правило, традиция сохранялась Рё РІ проявлении невестой христианского послушания РІ решении своей "участи", так как родители имели большой жизненный опыт Рё хотели СЃРІРѕРёРј детям счастья. Р’ этом смысле показателен случай сватовства Дмитрия РЇРЅСЊРєРѕРІР° Рє своей избраннице Елизавете. Ее отец три раза РЅРµ соглашался РЅР° предложение жениха, РІ четвертый уступил Рё СЃРїСЂРѕСЃРёР» мнение дочери. РћРЅР° ответила: "Ежели РІС‹, батюшка, изволили согласиться, то СЏ РЅРµ стану противиться, соглашаюсь Рё СЏ" (4).
Р’ XVIII столетии заметно снизился брачный возраст. Р’ 1714 РіРѕРґСѓ РѕРЅ был определен для мужчины РІ 20 лет, Р° для женщины РІ 17 (5). Попытки Екатерины II снизить планку РґРѕ 13–15 лет практически РЅРµ удались, РЅРѕ РІ мемуарной литературе описаны случаи выдачи замуж даже РІ 12 лет (6). Р’ реальной жизни девушек выдавали замуж РѕС‚ 16 РґРѕ 18 лет. Предельный возраст для брака был установлен РІ 80 лет (7). Р’ начале XIX века самым лучшим возрастом для брака считали 18–22 РіРѕРґР°, Р° для мужчины 30 лет, РїСЂРё этом девушка РІ 25 лет расценивалась уже как перестарок (8). Повышение брачного возраста РІ послепетровское время стало очень важным фактором создания прочной семьи РІ РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕР№ среде. Рто повышение было характерно для всей Европы. Однако браки стариков СЃ юными девицами считали предосудительными. Примерами таких браков были женитьбы Р‘.Рџ. Шереметева РІ 61 РіРѕРґ РЅР° 25-летней Рђ.Рџ. Нарышкиной, 52-летнего Р“.Р . Державина РЅР° молоденькой Р”.Рђ. Дьяковой, пожилого Р®.Р®. Трубецкого РЅР° 20-летней барышне (9).
В XVIII веке отказались от старорусских представлений не показывать молодых до свадьбы друг другу, поэтому у жениха и невесты стало больше свободы в знакомстве, особенно благодаря введенным Петром I балам и праздникам. В 1721 году впервые были разрешены браки с иноверцами, что означало на деле нарушение замкнутости православной семьи. Но детей от таких браков обязательно крестили как православных (10).
Сама процедура выбора была крайне противоречивой, но все же преобладали прежние традиции: жених спрашивал сначала дозволения своих родителей на женитьбу, затем объяснялся с родителями невесты, и только после получения согласия обращались к девушке (11). Начиная с петровских времен, родители постепенно вынуждены были учитывать мнение вступавших в брак: указом 1724 года запрещалось выдавать дочерей замуж насильно, и родители должны были подтвердить это клятвой (12). Несмотря на сохранение определенной роли родителей при выборе брачного партнера, к середине XVIII века в привилегированных семьях вошло в обиход право невесты на отказ от замужества. Кстати говоря, вескими причинами отказов от браков могли быть отсутствие необходимого состояния, родовитости, сохранение очередности при выдаче замуж дочерей.
Тогда же началось введение подписей на брачном договоре и нового порядка обручения новобрачных. Обручение в какой-то степени сглаживало противоречие между традицией приоритета родителей и новыми нравами, поэтому существовало с 1702 по 1775 год как юридический акт, а затем уже просто стало традицией и ритуалом. За шесть недель от обручения до венчания молодые вполне могли присмотреться друг к другу, и в случае чего отказаться от брака. В тоже время в России не прижилась французская традиция заключать браки, совсем не спрашивая молодых людей. Также и английская манера давать девушке полную свободу в выборе партнера была не по вкусу столичному дворянству, так как в этом случае выбор мог быть совсем не подходящим по родовитости и состоянию.
Обручение в XVIII веке проходило в присутствии близких родственников. В этот день служили молебен, в заключительной части которого было объявление венчающему священнику решения о вступлении в брак. Затем подавали прошение о браке в Синодальную контору. После уплаты пошлины будущие супруги получали венечные памяти, с которыми священник проводил "обыск", то есть выяснение возможных причин расстройства брака. Таким образом, Церковь имела сведения о лицах, вступавших в брак и их поручателях, подтверждающих отсутствие препятствий к созданию семьи. Ртолько потом проводили чин оглашения три раза по воскресениям. Оглашение в век Просвещения проводили в приходской церкви невесты, а венчание — в храме жениха (13).
Препятствиями для брака кроме возраста могли быть душевные болезни, несогласие родителей или состояние в браке одного из супругов, близкородственные отношения брачующихся, количество браков. Согласно православной традиции, каждый последующий брак дворянина или дворянки был уступкой человеческой слабости и страсти, поэтому всего их разрешали не более трех. В бытовом обиходе обряд обручения называли помолвкой, так как она считалась "половиной венца". В этот день обменивались образами и кольцами. В своих мемуарах Е. Янькова отметила общее удивление, когда жених вместо иконы привез крест с мощами: это было нарушение традиции. Жених обычно преподносил подарки невесте: украшения с бриллиантами, шали, часы, веера (4). В эти дни родители жениха и невесты должны были очень усердно молиться за своих детей, а между самими родителями устанавливалась особая степень родственной близости — свойство. День заканчивался праздничным столом для родственников. В дворянском кругу было принято объявлять о свадьбе и заранее рассылать приглашения. Жених начинал проводить много времени в доме невесты.
В день помолвки подписывали также роспись приданого невесты. В него включали усадьбы с крестьянскими душами, деньги, образа, бриллианты, одежда, туалетные принадлежности, столовое и чайное серебро (14). Приданое готовилось заранее и отправлялось в дом жениха несколькими каретами. Обычно их было пять. Женские права на приданое в XVIII веке значительно окрепли. Муж не мог им распоряжаться один, продавать его и заключать покупные операции. При этом своих дочерей он снабжал приданым обязательно: оно составляло 1/14 отцовского имущества.
К сожалению, сам свадебный обряд XVIII века в мемуарной литературе описан достаточно скудно. Но судя по сохранившимся воспоминаниям, он во многом сохранял черты старинных обычаев. Так, К. Де Бруин, описывая свадьбу московского дворянина в доме Ф. Лефорта, отмечал, что все приглашенные были в старинных русских одеждах, обязателен был свадебный поезд, многочасовой пир и сопровождение молодых в спальню. Только на третий день свадьбы было разрешено придти на пир в немецких платьях и без общего поезда. В этот день мужчины и женщины сидели за столом и плясали вместе (15).
Р РІСЃРµ же, попробуем реконструировать день свадьбы. Ртак… Собственно свадьба предварялась длительным подготовительным периодом: накануне венчания жених Рё невеста соблюдали РїРѕСЃС‚ Рё исповедовались Сѓ РґСѓС…РѕРІРЅРёРєР°, Р° утро РґРЅСЏ венчания должны были провести РІ долгой искренней молитве. Невеста РІ этот день ничего РЅРµ ела Рё, РїРѕ старой СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ традиции, обязана была плакать. После благословения родителей жених Рё невеста отдельно ехали РІ церковь, которую обычно заранее красиво украшали Рё СЏСЂРєРѕ освещали. Впереди везли венчальную РёРєРѕРЅСѓ РІ отдельной карете. Невесту РІ храм РІРІРѕРґРёР» посаженный отец. Невесты были наряжены РІ глазетовое или парчовое белое платье СЃ длинным рукавом, РёРј делали прически СЃ пудреными волосами Рё венком РёР· красных СЂРѕР· — РёС… красный цвет символизировал дань древнерусской традиции покрытия невесты красным покрывалом. Кстати, свадебный торт также украшали красными розами, Р° также лебедем, СЂРѕРіРѕРј изобилия Рё РїРѕРґРєРѕРІРѕР№.
РћР±СЂСЏРґ венчания был традиционен. Р’РѕС‚ как Рљ. Де Бруин описал венчание Р.Р¤. Головина СЃ Рђ.Р‘. Шереметевой (здесь только нужно учитывать тот факт, что автор описания был иностранцем, Рё РјРЅРѕРіРёРµ традиции православной обрядности, именования церковной утвари Рё предметов, ему были неизвестны): "РљРѕРіРґР° начался РѕР±СЂСЏРґ, священник стал перед брачующимися Рё начал читать РєРЅРёРіСѓ, после чего жених надел кольцо РЅР° палец своей невесты. РўРѕРіРґР° священник РІР·СЏР» РґРІР° гладких венца, раззолоченные РЅР° РґРёРІРѕ, давал РёС… поцеловать, Р° затем возложил РёС… РЅР° головы жениху Рё невесте. Затем РѕРЅ СЃРЅРѕРІР° начал читать Рё, соединив правые СЂСѓРєРё жениха Рё невесты, провел РёС… таким образом троекратно РІРѕРєСЂСѓРі РїРѕ часовне. После этого священник РІР·СЏР» чашку СЃ красным РІРёРЅРѕРј, которого Рё дал выпить жениху Рё невесте. Рминуту спустя священник дал брачное благословление, Р° его величество приказал тут жениху поцеловать невесту. Немного спустя сели кушать: молодой — меж мужчинами, Р° молодая — меж женщинами, Р·Р° общим столом РІ большом РїРѕРєРѕРµ. Свадебный РїРёСЂ продолжался три РґРЅСЏ СЃСЂСЏРґСѓ, которые проведены были РІ пляске Рё РґСЂСѓРіРёС… всевозможных удовольствиях" (16). Родители РЅР° венчании РЅРµ присутствовали, так как Петр I СЃРІРѕРёРј указом 1724 РіРѕРґР° это запретил. Рмператор также сократил тексты молитв чина венчания, однако священники, несмотря РЅР° запрет, продолжали служить согласно принятой церковной традиции. Рнтересно, что РїСЂРё венчании нередко следовали каким-то обычаям, неизвестно РєРѕРіРґР° Рё почему установившимся, которые РЅРµ были оговорены церковными правилами. Рљ примеру, жених Рё невеста должны были обязательно стоять РЅР° СЂРѕР·РѕРІРѕРј атласе или шелке, невеста должна была держать букет, свечам нельзя было гаснуть, Р° предметам падать РІРѕ время венчания. Р’РёРґРёРјРѕ, здесь СЃРІРѕСЋ роль играли некие суеверия.
Ритуалы второго дня также во многом сохраняли старые русские традиции. Молодых называли князем и княгиней, они сидели во главе стола, который часто, уже на европейский манер, украшали балдахином с цветами. После свадебного пира начинались танцы, первым из которых был полонез с невестой в первой паре. В конце XVIII века вошло в моду танцевать вальс, первыми танец начинали жених и невеста. Со второго дня начинался долгий объезд молодыми всех родственников: сначала родни мужа, а затем жены. Так дворяне закрепляли узы нового родства. Все это скреплялось подарками: от денег до бриллиантов. Например, брат Н.Б. Долгорукой подарил ей 6 пудов столового серебра, старинные кубки и фляги. Особо богатые московские дворяне прямо из церкви после венчания отправлялись в коляске за границу — в свадебное путешествие. Те, кто имел средний достаток, обычно на третий день отъезжали в деревню, в свою усадьбу. Однако обязательной нормой для всех дворян без исключения было обустройство нового дома для молодых, ведь у них теперь была не только одинаковая фамилия, но общее местожительство.
РћРґРЅРёРј РёР· новшеств XVIII века стали разводы. Церковная православная традиция допетровского времени РЅРµ принимала "распуст", то есть развод. Рдаже РІ "просвещенный век" РѕРЅ был весьма нелегким делом. Церковные власти Рё РІ XVIII веке неохотно шли РЅР° развод, исключение составляли именно РґРІРѕСЂСЏРЅРµ. Как считают современные исследователи, официальный развод был возможен фактически только для РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕРіРѕ сословия (17). РџСЂРё этом для развода требовалась весьма важная причина: сумасшествие РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· СЃСѓРїСЂСѓРіРѕРІ, серьезная болезнь, доказанная измена, принятие монашества, безвременное отсутствие СЃСѓРїСЂСѓРіР°, ссылка Рё лишение состояния. Если РІСЃРµ же решались РЅР° развод, то РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёРµ РґРІРѕСЂСЏРЅРµ должны были получить разрешение консистории (РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ канцелярии), утвержденное епархиальным архиереем, Р° СЃ 1806 РіРѕРґР° дела такого СЂРѕРґР° решались РІ РЎРёРЅРѕРґРµ. РЎСѓРїСЂСѓРіРё чаще всего просто разъезжались, Р° длительная раздельная жизнь была важным аргументом для консистории РІ пользу развода. РљСЂРѕРјРµ того, женщина выигрывала РїСЂРё разъезде: РѕРЅР° получала полную СЃРІРѕР±РѕРґСѓ, которой Сѓ нее РЅРµ было Рё РІ девичестве. Еще большую СЃРІРѕР±РѕРґСѓ ей давало богатство Рё родовитость. Характерным примером женской выгоды был развод знаменитого полководца Рђ.Р’. РЎСѓРІРѕСЂРѕРІР° СЃРѕ своей молодой женой Варварой Рвановной, которая получила РѕС‚ мужа каменный РґРѕРј РІ РњРѕСЃРєРІРµ, оплату долгов РІ 22 000 рублей, Рё 8 000 РіРѕРґРѕРІРѕРіРѕ РґРѕС…РѕРґР°.
Дворянская семья XVIII века, особенно столичная, значительно отличалась РѕС‚ СЂСѓСЃСЃРєРёС… РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРёС… семей предыдущих столетий: РѕРЅР° строилась РЅР° новых принципах взаимоотношений мужа Рё жены. Супружество стало пониматься РІ РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕР№ среде как СЃРѕСЋР· РґРІСѓС… родственных РґСѓС€. Ртому способствовало отделение частной жизни РѕС‚ общественной, увлечение чтением Рё светской культурой. Принятие жены как РґСЂСѓРіР°, хранительницы семейных ценностей, РјСѓРґСЂРѕР№ "царицы" формировалось постепенно РїРѕРґ влиянием новых идеалов века Просвещения. Р’ начале века любовь между супругами понималась как добродетель Рё была близка понятиям "почитание" Рё "уважение". Рљ середине XVIII века любовь как понятие трансформировалось РІ дружбу Рё искреннюю привязанность. РљРЅСЏР·СЊ Рџ.Рђ. Вяземский писал жене, урожденной РєРЅСЏРіРёРЅРµ Гагариной: "Обнимаю тебя нежно Рё РІ поцелуе моем передаю тебе душу РјРѕСЋ. РўС‹, Бог Рё честь Р±СѓРґСѓС‚ спутниками РјРѕРёРјРё" (18). Семейное согласие стало РІ XVIII веке РѕРґРЅРѕР№ РёР· форм христианского общежития. Жена-РґСЂСѓРі выполняла важные функции РІ РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕР№ семье. РћРЅР° поддерживала мужа РІ его делах, оберегала его сословную честь, разделяла его труд РЅР° общественном поприще. РћРЅР° защищала честь семьи Рё отдельных его членов. Достаточно вспомнить самопожертвование Рќ.Р‘. Долгорукой, Р•.Р. Головкиной, Р•.Р . Дашковой, Р.Рќ. РЈСЂСѓСЃРѕРІРѕР№. Господство главы семьи РІ столичных РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРёС… семьях сохранилось, РЅРѕ РѕРЅРѕ носило более утонченный характер.
Мемуарная литература показывает, что семейная жизнь московского дворянства была наполнена светом особой любви мужей к женам и своим семьям. Супруг исполнял все прихоти жены, что ранее просто было немыслимо. Добродетельная жена в глазах мужчины XVIII века — женщина средней красоты и среднего достатка, она не столько любит подчиняться, сколько умеет понять и поддержать своего мужа. Жены видели в своих мужьях наставников и руководителей, своего ангела-хранителя и покровителя. Кстати говоря, принятый в 1782 году Устав благочиния предписывал жене пребывать в любви, почтении и послушании своему мужу (19). Во всех главных житейских вопросах дворянские жены обязательно получали одобрение мужа. Лишь независимые жены богатых и знатных фамилий со значительной собственностью редко советовались с мужьями. Покорность жены мужу претерпела значительные изменения, так как вместе с ростом дворянского самосознания рос и социальный престиж жен аристократов. Рэтого они не могли не осознавать, ведь для дворянки было важно почитание и прославление мужа, что также повышало и значение жен в глазах общества.
Конечно, "прелестный век" внес свои коррективы в семейные отношения. Если женщина продолжала считаться хранительницей семейных устоев, общественное мнение обязывало ее быть скромной и сдержанной, а публичная искренность в выражении чувств по тогдашним представлениям претила женской душе, то мужчине, наоборот, предписывалось публично выказывать свои чувства, более того, мужской мир XVIII столетия испытал все искусы "золотого века частной жизни". Впрочем, и женский мир менялся под влиянием модных европейских новшеств, а среди московских дворянок сложилась особая категория "модных жен". Кроме того, современные исследователи выделяют еще два типа московских жен. Один из них — "барыня-маркиза", отличавшаяся мобильностью, поздним вставанием, праздностью и "типовыми эмоциями" светского общества, пренебрегающая ведением хозяйства. Другой тип — "барыня-помещица", ведущая хозяйственные дела, подолгу жившая вне города в своем имении, поскольку от ее деловой хватки зависела жизнь семьи. Такие женщины великодушно прощали своих мужей, спасали семью от разрушения, воспитывали детей, были хорошо образованны, занимались благотворительностью. К этому типу относилась, например, графиня Е.М. Румянцева — она была дельной и расчетливой хозяйкой, учредила шерстяно-шелковую фабрику, продавала чулки и ковры, улучшила конский завод, заботилась об оранжереях, знала тонкости сельского хозяйства, вела сложные хозяйственные и земельные операции с редкой даже для купцов сметливостью (20).
Рвсе же Москва, по словам В.Г. Белинского, оставалась городом "патриархальной семейственности". В XVIII веке дети по-прежнему зависели от родителей и родственных фамильных связей. Даже после того, как дети обзаводились собственными семьями и домами, они обязаны были считаться с мнением родителей при принятии важных решений. Если взрослые дети не демонстрировали родителям свою любовь, преданность и послушание, то теряли доброе имя в общественном мнении света.
Дворянские семьи обычно были многодетными, Сѓ отца Рё матери было РїРѕ несколько братьев Рё сестер, десятки племянниц Рё племянников, дети РѕС‚ разных браков также роднились между СЃРѕР±РѕР№. Рљ примеру, РѕРґРЅСѓ фамилию носили РґРѕ 70 членов таких семей, как Долгорукие, Головины, Волконские, Трубецкие, Толстые, Строгановы, Румянцевы, Оболенские, Плещеевы, Потемкины, Раевские, Куракины, Гагарины, Воронцовы, Васильчиковы, Бестужевы-Р СЋРјРёРЅС‹, Баратынские Рё РґСЂ. (21) Рто были своеобразные семейные кланы, РІ которых родство занимало важнейшую роль. Если умирали родители, то РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРёРµ дети всегда были пристроены РІ семьи своего СЂРѕРґР°. Ребенок РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ выпадал РёР· этой родственной сети. Родство РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРёС… многоструктурных семей особенно было характерно для РњРѕСЃРєРІС‹. Р’.Р“. Белинский РїРѕ этому РїРѕРІРѕРґСѓ писал: "РќРµ любить Рё РЅРµ уважать СЂРѕРґРЅРё РІ РњРѕСЃРєРІРµ считается хуже чем вольнодумством. Р’С‹ обязаны будете знать РґРЅРё рождения Рё именин, РїРѕ крайней мере, полутораста человек, Рё РіРѕСЂРµ вам, если РІС‹ забудете поздравить РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· РЅРёС…. Рто немножко хлопотно Рё скучно, РЅРѕ ведь зато родство — священная вещь" (22).
Так, столь причудливо и противоречиво переплелись в XVIII столетии старорусские и новые, навеянные европейскими модами, традиции жизни дворянской семьи.
Список литературы
1. Михневич В.О. Русская женщина XVIII века. М., 1990. С. 180.
2. Белова А.В. Женщина дворянского сословия в России конца XVIII — перв. пол. XIX вв. Социокультурный тип. Дисс. на соиск. ст. канд. культурологии. М., 1999. С. 142.
3. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница. Х — нач. XIX в. М., 1997. С. 166.
4. Русский быт по воспоминаниям современников. XVIII в. От Петра до Павла. Ч. 1. Вып. 1. М., 1918. С. 272–276.
5. Полное собрание законов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ империи (далее — РџРЎР—Р Р). Рў. V, в„– 2789. РЎ. 4.
6. Лабзина Рђ.Р•. Воспоминания // Рстория жизни благородной женщины. Рњ., 1996. РЎ. 32.
7. Бундин Р®.Р. Русская свадьба. Рњ., РЎРџР‘; РўРёС…РІРёРЅ, 2004. РЎ. 84.
8. Головина В.Н. Записки. СПБ., 1900. С. 8.
9. Пушкарева Н.Л. Указ. соч. С. 158–160.
10. РџРЎР—Р Р. Рў. VI, в„– 3814. РЎ. 415.
11. РњРѕСЂРѕР·РѕРІР° Рћ.Р’. Рейн Рќ.Р’. Ртикет, обычаи, быт. Рњ., 2002. РЎ. 274.
12. РџРЎР—Р Р. Рў. VII, в„– 4406. РЎ. 197.
13. Кириченко О.Е. Дворянское благочестие. XVIII век. М., 2002. С. 135–136.
14. РћРџР Р“РРњРђ, С„. 25, РѕРї. 1, Рґ. 25, Р». 1-6. Р РѕСЃРїРёСЃСЊ свадебного приданого графини Р•.Рџ. Апраксиной (СѓСЂ. Голициной). 1716 РіРѕРґ.
15. Бруин К. Путешествие в Московию // Россия XVIII века глазами иностранцев. Л.,1989. С. 59–63, 103–105.
16. Там же. С. 103–105.
17. Лещенко В.Ю. Семья и русское православие. XI–XIX вв. СПБ.,1999. С. 161–162.
18. Любовь в письмах выдающихся людей XVIII–XIX веков. Калининград, 2000. С. 222.
19. РџРЎР—Р Р. Рў. XXI, в„– 15379. РЎ. 8–9.
20. Пономарева В.В. Хорошилова Л.Б. Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба. М., 2006. С. 182–184; Михневич В.О. Указ. соч. С. 192–193, 220–224.
21. Мальковская Т.Н. Семья и власть в России XVII–XVIII столетий. М., 2005. С. 161.
22. Белинский В.Г. Петербург и Москва // Московский летописец. Т. 1. М., 1988. С. 89.